Спросить
Войти

Предыстория создания Ульяновского авиационного промышленного комплекса (1974-1975 гг. )

Автор: указан в статье

УДК 947.084

Е. А. БУР ДИН

ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ УЛЬЯНОВСКОГО АВИАЦИОННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (1974-1975 ГГ.)

Рассматривается процесс выбора площадки для строительства крупнейшего в 1970-1980-е гг. авиационного комплекса СССР. В результате противоборства различных партийно-хозяйственных групп и интересов высшим руководством страны было принято решение о сооружении данного предприятия в Ульяновске.

Начавшаяся вскоре после завершения Второй мировой войны «холодная война» между СССР и США и их союзниками привела к наращиванию гонки вооружений. К началу 1960-х гг. Советский Союз опережал своих противников в сфере стратегического ракетного оружия, а Соединённые Штаты сумели создать более сильную стратегическую авиацию. И только в 1967 г. советские военные поставили задачу догнать американцев и по данному компоненту [10]. Дело в том, что именно в это время США приняли решение о разработке передового пилотируемого стратегического самолёта (позже его назвали «В-1»). В конечном итоге в СССР усилиями нескольких конструкторских бюро был создан межконтинентальный многорежимный ударный самолёт - известный бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, первый лётный экземпляр которого заложили в 1977 г.

Однако серьёзная проблема заключалась в том, что в Советском Союзе существовал дефицит производственных мощностей для серийного выпуска самолётов подобного типа. Поэтому в июле 1974 г. вышли постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №533-186 и №534-187 об организации мощностей для производства перспективных сверхтяжёлых самолётов и авиационных двигателей к ним ["1, с. 8]. Кроме того, была образована Государственная комиссия по выбору места сооружения авиационного комплекса, состоявшая из специалистов Госплана, Госстроя и Минавиапрома (МАП). Специализированные проектные институты обследовали десятки площадок Поволжья и Сибири. По мнению Г. В. Анциферова, наиболее полно заявленным технико-экономическим условиям от©Бурдин Е. А., 2013

вечала Заволжская площадка Ульяновска, так как хорошие климатические условия могли привлечь на строительство рабочих и инженерно-технических сотрудников, город располагался в густонаселённом центре Поволжья, в непосредственной близости от транспортных и энергетических магистралей, обладая при этом достаточно мощной строительной базой [1, с. 8-9]. Также несомненными плюсами являлись ровный рельеф будущей строительной площадки и авторитет Ульяновска - родины В. И. Ленина.

Подтверждают и существенно дополняют сведения Г\ В. Анциферова устные воспоминания ветеранов УАПК А. Н. Белоусова и В. И. Ермоленко. Так, первый из них рассказывал: «Слышал, что в первой половине 1970-х гг. комиссия при правительстве СССР, обсудив предложение Министерства авиационной промышленности, приняла решение о строительстве военных тяжёлых самолётов и выборе большой заводской площадки для этого. Когда на карте страны прочертили линии с точками в местах расположения действующих авиапредприятий (Москва, Казань, Горький, Куйбышев, Саратов, Волгоград, Киев, Пермь, Уфа), то Ульяновск оказался в их центре, то есть он занимал выгодное географическое положение. Поэтому всё сделали с учётом географического расположения, а также наличия учебной и промышленной базы (был аэродром, приборостроительный завод, школа подготовки лётчиков и др.). Кроме того, видимо, планировалось поднять престиж Ульяновска как родины В. И. Ленина. Одними из основных инициаторов создания УАПК являлись министр МАП П. В. Дементьев и министр обороны Д. Ф. Устинов» [3, с. 1]. В. И. Ермоленко отмечал: «Насколько я знаю, за место строительства такого большого авиационного комплекса в первой половине 1970-х гг. шла

нешуточная борьба. Но в конце концов весы склонились в сторону Ульяновска по следующим причинам: 1) первый секретарь Ульяновского обкома КПСС А. А. Скочилов был членом ЦК; 2) родина В. И. Ленина, к 100-летию со дня его рождения в городе создали значительную строительную базу, возвели Мемориальный центр и многие другие объекты, и Ульяновск выглядел как промышленный центр; 3) в близлежащих Тольятти и Куйбышеве также находились серьёзные строительные мощности, которые можно было использовать. А. А. Скочилов много раз обращался к М. А. Суслову, приезжавшему в наш город. Считаю, что местоположение будущего завода выбрали удачно - это была ровная площадка без поселений, не требовавшая подготовительных затрат» [7, с. 1].

Весь 1974 г. шла серьёзная борьба между различными партийно-хозяйственными группами центрального и регионального уровня за право возведения авиакомплекса, которая в итоге закончилась победой представителей Ульяновской группы и её высоких покровителей в Москве. Нам удалось собрать уникальные свидетельства лоббирования интересов данной группы. Так, Г. В. Анциферов писал: «Летом 1974 г. совершенно неожиданно для областного руководства прилетел министр авиационной промышленности, член ЦК КПСС Пётр Васильевич Дементьев. ...Совещание с А. А. Скочиловым (секретарём Ульяновского обкома КПСС - Е. А. Б.) проходило в здании обкома, пригласили и строителей: В. Ф. Селиверстова и меня. Вопрос для нас оказался совершенно неожиданным. Дементьев предложил строить в Ульяновске крупнейший в стране авиационный завод. Министр намекнул, что, так как он сам родом из Симбирска, то ему хотелось бы сделать родному городу подарок, разместив здесь это суперпредприятие. Конечно, это была шутка. Решение о возведении флагмана самолётостроения принималось в Госплане по технико-экономическим обоснованиям, с учётом государственной стратегии. По решению высших органов власти, производства такого масштаба должны были размещаться за Уралом. И лишь в исключительных случаях - в европейской части страны. Такое исключение было сделано для Ульяновска, так решило Министерство авиапрома. С нами конкурировала Саратовская область, где самолётостроение уже было развито. Областные и городские власти Ульяновска не возражали, зная, что такая стройка - это огромные капиталовложения, которые будут вовлечены в городскую инфраструктуру [2, с. 300].

В Государственном архиве новейшей истории Ульяновской области самым ранним документом по рассматриваемой проблеме является письмо А. А. Скочилова в Политбюро ЦК КПСС от 30.09.1974 г. Приведём выдержки из него: «...В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Министерство авиационной промышленности в настоящее время ведёт работу по выбору места строительства крупного комплекса авиационных заводов по выпуску сверхтяжёлых пассажирских самолётов. Группа ведущих специалистов нроекгных институтов во главе с «ГипроНИИавиапром» Ми-навиапрома СССР и «Промстройпроект» Госстроя СССР детально изучили предложенные Ульяновским обкомом КПСС возможные варианты привязки комплекса в левобережной части области и пришла к выводу, что площадки, расположенные вблизи городов Ульяновска и Ди-мигровграда, по своим значительным размерам, ровному рельефу, геологии, выгодностью географического положения, благоприятным климатическим условиям, удобным транспортным связям (пересечение р. Волги с железной дорогой и автодорогой республиканского значения), обеспеченности водными ресурсами, электроэнергией и местными строительными материалами удовлетворяют всем требованиям для размещения такого комплекса. ...Обком КПСС просит ЦК КПСС рассмотреть вопрос о размещении комплекса авиационных заводов в Ульяновской области, что позволит значительно повысить уровень развития производительных сил области» [4, л. 82-83].

С одной стороны, первый секретарь Ульяновского обкома КПСС указывал на недостатки в развитии области, например, на тот факт, что длительный период времени темпы её промышленного развития были ниже средних по Поволжскому экономическому району. С другой стороны, он писал о достижениях своего региона, а именно: 1) партийная организация области добилась значительного ускорения темпов развития народного хозяйства; 2) по сравнению с другими регионами Поволжья Ульяновская область располагает наличием трудовых ресурсов (47% населения - сельчане); 3) в местных строительных организациях имеется запас мощностей, достаточных для начала строительства; 4) около обследованных площадок в Тольятти имеются мощные строительные организации с большим количеством подсобных предприятий; 5) после окончания сооружения КАМАЗа освобождающиеся кадры строителей можно подключить к возведению нового авиакомплекса; 6) наличие в Ульяновске предприятий авиационного приборостроения и близость Казани, Куйбышева и Уфы с авиазаводами и соответствующими вузами

(квалифицированные специалисты); 7) возможность привлечь организации Министерств строительства СССР, среднего машиностроения СССР, энергетики и электрификации СССР [4, л. 82-83]. По мнению, А. А. Скочилова, приведённые им доводы должны были окончательно склонить чашу весов в пользу Ульяновска. Конечно, для их подкрепления он неоднократно встречался с П. В. Дементьевым и М. А. Сусловым (секретарём ЦК КПСС. членом Политбюро ЦК КПСС - Е. А. Б.), имевшим ульяновские корни, и наверняка заручился их поддержкой. Думается, что нельзя недооценивать роль личных связей. Как показывает опыт изучения советской экономической системы, принимаемые решения о строительстве того или иного предприятия далеко не всегда имели рациональное обоснование и часто подчинялись соображениям идеологического характера.

Изначально предполагалось, что заказчиком и финансистом крупномасштабного проекта будет Министерство обороны СССР, а исполнителем -Министерство авиационной промышленности СССР и КБ Антонова (г. Киев). Поэтому логично предположить - А. А. Скочилову, П. В. Дементьеву и М. А. Суслову наверняка приходилось налаживать контакты и с министром обороны

A. А. Гречко (занимал должность в 1967— 1976 гг.), чтобы доказать ему необходимость размещения самолётостроительного производства именно в Ульяновске. Сменивший А. А. Гречко па посту министра обороны Д. Ф. Устинов (1976-1984 гг.) принимал самое активное участие в строительстве У АПК, развернувшемся в 1976 г. Подчеркнём, что вся информация о готовящемся возведении крупного оборонного предприятия носила совершенно секретный характер. В официально опубликованных партийных документах о нём не было ни слова. Например, в трёхтомных материалах XV съезда КПСС, состоявшегося в феврале-марте 1976 г., мы не нашли даже намёка на запланированное сооружение крупного комплекса. Как вспоминает

B. С. Давыденко, «первые слухи и разговоры о строительстве авиационного гиганта в Ульяновске появились в 1974 г., однако толком никто ничего не знал. Всё стало ясно после того, как летом 1975 г. руководство СССР приняло официальное решение о сооружении авиационного промышленного комплекса в нашем городе» [6, с. 1]. Часто люди узнавали об этом из прессы. А. Г. Катышев вспоминал: «В 1975 г., когда служил в армии, из прессы я узнал, что в Ульяновске намечается строительство крупного авиазавода. ...Интересно, что ещё в 1974 г. первый секретарь Ульяновского обкома КПСС А. А.

Скочилов предложил строить авиационный промышленный комплекс именно в Ульяновске» [8, с Л].

На Ульяновском авиационном комплексе первоначально планировалось развернуть серийное производство Ту-160. Об этом свидетельствуют и ветераны У АПК. Так, В. Ф. Петров рассказывал: «В начале строительства говорили, что будем выпускать военную продукцию -дальнюю бомбардировочную авиацию» [9, с. 1]. Но в Министерстве авиационной промышленности учли солидный накопленный опыт по выпуску средних и тяжёлых бомбардировщиков на Казанском авиазаводе, где и решили строить самолёты данного типа. Поэтому к концу 1970-х гг. на УАПК начали подготовку к выпуску Ан-124 «Руслан».

Что касается уровня промышленного развития Ульяновской области в конце 1960 - начале 1970-х тт., то картина здесь была следующей. В этот период ввели в строй Димитровградский автоагрегатный завод, Новоульяновский завод асбестоцементных изделий, асфальто-бетонный завод Главульяновскстроя, завод «Искра» и т. д. [12, с. 15]. Всего за 1966-1970 гг. производство валовой продукции выросло более чем в 1,8 раза, а производительность труда - в 1,5 раза [12, с. 5]. В 1961-1970 гг. в Ульяновской области наблюдались самые высокие в Поволжье темпы развития машиностроения и металлообработки, в результате чего их удельный вес повысился на 1,8% (для сравнения: в передовых по данному показателю Пензенской области и Башкирской АССР - по 0,7%) [11, с. 127]. Анализируя уровень развития промышленного производства и его показатели, следует отметить, что Ульяновская область являлась крепким «середнячком». Так, в 1970 г. она занимала четвёртое место (из восьми) среди регионов Поволжского экономического района по производству валовой продукции промышленности [11, с. 157].

В девятой пятилетке (1971-1975 гг.) по сравнению с восьмой значительно увеличились объёмы капитального строительства - в 1,4 раза, только в 1975 г. составив не менее 455 млн рублей. В промышленности стройматериалов, строительстве, стройиндустрии и коммунальном хозяйстве в 1975 г. работало более 69 тыс. человек [5, л. 20]. Для сравнения: объём капитальных вложений в первую очередь УАПК должен был составить свыше 2,5 млрд рублей [5, л. 20]. Можно сказать, что краткая оценка состояния народного хозяйства Ульяновской области в письме А. А. Скочилова являлась достаточно объективной.

Итак, решение высших властных структур СССР о строительстве крупного авиационного промышленного комплекса было обусловлено потребностью в серийном производстве сверхтяжёлых военных самолётов стратегической авиации в целях обеспечения военного паритета с блоком НАТО. В результате изучения различных вариантов строительных площадок и противоборства группировок партийно-хозяйственной элиты весной 1975 г. руководство страны окончательно выбрало Ульяновский вариант, и в левобережной части города началось грандиозное строительство.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Анциферов, Г. В. Строители на просторах Симбирско-Ульяновского края. Книга 4: уникальные стройки области (НИИ АР, У АПК, УЦМ, мост) / Г. В. Анциферов. - Ульяновск : [б.и.], 201 1.-366 с.
2. Анциферов, Г. В. Т рудное счастье строителя / Г. В. Анциферов. - Ульяновск: ГУГ1 «Обл-типография «Печатный двор», 2003. - 592 с.
3. Белоусов, А. Н. Воспоминания / записал Е. А. Бурдин 18 октября 2012 г. в г. Ульяновске. -Зс.
4. Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (ГАНИ УО), Он. 59. Д. 47.
5. ГАНИ УО. Ф. 8. Оп. 62. Д. 58. Т. 2.
6. Давыденко, В. С. Воспоминания / записал Е. А. Бурдин 11 октября 2012 г. в г. Ульяновске. - 6 с.
7. Ермоленко, В. И. Воспоминания / записал Е. А. Бурдин 19 октября 2012 г. в г. Ульяновске. -2 с.
8. Катышев, А. Г. Воспоминания / записал Е. А. Бурдин 16 сентября 2012 г. в г. Ульяновске. -2 с.
9. Петров, В. Ф. Воспоминания / записал Е. А. Бурдин 13 октября 20) 2 г. в г. Ульяновске. - 4 с.
10. Ту-160 - Авиационная энциклопедия «Уголок неба» [Электронный ресурс). - Режим досту п а: http://vAvw.airwar.ru/enc/bonibcr/ tul60.html (дата обращения : 01.11.2012).
11. Характеристика сдвигов в развитии и размещении производительных сил Поволжского экономического района за 1961-1970 гг. / Госплан РСФСР, Центр, науч.-исслед. экон. ии-т; под ред. В. Я. Любовного, Н. Л. Соловьёва. - М., 1972.-383 с.
12. Экономика Ульяновской области / под ред. В. В. Кузнецова, В. Н. Лазарева, Л. М. Арутюновой. - Ульяновск : УлГТУ, 2000. - 84 с.

Бурдин Евгении Анатольевич, доктор исторических наук, доцент кафедры музееведения исторического факультета УлГПУ им. И. К Ульянова.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты