Спросить
Войти

К вопросу о восстановлении и развитии сети школ в Карело-Финской ССР в годы первой послевоенной пятилетки

Автор: указан в статье

не вспоминать, для большинства краснофлотцев этот вопрос остался неясным, а потому актуальным.

Подобные высказывания наблюдались и в дивизионах ПЛ флота. Здесь краснофлотцы задавали следующие вопросы: «Будет ли существовать и чем будет заниматься Народное правительство?», «Что будет с корпусом Народной армии?», «Будем ли мы платить Финляндии за острова в Финском заливе?», «Как будет происходить обмен пленными?», «Будут ли воздушные базы у частей КБФ в Финляндии?»1.

Из высказываний ясно, также, что краснофлотцы отнюдь не считали войну безусловно выигранной, что порождало сомнения и недовольство. В целом, как гражданское население Ленинградской области, так и военные поддержали завершение военных действий. Многочисленные высказывания сомнения и некоторое непонимание были связаны с неожиданностью известия и отсутствия подготовительной кампании, что было нетрадиционно для СССР. Большинство вопросов и сомнений были предопределены издержками предвоенной пропаганды и пропаганды периода активных военных действий. Как и следовало ожидать, самым сложным вопросом стала дальнейшая судьба народного правительства Финляндии.

Н. Ю. Иванченко

К вопросу о восстановлении и развитии сети школ в Карело-Финской ССР в годы первой послевоенной пятилетки

Вследствие оккупации врагом значительной части территории Карело-Финской ССР, резко сократилась численность школ, библиотек, клубов, изб-читален. Произошло сокращение их количества и в тыловых районах, так как помещения были заняты под мобилизационные пункты, госпитали и другие военные учреждения.

Необходимо было ликвидировать огромные разрушения и в кратчайший срок восстановить довоенный уровень народного хозяйства КФ ССР, а затем превзойти его в значительных размерах. Решение этих сложных задач требовало повышения уровня сознательности и производственной активности советских людей.

После освобождения территории республики от фашистских захватчиков народное хозяйство находилось в тяжелом состоянии. Общая сумма ущерба, нанесенного Карелии войной и временной

1 РГА ВМФ ф. р. 107. оп. №7с. Ед. 52. Л.197.
42

оккупацией, исчислялась суммой свыше 20 миллиардов рублей1, полностью было уничтожено 84 населенных пункта, частично 409. Сожжено и разрушено 2811 зданий, из них свыше 250 школ, значительное количество учреждений культуры; подверглись разрушению 200 промышленных предприятий2. Уровень промышленного производства в 1945 г. был не более четверти довоенного. Численность населения после войны сократилась более чем в два раза против 1940 г.

Преодолевая огромные трудности послевоенного периода, Карельская республиканская партийная организация под руководством и при помощи ЦК ВКП(б) сумела мобилизовать усилия трудящихся на быстрейшую ликвидацию последствий войны в области народного хозяйства и культуры, добиться восстановления довоенного уровня промышленного и культурного развития и превзойти его.

За предвоенные годы Карелия добилась крупных успехов в области народного образования. Уже в 1939 году по данным переписи в республике грамотных было 95 % населения. В 1940-41 учебном году в республике насчитывалось 746 школ, в которых обучалось 91,4 тысячи учащихся. Было повсеместно осуществлено всеобщее начальное, а в городах и рабочих поселках - семилетнее обучение3. За годы предвоенных пятилеток в Карелии было построено вновь до 150 школьных зданий. По сравнению с другими республиками в Карелии школы имели наиболее крепкую учебную базу4.

Поступательное развитие народного образования было нарушено вероломным нападением вражеской Германии.

В послевоенные годы ЦК ВКП(б) уделял большое внимание Карельской республиканской партийной организации. Принятые решения ЦК ВКП(б) «О недостатках политической работы в районах КФ ССР, освобожденных от финской оккупации» от 31 августа 1944 г. и постановление «О работе ЦК КП(б) КФ ССР» от 22 ноября 1944 г. поднимали коммунистов республики на быстрейшее восстановление хозяйства и культуры, ликвидацию последствий финской окку-пации5. В этих постановлениях выражена забота ЦК партии в борьбе за быстрейшую ликвидацию последствий войны.

1 История Коммунистической партии Советского Союза. М.: Изд-во полит. лит., 1969. С. 536-546.
2 Национальный архив Республики Карелия (Далее НАРК). П.Ф, 8. Оп. 3. Д. 1. Л. 18.
3 Карельская АССР за 50 лет. Карельское отделение издательства Статистика. 1967. С.125.
4 НАРК. Ф.П. 92. Оп.2. Д.495. Л. 65.
5 НАРК. Ф.П. 8. Оп. 3. Д. 2, Л. 5.
43

Задачи республиканской партийной организации по восстановлению народного образования в послевоенные годы были сформулированы в постановлении ЦК Компартии и Совета Министров республики «О плане восстановления и развития народного образования Карело-Финской ССР на 1946-1950 годы»1.

В соответствии с Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства КФ ССР на 1946-1950 гг. эти задачи сводились к восстановлению и укреплению учебной базы школ, обеспечению обязательного обучения детей с семилетнего возраста в городах и в деревне2. Надо было обеспечить потребность в педагогических кадрах всех звеньев системы народного просвещения. Повысить качество учебно-воспитательной работы в школах, а также организовать обучение в школах рабочей и сельской молодежи, той части юношей и девушек, которая в условиях Великой Отечественной войны и временной оккупации территории ряда районов республики, не могла получить соответствующего образования в школе.

Предполагалось довести число начальных, семилетних и средних школ Министерства просвещения КФ ССР в 1950 г. до 652, в том числе в городах - до 73 и сельских местностях - до 579, а число учащихся в школах в 1950 г. довести до довоенного уровня3.

Решено было восстановить и построить за пятилетие 18 городских на 7080 мест и 62 сельских школы на 11400 мест. Предстояла огромная работа, требующая напряжения сил всей республиканской партийной организации, коммунистов, работавших в школах, чтобы обеспечить решение задач четвертой пятилетки в области народного образования, залечить раны, нанесенные войной, и добиться дальнейшего развития школьного дела на новой материальной основе.

ЦК Компартии, городские и районные партийные комитеты, первичные партийные организации школ сумели мобилизовать усилия советских органов, учреждений Наркомпроса, хозяйственных и строительных организаций республики на выполнение поставленных задач.

Задание по развитию сети школ по Министерству просвещения на конец пятилетки было перевыполнено. При плане 652 школы, фактически было открыто 695, или 107 %. Количество школ в 1950 г. в целом по республике достигло 722, против 746 школ в 1940 г. Од1 НАРК. П.Ф. 8. Оп. 49. Д. 20. Л. 158.

2 См: Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства КФ ССР на 1946-1950 годы. Петрозаводск: Госиздат КФ ССР. 1946.
3 Там же.
44

нако контингент учащихся против плана 95 тыс. чел., составил фактически лишь 74,5 тыс. чел. или 78,4 % к плану и 81,5 % к довоенному уровню. При планировании контингента учащихся на конец пятилетки имелось в виду, что в послевоенные годы быстро будет расти население, прибывающее в республику в порядке реэвакуации и переселения. Однако население в республике после войны увеличивалось довольно медленно. Если на 1 апреля 1941 г. в Карелии проживало 606 тыс. чел., то в 1943 - 94535, в 1944 - немногим более 150 тыс. чел.1 К 1945 г. в составе республики к тому же не было трех районов Кексгольмского, Выборгского и Яскинского, которые отошли к Ленинградской области2.

Работа по восстановлению сети школ была начата сразу же после освобождения территории республики от фашистских оккупантов. В 1944-1945 учебном году органы народного образования с помощью общественности восстановили на освобожденной от противника территории 251 школьное здание3.

Партийные органы республики принимали меры к увеличению населения в крае. На XVIII Пленуме ЦК КП(б) КФ ССР в январе 1947 г. отмечалось, что недостаточное количество населения сдерживает развитие производительных сил республики. ЦК КП(б) КФ ССР ходатайствовал перед ЦК ВКП(б) и Советом Министров СССР о переселении в республику населения из других областей и районов СССР4.

Решение Правительства Союза ССР по этому вопросу вышло 2 февраля 1948 г. Всего, начиная с 1944 г. по 1949 г. в порядке переселения, реэвакуации, оргнабора в республику прибыло 210 тыс. чел., однако на 1 января 1949 г. количество населения в республике составляло 70 % к довоенному 1941 г.5

Таким образом, на конец четвертой пятилетки сложилось такое положение, когда при выполнении плана по развитию сети школ, оказалось недовыполненным (78,4 %) задание по росту контингента учащихся. Такое несоответствие находит свое объяснение в том, что сразу после войны возникла необходимость открывать в редко населенных районах большое количество малокомплектных (главным образом начальных) школ с низкой наполняемостью классов.

1 НАРК. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 493. Л. 106.
2 НАРК. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 130. Л. 1,2.
3 НАРК. Ф. 1192. Оп. 3. Д. 168. Л. 3.
4 НАРК. П.Ф. 8. Оп. З. Д.9. Л.15.
5 НАРК. П.Ф. 8. Оп. 49. Д.1. Л.133.
45

Так, на 1 января 1946 г. имелось 383 таких школы, в большинстве из них количество учащихся не превышало 20 человек1.

В течение четвертой пятилетки в республике было полностью осуществлено всеобщее начальное обучение. Выступая на II съезде Компартии КФ ССР в 1949 г., заместитель председателя Совета Министров республики т. И.И. Сюкияйнен отметил успешное выполнение начального всеобщего обучения в республике. Если в 1947 г. в пятые классы было принято 89,5 % окончивших четвертые классы, то в 1948 - 93,5 %. Уже в 1949-1950 гг. школы республики имели возможность обеспечить полностью охват пятыми классами всех детей, окончивших начальную школу.

К концу пятилетки в республике была создана учебная база для семилетнего обучения. Сеть семилетних школ за пятилетку возросла на 80 %, причем если в первые послевоенные годы прирост сети составлял лишь 5-10 единиц ежегодно, то в 1949-1950 учебном году количество семилетних школ возросло по сравнению с предыдущим учебным годом на 36, а в 1950-51 учебном году - на 39 единиц. Соответственно возросло и число учащихся в семилетних школах, составив в 1950-1951 учебном году 27,9 тыс. чел., почти достигнув довоенного уровня.

В соответствии с решениями съезда Компартии республики, ЦК КП(б) и Совет Министров приняли 16 июня 1949 г. постановление «О введении всеобщего обязательного семилетнего обучения детей в КФ ССР»2. К началу 1949-1950 учебного года были переданы школам учебные здания на 7200 ученических мест, в том числе за счет нового школьного строительства 2240 мест. Целевым назначением для семилетних школ было выделено 3000 парт и на 700 тыс. руб. учебного оборудования3.

Мобилизуя усилия местных Советов, Министерства просвещения, партийные органы уже к 1950 г. добились открытия 36 средних школ, что составляло 62 % к довоенному уровню. Введение всеобщего обязательного семилетнего образования было завершено в республике в 1952 г.4

Выполняя решение ЦК Компартии, райкомы широко привлекали в порядке помощи в проведении ремонта школ колхозы, леспромхозы, общественность. Вопросами проведения своевременного ремонта зданий занимали и первичные партийные организации школ.

1 НАРК. Ф. 1192. Оп. 3. Д. 169. Л. 191.
2 НАРК. Ф. 1192. Оп. 3. Д. 206. Л.3,4; Д. 169. Л. 408, 409; Д. 17. Л. 215.
3 Там же.
4 Очерки истории Карелии. Т. II. Петрозаводск: Карельск. кн. изд-во, 1964. С. 470.
46

Например, партийное собрание Олонецкой средней школы в 1949 г. дважды, 13 февраля и 14 сентября, рассматривало вопрос подготовки к занятиям школьного здания. Учителя и родители были привлечены к ремонту школы1.

По инициативе партийных организаций в ряде городов, районов широкий размах получило движение общественности за быстрейшее восстановление школ. Такое движение развернулось среди трудящихся города Петрозаводска, Олонецкого и Сортавальского районов.

Коллектив бумажной фабрики Ляскеля дружно откликнулся на призыв оказать помощь в восстановлении школы. В 1946 г. силами коллектива Ляскельской фабрики были отремонтированы семилетняя школа и квартиры учителей, учебное здание было обеспечено топливом. Было принято обязательство на 1947-1948 учебный год для расширения учебной площади выделить школе дополнительно двухэтажный дом, изыскать оборудование для кабинетов и лабораторий, создать годовой запас дров2. Аналогичные обязательства взяли на себя колхозники Мейеровского сельсовета3.

Жители города Олонца в 1949 г. обратились ко всем трудящимся республики с призывом организовать социалистическое соревнование городов, рабочих поселков и сел за образцовую подготовку школ и интернатов к занятиям. Почин олончан поддержали трудящиеся 11 районов республики4.

В Беломорском районе силами общественности к новому учебному году были подготовлены 6 начальных школ, в Тунгудском - 4, в Суоярвском - 8. В селе Каршеве, Пудожского района колхозники заготовили для школы в 1948-1949 учебном году 70 кубометров дров, а в 1949-1950 учебном году - 40 кубометров лесопило-материалов для ремонта школы. В Медвежьегорском районе силами трудящихся было отремонтировано 16 школьных зданий; колхозники села Челмужи выполнили ремонтные работы на сумму в 6 тыс. руб. Коллектив Сегежского ордена Ленина целлюлозно-бумажного комбината оборудовал учебные кабинеты физики, химии в средней школе, выделил химикаты, приборы, был произведен ремонт отопительной системы5.

Партийные организации районов республики были во главе этого благородного движения трудящихся. В Сортавальской средней

1 НАРК. Ф. 432. Оп. 2. Д. 1. Л. 55, 80.
2 Ленинское знамя, 8 апр. 1947 г.
3 Там же.
4 Ленинское знамя, 6 авг. 1949 г.
5 Там же.
47

школе на собрании коммунистов 31 мая 1950 г. был рассмотрен вопрос о поддержании инициативы трудящихся Олонецкого района по развертыванию социалистического соревнования за образцовую подготовку школ к новому учебному году. Были привлечены силы общественности для ремонта школьной мебели, электропроводки, переплета учебников, подвозки стройматериалов1.

Кондопожский райком партии, поддерживая почин сортавальских коммунистов, также объявил месячник помощи школе2. Было предложено директорам предприятий определить конкретные меры помощи школам по заготовке дров, ремонту, изготовлению наглядных пособий.

Таким образом, трудящиеся республики под руководством партийных организаций оказывали действенную помощь органам народного образования в осуществлении восстановления, ремонта школ, более того, сама помощь общественности школе приобретала всесторонний характер, она касалась материального обеспечения нуждающихся детей, оборудования классов, создания фондов всеобуча и т. д.3 В результате проведенной работы только в 1947-1948 учебном году ассигнованные на капитальный ремонт школ средства в размере 2 млн руб. по большинству районов были использованы. Всего было отремонтировано 427 школ, из них 75 капитально4.

Партийные организации проводили работу по возвращению органам народного образования тех школьных зданий, которые временно были заняты военными и другими ведомствами. Всего за 1944-1948 гг. было построено, восстановлено и возвращено школам 490 зданий на 45 тыс. мест5.

Большие трудности испытывали школы в то время с обеспечением топливом. ЦК КП(б) КФ ССР неоднократно влиял на улучшение заготовки дров для школ и учебных заведений6. Этим вопросом в порядке подготовки школ к новому учебному году занимались городские, районные комитеты партии, первичные партийные организации школ. На заседании бюро Кондопожского райкома партии от 20 августа 1947 г. руководители хозяйственных организаций отчитывались по вопросу заготовки дров для школ7. На партийном собрании в Спасогубской семилетней школе Петровского района в марте 1946 г. специально рассматривалось положение с заготовкой

1 НАРК. Ф. 1808. Оп. 3. Д. 1. Л. 49, 51.
2 НАРК. Ф. 33. Оп. 1. Д. 358. Л. 34.
3 Ленинское знамя, 8 апр. 1947 г.
4 НАРК. Ф. 1142. Оп. 3. Д. 7. Л. 327.
5 НАРК. Ф. 1192. Оп. 3. Д.169. Л. 198.
6 НАРК. П. Ф. - 8. Оп. 6. Д. 7. Л. 26.
7 НАРК. П. Ф. - 33. Оп. 1. Д. 300. Л. 103.
48

топлива на учебный год. Коммунисты-учителя мобилизовали жителей поселка на субботник по разделке дров.

Общественность предприятий, учреждений республики также оказывала существенную помощь школам в обеспечении топливом. При участии родителей, рабочих и служащих в 1948 г. было заготовлено 90,3 тыс. кубометров дров, т. е. 95,8 % годовой потребности1.

Остро ощущали учителя и учащиеся отсутствие надлежащей учебной базы обучения. Вот, что пишет об этом трудном времени инженер завода «Тяжбуммаш» в г. Петрозаводске А. Кадетов: «1944 год. Голодные и оборванные, не по годам взрослые, мы пришли в школу впервые после долгих лет оккупации. Не было книг, тетрадей, карандашей, не было ничего. Все разбито, разграблено или сожжено. Не было школы. Под школу приспособили наиболее сохранившийся хилой дом. Писали на обоях, газетах и на листах старых книг. И вот в этих условиях приходилось работать нашим учителям. Сколько труда, терпения, сколько души было вложено ими, чтобы мы могли учиться»2.

Без создания необходимой учебной базы невозможно было вести нормальные занятия в школах. Вот почему ЦК Компартии республики, партийные организации оказывали Наркомпросу повседневную помощь в изыскании школьной мебели, оборудования для учебных кабинетов, учебников и учебно-наглядных пособий.

Большую помощь карельским школам оказывало Правительство Союза ССР. Сразу после окончания войны для школ освобожденных районов республики было выделено 320 тыс. книг, 84 тыс. экземпляров учебников, на 314 тыс. руб. наглядных пособий, тетрадей. К 1 сентября 1946 г. потребность национальных школ в учебниках на финском языке была в значительной степени удовлетворена, русским школам было направлено 150 тыс. учебников3. За счет внутренних источников республики органы народного образования получили 11 тыс. парт, свыше 500 классных столов, 103 шкафа4.

Важное значение для восстановления и развития народного образования имели ассигнования, которые выделялись государством из бюджета на развитие школьного дела в эти трудные годы. Они направлялись на осуществление важнейших мер, связанных с восстановлением школ, их содержанием, подготовкой учительских кадров, осуществлением учебно-воспитательного процесса.

Благодаря заботе о народном образовании нашей партии и правительства, ассигнования на просвещение за годы пятилетки

1 НАРК. Ф. 1192. Оп. 3. Д. 141. Л. 214.
2 Ленинская правда, 12 ноября 1958 г.
3 НАРК. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 493. Л. 90; Оп. 3. Д. 39. Л. 12.
4 НАРК. Ф. 1192. Оп. 3. Д. 39. Л. 13.
49

существенно возросли. Так в 1944 г. расходы на школы по системе Наркомпроса составили 29 млн руб., а в 1945 г. - уже 51 млн руб.1 На 1948 г. Верховный Совет республики утвердил государственные расходы на просвещение в сумме 157,5 млн руб., в том числе по Министерству просвещения 105,2 млн руб. Ассигнования на 1950 г. составили 166 млн руб.2

ЦК Компартии, партийные органы, учитывая особенности и трудности восстановления школ, привлекали к этому делу широкую общественность. Были увеличены ассигнования на восстановление и развитие народного образования. Партийные организации добивались возвращения школьных зданий органам просвещения, обеспечения школ топливом, оборудованием, письменно-канцелярскими принадлежностями и учебниками. В результате принятых мер были выполнены в основном задания пятилетнего плана по восстановлению и развитию сети школ, созданию необходимой учебной базы. Не менее важной представлялась задача укомплектования школ преподавательскими кадрами.

А. Л. Никифоров

Красноборско-Смердынская наступательная операция в истории битвы за Ленинград

До сих пор в истории битвы за Ленинград малоизвестными остаются две военные операции войск Ленинградского и Волховского фронтов, предпринятые зимой-весной 1943 г., сразу после прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 г. Но именно в таких локальных операциях - «боях местного значения» ковалась наша Победа, когда без восторженных реляций и шумихи перемалывались вражеские силы. Сотнями, тысячами жизней оплатил наш народ эти бои местного значения.

Как известно, 12 января 1943 г. началась пятая по счету операция по прорыву блокады Ленинграда, получившая кодовое название «Искра». Она проводилась силами Ленинградского и Волховского фронтов. 18 января в 9 часов 30 минут на восточной окраине Рабочего поселка № 1, пробив оборону противника, встретились бойцы 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта с бойцами и командирами 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. А в 11 часов 45 минут соединение двух фронтов произошло и у

1 НАРК. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 41. Л. 73
2 НАРК. Ф. 1192. Оп. 3. Д. 141. Л. 86.
50
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты