08.00.14 МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРА ГЕОПОЛИТИКИ РОССИИ
Маремкулов Арсен Нажмудинович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
профессор кафедры теории государства и права
Кабардино-Балкарский Государственный Университет, Нальчик (Россия)
Аннотация. Введение. Статья посвящена разработке экономических мер воздействия, посредством которых реально проявлялась и проводилась в жизнь политика российской самодержавной власти. Предметом исследования является - экономический фактор геополитики России на Северном Кавказе в XVIII - первой половине XIX века. Обращается внимание, что отечественная наука не отличается широким спектром подобного рода исследований, и существующий серьезный пробел в этом вопросе должен быть восполнен.
Материалы и методы. В работе применяются такие методы научного анализа, как: конкретно-исторический, толкование, сравнительно-правовой, формально-правовой, логико-юридический и т. д. Автором вводятся в научный оборот новые архивные материалы, свидетельствующие о роли экономического фактора в геополитических устремлениях самодержавной власти в северокавказском регионе.
Результаты и обсуждение. В статье рассматриваются отдельные аспекты геополитики, в том числе сформулированные российскими и зарубежными исследователями. В работе затрагиваются такие аспекты, как: обусловленность экономического фактора геополитики России на Северном Кавказе, торгово-экономические связи горских народов с русским населением, создание меновых дворов, способствовавших товарообмену горских народов, конкретные механизмы воздействия, применяемые царской администрацией, которые позволяют нам говорить о целенаправленном характере осуществляемой экономической политики.
Заключение. Подобный ракурс позволил автору считать экономический фактор одним из составных элементов в системе геополитики России на Северном Кавказе и одним из альтернативных способов изучения политики российского самодержавия в регионе.
TO STUDY OF THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF ECONOMIC FACTORS
OF RUSSIAN GEOPOLITICS
Maremkulov Arsen Nazhmudinovich, Professor, Department of theory of state and law Kabardino-Balkaria State University, Doctor of legal Sciences, candidate of historical Sciences.
Kabardino-Balkarian State University, Nalchik (Russia))
Abstract. Introduction. The article is devoted to development of economic measures through which really reflected and carried out in the life policy of the Russian autocracy. The subject of research is the economic and geopolitical factor of Russia in the North Caucasus in XVIII - first half of XIX century. The President noted that domestic science has a wide range of this kind of research, and the existing a serious gap in this issue needs to be remedied.
Materials and methods. In this paper we use such methods of scientific analysis, such as: the specific historical, interpretation, comparative legal, formal-legal, logical-legal, etc. the Author introduces into scientific circulation the new archival evidence of the role of the economic in the geopolitical ambitions of autocratic rule in the North Caucasusregion.
The results and discussion. This article discusses some aspects of geopolitics, including those contained Russian and foreign researchers. The work touches on such aspects as: the economic conditionality of the geopolitical factor of Russia in the North Caucasus, the trade and economic relations of the mountain peoples of the Russian population, creation of exchange courts contributed to the trade of the mountain people, the specific mechanisms of impact used by the tsarist administration, which allow us to talk about the purposeful nature of economic policy.
Conclusion. Such a perspective allowed the author to consider the economic factor is one of the constituent elements in the system of Russian geopolitics in the North Caucasus and one of the alternative ways to study the policy of Russian autocracy in the region.
Введение
На сегодняшний день наблюдается существенный интерес исследователей к вопросам геополитики. На современном этапе совершен серьезный прорыв в изучении многих аспектов геополитики [1]. Вместе с тем уже многие исследователи обращают свой взор не столько на географические параметры геополитики, сколько на роль экономического, религиозного, культурного и других факторов [2].
Особый интерес представляют работы, которые прямо связывают вопросы экономики и геополитики. И такой подход на современном этапе нам кажется отнюдь не случаен. Исследователи пытаются выявить причины глубочайших изменений в геополитике и глобальной экономике, а также определить приоритеты национальной экономики, необходимые изменения в отечественном производстве [3, с. 12-28]. Более того, специалисты справедливо замечают, что большая неопределенность экономической политики, связанная с политическими решениями вокруг напряженной геополитической ситуации, не дает полной уверенности в перспективах экономического развития России [4, с. 122].
Анализ научных исследований показывает необходимость изучения опыта наших предков. Совершенно очевидно, что накоплен огромный опыт, который, надо признать, малоизвестен подавляющему большинству исследователей. Но вместе с тем именно здесь заложен огромный познавательный материал, который необходимо учитывать при разработке современной геополитической стратегии России.
В этом ракурсе нам хотелось бы обратить свое внимание на экономический фактор геополитики России на Северном Кавказе в ХУШ - первой половине XIX века.
Возрастание интенсивности экономических процессов во всем мире к началу ХУШ в., безусловно, не могло не оказать влияния на геополитику России. В силу системно—го характера международных отношений, их постоянной динамики усиливается воздействие относительно нетрадиционного для геополитики России экономического фактора. Этот фактор был обусловлен модернизационными изменениями в сфере внутренней и внешней политики любого государства, которое претендовало на роль сверхдержавы. Поэтому любая попытка формирования общей государственной политики без учета экономических интересов для России означала бы одностороннее, половинчатое решение поставленной задачи.
Исторически одним из ведущих игроков кавказской геополитики выступает Россия [5, с. 13]. Россия с давних пор проводила активную деятельность, направленную на освоение Северного Кавказа, стремилась включить этот важный регион в сферу своих интересов. Особый размах проводимая политика приобрела в ХУШ веке. Этот период характеризуется не только активными военными действиями, но и серьезной разработкой комплекса экономических мер, посредством которых реально проявлялась и проводилась в жизнь политика российской самодержавной власти.
В первой половине XIX века активизация политики Российской империи на Северном Кавказе напрямую была связана с усилением международных позиций самодержавия [6, с. 35]. Как только Россия усиливала свой международный авторитет, экономический фактор приобретал новое звучание.
Материалы и методы
Анализ источников, относящихся к данной теме, позволяет сделать вывод о том, что на протяжении отмеченного выше периода в России практически был создан целый комплекс мер экономического характера, обеспечивавший процесс окончательного освоения Северного Кавказа. Исследование этого комплекса, обусловленного экономическим фактором геополитики, позволит проследить изменяющиеся социальные обстоятельства, реакцию на происходящие процессы, а также обнаружить иные новые грани проводимой политики. Подобный подход позволит продемонстрировать реальные возможности, сосредоточенные в экономическом воздействии, на ход общественных процессов.
Отсюда становится понятным интерес к исследуемой в данной статье проблеме. К сожалению, отечественная правовая и экономические науки не отличается широким спектром подобного рода исследований, а затрагиваемые вопросы носили лишь косвенный характер [7].
Между тем нельзя не отметить, что вопрос современного влияния экономики на геополитику становиться достаточно интересным для исследователей [8].
Более наглядно вопрос роли экономического
фактора можно проследить в исторических исследованиях. Так, Н. А. Сотавов в своей работе отмечает различие и сходство геополитических устремлений России, Турции и Ирана. Важным является то, что автор рассматривает реализацию геополитики претендующих на Северный Кавказ стран в целом, не отрывая геополитику от внутренних социально-экономических процессов в этих странах [9].
События, происходившие на Северном Кавказе в XVIII - XIX вв., были предметом пристального внимания А. Х. Касумова [10]. В своих работах автор на основе большого количества архивных материалов сформулировал ценные выводы о международной обстановке в XIX веке. Заслуживают внимания затронутые А. Х. Касумовым формы и методы реализации политики России на Северном Кавказе, где вместе с военными методами, освещаются вопросы влияния царского самодержавия на торговые отношения горских народов.
Изучению этих вопросов особое внимание уделил в своих работах А. Х. Бижев, где затрагиваются проблемы, связанные с пространственно-территориальным, экономическим, этнорелигиозным факторами политики России на Северном Кавказе [11].
Но и здесь, среди исторических работ, надо признать, что экономический фактор рассматривается не отдельно, а в комплексе геополитических устремлений держав того времени.
Убеждены, что изучение экономического фактора геополитики, а именно ретроспективное его изучение, будет способствовать раскрытию новых граней исследования политики на Северном Кавказе. Особая ценность подобного подхода заключается в том, что с течением времени можно определить эффективность достигнутых результатов и далее при формировании экономической политики Российского государства на современном этапе учитывать богатейший опыт наших предков.
Целью данной статьи является попытка показать роль исследования экономического фактора геополитики России на Северном Кавказе, как одного из альтернативных подходов, который позволяет выявить новые грани проблемы. Нами использованы принципы, приемы, методы, которые характерны для историко-правовой науки: объективность, превалирование исторических фактов над концепцией и критическое отношение к источникам. Преимущественно опирались на конкретно-исторический, сравнительно-правовой, формально-правовой, логико-юридический методы.
Результаты
Рассматривая в комплексе факторы геополитики России на Северном Кавказе, можно отметить, что
много точек соприкосновения имеют пространственно-территориальный и экономический факторы. Выделяя эту общность, отметим, что в нашем понимании геополитическая стратегия России на Северном Кавказе представляет собой группу главных материальных факторов, позволяющих осуществлять контроль над пространством.
С точки зрения геополитики России, Северный Кавказ, расположенный на стыке Европы и Азии, был выгодным долгосрочным приобретением, имеющим важное жизненное геополитическое пространство.
Экономический фактор геополитики России на Север—ном Кавказе был обусловлен также быстрым темпом раз—вития и укрепления международного положения Российского государства, для поддержания которого необходимы были не только завоеванные территории, но и торговые отношения. Все это приводило к тому, что, помимо традиционного военного контроля, Россия как супердержава должна была учитывать и складывающиеся в мире экономические отношения.
В XVШ в. роль экономического контроля усиливается по мере глобализации международных отношений. Экономические преобразования в России в начале XVШ в. вели, прежде всего, к развитию и укреплению «торговых связей, торговых путей». Это обстоятельство можно проследить на примере того, что «экономические и торговые соглашения, таможенные тарифы занимают большое место в переговорах, а также становятся причиной раздора и сближения» [12, с. 12-13].
Экономические интересы геополитики России, Турции и Ирана, как государств-соперников, были настолько противоречивы, что в принципе всякий раздел Кавказа, а в частности Северного Кавказа, на сферы влияния был практически невозможен. Каждая из сторон не удовлетворилась бы лишь косвенным влиянием на Кавказе, так как вынашивала далеко идущие планы. Иран стремился не только сохранить свое влияние на Кавказе, особенно в бассейне Каспийского моря, но и, по возможности, продвинуть свои северные границы и тем самым перекрыть Турции и Крымскому ханству торговые отношения со Средней Азией. Турция хотела расширить зоны своего контроля в Закавказье и Прикубанье, распространить с помощью крымских ханов и ногайских мурз свою власть на степные народы, живущие между Кубанью и Волгой, и таким образом попытаться установить контроль над торговой «магистралью» со Средней Азией. Россия же стремилась нейтрализовать Турцию, захватить господство на Каспийском море и побережье Черного моря и этим «обезопасить южные границы от нашествий и удовлетворить потребности своего экономического развития» [13, с. 38].
До XVIII века экономическая обособленность была характерной чертой развития Российского государства, где «сухопутная торговля носила исключительно вялый характер и ни экономически, ни технологически не под силу было поднять экономику сухопутной торговлей с ее гужевым транспортом. Единственная актуальная перспектива развития объективно связана с обретением морских портов и водных артерий» [14, с. 13]. Размах геополитических притязаний Российской державы делал окончательно невозможным проведение изоляционной экономической политики.
В первой половине XIX века экономический фактор заметно трансформируется и начинает занимать более очерченный характер. В актах самодержавной власти можно встретить целый комплекс мер направленный, на обустройство таможенных постов, установление карантинных линий, правовой регламентации меновых дворов и т.д.
Обсуждение
Изучение на конкретных примерах форм и методов реализации геоэкономической стратегии России на протяжении XVIII века позволяет нам говорить о целенаправленном характере осуществления экономической политики царской администрацией. Вместе с тем можно в разные периоды проследить различные по форме, но единые по направлению комплексы мероприятий, адекватные положению Российской империи на международной арене.
Самодержавная власть применяла такие меры, как: разведывательные экспедиции, создание меновых дворов, установление правил торговли и т. д. Наиболее наглядно усиление экономической составляющей можно проследить в актах органов самодержавия.
К примеру, содержание грамот Е.И.В. в первой половине XVIII века ярко свидетельствуют о главной черте проводимой политики - безопасности южных границ Российской империи [15]. Необходимо отметить, что для осуществления этой стержневой идеи в грамотах отражается поощрительный способ регулирования отношений. Считаем, что это обстоятельство говорило, прежде всего, о продуманной, взвешенной политике царского самодержавия, которое, стесненное рамками международных договоров, не могло проявить весь арсенал политических устремлений по отношению к народам Северного Кавказа.
Характер этого вида акта самодержавия значительно трансформируется и далее приобретает более отчетливый экономический характер. Законодатель устанавливал, что кабардинцам с меновых дворов должны были на нужды отпускать хлеб и соль. Здесь же отмечалось, что разрешалось производить торг в Кизляре и Астрахани, «продавать там избытки земли
вашей и покупать потребныя народу вашему материи, сукна и другие изделия, с наблюдением правил, изданных для таможень и карантинов, утвержденных для общего блага и к безопасности всех Наших подданных» [16, с. 333-335].
Тенденции существенного изменения к экономическому фактору геополитики можно проследить в первой половине XIX века. В этом плане интерес представляет высочайше утвержденное положение Комитета министров от 16 апреля 1838 г. по вопросу усиления мер по недопущению запрещений торговли горцев с турками [17].
Здесь Комитет министров счел необходимым согласиться с «нынешними обстоятельствами и соответственными целями», изложенными в записке министра финансов и утвердить ее. В свою очередь, данное положение Комитета министров было утверждено государем императором.
Записку министра финансов условно можно разделить на две части: в первой части отмечалась в целом ситуация, сложившаяся в области торговли с горцами на восточном берегу Черного моря, а во второй министр финансов предлагал уже конкретные меры для решения этого вопроса.
Вводная часть записки состояла из пяти пунктов, где излагались самые главные особенности торговли с горцами на указанном побережье.
Со ссылкой на высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 25 ноября 1837 г. и высочайше утвержденное положение Комитета Министров от 17 декабря 1835 г. регулировались такие вопросы, как правила захода купеческих судов, строительство карантинных застав, частная торговля с черкесами.
Отмечая подобные особенности осуществления торговли на Черноморском побережье, министр выделил приоритеты и характерные черты торговли с горцами. Несмотря на запреты, обозначенные в записке (наличие таможенных постов, установление карантинных линий и т. д.), подчеркивалось, что вовсе запрещать российским купцам торговать с горцами нельзя, т. к. «... совершенное запрещение ... заставило бы их, по необходимости, обратиться к потаенной торговле с Турками для приобретения нужных потребностей и для сбыта своих произведений».
Именно этот пункт можно считать главным в записке министра финансов, на основе которого было выработано предлагаемое решение обозначенных вопросов.
Министр финансов предлагал для отвращения неправильной торговли турок с горцами предоставить «.главному местному начальству в Закавказских областях сделать распоряжение, чтобы в те места восточнаго берега Черного моря, где нет таможенных учреждений, а велено устроить карантинные заставы и находятся российские войска, отнюдь не были допускаемы российские купеческия суда, пришедшие не прямо из российского порта ...и чтобы вымененные ими купленные оными судами у горских народов товары, были отвозимы в какой-либо российский порт, и из онаго уже доставлялись по мере надобности в иностранный порт, а не прямо в оный» [18].
Согласившись с мнением министра финансов и утвердив его записку, Комитет четко обозначил приоритеты в торговле с горцами, выделив среди всех вопросов в первую очередь обеспокоенность возможной торговли горцев с турками. Предложенные меры должны были нивелировать сношение горцев с турками и способствовать торговым связям с российским купечеством.
Проследить особое внимание к экономическому фактору можно в указе Сената от 24 апреля 1830 г., где утверждались временные правила для меновой торговли в Анапе [19].
В целом необходимо заметить, что эти временные правила представляли собой очень четкий механизм регулирования торговых отношений между Россией и народами Северного Кавказа. Необходимо отдать должное Сенату, который, на наш взгляд, учел практически все нюансы регулируемого вопроса. Этот акт можно по праву считать одним из самых прогрессивных в процессе мирного укрепления позиций России в регионе.
Изначально хотелось бы обратить внимание на то, что эти правила не считались окончательными.
В указе Сената (в преамбуле) отмечалось, что правила меновой торговли носят временный характер, «доколе опыт покажет, какие нужно будет сделать в оных изменения».
Далее в пункте первом правил отмечалось, что меновая торговля в Анапе свободна для всех сословий Российского государства и горцев. Причем для улучшения конкуренции никому из российских промышленников не предоставлялось исключительное право.
Среди положительных моментов развития торговых отношений между сторонами можно отметить пункты 2, 3 правил, закрепляющих порядок формирования цены за товар, а также предупреждение злоупотреблений со стороны промышленников.
Анапское временное правление должно было для установления цен пригласить со стороны горцев несколько старшин из ближайших аулов и определить на товар цену, которая должна была быть написана на русском и татарском языках и утверждена подписью командующего войсками Кавказской линии. Для предупреждения же злоупотреблений со
стороны российских промышленников на весы и меры, на которых отпускались товары, должны были быть наложены печати Анапского временного правления с гербом Российской империи.
Особый интерес представляют пункты 8, 9 временных правил. В пункте 8 закреплялся порядок рассмотрения споров. В случае возникновения спора разбирательство должно было проходить словесно через двух посредников с каждой стороны при участии смотрителя, а при необходимости - члена правления. Вместе с тем, устанавливая подобный порядок разрешения споров, Сенат предписывал, что «.должно всячески стараться, чтобы подобныя дела не случались между горцами и нашими подданными».
Пункт 9 регулировал порядок рассмотрения преступлений, связанных с проведением меновой торговли. Закреплялось, что при драках, воровстве, убийстве необходимо руководствоваться положением высочайше утвержденного для Сибирских Киргиз от 22 июля 1822 г. Устава о сих народах (глава У § 206 и 207). То есть относительно горцев уголовным преступлением необходимо было считать только: 1) государственную измену, 2) убийство, 3) грабежи, 4) возмущение против установленной власти. Все остальные дела и даже кражу было признано «почитать исковыми, доколе их нравы не будут смягчены образованием».
Торговля должна была производиться под руководством Анапского временного правления, а карантинные чиновники должны руководствоваться временными правилами и не вмешиваться ни в какие дела, которые не входили в круг их полномочий.
Анализ архивных материалов позволяет проследить практическую реализацию этих мер.
Царские чиновники, высказывая свое мне—ние по поводу учреждения на Кавказской линии меновых торгов с горскими народами, отмечали: «Учреждение меновых торгов полагаю удобным для народов Кабардинского в селении Прохладном, ... из которого распоряжений моему кабардинцы довольствуются солью, для мирных чеченцев в Низре, где нужно будет устроить карантин, для горских чеченцев в Ла-щурине, для закубанских народов в Канстиногорске, Прочноокопе и в Устлабе, в Канстиногорске есть карантинные заставы, которые нужно увеличить и на местах сих положительно меновые дворы» [20].
Самодержавная власть последовательно продолжала проводить свою политику, активно делая акцент на экономическую составляющую: «... всем торгующим товары свои привозить на меновые дворы, как то посредством карантинных предосторожностей при покупке хлеба и соли горцами на деньги и помину в казну не брать для поощрения сего рода
торговли (выделено нами. - А. М.) и для оказания им Высочайшего Императорского величества и предоставить торгующим свободу сторон на собственную их волю и иметь только наблюдения со стороны пристава, чтобы не было обмана в торговле, в чем оказавшиеся российскими подданными должны быть отправлены к суду, а горцы отправлены к их обществу для наказания по их обычаям» [21].
Заключение
Подводя краткий итог можно отметить, что экономический фактор являлся составным элементом в системе геополитики России на Северном Кавказе. Помимо территориальных притязаний, освоение региона имело и экономические основания. На протяжении ХУШ - XIX веков можно проследить процесс трансформации экономического фактора геополитики России на Северном Кавказе, где на смену идеи «экономической безопасности» страны, которая была обусловлена напряженностью русско-турецко-иранских отношений и неопределенностью статуса южной границы Российской империи, приходит экономическая политика с расширением торгово-экономических связей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
REFERENCES
osmyslenija rossijskoj geopolitiki XIX v. (North Caucasus: to a question of judgment of the Russian geopolitics of the 19th century), Rossijskij nauchnyj zhurnal, 2010, No. 6.
North Caucasus in the Russian-Iranian and Russian-Turkish relations in XVIII), M, 1991.
Дата поступления статьи в редакцию 24.07.2016.