Спросить
Войти

Религия в духовной жизни работников арсеналов военного ведомства России в XVIII - начале XX вв

Автор: указан в статье

УДК 355.73 UDC 355.73

В.А. БОБКОВ V.A. BOBKOV

кандидат исторических наук, докторант, кафедра Сandidate of History, Doctoral student, Department of

истории России, Орловский государственныйунивер- History of Russia, Orel State University

ситет E-mail:vladimir.bobkoff-2009@yandex.ru E-mail:vladimir.bobkoff-2009@yandex.ru

РЕЛИГИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ АРСЕНАЛОВ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА РОССИИ

В XVm-НАЧАЛЕ XX вв.

RELIGION IN THE SPIRITUAL LIFE OF THE WORKERS OF THE ARSENALS OF THE MILITARY DEPARTMENT

OF RUSSIA IN THE XVIII TH - EARLY XX TH CENTURIES

В статье на базе документов архивов и исследований последних лет рассматривается значение религии в духовной жизни работников арсеналов военного ведомства России в XVIII-начале XX вв.

In the article on the basis of documents, archives and researches of the last yearsф publication, the importance of religion in the spiritual life of the workers of the military arsenals is discussed in Russia in the 18th - early 20th centuries

В конце ХХ в. в России происходили коренные преобразования, переосмысление духовных ценностей, в том числе и исторического места религии в жизни государства и общества. В результате назрели предпосылки для анализа роли религии в духовной жизни человека прошлого, в том числе и военнослужащего. Настоящее рассмотрение посвящено анализу места религии в духовной жизни такой категории военнослужащих, как работники арсеналов России.

Вероятно, вопрос о вере на новом уровне был поставлен в период правления Алексея Михайловича. Как отмечали, он буквально разрывался между «стариной» и «новизной».

Петр I был тем правителем, для которого важными были деловые качества человека, а не его вера. В апреле 1702 г. Петр I подписывает манифест «О вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы вероисповедания» [1. С. 118]

В деятельности Петра I были многие начала. Петр не только значительно трансформировал взаимоотношения государства и церкви, но и был основоположником нового военно-промышленного производства, в том числе и артиллерийского. Именно Петр основал С.-Петербургский арсенал, ставший на многие десятилетия одним из главных предприятий, производящих артиллерию внутри государства. А значит, анализ места религии в духовной жизни работников арсеналов военного ведомства России правомерно начать с XYIII в. и, по понятным причинам, хронологически остановиться на начале XX в.

После смерти Петра отношения государства (армии) и церкви в России видоизменялись незначительно. Распространением православия среди иноземцев

была готова пожертвовать и Екатерина II. В результате в XVШ в. государство терпимо относилось к верующему военному человеку. При этом только Русской Православной Церкви (РПЦ) оставляли важные привилегии, например, право на распространение своего вероучения. Важнейшим принципом государственного строя России было первенство РПЦ [2. С. 29]

На законодательном уровне закрепили статус ряда исповеданий. Как утверждает Л.Р. Романовская: «принцип веротерпимости отнюдь не означал равенства правового положения различных конфессий» [3. С. 15]

Закрепление статуса конфессий, разрешенных в России, потребовало от делопроизводителей арсеналов фиксации вероисповедания работников. Так, в документах Брянского арсенала выделили следующие пункты, характеризующие работников по вероисповеданиям: 1) православного, 2) римско-католического, 3) протестантского, 4) армяно-грегорианского, 5) магометанского [4. Ф. 221. Оп. 1. Д. 1979. Л. 5 об. ]

Важным материальным элементом формирования духовной культуры на основе религии было наличие храма, в том числе и специализированного военного собора. Как в целом артиллеристы, так и работники арсеналов военного ведомства имели возможность посещать как общегражданские, так и специализированные военные храмы.

Необходимо констатировать, что наличие определенной корпоративности по родам войск в армии России рассматриваемого периода накладывало отпечаток и на духовную жизнь. Об этом свидетельствует появление храмовых построек только одного определенного рода войск. Так, в XVШ в. для артиллерии в целом и работников арсеналов России в частности в С.-Петербурге соз© В. А. Бобков © V.A. Bobkov

дали исторически важную храмовую постройку. Этим архитектурным сооружением была деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, построенная для артиллерийских чинов в 1731 г. в Пушкарской слободе. Впоследствии именно С.-Петербургскому храму, конечно, архитектурно существенно измененному, была уготована особая судьба - быть главным собором всей артиллерии России.

В конце XVIII-начале XIX вв. произошел сдвиг в области взаимоотношений армии и церкви. Усилилась роль военного духовенства, подотчетного не церкви, а военному руководству государства. Эти преобразования видоизменили фон развития религиозной жизни военнослужащих, в том числе работников арсеналов.

4 апреля 1800 г. появился указ Павла I, ставший точкой отсчета новых реалий в духовной жизни всех верующих военных людей. Павел ввел пост «обер-священника армии и флота» [5. С. 842]

В начале Х1Х в. обер-священник аккумулировал «управление всем духовенством армии и флота. Первым обер-священником армии и флота стал Павел Яковлевич Озерецковский» [6. С. 842].

Храм в С.-Петербурге стал главным для всей артиллерии России и получил наименование «Сергиевский всей Артиллерии собор». Главенство храма артиллерии в С.-Петербурге было закреплено юридически.

Собор в С.-Петербурге стал центром духовной жизни работников арсеналов. При этом деятельность собора привлекала не только тех лиц, отнесенных к сословию артиллеристов, которые проживали в районе географически близкого С.-Петербургского арсенала, но фактически круг его духовного пространства был значительно шире. В документах встречаются подобные упоминания. Так, в начале XIX в. из переписки генерал-инспектора всей артиллерии и артиллерии подполковника С.И. Зуева следует, что генерал-инспектор повелел отобрать 10 человек военных кантонистов Брянского арсенала «для определения к Сергиевскому Собору в певчие» [7. Ф. 5. Оп. ШГФ. Д. 5502. Л. 215.].

Военные кантонисты (солдатские дети), как особый институт в структуре русской армии, появляется еще при Петре I. В начале XIX в. для обучения детей работников при С.-Петербургском, Киевском и Брянском арсеналах устроили специальные школы.

В школах арсеналов проводили религиозное воспитание. Это достигалось тем, что помимо общих дисциплин изучали предметы, воспитывающие в будущем работнике арсенала православного человека. Так, кантонисты в школе Брянского арсенала «заучивали псалтырь, изучали священную историю» [4. Ф.221. Оп.3. Д.2.Л.18 об.].

В результате, стоит говорить о наличии системной работы, с юных лет формирующей мировоззрение работников арсеналов России в векторе развития православия. Повзрослев и набравшись опыта, дети сменяли своих родителей.

В определенном смысле повезло работникам арсеналов, расположенным в крупных городах. Так, великолепные храмовые строения находились в древнем Киеве. А значит, не только арсенальцы Санкт-Петербурга, но и работники Киевского арсенала имели возможность удовлетворить свои религиозные потребности в целом ряде храмов. В Киеве были построены Киевский военно-Николаевский собор, церкви Киевского военного госпиталя в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Киевской военно-Прозоровской Свято-Владимиро-Александро-Невской церкви и ряд других. Вероятно, главным храмом для работников Киевского арсенала являлся Киевский военно-Николаевский собор.

Собор имел интересную историю создания. Первоначально в 1696 г. под руководством Осипа Старцева по инициативе И. Мазепы «был построен Большой Пустынно-Николаевский монастырь» [8. С. 130]. Впоследствии храм стал называться Киевским военно-Николаевским собором. Символом принадлежности собора к военному министерству были пушки, установленные в 1831 г. рядом с храмом.

Прихожанами собора состояли разные воинские части, учреждения и заведения, не имеющие своих храмов и штатных священников. Вероятно, среди прихожан именно этого храма было немало работников и членов семей работников Киевского арсенала.

На фоне значительного количества военных храмов в С.-Петербурге и Киеве, Казань и Брянск, где также находились достаточно крупные арсеналы военного ведомства, в этом отношении выглядели скромнее.

Арсенал военного ведомства в Казани существовал относительно короткий промежуток времени - с 1812 г. по 1850 г. До начала XIX в. «функцию православного военного храма в Казанском кремле выполняла церковь во имя Введения во храм Пресвятые Богородицы» [9. С. 64].

В 1815 г. в Казани был сильный пожар, в результате в городе пострадали многие строения, в том числе арсенал и военная церковь [10. Ф.503. Оп. 3. Д. 339. Л.175]. Новым военным храмом в Казани была определена Кремлёвская Спасская церковь. К числу прихожан именно Кремлёвской Спасской церкви, вероятно, относились и работники Казанского арсенала.

Специального военного храма в провинциальном Брянске не было. Поэтому работники Брянского арсенала посещали общегражданский храм. Первоначально за арсеналом была закреплена Покровская церковь.

Как сообщается в издании «Историческое описание церквей, монастырей и приходов Орловской епархии» впоследствии работники арсенала в Брянске посещали Смоленскую церковь.

Приход Смоленской церкви был расположен по правую сторону р. Десны и занимал ровную и живописную местность вблизи Брянского арсенала. «Прихожане состояли частью из коренных жителей г. Брянска, частью из элемента пришлого, к которому относятся преимущественно рабочие Брянского арсенала» [11. С. 7].

Первый приходской Смоленский храм находился на Авиловской улице. В 1875 г. земля, занимаемая им, была куплена казною под сборную мастерскую Брянского арсенала, а храм был сломан. Арсенал разрастался, но

с одной стороны была река, а с другой - храм, и для усиления предприятия сломали храм. Вновь проявлялся принцип Петра I, и дело оказывалось важнее религиозных чаяний. Пожертвовали удобством прихожан, в результате богослужение совершалось во временно-устроенном молитвенном доме.

Наконец, в 1881 г. начали строительство каменного храма во имя иконы Смоленской Божией Матери с двумя теплыми пределами: во имя Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил и св. Великомученицы Варвары. Теплый храм окончен постройкой и освящен в 1886 г.

К концу XIX в. арсенальцы Брянска православной веры получили возможность в полном объеме удовлетворять свои религиозные потребности. Несколько иначе обстояло дело с работниками арсенала, исповедовавшими другую веру.

В провинциальном Брянском арсенале, расположенном на исконно православных территориях, также вставали подобные вопросы религиозного характера. В частности, уже в начале XIX в. к командиру Брянского арсенала с просьбой об удовлетворении их религиозных чувств приходили работники-иноверцы, а он для решения проблемы обращался к местному церковному руководству. Так, 7 апреля 1825 г. командир Брянского арсенала написал Господину Преосвященнейшему Епископу Гавриилу Орловскому и Севскому (Брянск в рассматриваемый период являлся уездным городом Орловской губернии), о том, что работающие в арсенале «мастеровые католического исповедания Матвей Граков, Симон Тышкевич, Исаак Михайлов, иудейского исповедания Кузьма Матвеев - желают быть присоединены к восточной грекокатолической церкви с обещанием сохранить все ее догматы до скончания жизни нерушимы. Желая доставить им способ к такому присоединению, а потому Ваше превосходительство покорнейше прошу о присоединении вышеписанных мастеровых к восточной грекокатолической церкви по сердечному их желанию не оставьте учинить чрез кого следует вашу архипастырскую резолюцию» [4. Ф. 221. Оп. 3. Д. 108. Л. 197.].

Решение подобных вопросов могло быть ускорено при нормальном развитии реформы управления военным и морским духовенством, начатой в начале XIX в. при Павле I.

Проблемы иноверцев в Брянске были решены. К середине XIX в. для удовлетворения потребности работников арсенала сложилась практика приезда в Брянск представителя из военного духовенства иноверческой религии. Так, 29 мая 1852 г. Брянский городничий Минин уведомил начальника Брянского арсенала, что военный капеллан 6 округа отдельного корпуса внутренней стражи отношением своим от 24 мая за .№4 уведомил его, что он для исполнения духовных треб людям римско-католического исповедания прибудет в г. Брянск сего месяца 11 числа.

Для удовлетворения религиозных потребностей иноверцев в воинских частях Орловской губернии в Орле открыли курату Римско-католической церкви.

Помимо крупнейших непременных (местных) арсеналов военного ведомства в Санкт-Петербурге, Казани, Киеве и Брянске, как известно, существовали и окружные артиллерийские арсеналы. Этих арсеналов было значительно больше, и размещались они сообразно необходимости в текущем ремонте артиллерии по всей территории государства в том или ином артиллерийском округе, а после реформы Д. А. Милютина - в различных военных округах.

Окружные артиллерийские арсеналы были учреждены: в Варшаве, Динабурге, Свеаборге, Керчи, Георгиевске, Тифлисе, Оренбурге, Ташкенте и Чите. Отсутствовало помещение для отправления богослужения: в Финляндском, Виленском, Варшавском и особенно Кавказском военных округах. Во всех артиллерийских бригадах было более 50 тысяч православных, лишенных воздействия христианского воспитания.

На территориях со значительным присутствием православных и недавно вошедших в Россию было меньше затруднений с реализацией религиозных потребностей работниками арсеналов. Так, служащие Тифлисского окружного арсенала посещали близлежащие церкви. Этому способствовало расположение Тифлисского окружного арсенала в известном в Грузии месте «у подошвы горы Св. Давида» [12. С. 177].

Вероятно, наиболее популярна была церковь, построенная вблизи арсенала над могилой Св. Давида. Русский офицер Федор Торнау, проходивший службу в Тифлисе, так описал ее в своих записках: маленькая церковь была на горе, «возвышающейся над арсеналом» [12. С. 196].

В конце XIX в. в Тифлисе был построен более крупный Александро-Невский военный собор.

Для удовлетворения религиозных потребностей работников арсеналов в отдаленных пограничных военных округах в своем большинстве с неправославным населением ситуация обстояла иначе.

Потребность в сохранении своей самости для православного человека на указанных территориях, бесспорно, возрастала. Как показали события, проблемы удовлетворения религиозных потребностей работников арсеналов на отдаленных от центра неправославных территориях во многом решали за счет собственных усилий начальников арсеналов. Так, в Приамурском военном округе в г. Хабаровске находился окружной арсенал, при предприятии была построена церковь во имя Преподобного Симеона Столпника. Руководителем Хабаровского окружного арсенала в этот период времени был известный военный деятель Семен Николаевич Ванков.

Хабаровский окружной арсенал находился на правом берегу реки Амура, в пяти верстах от г. Хабаровска. В 1906 г. под руководством генерал-майора Ванкова на втором этаже казармы была устроена церковь, вмешавшая 500 человек. Звонницу расположили над входной дверью. До 1 сентября 1910 г. своего причта при церкви не было, и богослужение совершал приходской священник г. Хабаровска.

Несколько иной ситуация была на другой окраине Российской империи в стратегически важном Варшавском военном округе. Религиозную политику военного ведомства в этом военном округе, вероятно, стоит назвать как минимум непродуманной. Так, при беспечности властей России военный контингент в Польше медленно духовно ассимилировался местным населением. Русские военнослужащие часто женились на польках, но их дети почти всегда воспитывались в католичестве. После восстания в Польше ситуация начинает трансформироваться. «В 1836 г. вышел закон о смешанных браках, согласно которому дети от браков православных с иноверцами должны были креститься и воспитываться в православной вере» [13. С. 150].

Подобные меры не могли кардинально изменить существующую негативную для России тенденцию. Был еще один отрицательный аспект в реализации духовного присутствия России в Польше. Русская церковь миссионерской деятельностью в Польше не занималась.

В этой связи работники Варшавского окружного арсенала оказались в наиболее сложной ситуации и сами могли попасть под влияние неправославной религии.

Все это налагало на руководство Варшавского окружного арсенала особую ответственность по поддержанию религиозно-духовного развития работников. В итоге при Варшавском окружном арсенале была построена церковь Преподобного Сергия Радонежского. Церковь находилась на Стальной улице предместья Варшавы - Праги, занимая одну из комнат арсенала и вмещая до 400 человек. В Варшаве, как и в Хабаровске, проблемами удовлетворения религиозных потребностей

работников арсенала занимался местный руководитель арсенала. Варшавским окружным арсеналом руководил генерал-майор Я. И. Филиппов, который изыскал необходимые на постройку средства.

Императорская власть принимала меры к укреплению организационных позиций РПЦ в армии. Созданной в 1872 г. при Главном штабе Военного министерства комиссией были выработаны «Краткий Молитвенник для православных воинов» и особая «программа Закона Божия» для учебных команд. Оргструктуры РПЦ функционировали на двух основных направлениях: 1) пастырская деятельность; 2) религиозно-просветительная деятельность [14. С. 19].

Важность удовлетворение религиозных потребностей в армии, в том числе и на военно-промышленных предприятиях, изготовляющих артиллерию, понималась на самом высоком уровне власти.

В итоге, можно отметить, что работники арсеналов России составляли единое целое с армией России. Их жизнедеятельность регулировалась едиными правовыми нормами и предписаниями. При этом имелись и различия, в том числе и в духовном развитии, на которое, безусловно, влиял целый ряд существенных и второстепенных обстоятельств. Так, оказывалась немаловажной географическая отдаленность того или иного арсенала от развитой инфраструктуры, нахождение его вблизи границы или расположение в месте, населенном в том числе и представителями иных вероисповеданий. Все вышеуказанное подтверждает, что вес религии в жизни работника арсеналов военного ведомства России ХУШ-начале XX вв. был огромным.

Библиографический список

1. КопыловА.Н. Католическая Церковь в России (конец IX - начало XXI вв.). М.: Издательство «Спутник+», 2012.
2. Левин В.Ф. Борьба Российского государства и РПЦ с религиозными правонарушениями в 1820 - е - 1917 гг. (на материалах Среднего Поволжья). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. истор. н. Саранск 2011.
3. Романовская Л.Р. Иноверцы в Российской империи (историко-правовое исследование). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. н. Нижний Новгород, 2006.
4. Государственный архив Брянской области.
5. Горемыкин Н.Д. Павел Озерецковский - первый по времени, обер-священник (Из дней Павла I) // Русская старина, 1887. Т. 56. № 12.
6. Капков К.Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства Х1Х-начала XX веков. М. 2008.
7. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
8. Павленко С. 1ван Мазепа як будiвничий украшсько! культури. Киев. 2005.
9. Абдуллин Х.М. Главный военный храм Казани. Спасская военно-кремлёвская церковь // Военно-исторический журнал. №12, 2012.
10. Российский государственный военно-исторический архив.
11. Историческое описание церквей и приходов Брянского уезда. Напечатано по изданию: Историческое описание церквей, монастырей и приходов Орловской епархии. Орел. 1905. Белые Берега. 2008.
12. Федор Торнау. Записки русского офицера. Текст соответствует изданию: Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М. 2002.
13. СоколК.Г., СоснаА.Г. Купола над Вислой: Православные храмы в Центральной Польше в XIX - начале ХХ века. М. 2007.
14. Таранова И. С. Деятельность органов государственной власти и военного управления по нравственному и патриотическому воспитанию офицеров армии (1860-е - 1870-е гг.). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. истор. н. Саранск 2012.

References

1. Kopylov A. The Catholic Church in Russia (end of the 9 th - the beginning of the 21 centuries). M: Publishing house "Sputnik+", 2012.
2. Levin V.F. Struggle of the Russian state and the Russian Orthodox Church with religious offences in the 1820-s - 1917 (on materials of the Middle Volga region). The dissertation of Doctor of historical sciences. Saransk 2011.
3. Romanovskaya L.R. The Gentiles in the Russian Empire (historical and legal research). The dissertation of Candidate of legal sciences. Nizhny Novgorod, 2006.
4. The state archive of the Bryansk region.
5. Goremykin N.D. Pavel Ozeretskovsky is the first in his time, chief priest (From the days of Paul I) // Russian olden time, 1887. № 12.
6. Kapkov K.G. Commemorative book of the Russian military and naval clergy of the 19th - the beginning of 20th centuries. M. 2008.
7. Archive of the Military historical Museum of artillery, engineer and signal troops.
8. Pavlenko C. Ivan Mazepa as the architect of Ukrainian culture. - Kiev. 2005.
9. Abdullin H.M. Chief military temple of Kazan. Spasskaya military-Kremlin chapel // Military-history magazine. №12, 2012.
10. Russian state archive of military history.
11. Historical description of churches and parishes of the Bryansk district. Printed according to publication the historical description of churches, monasteries and parishes of the Orel diocese. Orel. 1905. Belye Berega. 2008.
12. Fedor Tornau. Notes of a Russian officer, corresponds to the edition: F.F. Tornau. Memories of a Russian officer. M. 2002.
13. Sokol K.G., Sosna A.G.The domes above the Vistula river: the Orthodox churches in Central Poland in the 19th - early 20th century. M., 2007.
14. Taranova I. S. The activity of state organs and military control on moral and patriotic education of the officers in the army (18601870). The dissertation of Candidate of historical sciences. Saransk 2012.
АРСЕНАЛ АРТИЛЛЕРИЯ АРМИЯ РЕЛИГИЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ arsenal artillery army religion spiritual life
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты