Спросить
Войти

Михаил Ломоносов и Киево-Могилянская академия: точки пересечения

Автор: указан в статье

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА

РАННИЕ АВТОГРАФЫ М.В. ЛОМОНОСОВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АНАЛИЗА

Статья посвящена палеографическому анализу ранних (1725-1730) автографов М.В. Ломоносова. Сравнение манеры письма, типа почерка и других характеристик автографов позволило сделать вывод о том, что между 1726 и 1730 годами М.В. Ломоносов мог проходить курс обучения в славяно-русской школе в Холмогорах.

Сведения о детских и отроческих годах М.В. Ломоносова могут считаться полулегендарными. В первых биографиях ученого, опубликованных в 1765 и 1772 годах, им отведено лишь несколько строк [6, с. 1], а главным источником для последующих жизнеописаний стала так называемая «Академическая биография», появившаяся в 1784 г. Однако достоверность помещенных в ней сведений о жизни Ломоносова на родине вызывает сомнения у исследователей [6, с. 2]. Более поздние свидетельства земляков М.В. Ломоносова (например, В. Варфоломеева) «грешат неточностями, поскольку выступают уже в переложении и со слов» весьма пожилых людей, и поэтому «биографические сведения о детстве и юности М. Ломоносова... исходят из не совсем достоверных источников» [6, с. 3,1]. Тем не менее, в исследовательской литературе практически однозначно утверждается, что М.В. Ломоносов учился читать и писать у церковного дьячка Семена Сабельникова и ку-ростровца Ивана Шубного (коммент. 1).

В данной ситуации огромное значение приобретают сохранившиеся автографы (рукоприкладства] юного Ломоносова, которые датируются 1725-1730 годами и относятся к «куростров-скому» периоду его жизни (до ухода в Москву]

Л.В. Мошкова

Ломоносов М.В., автографы, тип почерка, обучение письму, славянорусская школа, Холмогоры.

© Мошкова Л.В., 2011.

117

(коммент. 2). Их графико-палеографический анализ может прояснить два весьма важных момента: во-первых, определить время, когда М. Ломоносов обучался письму, во-вторых, уточнить, кто мог обучать его этому непростому умению.

В основе обучения письму лежал процесс копирования: ученик должен был стремиться как можно более точно передать предложенный ему образец (например, азбуку-пропись]. Поэтому если пропись была написана рукой учителя, а занятия проводились с достаточной регулярностью до выработки твердых навыков, почерк ученика неизбежно походил на почерк его учителя. Конечно, степень этого сходства была разной, а после завершения обучения могла и уменьшиться, но не пропасть окончательно.

Самые ранние рукоприкладства М. Ломоносова относятся к достаточно узкому хронологическому периоду: второй половине сентября - началу октября 1725 года, когда он находился вместе с отцом в Архангель ском городе. Поскольку автографов 16 (коммент. 3], а каждый из них представляет развернутую подпись, мы имеем вполне надежную источ-никовую базу для анализа.

Тип почерка этих рукоприкладств (коммент. 4] можно определить как скоропись, в основе своей восходящую к почеркам последней четверти ХУП-начала XVIII века и в большинстве случаев почти лишенную признаков своего времени - середины 20-х годов XVIII столетия. Автографы М. Ломоносова не выделяются из общей массы рукоприкладств, оставленных в этой книге «горожанами» Архангельска и жителями других волостей ни по типу, ни по уровню владения пером (коммент. 5). Почерк нельзя назвать разработанным (14-летний М. Ломоносов скорее демонстрирует знание того, как пишутся буквы) и беглым (свободным). Особенно это заметно в самом раннем автографе, сделанном через несколько дней по приходе в Архангельск. Хорршо видно, что процесс написания текста дается отроку с трудом, а недостаток опыта он пытается компенсировать некими «графическими украшениями» (см. илл. 1) (коммент. 6).

г С*Ц 6 " ШдтТнгч

§ 41 (уъф 6«

| Л.В. Мошкова

1иЛ [мфс ^уу«- <3 ^ АШгролО^ Мигало /р,

Однако, почерк устойчив, и если не слишком красивое (каллиграфичное) единичное рукоприкладство можно было бы попытаться объяснить непривычными условиями письма, то в данном случае это не так. Поэтому можно предположить, что если М. Ломоносов и учился до этого письму у какого-либо учителя, то обучение ограничилось только начальным этапом: показом того, как правильно держать перо и писать буквы. Дальше он, вероятно, практиковался сам и делал это не слишком часто: хотя определенная беглость в почерке присутствует, но хорошо видно, что к письму он не совсем привычен (см. илл. 2, 3) (коммент. 7). Тем не менее, к концу пребывания в Архангельске (начало октября 1725 г.] можно отметить увеличение скорости письма и, следовательно, развитие навыков. Помимо этого, М. Ломоносов мог также ориентироваться на манеру письма других лиц, рукоприкладства которых видел во время пребывания в городе.

Следующее по времени рукоприкладство сделано М. Ломоносовым в начале февраля 1726 года в своей родной деревне (коммент. 8). По типу это также скоропись, однако, в ней явно присутствуют черты, характерные для конца ХУП-первой четверти XVIII века: первая буква многих слов «прописная» (размером отличается от следующих за ней), очень сильным нажимом пера выделяются части некоторых букв (преимущественно вертикальные).

Отдельными элементами написания букв Л и С, это рукоприкладство напоминает самый ранний из рассмотренных автографов, характерной

чертой которого были «графические украшения» (см. выше). Поэтому с осторожностью можно предположить, что за прошедшее достаточно н большое время М. Ломоносов опять обратился к прежнему «образцу», на который он и пытался ориентироваться. И, поскольку наиболее широко были распространены почерки с указанными особенностями лет за двадцать до этого, то «учитель» был старше М. Ломоносова примерно лет на 15.

Самый последний из анализируемых автографов - рукоприкладство сделанное 25 января 1730 года, кардинально отличается от более ранних (см. илл. 4) (коммент. 9). Во-первых, перед нами иной тип почерка - курсив Во-вторых, это книжный курсив, а не делопроизводственный. В-третьи это вполне разработанный, устойчивый почерк человека, привыкшего (и умеющего) писать. Следовательно, за прошедшие 4 года (вернее, 4 зимы М. Ломоносов приобрел умения и навыки, которыми не обладал ранее.

Правомерно задать вопрос: где он мог научиться так писать? И в дан ном случае возможно следующее предположение. В четырех километрах по прямой (через реку) от родного села М. Ломоносова располагались Холмогоры - центр архиепископской кафедры, знаменитый в недалеком прошлом при владыке Афанасии (1682-1702) активной книгописной деятельностью [10, с. 117-125], которая не прекращалась и при после дующих владыках. Обучение при скриптории - один из традиционных путей для лиц, желающих получить книжное образование.

Однако возможен и иной вариант: при архиепископе Варнаве в 1720 г, в Холмогорах была создана навигацкая школа, в 1723 г. на ее основе открыта славяно-русская школа при архиерейском доме (коммент. 10). Занятия в этой школе и мог посещать любознательный юноша. Конечно, путь до Холмогор и обратно можно проделать и за один день, хотя в условиях короткого полярного дня это и нелегко. Поэтому логичным представляется уход на некий срок, о продолжительности которого можно только гадать. Вероятно, именно во время своего пребывания в Холмогорах М. Ломоносов выработал свой новый почерк, перейдя на иную манеру письма.

В заключение можно отметить, что наиболее перспективными в плане изучения ран-нихавтографов М.В.Ломоносова представляются две задачи.

| Л.В. Мошкова

Во-первых, постараться выявить в дошедших до нас документах подписи (или иные собственноручно написанные тексты) его односельчан, которых в историографии принято назвать учителями М. Ломоносова, и сравнить их с автографами будущего ученого. Сходство типа почерка и особенностей письма может подтвердить или опровергнуть бытующее в исследовательской литературе мнение.

Во-вторых, если удастся найти книги, написанные в Холмогорском архиерейском скриптории во второй половине 20-х годов XVIII века, мы сможем сравнить манеру письма, характерную для них, с самым поздним из рассмотренных автографов М.В. Ломоносова. В случае, если будет обнаружено их сходство, высказанная автором первая гипотеза получит весомое подкрепление.

Косвенным свидетельством правомерности второй высказанной гипотезы об обучении в школе при архиерейском доме являются книги, которые сам М.В. Ломоносов называл «вратами учености»: Арифметика Л. Магницкого (наследие недолго существовавшей навигацкой школы) и Грамматика Мелетия Смотрицкого - единственное на тот момент пособие для изучения церковнославянского языка.

- Комментарии ——

1. См., например: [1, с. 165-166; 4, с. 7]. Вероятно, более права В.П. Соломина, считающая, что мнение, утвердившееся в науке, восходит к «Академической» биографии, в которой говорилось, что грамоте Ломоносова обучал священнослужитель сельской церкви, которого исследователи потом отождествили с С. Сабельниковым, и высказывающая предположение об обучении в семье у грамотных родственников [6, с. 6].
2. Сохранилась также помета на книге - «Списывал с сей тетради Ми-хайло Ломоносов», но В.П. Соломина считает, что почерк «не похож на известные автографы Ломоносова» [6, с.7].
3. В конце 1970-х годов Н.Л. Коньков обнаружил в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) сразу 14 автографов М.В. Ломоносова, которые он оставил в книгах Архангелогородской таможни: РГАДА. Ф. 273, оп. 1, № 32739. Л. 14; № 32740. Л. 42, 46, 50 об., 58, 59 об.; № 32741. Л. 119; № 32742. Л. 319; № 32786. Л. 62 об., 216, 322 об., 373; № 32787. Л. 148, 197 об. Исследование и фотокопии опубликованы в двух статьях: [2, с. 82-87; 3, 83-88]. Автор настоящей статьи при просмотре указанных книг обнаружил еще два автографа, вероятно, не замеченные исследователем: Ф. 273, оп. 1, № 32740. Л. 55 об.; № 32742. Л. 184.
4. Здесь надо отметить, что определение типа почерка всегда достаточно субъективно, и разные исследователи могут характеризовать его по-разному. Однако здесь и далее автор постарается последовательно придерживаться принятых им терминов.
5. Конечно, есть рукоприкладства скорее процарапанные, чем написанные (при этом буква «н» передана так, как она выглядела в далеком прошлом - как латинское «N»3, но их очень мало. Намного больше лиц, владевших пером свободно и пишущих если не красиво, то бегло и правильно.
6. [7, л. 119] Поскольку автор настоящей статьи анализировал почерк М. Ломоносова не по фототипическому воспроизведению в статьях Н.Л. Конькова, а по подлинным книгам, здесь и далее ссылки даются на привлеченный источник.
7. В качестве иллюстраций приведены новонайденные рукоприкладства [8, л. 55 об.; 9, л. 184].
8. Почерк анализируется по снимку, опубликованному в буклете [6, с. 6].
9. Почерк анализируется и приводится по снимку [6, с. 14].
10. Архиепископ Холмогорский и Важеский Варнава в начале XVIII в. занимал должность учителя и проповедника в Московской славяно-греко-латинской академии [5, с. 651).

- Литература 1. Коньков Н.Л. Известия куростровских актов о современниках М.В. Ломоносова // История СССР. - 1978. - № 6.

2. Коньков Н.Л. Неизвестные ранние автографы М.В. Ломоносова // Вестник Московского университета. Серия VIII. История. - 1978. -№2.
3. Коньков Н.Л. Новые ранние автографы М.В. Ломоносова // Историография и источниковедение истории северного крестьянства СССР: Северный археографический сборник. - Вологда, 1980.
4. Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь / Сост. Э.П. Карпе-ев. - СПб., 1999.
5. Православная энциклопедия. Т. 6. -М., 2003.
6. Ранние автографы М.В. Ломоносова. [Буклет] / Подгот. В.П. Соломина. Архангельский областной краеведческий музей. - 1986.
7. РГАДА.Ф, 273, оп.1,№ 32741.
8. РГАДА. Ф. 273, оп. 1, № 32740.
9. РГАДА. Ф,273, оп. 1, № 32742.
10. Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1,-СПб., 1992.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты