Спросить
Войти

Образование как элемент социального портрета партийной номенклатуры в 1920-1930-е годы (на примере Свердловской и пермской областей)

Автор: указан в статье

А.А. Колдушко

Пермский государственный технический университет

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ПАРТИЙНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ В 1920-1930-Е ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ И ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)

Рассмотрен один из основных параметров социального портрета партийной номенклатуре - образование. Проанализирована динамика этого параметра в 1920-1930-е годы, в том числе изменения, произошедшие в результате репрессий в 1930-х годах.

Образование - один из ключевых факторов, влиявших на формирование руководящих кадров. Во многом это был вопрос большой политики, стратегии советского руководства. В 1930-е годы внимание к этому параметру социальной характеристики партийной номенклатуры было связано с растущими масштабами производства, с усложнившимися задачами по управлению обществом. Необходимость заполнения руководящих партийных кадров людьми с высшим и средним специальным образованием, специалистами народного хозяйства была очевидной: во-первых, повышалась компетентность руководства, во-вторых, создавался имидж власти как наиболее образованной части общества, а потому действительно умеющей управлять. Однако в 1930-е годы внимание вопросам образования партийной номенклатуры уделялось явно недостаточно, тем более что в 1936-1938 годы большая часть партийной номенклатуры была репрессирована и вопросы повышения образовательного уровня партийных кадров стали периферийными.

Источниками исследования темы стали центральная периодическая печать1 и материалы фондов Центра документации общественных организаций Свердловской области и Государственного общественно-политического архива Пермской области. Архивные документы представлены статистическими сводками руководящего состава области, списками секретарей райкомов и горкомов ВКП(б), личными листками партийных работников.

Спецификой изучения образовательного уровня руководящих партийных кадров является его специализация: изначально он был разделен на две категории - общее и партийно-политическое.

1 См., например, журнал «Большевик» и др.

Рассмотрим, как менялся уровень общего образования партийных кадров на протяжении исследуемого периода. Прежде всего отметим, что одним из главных признаков региональной партийной номенклатуры был ее низкий общеобразовательный уровень.

Согласно данным партийной перерегистрации, прошедшей в 1927 году, образовательный уровень партийной массы в целом был даже выше, чем у региональной номенклатуры. Так, менее 1 % членов партии имело высшее образование, менее 8 % - среднее, приблизительно 25 % были самоучками, более 2 % - неграмотными, остальные имели низшее образование2.

По данным на 1 февраля 1925 года 92,8 % секретарей райкомов и горкомов Уральской области имели лишь начальное («низшее», как записано в документах) образование, 7,2 % - среднее, высшего не было ни у кого3. К концу 1920-х годов ситуация остается практически неизменной: на 1 февраля 1929 года в области работали 95,5 % секретарей райкомов ВКП(б) с начальным, 3,9 % со средним, 0,6 % с высшим образованием4. К середине 1930-х годов уровень общего образования партийной номенклатуры достигает рекордных показателей: чуть более половины (54,9 %) секретарей работало с начальным, 36,6 % со средним, 8,5 % с высшим образованием5. Как видим, по сравнению с серединой 1920-х годов изменения довольно ощутимы. Это связано прежде всего с выполнением задач, стоящих перед страной в первой половине 1930-х годов: для проведения индустриализации необходимы были грамотные специалисты, имеющие не только организаторские способности, но и специальные знания.

В 1936-1938 годах региональная партийная номенклатура пережила самую быструю и самую жесткую ротацию за всю историю своего существования - репрессии. Важным представляется оценить направленность репрессий: какие категории номенклатуры пострадали, в том числе с точки зрения уровня образованности.

Анализ уровня общего образования секретарей горкомов и райкомов ВКП(б) Свердловской области, арестованных в 1937-1938 годах, показал, что в результате репрессий из номенклатуры была вычеркнута наиболее образованная ее часть. Так, 38,6 % арестованных секретарей имели начальное образование, 35,2 % - среднее и неполное среднее, 22,8 % - высшее и не-

2 Большевик. 1928. № 15 (август). С. 27.
3 Подсчитано по: Статсводка руководящего состава районных партийных и советских организаций Уралобласти по состоянию на 1 февраля 1925 г. // ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 3. Д. 378. Л. 109.
4 Списки ответственных секретарей райкомов Уральской области по 12 округам на 1 февраля 1929 г. Нет данных по 5 окружкомам // ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 7. Д. 354. Л.1 об.-15, 20, 22-24, 32-33, 49 об. - 51.
5 Сводка суммарных данных о качественном составе первых, вторых, третьих секретарей горкомов и райкомов ВКП(б) Свердловской области на 25 апреля 1935 г. // ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 13. Д. 334. Л. 27-28.

оконченное высшее образование6. В целом, данное процентное соотношение превышало показатели суммарных данных по общему образованию первых секретарей, работавших в 1936 году по высшему и неоконченному высшему образованию - на 10,2 %, по среднему и неполному среднему образованию - на 14,4 %. В абсолютных цифрах из 11 первых секретарей горкомов и райкомов, имевших высшее или неоконченное высшее образование, было арестовано 10 человек из 11 (91 %), из 18 человек, имевших среднее или неоконченное среднее образование, было арестовано 17 человек (94 %), и лишь 19 человек, арестованных органами НКВД, имели начальное (низшее) образование (33 % от количества секретарей с низшим образованием, работавших в 1936 году).

Анализ образовательного уровня репрессированных работников аппарата райкомов и горкомов, секретарей парткомов и др. показывает аналогичную картину: репрессиям подверглись 20 % работников с высшим и неоконченным высшим, 40 % со средним и 40 % с начальным образова-нием7 (рисунок).

1935 г репрессированные 1939 г

в 1937-1938 гг.

□ начальное ■ среднее Щ высшее

и неоконченное и неоконченное среднее высшее

Рис. Уровень общего образования партийной номенклатуры в 1935-1939 годах

Новая партийная номенклатура, сталинские выдвиженцы, пришедшие к власти вместо репрессированных кадров, по общеобразовательному уровню была почти такой же, как и до репрессий: на 1 февраля 1939 года среди пер-

6 Составлено и подсчитано по: ГААОСО. Ф. р-1. Оп. 2. Д. 20878, 29584, 20026, 23892, 24204, 24200, 23037, 24879, 29534, 19770, 23565, 24643, 25184, 21765, 24639, 22060, 29859, 26016, 23563, 23080, 6259, 34094, 7664, 34020; ГОПАПО. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 11275, 12579, 16984, 11927, 13940, 14364, 11574, 13195, 5974, 10115, 11957, 8982, 677, 16213, 12958, 10242, 11297, 13466, 14268, 14478, 7455, 12306, 15214, 12146, 12246, 10443, 14854, 2212, 2768, 2272, 6553, 16765; Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 28441.
7 Составлено и подсчитано с использованием электронной базы данных, составленной на основе архивно-следственных дел сотрудниками Государственного общественно-политического архива Пермской области.

вых секретарей райкомов и горкомов ВКП(б) было 14,8 % с высшим и неоконченным высшим, 37,7 % со средним и неоконченным средним, 47,5 % с начальным образованием8.

Особым видом образования было партийно-политическое. В области политической подготовки руководящих кадров партия имела давние традиции. Еще весной 1911 года в местечке Лонжюмо под Парижем Ленин создал первую партийную школу. После Октябрьской революции были созданы высшие школы партийной и советской работы, на базе которых в 1919 году был создан Коммунистический университет имени Свердлова9. Это было первое высшее партийное учебное заведение страны. Опыт его работы был положен в основу создания системы партийных учебных заведений. Так, в период с 1921 по 1923 год коммунистические университеты создаются в Петрограде, Саратове, Екатеринбурге, Омске и др. Кроме того, в 1920-е годы создавались также комвузы для подготовки национальных кадров. Так, в 1921 году были открыты Коммунистический университет национальных меньшинств Запада, Коммунистический университет трудящихся Востока и др.

Необходимость в научных теоретических кадрах была реализована в 1921 году, когда был образован институт красной профессуры. В 1931 году он был реорганизован в десять самостоятельных институтов красной профессуры: экономический, аграрный, мирового хозяйства и мировой политики, философский, исторический, советского строительства и права, естествознания, литературы, техники и историко-партийный10.

Однако получать высшее партийное образование могли не все руководящие работники. Часть из них имела партийное образование в объеме советско-партийной школы (СПШ), которые были созданы в 1921 году. Было определено три типа СПШ.

Совпартшкола I ступени с трехмесячным курсом для рабочих районов и четырехмесячным - для крестьянских районов ставила задачей дать элементарные политические знания местным практическим работникам. После окончания школы основная масса курсантов возвращалась на места своей прежней работы.

СПШ II ступени готовила советских и партийных работников. Она комплектовалась из лиц, окончивших школу I ступени или имеющих знания

8 Составлено и подсчитано по: ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 102. Д. 105, 508, 1016, 1406, 1422, 1849, 1846, 1926, 2011, 2304, 2503, 2807, 2919, 3113, 3187, 3473, 4424, 546; Оп. 19. Д. 561, 696, 790, 1028, 1196, 1739, 1802, 1806, 1866, 1907, 2525, 2567, 2616, 2901, 2984, 3297, 3549, 3730, 3856, 4009, 4057, 4098, 4150, 4494, 4496, 4695, 5038, 5176, 5354, 5390, 561, 696, 790, 1028, 1196, 1739, 1802, 1806, 1866, 1907, 2525, 2567, 2616, 2901, 2984, 3297, 3549, 3730, 3856, 4009, 4057, 4098, 4150, 4494, 4496, 4695, 5038, 5176, 5354, 5390; Оп. 220. Д. 3497; Оп. 243. Д.529, 583, 1587, 2376; Оп. 262. Д. 224, 439, 1648, 1810, 2364, 3192, 3563.
9 Партийное строительство. М., 1981. С. 283.
10 Барткевич Л.Л. Подготовка партийных кадров. Рига, 1980. С. 71.

в этом объеме. СПШ II ступени должна была дать слушателям разностороннее марксистское развитие. Курс был рассчитан на год - шесть месяцев теоретических занятий и три месяца учебы на специальных отделениях.

СПТТТ III ступени - коммунистический университет с трехлетним курсом обучения (два года - общетеоретический курс и один год - специализация) должен был готовить «образованных марксистов, призванных сменять старую партийную гвардию»11.

К началу 1930-х годов СПШ в духе времени были специализированы на подготовку кадров для работы в промышленности и сельском хозяйстве. Для этих целей были созданы одногодичные областные и краевые курсы марксизма-ленинизма по подготовке руководящих работников районного звена, занимающихся руководством промышленностью. Для подготовки партийных работников крайкомов, обкомов, горкомов партии были созданы курсы марксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б) с двухгодичным сроком обучения. Для подготовки партийных кадров, способных вести работу в деревне, на базе комвузов были созданы новые партийные учебные заведения - высшие коммунистические хозяйственные школы12.

Особо следует остановиться на организации партийной учебы непосредственно на Урале. Политическое образование внутри данного региона было организовано на областном и районном уровне.

Для областного уровня новым видом партийной учебы в 1935-1936 годах стали курсы секретарей райкомов. Первые два созыва были проведены еще в 1935 году, на которых прошли переподготовку секретари райкомов: 22 первых, 19 вторых, 24 третьих, а также 9 секретарей парткомов, 13 заместителей директоров МТС, итого - 77 человек13.

В 1936 году было проведено 4 созыва месячных курсов секретарей РК. Через эти курсы прошло 39 первых секретарей, 49 вторых, 30 третьих секретарей. Таким образом, всего за 1936 год на курсах повышения квалификации проучилось 118 человек14, что составляет 44 % от общего числа секретарей райкомов ВКП(б)15.

Учебный план курсов секретарей РК строился из расчета 25 рабочих дней в месяц с 9-часовым рабочим днем. Из общего количества 225 рабочих часов 94 часа отводилось на лекции и 84 часа на семинарские занятия и беседы. Остальное время бронировалось для самостоятельной работы слушателей по изучению важнейших документов партии Ленина и Сталина. Центральное

11 Леонова Л.С. Из истории подготовки партийных кадров в советско-партийных школах и коммунистических университетах (1921-1925 гг.). М., 1972. С. 31-32.
1 Барткевич Л.Л. Указ. соч. С. 73.
13 ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 14. Д. 214. Л. 70.
14 Там же. Л. 80.
15 Рассчитано по: ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 33. Д. 167. Л. 44.

место в учебном плане отводилось: «1) Изучению борьбы партии с ее врагами, с антипартийными уклонами и методов их преодоления; 2) Узловым вопросам экономической политики партии на нынешнем этапе социалистического строительства, вопросам классовой борьбы, развития советской демократии и преодолению пережитков капитализма в экономике и сознании людей; 3) Вопросам партийного строительства на новом этапе и обмену практическим опытом работы РК партии и секретарей РК»16.

Таким образом, учебные планы были подчинены задаче идеологической обработке слушателей. Достаточно отметить, что в учебном плане курсов секретарей райкома доля часов, отведенная на изучение истории партии и диктатуры пролетариата, составляла 38,8 и 17,7 % соответственно, а удельный вес дисциплин по руководству сельским хозяйством всего 2,6 %, по партийному строительству - 26,3 %17. Так, учебный план включал в себя 90 часов занятий по истории партии, 41 час отводился на изучение темы «Диктатура пролетариата и классовая борьба в СССР», 64 часа - «Партийное строительство», 18 часов - на изучение вопросов международного положения, 8 часов - на экономическую географию, 8 часов - на вопросы художественной литературы, 6 часов - на вопросы агрономии в условиях сельскохозяйственной области и 4 часа - на тему «Современная военная техника, стратегия и тактика»18.

Традиционными формами политического образования на низовом (районном) уровне в 1936-1941 годах были районная партшкола и кружки (по изучению истории партии, истории гражданской войны, кружки политграмоты, ленинизма и пр.).

Как видим, созданная сеть партийного образования была призвана выполнить двоякую функцию: во-первых, дать управленцам некую смесь необходимых общих и политических знаний, во-вторых, выполнить функцию идеологической обработки.

Уровень политической подготовки первых секретарей горкомов и райкомов ВКП(б) Свердловской области в сравнении с общим образованием был значительно выше: высшее политическое образование (законченное и незаконченное) - институт и курсы марксизма-ленинизма, комвуз - имели 48,3 % секретарей, через сеть советско-партийных школ прошли 9,2 %, краткосрочные курсы - 20,7 %, не получили политического образования 21,8 %19.

Высшее образование - как гражданское, так и партийно-политическое -для представителя партийной номенклатуры в 1920-1930-е гг. имелось далеко не у всех, и цели его получения были разными.

16 ЦДООСО. Ф.4. Оп. 14. Д. 214. Л. 86-88.
17 Рассчитано по: ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 14. Д.214. Л. 89-91.
18 Учебный план курсов секретарей райкомов // ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 14. Д. 214. Л. 89-91.
19 Рассчитано по: ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 14. Д. 242. Л. 1-2.

Характеризуя уровень высшего образования пермской номенклатуры периода 1938-1941 годов, можно условно выделить два типа направлений получения образования, по которым управленцы шли к руководящей должности. Первое - гражданское - связано с получением высшего образования в молодом возрасте в гражданском вузе. Высшее образование в данном случае выступает как элемент внутренней потребности человека в саморазвитии. Работа во властных структурах здесь скорее исключение, чем правило. Последующая карьера была следствием личных способностей и обстоятельств.

Руководящие работники, имеющие высшее и незаконченное высшее гражданское образование, в основном получали профессии технического, промышленного направления (среди названий высших учебных заведений, указанных в личных листках секретарей райкомов и горкомов ВКП(б), -Свердловский индустриальный институт им. Кирова, Свердловская промышленная академия, Московский энергетический институт, Свердловский химический институт, Ленинградский инженерный институт и др.). Как видим, руководящие работники Прикамья 1938-1941 годов получали высшее образование в конце 1920-х - начале 1930-х годов, т.е. в годы индустриализации, когда резко возросла необходимость в квалифицированных технических кадрах.

Второе направление в получении высшего образования было связано с партийно-политическим образованием, которое становилось необходимым атрибутом должности. Абсолютное большинство получивших политическое образование находилось на руководящей партийной или советской работе, причем достаточно высокого уровня. Работа на невластных должностях в данном случае - исключение. Соотношение количества управленцев, имеющих высшее гражданское и партийное образование, к концу 1930-х годов характеризовалось явным преобладанием «партийцев». Как правило, представители партийной номенклатуры получали партийное образование, уже находясь на руководящей должности (заочное и вечернее обучение в комвузах, а также на краткосрочных курсах).

Подводя итоги, отметим: если в 1920-х годах партийная номенклатура представляла собой малообразованную часть партийной массы, то к концу 1930-х годов центральное руководство начинает задумываться о статусных позициях партийной номенклатуры как передовой и образованной части номенклатуры. Особую роль в этом процессе играла сеть партийнополитического просвещения, через которую проходило все большее количество партийных лидеров.

Получено 12.11.2010

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты