Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 15 (196).
История. Вып. 40. С. 148-150.
источниковедческий опыт
в. р. Мазитов
шежере как источник по истории и этнографии башкирского народа
В статье излагаются основные аспекты изучения башкирских шежере как исторического источника. Научно-критический анализ башкирских шежере позволяет выявить содержащиеся в них ценные сведения по истории и этнографии башкирского народа.
источник.
Исследование башкирского шежере как исторического источника позволяет раскрывать их этнографическую и историческую ценность. На этнографическую ценность башкирских шежере неоднократно указывали крупные исследователи данных памятников1.
Изучаемые источники богаты этнографической информацией самого различного характера - от описания человека, его характера, занятий, образования, отношения к службе до описания быта, различных традиций и т. д. Немало сведений шежере о хозяйстве башкир. По шежере, основой хозяйства башкир вплоть до присоединения Башкирии к Русскому государству являлось скотоводство2. Данное положение довольно подробно освещено в научной литературе и исторических сочинениях. Английский путешественник Антоний Дженкинсон, побывавший в 1558 г. в стране «по левую сторону Волги от Камы до Астрахани», пишет, что жители этой страны
- «скотоводы и имеют большое количество скота, который и составляет их главное богатство». Они «едят много мяса, преимущественно конского и пьют кобылье молоко»3. Тем не менее, при господстве скотоводства у башкир издавна было развито земледелие.
Об этом свидетельствует шежере башкир-юрматынцев, в котором описываются события Х1У-ХУ1 вв.: «Однажды годы пришли голодные. Зима была долгая <.. .> хлеба совсем не уродились»4. Известно, что земледелие было в небольшой степени развито у кочевых народов. Так, например, согласно китайским источникам, земледелие существовало у гуннов, в частности, отмечено наличие пашен. Сведения письменных источников были подтверждены в ходе археологических раскопок
гуннских поселений и могильников, где были обнаружены зерна проса (раскопки гуннского могильника в 1928-1929 гг. в Ильмовой пади Г. П. Сосновским, раскопки Иволгинского городища в 1949-1950 гг. А. П. Окладниковым)5. Профессор А. П. Чулошников отмечает, что хозяйство башкир даже на ранних этапах не было однородным6. Об этом свидетельствуют некоторые архивные документы. Так, например, в сказке служилых иноземцев, ездивших в 1675 г. в башкирские волости с торговыми целями сказано: «А той де Ногайской дороги все башкирцы пашню пашут и хлеб сеют по старым своим зимовьям и хоромы строят.»7. И. Г. Георги в книге «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» пишет: «Главный промысел Башкирцев есть скотоводство; но при том упражняются они несколько в землепашестве, звериной ловле и добывании крушцов, где есть изобильныя оными горы»8. Аналогичное сообщение оставил П. С. Паллас в книге «Путешествия по разным местам Российского государства»9.
Приведенные выше сведения шежере башкир-юрматынцев современный исследователь Ю. М. Юсупов соотносит с периодом голода и начавшихся междоусобиц в Ногайской Орде во второй половине 50-х гг. XVI в.10
В шежере довольно интересны сведения о формах семьи. По родословной видно, что башкирам степного бурзянского рода были известны малая и сложная формы семьи, а также древний обычай экзогамии и эндогамии11.
В башкирские шежере вошли различные эпосы, предания, легенды. Например, в ше-жере башкир рода Карагай-Кыпсак племени Кыпсак «вписан» сюжет известного башкирского эпоса «Кусяк-бия», не имеющего анало-
Шежере как источник по истории и этнографии.
гов в фольклоре других современных тюркских народов. Содержание эпоса вкратце следующее: на башкирской земле правит хан Мэсем; ничто не омрачает жизнь кочевников. Но вот появляется в стране дракон (аждаха; варианты - лев или просто страшное животное), который пожирает людей. Мэсем-хан призывает подвластные ему племена на борьбу с драконом. Дракона убивают, но из-за честолюбия родовых вождей, каждый из которых стремится прослыть победителем, возникает соперничество, вылившееся в жестокую междоусобную борьбу12. Мэсем-хан как предводитель башкир известен также по другому эпосу - «Акбузат»13.
В старинное шежере племени Юрматы как бы «вписано» предание, повторяющее сюжет эпического сказания. Еще в те времена, когда юрматынцы кочевали в долине рек Зай и Шешма, на их «земле неожиданно появился дракон. Находился он на расстоянии одного дня и одной ночи (ходьбы). С тех пор прошли многие годы, с ним боролись. Много людей погибло. После этого дракон исчез... Затем ханы стали (между собой) соперничать. Став врагами, (они) подняли меч один на друго-го»14. Помимо информации, которая может пролить свет на вопросы этнополитической истории, эпос и шежере, как видно из приведенного текста, содержат сведения о борьбе со змеем. Современный исследователь Ш. Н. Исянгулов на основе некоторых исторических свидетельств полагает, что упоминания в шежере, эпосах и легендах борьбы со змеями носят не мифологический, а вполне реальный характер, связанный с климатическими и историческими изменениями в XIV в.15
Отнюдь не отвергая этого в некоторой степени обоснованного мнения, следует отметить, что упоминание дракона в эпосе и шежере у башкир связано с мифологией о драконах, которая была отражена почти у всех народов Евразии, а также с культом змеи у башкир в частности. Известно, что культ змеи у башкир был довольно широко распространен, в том числе и в доисламский период. Ахмед ибн-Фадлан, во время путешествия из Багдада в Волжскую Булгарию побывавший в 922 г. у башкир, писал, что часть башкир-тюрков поклоняются 12 богам, другая часть
- различным змеям, птицам и другим тотемным животным16. Различные тотемистические представления у башкир, таким образом,
были развиты с древнейших времен и нашли отражения в преданиях, легендах и шежере.
О культе змеи у башкир и его значении суще-
ствует немало современных исследований17.
Культ змеи и мифология змеи или дракона, таким образом, были развиты у башкир с древности, о чем сохранилось немало преданий. Например, в «Материалах по истории города Уфы» Д. С. Волкова было сохранено башкирское предание, согласно которому уход ногайцев из Уфы на Дему был связан с тем, что «стал будто бы являться из близлежащей пещеры огромный змей, который приползал в город»18.
Башкирские шежере - наиболее ранний источник об институте аманатства, который являлся неотъемлемой частью жизни башкир со времен Золотой Орды. В шежере сохранились сведения о Сурабан-бие из рода Голубь племени Табын, который во времена Ивана Грозного был заложником в Казани, «где и умер»19. Данные сведения ценны тем, что косвенно подтверждают гипотезу о том, что институт аманатства уже существовал к моменту присоединения к Русскому государству. Этой же точки зрения придерживается известный исследователь аманатства
А. З. Асфандияров20.
Сведения о биях и их потомках, чьи имена зафиксированы в генеалогических звеньях шежере, подтверждаются другими историческими источниками. Данный тезис можно подтвердить на примере усерганских шежере. Практически все варианты шежере племени усерган в ранних генеалогических звеньях содержат сведения о легендарном родоначальнике - Муйтен-бие, который известен по ряду других источников. Согласно академику Г. Б. Хусаинову, этноним Мутен известен в истории нашей эпохи, как родовое подразделение не только башкир, но и узбеков, кара-калпаков21.
Следует отметить, что в родоплеменной структуре каракалпаков также существовало племя усерган, предводителем которых по преданиям и шежере назван Муйтен бий. По мнению академика Р. Г. Кузеева, профессора Б. Х. Юлдашбаева и других исследователей, племя усерган является одним из крупнейших древнетюркских племен, составивших вместе с другими племенами в древности ядро башкирского народа22. Помимо этого, Муйтен-бий как легендарный тюркский правитель известен по другому источнику - Чингизна-
В. Р. Мазитов
ме23. И, наконец, в башкирском фольклоре существует песня о Муйтен-бие жанра хар-нау - одного из древнейших и недошедших до современного времени жанра песенного творчества. В песне Муйтен-бий воспевается как правитель крупного союза 4 племен24. В современной исторической литературе разработана научная концепция, согласно которой у башкир существовали крупные этнополи-тические объединения25. Учитывая этот факт, а также целый ряд источников о Муйтен-бие приведенных выше, можно с уверенностью утверждать, что сведения усерганских шеже-ре о Муйтен-бие достоверны, а также то, что Муйтен-бий был не только реальной исторической личностью, но и крупным правителем, зафиксированным в исторической памяти и фольклоре тюркских народов26.
Эти сведения имеют косвенные подтверждения в общем шежере юго-восточных башкирских племен - Кыпсак, Бурзян, Усерган, Тамьян27. Также эти данные подтверждаются современными исследованиями о существовании у башкир и их ближайших предков крупных этнополитических образований и в частности, согласно Р. Г. Кузееву, союза семи племен юго-восточных башкир (ете ырыу) известного также как «дУрт улус» («четыре
улуса»)28.
Вышеизложенное позволяет говорить, что башкирские шежере являются ценнейшими и уникальными памятниками истории башкирского народа.
Примечания
фольклору. С. 254, 260.
Юсупов, Ю. М. История Башкортостана.
С. 110-111.