Спросить
Войти

К вопросу о фальсификации истории 2-й Мировой войны: военно-педагогические и социально-антропологические аспекты

Автор: указан в статье

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10130 © В.Д. Самойлов, В.Д. Серяков, 2019

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

К ВОПРОСУ О ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ 2-Й МИРОВОЙ ВОЙНЫ:

ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Василий Дмитриевич Самойлов,

профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин ЧУООВО, профессор, доктор педагогических наук, кандидат военных наук Институт экономики и культуры (105318, Москва, ул. Ибрагимова, д. 31, корп. 1)

E-mail: vas.samoylow2016@yandex.ru;

Владимир Дмитриевич Серяков, ректор ЧУООВО, кандидат военных наук, доцент Институт экономики и культуры (105318, Москва, ул. Ибрагимова, д. 31, корп. 1)

E-mail: seryakov@ieac.ru

Аннотация. Отражены военно-педагогические и социально-антропологические аспекты в совокупности фальсифицированных фактов и событий 2-й Мировой войны с целью освоения обучающимися учебной дисциплины «История отечественного государства и права»; представлены сущностно-содержательные и структурно-логические характеристики методов оценки фальсификации истории одного самого жертвенного периода развития советского Отечества; обоснованы инновационные аспекты воздействия на мировоззрение личности, общества и государства в современной России для устранения домыслов о 2-й Мировой войне.

ON THE ISSUE OF FALSIFICATION OF THE HISTORY OF THE 2ND WORLD WAR: MILITARY-PEDAGOGICAL AND SOCIO-ANTHROPOLOGICAL ASPECTS

Vasily D. Samoilov,

Professor of the Department of civil law disciplines, Professor, Doctor of Pedagogy, Candidate of Military Sciences, Institute of Economics and Culture (105318, Moscow, ul. Ibragimova, d. 31, korp. 1);

Vladimir D. Seriakov, Rector,

Candidate c>f Military Sciences, Associate Professor Institute of Economics and Culture (105318, Moscow, ul. Ibragimova, d. 31, korp. 1)

Abstract. The article deals with military-pedagogical and socio-anthropological aspects of the aggregate falsified facts and events of the Second World War in order to help students master the discipline «History of the Native Land and its Low»; presents essential-informative and structurally-logical characteristics of the three groups of methods for assessing the falsification of the history of one of the most Sacrificial period of the development of the Soviet Fatherland; substantiates innovative aspects of influence on the state, society and individuals world outlook in Modern Russia to eradicate speculations about the Second World war.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Самойлов В.Д., Серяков В.Д. К вопросу о фальсификации истории 2-й Мировой войны: военно-педагогические и социально-антропологические аспекты. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):29-34.

В формировании у человека и гражданина РФ мировоззрения, способствующего обеспечению безопасности государства, сохранению его территориальной целостности и суверенитета, решающая роль принадлежит образованию. Российская система образования, фундамент которой составляет советская система образования, последние годы

пребывает в приобщении к болонской системе. Даже слушатели Военной академии Генерального штаба ВС РФ, Академии управления МВД России именуются магистрами, задолго до этого получив дипломы специалистов. Авторы убеждены в том, что военно-педагогические и социально-антропологические аспекты освоения разными категориями обучающихся учебной дисциплины «История отечественного государства и права» по-прежнему подвержены фальсификации ряда фактов и событий периода 2-й Мировой войны.

Многолетний педагогический опыт авторов охватывает совокупность военно-педагогических, социально-антропологических, государственно-политических, информационно-технологических аспектов, которые отражены в десятках изданных учебников, учебно-методических пособий, монографий, опубликованных научных статей

[12—13].

В самом деле в отечественной и зарубежной истории фальсификация отражена в выявленных источниках, которые и время пощадило, и удалось сберечь до наших дней. В системе российского образования со времени его создания в период правления Екатерины II и становления под воздействием идей М.В. Ломоносова насаждалось искаженное восприятие российской военной педагогики и истории, в том числе основанное на норманнской теории происхождения российского государства [3, с. 65—70].

О ФАЛЬСИФИКАЦИИ Язычество — христианство, Элия — Иерусалим. Истории мира коварства -Помпея, Иисус, Древний Рим ...

Владимир, в крещенье — Василий, Крестил киевлян, но не Русь, Хоть был наречен, как миссия,

Умерив славянскую грусть. Крушивший языческих богов, Но так их и не сокрушив, Историй терниста дорога, Пул фальсификаций фальшив. Язычники под стеной Плача: Раскопан их дом и театр. С крещеньем Руси незадача. Два Ирода, Понтий Пилат. Дельфинов язык, кашалотов, Акул, насекомых; крик птиц ...

Так сложно представить все в нотах, Ведь Истины — трассы зарниц.

24.11.2018 г. Самойлов В.Д.

В военно-педагогическом аспекте социально-антропологическая атака на историю 2-й Мировой войны усилена современными фальсификаторами, выжидающими уход в мир иной реальных живых свидетелей событий военных лет, фронтовиков — тех, кто сидел в окопах, танках, стоял у орудийного лафета, кто своим словом может опровергнуть ложь и домыслы, кто до сих пор способен исполнять, например, «Волховскую застольную»: «...Выпьем за тех, кто командовал ротами, кто умирал на снегу, кто в Ленинград прорывался болотами, горло ломая врагу! ...».

Дело в том, что источниками историко-педа-гогического знания для молодых людей являются учебно-методические материалы и информация педагога (86,4%), фильмы (58,1%), литература (39%), СМИ (42,5%) [9, с. 31—34]. И если, в целом, содержание и трактовка фактов и событий в учебниках вопросов не вызывает, то в аудиовизуальном содержании литературных изданий, фильмов, в СМИ множество искажений фактов и событий. В результате экспериментального исследования, проведенного авторами в ряде средних профессиональных и высших учебных заведений (далее — СПУ и вузов) негосударственного сектора г. Москвы, показало, что для 69,9% студентов СПУ и 83,6% студентов вузов важным источником знаний об истории своего Отечества являются Интернет-ресурсы. Причем 38,2% и соответственно 37% студентов вполне доверяют извлекаемой информации.

Социально-антропологическая идейность содержания фальсификаций известна по публикациям о 2-й Мировой войне в СМИ. Однако, объективная необходимость противодействия целенаправленно организованным актам требует тщательного изучения и оценки форм (индивидуальных, групповых, социально-политических и др.) и методов (способов, стилей, принципов, правил, приемов и путей), используемых фальсификаторами [12—13].

Под фальсификацией (от франц. falsification — подделка, подтасовка, искажение) исторических фактов и событий условимся понимать их ложное описание, искаженное в угоду навязанной, привнесенной идее [14]. Особенно масштабным фальсификациям подвергаются объективные и субъективные причины, ход и итоги 2-й Мировой войны. Искажение и сокрытие исторических фактов имеет свою

цель и логику, потому что их подтасовка влияет не столько на прошлое, сколько на будущее развитие страны.

Цель фальсификации событий периода 2-й Мировой и Великой Отечественной войны — управление и манипуляция общественным сознанием (в ряде случаев его переформатирование) для создания условий к реализации целенаправленных геополитических изменений в пользу определенных государств. Особая ставка делается на слом исторической матрицы у молодого поколения, что позволяет перепрограммировать ее для использования в определенных социально-антропологических целях. Инструментом для этого являются различные информационно-образовательные технологии, в том числе, рассчитанные на когнитивный эффект [12—13].

В связи с этим военные педагоги в полной мере должны учитывать тот фат, что современная вооруженная борьба идет не столько за территории и ресурсы, сколько за «мозги человека» (современного российского антропософа) в киберпространстве. Так считает Джеймс А. Льюис из Центра стратегических и международных исследований (ЦСМИ или CSIS), утверждая, что «... стратегическая цель состоит в том, чтобы повлиять на моральный дух, сплоченность, политическую стабильность и . уменьшить волю противника к сопротивлению. . путем манипулирования данными, знаниями и мнениями» [4]. Особое место в такой технологии занимает манипулирование ранее освоенными обучающимися знаниями об истории.

Авторская оценка основных идей западноевропейских политических деятелей и социальных антропологов США в отношении переустройства мира дает основание предполагать, что фальсификации различных фактов и событий 2-й Мировой войны призваны способствовать реализации определенного замысла, основными компонентами которого являются:

• пересмотр итогов войны;

• упразднение решений Ялтинской и Потсдамской конференций [2];

• реорганизация международных институтов (например, ОЗХО, в последующем ООН) с выдавливанием России на периферию принятия международных решений [1];

• закрепление безусловного права на мировое доминирование (по сути, господство), обоснование территориальных претензий и/или ущемление отдельных социальных групп по политическим, национальным или религиозным мотивам [5];

• лишение России ряда территорий, отошедших к ней по итогам 2-й Мировой войны в пользу сателлитов США и удовлетворение иных требований политического и экономического характера.

Не случайно канцлер ФРГ А. Меркель в выступлении 6 мая 2018 г. констатировала, что: «США хотят изменить миропорядок, установившийся после 2-й Мировой войны» [14]. Речь идет о формировании у российских обучающихся иного профессионального мировоззрения американского толка.

На основе изложенных положений подчеркнем, что фальсификация итогов 2-й Мировой войны ведется по следующим направлениям:

• сокрытие причин и механизмов развязывания 2-й Мировой войны, истинной роли в ее развязывании и участии «западных стран»;

• смещение центра тяжести в ответственности за развязывание 2-й Мировой войны на СССР (Россию как ее правопреемницу);

• переоценка роли и места СССР и советского народа в достижении победы над фашизмом (отождествление СССР и фашистской Германии, второстепенная роль СССР);

• создание атмосферы отчуждения между русскими и представителями еще 192 наций, народов и народностей РФ (бывшего СССР), искажение истины ложной интерпретацией роли каждого народа в войне и достижении победы над врагом;

• порождение у русских чувства вины, национальной неполноценности и моральной ответственности за некие исторические преступления и на этой основе заложить в них внутреннюю готовность к удовлетворению последующих претензий и уступкам со стороны РФ;

• создание негативного образа России и русских в сознании наций и народов «цивилизованного мира» для оправдания агрессии или развязывания войны (так технологи США поступили с Югославией, Ираком, Сирией, Ливией; поступают с КНДР, Венесуэлой и др.). Совокупность методов фальсификации истории сведем в три группы:

1-я группа. Прямое измышление фактов. Методы этой группы в описании не нуждаются, но пояснения требуют. Так, в 1990-е г. в гибели советских военнопленных обвиняли Сталина, как не подписанта Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными». Тем самым, часть вины с руководителей фашистов снималась и перекладывалась на Сталина. Но фактически 31 марта 1918 г. Совет Народных Комиссаров Российской Республики (далее — СНК) сообщил Международному Красному Кресту (МКК), что: «...эта Конвенция, как в ее первоначальной, так и позднейших редакциях, а также и все другие международные конвенции и соглашения, касающиеся Красного Креста, признанные Россией до октября 1917 г. (Женевская Конвенция о пленных 1864 г., 4-я Гаагская Конвенция о законах и обычаях войны и другие конвенции) признаются и будут соблюдаться Российским Советским Правительством, которое сохраняет все права и прерогативы, основанные на этих конвенциях и соглашениях» [15].

Да, СССР в 1929 г. не присоединился к Женевской конвенции (он был против разделения военнопленных по национальному признаку), но в 1931 г. НКИД СССР объявил о присоединении СССР к Женевской конвенции «Об обращении с ранеными и больными на войне» от 1929 г. На момент начала войны правительство Германии не могло не знать об этом. С началом войны, 27 июня 1941 г. СССР выразил готовность сотрудничать с МКК. 1 июля утверждено «Положение о военнопленных», которое строго соответствовало положениям Гаагской и Женевской конвенций 1929 г. Это «Положение» действовало, хотя всю войну советских военнопленных считали non combatants (незаконно сражающимися). Причем, если в Бу-хенвальде были умерщвлены 8 483 советских военнопленных (гладиаторские бои, без виселиц и расстрелов, удары мотыг и т.д.), то в лагере для военнопленных Берген-Бельзене были умерщвлены (замучены и убиты) мужчины, женщины и дети в количестве не менее 50 тыс. человек. Это

было выявлено 5 мая 1993 г. одним из авторов — руководителем самой первой военной российской делегации.

2-я группа. Подлог информации и/или подделка документов, когда интерпретация политических событий основана на использовании заведомо недостоверных, ангажированных или сфабрикованных источников.

Примером может служить «Записка Илюхина» по Катыни или письмо Берии Сталину № 794/Б (март 1940 г.) как основное доказательство расстрела польских граждан. Документ был исследован группой юристов и историков, установившей, что первые три страницы записки напечатаны на одной пишущей машинке, а страница № 4 — на другой. Но шрифт страницы № 4 встречается в подлинных письмах НКВД 1939—1940 г., а страниц № 1—3 не встречается ни в одном из выявленных подлинников НКВД. Историками и политологами данный документ представлен как явное доказательство вины советского руководства, только для навязывания их российскому обществу.

3-я группа. Тенденциозная группировка и подача фактов.

Все используемые факты могут соответствовать реальности, но выводы делаются с грубым и целенаправленным нарушением методологических основ, например, для оправдания некоего исторического персонажа (табл. 1).

Так, в сознании европейского и американского обывателя утверждается мысль, с одной стороны, об участии СССР в нападении на Польшу, в развязывании 2-й Мировой войны, с другой — о полной непричастности к этим событиям других европейских государств. В доказательство приводится лишь два факта (без указания дат): подписание Пакта Мо-лотова-Риббентропа и вторжение РККА в восточные районы Польши (табл. 2).

Если расширить перечень основных событий этого периода и выстроить их в фактической последовательности, даже не подкрепляя ее документами разведывательных, дипломатических и иных источников, станет ясно, что падение Польши было предопределено до 23 августа 1939 г., а советские войска вошли на ее территорию де-факто, когда Польши-государства не стало.

Таблица 1

Основные методы фальсификации

Прием, способ, принцип Краткое содержание метода

Односторонний подбор фактов и произвольное их толкование В результате между фактами выстраиваются связи, в реальности отсутствующие, делаются выводы, которые на основании полной картины сделать невозможно

Подбор свидетельств Основаны на частном, субъективном мнении одного или нескольких участников событий, как доказательства тенденции (правила), но объективно не соответствуют обстановке на участке боевых действий или реальности фактов и событий

Избирательное исключение фактов Из ряда событий исключаются те, которые не подтверждают выдвинутую гипотезу или заданную точку зрения

Приведение цитаты Реальной, но усеченной, с пропуском мест, которые прямо противоречат необходимым фальсификатору выводам

Выстраивание ложных причинно-следственных связей Посредством манипуляции хронологией, когда неразрывные между собой события, имеющие доказанные и признанные в научном и политическом мире причинно-следственные связи, представляются изолированными друг от друга

Таблица 2

Фальсификация о нападении СССР на Польшу

Дата Событие в истории

6.12.1938 г. Франко-Германская Декларация о ненападении
23.08.1939 г. Подписание плана Вейс (по нему нападение на Польшу до 1.09.1939 г.)
14.04.1939 г. Денонсация Польско-Германского Пакта (1934 г.)
17.04.1939 г. Направление Правительством СССР проекта Пакта о взаимопомощи Франции и Англии и его отклонение

Май 1939 г. Предложение аналогичного пакта Польше и ее отказ

23.08 1939 г. Пакт Молотова-Риббентропа
1.09.1939 г. Нападение Германии на Польшу
17.09.1939 г. Польское военно-политическое руководство покидает страну
17.09.1939 г. Пересечение границы Польско-Советской границы силами РККА

Выводы: вышеперечисленные методы фальсификации отмечают историки, но инновационные аспекты управления массовым сознанием позволяют домыслы о 2-й Мировой войне периодически поднимать на иной уровень воздействия на мировоззрение личности, общества и государства:

а) фальсификация подачей исторических феноменов для их восприятия через сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, в том числе с использованием инструментов психологического давления [6, с. 105—109];

б) стремление не только предоставить альтернативную точку зрения, противоречащую официальной или общепринятой, но и закрепить ее в сознании людей как единственно правильную и доминантную;

в) интеграция педагогических, психологических, политических и PR-технологий, антропологических и антропогенных методов и элементов [12];

г) телекоммуникация, когда многоканальные и массированные потоки информации, использование различных форм, методов, технологий и средств навязываются определенной целевой аудитории в обществе и государстве;

д) технологичность, когда в массовое сознание внедряются методы в определенной последовательности, нацеленные на конкретный результат.

Литература

1. Аксенов С. Сможет ли Москва отстоять послевоенное мироустройство. Свободная пресса. 19.09.2017. URL:/ https://svpressa.ru/politic/ article/181611
2. Бжезинский Збигнев о внешнеполитических задачах новой администрации США. Лента: Политика. 25.11.2008. URL:/ http://www.rodon.org/ polit
3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Изд-во «Э», 2016.
4. Джеймс А. Льюис «Cognitive Effect and State Conflict in Cyberspace» («Когнитивный эффект и конфликт государств в киберпространстве», доклад 26.9.2018 г.) [Электронный ресурс] URL:/ https://topcor.ru/2989-jeffekt-babochki-mir-nakanune-novoj-vojny.html
5. Речь Президента США (Трампа) «О стратегии национальной безопасности США». 18 декабря 2017 г. URL:/https://ru.usembassy.gov/ru/remarks-by-president-trump-on-the-admiшstratюns-natюnal-security-strategy-ru
6. Соколова Е.П. Технологии внедрения идеологий в массовое сознание // Управленческое консультирование. № 2. 2011.
7. Самойлов В.Д. Информационная безопасность в системе высшего образования России (компетентностный подход в подготовке специалистов): монография / В.Д. Самойлов. М.: РУСАЙНС, 2018.
8. Веревкина О.А., Колповская М.А. Особенности исторической памяти молодежи о событиях Великой Отечественной войны // Молодой ученый. 2015. № 19.1. иИ! https://moluch.ru/archive/ 99/22411/
9. Калабухов Е.Р. Оценка значимости исторического сознания на примере исследования отношения к Великой Отечественной войне студентов СФУ / Е.Р. Калабухов, Д.Ю. Рудаков, Р.В. Мустафаев, Р.И. Харитонов // Инновации в науке: научный журнал. № 15(76). Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2017.
10. Люшилин Е. Пересмотрим итоги Второй мировой»: США заявили о новом мировом порядке. https://topcor.ru/4024-peresmotrim-itogi-vtoroj-mirovoj-ssha-zajavШ-o-novom-mirovom-poijadke.html
11. Фальсификации источников и национальные истории. Материалы круглого стола. Российская академия наук, отделение историко-филологических наук, институт востоковедения. Москва, ИВ РАН. 17 сентября 2007 г.
12. Самойлов В.Д. О совершенствовании государственной миграционной политики Российской Федерации // Право и безопасность. 2005. № 3.
13. Самойлов В.Д. Методология преподавания юриспруденции в системе высшего образования России: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
14. иЯЬ:/ http://www.bloomberg.com
15. Газета «Известия» № 112 (376). 1918. 4 июля.
фальсификация социально-антропологические и военно-педагогические аспекты факты и события. falsification socio-anthropological and military-pedagogical aspects facts and events.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты