Спросить
Войти

О КУЛЬТАХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ВОЙСК ЗАПАДА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Автор: указан в статье

ных и иных комитетов был возложен на комиссаров Положением о губернских и уездных комиссарах и постановлением о подчинении земельных и продовольственных комитетов ведению судов по административным делам, указывало министерство [8, с. 213].

В это время и комиссары начинают уповать только на силу. Так, смоленский уездный комиссар Михайлов писал губернскому комиссару Ефимову, что влиять на события может лишь такой комиссар, который обладает всей полнотой власти и полностью независим от населения. Губернскому комиссару, по его мнению, необходимо предоставить исключительные полномочия, вплоть до ареста и высылки лиц, нарушивших законы [9].

Ответом на подобные сообщения явился циркуляр министра внутренних дел Никитина, направленный комиссарам 21 октября. Министр говорил об угрожающем положении для страны и о необходимости решительной борьбы с выступлениями, нарушающими безопасность общества. Комиссары, как представители власти, обязывались для «подавления беспорядков действовать твёрдо и решительно, без малейших промедлений».

22 октября Никитин предписал комиссарам не покидать места службы без его предварительного разрешения (то есть фактически речь шла о переводе всего аппарата управления на казарменное положение). Наконец,
23 октября они получили едва ли не последний циркуляр министра внутренних дел, в котором говорилось, что в стране открыто раздаются призывы к захвату государственной власти и комиссары, как её представители, должны принять самые решительные меры [6, с. 241]. Однако эти телеграммы уже не могли спасти обречённый режим.

Осенью 1917 года государственная власть России оказалась в катастрофическом положении. В течение всего периода существования Директории и третьего коалиционного правительства с мест нарастал поток сообщений, свидетельствовавших о слабости комиссаров Временного правительства, а порой и полном их бессилии [6, с. 241]. Это, на наш взгляд, сыграло не последнюю роль в крушении власти Временного правительства и победе Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в октябре 1917 года.

Библиографический список

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1779. Оп. 2. Д.417.
2. Баранов, Е. П. Губернские комиссары Временного правительства / Е. П.Баранов // Вестник Московского университета. - Серия XII -Право. - № 5. - М.: МГУ, 1974. - С. 61-68.
3. Революционное движение в России в сентябре 1917. Общенациональный кризис [Документы и материалы]. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 631 с.
4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1788. Оп. 2. Д. 119. Л. 56.
5. Подготовка и победа Великой Октябрьской социалистической революции в Пензенской губернии: сборник документов и материалов. -Пенза, 1957. - С. 147-148.
6. Герасименко, Г. А. Народ и власть. (1917 год) / Г. А. Герасименко. - М.: Воскресенье, 1995. - 287 с.
7. Старцев, В. И. Крах керенщины / В. И. Старцев. - Л.: Наука, 1982. - 270 с.
8. Революционное движение в России накануне Октябрьского вооружённого восстания (1-24 октября 1917 г.). - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - 579 с.
9. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1788. Оп. 2. Д. 177. Л. 52. © Сагалаков Э. А., 2015

УДК 937.07

О КУЛЬТАХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ВОЙСК ЗАПАДА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Н. И. Соловьянов

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Если культы легионов в исторической науке исследованы, достаточно, то религиозная жизнь вспомогательных войск римской армии только начинает привлекать внимание историков. Результаты данного исследования показывают, что пантеон вспомогательных войск практически не отличался от пантеона легионов. Этому способствовало то, что с I века ауксилиа стали строевыми и по подбору ли чного состава, вооружению и боеспособности они практически не уступали легионам. Вспомогательные части в оперативном плане придавались центуриям легионов и подчинялись единому командованию из высокопоставленных римлян, которые вместе с воинскими часто выполняли обязанности жрецов различных римских божеств и могли влиять на сакральные предпочтения своих подчинённых.

В последние десятилетия оживился интерес к исследованию религии, исповедуемой римской армией. Этот интерес обусловлен величием мировой Римской державы, которое базировалось на религиозности её жителей и мощи профессиональной императорской армии.

На современном этапе в разработке интересующей нас проблемы наметились три направления: во-первых, изучение отдельных культов, исповедуемых римскими воинами в пределах всей империи или отдельных провинций, во-вторых, исследование комплекса культов римской армии в конкретных провинциях и, в-третьих, исследование религии, которой придерживалась римская армия, на одном типе источников.

К началу XXI в. исторической наукой были исследованы культы Юпитера Долихенского, культы гениев, в территориальном плане - культы римской армии, дислоцировавшейся в Балканских провинциях и Британии и, наконец, религия римской армии - по данным нумизматических источников [1].

Заметим, что никто из исследователей не изучает религию воинов auxiliae, несмотря на то, что к концу I в. вспомогательные части римской армии стали строевыми и в боевом отношении ничем не уступали легионам. В 2015 году автором данной статьи предпринята попытка исследования культов отдельных воинских частей [2; 3; 4; 5]. В этом же году нами опубликованы две статьи о религии и культах вспомогательных частей в римской Британии и о культах римской кавалерии [6; 7].

Настоящая статья является продолжением серии исследований о сакральных представлениях воинов вспомогательных войск римской армии.

Цель данной публикации - осветить посвятительные надписи auxilia, обнаруженные в западной части Империи - в её галльских и германских провинциях.

Первостепенное значение для решения поставленной цели имеют эпиграфические памятники, представляющие собой посвятительные и надгробные надписи воинам. Они дают сведения о принадлежности римских воинов ко всем родам войск, а также о социальных и этнических слоях императорской армии. И хотя различные роды войск в них представлены крайне неоднородно, всё же их можно признать достаточно представительными. К тому же именно надписи, не рассчитанные (в отличие от нарративных источников, созданных весьма образованными людьми античной цивилизации) на широкого читателя, несут в себе наименьшую долю субъективизма и потому заслуживают наибольшего доверия. Следует особо сказать, что именно надписи дошли до нас в первозданном виде.

Памятники, послужившие объектом нашего исследования, взяты из собрания избранных латинских надписей Германа Десо [8]. Из всех изданий надписей оно, по нашему мнению, отличается высоким уровнем научной представленности и потому наиболее интересно для исследователей. Указанное издание состоит из трёх томов (пяти книг сравнительно небольшого объёма) и включает 9 522 надписи, которые сгруппированы не по географическому принципу, а по содержательному и хронологическому. Текст каждой надписи сопровождается подробными комментариями, в которых в большинстве случаев не только указываются время, место находки и хранения надписи, но и даётся расшифровка наиболее сложных сокращений. Надписи пронумерованы сквозной для всех томов нумерацией.

Изучение эмпирического материала показывает, что большинство памятников, поставленных воинами вспомогательных войск римской армии, является надгробиями с посвящениями богам подземного царства -манам (dis manibus). Вотивные же стелы встречаются весьма редко, но, несмотря на это, и они позволяют получить представление о сакральных предпочтениях ауксилариев, особенно если сравнить данные вотивных стел с содержанием комплексов таких же памятников других родов войск, прежде всего легионов. Как и в памятниках всех других родов войск, в названных типах памятных плит почести воздавались прежде всего царствующим особам.

Далее рассмотрим особенности анализируемых нами памятников. Первый из них представляет собой коллективную посвятительную стелу из провинции Германия, изваянную в честь императора Адриана по заказу воинов первой конной алы сингулариев, благочестивой верной, набранной из провинциальных римских граждан. Об этом свидетельствует сама надпись на стеле:

ILS 2492. Германия 141 г. imp. Caesari divi j Hadriani fil., div. Tr. j nepo., Tito Ael. Hadrijano Antonino Aug. j Pio pontif. maximo j p. p., consul. III, tribun. j pot. IIII, ala I singular. j p. f. c. R.

Второй памятник посвящён божественному (императорскому) дому и богине Фортуне, покровительнице избранной судьбы, от трибуна первой, созданной одним из солдатских императоров Филиппианской когорты германцев:

ILS 2605. Германия III в. in h. d. d., deae | Fortunae sa|ncte balinealri reduci, Va|lerius Valeri|anus trib. cjoh. I Germanojrum Philippianjae votum posjuit, impp. dd. njn. Philippis Augjg. III et iterum j cos., 1. 1. m.

В этом посвящении нет ничего нового: за здравие, благополучие и согласие божественных императоров и членов их семей приносились жертвы и ваялись памятники, а также строились храмы самым могущественным римским, греческим и восточным богам во всех воинских частях, дислоцированных на территории империи. Воздаяние почестей живым и умершим императорам служило актом проявления лояльности населения и армии по отношению к правящей династии и Римской империи в целом. Посвящения высшим богам римского пантеона (богам Капитолийской патрицианской триады - Юпитеру, Юноне, Минерве) также олицетворяют единство римской державы.

Следующий памятник воздвигнут в честь верховного бога римского пантеона Юпитеру Всеблагому Величайшему. Его воздвигли от имени вексилляции (десантного отряда) первой смешанной (пешей и конной)

когорты кельтских племён секворов и рауроров под командованием Антонина Наталиса, центуриона легиона XXII Благочестивого верного, о чём и свидетельствует надпись, сделанная на данном памятнике:

ILS 2614. Германия 192 г. I. o. m. j vexil. j coh. I j Seq. et Raur. j eq. sub cur. j Anton. Natajl[i]s Т leg. XXII P. j p. f., ob burg. exjplic. v. s. 1. 1. m.

Приведённый факт ещё раз подтверждает мысль о том, что отдельные отряды вспомогательных войск придавались в оперативном плане центуриям легионов и имели совместное командование.

Вотивная стела с надписью: ILS 2626. Галлия II в. I. O. M. I et Iun.reg., I Finitius FiIdelis mil. I n. caddajrensium j in suo j posit, j Fusco et j Dextro cos. - сооружена от имени Финиция Фиделиса, воина нумера (племенного ополчения) кельтского племени каддарензов, в честь Юпитера Всеблагого Величайшего и Юноны Царственной.

Покровительнице ремёсел, наук, римской державы и справедливой войны Минерве Бессмертной от той же смешанной (пешей и конной) когорты кельтских племён секворов и рауроров поставлена стела с надписью:

ILS 2584. Германия II в. Minervae j aeneatores j coh. I Seq. j et Raur. eq. j v. s. 1. 1. m.

Следующий памятник являет собой традиционное для всех подразделений римской профессиональной императорской армии посвящение военным богам из группы dis militaris. Это посвящение верховному богу войны Марсу и его спутнице богине Победы Виктории. Судя по надписи, стела выполнена по обету, данному корни-куларием1 (адъютантом) командующего первой смешанной тысячной Флавиевой когорты лучников-дамасценов Сэмом Севером, недавно, при Северах, получившем римское гражданство:

ILS 2585. Германия III в. Marti et Victojriae j Soemus Severus j cornicul. coh. I Fl. j Damas. oo eq. sa[g], j v. s. 1. 1. m.

Таким образом, первая группа изваяний включает в себя памятники (надгробия и стелы), сооружённые, как правило, в честь богов подземного царства (манов - dis manibus); реже среди них встречаются вотивные стелы, воздававшие почести царствующим особам.

Другая по частотности посвящений группа сакральных памятников связана с культом врачевания. В нашем распоряжении имеется надпись, оставленная на одном из таких памятников и отличающаяся своеобразием:

ILS 2602. Германия I в. Apollini et AesIculapio, Salut., I Fortunae sacr., I pro salute L. PeItroni FIorentiIni praef. coh. IIII j Aq. eq. c. R. M. Rujbrius Zosimus j medicus coh. s. s.j domu Ostia [T]i[b]jer. v. s. 1. 1. m.

Следует отметить, что для западной части Римской империи не характерно обращение к Эскулапу (греч. Асклепию) и Аполлону. На западе, не имевшем культов специальных богов-целителей, с просьбами об исцелении обращались к различным богам: Юпитеру, Юноне, Минерве, Салюте, Фортуне, Геркулесу Салютиферу etc. Но востоке же империи ещё со времён эллинизма на базе фракийских верований сложился культ богов-исцелителей во главе с Аполлоном, его сыном Асклепием, дочерью Гигиеной (Пушеш) и юным демоном выздоровления Телесфором. В приведённой выше надписи дедикант Марк Рубирий Зосим, врач когорты, родом из Остии Тиберийской (провинция Фракия), фракиец, недавно получивший римское гражданство в частном порядке от некоего Марка Рубирия, благодарит за выздоровление префекта смешанной (пешей и конной) Акви-танской когорты Люция Петрония Флорентина, сразу и родных ему восточных богов - Аполлона и Эскулапа, и западных богов - Салюту и Фортуну.

Следующее посвящение относится к типично западным. Центурион VIII Августова легиона и препозит первой когорты гельветов благодарит Фортуну приглядывающую (ухаживающую):

ILS 2613. Галлия 148 г. Fortunae j Respicienti sacr. j Nasellius Projclianus Т leg. j VIII Aug., praejpositus chor. j I Heivetiorum j Torquato et Iuliano cos.

Приведённая надпись - ещё одно подтверждение мысли о наличии единого командования центурией легиона и вспомогательной части.

Третью группу образуют надписи, связанные с перегринальными культами. Как нами и предполагалось, воины, расквартированные в областях с преобладающим кельтским населением, почитали высшие кельтские божества (богинь-матерей) и полевых духов.

Так, декурион конной алы кельтского племени воконтиоров и наставник по фехтованию Симплиций Большой, родом из Британии, поставил алтарь кельтской богине-матери Вакдаверкусти с такой надписью:

ILS 2536. Германия. II в. deae Vagdaver. Custi., Sim[p]lijcius Super dec. alae Vocontior. j exerci[t]uus Britannici.

Полноправный римлянин Публий Квинт Фирмин, сын Луция из трибы Квирина, родившийся в г. Сисса Венерианская, трибун XXIIII когорты полноправных граждан римских, поставил стелу кельтским полевым духам Кампестерам, на которой имелась следующая надпись:

1 Так их называли за шлем с небольшими рожками.

ILS 2604. Германия III в. Campestribus j sacrum j P. Quintius L. fil. j Quir. [Fi]rminusj domo Sicca j Veneria, trib. j coh. XXIIII vol. c. R.

Перегринальные божества находились в различных связях с традиционными богами греко-римского пантеона. Особенность этих связей зависела от длительности и степени романизации покорённых римлянами народов. Так, кельтские божества Кампестер, Эпона, Сулевии были органично включены в состав римского пантеона и почитались совместно с богами указанного пантеона. В качестве примера приведём посвящение группы ветеранов, уволенных со службы в 132-141 гг. Надпись состоит из двух частей. В первой части перечисляются божества, которые, по-видимому, покровительствовали воинам в период длительной и трудной службы: это Юпитер Наилучший Высочайший, Юнона Регина, Минерва, Марс, Виктория, Геркулес, Фортуна, Меркурий, Салюта (Здоровье), Фелицитата (Счастье), Фатум (Судьба), Кампестеры, Сильван, Аполлон, Диана, Эпона, Сулевии. 1

Наконец, остановимся на совершенно не характерных для I-III вв. надгробных надписях с христианской символикой из Испании. Вот пример такого посвящения:

ILS 2811. Испания III в.+ Buraido milex j de num. Hipp. Reg., j vixit in pace j ann. XL, militajbit XCII quiebi j sbd. III n. Iul. indijt[io]n. nona.

ILS 2812. Испания III в.-+- mem. Fl. Ziperis j tribn. n. prm. fel. j lust., depositus est j in pc. agens tribujnatu Rusg. ann. XII.

Подобный случай весьма трудно объяснить, так как с эпохи Августа ауксилиа стали строевыми и по подбору личного состава, вооружению и боеспособности практически не уступали легионам, поэтому попасть туда с улицы христианам было весьма непросто. Исключение составляли племенные ополченцы: нумеры и симмахшрии, очень плохо экипированные и вооружённые, возглавляемые своими племенными вождями. Не исключаем, что среди них могли быть рано христианизированные по арианскому образцу ост- и вестготы, с конца II в. нанимавшиеся на пограничную службу в Империю в качестве федератов.

Подводя итог исследованию, можно сказать, что пантеон вспомогательных войск римской армии практически не отличался от пантеона легионов. Это обусловлено тем, что с I в. ауксилиа стали строевыми, они мало отличались от легионеров как подбором личного состава, так и боеспособностью и вооружением. Причину в малом различии воинов вспомогательных войск и легионеров видим также в том, что вспомогательные части в оперативном плане придавались центуриям легионов и подчинялись единому командованию из высокопоставленных римлян, которые часто вместе с воинскими обязанностями выполняли и функции жрецов различных римских божеств [9], следовательно, могли влиять на сакральные предпочтения своих подчинённых.

Библиографический список

1. Соловьянов, Н. И. Религия римской армии. К историографии проблемы / Н. И. Соловьянов // История мировых цивилизаций: культурные события как отражение общественных процессов: мат-лы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 27 апреля 2012 г. - Красноярск: КГПУ, 2012. - С. 25-31.
2. Соловьянов, Н. И. О культах воинов V Македонского легиона в Нижней Мёзии и Фракии / Н. И. Соловьянов // Современные проблемы общественных наук: сб. научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции (8 июня 2015 г.). - Вып. II. -Казань, 2015. - С. 17-20.
3. Соловьянов, Н. И. О культах I Италийского легиона на Балканах / Н. И. Соловьянов // О вопросах и проблемах современных общественных наук: сб. научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции (б июля 2015 г.). - Вып. II. - Челябинск, 2015. - С. 21-23.
4. Соловьянов, Н. И. О культах XI Клавдиева легиона в I-III вв. / Н. И. Соловьянов // Новые тенденции развития общественных наук: сб. научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции (10 августа 2015 г.). - Вып. II.. - Ростов-на-Дону, 2015. - С. 1б-17.
5. Соловьянов, Н. И. О культах легиона XIII Gemina I-III вв. / Н. И. Соловьянов // Общественные науки в современном мире: сб. научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции (10 сентября 2015 г.). - Вып. II. - Уфа, 2015. - С. 12-14.
6. Соловьянов, Н. И. О культах воинов вспомогательных войск в римской Британии в I-III вв. I Н. И. Соловьянов // Общественные науки: вопросы и тенденции развития: сб. трудов по итогам II Международной научно-практической конференции (г. Красноярск, 2015). -Красноярск, 2015. - С. 18-21.
7. Соловьянов, Н. И. О культах римской кавалерии / Н. И. Соловьянов // Общественные науки: вопросы и тенденции развития: сб. трудов по итогам II Международной научно-практической конференции (г. Красноярск). - Красноярск, 2015. - С. 14-17.
8. Desau, H. Inscriptiones Latinae Selectae (ILS) I H. Desau. - Vol. I-IV. Ed. 2. - Berolini: Weidmannos,1954-1955.
9. Соловьянов, Н. И. Римская армия и жречество / Н. И. Соловьянов // VI чтения памяти профессора В. Д. Блаватского: мат-лы конференции. - М.: Институт археологии РАН, 1999. - С. 47-51.

© Соловьянов Н. И., 2015

1 CIL. VI. 3114б: a) I.O.M. Iunoni, Minervae, Marti, Victoriae, Herculi, Fortunae, Mercurio, Felicitati, Fatis, Saluti, Campestribus, Silvano, Apollini, Dianae, Eponae, Matribus, Sulevis et Genio Singularium, Augusti ceterisque dis immortalibus.
РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ АРМИИ religion of the roman empire БОГИ gods КУЛЬТЫ cults АУКСИЛИА auxilia РИМСКИЙ ПАНТЕОН roman pantheon
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты