Спросить
Войти

Проблема подготовки профессиональных кадров в Оренбургской губернии на рубеже XIX-XX веков

Автор: указан в статье

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №2(3), 2014

УДК 378

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ

© 2014 А.А.Земский

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

Статья поступила в редакцию 23.04.2014

В предлагаемой статье рассматривается проблема подготовки профессиональных кадров Оренбургской губернии в постреформенной России. Обработаны неопубликованные материалы Российского государственного исторического архива и Государственного архива Оренбургской области и на их основе предложена концепция профориентационной деятельности на региональном уровне.

Исходным пунктом профессионализма является интерес общества, которому нужны работники разных профессий и которое со своей стороны может предъявлять требования к образованию. С этой точки зрения цель образования - вооружить человека сведениями и умениями, имеющими спрос в обществе.

Профессиональный политический деятель П.А.Столыпин в первом выступлении во второй Государственной Думе в качестве Председателя Совета министров (6 марта 1907 г.) отмечал, что «для поднятия экономического благосостояния населения, правительство ясно отдает себе отчет, что усилия эти будут бесплодны, пока просвещение народных масс не будет поставлено на должную высоту...»1.

В начале ХХ века ближайшими задачами Министерства народного просвещения дореволюционной России были: 1) общедоступность образования, а в дальнейшем обязательное начальное образование в России; 2) разнообразие типов образовательных учреждений с широким развитием профессиональных знаний.

Министерство народного просвещения дореволюционной России стремилось вводить в курс низших учебных заведений обучение ремеслам и различным видам сельскохозяйственного труда. Так согласно «Временным правилам для устройства и ведения садов и огородов при начальных училищах» (май 1898 г.) учителям предлагалось обучать желающих учеников, а также выпускников училищ садоводству и огородничеству.

Земский Андрей Алексеевич, специалист по учебно-методической работе, отдела профессиональной ориентации и взаимодействия с работодателями. E-mail: Zemskijaa. 85@mail. ru

1 Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия // Полное собрание речей в Государственной Думе и государственном Совете. 1906 - 1911 г. - М.: 1991. - С. 60 - 61.

Важность открытия профессиональных классов отмечена в письме попечителя Оренбургского учебного округа директору Оренбургского учительского института. Он писал, что «в последнее время как в Западной Европе, так и в России особенное внимание уделяется обучению детей ручному труду» и необходимо введение этого предмета в учительском институ-те.»2. На это письмо директор учительского института отвечал, что «ручной труд является полезным учебным предметом, однако преподавать его должны лица более или менее образованные, а не простые ремесленники, а педагогическими кадрами Оренбургский учительский институт не располагает»3.

Для решения этого вопроса следует обращение попечителя Оренбургского учебного округа к директору Санкт-Петербургского учительского института с просьбой об оказании помощи в подготовке педагогических кадров для Оренбургского учительского института. Результатом переписки является направление в адрес попечителя Оренбургского учебного округа рекомендательного письма от исполняющего обязанности директора Санкт-Петербургского учительского института для устройства на работу выпускника г. Астановича, а также программы «о постановке занятий по ручному труду»4.

Имея педагогические кадры для преподавания ручного труда, попечитель обращается с просьбой в Министерство народного просвещения. Ответ был положительным, и Оренбургскому учительскому институту было дано разрешение на открытие профессионального класса за счет средств Министерства народного просвещения (1000 руб.), из специальных средств учебного заведения (500 руб.), за счет средств Городской Думы (300 руб.). Учащимися Орен2 ГАОО. Ф. 81. оп. 1. д. 141. л. 1.

3 ГАОО. Ф. 81. оп. 1. д. 141. л. 5.
4 ГАОО. Ф. 81. оп. 1. д. 141. л. 12.

бургского ремесленного училища было изготовлено для профессионального класса 5 столярных верстаков и 2 токарных станка на сумму 220 рублей5.

В другом образовательном учреждении, а именно в Оренбургской киргизской учительской школе, изначально преподавали «столярный труд», а с 1894 г. обучали учащихся сто-лярно-токарным работам по дереву по системе Соломона6. Для занятий садоводством с практическими приемами разведения садовых и огородных растений администрация школы обращалась с ходатайством к местной администрации «об уступке части пустующего места на берегу Урала»7. На что был получен положительный ответ. Кроме перечисленных предметов, в учебный план было включено изучение пчеловодства, начального курса медицины (Отчет киргизской учительской школы за 1894 г.)8.

Необходимо отметить, что деятельность попечителей учебных округов была под пристальным вниманием Министерства народного просвещения. Так министр народного просвещения обращается к попечителям учебных округов с такой речью: «...Сознавая всю невозможность единолично и из одного центрального пункта руководить подробностями учебной жизни на огромном пространстве нашего отечества и при разнородных потребностях его населения, я обязан искать в попечителях учебных округов надежной опоры как для охранения и выполнения законом установленных правил и постановлений, так и для того, чтобы министерство народного просвещения могло постоянно следить за разноместными нуждами и разумными желаниями»9.

На основании ходатайства губернатора края и попечителя Оренбургского учебного округа министром народного просвещения России было дано разрешение на открытие в городах воскресных школ «.для распространения грамотности в ремесленном и рабочем классе»10.

Выбор профессии для девушек можно отметить через работу педагогических классов при гимназиях или прогимназиях, выпускницы которых становились содержательницами частных школ, надзирательницами, учительницами в городских или сельских школах.

Подготовка профессиональных кадров проводилась администрацией Оренбургской губер5 ГАОО. Ф. 81. оп. 1. д. 141. л. 10.

6 ГАОО. Ф. 81. оп. 1. д. 141. л. 47.
7 ГАОО. Ф. 81. оп. 1. д. 141. л. 49.
8 РГИА. Ф. 733. оп. 203. д. 1329 - микрофильм.
9 Циркуляр по ОУО. Оренбург. - 1875. - № 11, 12. -С. 13.
10 Начальственные распоряжения по Казанскому

Учебному округу. Том XXIV, 1861 - С. 1.

нии не только через образовательные учреждения губернии, но и через подготовку специалистов за ее пределами. Ученики губернии направлялись на учебу в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Саратов, Ижевск и другие города.

Подготовка мастеровых разных специальностей находилась под опекой военного губернатора края, командующего Башкирским и Мещеряцким войском, Войскового правления Оренбургского казачьего войска. Архивные документы позволяют представить, какая это была трудоемкая работа.

Войсковое правление Оренбургского казачьего войска много внимания уделяло подготовке специалистов различного профиля. Так в Казанский университет для обучения медицине было отправлено 19 казачьих мальчиков.

В 1837 году командующий Оренбургским казачьим войском запрашивает разрешение у Оренбургского военного губернатора «о дозволении» направить четырех казачьих мальчиков в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию наук к академику Бранту для обучения «собирать и сохранять предметы естественной истории, в особенности из царства живот-ных»11. За время обучения они смогли пополнить коллекцию Оренбургского музея «изготовленными своими руками чучелами птиц различных пород, обитающих в Оренбургском крае». По окончании обучения в Санкт-Петербурге учащиеся были направлены в Оренбургский музей на работу. Однако на работу приняли только одного, остальные были командированы в казачье войско «впредь до востребования». Через некоторое время из Академии пришел запрос о трудоустройстве учащихся. Ответ Войсковым правлением был дан незамедлительно: «мальчики, обучавшиеся в Зоологической Академии наук анатомическому препарированию и чучельному искусству, по возвращению в Оренбург находились на службе при Музее естественных произведений Оренбургского края и были заняты собиранием для музея различных пород птиц»12. Запрос из академии был не случаен, так как один из учеников - Скорняков, «показал весьма прилежные знания» и академия не желала терять такого ученика. По прошествии небольшого времени Скорняков по согласованию Академии с Оренбургским военным губернатором выехал на службу в Санкт-Петербург.

Командующим Башкирским и Мещеряцким войском с разрешения военного губернатора Оренбургского края в 1836 году были отправлены в Москву башкирские мальчики для обу11 ГАОО. Ф. 6. оп. 10. д. 4623. л. 93.

12 ГАОО. Ф. 6. оп. 10. д. 4623. л. 96.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №№2(3), 2014

чения портновскому и слесарному делу к московским мещанам. За обучение московским купцам выплачивались определенные суммы. Срок обучения составлял 5 лет. Наблюдение за успехами мальчиков и отчет перед командующим Башкирским и Мещеряцким войском были возложены на обер-офицера майора Александ-рова13.

В 1861 г. на имя Оренбургского военного губернатора поступило ходатайство от командующего Башкирско-Мещеряцким войском о преобразовании Башкиркондукторской школы в строительное училище, выпускники которого работали бы затем архитекторами или помощниками архитектора, каменщиками, печниками, штукатурами. В ответ на ходатайство губернатор писал: «. хотя нельзя отвергать пользу от такого открытия учебного заведения, но не окупит расходов такое преобразование, . добровольное поступление в нее учащихся башкир весьма сомнительно, взяв во внимание малую развитость народа, природную лень, . добрая воля будет только на бумаге, а не на деле». Губернатор предложил устройство военно-рабочей роты имперского ведомства. В ответном письме командующего Башкирско-Мещеряцким войском отмечалось, что земледелием башкиры заниматься не будут, а мастеровыми по строительной части будут. В результате Оренбургский военный губернатор одобрил преобразование Башкиркондукторской школы в строительное училище14.

Деятельность командующего Башкирско-Мещеряцким войском просматривается и из других документов Государственного архива Оренбургской области. Огромное разнообразие профессий включено в список для отправки башкирских мальчиков в Москву, Санкт-Петербург, Ижевск. В Санкт-Петербургскую команду мастеровых были направлены ученики для обучения «бронзовому ремеслу и колесному мастерству». Московские мещане и купцы должны были подготовить мальчиков по профессиям: оружейник, кожевник, слесарь, ки-вирщик, пуговочник, сапожник, лакировщик, кузнец, столяр, маляр, паяльщик, колесник. Три мальчика должны были обучаться в Московской школе пчеловодства. Девять человек было направлено на Ижевский оружейный завод. Но необходимо отметить, что не всегда обучение специальности давало положительный результат. Так в Санкт-Петербурге и в Казани из-за болезни умерли два воспитанника. Один ученик, намеревавшийся обучиться башмачному делу, был отправлен из Москвы в Оренбург как не способный к обучению данной профес13 ГАОО. Ф. 6. оп. 5. д. 1128218.

14 ГАОО. Ф. 6. оп. 13. д. 21723.

сии, о чем незамедлительно было доложено Оренбургскому военному губернатору15.

Профориентационная работа просматривается и из письма Министерства государственных имуществ о приеме воспитанников на Юго-Восточную ферму, направленного в адрес Оренбургского военного губернатора, где говорится, что «будет произведен в сентябре 1841 г. первый прием воспитанников в Юго-Восточную ферму (Саратовская губерния, близ г. Саратова), предназначенную для подготовки земледельцев-поселян и показания примера улучшения сельского хозяйства в губерниях, Саратовской, Астраханской, Оренбургской.»16.

В 30-х годах XIX века в Оренбургском крае, богатом полезными ископаемыми, развивается промышленность. Возникает необходимость в разного рода мастеровых. Так Оренбургский военный губернатор в 1838 г., обращаясь в Министерскую Екатеринбургскую гранильную фабрику, пишет следующее: «по разным обстоятельствам я не имею в Оренбурге гранильщика, который мог бы передать полезные мастерства нескольким ученикам и тем самым способствовать распространению искусства, так как достаточно полезных ископаемых Оренбургском крае17.

Еще ранее, а именно в октябре 1821 г., на Илецком соляном промысле была открыта горная школа для подготовки мастеровых. На первых порах в число мастеровых переводились люди их числа ссыльных рабочих18.

Развитие Оренбургского края, и в первую очередь его промышленности, требовало хорошо подготовленных специалистов. Реальные училища, рассчитанные на удовлетворение образовательных потребностей средних городских слоев и направленные на приобретение юношами технических познаний, не покрывали дефицита профессиональных кадров. Вопросы об открытии новых образовательных учреждений, выпускники которых могли бы пополнить ряды профессиональных рабочих, неоднократно слушались на заседаниях городских дум.

На заседании Орской городской думы (22 ноября 1913 г. № 226) было заслушано выступление инспектора народных училищ Орского уезда об открытии начальных училищ для детей школьного возраста и Орской учительской семинарии, так необходимой городу. По данным инспекции, в Орске и в уезде имеется 62 начальных училища ведомства Министерства народного просвещения с 90 учителями и 64 церковноприходские школы ведомства Священ15 ГАОО. Ф. 6. оп. 11. д. 473. 98 л.

16 ГАОО. Ф. 6. оп. 6. д. 12032. 10 л.
17 ГАОО. Ф. 6. оп. 5. д. 11336. л. 3.
18 ГАОО. Ф. 6. оп. 4. д. 7870. 5 л.

ного Синода. Между тем, по статистическим данным, население в уезде составляет 300 тыс., а в Орске - 25 тысяч19. Кроме того, с проведением железной дороги Оренбург - Орск, а также в связи с ростом самого города возникает потребность и в школах. Отсутствие в Орске и в уезде каких-либо профессиональных училищ (ремесленных, сельскохозяйственных и т.п.) «лишает уезд правильного насаждения и развития культурности среди населения». Поэтому в городе, как и уезде, отмечает инспектор, слабо развита кустарная промышленность, огородничество, садоводство и т.д.

Большая роль в проведении профориентаци-онной работы отведена министерством народного просвещения попечителю Оренбургского

учебного округа и губернатору Оренбургского края. Так в циркуляре по Оренбургскому учебному округу значится, что для подготовки детей сельских сословий к поступлению в учительские семинарии министерством народного просвещения разрешается открывать при всех семинариях «особые приготовительные классы». При этом «беднейшим» ученикам, показавшим отличные результаты, рекомендовалось назначать стипендию. На территории Оренбургской губернии такие приготовительные классы были открыты при учительских семинариях.

19 РГИА. Ф. 733. оп. 227. д. 37. л. 141; Духовная нива Оренбуржья. Оренбург, 2010. С. 147 - 148.

PROBLEM OF TRAINING PROFESSIONAL PERSONNEL IN THE ORENBURG PROVINCE AT THE TURN OF XIX - XX CENTURIES

© 2014 A.A.Zemskij°

Orskiy Humanitarian-technological Institute (branch) of OGU

The article is devoted to the problem of professional personnel training in the Orenburg province in postreform Russia. The author analyses the unpublished materials of Russian state historical archive and Public Archive of Orenburg region and on this basis suggests the concept of the career guidance activity at the regional level. Key words: career guidance activity, the ministry of public education, professional classes, the initial schools.

° Andrey Alekseyevich Zemskij, Specialist in the educational and methodological work, Department of professional orientation and interaction with the employers. E-mail: Zemskijaa. 85@mail. ru

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА career guidance activity the ministry of public education professional classes the initial schools
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты