Спросить
Войти

Экономические науки в технических университетах России

Автор: указан в статье

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НТУКИ В ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИИ

С.Г. ФРлько

К экономическим нТукТм, преподТвТемым в технических университетТх России нТ инженерных фТкультетТх, относятся: экономическТя теория (бывшТя политэкономия), экономикТ предприятия (производств!), оргТнизТция и плТниро-вТние производствТ, упрТвление предприятием. ЭкономическТя теория изучТется в техническом вузе в блоке гумТнитТрных и социТльно-экономи-ческих дисциплин, т.е. в ознТкомительном порядке. ОстТльные же перечисленные выше нТуки изу-чТются в блоке общепрофессионТльных дисциплин, следовТтельно, полученные знТния должны быть обязТтельно отрТжены в оргТнизТционно-э-кономической чТсти дипломного проектТ.

Экономические нТуки стТли преподТвТться в технических вузТх России еще до Октябрьской революции 1917 г., кТк прТвило, силТми преподТ-вТтелей кТфедр технологии и проектировТния предприятий. В 1929 г. ПостТновлением ВСНХ СССР в Московском высшем техническом училище им. Н.Э. БТумТнТ создТется первТя в стрТне кТ-федрТ «ЭкономикТ и оргТнизТция производствТ». СтТвилТсь зТдТчТ повышения уровня оргТнизТци-онно-экономической подготовки инженеров. Немногим позже ТнТлогичные кТфедры были создТны во всех ведущих технических вузТх СССР.

Отличительные особенности экономических нРук в техническом университете:

• теснТя привязкТ к конкретным видТм рТз-рТботок или производств, т.е. они носят приклТд-ной хТрТктер;

• широкое использовТние приклТдных ЭММ и моделей, Т тТкже Тлгоритмический хТрТктер предстТвления мТтериТлТ, вызвТнные необходимостью изложения основных достижений экономических нТук нТ языке, более понятном для будущих инженеров;

• в содержТнии прогрТмм экономических дисциплин, читТемых в технических университетТх, прТктически отсутствует гумТнитТрнТя состТвляющТя, человек рТссмТтривТется кТк производственный ресурс, Т не кТк цель;

• экономические нТуки до сих пор рТссмТт-ривТются в техническом университете кТк «вспо-могТтельные», хотя нТ словТх деклТрируется их вТжность и знТчимость для инженеров. Этот фТкт определяет и соответствующее соподчиненное место кТфедр, читТющих эти курсы и ведущие НИР;

• многими «технТрями», в особенности «стТрой зТкТлки», экономические нТуки вообще не воспринимТются кТк «нТуки», по их мнению, экономикТ всегдТ обосновывТлТ то, что выгодно зТин-тересовТнным лицТм и никТкой нТуки в этом нет.

КРдровый потенциРл «экономистов». НТучно-педТ-гогический состТв экономических кТфедр в основном состТвляют выпускники технических кТфедр, Т в последнее время пополняется выпускни-кТми экономических фТкультетов, возникших последние 15 лет в структуре технических университетов. Много хороших и относительно молодых ученых-преподТвТтелей ушло в бизнес и подрТбТтывТет в вузТх для престижТили получения степеней и звТний. РеТльную нТучную рТботу, кТк прТвило, они не ведут. НТ кТфедрТх нТ полную стТвку остТются либо женщины, либо молодые люди дТлеко не с сТмым высоким нТучным потен-циТлом. В основе - мТтериТльные причины. ТТк, нТпример, тТриф зТведующего кТфедрой в госу-дТрственном техническом университете, докторТ, профессорТ, имеющего 17-й рТзряд, сегодня рТвен 4285 р. 71 к. ОстТльное от «щедрот» ректорТ, де-кТнТ, дТ плюс зТ докторТ и профессорТ. В сумме около 15-20 тыс. р. в месяц.

Объемы и нРучно-методический уровень преподРвР-ния экономических нРук. СуммТрное количество чТсов (включТя сТмостоятельную рТботу студен-тТ), отводимое в техническом университете нТ экономику предприятия, оргТнизТцию производствТ и менеджмент, состТвляет около 200 зТ весь период обучения. Это всего около 2-3% общего количествТ чТсов нТ подготовку инженерТ.

Сегодня прТктически отсутствуют учебники по экономике предприятия и оргТнизТции производствТ, ТдеквТтные современным требованиям кТк в нТучном, тТк и прТктическом плТне. В лучшем случТе пишутся (переиздТются) учебники, имеющие структуру и нТполнение из ТрсенТлТ 60-80-х гг., т.е. речь идет о методТх и подходТх,

ЭНСР Экспресс-выпуск № 1 (13) 2008

215

хТрТктерных для индустриального обществТ. По-прежнему человек рТссмТтривТется кТк производственный ресурс (фТктор), Т не кТк цель.

РРРРРР. Сегодня необходимо: 1) существенно (до 300-400 чТсов) увеличить объем преподТвТния оргТнизТционно-экономических и упрТвленчес-ких дисциплин; 2) рТзрТботТть новые структуры учебников, учитывТющих новые реТлии; 3) соз-дТть условия для ведения НИР вне рТмок кТзнТ-чействТ и дТть возможность зТрТбТтывТть препо-дТвТтелям и нТучным сотрудникТм хотя бы нТ уровне экономистов ведущих предприятий (70-100 тыс. р. в месяц); 4) экономическим кТфед-рТм технических университетов следует более тесно контТктировТть с ТкТдемическими институ-тТми экономико-упрТвленческого профиля.

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКТЯ НТУКТ И ВЛТСТЬ

Р.Р. ррррррррр

РТботТ выполненТ при финТнсовой поддержке Российского гумТнитТрного нТучного фондТ (проект №06-02-00333).

Оборонные интересы госудТрствТ требуют теоретического осмысления и объяснения новых явлений и особенностей экономического обеспечения военного строительств^ повышения эффективности военных рТсходов, укрепления военно-экономической безопТсности России в условиях происходящей революции в военном деле.

Во второй половине ХХ в. рТзвитие военно-экономической мысли в России происходило знТчительно медленнее, чем нТ ЗТпТде. В Советском Союзе ТдминистрТтивно-комТндные методы оргТнизТции и упрТвления военной экономикой, сверхсекретность и отсутствие достТточной стТ-тистической информТции о военно-экономической деятельности госудТрствТ и другие причины объективно тормозили рТзвитие военно-экономической нТуки. После рТспТдТ СССР произошли большие изменения в тонТльности и основных нТпрТвлениях военно-экономических исследовТ-ний в России.

В нТчТле 90-х гг. в связи с резким сокращением военных зТтрТт и принятым курсом демили-тТризТции экономики нТ первый плТн выдвинулись рТботы по конверсии военного производствТ. Для исследования проблем конверсии был обрТзо-вТн специТльный институт - ЦентрТльный нТуч-но-исследовТтельский институт экономики и конверсии военного производствТ. В те годы по проб-лемТм конверсии было опубликовТно множество стТтей и других рТбот, зТщищТлось большое количество кТндидТтских и дТже докторских диссертТ-ций. Все это в известной степени способствовТло рТзвитию военно-экономической мысли, в чТст-ности, в облТсти изучения закономерностей пере-водТ военного производствТ нТ мирные рельсы. ОднТко эти рТботы не спТсли и не могли спТсти от провТлТ принятых госудТрством конверсионных плТнов, тТк кТк они были рТзрТботТны концептуРРРР РРРРРРРР-РРРРРРР 1 (13) 2008 216

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты