Спросить
Войти

Становление и развитие Российской оборонной спортивно-технической организации в 1991 - 1999 годы

Автор: указан в статье

УДК 94(470)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ОБОРОННОЙ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 1991 - 1999 ГОДЫ

© 2009 Ю.И. Рыжков

Военный университет Министерства обороны РФ, г. Москва

Поступила в редакцию 20.04.2008

Статья посвящена вопросам, связанным с преобразованием бывшего ДОСААФ СССР в Российскую оборонную спортивно-техническую организацию, ее становление в этот переходный период. Ключевые слова: ДОСААФ, РОСТО, патриотическое воспитание, оборона, реформирование, военно-учетная специальность, военная служба, кадры, спорт.

В рассматриваемые годы значительным потенциалом для решения задач по подготовке во-енно-обученных специалистов и резервов для Вооруженных Сил и других войск РФ по массовому военно-патриотическому воспитанию молодежи, развитию авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, подготовке кадров массовых технических профессий обладала Российская оборонная спортивно-техническая организация. Об этом же свидетельствуют указы Президента РФ1 и постановление Правительства РФ2, в которых определен комплекс мер государственной поддержки деятельности оборонной организации.

Процесс становления и развития самой оборонной организации шел на фоне выработки новой военной доктрины государства, реформирования ее Вооруженных Сил, разработки государственной программы патриотического воспитания и других аспектов. Все это, а также сложные процессы, происходившие внутри самой организации в период 1989-1999 гг., послужили основанием для выхода ряда документов высших органов государственной власти, отдельных министерств и ведомств, непосредственно касающихся РОСТО.

В 1991 г. общественно-политическая обстановка в стране складывалась на фоне провозглашения союзными республиками своей независимости. На основании Декларации о государственном суверенитете, принятой 12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов, в РСФСР создаются дополнительные республиканские органы и организации. Вопрос о создании оборонной организации Российской Федерации и ее центрального органа стал реальной необходимостью.

В этот период в региональных организациях ДОСААФ активно обсуждался вопрос о создании Российской оборонной организации, ее функциях, задачах, организационном строении и уставных по-

Рыжков Юрий Иванович, соискатель кафедры истории. E-mail: yir@novocs.ru

ложениях. Большое количество предложений касалось будущего наименования организации. Название ДОСААФ не в полной мере соответствовало месту и роли Общества в политической системе РСФСР Занимаясь военно-патриотическим воспитанием, подготовкой молодежи к защите Родины, подготовкой кадров массовых технических профессий, развивая технические и военно-прикладные виды спорта, содействуя мероприятиям гражданской обороны, Общество укрепляло оборону страны в целом. Поэтому большинство членов ДОСААФ, руководителей комитетов и организаций пришли к единому мнению в вопросе наименования - Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО)3.

25 сентября 1991 г. в Пензе состоялся организационный съезд. 170 делегатов съехались на конференцию, но по предложению Организационного комитета и ряда областных комитетов ДОСААФ, было принято решение о предоставлении конференции полномочий съезда по созданию Российской оборонной организации4.

Съезд утвердил Устав РОСТО. Впервые прямым голосованием избрал Совет ОСТО РСФСР в количестве 101 человека. Председателем Совета Российской оборонной спортивно-технической организации был избран генерал-майор А.И. Анохин.

Анализ документов, принятых съездом, показывает, что организационное строение оборонной организации и порядок членства в ней имели некоторые особенности по сравнению с ДОСААФ СССР. Так, в частности, формирование руководящих органов было решено проводить на демократических началах. Укрепление районных и городских Советов РОСТО происходило за счет объединения всех организаций, расположенных на территории района или города, а также включения на добровольных началах в их состав коллективов других общественных структур, занимающихся патриотической и спортивно-технической деятельностью.

Наряду с индивидуальным предусматривалось введение коллективного членства в оборонной организации. Право установления размера вступительных и членских взносов предоставлялось общим собраниям первичных организаций РОСТО.

К концу 1992 года более определенные очертания принимает структура аппарата Совета оборонной организации, в состав которого были включены 6 управлений (организационное, подготовки специалистов, авиационное, спорта, строительства и снабжения, финансовое) и 3 отдела (кадров, проведения лотереи и АХО). Всего в состав Совета РОСТО в переходный период вошло 88 человек, в том числе 36 офицеров5.

По официальным данным, к концу 1991 г. членами РОСТО являлись около 30 млн. человек. Организация насчитывала в своем составе 70 республиканских, краевых, областных и 2285 окружных, городских, районных комитетов (Советов) ОСТО. Стоимость основных фондов организаций РОСТО составляла 2 млрд. 135 млн. рублей (в ценах 1991года)6.

Немаловажное значение для становлении Оборонной организации имело Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2408-р от 24 декабря 1992 г., в котором говорилось о поддержке предложения Министерства обороны по подготовке на договорных условиях на базе РОСТО 160 тысяч юношей, подлежащих призыву на действительную военную службу в 1993г.7

Подготовка должна была осуществляться на основе разработанного Генеральным Штабом ВС РФ плана подготовки граждан по военно-учетным специальностям за счет средств, которые будут выделены в 1993 г. на эти цели Министерству обороны из бюджета РФ. Кроме того, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписывалось оказывать действенную помощь соответствующим советам РОСТО в организации и проведении этой работы.

31 мая 1993 г. вышел Указ Президента РФ №791 "Об имуществе бывшего ДОСААФ СССР, находящегося на территории Российской Федерации"8. Причиной появления данного указа явилось наличие ряда претензий со стороны Госкомимущества РФ по отношению к оборонной организации. Одной из главных причин было то, что на базе распавшегося ДОСААФ СССР образовался ряд общественных организаций, не имеющих к нему никакого отношения. В целях рационального использования оставшихся бюджетных фондов и экономии материальных средств предлагалось имеющиеся здания, сооружения, оборудование, материально-технические средства, созданные за счет госбюджета, доходов от лотерей и других источников, отнести к федеральной собственности Российской Федерации. При более внимательном изучении этого вопроса становит-

ся ясно, что речь идет об имуществе, которое было передано Министерством обороны для подготовки допризывной молодежи и находившееся на оперативном учете в РОСТО.

Госкомимуществу совместно с Министерством обороны РФ предлагалось рассмотреть вопрос о передаче (на договорной основе) учебно-материальной базы ДОСААФ СССР общественным организациям, в уставах которых имеется задача осуществления подготовки граждан по военно-учетным специальностям и военно-прикладным видам спорта.

В ответ на это Центральный совет РОСТО, республиканские, краевые и областные советы совместно со службами Министерства обороны и военными округами провели всестороннюю проверку техники и учебного имущества. С особой тщательностью было проверено использование финансовых средств, выделяемых на подготовку специалистов для ВС РФ и других силовых ведомств. Итоги проверки показали: техника и учебное имущество в сохранности и активно используются по своему прямому назначению9.

Такая согласованность и взаимопонимание в совместной деятельности структур Министерства обороны РФ и РОСТО позволили избежать дальнейшего растаскивания и ослабления оборонной организации.

Важное значение в процессе становления и развития Российской оборонной спортивно-технической организации имел Указ Президента РФ №1053 от 23 июля 1993 года "О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации"10. В нем говорилось, что 28 апреля 1993 г. в Минске было подписано межправительственное Соглашение о совместной деятельности оборонных спортивно-технических организаций (обществ) государств - участников Содружества Независимых Государств. Президент РФ в своем Указе обязал правительство Российской Федерации поддержать деятельность Российской оборонной спортивно-технической организации по патриотическому воспитанию граждан, развитию технических, прикладных и авиационных видов спорта, технического творчества молодежи, подготовке кадров массовых технических профессий и военно-обученных специалистов для Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ.

Правительству РФ поручалось принять меры по реализации Соглашения о совместной деятельности по содействию работе СОСТО НГ, осуществлению государственной поддержки деятельности РОСТО.

Во исполнение указа Президента правительство РФ в соответствии с принятым 11 октября 1993 г. постановлением №104211 поддержало предложения Министерства обороны о возложе-

нии на РОСТО задачи подготовки граждан к военной службе.

Министерству обороны РФ была поставлена задача отработать перечень военно-учетных специальностей и военно-прикладных видов спорта, освоение которых гражданами при подготовке к военной службе обеспечивается РОС-ТО, и осуществлять координацию ее деятельности при проведении такой подготовки.

Кроме этого, ставились задачи ряду министерств и ведомств. Так, Министерство финансов РФ должно было при планировании бюджета на 1993 и последующие годы предусматривать выделение средств для Министерства обороны России на подготовку граждан к военной службе, осуществляемой Российской оборонной спортивно-технической организацией на договорных условиях. Госкомитет РФ по управлению государственным имуществом передавал РОСТО имущество бывшего ДОСААФ СССР, ранее отнесенное к федеральной собственности.

Министерству печати и информации вменялось в обязанность оказание действенной поддержки оборонной организации в вопросах популяризации ее деятельности по подготовке молодежи к военной службе, развитию технических, прикладных и авиационных видов спорта.

Такой комплексный подход к решению основной задачи РОСТО - подготовке военно-обу-ченных специалистов для Вооруженных Сил и других войск РФ мог бы носить достаточно эффективный характер при условии выполнения Указа Президента РФ №1053 и постановления Правительства РФ №1042 в полном объеме. На практике, к сожалению, этого не произошло.

Несмотря на ряд правительственных решений, оказавших позитивное влияние на процесс становления Оборонной организации, попытки разделить ее на ряд самостоятельных структур не прекращались со стороны Национальной авиационной ассоциации России (НААР), Госкомимущества РФ.

9 февраля 1994 г. состоялся VI пленум ЦС РОСТО, на котором были обсуждены данные проблемы. Пленум принял постановление о дальнейшей подготовке военно-обученных специалистов как для МО РФ, так и для ряда других министерств и ведомств12.

На пленуме наряду с успехами обсуждались и недостатки в работе РОСТО за прошедшие 2,5 года с момента учреждения. Критическая и здоровая оценка деятельности оборонной организации данная делегатами позволила в дальнейшем более успешно вести работу по развитию организации в намеченном направлении.

Так пленум определил, что необходима дальнейшая корректировка и дополнение законодательной и нормативной базы по вопросам под-

готовки граждан к военной службе. Назрела объективная необходимость для выработки и принятия Федерального закона о Российской оборонной спортивно-технической организации.

Немедленного решения требовал вопрос количественного увеличения офицерского состава РОСТО. Неполным соста-вом офицерских кадров качественно выполнять постав-ленные задачи было достаточно трудно. Около 70% должностей начальников образова-тельных учреждений были замещены гражданскими лицами. При этом далеко не все среди них являлись офицерами запаса13.

Очень остро стоял вопрос организации более полного и своевременного финансирования, материально-технического обеспечения. К сожалению, нерешенность этого вопроса останется и в последующие годы.

Определенный застой ощущался в работе по военно-патриотическому воспитанию среди населения страны14. Нужна была комплексная программа на федеральном уровне, которая бы объединила усилия государственных органов и общественных организаций при решении данной проблемы.

9 сентября 1994 г. вышел Указ Президента Российской Федерации №184515. Указ оказал значительное влияние на разрешение имущественных споров между организациями РОСТО и органами Госкомимущества. В нем было определено: Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом и его территориальным органам на местах совместно с Министерством обороны РФ закрепить в установленном порядке за Российской оборонной спортивно-технической организацией имущество, созданное за счет средств государства и переданное бывшему ДОСААФ СССР для выполнения задач по подготовке граждан по военно-учетным специальностям и военно-прикладным видам спорта.

Данное решение оказало большое влияние на дальнейшее становление РОСТО, повышение ее роли в государственной системе подготовки кадров для Вооруженных Сил, специалистов массовых технических профессий, развитию технических и военно-прикладных видов спорта.

На этом этапе более динамично шел процесс роста авторитета организации на местах. Происходило возрождение районных советов, спортивно-технических клубов при крупных предприятиях. Стало ясно, что, кроме организаций РОС-ТО, куда молодежь шла по желанию, других организаций почти не осталось.

К началу 1995 г. в 46 субъектах Российской Федерации были приняты документы, в которых выражалась поддержка деятельности Оборонной организации. Во многих из них предусмат-

ривалось оказание материальной и финансовой помощи, а также освобождение от целого ряда муниципальных налогов16.

Значительным событием в жизни Российской оборонной спортивно-технической организации был II съезд, который состоялся в Москве 22 сентября 1995 г. Примечателен тот факт, что в его работе приняли участие представители Администрации Президента, Правительства РФ, Министерства обороны, Московской Патриархии, Международного Олимпийского комитета, оборонных обществ и организаций СНГ и ряда других организаций.

Такое внимание ко II съезду было вызвано тем, что к этому времени РОСТО окрепла и проявила себя в полой мере как единственная общественная организация, занимающаяся выполнением государственного заказа. Съезд явился определенной вехой в подведении итогов проделанной работы в интересах Российского государства и его Вооруженных Сил. В связи с принятием Федерального закона "Об общественных объединениях"17 съезд уточнил свои уставные задачи и цели.

На съезде подчеркивалось, что, несмотря на трудности, центру, республиканским, краевым и областным советам РОСТО, коллективам школ, аэроклубов, спортивно-технических клубов удалось сохранить Оборонную организацию России, ее материально-техническую базу, качественно выполнять свои уставные задачи. Доказательство этому - реальные показатели.

Так, за четыре года, прошедших после I съезда, в системе РОСТО было подготовлено более 550 тысяч специалистов для армии, флота и других войск. Спортивная и профессионально-техническая деятельность РОСТО охватила более 2,5 миллиона граждан России. Причем около 1 миллиона из них приходилось на подростковое население страны18.

Активно действовало около 3 тысяч спортивно-технических, авиационных и дельтапланерных клубов. В них ежегодно готовилось более 400 тысяч спортсменов-разрядников. На этой базе культивировалось 25 технических видов спорта и ежегодно проводилось до 3000 соревнований по ним. Учебные организации и спортивно-технические клубы РОСТО осуществляли подготовку кадров массовых технических профессий для народного хозяйства (в порядке платных услуг) по 57 техническим специальностям. Ежегодный объем заказов республик, краев и областей на подготовку специалистов составлял в среднем 700 тысяч человек, из которых 80% - водители транспортных средств всех категорий19.

Являясь членом Союза оборонных спортивно-технических организаций (обществ) независимых государств, РОСТО заключила ряд дву-

сторонних соглашений с оборонными организациями (обществами) Армении, Азербайджана, Беларусии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Украины. Кроме этого, поддерживались связи с 80 спортивными организациями мира, что позволило значительно поднять уровень международного сотрудничества Оборонного общества в области спорта20.

Много внимания было уделено обсуждению уставных задач в связи с проводимой в этот период государственной перерегистрацией РОС-ТО в Минюсте РФ в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"21и другими законодательными актами РФ уточнены положения устава по управлению собственностью, принадлежащей РОСТО, формы организации предпринимательской деятельности.

Таким образом, Российская оборонная спортивно-техническая организация еще раз подтвердила, что вся ее деятельность строится строго в соответствии с законодательством РФ.

Ситуация, сложившаяся к началу 1997 г. в СНГ, требовала более активного решения проблем взаимного сотрудничества оборонных спортивно-технических организаций (обществ) независимых государств на основе двусторонних соглашений. 31 января 1997 г. в Москве состоялся очередной II съезд Союза ОСТО НГ. В его работе приняли участие 22 делегата из оборонных организаций 8 государств - участников Содружества (Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Украина).

По итогам выступлений председателей оборонных организаций был принят ряд решений. Среди первоочередных мер было определено целенаправленное продолжение работы по дальнейшему усилению взаимных связей оборонных организаций в рамках Союза общественных объединений. Приоритетными направлениями для каждой оборонной организации (общества) было содействие обороне своих государств, улучшения подготовки специалистов для Вооруженных Сил, промышленности и сельского хозяйства, развития и пропаганды авиационных, технических и прикладных видов спорта. В основе сотрудничества оборонных организаций (обществ) лежало межправительственное Соглашение о совместной деятельности по содействию работе оборонных спортивно-технических организаций (обществ) государств - участников СНГ от 28 апреля 1993 г.22, законодательством и правительственными решениями независимых государств, Уставом Союза ОСТО НГ, двусторонними соглашениями о сотрудничестве и совместной деятельности.

Подтверждены ранее принятые решения о

передаче имеющегося на территориях бывших союзных республик СССР имущества, принадлежащего ЦС Союза ОСТО НГ по правопреемству от ЦК ДОСААФ СССР, в собственность Центральных советов (комитетов) оборонных спортивно-технических организаций (обществ) как правопреемников республиканских организаций ДОСААФ на территориях бывших союзных республик СССР

В1998-1999 гг. был принят в трех чтениях Государственной Думой и одобрен Советом Федерации проект Федерального Закона "О Российской оборонной спортивно-технической организации". Однако, не-смотря на все доводы, высказанные в ходе прений в пользу принятия этого закона, он не вступил в законную силу в связи с рядом концептуальных замечаний и предложений со стороны Президента Российской Федерации. В ча-стности, было обращено внимание на то обстоятельство, что принятие закона фактически создавало правовой прецедент, поскольку не существовало подобного закона о какой-либо другой общественной организации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1 См.: Указ Президента РФ от 31.05.1993 г. №791 "Об имуществе бывшего ДОСААФ СССР, находящегося на территории Российской Федерации". Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №23. Ст. 2104; Указ Президента РФ от 23.07.1993 г. №1053 "О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации". Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №31. Ст.2863; Указ Президента РФ от 09.09.1994 г. №1845 "О Российской оборонной спортивно-технической организации". Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. №20. Ст.2254; Указ Президента РФ от 16.05.1996 г. №727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи". Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1996. №21. Ст.2470.
2 См.: Совет Министров - Правительство Российской

Федерации. Постановление от 11.10.1993 г. №1042 "О мерах государственной поддержки деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации". Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №42. Ст.4041.

3 См.: Анохин А.И. В труде и боях закаленное: (Очерк истории оборонного общества). М.: "Магистр Лтд.", 1998. С. 162-165.
4 ЦА ЦС РОСТО, ф.9552, оп.1, д.05/40, 1991 г., л.5.
5 ЦА ЦС РОСТО, ф.9552, оп.1, д.05/44, 1991 г., л.51.
6 ЦА ЦС РОСТО, ф.9552, оп.1, д.05/44, 1991 г., л.6-7.
7 См.: Распоряжение Правительства РФ от 24.12.1992 г. №2408-р. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992 г. №26. Ст.2423.
8 См.: Указ Президента РФ от 31.05.1993 г. №791 "Об имуществе бывшего ДОСААФ СССР, находящегося на территории Российской Федерации".Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993 г. №23. Ст.2104.
9 ЦА ЦС РОСТО, ф.9552, оп.1. д.1-А/25-3, 1993 г., л. 32-33.
10 См.: Указ Президента РФ от 23.07.1993 г. №1053 "О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации". Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993 г. №31. Ст.2863.
11 См.: Совет Министров - Правительство Российской Федерации. Постановление от 11.10.1993 г. №1042 "О мерах государственной поддержки деятельности Российской оборонной спортивно-технической организа-ции".Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993 г. №42. Ст.4041.
12 ЦА ЦС РОСТО, ф.9552, оп.1, д.1-А/25-2, 1994 г., л.2-67.
13 Текущий архив ЦС РОСТО, д.5/1, 2000 г., л.11.
14 ЦА ЦС РОСТО, ф.9552, оп.1, д.1-А/25-2, 1994 г., л.56.
15 См.: Указ Президента РФ от 09.09.1994 г. №1845 "О Российской оборонной спортивно-технической организации". Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994 г. №20. Ст.2254.
16 ЦА ЦС РОСТО, ф.9552, оп.1, д.1-А/25-4, т.2,1995 г., л.18.
17 См.: Федеральный закон РФ от 19.05.1995 г. №82-ФЗ "Об общественных объединениях". Собрание законодательства РФ. 1995 г. №21. Ст.1930.
18 ЦА ЦС РОСТО, ф.9552, оп.1, д. 1-А/25-1, 1995 г., л.38.
19 ЦА ЦС РОСТО, ф.9552, оп.1, д.1-А/25-1, 1995 г., л.38-53.
20 ЦА ЦС РОСТО, ф.9552, д.7/1, 1996 г., л.27.
21 См.: Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. №52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Собрание законодательства РФ. 1994 г. №32. Ст.3302.
22 ЦА ЦС РОСТО, ф.9552, оп.1, д.1-А/25-4, 1993 г., л.168-170.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN DEFENSE SPORTS-TECHNICAL ORGANIZATION IN 1991 - 1999

© 2009 Yu.I. Ryzhkov

Military University, Defense Ministry of the Russian Federation, Moscow

The article is devoted to the problems of the former USSR DOSAAF (Voluntary Society of Assistance to the Army, Air Force and Navy) transformation into the Russian Defense Sports-Technical Organization (ROSTO), its formation in that transition period.

Yury Ryzhkov, Graduate Student, History Department. E-mail: yir@novocs.ru

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты