Спросить
Войти

2015. 04. 029-032. 50-летний юбилей книги Э. П. Томпсона «Создание английского рабочего класса[26]» на страницах журнала «Contemporary British history». (сводный реферат)

Автор: указан в статье

отказ от историзма. Основная их задача - показать, как народ живет сегодня. Сибирские музеи выступают школой традиционного природопользования и демонстрируют прагматичный подход к проблеме возрождения.

Важный аспект самоуправления связан с организацией образования в округе. Проект стойбищных школ является одним из вариантов такой деятельности. Дети получают возможность жить с семьей, а не в интернате. Используются приемы этнопедагогики. Модель такой школы получила название культурно-антропологической (КАШ). Она получила высокую оценку эксперта в этой области Е.А. Немысовой, первого директора Института возрождения обско-угорских народов в г. Ханты-Мансийске.

Характеризуя формы проявления протеста аборигенного сообщества, автор уделяет особое внимание таким видам культурных границ, как слово и молчание. Полевые материалы показывают, подчеркивает автор, «что аборигены очень ценят в людях умение молчать, в диалоге вести себя правильно, не говоря лишнего. Такое поведение предполагает не только эмпатию собеседника, но и ответственность за свои действия и слова» (с. 292).

Заключительная глава «Механизмы взаимодействия коренных народов и промышленных компаний» анализирует международные стандарты этих сложных процессов и их влияние на правовое регулирование аналогичных ситуаций в России. Особое внимание уделено разработке процедур экологических и этнологических экспертных оценок взаимоотношений аборигенов и нефтяников.

Т.Б. Уварова

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ

2015.04.029-032. 50-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ КНИГИ Э.П. ТОМПСОНА «СОЗДАНИЕ АНГЛИЙСКОГО РАБОЧЕГО КЛАССА1» НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «CONTEMPORARY BRITISH HISTORY». (Сводный реферат).
1 Некоторые отечественные исследователи переводят название этой работы как «Становление английского рабочего класса», «Состояние английского рабочего класса», «Делание английского рабочего класса». - Прим. реф.
2015.04.029. ДЭВИС М., МОРГАН К. Введение. Причины, которые были утрачены? 50-летие выхода в свет книги Э.П. Томпсона «Создание рабочего класса в Англии» Как история своего времени. DAVIS M., MORGAN K. Introduction: Causes that were lost? Fifty years of E.P. Thompson&s «The making of the English working class» as contemporary history // Contemporary British history. - L., 2014. -Vol. 28, N 4. - P. 374-381. - doi: 10.1080/13619462.2014.962901
2015.04.030. ПАЛМЕР Б. Парадокс и полемика; аргументы и неуклюжесть: Размышления о Э.П. Томпсоне.

PALMER B. Paradox and polemic; Argument and awkwardness: Reflections on E.P. Thompson // Contemporary British history. - L., 2014. -Vol. 28, N 4. - P. 382-403. - doi: 10.1080/13619462.2014.962906 2015.004.031. ЭФСТАФИО Х. Концепция формирования класса и ее политический подтекст: Отголоски радикализма Народного фронта в книге Э.П. Томпсона «Создание английского рабочего класса».

EFSTATHIOU Ch. E.P. Thompson&s concept of class formation and its political implications: Echoes of Popular front radicalism in the «Making of the English working class» // Contemporary British history. - L., 2014. - Vol. 28, N 4. - P. 404-421. - doi: 10.1080/13619462.2014. 962907

2015.04.032. ДЭВИС М. Этика и активизм Э.П. Томпсона в 19561963 гг.: Размышления над политической конструкцией книги «Создание английского рабочего класса».

DAVIS M. Edward Thompson&s ethics and activism 1956-1963: Reflections on the political formation of the «Making of the English working class» // Contemporary British history. - L., 2014. - Vol. 28, N 4. -P. 438-456. - doi: 10.1080/13619462.2014.962910

Эдвард Палмер Томпсон (1924-1993) - известный английский историк, теоретик британского марксизма, политический активист, один из инициаторов создания британских «Новых левых». Его работа «Создание английского рабочего класса»1, с момента

1 Thompson E.P. The making of the English working class. - L.: Victor Gol-lancz, 1963. - 848 p.

выхода вплоть до сегодняшнего дня, оценивается как «учебник по истории британского рабочего движения» (029, с. 375).

Ученый предпринял новаторское исследование истории рабочих с 1790 по 1830-е годы, рассматривая ее в широком социально-политическом, экономическом и культурном контексте. До сих пор не переведенная на русский язык книга - классика не только британской, но и мировой исторической науки. Юбилей ее выхода в свет был отмечен разнообразными мероприятиями в Великобритании. На доме, в котором Э. Томпсон работал, была открыта мемориальная доска, профессиональные артисты читали отрывки из книги, проводились конференции, публикуются статьи о жизни и творчестве историка, о влиянии его политических взглядов на предмет исследований и характер исторических выводов, изучается влияние его работ на развитие социальной истории и истории рабочего движения.

На страницах журнала «Contemporary British history» публикуются материалы конференции, прошедшей в лондонском университете Куин Мэри в июне 2013 г. Организаторы конференции предложили участникам проанализировать работы Э. Томпсона, учитывая время и контекст их создания, политические взгляды, политическую и педагогическую работу. Как заметил Э. Хобсбаум во вступлении к одному из изданий, «"Создание..." не только демонстрирует выдающийся талант Э. Томпсона как историка, но и отражает специфическую атмосферу - «неомарксистскую» и специфическую группу - «Новых левых» - которые были очень значимы в то время» (цит. по: 029, с. 375). Авторы материалов уделили внимание междисциплинарным подходам в работе историка, прояснили, как Э. Томпсон понимал задачи истории рабочих, как он развивал британский марксизм в исторической науке.

Б. Палмер (университет Трент, Канада) рассматривает, как взгляды и представления Э. Томпсона на преподавание и его цели повлияли на предмет и структуру книги «Создание английского рабочего класса» (030). По мнению автора статьи, эта книга была в первую очередь предназначена ученикам историка, а не научному сообществу.

Э. Томпсон преподавал литературу и историю для взрослых. Он считал это важным занятием, ведь университетские курсы для взрослых, для тех, кто не может быть студентом, но хочет получить

образование, - признак демократии. Историк рассматривал преподавание и обучение взаимосвязанно, «как процесс стирания границ между различными мирами опыта, в котором идеи проверяются жизнью» (030, с. 384). Б. Палмер приводит пример, иллюстрирующий отношение историка к работе: когда он начал писать книгу, то купил ткацкий станок и учился на нем работать, чтобы лучше понять условия труда ткачей.

Э. Томпсон считал, что история формирования, сложности и противоречия организаций и структур социальной, политической, экономической и интеллектуальной жизни могут быть показаны только через своего рода диалог. Эмпирические данные и абстрактное теоретизирование должны быть представлены таким образом, чтобы дополнять друг друга. Поэтому «Создание...» отличается странными, на первый взгляд спутанными, повторяющимися структурами, пишет Б. Палмер. Но это специальный прием автора, чтобы привлечь внимание читателя к историческим событиям, «окутанным конкретными социальными, экономическими, политическими, интеллектуальными и культурными контекстами, которые снова и снова возвращают нас к личности и ее практической деятельности в определенные эпохи» (030, с. 385). По мнению Б. Палмера, три части книги - это три аргумента, которые ставятся автором с разными целями и объясняются по-разному.

В первой части книги «The Liberty Tree» («Дерево свободы»), Томпсон хочет привлечь внимание к революционным традициям английского рабочего класса. Он по-новому освещает такие темы, как «Нормандское иго» (The Norman yoke), реформы общества и отношения короны и церкви; затрагивает идеи Томаса Пейна, Томаса Харди, Джона Беньяна. Вторая часть «The curse of Adam» («Проклятие Адама»), наиболее полемическая. Все семь глав этой части, пишет Б. Палмер, направлены против эксплуататорской сущности классовых отношений. Недаром историк обыгрывает в названии имя Адам: то ли речь идет о первородном грехе (грех Адама), то ли о теоретике политической экономии капитализма Адаме Смите. Заключительная, третья, часть «The working class presence» («Присутствие рабочего класса»), по мнению Б. Палмера, направлена против левых ортодоксов, вульгарного марксизма, олицетворением которого для историка был сталинизм, социал-демократов из Лейбористской партии. В этой части историк показал

разные аспекты и виды рабочего сопротивления времен индустриального капитализма. Он обратился к темам, игнорировавшимся другими историками, в том числе и левыми: тайные сообщества рабочих, повстанческие движения, подпольные организации и т.п.

Х. Эфстафио из Беркбек колледжа Лондонского университета, специалист по истории рабочего движения и историографии, показывает истоки концепции, взглядов и подходов к истории, причины возникновения интереса к истории рабочего движения и особенности предложенного историком концепта «класс» (031).

Семейное окружение и атмосфера в доме Томпсонов объясняют, почему он заинтересовался культурными и социальными практиками. Как вспоминал сам историк, его родные были «заядлыми собирателями бумаг» (цит. по: 031, с. 407). Отец - миссионер-методист, поэт, прозаик, историк Индии, старший брат Уильям Фрэнк - поэт, антифашист, был убит в Болгарии в 1944 г. Именно благодаря влиянию брата Э. Томпсон уже в годы Второй мировой войны вступил в Коммунистическую партию Великобритании. Его поэтическое восприятие и пережитый опыт войны повлияли на отношение к истории, пишет Х. Эфстафио. Окончание войны, продолжает он, знаменовало исторический момент для новой Европы и ее народов.

Окончив университет, Э. Томпсон вместе с женой отправился на север Англии, где занялся преподаванием для взрослых. Супруги принимали участие в создании Исторической группы Коммунистической партии Великобритании. Политическая деятельность и обсуждения с товарищами по группе подтолкнули молодого историка к его первой работе - биографии Уильяма Морриса1.

По мнению автора статьи, в молодости на Э. Томпсона-историка заметно повлияли две женщины. Первая - его жена, историк-марксист Дороти Тауэрс, с которой Э. Томпсон встретился, когда они были студентами. Ее интерес к борьбе рабочего класса, к роли женщины в истории обогатил работу мужа, пишет Х. Эфста-фио. Вторая женщина - Донна Тор, она оставила свою работу, чтобы помочь Э. Томпсону в написании книги о У. Моррисе. «Ее методологические замечания, комментарии на полях классических

1 Уильям Моррис (1834-1896) - английский поэт, художник, издатель, социалист, крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов», неофициальный лидер «Движения искусств и ремесел». - Прим. реф.

марксистских книг, написанная ею биография Томаса Манна, были "жизненно необходимы" для Томпсона, помогли ему сделать первые шаги на писательском поприще» (031, с. 407). Общение с этими неординарными женщинами, так же как и с другими членами группы, формировали Э. Томпсона, его интересы и взгляды на историю. Без этого жизненного опыта Э. Томпсон никогда не стал бы тем, кем он стал, утверждает автор статьи.

В послевоенной британской историографии именно Историческая группа начала обсуждение концепта «класс». Как пояснила секретарь группы Дафна Мэй, «мы должны были рассмотреть, что подразумевается под "классом", причины появления классов в обществе. Мы должны были понять, что мы имеем в виду, когда называем определенный класс "правящим классом" и как классовое правление проявляется в организации государства» (там же).

В соответствии с этим члены группы изучали разные периоды британской истории так, чтобы обнаружить классовые антагонизмы и социальные противоречия. Темы их дискуссий простирались от обсуждения природы тюдоровской монархии до возникновения классового общества и тезиса К. Маркса об обнищании рабочего класса. Историки примеряли разные экономические и политические идеи в своих теоретических рассуждениях, но идеи эти были выдержаны в рамках анализа классовой борьбы. Как показывают документы группы, историки понимали борьбу классов не только как восстания, но и как идеологическую борьбу.

Сосредоточив внимание на классовой борьбе и британском радикализме, пишет Х. Эфстафио, группа на первый план ставила изучение народных идей, рабочих движений, революционных практик. Это направление сыграло важную роль в возникновении в Британии социальной истории как научной дисциплины.

В статье, а позже в книге об У. Моррисе Э. Томпсон сосредоточится именно на классовой борьбе как на явлении, которое определяет надежды и действия. «Следуя идеям Исторической группы, он пытался установить связь между классовым сознанием Морриса и национальной радикальной традицией британского народа» (031, с. 409). Главным в его исследовании было то, что он дал классовую интерпретацию политической деятельности У. Морриса, пишет Х. Эфстафио. В этом автор статьи видит продолжение традиций Народного фронта, которые были развиты историками группы.

Пытаясь представить историю раннего «практического социализма» глазами У. Морриса, историк показал, что классовая борьба была не только экономическим выражением народных желаний. Классовое сознание У. Морриса и его идеи об искусстве и политике отражали интересы класса пролетариата. «Его отвращение к товарным ценностям, которые можно только купить, к превращению рабочих в придаток к машинам - вот ключ к его моральному и эстетическому бунту» (031. с. 409). Ненависть У. Морриса к современной ему цивилизации была тесно связана с его желанием нового общества; его социалистические надежды были прямо противоположны потребностям капитализма, пишет Х. Эфстафио.

В книге «Создание английского рабочего класса» историк развил свои взгляды, сделав главным объектом исследования анализ развития капитализма и классовой формации. В предисловии к книге Э. Томпсон определил основные концепты: Класс - «это историческое явление, объединяющее ряд не связанных, казалось бы, между собой фактов в исходном материале жизненного опыта и сознания... Я рассматриваю "класс" не как структуру или категорию, но как то, что происходит, или что может быть освещено в человеческих отношениях. Класс возникает (happens), когда несколько человек в результате общего опыта (унаследованного или совместного) ощущают и выражают идентичность своих интересов как между собой, так и по отношению к другим людям, с другими интересами» (цит. по: 031, с. 410). Можно сказать, что класс это и культурная и экономическая формация, а формирование класса -результат деятельности рабочих и их стремлений. Таким образом, обращает наше внимание Х. Эфстафио, для Э. Томпсона класс -это важный социальный и политический актор истории.

Э. Томпсон пошел дальше членов группы в определении классового сознания и классового опыта, считает Х. Эфстафио. «Под классовым опытом он подразумевает "множество жизненных опытов" (multitude of experiences), которые человек переживает, как член определенного класса и которые становятся существенной частью его личной идентичности» (031, с. 410). Подобные идеи высказывались и другими, более ранними авторами-марксистами, но концепта, который связывает существование класса с каждым членом класса, не существовало, пишет автор статьи. Для Э. Томпсона «множество жизненных опытов» было эквивалентно множеству

людей, проживающих свои жизни схожим образом. Конечно, в книге он не мог показать всю практическую деятельность представителей рабочего класса на заре британской индустриализации. В основном он пытался определить своего рода образцы, примеры, которым это «простонародное множество» следовало. Иными словами, главным предметом его анализа было классовое сознание.

«Классовое сознание в работах Томпсона имеет более широкое значение, чем обычные социологические коннотации... У Томпсона оно [классовое сознание] представляет воплощение классового опыта в традициях, системах ценностей, идеях и институциональных формах» (031, с. 410). Даже если политические модели классового сознания аналогичны, его культурные формы различаются в зависимости от социального окружения, породившего его. Классовое сознание, писал Э. Томпсон во вступлении к своей книге, возникает тем же образом в разных местах в разное время, но никогда точно так же. Более того, классовое сознание становится смыслом существования самого класса. То есть, можно сказать, что класс существует, когда несколько человек реализуют свой классовый опыт, класс в чем-то эквивалентен классовому сознанию.

Классовое сознание и классовый опыт, пишет Х. Эфстафио, в теории Э. Томпсона являются движущими силами социальной трансформации и доказательством человеческого участия в историческом развитии. Таким образом, в его работах люди играют более значимую роль, они словно приподняты над социальными структурами.

Исторические работы Э. Томпсона сложно понять в отрыве от его политических взглядов и политической деятельности. В 1956 г., выступая против венгерских событий, он вышел из рядов Коммунистической партии Великобритании. Сталинизм и капитализм были для него формами человеческого разобщения. Он критиковал капитализм за то, что человеческий труд рассматривается как товар, а удовлетворение человеческих потребностей как производство и распределение товаров. Сталинизм рассматривает труд как экономико-физический акт для удовлетворения экономико-физических потребностей. В противовес им историк сформулировал концепцию «третьего пути» - «социалистический гуманизм», который освобождает человека от рабства вещей, от погони за прибылью, от порабощения «экономической необходимостью». Будущая

гуманизация общества должна зависеть от уровня развития человеческой морали, считал Э. Томпсон.

Историк из университета Куин Мэри (Великобритания) М. Дэвис рассматривает книгу «Создание английского рабочего класса» в контексте политических воззрений Э. Томсона, эволюции его отношений с компартией и его надежд на движение «Новые левые» (032).

Первоначально Э. Томпсон был активным членом компартии Великобритании. Порвав с ней, он вместе со своим другом и идейным соратником Дж. Севиллом (J. Saville) основали журнал «New Reasoner» (вместо «Reasoner», издаваемого историком, когда он был в рядах компартии). Постепенно, пишет М. Дэвис, Э. Томпсон стал центральной фигурой среди «Новых левых» - ярких политических активистов и интеллектуалов, коммунистов-диссидентов, группирующихся вокруг «New Reasoner». Вместе с ними была группа молодых социалистов, издававших журналы «Universities» и «Left Review». Они, пишет М. Дэвис, пытаясь противостоять застою в теории социализма, переосмысляли его теоретическое наследие, искали средний (третий) путь в послевоенном мире, между сталинским социализмом и лейбористской социал-демократией. Э. Томпсон считал возможным сделать «Новых левых» серьезной альтернативной политической силой, поэтому историк участвовал в Движении за ядерное разоружение, в избирательных кампаниях Социалистической лиги г. Файф (Шотландия) и др.

По мнению М. Дэвис, после выхода историка из компартии изменилось его отношение как к научной исследовательской исторической работе, так и к политической деятельности. У него появилась возможность более полно и свободно заниматься политической и интеллектуальной деятельностью и воплотить ее в проекте «Новые левые». Э. Томпсон писал политические и полемические статьи и эссе для журналов. Однако его работа политического мыслителя, теоретика социализма не была удачной. М. Дэвис приводит такую оценку, данную одним из исследователей творчества Э. Томпсона: «... удивительный контраст между блеском и богатством его воображения историка и бедностью и сухостью его размышлений политического мыслителя» (цит. по: 032, с. 440).

Историк писал «Создание английского рабочего класса», когда он разорвал отношения с компартией, но еще до разочарования

в движении «Новых левых». Те, кто его окружал, теоретические поиски и споры, всё это сказалось на ракурсе исследования и на характере интерпретаций, считает М. Дэвис. «Эта книга была написана для "Новых левых" (отчасти против некоторых тенденций внутри этого движения) как стратегическое вмешательство в масштабные политические споры конца 1950-х годов о классовом сознании рабочих, идентичности, деятельности и организации; как выражение и применение "социалистического гуманизма" к историческим субъектам» (032, с. 440-441).

«Социалистический гуманизм» - это не только элемент политических размышлений, но и то, что Э. Томпсон добавил к марксистскому историческому подходу. Впервые он использовал этот термин в эссе 1957 г. «Социалистический гуманизм» - это попытка очистить коммунистическую теорию от сталинского наследия и предложить альтернативный аутентичный коммунистический гуманизм в соединении с либертарианской традицией. Историк пытался создать некую сверхметафору, соединяя гуманистическое содержание марксизма с моралью английской романтической традиции, выраженной в творчестве У. Морриса. Особое внимание Э. Томпсон уделял воображению художника, нравственному воспитанию, которое изменяет окружающую среду, влияет на людей и меняет их нравственную сущность.

Основным элементом «социалистического гуманизма», пишет М. Дэвис, становится внимание к роли художественного и литературного производства. Говоря об этом, историк вспоминал о У. Моррисе и У. Блейке. Э. Томпсон так высказался о «социалистическом гуманизме»: «Я сомневаюсь, что есть возможность четко определить, что такое социалистический гуманизм, но надо стараться делать это снова и снова... Он определяет ценность и значимость форм восприятия и морального роста, которые не были достаточно успешно сформулированы в марксистской схеме» (цит. по: 032, с. 442-443).

М. Дэвис отмечает, что Э. Томпсон вначале проявил себя как писатель и поэт и только потом как историк. Эти черты его личности, мировосприятия, вероятно, повлияли на его теоретические размышления. Э. Томпсон посещал встречи писательской группы компартии не реже, а, может быть, чаще, чем исторической группы. Он общался с такими писателями, поэтами, литературными теоретиками, как Э. Рикворд, К. Вест, К. Коудвелл и др. Позже историк вспоминал, какое влияние на него оказали работы этих авторов. Деятельность писательской группы наглядно показывала возможность существования «творческого марксизма» в интеллектуальной культуре британских коммунистов.

М. Дэвис считает, что «Создание английского рабочего класса» - это не только историческая, но и политическая работа, в которой автор дискутирует как с консервативной школой экономической истории, так и с марксистской ортодоксией. Историк настаивал на том, что недостаточно объяснить борьбу классов только экономическими условиями, необходимо принять во внимание борьбу идей и ценностей. Важную роль играют моральные примеры, представленные интеллектуалами, искусством и воображением.

Э. Томпсон рассматривал возникновение «Новых левых» как шанс для создания принципиально нового социалистического политического образования, который может стать мостом между старым и молодым поколениями, между «старым» и «новым» рабочим классом, и между рабочими движениями и интеллектуалами. Богатое на исторические детали «Создание английского рабочего класса» должно было дать дополнительную аргументацию тому, что влияние социальных и экономических изменений на сознание не является предопределенным, что сложность и парадоксальность истории рабочего класса определяются множеством причин, как надеждами, так и отчаянием. Но, пишет М. Дэвис, к тому времени когда вышла книга, движение «Новых левых» распалось, а те, кто возглавил отпочковавшихся от них, имели совсем другие взгляды.

Тем не менее спустя 50 лет после ее написания очевидно, что книга опередила свое время, отмечает М. Дэвис. В исторических и политических работах Э. Томпсона проявились его острые политические и нравственные чувства, видны попытки наладить диалог между британской коммунистической и романтической литературной традицией. Книга «Создание английского рабочего класса» усилила сопротивление экономическому фатализму 1950-1960-х годов, утверждая приоритет силы воображения и желания над необходимостью. Вместе с тем, подчеркивает М. Дэвис, исторические и политические работы Э. Томпсона напоминают нам, что история изменчива. Ведь, как любил напоминать коллегам Э. Томпсон, «история с нами не кончается» (цит. по: 032, с. 452).

Ю.В. Дунаева

БРИТАНСКИЙ МАРКСИЗМ БРИТАНСКОЕ РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ Э.П. ТОМПСОН
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты