Спросить
Войти

2009. 01. 007. Шоу Д. Томас Уэнтворт и монархический ритуал в Ирландии раннего нового времени. Shaw D. Thomas Wentworth and monarchical ritual in early modern Ireland // the historical J. - Cambridge, 2006. - Vol. 49, n 2. - p. 331-355

Автор: указан в статье

2009.01.007. ШОУ Д. ТОМАС УЭНТВОРТ И МОНАРХИЧЕСКИЙ РИТУАЛ В ИРЛАНДИИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ. Shaw D. Thomas Wentworth and monarchical ritual in early modern Ireland // The Historical j. - Cambridge, 2006. - Vol. 49, N 2. - P. 331-355.

Статья посвящена исследованию малоизвестных страниц биографии Томаса Уэнтворта, графа Стаффорда, фаворита Карла I, казненного по требованию парламента в 1641 г. По мнению Д. Шоу, своей блестящей карьерой Томас Уэнтворт во многом обязан умению использовать возможности «политической эстетики» для создания «правильного» образа как у подданных, так и у короля и королевского двора. В начале своей придворной карьеры в 1633 г. Уэнтворт был назначен наместником Ирландии. В статье рассматриваются стратегии, которые Уэнтворт использовал для того, чтобы сформировать свой имидж властителя. Учитывая, что Уэнтворт известен, помимо всего прочего, как любитель искусств и покровитель Ван Дайка, нет ничего удивительного в том, что в Ирландии главными его орудиями для создания нужного имиджа стали визуальные изображения и тщательно продуманные придворные церемонии, в которых персона наместника ассоциировалась с персоной монарха.

Д. Шоу указывает, что, хотя Ирландия в XVI в. (да и ранее) представляла собой конгломерат отдельных принципатов, лишенных общего правления, идея централизованного и единого королевства неизменно присутствовала как в сознании ирландцев (апеллировавших еще ко временам верховных королей в Таре), так и в сознании завоевателей-англичан. Последние Тюдоры и первые Стюарты понимали важность этой идеи и пытались направить воображение ирландцев в это русло всеми возможными способами. Начиная со времен наместничества Генри Сидни, английские наместники в Ирландии стремились как можно зримее отождествить власть английского наместника с королевской. Наглядным примером этого могут послужить иллюстрации из книги «Образы Ирландии» Джона Деррика: на многих из них Сидни занимает место и имеет регалии, подобающие монарху. Убедительным подтверждением «королевского» статуса наместника являлась проводимая им церемония посвящения в рыцари; о прочной связи права посвящать в рыцари и королевского достоинства свидетельствует тот факт, что посвящение было традиционной частью коронационной церемонии. В конце тюдоровского периода излишнее усердие графа Эссекса в пропаганде своей персоны как персоны монарха вызвало недовольство Елизаветы I. С этого момента и до назначения Томаса Уэнтворта должность наместника Ирландии несла на себе отпечаток королевской немилости и подозрений, однако Уэнтворту удалось восстановить ее прежний высокий статус. Его главными орудиями в этом, подчеркивает автор статьи, были не военная сила или дипломатия, а политические ритуалы. Д. Шоу подробно разбирает сохранившиеся описания церемоний вступления в должность и открытия первого заседании ирландского парламента, а также введенный Уэнтвортом распорядок работы суда. Он показывает, что все эти ритуалы были ориентированы на создание нужного «образа власти» у высшей ирландской аристократии, которая была, с одной стороны, опорой режима, а с другой - в силу местных связей и могущества - главной опасностью для английского владычества. Перед самым отъездом Уэнтворт заказал Ван Дейку, бывшему тогда придворным художником Карла I, свой портрет, образцом для которого послужил портрет императора Карла V работы Тициана, находившийся во дворце. На картине Уэнтворт стоит, положив руку на голову ирландского волкодава, - весьма прозрачный намек на его недавнее назначение. Портрет остался в Лондоне, в то время как Уэнтворт увез с собой портреты короля и королевы, подаренные ему Карлом, подчеркнув таким образом тесную связь между наместником и монархом.

Талант Уэнтворта в области создания «политического ритуала», указывает Д. Шоу, наглядно проявился и в том, как он обставил свое появление в Дублине. Задача была непростой, поскольку всего за несколько дней до появления вновь назначенного наместника дублинцы стали свидетелями пышного «прибытия» третьего графа Эссекса. Церемония вступления в должность, разработанная самим Уэнтвортом, была ориентирована не на массы населения, а на узкий придворный круг. Она проходила не в соборе св. Патрика, где вступали в должность все прежние наместники, а в его личной резиденции - Дублинском замке. Новый наместник понимал, что

именно от лояльности высшего слоя аристократии зависит его возможность осуществлять свою власть. Основные этапы церемонии, показывает Д. Шоу, должны были донести до сознания небольшой группы будущих советников Уэнтфорта его представления о себе и своей должности: особый статус наместника по сравнению с ирландской знатью, важную роль как носителя королевской власти в Ирландии и его неразрывную связь с английскими монархами как его суверенами.

З.Ю. Метлицкая

ИРЛАНДИЯ xvii В. МОНАРХИЧЕСКИЙ РИТУАЛ Т. УЭНТВОРТ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты