Спросить
Войти

Возникновение и развитие международного гуманитарного права (до середины 60-х гг. XIX В. )

Автор: указан в статье

В.О. Ореховский

зав. кафедрой философских и социальных наук, д.и.н., профессор, Черновицкий торгово-экономический институт Киевского национального торгово-экономического университета

V.O. Orekhovski

manager of by the department ofphilosophical and social sciences

Chernivtsi Trade- Economic Institute Kyiv National Trade and Economic University, doctor of historical sciences, professor (E-mail: filos@chtei-knteu.cv.ua, 0956998003)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА (до середины 60-х гг. XIX в.)

Аннотация. Статья посвящена истории возникновения и становления международного гуманитарного права («законов и обычаев войны»). Большое внимание автор уделяет личности швейцарского общественного деятеля Анри Дюнана, его роли в создание международного общества Красного Креста. Annotation. The article is sanctified to history of origin and becoming of international humanitarian law («laws and war customs»). Considerable attention an author spares the figures of Swiss public man Henri Dunan, his role in creation of international society of Red Cross.

Войны существуют столько же сколько существует человеческая цивилизация. Они отличаются масштабами, характером, продолжительностью боевых действий. Технический прогресс, который сопровождал и сопровождает вооруженные конфликты, постоянно «дарил» их участникам новые виды и средства уничтожения друг друга. Однако существует черта, которая объединяет между собой войны разных эпох и народов - смерть, страдание, искалеченные судьбы их жертв.

История вооруженных конфликтов всегда была предметом изучения специалистов разных научных отраслей. В то же время, среди бессчетного количества трудов, которые рассматривают разные стороны этого явления (политические, экономические, военно-стратегические и др.) сравнительно незначительный процент составляют работы, авторы которых исследуют попытки человечества «цивилизировать войну»[1; 2; 4; 6-9; 11; 12]. Главное внимание здесь обращается на возникновение определенных норм и правил, применяемых в период военных конфликтов с целью смягчить их последствия. Важность этой проблемы не только в плане исторической ретроспективы, она актуальна и в сегодняшнее неспокойное время. Это и стало побудительным мотивом для и автора данной публикации.

Целью статьи является освещение процесса возникновении и характеристика основных этапов становления (до 60-х гг. Х1Х в.) системы централизованной гуманитарной помощи.

Как уже отмечалось, с развитием общества совершенствовались не только способы и методы ведения войны. Возникают и первые правила, которые преследовали цель смягчить ее ужасы.

Так, в первобытную эпоху помощь раненым была характерной для оседлых племен, о чем свидетельствуют найденные археологами скелеты (трепанация черепов, вправления суставов) [9, с.200].

В Папуа, где племена постоянно воевали между собой, врага предупреждали о начале боевых действий, и война не начиналась, пока оба противника не будут готовыми. Наконечники стрел не имели зазубрин, чтобы не причинять лишние страдания. Война прекращалась, и устанавливалось 15-дневное перемирие в случае тяжелого ранения или убийства хотя бы одного из воинов. Мало того, этот обычай был настолько нерушимым, что враждующие стороны даже не выставляли часовых [9, с.200].

Уже у шумеров военные действия носили организованный характер, сопровождались объявлением войны, возможностью перемирия, неприкосновенностью парламентеров и, наконец, мирным соглашением [6, с.75].

С именем вавилонского царя Хамураппи связывают знаменитый кодекс, который начинался со слов: «Я устанавливаю данные законы, чтобы не дать сильным покорить слабых». Законы предусматривали возможность освобождения пленных после уплаты за них выкупа [6, с.75].

В цивилизации хеттов существовали поражающе гуманные правила ведения войны. Они основывались на принципах честности и справедливости. Хетты объявляли войны и подписывали мирные соглашения. Население сдающегося на милость победителя города обычно не подвергалось каким-либо репрессиям. С теми же, кто оказывал сопротивление, вели себя более жестоко. Но и в этом случае достаточно редко устраивалась резня, или население поголовно превращалось в рабов. Такая «мягкость» поразительно контрастировала с жестокостью ассирийцев, победы которых сопровождались невиданными зверствами [6, с.75].

Легенды о Ману (древние индийские легенды о первом человеке) содержали военный кодекс, который намного опередил свое время. Воинам запрещалось убивать раненных или пленных врагов, после выздоровления раненых их необходимо было отправлять на родину. Существовали правила, по которым можно было реквизировать собственность врага, запрещалось объявлять войну на тотальное уничтожение [13, с.8].

Греческая цивилизация дала ряд примеров «разумной» организации общества. Возникает само понятие «правосудия» как аспект правовых норм, которые предшествовали тому, что сегодня мы называем «Правами человека». Так, уже в «Илиаде» Гомер описывал войну, которая в целом велась по правилам честной игры, войну с перемириями, войну, где с уважением относились к погибшим врагам

[7]. „

Тем не менее, побежденный не всегда мог рассчитывать на милосердие победителя. Яркой иллюстрацией может служить подавление спартанцами восстания в Пелопоннесе, после которого они (спартанцы) убили всех мужчин, а женщин превратили в рабынь [13, с.9].

Подобное было присуще и Древнему Риму. Действие римского права утрачивало силу за пределами империи. Население враждебных государств объявлялось вне закона. Захваченные в плен солдаты и гражданское население, как правило, подвергались различным издевательствам, а после триумфального шествия их казнили. Тех, кто выжил, продавали в рабство [13, с.9].

В средние века господствовала так называемая «Доктрина справедливой войны». Сущность ее сводилась к следующему: естественный порядок есть отражение божественного порядка. Законный обладатель может устанавливать порядок на земле. Война, которая объявлялась справедливой, велась в соответствии с Божьим

Провидением. Противник, таким образом, враг Господа и потому, конечно, вел несправедливую войну. В этом случае, как писал позже великий магистр Ордена доминиканцев Фома Гаэтанский: «За ущерб, причиненный не только воинам, но и другим жителям государства, против которого идет справедливая война, не должно чувствовать себя виновным.... Незачем делить жителей на виновных и невиновных, поскольку все государство враждебно и, в силу этого, проклято и разорено» [13, с.11].

Церковь признавала право убивать пленных, которые обычно считались еретиками, право превращать их в рабов, даже женщин и детей.

Жестокое обращение с побежденными, бесцельное уничтожение их имущества, которые было обычными спутниками средневековых войн, дало основание исследователю М. Догелю считать, что вооруженная борьба периода феодализма еще менее, чем военные кампании древности, подчинялась нормам гуманитарного права [13, с.13].

В Новое время в развитии права войны был сделан значительный шаг вперед. Особая заслуга здесь принадлежит основателю науки международного права, голландцу Гуго Гроцию, который в 1625 г. издал свой знаменитый трактат «О праве войны и мира».

Побудительным мотивом к написанию этого труда Гроций называет непреклонную уверенность в существовании «в международных сношениях некоего общего права, сохраняющего силу для войны и во время войны». Необходимость установления определенных рамок для правил войны он выводил из собственного опыта: «Я был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний» [4, с.228-229].

Требование полного запрета войн для христиан автор считал неуместным. Выполнить его невозможно, а это лишь подрывает доверие к справедливости, потому нужно искать определенное равновесие между абсолютным запретом и общей вседозволенностью [4, с.229].

Гроций стал первым, кто утверждал, что «справедливая причина», которая служит государству поводом для начала войны, не освобождает враждующих от обязанностей придерживаться законов войны. Однако определенные действия военных могут и не быть преступлением, хотя они, и запрещены: «при этом выбор предоставляется благоразумию, но с тем, чтобы в случае сомнения он всегда склонялся в ту сторону, которая выгоднее другому, чем себе, что более безопасно»[4, с.232].

В то же время он утверждал, что насилие сверх меры, необходимой для победы, не может быть оправдано, что гражданское население, и даже солдат, необходимо оставлять живыми, если это допускается военной необходимостью [13, с.14].

Правда, во времена Гроция воюющие государства редко руководствовались данными принципами. Подобным примером стала Тридцатилетняя война (16181648 гг.) - первая война в европейской истории, которая носила тотальный характер. Война впервые показала европейцам, что такое широкомасштабные боевые действия, жертвами которых стали десятки тысяч человек, в том числе и мирные жители. Некоторые немецкие княжества потеряли 80-90% своего довоенного населения [10].

Живя разбоем, (не различая «свою» или «чужую» территории) солдаты грабили крестьян и жителей городов, насиловали женщин. Английский историк Сеси-ли Веджвуд в своем фундаментальном исследовании о Тридцатилетней войне пишет: «В Тридцатилетней войне солдат был жесток и беспощаден. Баннер совершенно спокойно, как о чем-то обыденном говорил о расстреле граждан за отказ накормить и напоить войска, что они в любом случае не могли сделать, поскольку сами голодали. В Ольмюце полковник насильно выдавал дочерей богатых бюргеров замуж за своих офицеров. В Тюрингии отцу, чью дочь изнасиловал и убил солдат, эго офицер, глумясь, сказал, что если бы девочка не так боялась за свою невинность, то была бы жива. Здесь же шведы заставляли горожан не только обеспечивать их едой, одеждой и жильем, но и выплачивать недоимки» [3, с.514]. Армии того времени представляли собой по существу банды наемников, «услуги» которых к тому же и плохо оплачивались. Только после реформ французского короля Людовика XVI и короля Пруссии Фридриха II были созданы регулярные армии, дисциплинированные, национальные по духу и составу.

В XVIII ст. война в Европе приобрела характер боевых действий между регулярными армиями (эпоха «войн-парадов»). Гражданское население, в массе своей, не включалось в военные действия. Грабежи и чрезмерная жестокость были запрещены. Хотя иногда эти правила и нарушались, но в основном враждующие стороны стремились придерживаться принципов «благородного» ведения войны.

Незаурядную роль здесь сыграл трактат великого французского мыслителя Жан Жака Руссо «Об общественном договоре» (в 1762 г.). В соответствии с формулой Руссо - «Война - это отношения не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты...» вводится разделение на две категории: между комба-тантами (люди, которые принимают участие в боевых действиях, - франц. Combatant) и некомбатантами (те, которые не участвуют в боевых действиях). Применять силу можно было только против первых и до тех пор, пока они оказывают сопротивление. Целью борьбы Руссо считал победу над враждебным государством, а не физическое уничтожение его граждан. Это положение было закреплено во французском военном уголовном кодексе от 21 брюмера V года Республики, которым устанавливались сами суровые кары за насилие над безоружным «мирным» населением [8, с.129-130; 13, с.15-16].

Необходимость такого распределения была подчеркнута и выдающимся деятелем войны за независимость США (1775-1783 гг.) Б. Франклином. Земледельцы и рыбаки, указывал Франклин, должны быть неприкосновенны, поскольку они кормят население, купцы и торговцы - поскольку они способствуют обмену и удовлетворению жизненных потребностей, а также ремесленники и артисты [8, с.130].

Однако, введение в большинстве стран Европы конца XVIII - начала XIX вв. общей воинской повинности и начало массовых войн, отодвигают гуманитарные принципы на второй план. Ярким примером этого могут служить войны, которые вел французский император Наполеон Бонапарт. Еще во время Египетской кампании он хладнокровно приказал убить 4 тыс. турецких солдат города Яффы, которые сдались на условиях сохранения их жизни. Наполеон почти не заботился о раненых - ни своих, ни, тем более, чужих [13, с.16].

В первой половине XIX в. происходит стремительный рывок в развитии технологий производства вооружения. Только за одно десятилетие в этой сфере было достигнуто больше успехов, чем за предыдущие три века. Появление оружия центрального боя значительно увеличило скорость стрельбы. Новые цилиндрические пули наносили более серьезные ранения. В результате этого значительно возросли

человеческие потери враждующих сторон. Особенно заметным это стало во время Крымской войны (1853-1856 гг.), Итальянской войны, в частности, в битвах при Маженте и Сольферино (в 1859 г.) а потом и Гражданской войны в США (1861-1864 гг.).

Военная администрация не имела возможности уделять надлежащего внимания всем раненым, и тысяче их умирало, оставаясь на полях битв.

Французский врач Люсьен Боден, который был очевидцем осады Севастополя, несколько раз отмечал, что медицинский персонал, который пытался прийти на помощь раненым, попадал под огонь одной из враждующих сторон. Он был первым, кто предложил простой и практический способ предотвратить подобные случаи. В своей статье, опубликованной в 1857 г. он утверждал: «Подобные ошибки были бы невозможными если бы по общему согласию государств врачи и санитары носили отличительный знак - одинаковый для всех армий и всех стран, который бы позволял обеим сторонам легко узнавать их» [2, с.7-8].

Однако эта идея не была поддержана, а смерть самого Бодена окончательно привела к ее забвению.

Тем не менее, именно Крымская война стала событием, которое положило начало деятельности на поле битвы санитарных негосударственных организаций.

Первым этапом в становлении широкомасштабной организации, которая бы оказывала помощь раненым, стало возникновение широкого общественного движения Красного Креста. Ему предшествовали события уже упомянутой выше битвы между франко-сардинской и австрийской армиями в 1859 г. около городка Сольферино на севере Италии. В историю она вошла как одна из наиболее кровопролитных битв в Европе со времен Наполеоновских войн. За 15 часов боевых действий было убито более 30 тыс. человек (по некоторым данным - 40 тыс.). Количество раненых невозможно было подсчитать [11].

Одним из очевидцев этих событий стал швейцарский бизнесмен Анри Дю-нан. Он был поражен не только видом поля битвы «усеянных телами людей и коней», но и тем, что тысячи раненых, которые еще оставались на нем, оказались просто покинутыми на произвол, умирая мученической смертью. В небольшом городке Кастильйоне скопилось около 9 тыс. раненых. Они лежали не только в частных домах, но и в церквях, на улицах и площадях. Положение ухудшало и мизерное количество медицинского персонала: всего лишь 6 военных врачей французской армии не могло помочь в этой катастрофической ситуации [13, с.18]. «В течение первой недели после сражения, - рассказывает Дюнан, раненых, про которых доктора говорили „тут ничего нельзя сделать», оставляли без всякого ухода, и они умирали совершенно заброшенными. И это было вполне естественно, ввиду ограниченного количества фельдшеров и огромной массы раненых. Это жестоко и ужасно, но неизбежно; нельзя терять драгоценное время на безнадежных, когда оно нужно тем, кого еще можно спасти» [12].

Вспоминая о напряженной работе медицинского персонала, А. Дюнан писал: «Французские хирурги проявляли неутомимую самоотверженность, и многие в течение суток не отдыхали ни минуты. Двоим из них, работавшим в полевом лазарете доктора Мери, старшего врача гвардии, пришлось сделать так много ампутаций и перевязок, что они упали в обморок. В другом пункте один из докторов так измучился, что два солдата поддерживали ему руки, чтобы он мог продолжать работать»^, с.51].

Не считая для себя возможным оставаться в стороне, Дюнан самоотверженно помогает раненым, организует добровольцев. У него нет медицинского образования, но он как умеет, делает перевязки, приносит еду, воду, табак. Даже просто разговаривает с ранеными, многие из которых в очень подавленном состоянии, поскольку им не оказывается никакая медицинская помощь. Дюнан помогает не только своим солдатам, но и солдатам врага, убеждая в необходимости такого подхода и других добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») становится в дальнейшем лозунгом системы помощи [12].

В эти страшные дни у Дюнана созревает идея создания системы добровольных медицинских обществ, которые бы могли оказывать помощь раненым во время войны. «Если бы во время битвы при Сольферино, - пишет он, - существовало международное общество помощи, если бы 24, 25 и 26 июня в Кастильоне, Брешии, Мантуе и Вероне были бы добровольцы, сестры и братья милосердия, какую неоценимую пользу они могли бы принести!» [5, с.102].

Впечатление от увиденного Дюнаном на поле битвы оказалось настолько сильным, что после своего возвращения в Женеву он пишет книгу. Она называлась «Воспоминание о битве в Сольферино». Используя слово «воспоминание» в единственном числе автор желал подчеркнуть, что после увиденного им ужаса его преследовало лишь одно воспоминание: тысячи раненых, которые истекают кровью на поле боя.

Книга произвела чрезвычайно сильное впечатление на европейскую общественность. Одни считали «Воспоминание о битве при Сольферино» клеветнической. Французский военный министр маршал Рандон даже заявил, что книга А. Дюнана написана против его Отечества [1, с.71]. Однако большинство отзывов читателей были одобрительными.

Со всех концов Европы Дюнану приходили письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. К Дюнану присоединился другой швейцарец, юрист Г. Муанье председатель «Общества общественной пользы». Они оба решили создать в Женеве Международный Комитет помощи раненным воинам (в будущем - Международный комитет Красного Креста). К ним присоединились генерал А. Дюфур и два врача: Л. Аппиа и Т. Монуар [11].

Комитет, в лице своего председателя Г. Муанье, обратился ко всем государствам с предложением обсудить вопрос о судьбе раненых. Основным путем решения этой проблемы члены комитета считали создание обществ, которые еще в мирное время имели бы в своем составе «спасателей-добровольцев», подготовкой которых занимались именно эти общества, а также медицинских материалов, инструментов и другого необходимого имущества. С началом войны, эти общества смогут оказывать существенную помощь малочисленным медицинским учреждениям армий своих стран [12].

Важным было и то, что Комитет выдвинул предложение ввести единый знак, которым бы обозначались как военные санитарные службы, так и добровольцы обществ помощи раненным воинам. Дюнан высказал свое пожелание следующим образом: «Наконец, было бы полезно принять значок, форму или нарукавную повязку, чтобы те, кто носит такие отличительные и общепринятые знаки, пользовались должным признанием»[2, с.9].

Эти предложения были приняты, и в том же 1863 г. в Женеве была созвана конференция из представителей 16 государств (39 делегатов). 29 октября в 1863 г. стало днем рождением Общества, которому было присвоено название «Красный Крест», а лозунгом были избранные слова «Inter arma caritas» («Милосердие во время битвы»).

Конференция определила основные направления и формы деятельности Комитета, поддержав необходимость создания обществ, которые во время военных действий оказывали бы помощь военной медицине (а для этого в мирное время готовили бы кадры медсестер, накапливали бы запасы медикаментов и др.). В решениях Конференции было указано, что персонал таких обществ «во всех странах носит единообразный отличительный знак - белую нарукавную повязку с красным крестом» [13, с.20].

На этой же конференции делегатом от Швейцарии Бриером был предложен единый флаг для обеспечения защиты военным санитарным службам. В русле этого предложения на конференции было выражено пожелание, чтобы единнй отличительный знак обозначал медицинский персонал всех армий. Поскольку у конференции не было полномочий принимать решение, она рекомендовала: «признать единый отличительный знак для медицинских служб всех армий или, по крайней мере, для всех принадлежащих к этой службе лиц одной армии; принять единый флаг во всех странах для обозначения походных лазаретов и госпиталей»[2, с.10-11].

Для того чтобы рекомендации конференции в 1863 г. могли бы стать инструментом международного права, правительство Швейцарии созвало в Женеве в августе 1864 г. дипломатическую конференцию. Это была очень представительная конференция, на которую съехались делегаты 16 стран, - такого успеха не ожидали и сами организаторы. 22 августа в 1864 г. участники конференции подписали конвенцию «Об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны».

Женевская конвенция содержала в себе 10 статей, которые касались следующих вопросов:

- военные санитарные повозки, госпитали и лазареты были признаны нейтральными, им обеспечивались защита и уважение;

- нейтральность распространялась на армейских священников, которые исполняли свои обязанности; если они попадали в руки противника, их необходимо было освободить;

- необходимо было уважать мирное население, которое помогало раненым; раненых и больных военных необходимо было обеспечить присмотром, независимо от того на чьей стороне они воевали;

- знак красного креста на белом поле должен был обозначать госпитали и медперсонал для предоставления им защиты [9, с.200-201].

Именно эти положения стали основой для развития международного гуманитарного права.

Женевские начинания нашли своих последователей, В одном из первых отчетов французского Общества попечения больных и раненых воинов так отмечены эти успехи: «Как корабль покрывается при попутном ветре парусами, так на европейском континенте после 1863 и 64 гг. повсеместно возникают комитеты» [1, с.86].

Первое общество возникло в Вюртемберге еще в декабре в 1863 г. В течение 1864г. открываются еще 10 подобных организаций: в герцогстве Ольденбуржском, в Бельгии, Пруссии, Дании, Франции, Италии, Мекленбурге, Испании и Германии [12]. Начался новый этап развития международного гуманитарного права.

Таким образом, возникнув еще в глубокой древности, законы и обычаи войны развивались в течение веков под воздействием многих факторов: философских и религиозных учений, деятельности выдающихся личностей и др. Значительный шаг в развитии права войны был сделан в Новое время, особенно большой вклад, здесь связан с наступлением эпохи Просвещения.

Х1Х век, с его невиданным прогрессом военной отрасли и, как следствие, ростом числа жертв вооруженных конфликтов, заставило человечество пересмотреть отношение касательно самой возможности улучшения судьбы раненых воинов. По инициативе швейцарского предпринимателя и общественного деятеля А. Дюнана начинается процесс оформления современного гуманитарного права. Результатом его деятельности стала знаменитая Женевская Конвенция (в 1864 г.).

В отличие от предыдущих соглашений и кодексов, которые предоставляли защиту определенным категориям людей, в том числе раненым и больным (исследователи насчитали около 500 таких документов, которые были приняты до 1864 г.) [13, с.21], конвенция представляла первое многостороннее постоянно действующее соглашение, открытое для присоединения других государств. Именно с нее берет свое начало современное международное гуманитарное право.

Список источников:

1. Богаевский П. Красный крест в развитии международного права: В 2-х ч. / Бога-евский П. - М.: Т-во Скоропеч. А.А. Левенсон, 1906. - Ч. 1: Национальные общества Красного креста и Женевская конвенция 22 авг. 1864 года - 343 с.
2. Бюньон Ф. Красный Крест, Красный Полумесяц, Красный Кристалл. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.icrc.org/ rus/assets/files/other/kr.pdf.
3. Веджвуд С.В. Тридцатилетняя война /Сесили Вероника Веджвуд; пер. с англ. И.В. Лобанова. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012. - 571, [5] с.
4. Волков С.Ю. Развитие доктрины справедливой войны в епоху Раннего Нового времени /С.Ю.Волков // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -Серия «Международные отношения. Политология. Регионоведение». - 2009. - №3. - С. 227-233.
5. Дюнан А. Воспоминание о битве при Сольферино / Пер. с фр. - 3-е изд., без изм.

- М.: Международный Комитет Красного Креста, 2009. - 108 с.

6. Жуковская Т.В. Из истории образования международного гуманитарного права / Т.В. Жуковская // Формирование знаний о международном гуманитарном праве как одно из условий воспитания толерантности у подрастающего поколения / Материалы республиканской научно-практической конференции - Майкоп: Министерство образования и науки Республики Адыгея, 2007. - 88 с. - С. 74-80.
7. Ибраева Г.Ж. Региональные конфликты и средства массовой информации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.library.cjes.org/online/?a=conb_id=19c_id=379.
8. Коровин Е. Французская буржуазная революция 1789 г. и законы и обычаи войны / Е. Коровин // Вопросы государства и права во французской буржуазной революции XVIII в. Сборник статей, посвященных 150-летию французской революции. - М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1940. - С.127-150.
9. Малышева Т.А. Возникновение Общества Красного Креста как первый историко-правовой этап в становлении централизованного оказания гуманитарной помощи / Т.А. Малышева // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2011. - № 4(80). - С. 199-202.
10. Пегасов Н. Тотальная война 1618-1648: насилие и выжженная земля. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.fido.sakhalin.ru/wayofsword/projects/europe/.../30war.htm.
11. Теличкин И. Анри Дюнан: путь к бессмертию // Медицинская газета - 2012. - № 44 (22 июня). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mgzt.ru/article/1547/.
12. Филин О. Анри Дюнан - основатель «Красного Креста». [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.newacropolis.ru/magazines/1_2001/ Anri_Dunan_osn_kr_kr/.

13. Чемякин Ю.В. Международное гуманитарное право и СМИ. Конспект лекций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.kzdocs.docdat.com/docs/index-41775.html?page=16.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА АНРИ ДЮНАН ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ И РАНЕНЫМ international humanitarian law society of red cross henri dunan geneva convention help to aid to sick and wounded patients
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты