ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА
РАННИЕ АВТОГРАФЫ М.В. ЛОМОНОСОВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АНАЛИЗА
Статья посвящена палеографическому анализу ранних (1725-1730) автографов М.В. Ломоносова. Сравнение манеры письма, типа почерка и других характеристик автографов позволило сделать вывод о том, что между 1726 и 1730 годами М.В. Ломоносов мог проходить курс обучения в славяно-русской школе в Холмогорах.
Сведения о детских и отроческих годах М.В. Ломоносова могут считаться полулегендарными. В первых биографиях ученого, опубликованных в 1765 и 1772 годах, им отведено лишь несколько строк [6, с. 1], а главным источником для последующих жизнеописаний стала так называемая «Академическая биография», появившаяся в 1784 г. Однако достоверность помещенных в ней сведений о жизни Ломоносова на родине вызывает сомнения у исследователей [6, с. 2]. Более поздние свидетельства земляков М.В. Ломоносова (например, В. Варфоломеева) «грешат неточностями, поскольку выступают уже в переложении и со слов» весьма пожилых людей, и поэтому «биографические сведения о детстве и юности М. Ломоносова... исходят из не совсем достоверных источников» [6, с. 3,1]. Тем не менее, в исследовательской литературе практически однозначно утверждается, что М.В. Ломоносов учился читать и писать у церковного дьячка Семена Сабельникова и ку-ростровца Ивана Шубного (коммент. 1).
В данной ситуации огромное значение приобретают сохранившиеся автографы (рукоприкладства] юного Ломоносова, которые датируются 1725-1730 годами и относятся к «куростров-скому» периоду его жизни (до ухода в Москву]
Л.В. Мошкова
Ломоносов М.В., автографы, тип почерка, обучение письму, славянорусская школа, Холмогоры.
© Мошкова Л.В., 2011.
(коммент. 2). Их графико-палеографический анализ может прояснить два весьма важных момента: во-первых, определить время, когда М. Ломоносов обучался письму, во-вторых, уточнить, кто мог обучать его этому непростому умению.
В основе обучения письму лежал процесс копирования: ученик должен был стремиться как можно более точно передать предложенный ему образец (например, азбуку-пропись]. Поэтому если пропись была написана рукой учителя, а занятия проводились с достаточной регулярностью до выработки твердых навыков, почерк ученика неизбежно походил на почерк его учителя. Конечно, степень этого сходства была разной, а после завершения обучения могла и уменьшиться, но не пропасть окончательно.
Самые ранние рукоприкладства М. Ломоносова относятся к достаточно узкому хронологическому периоду: второй половине сентября - началу октября 1725 года, когда он находился вместе с отцом в Архангель ском городе. Поскольку автографов 16 (коммент. 3], а каждый из них представляет развернутую подпись, мы имеем вполне надежную источ-никовую базу для анализа.
Тип почерка этих рукоприкладств (коммент. 4] можно определить как скоропись, в основе своей восходящую к почеркам последней четверти ХУП-начала XVIII века и в большинстве случаев почти лишенную признаков своего времени - середины 20-х годов XVIII столетия. Автографы М. Ломоносова не выделяются из общей массы рукоприкладств, оставленных в этой книге «горожанами» Архангельска и жителями других волостей ни по типу, ни по уровню владения пером (коммент. 5). Почерк нельзя назвать разработанным (14-летний М. Ломоносов скорее демонстрирует знание того, как пишутся буквы) и беглым (свободным). Особенно это заметно в самом раннем автографе, сделанном через несколько дней по приходе в Архангельск. Хорршо видно, что процесс написания текста дается отроку с трудом, а недостаток опыта он пытается компенсировать некими «графическими украшениями» (см. илл. 1) (коммент. 6).
г С*Ц 6 " ШдтТнгч
§ 41 (уъф 6«
| Л.В. Мошкова
Однако, почерк устойчив, и если не слишком красивое (каллиграфичное) единичное рукоприкладство можно было бы попытаться объяснить непривычными условиями письма, то в данном случае это не так. Поэтому можно предположить, что если М. Ломоносов и учился до этого письму у какого-либо учителя, то обучение ограничилось только начальным этапом: показом того, как правильно держать перо и писать буквы. Дальше он, вероятно, практиковался сам и делал это не слишком часто: хотя определенная беглость в почерке присутствует, но хорошо видно, что к письму он не совсем привычен (см. илл. 2, 3) (коммент. 7). Тем не менее, к концу пребывания в Архангельске (начало октября 1725 г.] можно отметить увеличение скорости письма и, следовательно, развитие навыков. Помимо этого, М. Ломоносов мог также ориентироваться на манеру письма других лиц, рукоприкладства которых видел во время пребывания в городе.
Следующее по времени рукоприкладство сделано М. Ломоносовым в начале февраля 1726 года в своей родной деревне (коммент. 8). По типу это также скоропись, однако, в ней явно присутствуют черты, характерные для конца ХУП-первой четверти XVIII века: первая буква многих слов «прописная» (размером отличается от следующих за ней), очень сильным нажимом пера выделяются части некоторых букв (преимущественно вертикальные).
Отдельными элементами написания букв Л и С, это рукоприкладство напоминает самый ранний из рассмотренных автографов, характерной
чертой которого были «графические украшения» (см. выше). Поэтому с осторожностью можно предположить, что за прошедшее достаточно н большое время М. Ломоносов опять обратился к прежнему «образцу», на который он и пытался ориентироваться. И, поскольку наиболее широко были распространены почерки с указанными особенностями лет за двадцать до этого, то «учитель» был старше М. Ломоносова примерно лет на 15.
Самый последний из анализируемых автографов - рукоприкладство сделанное 25 января 1730 года, кардинально отличается от более ранних (см. илл. 4) (коммент. 9). Во-первых, перед нами иной тип почерка - курсив Во-вторых, это книжный курсив, а не делопроизводственный. В-третьи это вполне разработанный, устойчивый почерк человека, привыкшего (и умеющего) писать. Следовательно, за прошедшие 4 года (вернее, 4 зимы М. Ломоносов приобрел умения и навыки, которыми не обладал ранее.
Правомерно задать вопрос: где он мог научиться так писать? И в дан ном случае возможно следующее предположение. В четырех километрах по прямой (через реку) от родного села М. Ломоносова располагались Холмогоры - центр архиепископской кафедры, знаменитый в недалеком прошлом при владыке Афанасии (1682-1702) активной книгописной деятельностью [10, с. 117-125], которая не прекращалась и при после дующих владыках. Обучение при скриптории - один из традиционных путей для лиц, желающих получить книжное образование.
Однако возможен и иной вариант: при архиепископе Варнаве в 1720 г, в Холмогорах была создана навигацкая школа, в 1723 г. на ее основе открыта славяно-русская школа при архиерейском доме (коммент. 10). Занятия в этой школе и мог посещать любознательный юноша. Конечно, путь до Холмогор и обратно можно проделать и за один день, хотя в условиях короткого полярного дня это и нелегко. Поэтому логичным представляется уход на некий срок, о продолжительности которого можно только гадать. Вероятно, именно во время своего пребывания в Холмогорах М. Ломоносов выработал свой новый почерк, перейдя на иную манеру письма.
В заключение можно отметить, что наиболее перспективными в плане изучения ран-нихавтографов М.В.Ломоносова представляются две задачи.
| Л.В. Мошкова
Во-первых, постараться выявить в дошедших до нас документах подписи (или иные собственноручно написанные тексты) его односельчан, которых в историографии принято назвать учителями М. Ломоносова, и сравнить их с автографами будущего ученого. Сходство типа почерка и особенностей письма может подтвердить или опровергнуть бытующее в исследовательской литературе мнение.
Во-вторых, если удастся найти книги, написанные в Холмогорском архиерейском скриптории во второй половине 20-х годов XVIII века, мы сможем сравнить манеру письма, характерную для них, с самым поздним из рассмотренных автографов М.В. Ломоносова. В случае, если будет обнаружено их сходство, высказанная автором первая гипотеза получит весомое подкрепление.
Косвенным свидетельством правомерности второй высказанной гипотезы об обучении в школе при архиерейском доме являются книги, которые сам М.В. Ломоносов называл «вратами учености»: Арифметика Л. Магницкого (наследие недолго существовавшей навигацкой школы) и Грамматика Мелетия Смотрицкого - единственное на тот момент пособие для изучения церковнославянского языка.
- Комментарии ——
- Литература 1. Коньков Н.Л. Известия куростровских актов о современниках М.В. Ломоносова // История СССР. - 1978. - № 6.