Спросить
Войти

Обзор источников по истории народного образования в тувинской Народной Республике (1921 - 1944гг. )

Автор: указан в статье

Н.М. МОЛЛЕРОВ. Об оценке Ю.Л. Аранчыном и другими иследователями роли личности И.Г. Сафьянова в истории Тувы

"борьба мотивов" и в нем не боролись противоречивые чувства. В данном случае, очевидно, что в нем победил гуманизм, который также входит в структуру личности в качестве ее важнейшей составляющей. Он и в дальнейшем являлся ведущим мотивом действий Сафьянова.

И последнее. Однажды в разговоре со мной Ю.Л. Аранчын рассказал о своей встрече с женой первого секретаря райбюро РКП (б) в Туве Я.С. Чугунова Еленой Чугуновой (Веремей). Между ними зашел разговор о судьбе ее мужа после отъезда из Тувы. Она, в частности, поведала Ю.Л. Аранчыну о том, что Я.С. Чугунов, занимавший пост начальника Ростовского отдела НКВД, при загадочных обстоятельствах умер в московском кабинете Л.П. Берия. Официально объявленная причина -сердечная недостаточность. Все попытки родственников Чугунова расследовать действительные причины его смерти ни к чему не привели. Зная, что Чугунов сыграл далеко не последнюю роль в исключении Сафьянова из партии, Е. Чугунова предполагала, что без его участия в этом деле не

1. Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. Новосибирск, 1982. С. 13.
2. Там же. С.14.
3. Багаев Б. Борис Шумяцкий. Очерк жизни и деятельности. Красноярск, 1974.
4. Дадышен В.Г. И.Г. Сафьянов - "свободный гражданин свободной Сибири" // Енисейская провинция. Вып. 1. Красноярск, 2004. С. 73.
5. " Тувинская правда" от 7 августа 2007 г.
6. См. "Тувинская правда" от 11 сентября 1997 г., №№ 67, 68, 70, 71 за июнь-июль 1998 г.; "Центр Азии" № 44 от 25-31 октября 2002 г., № 23 от 11-17 июня 2004 г.
7. Дацышен В.Г. И.Г. Сафьянов - "свободный гражданин

обошлось. Но какой-либо неблаговидный поступок никак не вписывается в преставление о Сафьянове, как о прямом, "глубоко порядочном, честном и бескорыстном" человеке[14]. Думаю, что в дальнейшем исследователям его судьбы следует обратить внимание также и на поиск документов, раскрывающих истинные обстоятельства смерти Я.С. Чугунова.

Заслуга Ю.Л. Аранчына заключается в том, что он первым дал общую оценку личности И.Г. Сафьянова. Его последователи с ним не согласились, предложив альтернативную точку зрения. Думаю, что в дальнейшем при изучении роли И.Г. Сафьянова в истории Тувы исследователям следует брать "рациональное зерно" обеих оценок, учитывать, что Сафьянову, как, в общем-то, цельной натуре, были свойственны противоречия. Противоречивость и цельность в структуре личности не являются взаимоисключающими свойствами, если их искусственно не разводить по разным полюсам. Без противоречий невозможно развитие личности, поскольку оно, как известно, является источником развития.

свободнойСибири" //Енисейскаяпровинция. Вып. 1. Красноярск, 2004. С. 73.

8. Моллеров Н.М. Советско-тувинские отношения (1917-1944 гг.). М., 2005. С. 41-49.
9. Практикум по общей психологии. М., 1979. С. 51.
10 . Там же. С. 255.
11. Моллеров Н.М. "Неопределенность положения ведет к вопиющим фактам. // Исторический архив. М., 2005. № 5.

С. 83-93.

12. См.: Конституции Тувы. Кызыл, 19921-1993 гг. С. 35-48.
13. См. об этом: ГримакЛ.П. Резервы человеческой психики. М., 1989. С. 163-187.
14. Шойгу К.С. Перо черного грифа. Кызыл, 1998. С. 54.

В. Ч. Монгуш

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1921 - 1944гг.)

В статье дается обзор источниковой базы по истории народного образования в Тувинской Народной Республике (ТНР). Первостепенное значение для научных исследований отводится многочисленным архивным документам. По истории развития образования в ТНР сложилась большая комплексная источниковая база, создающая определенные возможности для углубления и расширения исторических исследований. Это дает представление о тех государственных и партийно-политических усилиях, их целевой направленности, в сфере которых занимало свое место образование в ТНР.

In article reviews researches materials about national education stories in the Tuva National Republic (TNR). Paramount value for scientific researches is taken away to numerous archival documents. There was big complex research base about stories of a development of education in TNR, creating certain possibilities for deepening and expansion of historical researches. It provides guidance on those state and party political efforts, their taiget orientation in which sphere took the place formation in TNR.

Исторические источники - свидетельства о прошлом. Работа с ними составляет суть исторического исследования. Нет источников, нет и

истории. Умение обращаться с ними - отличительный признак профессионального историка. Овладевать приемами и методами их использования призвано

современное источниковедение, которое понимается в основном как работа преимущественно с письменными источниками. В настоящей работе предпринята попытка дать краткую характеристику источников по истории народного образования в Тувинской Народной Республике (1921- 1944гг).

Обширная и разнородная источниковая база исследования создает условия для достоверного анализа действительных достижений и просчетов образовательной политики в ТНР, а также открывает возможности поиска путей их преодоления. Обращение к историческим корням образования необходимо для понимания особенностей функционирования современной образовательной системы. Немаловажное значение имеют региональные исследования, позволяющие наглядно проиллюстрировать процесс преломления образовательных реформ на местах, выявить их основные тенденции, показать тесную взаимосвязь экономических, политических, социальных процессов.

В сложившихся условиях неизбежно возникает необходимость учета исторического опыта, анализа принципов формирования и переосмысления итогов развития национального образования. Тува, традиционно связанная с Россией, являясь одной из ее составных частей, вполне закономерно включена в общероссийские образовательные процессы на современном этапе.

Одной из интересных и малоизученных страниц национального образования Тувы является история образования в Тувинской Народной Республике (1921-1944гг.). Появившаяся уникальная

возможность привлечения в научный оборот недоступных прежде архивных материалов, открытие для исследователей многих сторон исторического процесса способствуют внесению дополнений и уточнений в представления об истории Тувы периода существования первого независимого государства ТНР, в том числе и по проблемам развития образования.

Первостепенное значение для изучения проблемы отводится многочисленным архивным документам. Настоящая работа опирается на материалы, извлеченные из фондов четырех архивов: Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского Государственного Архива социально-политической истории (РГАСПИ), Центрального Государственного Архива Республики Тыва (ЦГА РТ) и Центра архивных документов партий и общественных организаций Центрального Государственного Архива Республики Тыва (ЦАДПОО ЦГА РТ).

Весь корпус источников, использованных в работе, можно разбить на три группы:

I. Документы политических партий и организаций - ВКП (б), Тувинской Народно-революционной партии (ТНРП) и Тувинского Революционного союза молодежи (ТРСМ). Программные документы ВКП (б) и ТНРП позволили автору раскрыть цели и задачи, ставившиеся перед государствами в области развития образования. Партийная документация ТНРП отражала весь спектр проблем, стоявших перед тувинской республикой в области развития культуры, идеологии, социальной сферы, что дало возможность определить вектор развития Тувы и осветить поэтапное вызревание культурных предпосылок вхождения в состав СССР.

II. Акты и нормативные постановления законодательных и исполнительных органов СССР и ТНР - Совета Народных Комиссаров РСФСР, Народного Комиссариата Просвещения РСФСР, Великого и Малого Хуралов ТНР, Совета Министров ТНР и другие. Документы этой группы дополняют картину процесса и механизма разработки генеральной линии в деле образования, показывают степень централизации и регламентации всех важнейших мероприятий в этой области. Они позволяют исследовать деятельность государственных органов власти на различных этапах развития образования Тувы.

III. Делопроизводственная документация (приказы, резолюции, инструкции, доклады, официальная переписка и т.п.). Названная группа источников дает возможность раскрыть механизм принятия и реализации решений, т.е., проследить процесс в динамике. В совокупности она детально и поэтапно отражает подготовку и осуществление мероприятий в области образования, а также анализ ситуации и раскрывает формы ее проведения.

В ГА РФ были исследованы документы СНК РСФСР[1], где проблемы истории образования Тувы нашли отражение в протоколах заседаний СНК и приложениях к ним. В протоколах представлены материалы, в которых суммируются итоги обсуждений проблем образования, содержатся поправки к принимаемым либо посылаемым на доработку документам. В приложениях к этим протоколам иногда даются тексты или тезисы заслушанных докладов, например, доклад НКП РСФСР о внесении расходов школ, находящихся за границей, в сметы НКИД СССР в 1926г., о содержании 15 воспитанников интернатов из ТНР в учебных заведениях Ойротии (Горного Алтая) в 1926г. и т.д.

В архиве также нами были использованы документы Народного Комиссариата Просве-щения[2] - государственного органа по руководству просвещением РСФСР. Сразу же следует

оговориться, что здесь наиболее полно представлен комплекс документов по истории и развитию русских школ на территории ТНР. Данное обстоятельство для нас является принципиальным, так как статус самих учебных заведений, находящихся за границей, предъявлял повышенные требования к их финансированию, осуществлению идеологического руководства и отбору педагогических кадров. Исходя из этих позиций культурные учреждения, в частности школы, должны были стать проводниками советского влияния на зарубежные страны Востока.

В указанном фонде представлены такие документы как, докладная записка председателя Исполнительного комитета РСТК в ТНР о состоянии народного образования в колонии за 1926г., отчеты советских школ на территории ТНР за 1936-1937 учебный год, переписка с Народным Комиссариатом финансов РСФСР об утверждении смет расходов советских школ за 1940 и 1941гг., переписка с ВОКС по культурному сближению со странами Востока. К более позднему времени, выходящему за рамки нашего исследования относится докладная записка заведующего Тувинским областным отделом народного образования о состоянии народного просвещения в Тувинской Автономной области за 1944-1945 учебный год. Несмотря на это, в ней достаточно полно дается подробная характеристика работы советских и тувинских школ за указанный учебный год, что определило необходимость обращения к нему.

Материалы Всероссийского общества культурных связей с заграницей (ВОКС)[3], в свою очередь, отражают важные аспекты сотрудничества в области образования между СССР и ТНР. Наибольшей полнотой среди них отличаются протоколы заседаний Президиума Исполкома. Как правило, они не являются "глухими". В них подробно излагаются доклады о работе Исполкома по развитию народного образования в РСТК, указываются достижения и недостатки. Здесь же сосредоточены переписка с уполномоченным ВОКСа в ТНР об отправке учебной литературы, планы и отчеты в области культурных связей между СССР и ТНР.

Для анализа истории образования ТНР несомненный интерес представляют документы, хранящиеся в РГАСПИ. В данном архиве нами изучены материалы Восточного секретариата Исполнительного Комитета Коммунистического интернационала[4]. Это большой комплекс документов, включающий различные письма, отчеты, циркуляры, инструкции. Из документов следует, что вопросам культурного строительства, в том числе образования в Восточном секретариате

ИККИ уделялось достаточно много внимания. Также здесь представлены материалы Коммунистического Интернационала молодежи (КИМ) [5] (ф.533), отражающие историю Тувинского ревсомола: протоколы заседаний, доклады о школьном строительстве за период 1929-1932гг. Заметим, что статистические сведения о росте школьной сети республики страдают очевидной неполнотой и несколько завышены и это следует учесть при их использовании.

Важные источники по истории образования Тувы изучены автором в ЦГА РТ. Это документы Управления заведующего устройством русского населения в Урянхае, созданного в июле 1913 г. и упраздненного в марте 1918г. (ф. 123). В частности, впервые в научный оборот введены материалы, касающиеся работы Первого учительского съезд, состоявшегося в 1918г. в Белоцарске (Кызыле), исследована деятельность Урянхайского Краевого комитета по народному образованию и Белоцарскош школьного совета за 1918г., рассмотрены многочисленные приговоры сельских поселений об открытии школ и многое другое.

Самая многочисленная и важнейшая часть документов по интересующей нас проблеме сосредоточены в фонде Министерства народного просвещения ТНР[6]. При проведении исследования учитывалось то важное обстоятельство, что вопросы организации образования первоначально возлагались на Министерство культуры, созданное в 1930г. Затем в 1941г. произошло разделение на два ведомства: Министерство народного просвещения и здравоохранения. В свою очередь, Министерство народного просвещения ТНР в 1944г. преобразовано в областной отдел народного образования Тувинской Автономной области.

В фондах министерства содержатся планы работы, годовые ведомости учета учащихся по школам, отчеты о развитии народного образования республики, докладные записки, переписка с различными учреждениями и материалы по всем вопросам, связанных с основной деятельностью учреждения. Сюда же относятся учебные планы и программы отделений Кызылского учебного комбината за 1941-1942 учебный год, Положение о Министерстве культуры за 1930г. и т.д.

Рассмотрены и документы Совета Министров ТНР. Материалы фонда представлены планами культурного строительства по пятилеткам, анкетами студентов, направленных на учебу в СССР, мероприятиями по созданию тувинской национальной письменности. В частности, здесь находятся материалы по основным показателям развития народного хозяйства и культуры ТНР за 1933-1937гг.,

постановление Совета Министров ТНР об открытии летних школ от 1936г, сведения по культурному строительству за 1941г. и т.д. Здесь особо следует отметить, что значительная часть документов (около миллиона листов) о становлении и развитии ТНР, в том числе, и образования в этот период, написаны на латинизированном новотюркском алфавите, что создавало трудности при переводе на современный тувинский язык и вовлечении их в научный оборот.

Большой интерес представляют закрытые ранее для исследователей документы Народно-революционной партии (ТНРП), которые ныне хранятся в ЦАДПОО ЦГА РТ (ф. 1). В целом здесь сконцентрирована обширная и многоплановая информация о деятельности ТНРП с момента ее создания до 1944г. Источники ЦАДПОО ЦГА РТ дают наиболее полное представление о политике левого крыла ТНРП по преобразованию Тувинского общества на социалистических началах и позволяют воссоздать реальный ход событий.

В целом фактическим материалом для исследования послужили документы 4 архивов, где в рамках изучаемого периода было изучено 11 фондов. Они позволили проследить непростой путь становления образования Тувы, развитие которого являлось одним из важнейших направлений деятельности партии и правительства. Документы архивов дают возможность дополнить фактическую базу, раскрыть ряд вопросов по-новому и уточнить сделанные ранее выводы.

В ходе работы использовались опубликованные документы. Здесь важное место занимают "Списки населенных пунктов Енисейской губернии и Урянхайского края"[7], составленные Енисейским губернским статистическим бюро в связи с необходимостью точных данных о населенных пунктах края. Для нас чрезвычайно важным является то обстоятельство, что в программе обследования выявлялось и наличие школ в селениях. По данным подворного обследования, проведенного в 1918-1919гг., в 340 населенных пунктах Урянхайского края, проживало 11 95 8 человек.

В административном отношении населенные пункты разделялись на 7 районов, совпадавших с естественно - историческими и экономическими районами края. Следует заметить что, несмотря на столь значительное количество населенных пунктов территории Урянхайского края, число школ здесь было невелико и составляло всего 10 школ. Тем не менее, ценность "Списков..." как источников от этого нисколько не приуменьшается.

Сюда же можно отнести результаты "Тувинской сельскохозяйственной и демографической переписи 1931г."[8], которая была проведена экспедицией научно-исследовательской ассоциации по изучению

национальных и колониальных проблем (НИАНКП). Это была по существу первая в истории Тувы систематическая перепись населения и хозяйства республики по четко разработанной программе. Она положила начало научной статистики в Туве. Для нас важны показатели переписи, отражающие уровень грамотности населения Тувы спустя год после введения тувинской национальной письменности в 1930г.

Начиная с середины 1950-х годов, публикация тематически подобранных материалов регулярно осуществлялась на страницах ежегодника "Ученые записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории"[9]. Публикации документов, ограниченные масштабом ежегодника, не претендовали на широкий охват каждой темы. Тем не менее, введение в научный оборот архивных источников по истории Тувы XX в. для исследователей имеет непреходящее значение.

Заслуживает внимания весьма ценная публикация, подготовленная историком-архивистом В.А.Дубровским[10]. Он собрал и ввел в научный оборот архивные документы, относящиеся к деятельности Учредительного хурала 1921г, провозгласившего создание Тувинской Народной Республики. В целом, опубликованные документы отражают ключевые, наиболее важные моменты, без которых полноценное освещение и осмысление проблемы не представляется возможным.

Следующая группа источников представлена периодическими изданиями. Постоянное обращение в работе к газетно-журнальной периодике указанного периода объяснялось тем что, во - первых, страницы центральных и местных газет и журналов представляли собой подлинную запись процессов, событий, фактов, имен и т. д. Во- вторых, многие из этих публикаций неизвестны, а порою недоступны широкому кругу читателей. Между тем, ценность этих материалов очевидна: они сохраняют и передают непосредственное впечатление самих участников или свидетелей описываемых событий. В работе над диссертацией использовались материалы следующих периодических изданий: журнала - "Сибирская школа" и газет - "Красный пахарь", "Новый путь" и "Вперед".

Для изучения процесса становления образования в Урянхайском крае неоценимую помощь оказали материалы, содержащиеся в педагогическом журнале начала XX в. "Сибирская школа"[11]. Журнал издавался по широкой программе, где важное место принадлежало официальному отделу, в котором помещались правительственные распоряжения по Восточно-Сибирскому учебному округу, а также по дирекции народных училищ Енисейской губернии.

Для нас особый интерес представляет отчет о состоянии образования в Енисейской губернии в 1915г. (в состав которой с 1914г. стал входить и Урянхайский край). Несмотря на относительно непродолжительное время существования журнала, ценность материалов, содержащихся в нем, остается непреходящей.

Наибольшую историческую ценность представляют материалы газеты "Красный пахарь"[12]. Появлявшиеся на первой полосе редакционные статьи без подписи, как правило, публиковались с подачи партийных органов. На страницах этого издания в обязательном порядке публиковались выступления руководителей органов образования РСТК, а также инструкторов. Традиционно размещались материалы о подготовке к учебному году и результатах прошедшего учебного года. Регулярно на страницах газеты публиковались: корреспонденция с мест, школьная хроника, сообщения о ходе и решениях учительских совещаний и др.

Невозможно переоценить роль газеты "Красный пахарь" в распространении тувинской национальной письменности в 1930г. В течение полугода (с июля по декабрь 1930г.) на ее страницах был проведен систематический заочный курс тувинского языка. Уроки снабжались материалом для чтения и самостоятельными грамматическими

упражнениями. С конца 1930г. в газете Министерство культуры ТНР стало издавать отдельными выпусками расширенный практический курс тувинского языка для русских кружков. Материал уроков по возможности связывался со

1. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). -Ф. А-259
2. ГА РФ. - Ф. А.2306
3. ГА РФ. - Ф. - Р. 5283
4. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). - Ф.495
5. Центральный государственный архив Республики Тыва (ЦГА РТ). - Ф.123
6. ЦГАРТ.-Ф.120
7.Списки населенных пунктов Енисейской губернии и Урянхайского края. Часть 1. Красноярск, 1921.

В.Тувинская сельскохозяйственная и демографическая перепись 1931г. М., 1933.

9.Тува в 1917-1918гг. (документы и материалы)// УЗ ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1956. вып.4. - С. 143-187; Тува в 1919-1921гг.(документы и материалы)//УЗ ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1957.

злободневными вопросами хозяйственной и политической жизни страны. В целом, газета оказала положительное воздействие на развитие образования в ТНР.

Затем функции "Красного пахаря" взяла на себя газета "Новый путь"[13]. На страницах газеты "Вперед"[14] получили отражение основные направления работы комитетов советских граждан в области развития школьного дела Тувы. Газета мобилизовала советских граждан на оказание культурной помощи тувинскому народу. Расширяя тематику, увеличивая объем местного материала, она все более успешно решала поставленные перед ней задачи повышения культурного уровня советских граждан ТНР. Использование местной периодической печати, прежде всего газет, дополнялось архивными материалами, что позволило создать более целостную картину развития образования в изучаемый период.

Таким образом, по истории развития образования в ТНР сложилась большая комплексная источниковая база, создающая определенные возможности для углубления и расширения исторических исследований. Названный комплекс источников позволяет в основных чертах воссоздать историю образования в ТНР.

Предлагаемый обзор исторических источников по истории народного образования в ТНР ( 1921- 1944гг.) с общей оценкой их информативных возможностей поможет поисковой работе исследователей. Одновременно он дает представление о тех государственных и партийно-политических усилиях, их целевой направленности, в сфере которых занимало свое место образование в ТНР.

вып.5. - с. 266-303; Создание тувинской национальной письменности (публикации)//УЗ ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1960. вып.8. - С.260-271; Правовое положение русского населения в ТНР (публикации)// УЗ ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1973, вып. 16. - С.276-287.

10. Создание суверенного государства в Центре Азии (протоколы хуралов 1921г.). Бай-Хаак, 1991.
11. Сибирская школа - ежемесячный педагогический журнал, издавался и редактировался учителем Г.И. Итыгиным в Красноярске (1915-1917гг.).
12.Красный пахарь (1924-1930гг.) - орган районного бюро РКП (б) и Исполнительного комитета РСТК в ТНР.
13.Новый путь (1931г.) - орган полномочного представительства СССР в ТНР.
14. Вперед (1932-1939гг.) - орган комитетов советских граждан в ТНР.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты