Спросить
Войти

ФРАНЦУЗКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ МАДАГАСКАРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.: ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ ПОСТОЯННЫХ ПОСЕЛЕНИЙ НА ОСТРОВЕ

Автор: указан в статье

УДК 94(69); 94(44)035

ФРАНЦУЗКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ МАДАГАСКАРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.: ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ ПОСТОЯННЫХ ПОСЕЛЕНИЙ НА ОСТРОВЕ

Махеров Владимир Владимирович, студент Сибирского федерального университета г. Красноярска

Уметбаев Тимур Шамилевич, кандидат исторических наук, научный руководитель, доцент кафедры всеобщей истории Гуманитарного института СФУ, г. Красноярск

В статье анализируется освоение французскими колониальными экспедициями острова Мадагаскар в XVII в. Данный остров не был особо богат полезными ископаемыми, однако Мадагаскар являлся отличным плацдармом и базой для освоения индийского и азиатского регионов, контроль которого бы упрощал колониальную экспансию. Именно поэтому контроль над островом давал значительное преимущество в колониальной гонке.

FRENCH COLONIZATION OF MADAGASCAR IN THE FIRST HALF OF THE SEVENTEENTH CENTURY: ATTEMPTS TO CREATE PERMANENT SETTLEMENTS ON THE ISLAND

Makherov V. V., student of the Siberian Federal University of Krasnoyarsk

Umetbaev T.Sh., Candidate of Historical Sciences, Scientific Director, Associate Professor of the Department of General History of the Siberian Humanitarian Institute, Krasnoyarsk

Abstract: The article analyzes the development of the French colonial expeditions of the island of Madagascar in the XVII century. This island was not particularly rich in minerals, but Madagascar was an excellent springboard and base for the development of the Indian and Asian regions, the control of which would simplify colonial expansion. That is why the control of the island gave a significant advantage in the colonial race.

Открытие острова Мадагаскара европейскими колонизаторами пришлось в самом

начале эпохи Великих географических открытий, и, как зачастую бывало в то время, совершенно случайно. В 1500 г. португальский корабль под командованием капитана ДиогоДиаса, будучи частью флотилии, мореплавателя Педру Кабрала во время шторма отбился от основных сил флота. Поскольку маршрут флотилии проходил вдоль юго-восточного побережья Африки, Диас решил искать материк, чтобы пополнить запасы и найти следы основного флота. Вскоре, 10 августа 1500 г., была замечена земля (Магидович, 2004, 231 с.). Диас принял землю за африканский континент и стал искать порт Мозамбик. Однако поиски не принесли результата, а вскоре земля «закончилась» на горизонте. Тогда же капитан осознал, что находится не у побережья Африки, а у побережья ранее неизвестного острова. Португальцы не задержались на острове, однако после возращения в Лиссабон в Европе стало известно об острове рядом с африканским побережьем.

Португальские торговцы на протяжении XVI в. высаживались на Мадагаскаре, вступая в торговые контакты с местными племенами. Но попыток основать регулярные торговые фактории на острове не было. Связано это было в первую очередь с невыносимыми тропическими условиями и регулярными войнами между местными племенами. Свидетельством единственной попытки обосноваться на острове в это время стали остатки португальского форта первой половины XVI в., найденные французами в XVII в. (Бастиан, 1952, 241 с.). Таким образом, первая волна колонизации новых земель в XVI в. обошла Мадагаскар по сути дела стороной.

В начале XVII в., в разгар религиозных и экономических потрясений в Европе, начинается новая волна колонизаций. К этому времени главные морские державы той поры (Англия, Нидерланды и Испания) уже имели торговые компании, фактории и колонии во всех известных для европейцев регионах. Протестантские Англия и Нидерланды стремились противостоять католической Испании, которая в 1580 г. присоединила к себе Португалию и её обширные колонии. Этим государствам предстояло сражаться между собой за новые земли, так как более им мало кто мог противостоять.

Однако в 1601 г. в колониальное противостояние вступает Франция, создав «Компанию восточных морей». До этого момента французское королевство, разрываемое внутренними религиозными конфликтами, отошло от колониальных предприятий после последней экспедиции Жака Картье в 1543 г.

42

(Путешествия Жака Картье, 2003, с. 154). Теперь же, после относительного урегулирования конфликта, французы стремились наверстать упущенное время.

Основной задачей «Компании восточных морей» было налаживание постоянных торговых путей с Индией, а также, по возможности, и с Азией. Но Франция не имела колоний или портов на этом торговом маршруте. В случае необходимости ремонта или пополнения провианта, французские торговые корабли должны были заходить в порты своих оппонентов. Если испанцы в первое время ещё терпимо относились к новому конкуренту и были готовы сотрудничать с Францией (этому способствовали династические браки между данными государствами), то Англия и Нидерланды топили любое французское судно в Индийском регионе. Из-за этого «Компания восточных морей» не приносила существенной прибыли.

Но в 1624 г. меняется дипломатическая расстановка сил в Европе. Благодаря стараниям кардинала Ришельё, ставшего в этом же году Первым министром Франции, был подписан Компьенский договор. Согласно этому договору Франция, Англия и Нидерланды заключали союз против Испании и Священной Римской Империи. А это также значило, что французские корабли отныне могли беспрепятственно торговать в Индии и Азии. Однако своих колоний на торговом пути из Индии французы так и не обрели, так как положение дел в Европе не позволяло заняться этим вопросом.

К 1638 г. относительное улучшение дел во Франции позволило вновь открыть вопрос о создании французских колоний на пути в Индию. Идею колонизировать ещё доступные земли на африканском континенте отвергли, так как этот шаг способствовал бы к усугублению отношений с главными морскими державами того времени, а французский флот ещё не был способен защитить их. Поэтому было решено колонизировать какой-нибудь остров в пределах юго-восточного побережья Африки, сделав его базой для флота и плацдармом для последующей колонизации. Именно в этот момент французы вспомнили о Мадагаскаре. После неудачной попытки португальцев освоить остров, другие государства, по сути, забыли о нём, не предпринимая никаких попыток колонизировать его. В силу этой и вышеуказанных причин французы решили колонизировать Мадагаскар.

В январе 1638 г. из города Дьеппа в море вышел французский фрегат «Saint-Alexis»

(Святой Алексий) под командованием капитана Алонфе Губера (Правдивые любопытные и курьёзные события на Мадагаскаре и в Бразилии; из библиотеки Джона Картера Брауна, 1651, 22 с.). Под командованием Губера было около 73 человек. Целями капитана и экипажа, по поручению правительства, было достичь Мадагаскара и основать факторию. Из приведённого выше источника известно, что «Saint-Alexis» успешно достиг острова, члены экипажа вступили в торговые контакты с местными племенами. Кроме этого, была предпринята попытка основать постоянное селение в 40 км севернее от современного заповедника Сент-Льюиса в Толанаро. Однако место, выбранное для поселения, оказалось неблагоприятным и незащищённым от природных бедствий. К тому же непривычный тропический климат Мадагаскара тяжело сказывался на французских колонизаторах. Поэтому к концу 1638 г. «Saint-Alexis» возвращается во Францию, оставив на Мадагаскаре пятерых добровольцев, среди которых был Франсуа Гош, вероятный автор вышеупомянутого исторического источника. В последующие четыре года французы не снаряжали колониальных экспедиций к Мадагаскару, так как в Европе шла заключительная фаза Тридцатилетней войны. За эти годы оставшиеся на Мадагаскаре добровольцы сменили место проживания, поселившись южнее от места своей первой стоянки (современный заповедник Сент-Льюис в Толанаро). В данном месте находился источник пресной воды и удобная естественная бухта для кораблей, защищённая в случае нападения мелкими островками. Однако болотистая местность и нахождение на данной территории кладбища местных племён были не особо благоприятными факторами для создания постоянного поселения.

В 1643 г. из Франции отбыли корабли «Saint-Louis» (Святой Луис) и «Saint-Laurent» (Святой Лаврентий) под командованием Жака Прона (Бастиан, 1952, 244 с.). Задачей первого судна было основать колонию на острове Родригес (совр. Республика Маврикий). Второе же судно с 70 переселенцами на борту отправлялось на Мадагаскар. В мае этого же года «Saint-Laurent» успешно выполнил свою задачу и ожидал теперь на юге острова прибытие с о. Родригес судна «Saint-Louis».

Но при возвращении со своей миссии «Saint-Louis» разбился об скалы у новой стоянки поселенцев на Мадагаскаре. На борту корабля

43

находился большой груз чёрного дерева. В результате, взяв моряков с «Saint-Louis», корабль «Saint-Laurent» отправился во Францию. Жак Прон, решив остаться на острове, стал по сути первым губернатором Мадагаскара. Груз чёрного дерева и остатки «Saint-Louis» пришлись кстати французским колонистам - собрав все необходимые материалы, был построен первый французский пост на Мадагскаре - форт Сент-Пьер. А месту, где разбился «Saint-Louis» дали название в честь судна - Сент-Льюис.

К концу 1643 г. в форте Сент-Пьере сложилось тяжёлое положение. Болотистая местность, неудобное положение селения и болезни стали причинами постепенной гибели первых колонистов. Поэтому было решено покинуть форт и основаться в новом месте, чуть севернее от предыдущего. В этой местности были более благоприятные условия жизни. Колонисты окрестили новое селение фортом Дофином. Но, решив проблему с постоянным поселением, колонисты столкнулись с другими. Французскому правительству не было известно, есть ли на острове полезные ископаемые, а поэтому перед отправкой на него кораблей колонистам были даны инструкции о выращивании табака на Мадагаскаре.

Тем не менее, не особо благоприятные тропические условия свели попытки взрастить табак к нулю. Более того, религиозное противостояние католиков и гугенотов не способствовало улучшению ситуации.

Тяжелее всего приходилось Жаку Прону, первому губернатору Мадагаскара, который был гугенотом, участником обороны Ла-Рошели в 1628 г., и к тому же в скором времени женился на дочери местного вождя, вызвав гнев у католического большинства колонистов. Неизвестно, был ли это брак по любви или дипломатический расчёт. Но этот союз способствовал закреплению французами форта Дофина за собой. Прону удалось склонить на свою сторону местное племя, тем самым добившись мирного сосуществования местных и колонистов.

До второй половины XVII в. французские колонисты смогли наладить поставки колониальных товаров во Францию в виде дерева, смолы, шкур и воска, за место табака. Поставка данных товаров показала, что Мадагаскар можно использовать не только как форпост для торгового флота на пути в Индию или в Азию, но и как колониальную базу по добыче полезных ископаемых. Эта идея будет активно продвигаться, и пытаться

реализовываться уже во второй половине XVII века.

Рукопись поступила: 26 ноября 2018 г. Submitted: 26November 2018

Источники и литература:

1. Магидович В. И., Магидович И. П. Эпоха великих открытий. - М. : Центрполиграф, 2003.- 639 с.
2. Les Cahiers d&Outre-Mer: Un vieilétablissementfrançais de l&OcéanIndien : Fort-Dauphin /Georges Bastian, N° 19 - 5e année, Juillet-septembre 1952.- 241-256 p.
3. Relations veritablesetcurieuses de l&isle de Madagascar, et du Bresil. : Auecl&histoire de la derniere guerre faite au Bresil, entre les Portugaiset les Hollandois. ; Trois relations d&Egypte, vne du royaume de Perse/ John Carter Brown Library, Paris : Chez Augustin Courbé, au Palais, en la Gallerie des Merciers, à la Palme, 1651. - 720 p.
4. The Voyages of Jacques Cartier/ University of Toronto Press, Toronto, 2003. - 179 p.

Государственные образования народов Мадагаскара в XVII—XVIII вв.

МАДАГАСКАР ФОРТ СЕНТ-ПЬЕР ФОРТ ДОФИН "КОМПАНИЯ ВОСТОЧНЫХ МОРЕЙ"
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты