Спросить
Войти

"Пастырь добрый. . . " (жизнь и труды Иоанна Восторгова)

Автор: указан в статье

УДК 93 UDC 93

«Пастырь добрый...» (жизнь и труды Иоанна Восторгова)

А.В. Репников

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Россия, 125009, Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 15 e-mail: zhurnalnip@histsoznanie.ru

Авторское резюме: В статье анализируется жизненный путь Иоанна Восторгова, его социально-политические и общественно-ценностные взгляды. Автор пытается проследить динамику развития взглядов священника Восторгова, выделить основные его идеи, определить ценностные ориентиры.

«The good shepherd...» (life and writings by John Vostorgov)

A.V. Repnikov

Russian State Archive of Social and Political History (RSASPH)

Russia, 125009, Moscow, Bolshaya Dmitrovka str., bld. 15

e-mail: zhurnalnip@histsoznanie.ru

Abstract: In the article analyzes the life path of John Vostorgov and its socio-political and socio-axiological views. The author tries to trace the dynamics of the views of the priest Vostorgov, to highlight its main ideas, identify value orientations. Keywords: I. Vostorgov, Stavropol province, Archangel Michael Church, village Karpinski, Orthodoxy, the Georgian Exarchate.

Имя Иоанна Восторгова постепенно возвращается из забвения. Вышло репринтное переиздание дореволюционного собрания его сочинений (Восторгов 1998a), публикуются статьи (Свето-зарский 1992, Светозарский 1997, Польский 1994, Газизова 1995, Климаков 1998, Сергиев 1998, Павликова 2000, Климаков 2001, Патерик 2003, Рожков 2004, Шарипов 2004, Репников 2007, Репников 2010), защищена первая кандидатская диссертация (Струков 2010). Цитаты из его работ

представлены рядом с цитатами из В.В. Путина на выставке в Манеже «Православная Русь. Моя история. Романовы», проходившей в ноябре 2013 года в Москве и посвященной 400-летию Дома Романовых. В 2012 году В.А. Орловским (игуменом Дамаскиным) осуществлена публикация документов из судебно-следственного дела протоиерея Иоанна Восторгова, которая позволяет судить о сфабрикованном характере обвинения против о. Иоанна (Восторгов 2012). Однако полной биографии пастыря еще не написано, а в архивах ждут своего часа многочисленные документы (ГАРФ, ОР РГБ, РГИА, ЦИАМ, ГАСК).

Он родился 30 (по другим данным 20) января 1867 года в станице Кавказской Кубанской области в семье священника. Отец - священник Иоанн Александрович, переселившийся на Кубань из Тульской губернии. Мать - Татьяна Ксенофон-товна. В период с 1877 по 1882 (точно неизвестно) Восторгов лишился отца. Многодетная семья испытывала нужду, и мать после смерти мужа трудилась на просфорне при храме.

16 марта 1868 семья переехала в станицу Ново-Александровская Ставропольской губернии (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). Посетив станицу в 1908 году, Восторгов вспоминал: «Стою я сейчас перед вами... и смиряюсь пред Божиим Промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному русскому народу» (Восторгов 1995: 628 - 629). Учился в Ставропольском духовном училище, затем в Ставропольской духовной семинарии (1881-1887). В период учебы, помимо богословских предметов, проявлял интерес к гражданской истории. Окончил семинарию 26 июня 1887 года «с причислением по первому разряду» и тогда же был посвящен в стихарь. В наиболее ранней из известных работ «Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов» (1887) выступал с критикой позиции старообрядцев о канонической законности белокриниц-кой иерархии (Восторгов 1995: 1 - 12). Недолго преподавал в Ставропольской женской гимназии. После смерти младшего брата, по настоянию матери, из-за тяжелого материального положения семьи оставил учительство и принял священство. Решением епископа Владимира был определен священником Михайло-Архангельской церкви поселка Кирпильский Кубанской области. В
1887-1889 гг. надзиратель за учениками Ставропольского духовного училища. С 1 октября 1888 утвержден там же учителем русского и церков-но-славянского языков (Бронский 2007: 363). Открыл на свои средства церковно-приходскую школу; основал местное общество трезвости (Восторгов 1995: 5).

С 1 августа 1889 года он диакон, затем - иерей. 20 августа 1889 совершил первое богослужение в приходе поселка Кирпильский (Бронский 2007: 364), где служил до 6 октября 1890. В формулярном списке Восторгова значится: «Пастырь добрый, примерный. Отличного поведения. Говорит проповеди собственного сочинения за каждым богослужением в церкви» (Бронский 2007: 365). В биографии о. Иоанна остается много белых пятен. Вот один из сюжетов. За время его служения в приходе поселка Кирпильский, т.е. чуть более чем за год, по приводимой в современных биографиях и его житии информации он: «вернул к церковному общению более 100 человек старообрядцев» (выделено мной - А. Р.) (Мраморнов 2010: 271). «Более ста человек из старообрядцев познали истину и присоединились к Православной Церкви» (Гумеров 2004: 15). Но в формулярном списке о. Иоанна сообщается: «Обратил [в Православие] до десяти душ раскольников» (выделено мной - А. Р.) (Бронский 2007: 365).

12 мая 1890 о. Иоанн был назначен наблюдателем за всеми церковно-приходскими школами 12-го благочиннического округа Кубанской области. С 15 сентября 1890 он законоучитель Ставропольской мужской гимназии, с 21 августа 1891 - настоятель гимназической церкви. 24 августа 1893 на епархиальном съезде духовенства Ставропольской епархии избран членом Совета Ставропольского епархиального женского училища на три года. 2 октября 1893 избран членом Правления Ставропольской духовной семинарии. Телеграммой от 29 сентября 1894 года был назначен законоучителем гимназии в г. Елисаветполь (ныне г. Гянджа в Азербайджане), где не было своего законоучителя. С 7 сентября 1895 - член Елисаветпольского отделения Грузинского епархиального училищного совета. 11 августа 1896 избран на 3 года секретарем педагогического совета гимназии. 17 июля 1897 перемещен законоучителем в Тифлисскую 1-ю женскую великой княгини Ольги Феодоровны гимназию; утвержден настоятелем гимназической церкви во имя св. равноапостольной княгини Ольги. С 20 августа
1898 - законоучитель 1-й Тифлисской мужской гимназии. 25 мая 1900 в Тифлисе при участии Восторгова был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III (о. Иоанн считал этого императора самым выдающимся). С 7 ноября 1900 по 21 июля 1901 Восторгов временно заведовал приходом и школой 1-й миссионерской Покровской церкви в Тифлисе. С 22 декабря 1900 - епархиальный наблюдатель церковно-приход-ских школ и школ грамоты Грузинской епархии. 6 января 1901 возведен в сан протоиерея. 21 декабря 1900 поставлен наблюдателем за преподаванием Закона Божия во всех низших и начальных учебных заведениях Кавказского учебного округа в пределах Грузинской епархии. С января 1901 наблюдатель за преподаванием Закона Божия в железнодорожных училищах Закавказского края. 13 февраля 1901 назначен редактором журнала «Духовный вестник Грузинского экзархата». С августа 1901 окружной наблюдатель школ цер-ковно-приходских и школ грамоты во всех епархиях Грузинского экзархата.

Овладел языком персидских сиро-халдеев не-сториан и с 21 августа по 9 октября 1901 командирован в г. Урмия (Персия) для обозрения дел Российской православной духовной миссии и ревизии состоящих при миссии школ. В результате деятельности Восторгова три епископа (Илия, Иоанн и Мариан) изъявили желание присоединиться к русскому Синоду.

18 июля 1902 года Восторгов избран пожизненным действительным членом Православного императорского Палестинского общества с присвоением установленного знака (с 1903 секретарь его Тифлисского отдела). С 28 декабря 1902 - председатель попечительства при Тифлисской церкви Иверской иконы Божией Матери; с 28 января 1903 - председатель попечительства при Тифлисской Кукийской Иоанно-Крестительской церкви. В мае 1903 о. Иоанн был оставлен окружным наблюдателем церковных школ со снятием с него обязанностей Грузинского епархиального наблюдателя школ. С 25 января 1905 пожизненный член Российского общества Красного Креста и член комитета Кавказского окружного управления Красного Креста.
6 июля 1904 был командирован для выяснения нужд и положения Ардонской духовной семинарии. 16 декабря 1904 командирован на Северный Кавказ (в Ставропольскую и Владикавказскую

епархии) для обозрения инородческих церковноприходских школ и ознакомления с делами местных епархиальных училищных советов. 25 августа 1905 направлен в поездку для знакомства с нуждами духовно-учебных заведений Иркутской, Забайкальской и Приамурской епархий. Впоследствии, в 1914 году, Восторгов писал: «Время с марта 1905... до начала 1906... я провел в беспрерывных разъездах... Владикавказская епархия с Осетией, Ставропольская губерния, Кубанская область,.. горские мусульманские аулы Майкопского отдела, затем епархии Благовещенская, Владивостокская, Северная Маньчжурия, Забайкальская область, Иркутская, Енисейская, Томская, Омская епархии. Тревожные обстоятельства того времени и вообще крайне тяжелые условия этого обширного путешествия, во время которого пришлось много раз совершать богослужения и говорить поучения в различных городах и местах России, препятствовали печатанию проповедей» (Восторгов 1998Ь: 534). В своих проповедях, посвященных взаимоотношениям России и Грузии, он отмечал: «Вне православия и русский, и грузин перестают быть самими собою. родство по вере выше родства по крови, единение по духу выше единения племенного» (Восторгов 1998Ь: 16).

Во время службы в Тифлисе Восторгов познакомился с владыкой Владимиром (Богоявленским), занимавшем в 1892-1898 гг. кафедру архиепископа Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. Переведенный в 1898 на кафедру митрополита Московского, Владимир пригласил Вос-торгова в Москву (1905). 25 января 1906 о. Иоанн был назначен на должность проповедника-миссионера Московской епархии с правами противо-сектантского епархиального миссионера. В этом качестве он посещал Кавказ, Сибирь, Дальний Восток, Туркестан, Японию (поездки освещались в монархической газете «Русская земля»). В журнале «Верность» Восторгов опубликовал свои рассказы, посвященные миссионерской деятельности («Напутствие», «Алеут-мученик», «Сила креста» и др.).

Иоанн Восторгов был членом совета Братства св. Петра митрополита в Москве, членом Пред-соборного присутствия при Св. Синоде по 2-му отделу. В сентябре 1906 посетил Самарскую и Симбирскую епархии, знакомясь с состоянием церковных школ. 22 августа 1907 командирован для изучения состояния миссионерского дела

и доклада в 24-х епархиальных городах: Твери, Рязани, Тамбове, Воронеже, Ярославле, Вологде, Вятке, Калуге, Казани, Ставрополе, Харькове, Туле, Орле и др. Участник миссионерского съезда в Нижнем Новгороде (август 1907). С 29 октября 1907 - синодальный миссионер-проповедник при Св. Синоде. На 4-м Всероссийском миссионерском съезде в Киеве (12-26 июля 1908) выступил с критикой сектантства. С 1909 - заведующий московскими пастырскими курсами, настоятель Князе-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме. В 1909 году о. Иоанн был избран почетным членом Казанской духовной академии за свои научные, литературные и проповеднические труды.

Восторгов уделял большое внимание переселенческому движению, полагая, что «это великое историческое движение народа» (Восторгов 1998d: 450). Обращал внимание на его геополитическое значение, полагая, что в Томской губернии «необходимо заселить русскими нашу государственную границу. недаром мистические народные поверья. указывают в конце мира, когда поднимется Китай, великую битву его с Россией» (Восторгов 1998d: 465). Как и Л.А. Тихомиров, Восторгов уделял внимание распространению православия в Японии и Корее (Репников 2007).

В июле 1910 участвовал в Сибирском общемиссионерском съезде; избран товарищем (заместителем) его председателя; выступил с докладом «Значение и задачи общемиссионерского сибирского съезда». В 1910 организовал в Харбине Братство Воскресения Христова при Свято-Николаевском соборе, заботившееся об охране могил русских воинов, павших в русско-японскую войну 1904-1905 гг. На пастырско-миссионерских курсах занимался подготовкой священников, призванных духовно обслуживать переселенческое движение в Сибирь (выступил на первом собрании курсов 17 октября 1910). Участвовал в деятельности Союза христианских матерей, созданного в 1910 при Московском обществе содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей.

В 1911 году по инициативе Восторгова Палестинское общество купило участок земли в г. Бари (Италия), где почивали мощи св. Николая Мирликийского, и основало там подворье (сохранилось и ныне) с гостиницей для русских паломников-богомольцев. В 1913 по предложе-

нию Восторгова в Москве был основан женский богословский институт. Являлся членом Миссионерского и Училищного советов при Св. Синоде. С 25 августа 1911 года был причислен к церкви Семи Вселенских Соборов при Св. Синоде. 31 мая 1913 о. Иоанн стал настоятелем Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного) в Москве.

6 (по другим данным 16) декабря 1891 года Восторгов был награжден набедренником «за ревностное исполнение пастырских обязанностей», в мае 1894 - бархатной фиолетовой скуфьей за усердную службу, в мае 1897 «за отличную, усердную и полезную службу» - бархатной фиолетовой камилавкой, в 1904 - золотым наперсным крестом и палицею, в декабре 1906 -митрою. По особому представлению Св. Синода от 27.08.1905 награжден орденом Св. Анны 2-ой степени.

Восторгов последовательно отстаивал принцип незыблемости самодержавия. Полагая, что первая Государственная дума выступала против Бога, церкви, царя и России, а во второй Думе сидели «почти такие же преступники из тюрем», о. Иоанн, вместе с тем, не отвергал необходимость существования Думы, считая, что она должна иметь совещательный характер и состоять из людей, верных самодержавию (Восторгов 1998с: 7 - 11, 247). Следуя методам С.В. Зубатова, он вел монархическую пропаганду среди рабочих. Истоки социализма Восторгов видел в эпохе Просвещения, когда «человек вознесен был на недосягаемый пьедестал, назван был смыслом... всей вселенной» и одновременно «разжалован из одухотворенных существ в двуногого зверя» (Восторгов 1998е: 335). В работах «Можно ли христианину быть социалистом», «О социализме», «Социализм в свете христианского учения», «Христианство и социализм», «Христианский социализм», «Вопросы социализма» и др. обвинял социалистов в желании подменить царство Божие - человеческим. Полагал, что разгадка влияния социализма в том, что в нем «много своей собственной правды, жизненной правды (курсив оригинала - А.Р.), много такого, что непосредственно понятно бедному, простому рабочему и крестьянину, что наболело у него на сердце» (Восторгов 1998е: 60). В проповеди, посвященной взаимоотношению «труда и капитала», Восторгов утверждал: «Слово Божие нигде не говорит нам, чтобы богатство было само по

себе грех, а бедность - добродетель. Если бедность не порок, то и богатство - не укоризна. Господь не запрещает богатства, . но вместе с тем Господь заповедует человеку труд и труд. Таким образом, право на радости и удовольствия дает труд» (Восторгов 1998Ь: 143). Восторгов видел «здоровое ядро» учения А. Смита в том, что «прогресс промышленности зиждется на соревновании... При регламентации же экономической жизни хотя бы социалистическим укладом соревнованию нет места» (Восторгов 1998е: 517). Он полагал, что «освободительное движение» и социализм связаны с еврейством: «Теперь уже ни для кого не тайна, теперь уже для всех совершенно бесспорно ясно, что во главе, и в тайниках, и в источниках средств "для освободительного движения" стояли и стоят евреи» (Струков 2010: 55). Вместе с тем, Восторгов винил в распространении социалистических учений «начальников, руководителей, общественных деятелей», которые «не ходят в храм. не молятся, не соблюдают постов и церковных установлений и всем этим смущают простодушных» (Струков 2010: 59). Восторгов был убежден, что «народ русский есть народ православно-христианский, составляющий царство христианское, имеющее мировое призвание. сохранить и распространить святую истину православия» (Восторгов 1998d: 506). Народ многое понимает «не умея только выразить» и руководствуется «не ясно сознанными целями, а смутным чувством, безошибочным инстинктом, воплощенным в народные предания» (Восторгов 1998Ь: 362).

В период Революции 1905-1907 Восторгов по благословению митрополита Московского Владимира Восторгов стал одним из организаторов монархического движения в Москве. В 1905 - член Русской монархической партии (РМП) и член отдела Союза русского народа (СРН). Как делегат от них участвовал в работе 3-го Всероссийского съезда русских людей в Киеве (2-7 октября 1906). Был избран членом комиссии по выработке постановления об объединении монархических партий. Участвовал в 4-м Всероссийском съезде Объединенного русского народа в Москве (26 апреля - 1 мая 1907). В 1907 по личному поручению П.А. Столыпина Восторгову «устроили тайную встречу с А.И. Гучковым. Было подготовлено предложение о блоке с Союзом 17 октября» (Степанов 2005: 224 - 225). Однако блок не состоялся, а сторонники А.И. Дубровина

печатно спрашивали Восторгова: «Правда ли, что вы, взойдя в соглашение с октябристами, взяли на себя предвыборное проповедование идеи слияния октябристов с правыми.?» (Степанов 2005: 225). Вступив в конфликт с Дубровиным, Восторгов, в отличие от него, не оставлял надежды на примирение. 18 января 1908 года о. Иоанн писал Дубровину: «Довольно вражды, да будет мир и работа над нашим общим делом. Мы его губим разладом. Пусть не будет горячности дружбы в отношениях. Это не помешает общей работе, особенно при жизни в разных городах» (Струков 2010: 82). 3-е частное совещание представителей отделов СРН в Ярославле (8-11 марта 1909) вынесло решение «исключить протоиерея Восторгова по всему Союзу» (Кирьянов 2001: 440). Н.Н. Дурново в своих брошюрках (1908 и 1909 гг.) огульно возложил на Восторгова вину за раскол в СРН, симпатии к октябристам и критику старообрядцев, которых СРН пытался привлекать на свою сторону. В ответной брошюре (1909) Восторгов отверг все обвинения в свой адрес. В письме к В.М. Пуришкевичу он заявлял: «Вы знаете, что мы получаем помощь от архиереев, монастырей, благочестивых и набожных мирян» (Степанов 2005: 157). Дубровин же продолжал критиковать Восторгова, обвиняя его даже незадолго до собственного расстрела на допросе чекистами осенью 1920 года. Арестованный Дубровин открещивался от деятельности московских правых вообще, и Восторгова в частности. Он подчеркивал, что не имел что-либо общего с Москвой и даже исключил Восторгова из Союза, чему тот со своими сторонниками не подчинился. Говорил Дубровин и о том, что несколько раз лично выступал в печати с обличениями Восторгова. Даже перед лицом собственной гибели Дубровин не хотел примириться с расстрелянным к тому времени о. Иоанном!

Восторгов был близок к В.А. Грингмуту, после его кончины осенью 1907 возглавил РМП, переименованную в Русский монархический союз (РМС). В 1907-1911 Восторгов - председатель московского Союза русского народа, в 1911-1913 - председатель РМС. Вместе с Пуришкевичем (одним из немногих правых лидеров, не конфликтовавшим с Восторговым) в 1908 выступил инициатором создания Русского народного союза имени Михаила Архангела (РНСМА), член его Главной палаты (до середины 1915). Миссионерские поездки Восторгова по стране, его яркие

проповеди способствовали укреплению позиции РНСМА на окраинах и оттоку в него членов СРН. В 1909, пытаясь преодолеть кризис в правых организациях, Восторгов выступил инициатором объединительного съезда всех монархических организаций в Москве, вошел в его исполнительно-редакционную комиссию, которой поручались рассылка постановлений и издание материалов съезда. Но политическая деятельность Восторго-ва, в отличие от проповеднической, значительного успеха ему не принесла. Лидеры правых организаций относились к нему с ревностью и видели в нем конкурента. Сам о. Иоанн осознавал это: «Я не политик, а человек Церкви, и если бы мне пришлось выбирать между Россией и Церковью, я, конечно, выбрал бы последнюю» (Колоницкий 1998Ь: 652).

В сентябре 1913 Восторгов ушел с поста председателя РМС, выдвинув вместо себя В.В. Томилина. Этот шаг был обусловлен распоряжением Св. Синода, запрещавшим лицам духовного звания участвовать в политических партиях и движениях, а также борьбой Восторгова с группой В.Г. Орлова и с С.А. Кельцевым внутри РМС. В ноябре 1913 года Восторгов и Томилин были единогласно исключены сторонниками Орлова из Союза. В ответ Восторгов вместе со своими сторонниками исключил из Союза Орлова и его группу. В конце декабря 1915 года на собрании членов РМС Восторгов был огульно обвинен «в разных злоупотреблениях» (Кирьянов 2001: 288). Из всего вышеизложенного хорошо видно, что интриги, зависть и озлобление обрушились на пастыря не только из лагеря революционеров, но и из лагеря тех, кто называл себя монархистами.

Обширна была издательская деятельность о. Иоанна. С июня 1906 и в 1916 он был редактором газеты «Московские церковные ведомости (новости)», в 1916-1918 - редактором-издателем монархического издания «Церковность», в 1911-1912 издателем монархической газеты «Патриот» (орган РМС и Русского монархического собрания в Москве). В брошюрах и проповедях, отличавшихся большим эмоциональным накалом, Восторгов критиковал социалистическое учение, атеизм, сектантство, отстаивал традиционные ценности: «Семья есть основа общества; из нее произошел род, затем государство. там, где падала семья, падала вместе с тем и жизнь общественная и государственная» (Восторгов 1998а: 61). Актуально и для сегодняшней - России! Выступал он и с обличением пьянства: «Если вы улучшите жизнь рабочего, дадите ему удесятеренные денежные средства, но сохраните его пьянство, - все погибнет» (Восторгов 1998с: 234). Проводил связь между воинским и религиозным служением в речах: «Тайна обаяния великого полководца» (к 100-летию со дня смерти

A.В. Суворова), «Воинское дело и звание», «Вечной памяти русских воинов-мучеников, в Порт-Артуре убиенных», «Памяти русских воинов, отдавших жизнь за отечество в войну о Японией», «Воинское звание» и др. В ряде проповедей Восторгов обращался к наследию А.С. Пушкина,

B.А. Жуковского, Н.В. Гоголя и других великих писателей и поэтов, полагая, что развитие культу -ры возможно только на основе христианства.

Иоанн Кронштадтский, по свидетельству современницы, считал, что Восторгов - «дивный человек, обладающий необыкновенным красноречием, что это Златоуст, что он может великую пользу принести России» (Духонина 1998: 304). Митрополит Евлогий (Георгиевский) писал, что Восторгов «был человек незаурядного ума и большой энергии» и высоко ценил его способ подготовки будущих священников - «я побывал на его семинарских курсах, присутствовал на уроках по проповедничеству и был поражен блестящими результатами» (Евлогий 1994: 185).

В 1911 Восторгов подготовил краткое общедоступное изложение основных идей работы Л.А. Тихомирова «Монархическая государственность» в форме вопросов и ответов («Что такое монархия? Опыт монархического катехизиса»), воздав должное и ее автору: «В русской литературе имеется прекрасная и обстоятельная работа, выясняющая начала монархического строя. Большой объем книги и высокая ее цена делают ее доступною лишь для немногих. Кроме того, язык книги не приспособлен к пониманию широких народных масс. Вследствие этого мы даем краткое изложение главных мыслей указанного сочинения в катехизической форме, что значительно облегчает понимание и усвоение предлагаемого материала» (Восторгов 1998d: 508). Однако, отношения Восторгова с Тихомировым не сложились по вине последнего. 9 апреля 1906 года Тихомиров отмечал: «Прекрасный оратор - протоиерей Восторгов: умный, толковый, искренний, с чувством и хорошими голосовыми средствами. Его тоже слушают охотно, но нет и сравнения с Грингмутом» (Красный архив 1930:

140). А уже 12 сентября 1908 года Тихомиров записал: «Архипастыри между собой грызутся почище чиновников. Помогай тут церкви! Развал идет. Так только уничтожают друг друга. Но куда девался . Восторгов.?» (Красный архив 1935: 173). 7 октября 1908 Тихомиров сетовал: «Восторгов был здесь. и не заглянул, хотя я ему передавал. просьбу повидаться. Что это может значить? Недоумеваю. Он вообще меня давненько избегает. Балашов в своем "Голосе русского" ругает Восторгова до наглости» (Красный архив 1935: 176 - 177). Привожу все эти подробности как печальный пример для современных патриотов, которые даже в критических условиях продолжают критиковать друг друга, интриговать и ссориться. Пора бы учесть трагический опыт начала ХХ века и отбросить ссоры!

По мнению С.Е. Крыжановского, Восторгов «был человек выдающийся и по уму, энергии и организаторским талантам; он умел находить средства и вне правительственной поддержки. К сожалению, властолюбивый характер и стремление командовать создали ему много врагов в собственных даже кругах. Обстоятельство это и помешало ему впоследствии пройти в протопресвитеры военного ведомства, куда он очень стремился и где был бы чрезвычайно полезен» (Крыжановский 2008: 103 - 104). Митрополит Макарий специальным представлением от 22 апреля 1916 предложил Св. Синоду возвести Восторгова по принятии монашества в сан епископа, викария Московской епархии с целью объединения в митрополии всего миссионерского дела, но это решение не было принято. Восторгов был избран членом Государственного совета (1915), но не утвержден Синодом. Начинается его отход от активной политической деятельности. 3 сентября 1910 года, о. Иоанн писал А.А. Ширин-скому-Шихматову: «Организации отжили свое время, сделались ненужными и разлагаются с необыкновенной быстротой.. Интересы все выродились у наших монархистов, в нечто мелкое, личное. они серьезным делом заняться неспособны» (Струков 2010: 99).

17 августа 1916 года о. Иоанн создал религиозную организацию «Церковность» с целью содействия православным верующим в устройстве общественной жизни при условии полного невмешательства Церкви в политическую жизнь страны, однако существенной роли эта организация не играла.

Крушение самодержавия в 1917 Восторгов воспринял как личную трагедию: «Сердце вещее чует смертную тоску. Чудилось мне, что Москва не спит, а чует день расплаты за грехи свои и грехи отцов. Что камень уже сорвался с горы и только Творец Один может сдержать падение его на виновные и невиновные головы» (Восторгов 2000: 314), сетовал, что «"здравомыслящие" градоправители упустили момент отвернуть русло революции» (Восторгов 2000: 313).

7 марта 1917 Восторгов председательствовал на совещании московских церковных деятелей, где обсуждался вопрос об отношении духовенства к текущим событиям. После Февральской революции священник Троицкой церкви (на Арбате) Н.А. Романовский рекомендовал новой власти арестовать Восторгова, как «тайного и убежденного вдохновителя старого строя» (Кирьянов 2001: 131). 9 марта 1917 года комиссар по г. Москве Н.М. Кишкин в телеграмме на имя начальника милиции А.М. Никитина просил арестовать Восторгова, однако Никитин ограничивается наблюдением за его домом (Струков 2010: 125). В письме от 30 мая 1917 на имя Кишкина Восторгов уверял: «В моем лице Правительство имеет не врага, хотя бы и пассивного, а сторонника и сотрудника. верного церковному учению о повиновении власти» (Струков 2010: 126). Однако, о. Иоанн был отстранен от должностей заведующего церковными училищами и миссионера Московской епархии. 12 марта 1917 года в проповеди «Два слова по поводу текущих событии» он отмечал по поводу Временного правительства: «Этой власти, ныне Единой, Верховной и Всероссийской мы должны повиноваться и властям местным от нее поставленным» (Струков 2010: 63). 22 марта 1917 газета «Новое время» сообщила о попытке ареста Восторгова, который дал подписку, что в течение 5 лет не будет участвовать в политической жизни и активно с новым правительством не борется, а ждет распоряжений от церкви, и будет заниматься миссионерской деятельностью. Впоследствии Восторгов критиковал деятельность обер-прокурора Синода В.Н. Львова, полагая, что тот «был сумасшедший человек, который кричал на митрополитов, выгонял их, арестовал, сослал и заточил в тюрьмы двадцать пять архиереев, терзал церковь, издевался над ней под видом свободы церкви» (Струков 2010: 64). Летом 1917 Восторгов издавал еженедельную газету «Православный Благовестник».

Выступая на Поместном соборе Русской православной церкви (1917-1918), поддержал восстановление патриаршества.

После октября 1917 о. Иоанн продолжал служить и выступать с проповедями, привлекавшими большое количество слушателей, не скрывал своих монархических убеждений, полагал, что в основе деятельности Временного правительства и большевиков лежит общее отрицание закона Божьего, а сравнивать В.И. Ленина с А.Ф. Керенским нет смысла, «ибо между ними по существу и нравственной значимости нет ни малейшей разницы», а то, что делают большевики «все это делали сами, когда стояли у власти те, кто осуждает теперь новое законодательство» (Струков 2010: 65, 67). По поводу убийства 25 января 1918 года в Киеве митрополита Владимира (Богоявленского) о. Иоанн писал: «Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния, а для искупления прегрешений народа, для побуждения его к покаянию, всегда требуется жертва, а в жертву всегда избирается лучший, Вот где тайна мученичества старца-митрополита» (Степанов 1993: 66). В феврале 1918 Восторгов полагал, что только «одна церковь остается у нас вне партий. Наше правительство, если оно есть, представляет собой не народ, не страну, а только власть класса, да и то не целого, а только одной части его: наши газеты представляют каждая только свою партию; только одна церковь представляет весь верующий русский народ и способна сказать здравое и смелое слово» (Волобуев 1993: 73).

31 мая 1918 года Иоанн Восторгов был арестован ВЧК в своей квартире по обвинению в совершении в своекорыстных целях, в обход декрета от 23 января об отделении Церкви от государства, незаконной сделки по продаже дома, ранее принадлежавшего Православному Миссионерскому обществу (Гумеров 2004: 45) и помещен в московскую внутреннюю тюрьму ВЧК на улице Большая Лубянка. 20 июня следователь Ф.М. Косарев составил заключение по делу протоиерея Иоанна Восторгова, епископа Ефрема (Кузнецова) и миссионера Московской епархии Н.Ю. Варжанского, где предлагал, основываясь на обвинении в намерениях ниспровергнуть существующий строй и восстановить династию Романовых «применить к ним высшую меру наказания» (Восторгов 2012: 176 - 177). К политическим обвинениям было добавлено и обвинение

в попытке продажи государственного имущества. - Публикации в «Известиях ВЦИК» от 2, 11, 12 и 13 июня настойчиво повторяли, что «арест Иоанна Восторгова, епископа Ефрема и Николая Варжанского связан со сделкой по продаже миссионерского дома» (Восторгов 2012: 177). Однако, оправдательные показания Восторгова были подтверждены в удостоверении, которое выдал патриарх Тихон, а проверка показала, что купца, провоцировавшего о. Иоанна на совершение сделки не существует. По сути, это была провокация агента, подписывающегося, как По-гарев Павел Яковлевич. Причем с помощью его показаний удар клевета возводилась и на патриарха Тихона. В своем заявлении в Следственную комиссию Верховного революционного трибунала при ВЦИК о. Иоанн писал о том, что «купец» - провокатор «вошел в сношения со мною с совершенно определенной целью, во-первых, создать обвинение против патриарха в спекуляции или получении денег на нужды Церкви каким-то незаконным путем, уличив его вместе и в контрреволюционности, во-вторых, искусно обманув меня . втянуть меня путем крупной взятки в 300000 руб. в спекулятивную сделку, этим потом опозорить меня в глазах общества, одновременно же войти ко мне в доверие и вызнать политические секреты в области активного участия моего в контрреволюции» (Восторгов 2012: 180). Современный исследователь отмечает, что «остается. не вполне ясным, является ли дело о продаже дома замыслом самой ВЧК, или она воспользовалась заявлением агента, подписывающегося как Погарев» (Восторгов 2012: 178). 22 июля Следственная комиссия Верховного революционного трибунала при ВЦИК рассмотрела полученное от ВЧК дело и постановила принять его к производству, а уже 31 августа она закончила дело.

Иоанн Восторгов был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1918 года на территории московского Братского кладбища у с. Всехсвятское (ныне - район Песчаных улиц). Погребен там же. Сохранились свидетельства (возможно -апокрифические) о поведении приговоренного к смерти в последние часы. «Дело, по которому его обвиняли большевики, не заключало в себе ничего преступного, и по обыкновению было спровоцировано чрезвычайкой. И этот человек перед смертью проявил редкое величие духа. Он предложил всем желающим исповедаться у него . И у этого человека, который сам должен

был умереть через несколько часов, для каждого нашлось слово утешения» (Кобяков 1991: 275). По свидетельству очевидца, приговоренным по просьбе о. Иоанна разрешили помолиться перед расстрелом, «после чего все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна». Затем о. Иоанн сказав «несколько слов остальным, приглашая всех, с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины, принести последнюю искупительную жертву» первым подошел к могиле, и произнес Я готов», после чего прозвучал выстрел. Пока заключенные закапывали расстрелянных чекисты «высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, видимо поразивших их своим хладнокровием» (Степанов 2005: 477). Историк С.А. Степанов, приводит со значительными сокращениями описание казни в своей монографии «Черная сотня». В качестве источника у него фигурирует (без указания точной страницы) книга М. Польского (Польский 1949: 190 - 192) . Это же описание в полном виде можно обнаружить в воспоминаниях Н.Д. Жева-хова, который в свою очередь обширно цитирует статью Дивеева «Жертвы долга», напечатанную «в 31-м выпуске журнала "Двуглавый Орел" за 1/14 июня 1922 г., на с. 27-31» (Жевахов 1993: 140). В свою очередь, Дивеев указывает, что использовал воспоминания неназванного им лица, «просидевшего весь 1918 год в московской Бутырской тюрьме», и привлекавшегося вместе с другими заключенными к захоронению расстрелянных и выкапыванию рвов для новых приговоренных. Итак, первоначально, подробности о расстреле сообщил очевидец событий одному из социалистов, сидевшему в Бутырке. В выпущенном в 1922 году в Берлине издании «Центрального Бюро Партии социалистов-революционеров» - сборнике «Чека» в воспоминаниях некоего Ник. Беглецова (возможно, псевдоним) «В дни "красного" террора» находим следующий фрагмент: «Сидели здесь рабочие и царские министры, в том числе Щегловитов, Хвостов, Маклаков и Протопопов. Первые двое из них вели себя сдержанно, с большим чувством достоинства. Протопопов трусил и заискивал перед заключенными социалистами, Маклаков разыгрывал из себя легкомысленного весельчака и бонвивана. Однажды, во время богослужения, их вызвали из тюремной (в 1918 г. во всех большевистских тюрьмах

церкви еще существовали) церкви и увезли на

- расстрел» (Че-Ка 1922: 76). Отметим возникшую в воспоминаниях путаницу с «ксендзом Люто-станским и его братом». Бывший ксендз скончался в 1916 году, и речь шла о других поляках - Лютославских. Среди расстрелянных упоминается епископ Ефрем (Кузнецов), но подробностей его гибели не сообщается. Говорится о том, что перед казнью все подходили под благословение к Иоанну Восторгову. Михаил Польский добавил, что «все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна» (Степанов 1995: 177) , но у Дивеева упоминается только Восторгов. Как отмечает обративший внимания на эти расхождения А.Д. Степанов, епископ Ефрем был расстрелян в другой день, к тому же Дивеев сообщает подробности о гибели Н.А. Маклакова, а у Кобякова об этом нем нет ни слова. С другой стороны, Дивеев не сообщает о Хвостове. Возможно, предполагает А.Д. Степанов, что Маклаков, Щегловитов, Хвостов и Белецкий были расстреляны в разные дни, либо в один день, но в разное время. Впоследствии кладбище уничтожено; а в 1993 во дворе церкви Всех Святых в память о расстрелянных священнослужителях был установлен крест.

Иоанн Восторгов был причислен к лику св. Но-вомучеников и Исповедников Российских Юбилейным Освященным Архиерейским собором Русской православной церкви (2000).

Литература:

Алексеев 2007 - Алексеев И.Е. На страже Империи. Статьи и документы по истории черносотенного и белого движений. Казань, 2007. Вып. II, 335 с.

Бронский 2007 - Бронский Е.И. Формирование И. Восторгова как личности и церковно-обще-ст?

И. ВОСТОРГОВ СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОСЕЛОК КИРПИЛЬСКИЙ ПРАВОСЛАВИЕ ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты