Спросить
Войти

Восстановление деревянной основы иконы Богоматерь «Всем скорбящим радость» XIX века из собрания Успенского кафедрального собора г. Владимира

Автор: указан в статье

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 5527

Д.С. Зюзина

магистр по направлению Реставрация Научный руководитель А.И. Скворцов Профессор кафедры ДИИР, к.и., Заслуженный деятель искусств РФ Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых г. Владимир, Российская Федерация

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕРЕВЯННОЙ ОСНОВЫ ИКОНЫ БОГОМАТЕРЬ «ВСЕМ СКОРБЯЩИМ РАДОСТЬ» XIX ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ УСПЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА Г. ВЛАДИМИРА

Целью данного исследования является рассмотрение особенностей реставрации основы иконы Богоматерь «Всем скорбящим радость» XIX века.

Основа является важной составляющей произведений станковой темперной живописи. Большинство икон выполняется на деревянных основах. Дерево имеет способность разрушаться под воздействием перепадов температурно-влажностного режима. Известно, что при низких температурах и повышенной влажности древесина имеет способность интенсивно впитывать влагу. Доски при этом коробятся, подвергаются воздействию заражения жуками-точильщиками. При высоких температурах и низкой влажности дерево рассыхается и трескается. В результате доска теряет свою механическую прочность и разрушается. Известны случаи, когда многие произведения полностью разрушались [3, с. 52].

Условия хранения иконы тесно связаны с его бытованием. В процессе исследований нами было выявлено, что памятник некоторое время размещался в Георгиевском приделе храма, затем был перенесен в складское помещение собора [1, с.17].

Можно предположить, что произведение разрушалось под воздействием резких колебаний температурно-влажностного режима.

Памятник поступил на реставрацию в латунном чеканном посеребренном окладе. Основа состояла из трех досок сосновой породы. Особенность основы - каждая доска имела верхнюю и нижнюю части, которые были скреплены деревянными вертикальными вставками. Оборотная сторона обработана скобелем (Рис. 1). Доски были скреплены торцовыми врезными шпонками, которые зафиксированы по торцам коваными скобами.

Икона имела аварийное состояние. По визуальным наблюдениям было выявлено, что основа сильно повреждена жуком-точильщиком, в нижней части произведения были многочисленные летные отверстия. На лицевой и оборотной сторонах нижние углы были утрачены в следствии повреждения основы (Рис. 2). Также с лицевой стороны имелась крупная утрата правой части нижней шпонки. Верхние и нижние части каждой доски основы покороблены, между ними были заметны щели. На лицевой стороне правая доска была отделена от центральной. На лицевой и оборотной сторонах на основе имелись многочисленные вертикальные трещины.

Состояние основы произведения требовало немедленной ее реставрации.

Реставрационные работы по основе иконы включали в себя следующие мероприятия:

1. Проведение дезинсекции летных отверстий от жука-точильщика составами «Антижук» и «Антишаше лин»;
2. Демонтирование шпонок и кованых скоб, скрепляющих шпонки на торцевых сторонах иконы;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

Рисунок 1 - Оборотная сторона иконы до Рисунок 2 -Лицевая сторона иконы до

реставрации реставрации

3. Удаление гвоздей с оборотной стороны иконы;
4. Склейка разошедшихся досок основы;
5. Укрепление основы произведения;
6. Восполнение утрат древесины;
7. Удаление поверхностных загрязнений с оборотной стороны иконы;
8. Тонирование утрат древесины;
9. Покрытие иконы защитным воско-скипидарным составом.

Предварительно основа на лицевой и оборотной стороне очищалась от многочисленных следов буровой муки. Нами был использован химический способ борьбы с насекомым. В процессе основа методом инъекции и кистью обильно обрабатывалась составом «Антижук» в целях истребления насекомого и для сохранения произведения. Затем икона помещалась в плотный пакет на двое суток [3, с.62].

Впоследствии на торцах иконы были демонтированы кованые крепления, из пазов извлекались шпонки для дальнейшего склеивания основы произведения.

С оборотной стороны иконы удалялись металлические гвозди.

С помощью скальпеля срезались участки сильно пораженной древесины в процессе жизнедеятельности жука-точильщика. В связи с тем, что на нижних участках лицевой и оборотной сторон древесина была пористой, рыхлой и потеряла прочность, проводилось ее укрепление восстановителем твердости фирмы BORMA WACHS методом инъекции и с помощью щетинной кисти. Было выполнено две пропитки в связи с сильно трухлявой древесиной с перерывами 40-60 минут. Данный процесс дал положительный результат - древесина вновь приобрела прочность и твердость.

Особую сложность при реставрации основы представляла склейка досок. Необходимо было соединить не только правую доску с центральной, но и верхние и нижние части каждой доски.

Древесина на месте стыков очищалась от загрязнений. Клей ПВА глубоко вводился с помощью шприца в торцевые и боковые щели основы для лучшего сцепления верхней и нижней частей каждой доски. На стыках досок в глубокие щели были дополнительно установлены две деревянные тонкие вставки, смазанные тем же составом. Затем на иконе были зафиксированы струбцины в вертикальном и горизонтальном направлении на двое суток. После их снятия обнаружили прочное сцепление досок между собой [3, с.85].

Восполнение утрат древесины на иконе проводилось двумя способами: посредством обработки основы «Акрисилом-95» марки А, с установкой деревянной арматуры и дальнейшим наращиванием массой из древесной муки с клеем и с помощью деревянных сосновых вставок, вырезанных в размер утраченного фрагмента.

Первый способ использовался на лицевой стороне на месте утраты нижнего правого угла нижележащей доски. Процесс восполнения древесины данного фрагмента также выполнялся с оборотной стороны иконы. Предварительно удалялись поверхностные загрязнения. На месте утраты угла древесина с

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

помощью щетинной кисти обрабатывалась «Акрисилом-95» марки А. Затем устанавливалась деревянная арматура в виде решетки из деревянных шкантов (Рис. 3). Арматура пропитывалась пиненом. Проводился метод наращивания с помощью массы из древесной муки с ПВА (Рис. 4). Спустя сутки (после затвердения) восполненная поверхность выравнивалась шкурками различной фактуры и тонировалась под цвет древесины [3, с. 93].

Рисунок 3 - Фрагмент с установленной Рисунок 4 - Фрагмент с восполненной древесиной

деревянной арматурой

На оборотной стороне нижний правый угол был восполнен тем же способом. Особенность работы с данным участком была усложнена в связи с крупной утратой древесины по нижней боковой стороне. В процессе были обнаружены пустоты в основе, которые впоследствии заполнялись массой из древесной муки с мелкой стружкой и клея ПВА. В ходе восполнения угла был сделан новый паз для нижней шпонки под авторскую структуру основы. Спустя сутки (после затвердения поверхности) наращенные фрагменты выравнивались с помощью шкурок разной фактуры. В процессе на оборотной стороне была сделана имитация досок лункообразной формы с помощью скальпеля.

На лицевой стороне верхний левый угол был наращен таким же способом, только без применения деревянной арматуры в связи с небольшим размером утраты основы.

Второй способ был использован на лицевой стороне для восполнения верхних частей досок. Были предварительно изготовлены вставки из сухого дерева по форме утраченного фрагмента. По верхней торцевой части вставки для восполнения правого угла были просверлены отверстия, в которые на клеящий состав устанавливались деревянные шканты (Рис. 5). Пустоты древесины под поверхностью живописи были восполнены массой из древесной муки с клеем. Поверхность нижней доски смазывалась клеящим составом, затем прикреплялась вставка с вертикальными деревянными шкантами в еще незатвердевшую массу. Места между вставкой и основой иконы были восполнены также составом из древесной муки с клеем. В результате нижний правый угол был восполнен (Рис. 6).

Рисунок 5 - Деревянная вставка с шкантами Рисунок 6 - Фрагмент, восполненный с

помощью деревянных вставок

Вышеописанным способом была восполнена вертикальная вставка на месте стыка досок нижней части иконы, только без применения деревянных шкантов. Сложность ее установки возникла в связи с тем, что было необходимо ровно закрепить ее на торцевой стороне. По левой стороне вставка крепилась к основе, а с правой - к вставке, установленной ранее. Для более ровного ее закрепления устанавливались струбцины.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

На фрагменте левого нижнего угла иконы вставка закреплялась с помощью шкантов, которые устанавливались не только в вертикальном направлении, но и в горизонтальном. Предварительно были установлены вертикальные шканты, которыми вставка вставлялась в сырую массу из древесной муки с клеем. Затем через сквозные отверстия по боковой стороне закреплялись горизонтальные шканты (Рис. 7). В результате такое расположение шкантов дало возможность прочно закрепить вставку в основе.

Затем на места вставок были дополнительно установлены струбцины в вертикальном и горизонтальном направлении. На их поверхность был положен груз. Такой способ восполнения древесины на данных фрагментах являлся наиболее подходящим в связи с крупными утратами основы и удобством их крепления.

Особенность восполнения древесины на лицевой стороне состояла в том, что фрагменты устанавливались чуть ниже поверхности иконы из-за дальнейшего наложения слоев грунта.

Рисунок 7 - Схема расположения шкантов на Рисунок 8 - Оборотная сторона иконы в

нижнем левом углу иконы процессе восполнения древесины

В процессе удаления загрязнений на оборотной стороне в нижней части произведения открылись новые ходы от жука-точильщика, которые были повторно обработаны составом «Антижук», укреплены восстановителем твердости и восполнены массой из древесной муки с клеем (Рис. 8).

В ходе работы проводились рентгенографическое исследование, которое показало, что вся нижняя и в некоторых местах центральная часть основы произведения была поражена жуком-точильщиком. Об этом свидетельствовало наличие вертикальных ходов.

В дальнейшем были вновь обнаружены летные отверстия на торцевой нижней части. Верхние и нижние части досок разрушались на торцевой стороне и затрагивали участки самой живописи. Это показало, что состав «Антижук» не дал положительного результата и оказался не эффективным. В связи с этим было принято решение использовать более сильный состав - «Антишашелин». Данный состав вводился методом инъекции в отверстия, а на открытых участках древесина обрабатывалась с помощью щетинной кисти. Необходимо было следить, чтобы основа была не очень сильно пропитана составом. Иначе это могло бы повлечь к другим разрушениям произведения. После обработки икона была помещена в плотный пакет на два месяца, в связи с крупным очагом заражения произведения жуком-точильщиком. Затем были восполнены и затонированы все оставшиеся утраты основы.

После этого, для иконы были изготовлены новые шпонки без сучков из хорошо выдержанного соснового дерева, повторяющие по форме коробление основы. Нижняя шпонка была заменена в связи с сильным поражением жуком-точильщиком и крупной утратой, верхняя - вследствие изменения формы основы по торцам после склеивания. Особую сложность представило стачивание шпонок под пазы в связи с неровной формой основы по торцам. Необходимо было сделать форму шпонок под форму самой основы. Проводилось их стачивание с помощью резаков и грубых шкурок. В процессе неоднократно проверялась вставка шпонок в пазы. Также необходимо было следить, чтобы шпонка не ходила свободно в пазах, а прочно держалась в основе. Реставрационные шпонки были сделаны под авторские, также выходящие от основы. Подготовленные шпонки были затонированы под цвет авторской древесины. Они вставлялись путем легкого

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

постукивания деревянным молотком поочередно с каждой сторон. В результате шпонки были прочно вставлены в пазы [2, с. 88].

Затем проводилось покрытие оборотной, боковых и торцевых сторон защитным воско-скипидарным составом. Приготовленный состав наносился фрагментарно в связи с крупным размером иконы, в направлении слева направо, сверху вниз [3, с.71] .

В результате на лицевой и оборотной стороне были восполнены все утраты древесины (Рис. 9, 10). После проведенных реставрационных работ основа иконы приобрела прочность и целостность. На восстановление основы произведения потребовалось более года. Без реставрационного вмешательства произведение могло погибнуть. Реставрация основы иконы дает возможность подойти к другим последующим процессам.

Проведенные исследования показывают, что применение рассмотренных операций по реставрации основы является не только актуальным, но и вполне инновационным методом обеспечения сохранности деревянных основ икон.

Рисунок 9 - Лицевая сторона иконы после Рисунок 10 - Оборотная сторона иконы после

восполнения утрат древесины реставрации

Список использованной литературы:

1. Власов И.И., Михалкин В.И. Опись культурных ценностей. / Рукопись Кн. 2. - Владимир, 1984. - Архив ОАО «Владимирреставрация». Ж-Вл-6. Инв. № 16906.
2. Реставрация икон: Методические рекомендации / Под ред. М.В. Наумовой. - М.: ВХНРЦ. им. академика И.Э. Грабаря, 1993. - 226 с.
3. Филатов В.В. Реставрация произведений русской иконописи. - М.: Про-Пресс, 2007. - 336 с.

© Зюзина Д.С., 2016

УДК 069.4

Е.С. Косых

К.и.н., доцент

Кафедры теории и истории государства и права Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета

г. Стерлитамак, Российская Федерация

МУЗЕИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Аннотация

В статье рассматриваются причины создания музеев под открытым небом; приводится их

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты