Спросить
Войти

Регулирование земельных отношений русских с вогулами

Автор: указан в статье

делах заключается в освобождении от инонациональной власти народов, близких по языку и происхождению, а также группирование их в единую государственную систему; во внутренних делах - навязывание иноэтнич-ным общностям языка и учреждений той нации, к которой принадлежит правительство и большинство граждан.

Таким образом, именно первая половина XIX в. в культурно-историческом наследии России играет очень важную роль, так как этот период, считается основанием в развитии новых философских и культурных представлениях о месте России в мировой культуре. Те изменения, которые происходили в это время в материальной и духовной жизни общества коснулись понимания собственной истории и проблем развития отечественной духовной культуры, гуманистической и общественно-философской мысли.

Список литературы:

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. - 574 с.
2. Из истории русской гуманистической мысли. - М., 1993. - 526 с.
3. Григорьев A.A. Взгляд на русскую литературу со смерти // Искусство и нравственность. Статьи и письма. - М., 1986. - 350 с.
4. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: курс лекций. - М., 2003. - 616 с.
5. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1994. - 460 с.
6. Чаадаев П.Я. Философические письма // Статьи и письма. - М., 1989. - С. 140.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РУССКИХ С ВОГУЛАМИ

© Давыденко Е.А.*

Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск

В статье автор анализирует регулирование земельных отношений русских с коренным малочисленным населением Югры - вогунами (манси). Делается вывод о том, что проблема регулирования земельных отношений русских с коренными малочисленными народами достаточно давняя и остается нерешенной до сегодняшнего дня. Природные богатства, широкие просторы Северного края всегда манили к себе купцов и промышленников. Вогуны (манси) в силу своей малочисленности и малограмотности оставались беззащитными перед государством ее

* Заместитель декана гуманитарного факультета по отделению документоведения и истории, доцент кафедры Документоведения и всеобщей истории, кандидат философских наук, доцент.

правящей элитой, целью которой было не только социальное развитие русского государства, но и обогащение, в том числе и порабощение малых народов Югорской земли.

Изучение коренных малочисленных народов Уральского края началось со времен первых путешествий русских за Урал. Начало усиленному вниманию к проблемам народностей было положено научно-промышленной выставкой в 1887 г. проводимой в г. Екатеринбурге. На выставку были приглашены представители главнейших народностей Приуралья и Зауралья, демонстрируя предметы быта, ценных предметов они тем самым привлекли внимание русских и иностранных этнографов [1, 4].

Среди разнообразных национальностей на выставке были представлены коренное малочисленное население - вогулы (манси). Долгое время тип этого народа оставался неизученным. Многие ученые смешивали происхождение вогулов с самоедами (ненцами) и другими народностями, например, Азии и урало-алтайскими племенами.

Между тем родство манси с финскими племенами было констатировано такими учеными как Альквистом, Аспелиным, Регули, Гунфальви, Мункачи, которые положили начало работы финно-угорскому обществу в г. Гельсингфорсе, а так же жили, в вогульских селах долгое время, изучая их язык, быт, нравы и обычаи.

Вогулы (манси) - группа финских народностей, которых история застала обитающих на обоих склонах Северного Урала почти в пределах собственной Пермской губернии. В далекие времена вогулы были значительным народом, управляющимся совместно с остяками (ханты), своими князьями из которых известны Асык, Юшман, Кальп, а так же князь Югорской земли - Молдан [1, 5].

Долгие годы пришлось бороться Русскому государству с этим мужественным народом для продвижения на Восток. В 1187 г. новгородские сборщики дани были побиты в Перми и Югре, вследствие, чего в 1193 г. Новгород послал целую рать в Югорские укрепленные города. Один из них новгородцы взяли, а под другим потерпели поражение, в живых из воинов осталось всего восемьдесят человек.

В Пермской летописи 1263 г. пишется о двух грамотах, данных новгородцами Великому Князю Ярославу Ярославичу, преемнику Невского. В грамотах говориться о том, что в этот период времени, новгородцы вошли в правильные и постоянные сношения с племенами зауральскими и вывозили оттуда меха собольи и куньи, в том числе золото, серебро и узорчья [2].

Чтобы навсегда утвердиться в завоеванной Югорской земле, новгородцы должны были занимать здесь земли, покупать их у туземцев, - или укрепляться силой оружия [2, 3].

Вогулы и остяки делали частые набеги на русские поселения Перм-ского края: грабили их, жгли дома, а жителей убивали или брали в рабство.

В 1483 г. князь Курбский и Салтыков с полками, которые встретили вогуличей в устье реки Пелым, проникли в Югорскую землю и взяли в плен главного Югорского князя Молдана.

Несмотря на это еще в XVI вогулы группами проживали на обширных берегах Лозвы, Сосьвы, Тавды, Конды. При покорении Сибири Ермаку пришлось вступить с ними в серьезное сражение. О пребывании вогулов в Пермском крае свидетельствует и название небольшой реки Вогулка.

Таким образом, вогулы занимали достаточно обширные пространства Северного края, и немало времени понадобилось, чтобы сократить его, покорить и поработить коренные малочисленные народы.

Притеснение русскими заставляло вогул часто обращаться за защитой к русскому правительству, но долгое время защита эта существовала только на бумаге в грамотах. Русским рекомендовалось не брать с инородцев непосильный ясак.

До 1599 г. управление вогулами находилось в городе Лозьвинске, позже управление было возложено на воевод Верхотурского и Пелымского.

В Пермской летописи упоминается, например, что с ясачных вогулов Верхотурского уезда было собрано: 27 сороков соболей, куниц три сорока, чернобурых и красных лиц 46 штук, и т.д. Сборщики ясака не всегда придерживались установленных норм, в грамоте 1625 г. помещенной в Пемской летописи им предписывается не притеснять вогулов, не обмениваться их мягкую рухлядь на товары, не продавать ихи не возить в Москву на показ [4, 6].

Екатерина II особой грамотой отвела вогулам в пользование земли в Верхотурском и Чердынском уездах, а так же Тобольской губернии, в том числе предоставила им исключительное право охоты и рыбалки на этих участках [4, 6].

Самым опасным для быта и жизнедеятельности вогулов был самовольных захват их земель, на которых они родились, выросли и находили средства к существованию. Захваты организовались русскими и вгоняли вогулов в бедность. Русское правительство оказывалось бессильно перед такого рода явлением и впервые официально занялось вопросом о правах вогулов на землю с 1815 г.

Это было вызвано тем, что до Правительствующего Сената дошло известие, о том, что вогуличи продали часть своих земель заводчикам Походящи-ным, оформим купчую в Верхортурском комиссарстве с дозволения Сибир -ской ясачной комиссии. Купец Ентальцев стал оспаривать законность и говорить, что земли казенные и вогулы не имели права их продавать. Правительственный сенат заинтересовался правами вогул на земли и в 1789 г. повелел Санкт-Петербургскому архиву старых дел сделать выправку из дела бывшей Берг Коллегии, имеет ли вогульский народ право отдавать или продавать земли, и на основании какого закона. По предоставленной справке оказалось, что с 1715 г. по 1780 г. никаких подобных документов не оформлялось, поэтому все сделки вогул и промышленниками считаются незаконными.

Позже для того, что бы избежать незаконных сделок с землей Правительственный сенат часть земель передал Петровским и другим заводам, а часть передал Казенному ведомству.

Но и эта мера не спасла вогун от захватов их земель. Так, например, в че-лобидной вогулов от 1816 г. говорится о том, что крестьяне Макаровы Варак-сины самовольно поселились в вогульском Кошутском селе. Вогулы обратились с просьбой о выселении крестьян с их земель, но Правительство издало официальный Указ, которым наделило крестьянские семьи пашнями и не сочло их выселение возможным. Получив отказ, вогулы самовольно забрали земли у крестьян Вараксина и Субботина, но Тобольская казенная палата вернула их, обратно стараясь примерить враждующих между собой соседей [5, с. 51].

В 1815 г. правительство, что бы сделать вогулов оседлыми, приняло ряд мер, предоставив им некоторые льготы, например, предоставить свободу охоты в казенных лесах и право рыбной ловли в реках и озерах, наделить пашнями и сенокосами по тридцать десятин на душу, не насилуя их подготовить от кочевания к оседлости [5, с. 52].

Принятые меры не привели к желаемым результатам, прежде всего, потому что климатические условия Севера не располагают к земледелию, так же не было надобности в сенокосах для оленей, но уменьшение зверей и рыбы, потеря земли поневоле заставляли вогулов становиться оседлыми и менять свой образ жизни.

Таким образом, анализируя нормативно-правовые документы и Царского правительства и другую научную литературу прошлых столетий мы можем говорить о том, что проблема регулирования земельных отношений русских с коренными малочисленными народами к которым относятся и вогулы (манси) достаточно давняя и остается нерешенной до сегодняшнего дня. Природные богатства, широкие просторы Северного края всегда манили к себе купцов и промышленников. Вогулы (манси) в силу своей малочисленности и малограмотности оставались беззащитными перед государством ее правящей элитой, целью которой было не только социальное развитие русского государства, но и обогащение, в том числе и порабощение малых народов Югорской земли.

Список литературы:

1. Остроумов И.Г. Вогулы - манси. Историко-этнографический очерк. Типография газеты. Пермский край. - Пермь, 1904. - С. 4-5.
2. Газета Северная Печать. - 1845. - № 5.
3. Памятая книга Архангельской губернии на 1864. - Типография Губернского правления. - Архангельск, 1864. - С. 2.
4. Остроумов И.Г. Вогулы-манси. Историко-этнографический очерк. Типография газеты. Пермский край. - Пермь, 1904. - С. 6.
5. Павловский В. История вогул / Вогулы. - Гл. 2. - Казань: типолитография императорского университета, 1907. - С. 51-52.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты