Спросить
Войти

"другая Германия": общественнополитическая деятельность немецких писателей-антифашистов на территории Чехословакии, 1933-1939 гг

Автор: указан в статье

Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 57

УДК 355.355(47+57:430.2)(091) DOI: 10.17223/19988613/57/13

С.Ю. Болдырева

«ДРУГАЯ ГЕРМАНИЯ»: ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕМЕЦКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-АНТИФАШИСТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕХОСЛОВАКИИ,

1933-1939 гг.

Исследуются причины эмиграции значительной части немецкой интеллектуальной и культурной элиты в Чехословакию в 1933-1938 гг. Автор рассматривает основные организации и клубы, объединявшие немецких литераторов на территории этой страны, формы и содержание их антифашистской работы. В статье также показана деятельность важнейших газет и журналов, с которыми сотрудничали немецкие эмигранты.

Тема взаимодействия власти и культуры в нацистском государстве имеет давние традиции изучения в немецкой историографии. По мнению немецкого историка У. фон Хеля, тоталитарный режим в Германии пытался контролировать всю духовную сферу общества и каждого деятеля культуры, поэтому понятия «пропаганда» и «культура» в Третьем рейхе были неразрывно связаны друг с другом [1. S. 131]. Культура была призвана играть важную роль в репрезентации нацистского режима, выступать блестящей упаковкой его собственных, прежде всего расистских целей [2]. Языком литературы, живописи, музыки, других видов искусства нацистское государство пыталось передать самосознание нацистского руководства, сотворить нечто новое, создать собственный стиль [3. S. 256]. Немецкие исследователи убеждены, что в условиях неусыпного контроля руководимой Й. Геббельсом Имперской палаты культуры [4] подавляющее большинство представителей культурной элиты Третьего рейха выпускали «искусство по приказу» [5] и были «талантливыми от Бога и верными фюреру» [6. S. 7]. Конечно, представление о немецкой культурной элите как о некоем монолите является упрощением: как и в других сферах жизни, здесь тоже были свои воодушевленные и убежденные, оппортунисты и попутчики, «внутренние эмигранты» и молчаливые несогласные, смесь всех этих мотивов в одном, а также, не в последнюю очередь, и уехавшие в эмиграцию [Ibid. S. 246].

Среди видов искусства, попавших в поле зрения исследователей национал-социализма, видное место занимает литература. Й. Вольф в своих исследованиях представляет положение литераторов в Третьем рейхе дифференцированно. Он говорит о том, что под нацистским нажимом многие писатели и драматурги был вынуждены отказаться от создания серьезных произведений в пользу банальных; были авторы, которые не эмигрировали, но, находясь в трудных отношениях с правящим режимом, были вынуждены замолчать; были, конечно, и те, кто воспевал новый режим. Наконец, была многочисленная группа литераторов-эмигрантов, покинувших Германию [7].

В послевоенных ФРГ и ГДР, равно как и в современной объединенной Германии, научное изучение

Движения Сопротивления выполняет в том числе и политическую функцию [8. S. 291]. При этом историография ФРГ нередко находилась в двойной оппозиции: с одной стороны, к абсолютизировавшим коммунистическое сопротивление историкам ГДР, с другой - к националистическим и праворадикальным кругам собственной страны, считавшим сопротивление предательством Родины [1. S. 90]. При этом обе стороны избирательно относятся к вопросу о том, какие именно группы лиц относить к Движению Сопротивления. В результате общественно-политические взгляды и деятельность немецких писателей-эмигрантов во многом оказались вне поля зрения большинства историков [9].

В данной статье будет проанализирована общественно-политическая деятельность немецких писателей-антифашистов на территории Чехословакии. Это вызвано необходимостью охарактеризовать их концепции механизмов зарождения и развития нацистской идеологии в недрах немецкого общества, что чрезвычайно важно для современной духовной ситуации постмодернизма, доминантой которого является возведенный в абсолют принцип тотального релятивизма, усиливающий потенциальную возможность манипулирования массовым сознанием. Научная новизна и значимость темы заключаются в ее постановке в качестве самостоятельной проблемы исследования, не получившей, с нашей точки зрения, целостного осмысления в современной исторической науке.

Эмиграция 1930-х гг. не имела равных в истории немецкой литературы: из страны выехало большинство известных писателей. Крупнейшим центром немецкой эмиграции в 1933-1938 гг. была Чехословакия, которая приняла около 20 тыс. граждан Германии, в том числе 5 тыс. евреев [10. S. 235-241]. Это было обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, эта страна непосредственно граничила с Германией, для въезда в нее была необязательна виза, существовала возможность нелегального перехода границы. Во-вторых, в межвоенной Чехословакии практически отсутствовал языковой барьер: в стране проживало около 3,2 млн су-детских немцев, многие чехи знали немецкий язык со времен Австро-Венгерской империи [11. S. 5]. Здесь функционировали немецкие школы, театры, различные

организации и союзы, выходили газеты и печатались книги на немецком языке. В-третьих, немецкие эмигранты пользовались поддержкой со стороны чешского населения, в стране была полная свобода СМИ, находилось заграничное бюро СДПГ (SoPaDe), издавалось множество запрещенных в Германии газет, журналов и книг, которые затем нелегально перевозились через границу [12].

Сразу же после прихода Гитлера к власти в Чехословакии развернулось широкое движение протеста против нацизма. По всей стране прошли митинги солидарности с немецкими антифашистами, были организованы демонстрации перед немецким посольством и консульствами с требованиями освободить Э. Тельмана, Э. Андре и других общественных деятелей. В этом массовом движении участвовали немецкие и чехословацкие деятели культуры, такие как К. Чапек, И. Олбрахт, Э.Э. Киш, Ф.К. Вайскопф. В ответ на сожжение нацистами книг 10 мая 1933 г. на площади Оперплац в Берлине в городской библиотеке Праги была собрана литература, запрещенная в Германии. Чехословацкие и немецкие интеллигенты организовали комитет за спасение К. Осецкого, работали в комиссиях за освобождение Г. Димитрова, Э. Тельмана и других антифашистов [13. S. 89].

Центром общественно-политической борьбы против нацизма стала Прага. Здесь выпускались такие издания, как «Arbeiter illustrierte Zeitung», «Der Gegen-Angriff», «Neue deutsche Blätter», «Die neue Weltbühne». Крупнейшим немецким издательством было «Malikverlag». Активно действовали творческие организации: Союз Оскара Кокошки, клуб Бертольда Брехта и др. Опираясь на помощь и поддержку местной театральной интеллигенции, работал клуб «Studio-1934». Оценивая роль, которую играла столица Чехословакии в годы эмиграции, Ф.К. Вайскопф писал: «Со времени прихода к власти Гитлера в Германии и утверждения авторитарного режима в Австрии значение Праги как литературного центра значительно возросло. Для большого движения в защиту культуры против войны и фашизма Прага могла стать и стала важным опорным пунктом» [14. S. 57]. Именно в Чехословакии функционировала группа Союза революционных писателей. Во главе ее были Э.Э. Киш и Ф.К. Вайскопф. Членами группы являлись В. Херцфельде, А. Шарер, Ф. Эрпенбек, Я. Копловитц, Х. Циннер, П. Каст, О.М. Граф и другие немецкие литераторы. Летом 1933 г. на заседании группы Союза революционных писателей, где присутствовали около 30 человек, было принято решение об объединении всех немецких антифашистских деятелей культуры за границей [15. S. 70]. Были установлены контакты с группами союза в Париже, Швейцарии и Берлине. Важными объединительными центрами являлись также Культурная комиссия Лиги за права человека и Союз в защиту немецких писателей. К Союзу в защиту немецких писателей, который возник в Чехословакии еще в 1920-е гг., принадлежали немецкоязычные писатели различных политических направлений. В 1933 г., когда началась эмиграция в страну, Союз объявил о том, что он открыт для всех живущих в Чехословакии немецких писателей. Это обеспечило увеличение числа

членов союза с 134 человек в 1933 г. до 169 в 1934 г. [11. S. 51].

Существенный вклад в антифашистскую борьбу, которая развернулась в Чехословакии, внесли редакции немецких антифашистских газет и журналов. В конце апреля 1933 г. вышел первый номер «Der GegenAngriff», в июне - «Neuer Vorwärts», в июле - «Präger Mittag», осенью - «Die Welt im Wort» и литературный журнал «Neue deutsche Blätter».

Газета ««Die Welt im Wort»» основное внимание уделяла вопросам культуры, политически актуальных тем избегала или в лучшем случае освещала в кратких заметках. О борьбе против национал-социализма речь вообще не велась. Такое издание не могло рассчитывать на популярность и активную поддержку. Совершенно иное место в антифашистской периодике занимали «Der Gegen-Angriff» и «Neue deutsche Blätter», главная цель которых состояла в том, чтобы собрать все антифашистские силы и объединить их в единый фронт. В этих журналах раскрывалась сущность национал-социалистической идеологии. Оба издания большое внимание уделяли работе с интеллигенцией, разъяснению ей значения сплочения всех слоев общества для борьбы с национал-социализмом и против опасности войны [16. С. 205-210].

В издании «Neue deutsche Blätter» активное участие принимали немецкие писатели Ф.К. Вайскопф, И.Р. Бехер, а также В. Херцфельде, являвшийся руководителем «Malikverlag». Журнал был призван объединить различные политические силы, стремившиеся к борьбе с нацизмом. Уже в первом номере редакция сообщила, что в журнале могут выступать все, и даже те, чьи взгляды и убеждения не совпадали с мнением издателей [Там же. С. 205-210]. Издателями журнала за границей были А. Зегерс в Париже, О.М. Граф в Вене, Я. Петерсен в Берлине. Им удалось наладить прочные контакты с многими немецкими писателями. Статьи для журнала писал Г. Манн, активно сотрудничали в нем А. Цвейг, Р. Отвальд, Я. Вассерман, Л. Фейхтвангер, В. Меринг, Б. Олден, Л. Маркузе, В. Тюрк, Б. Фрай. Многие антифашистские произведения были впервые опубликованы именно в «Neue deutsche Blätter»: «Круглоголовые и остроголовые», «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Флорисдорф» Ф. Вольфа, «Экзамен» В. Бределя, стихотворения И.Р. Бехера, Э. Вай-нерта и многие другие.

Важной стороной деятельности «Neue deutsche Blätter» были связи с подпольной группой Я. Петерсе-на. Репортажи, зарисовки, короткие истории, рассказы, стихи антифашистских писателей-подпольщиков регулярно публиковались журналом в рубрике «Голоса из Германии». На его страницах выступали члены берлинской группы Э. Брюнинг, Б. Ватештадт, В. Ильберг, П. Кернер-Шрадер, Г. Рихтер, К. Штефан, В. Штоле и другие писатели. Основная их тематика - положение в Германии и сопротивление нацизму. Часто печатались в журнале рецензии на антифашистские произведения. Их авторами были Ф.К. Вайскопф, Э. Отвальд, Ф. Эрпенбек, К. Керстен, А. Цвейг. В 1934 г. регулярность выхода журнала нарушилась в связи с выступлениями нацистов в Вене и оккупацией Саара. В августе 1935 г.

журнал был закрыт. Арест членов берлинской группы привел к закрытию рубрики «Голоса из Германии». Журнал испытывал серьезные материальные трудности. Эти причины привели в августе 1935 г. к закрытию журнала. «Neue deutsche Blätter» внес большой вклад в объединение антифашистских сил, способствовал сплочению писателей-антифашистов.

Журнал «Der Gegen-Angriff», так же как и «Neue deutsche Blätter», ставил главной своей целью объединение немецких эмигрантов, в первую очередь писателей, в антигитлеровской борьбе. На протяжении трех лет своего существования журнал обращался к различным темам: анализировал взаимосвязь национал-социализма и немецких монополий, показывал опасность войны, сущность нацистской идеологии, литературы, освещал положение женщин в Германии. Он призывал к борьбе за освобождение К. Осецкого, Л. Ренна, В. Бре-деля, Э. Мюзама, Э. Тельмана. Значительное место на страницах издания отводилось вкладу эмиграции в борьбу против национал-социализма. Особая роль была отведена анализу сущности нацизма. «Der GegenAngriff» определял национал-социализм как диктатуру, проникнутую идеями милитаризма. В одном из номеров журнала было отмечено: «Война есть конечный пункт программы гитлеровского маскарада... Демократические круги не связывают свои надежды с войной. Лозунгу "Война как выход из кризиса" они противопоставляют лозунг единого фронта, стремящегося к борьбе против фашизма» [17]. «Der GegenAngriff» выступил с рядом антифашистских инициатив. Например, борьба за сохранение статус-кво в Сааре, против его присоединения к Германии вылилась в широкую волну протеста. На страницах журнала в ней участвовали Г. Манн, Л. Фейхтвангер, И.Р. Бехер, О.М. Граф, Э. Вайнерт, Г. Гупперт, А. Зегерс, К. Манн, В. Бредель и другие деятели немецкой литературы. Их новые антифашистские художественные произведения очень часто публиковались в журнале. «Der GegenAngriff», созданный в противовес нацистскому «Angriff», успешно справлялся с задачей объединения немецких антифашистских эмигрантов и даже проникал на территорию Германии. Но экономические трудности привели к закрытию журнала. С марта 1936 г. традиции «Der Gegen-Angriff» продолжила газета «Deutsche Volkszeitung», издававшаяся вначале в Праге, а затем в Париже [9. S. 103-105].

Энергией борьбы был насыщен и антифашистский журнал «Der Simpel». Он был учрежден, так же как и «Der Gegen-Angriff», в противовес нацистскому изданию, мюнхенскому «Simplizissimus». Сатирический журнал «Simplizissimus» - иллюстрированное издание, выходившее в Германии с 1896 г. В нем до прихода нацистов к власти печатались произведения Г. Манна, К. Ту-хольского, А. Цвейга. Попав под унификацию в Германии, журнал практически потерял всю свою остроту, а в 1942 г. за карикатуру на Гитлера был закрыт. Возродить лучшие традиции «Simplizissimus» и был призван «Der Simpel». Инициаторами его создания стали немецкие эмигранты Г. Натан и Г. Пол. Впоследствии Г. Натан вспоминал: «Я находился в Праге в поисках новой работы. Прежней, юридической, меня

лишили нацисты. Новая должна не только быть частным делом, но и предоставить поле деятельности для моей ненависти к коричневой грязи. Случай меня свел с группой немецких эмигрировавших берлинских художников, к которой принадлежал и Г. Пол. От него исходила идея унифицированному и в связи с этим обесцененному «Simplizissimus» противопоставить «Gegen-Simplizissimus» и в нем с помощью сатиры и карикатуры бороться против Третьего Рейха. План захватил меня...» [18. S. 379]. Журнал стал одним из наиболее значительных антинацистских изданий. Об этом свидетельствовали рисунки и тексты, помещенные в нём. Он затрагивал наиболее актуальные проблемы, такие как экономический кризис, безработица, оперативно реагировал на внутренние и внешнеполитические события. С «Der Simpel» сотрудничали такие видные немецкие литераторы, как Э. Вайнерт и А. Керр. Художниками журнала были созданы два иллюстрированных сборника «Третий Рейх в карикатурах» (1934) и «Евреи, христиане, язычники в Третьем Рейхе» (1935). Введения к сборникам были написаны Г. Манном и А. Керром. В Германии эти сборники распространялись нелегально. В июле 1935 г., когда все финансовые возможности были исчерпаны, журнал «Der Simpel» прекратил свое существование.

Активную антифашистскую борьбу развернул за границей немецкий журнал «Die neue Weltbühne». До 1938 г. он выходил в Праге, а затем во Франции. С началом второй мировой войны журнал прекратил существование. Это было одно из наиболее значительных и живучих эмигрантских изданий. Именно «Die neue Weltbühne» опубликовал воззвание «За немецкий народный фронт», в котором говорилось: «Народный фронт не может быть новой партией. Он должен стать союзом всех тех, кто решил свои силы отдать за свободу и благосостояние немецкого народа. Всех, кого объединяет желание уничтожить господство коричневого насилия» [19. S. 65]. В воззвании содержался призыв объединить усилия представителей различных политических, духовных, религиозных течений в борьбе за свержение национал-социализма. Под этим важнейшим документом поставили свои подписи около 70 человек, в том числе и 30 писателей, среди которых Г. Манн, К. Манн, Л. Фейхтвангер, В. Херцфельде, О.М. Граф, И.Р. Бехер, А. Цвейг, К. Керстен и многие другие [20. С. 146-147]. На страницах «Die neue Weltbühne» увидели свет повести, рассказы, романы, стихи И.Р. Бехера, Б. Брехта, Ф.К. Вайскопфа, Т. Вольфа, Ф. Вольфа. Здесь с публицистическими статьями выступали Г. Манн, Л. Фейхтвангер, Э. Вайнерт, К. Манн, О.М. Граф. Журнал раскрывал внутреннюю политику национал-социализма, его милитаризм, подготовку к войне, касался вопросов культурной жизни, публиковал документы международных конгрессов, партийных конференций, материалы Союза в защиту писателей.

В отличие от других центров эмиграции, в Чехословакии имелись многочисленные возможности публикации произведений и материалов немецких авторов в местных периодических изданиях. Так, чехословацкие немецкоязычные газеты «Präger Tageblatt», «Präger Presse», журналы «Kritik», «Der Monat», «Aufruf» печатали публикации Х. Циннер, Б. Брехта, И.Р. Бехера, Г. и К. Маннов, А. Цвейга, Э. Вайнерта. С ними сотрудничали также чешские издательства М. Коха, Ю. Китлса, «Нойманн и компания» и другие.

Кроме выступлений в печати были и другие возможности обращаться к общественности: вечера, диспуты, доклады, лекции. Особенно часто они проводились в немецком обществе народного образования «Урания». Редакции журналов устраивали также лекции и вечера. Их частыми гостями были Г., Т. и К. Манны, А. Цвейг, О.М. Граф. Культурная комиссия Лиги за права человека в рамках проводимых ею мероприятий организовывала выступления перед общественностью Г. Эйслера, К. Керстена, В. Херцфельде и других деятелей немецкой культуры.

Значительная роль в сплочении сил всех эмигрантов принадлежала различным клубам и профессиональным союзам. Первый шаг в этом направлении был сделан именно немецкими писателями, основавшими еще в 1934 г. в Чехословакии клуб Б. Брехта. Деятельность этого клуба была многогранной. Здесь читались и обсуждались новые произведения, организовывались различные дискуссии. Клуб проводил вечера, встречи, праздники, лекции, посвященные творчеству Э. Мюзама, Г. и Т. Маннов, И.Р. Бехера, Э.Э. Киша, Л. Фейхтвангера. Вдохновителем клуба был В. Херцфельде, руководивший одновременно и семинаром для начинающих молодых авторов. Ему активно помогал Ф.К. Вайскопф. Б. Брехт пользовался огромным авторитетом и уважением членов клуба. Живя в Дании, он поддерживал с ним тесные связи, присылал свои произведения. Членами клуба были Ф. Эрпенбек, Л. Фюрнберг, О.М. Граф, Э.Э. Киш, Т. Манн, А. Веддинг, М. Циммеринг, Х. Цин-нер. Кроме литературных встреч организовывались политические и культурно-политические вечера. В марте 1936 г. состоялся вечер на тему «Женщины и война». 13 декабря 1935 г. клуб Б. Брехта организовал митинг, призывавший к бойкоту Берлинской олимпиады, а 16 апреля 1936 г. была проведена манифестация в честь присвоения К. Осецкому Нобелевской премии. Клуб просуществовал до 1938 г. и имел большое значение для антифашистской немецкой эмиграции и

совместной работы деятелей чехословацкой и немецкой культуры. Он был местом сбора немецких писателей, центром культурной жизни в эмиграции.

Важнейшим звеном в объединении антифашистов-эмигрантов в Чехословакии был Союз за права и свободы, основанный 26 сентября 1935 г. в Праге. Это была организация интеллигентов, борющихся против уничтожения культуры, угнетения свобод и прав человека в Германии. В Союзе работали известные композиторы, писатели, деятели театра. Функции секретаря союза выполнял бывший депутат немецкого парламента от Коммунистической партии Г. Греф. Союз вел большую идеологическую работу путем интенсивной публицистической деятельности, проведения собраний, митингов, лекций. Он активно поддерживал преследуемых национал-социалистами политических деятелей, выступил инициатором движения за освобождение Э. Тельмана и К. Осецкого. Одной из последних крупных акций организации был вечер, посвященный памяти К. Осецкого, проведенный 18 мая 1938 г.

Переломным моментом в жизни немецкой эмиграции стало Мюнхенское соглашение о разделе Чехословакии, после которого в стране развернулись гонения на демократические организации и союзы. В октябре 1938 г. была запрещена Коммунистическая партия Чехословакии, распущен немецко-чешский сценический клуб. Все это означало, что для переселенцев из Германии усложнялись условия жизни и работы в стране. Поток беженцев устремился во Францию, Великобританию и США.

Немецкая эмиграция в Чехословакии имеет ряд отличительных черт. Она заканчивается раньше, чем в других странах, оккупацией страны Германией в 1938 г. Еще до начала массовой немецкой эмиграции в стране выходили газеты и журналы на немецком языке, что облегчало литературную деятельность писателям-эмигрантам. Организация митингов, демонстраций, вечеров, издание антифашистских художественных произведений, листовок, воззваний, их доставка в Германию, объединение усилий в различных творческих союзах - таковы основные методы борьбы немецких писателей против национал-социализма.

Литература

1. Hehl U. Nationalsozialistische Herrschaft. München, 2001. 165 S.
2. Reichel P. Der schöne Schein des Dritten Reiches. Faszination und Gewalt des Faschismus. München-Wien, 1991. 452 S.
3. Dussel K. Der NS-Staat und die „deutsche Kunst" // Bracher K.D., Funke M., Jacobsen H.-A. Deutschland 1933-1945. Neue Studien zur nationalsozialistischen Herrschaft. Bonn, 1992. S. 256-272.
4. Steinweis A.E. Art, Ideology Economies in Nazi Germany. The Reich Chambers of Music, Theater, and the Visual Arts. ND Chapel Hill, 1997. 256 p.
5. Kunst auf Befehl? Dreiunddreißig bis Fünfundvierzig / B. Brock, A. Preiss (Hg.). München, 1990. 275 S.
6. Rathkolb O. Führertreu und gottbegnadet. Künstlereliten im Dritten Reich. Wien, 1991. 302 S.
7. Möller H. Exodus der Kultur. Schriftsteller, Wissenschaftler und Künstler in der Emigration nach 1933. München, 1984. 135 S.
8. Hildebrand K. Das Dritte Reich. München, 2003. 322 S.
9. Feilchenfeldt K. Deutsche Exilliteratur 1933-1945. Kommentar zu einer Epoche. München, 1986. 255 S.
10. Becher P. Exil und Exil-Literatur in der Tschechoslowakei // Handbuch der deutschen Literatur Prags und der Böhmischen Länder / P. Becher, S. Höhne, J. Krappmann, M. Weinberg (Hg.). Stuttgart, 2017. 445 S.
11. Grossmann K.R. Die Exilsituation in der Tschechoslowakei // Die deutsche Exilliteratur 1933-1945 / M. Durzak (Hg.). Stuttgart, 1977. 624 S.
12. Becher P. Drehscheibe Prag: zur deutschen Emigration in der Tschechoslowakei 1933-1939. München, 1992. 206 S.
13. Zur Geschichte der deutschen antifaschistischen Widerstandsbewegung. Berlin, 1957. 420 S.
14. Weiskopf F.C. Literarische Streifzüge. Berlin, 1956.
15. Becher J.R. Bericht über die Tätigkeit während meiner Reise vom 5. Juli bis 27. September 1933 // Zur Tradition der sozialistischen Literatur in Deutschland. Eine Auswahl von Dokumenten. Berlin, 1967. S. 570.
16. Девекин В.Н. Не сгоревшие на костре. Немецкая антифашистская литература. 1933-1945 гг. М., 1979. 437 с.
17. Der Gegen-Angrif. 1933. April.
18. Natan H. Der Simpl in der Emigration // Die Weltbühne. 1967. № 31.
19. Die neue Weltbühne. 1937. № 3.
20. Гинцберг Л.И., Драбкин Я.С. Немецкие антифашисты в борьбе против гитлеровской диктатуры (1933-1945). М., 1961. 152 с.

Boldyreva Slavyana Yu. Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov. (Arkhangelsk, Russia). E-mail: s.boldyreva@narfu.ru

"ANOTHER GERMANY": PUBLIC AND POLITICAL ACTIVITY OF GERMAN ANTIFASCIST WRITERS IN CZECHOSLOVAKIA, 1933-1939

Issues of interaction between authorities and culture in Nazi state have a long study tradition in German historiography. German researchers are convinced that a vast majority of cultural elite in the Third Reich were producing "art upon orders" under total control. Such image of German cultural elite is a simplification: like in other life spheres, there were its encouraged and convinced, opportunists and fellow travelers, "interior emigrants" and silent dissidents, and also emigrants. FRG and GDR historiographies have had a selecti ve approach towards a problem, who should be referred as a Resistance member. As a result, activities of German emigrant writers predominantly remained underexplored.

The purpose of the paper is to analyze the public and political activities of German antifascist emigrant writers residing in Czechoslovakia. Uniqueness and relevance of the topic are confirmed by the fact, that these issues were not studies as a complex phenomenon in contemporary historical studies.

History of German literature did not face a case of emigration comparable with 1930&s: a majority of famous German writers have left the country. Czechoslovakia turned into the biggest centre of German emigration in 1933-1938 due to following factors: 1) Common borders with Germany; 2) Low impact of language barrier; 3) German emigrants faced support from Czech population, and variety of newspapers, magazines and books forbidden in Germany were published in Czechoslovakia.

Prague turned into a centre for public and political struggle against Nazism. Such publications, as "Arbeiter illustrierte Zeitung", "Der Gegen-Angriff&, "Neue deutsche Blätter", " Die neue Weltbühne", " Der Simpel" were issued there. Also creative organizations as Oskar Kokoschka Union, Berthold Brecht club, "Studio-1934 club", the Union of revolutionary writers held their activities there actively. Cultural commission of League for human rights, Union for defense of the rights of German writers, Union for rights and freedoms became important unification centres for German emigrants. The German society for people&s education "Urania" became a venue for evening events, disputes, presentations and lectures.

After the Munich agreement on division of Czechoslovakia came into force, persecution against democratic organizations and unions came into force, Communist party of Czechoslovakia was forbidden, German-Czech scenic club was dissolved. The German emigrants faced complicities in life and work conditions in Czechoslovakia. Refugees fled to France, Great Britain and the USA.

REFERENCES

1. Hehl, U. (2001) Nationalsozialistische Herrschaft [National Socialist rule]. Munich: [s.n.].
2. Reichel, P. (1991) Der schöne Schein des Dritten Reiches. Faszination und Gewalt des Faschismus [The beautiful appearance of the Third Reich.

Fascination and violence of fascism]. Munich; Vienna: Hanser.

3. Dussel, K. (1992) Der NS-Staat und die deutsche Kunst [The Nazi State and German Art]. In: Bracher, K.D., Funke, M. Jacobsen, H.-A. Deutschland 1933-1945. Neue Studien zur nationalsozialistischen Herrschaft [Germany 1933-1945. New studies on National Socialist rule]. Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung. pp. 256-272.
4. Steinweis, A.E. (1997) Art, Ideology Economics in Nazi Germany. The Reich Chambers of Music, Theater, and the Visual Arts. ND Chapel Hill.
5. Brock, B. Preiss, A. (eds) (1990) Kunst auf Befehl? Dreiunddreißig bis Fünfundvierzig [Art on Command? Thirty-three to forty-five]. Munich:

Klinkhardt u. B., M.

6. Rathkolb, O. (1991) Führertreu und gottbegnadet. Künstlereliten im Dritten Reich [Führertreu and Gottbegnadet. Artist elites in the Third Reich].

Vienna: ÖBV.

7. Möller, H. (1984) Exodus der Kultur. Schriftsteller, Wissenschaftler und Künstler in der Emigration nach 1933 [Exodus of culture. Writers, scientists

and artists in emigration after 1933]. Munich: C.H. Beck.

8. Hildebrand, K. (2003) Das Dritte Reich [The Third Reich]. Munich: Oldenbourg Wissenschaftsverlag.
9. Feilchenfeldt, K. (1986) Deutsche Exilliteratur 1933-1945. Kommentar zu einer Epoche [German exile literature 1933-1945. Comment on an epoch].

Munich: Winkler Verlag.

10. Becher, P. (2017) Exil und Exil-Literatur in der Tschechoslowakei [Exile and exile literature in Czechoslovakia]. In: Becher, P., Höhne, S., Krappmann, J. Weinberg, M. (eds) Handbuch der deutschen Literatur Prags und der Böhmischen Länder [Handbook of German literature in Prague and the Czech lands]. Stuttgart: J.B. Metzler.
11. Grossmann, K.R. (1977) Die Exilsituation in der Tschechoslowakei [The exile situation in Czechoslovakia]. In: Durzak, M. (ed.) Die deutsche Exilliteratur 1933-1945 [The German exile literature in 1933-1945]. Stuttgart: Reclam Philipp Jun.
12. Becher, P. Heumos, P. (eds) (1992) Drehscheibe Prag: zur deutschen Emigration in der Tschechoslowakei 1933-1939 [Turntable Prague: to German emigration in Czechoslovakia in 1933-1939]. Munich: Oldenbourg Wissenschaftsverlag.
13. Haferkorn, K. (1957) Zur Geschichte der deutschen antifaschistischen Widerstandsbewegung [The history of the German anti-fascist resistance movement]. Berlin: Verl. d. Ministeriums f. Nationale Verteidigung.
14. Weiskopf, F.C. (1956) Literarische Streifzüge [Literary forays]. Berlin: Aufbau-Verl.
15. Becher, J.R. (1967) Bericht über die Tätigkeit während meiner Reise vom 5. Juli bis 27. September 1933 [Report on the activity during my journey from July 5 to September 27, 1933]. In: Zur Tradition der sozialistischen Literatur in Deutschland. Eine Auswahl von Dokumenten [On the tradition of socialist literature in Germany. A selection of documents]. Berlin: [s.n.].
16. Devekin, V.N. (1979) Ne sgorevshie na kostre. Nemetskaya antifashistskaya literatura. 1933-1945 gg. [Not burned at the stake. German anti-fascist literature. 1933-1945]. Moscow: Sovetskiy pisatel.
17. Der Gegen-Angrif. (1933) April.
18. Natan, H. (1967) Der Simpl in der Emigration [The Simpl in Emigration]. Die Weltbühne. 31.
19. Die neue Weltbühne. (1937) 3.
20. Gintsberg, L.I. Drabkin, Ya.S. (1961) Nemetskie antifashisty v bor&be protiv gitlerovskoy diktatury (1933-1945) [German anti-fascists in the fight against Hitler&s dictatorship (1933-1945)]. Moscow: USSR AS.
ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ТРЕТИЙ РЕЙХ ЧЕХОСЛОВАКИЯ ЭМИГРАЦИЯ ЛИТЕРАТУРА АНТИФАШИЗМ resistance movement third reich czechoslovakia emigration
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов