Спросить
Войти

История становления и развития экскурсионного дела в дореволюционной России

Автор: указан в статье

Владимирова С.Н.

Аспирант, СКАГС, г. Пятигорск

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В

ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Аннотация

Рассматривается история становления и развития экскурсионного дела в России. Зарождаясь, оно носило характер познавательных прогулок. Первые экскурсии были организованы для школьников как прогулки на природе. Подобные экскурсии носили локальный характер. 19 веке в России появились первые туристические организации. Наиболее известные экскурсионные маршруты на Кавказ, Крым, Поволжье.

История развития экскурсионной деятельности насчитывает свыше ста лет. Первые экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера. Экскурсионная деятельность, экскурсионные организации способствовали более широкому развитию туристического движения в России.

Экскурсионное дело в России берет свое начало с развития школьных экскурсий. Первые сведения о проведении экскурсий для детей относятся ко второй половине XVIII в., когда передовые педагоги высказывались о целесообразности организации для детей прогулок на природу. Этому способствовали переведенные на русский язык произведения известного чешского педагога Яна Амоса Каменского, который отводил важное место наглядности и предметности в системе обучения и воспитания. Благодаря передовым педагогам и методистам рекомендации о проведении школьных экскурсий нашли отражение в «Уставе народных училищ» 1786г. А «Школьный устав» 1804г. рекомендовал не только устраивать прогулки (экскурсии) в природу, но и посещать мануфактуры, мастерские ремесленников и другие предприятия. [1, 44].

Идею применения экскурсии как активного метода обучения поддержал выдающийся русский педагог и ученый К.Д. Ушинский. А со временем экскурсию как передовой элемент обучения стали использовать педагоги отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений.

Таким образом, в течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. Учителя и методисты при подготовке и проведении экскурсий исходили из задач и требований общеобразовательной школы, классификации, признаки, функции экскурсий также определялись в расчете на экскурсии для школьников. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике.

Во 2-ой половине 19 века школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся. Школьные экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии.

Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия и экскурсии в основном в Крым и на Кавказ.

В Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других городах с развитой промышленностью по инициативе научных обществ создавались художественно-промышленные выставки и музеи. Их открытие сыграло важную роль в развитии экскурсионного дела, так как положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий. В музейных экскурсиях впервые делалась попытка осуществить

экскурсионное общение не только с детьми, но и с взрослыми, то есть всей массой экскурсантов. Так, в 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, где проводились первые внешкольные экскурсии - бесплатные «воскресные объяснения коллекций».

В это же время расширились слои населения, которые приобщались к литературе, просвещению и науке.

Наиболее образованные и передовые люди того времени совершали путешествия и экскурсии с познавательной целью, создавая для этого свои небольшие по составу организации - общества, существовавшие на их собственные средства или средства меценатов. Во второй половине XIX в. в Тифлисе было создано «Общество любителей естествознания».

Общество занималось просветительной деятельностью среди населения, организуя лекции и экскурсии, чем внесло свой вклад в зарождение экскурсионного дела.

В 1890 г. в Одессе появился Крымский горный клуб, который в первые годы открыл филиалы в Ялте, Севастополе, а затем и в Екатеринославле. Крымский горный клуб поставил перед собой следующие цели:

1. научное исследование Таврических (Крымских) гор и распространение собираемых о них сведений;
2. поощрение к посещению и исследованию этих гор и облегчение пребывания в них естествоиспытателям и художникам, отправляющимся в горы с научной целью;
3. поддержка местных отраслей сельского хозяйства. Садоводства и мелкой горной промышленности;
4. охрана редких видов растений и животных.

Крымский горный клуб это первый клуб, который провел первую учебную экскурсию в России. В ней приняло участие 40 учителей и учительниц, средних и низших учебных заведений одесского учебного округа, которые проехали наиболее притягательные в то время районы страны для отдыха. В дальнейшем Крымский горный клуб неоднократно организовывал подобные учебные экскурсии для учителей. [2, 79].

За время своей работы Крымский клуб (более чем за 20 лет) стал влиятельной экскурсионной организацией в России. Он заложил прочный фундамент экскурсионного дела в нашей стране.

В 1895 г. создается Российское общество туристов (РОТ), объединившее несколько немногочисленных клубов и распространившее свое влияние на отдаленные территории России. РОТ ставило своей целью распространение всех видов туризма, содействие физическим упражнениям, имеющим отношение к туризму, а также осуществление научных исследований в области географии, истории, этнографии, естествознания. Задачами общества были организация экскурсий по крупным городам России и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии. Позднее РОТ усилило свою деятельность в развитии путешествий с образовательными целями. В основном РОТ было популярно в аристократических кругах.

С возникновением туризма и экскурсий в России связана также деятельность Русского горного общества. Возникнув в 1900г., оно просуществовало до 1927г., изменив коренным образом свой состав. Его учредителями были ученые, снискавшие своими трудами мировую славу: Д.Н. Анучин, В.И. Вернадский, И.В. Мушкетов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский. Членами общества были писатель В.А. Гиляровский, океанограф Ю.М. Шокальский и другие ученые энтузиасты. Общество внесло элементы организованности в путешествия, экспедиции, экскурсии: давало проводников, страховало участников походов, экскурсий и восхождений в горы и предоставляло возможность отдохнуть в горном приюте.[3, 25].

С 1902 по 1909г. В Пятигорске функционировало Кавказское горное общество. Одним из направлений деятельности этого общества было проведение экскурсий по определенным маршрутам и под руководством членов Общества. В связи сростом числа

экскурсантов Общество стало подготавливать специальных платных руководителей экскурсий, которые осуществляли общее руководство группой и давали пояснение об объектах, интересующих участников экскурсии. Появление подготовленных руководителей явилось шагом вперед в становлении экскурсионного дела. [ 2,48].

Дальнейшему развитию экскурсионного дела способствовала практика экскурсионных комиссий учебных округов, отчеты которых публиковались в «Экскурсионном вестнике», они свидетельствуют о расширении тематики экскурсий.

Подводя итог развитию экскурсионного дела в России в дореволюционный период, можно отметить следующее.

В начале 20 века экскурсионное дело развивалось главным образом как метод обучения и проведения сначала учебно-программных, музейных, а затем внемузейных и дальних экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились первые экскурсионные организации, и началась научная разработка теории экскурсионного дела в России.

Несмотря на очевидный подъем туристско-экскурсионной деятельности в конце XIX - начале XX века, она не получила широкого распространения и не стала общедоступной, другими словами, не приобрела массовый характер, оставшись индивидуальной и элитарной, продолжая держаться на энтузиазме отдельных лиц.

Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе.

Литература

1. Дурович А.П. Кабушкин Н.И. Организация туризма (учебное пособие), Минск, 2003. -112с.
2. Долженко Г.П. История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации, Москва, 2010.- 297с.
3. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. СПб., 2007. - 233с.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты