УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
УДК 342
Нормативно-правовая база деятельности сотрудников милиции Урала в годы Великой Отечественной войны
Чашников Всеволод Александрович, начальник адъюнктуры
Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
mail: seval23@el.ru
Статья посвящена анализу нормативно-правовой базы деятельности милиции Урала в годы Великой Отечественной войны. Автор статьи считает, что при решении задач по укреплению тыла и обороноспособности государства сотрудники органов милиции Урала руководствовались правовыми актами высших органов государственной власти, а также ведомственными нормативными актами НКВД СССР и ГУМ СССР, указаниями местных партийных организаций.
Normative-legal base of activity of employees police in the Urals during the Great Patriotic war
Chashnikov Vsevolod Aleksandrovich, Head of Postgraduate Department of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Candidate of Law
The article analyzes the normative-legal base of activity of militia in the Urals during the Great Patriotic war. The author believes that the task of strengthening the rear and the defense of the state employees of the police of the Urals was guided by legal acts of the Supreme bodies of state power, as well as departmental normative acts of the NKVD USSR and the GUM USSR, guidance of local party organizations.
Служебная деятельность сотрудников милиции Урала по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и другим направлениям деятельности в годы Великой Отечественной войны регулировалась рядом основополагающих нормативно-правовых актов. Среди них необходимо выделить Конституцию СССР 1936 г., Положение о рабоче-крестьянской милиции СССР, изданное 25 мая 1931 г., постановление Президиума ЦИК СССР об образовании Народного комиссариата внутренних дел СССР1 от 10 июля 1934 г., Положение о прохождении службы начальствующим составом рабоче-крестьянской милиции. Помимо этого, в довоенный период были приняты такие правовые акты,
как Дисциплинарный устав рабоче-крестьянской милиции, положения о железнодорожной и водной милиции, постановление ЦИК и СНК СССР «О правовом и материальном положении работников рабоче-крестьянской милиции», Положение о Государственной автомобильной инспекции, Положение о политотделе и другие2.
С началом Великой Отечественной войны советское правительство приняло решительные меры по мобилизации всех ресурсов страны на отражение агрессии,
№ 1 • 2017
коренной перестройке работы партии и государства на военный лад. Великая Отечественная война потребовала изменения нормативно-правовой базы, характера и содержания деятельности всех органов власти, в том числе и милиции.
В феврале 1941 г. образуется Народный комиссариат государственной безопасности1. С началом боевых действий НКГБ СССР и НКВД СССР преобразуются в единый наркомат. Подобное реформирование оказалось очень эффективным. Оно позволило в труднейший начальный период войны сосредоточить все усилия по борьбе с вражеской агентурой и преступностью в одном органе, укрепить охрану общественного порядка.
Органы внутренних дел во время Великой Отечественной войны подверглись незначительной перестройке, и правовое регулирование их оперативно-служебной деятельностью осуществлялось главным образом через НКВД СССР и местную советскую власть в лице исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. В процессе реорганизации органов милиции в военный период появился ряд новых отделов и служб, сформировались внештатные подразделения. Ведомственные акты НКВД СССР и УНКВД по городам и областям, регламентировавшие перестройку органов милиции, свидетельствуют о том, что последние в результате больших усилий сумели в кратчайший срок подчинить свою деятельность решению задач военного периода.
Новые чрезвычайно сложные и ответственные задачи, поставленные перед милицией в годы войны, требовали от ее сотрудников высочайшей организованности, исполнительности и дисциплинированности. В связи с этим одним из необходимых условий успешного решения задач, стоявших перед органами милиции в военный период, являлось героико-патри-отическое воспитание, укрепление политико-морального состояния и дисциплины личного состава.
Директивами НКВД на милицию возлагались и новые задачи, обусловленные военной обстановкой. Так, Директива НКВД СССР от 7 июля 1941 г. потребовала от личного состава милиции всегда быть готовыми к самостоятельному или совместно с подразделениями Красной армии выполнению боевых задач по ликвидации диверсионных групп, парашютных десантов и регулярных частей противника, особенно в зоне военных действий2, где боевая деятельность органов милиции должна быть тесно связана с тактикой армейских соединений3. В Директиве НКВД СССР от 18 июля 1941 г. № 169 перед особыми отделами ставилась такая задача, как решительная борьба с дезертирством, шпионажем и предательством в частях Красной армии, особенно в прифронтовой полосе4.
В соответствии с директивами НКВД СССР разрабатывались отдельные нормативные акты, касающиеся
деятельности сотрудников милиции Урала, которые во многом дублировали положения первых. Так, первые приказы УНКВД по Свердловской области в условиях военного времени, датированные двадцатыми числами июня 1941 г., были связаны с новой регламентацией работы: распорядок рабочего дня сотрудников милиции был установлен с 10 часов до 17 часов и с 19 часов до 1 часа ночи, по субботам - с 10 до 19 часов.
На сотрудников милиции были возложены первоочередные и неотложные задачи:
Личный состав нацеливался на повышение активности при выполнении служебного долга, в том числе на усиление борьбы со всеми дезорганизаторами тыла, как уголовно-преступными, так и вражескими элементами, широкое использование действенных оперативных методов работы, улучшение качества оперативно-служебной деятельности, эффективное овладение техникой милицейского дела и военными знаниями с тем, чтобы обеспечить должную охрану социалистической собственности, имущества и безопасности граждан и быть готовыми в любую минуту с оружием в руках вступить в бой с врагами Родины6.
В городских и районных отделах милиции Свердловской области создавались истребительные батальоны. В них входили не только работники милиции, но и члены бригад содействия милиции. Несколько позже из личного состава истребительных батальонов сформировались стрелковые подразделения.
В период с 1943 по 1945 г. крупных изменений в системе и организационной структуре милиции не произошло. Высшим органом являлось Главное управление милиции НКВД СССР, в состав которого входили отделы: уголовного розыска, наружной службы, железнодорожной и водной милиции,ведомственной милиции, научно-технический, паспортный, Государствен5 См.: Вепрев О. В., Лютов В. В. Государственная безопасность: три века на Южном Урале. Челябинск, 2002. С. 337-338.
ной автомобильной инспекции, борьбы с хищениями социалистической собственности, политотдел, секретариат.
В НКВД союзных, автономных республик имелись управления милиции. Начальники этих управлений одновременно являлись заместителями наркомов внутренних дел по милиции. Управления милиции были в составе УНКВД краев и областей, в том числе и Урала (УНКВД по Свердловской области, УНКВД по Челябинской области и др.).
На местах в состав УНКВД областей и краев входило управление милиции, начальник управления милиции являлся заместителем начальника УНКВД. Сохранилась без изменений и структура УНКВД. Как и прежде, управления состояли из следующих отделов: политического, уголовного розыска, борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, оперативного, службы и боевой подготовки, паспортно-регистрационного, Государственной автомобильной инспекции, секретариата. При городских и районных отделах (отделениях) милиции имелись подобные отделы (отделения) милиции. Железнодорожная милиция включала дорожные, линейные отделы, линейные отделения и линейные пункты.
В Свердловской области в годы войны в органах внутренних дел произошла следующая реорганизация: было создано областное управление НКВД, 10 городских и 7 районных отделов НКВД, 11 городских и 24 районных отделения НКВД. В мае 1943 г. в городе Свердловске создается Городской отдел милиции, который затем был преобразован в Городское управление, которое возглавил полковник милиции А. В. Николаев1. В структуре УНКВД по Свердловской области была введена новая должность - «заместитель начальника УНКВД - он же начальник Управления милиции (УМ)», ему подчинялись начальник уголовного розыска и начальник ОБХСС. В 1944 г. Управление милиции было переименовано в Областное управление милиции (ОУМ)2.
В городе Свердловске был образован Городской отдел милиции3, в состав которого вошли: секретариат, политотдел, отдел уголовного розыска, оперотдел, борьбы с хищениями социалистической собственности, паспортное и адресное бюро, отдел служебной и боевой подготовки. Кроме этого, в Свердловске в то время было создано 12 районных отделений, а также отдельные конвойный и кавалерийский взводы при Главном управлении милиции.
В целом же реорганизация подразделений уральской милиции в военный период была обусловлена необходимостью повышения ее боеспособности.
При решении всех поставленных задач органы милиции Урала руководствовались правовыми актами высших органов государственной власти, а также ведомственными нормативными актами. Работа сотрудников милиции Урала в условиях военного времени проходила под руководством местных партийных организаций, контролировавших и оценивавших ее деятельность. Вопросы, касающиеся данной деятельности, регулярно рассматривались на заседаниях областного, городских и районных бюро ВКП(б). При этом главное внимание уделялось кадровым вопросам, соблюдению социалистической законности, охране общественного порядка и борьбе с преступностью, вопросам борьбы с дезертирством, детской беспризорностью и безнадзорностью, повышению идейно-политического уровня сотрудников милиции.
Список литературы