Спросить
Войти

Северная медицинская школа. К 75-летию Северного государственного медицинского университета

Автор: указан в статье

УДК 61(470.11)(091)

СЕВЕРНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА К 75-летию Северного государственного медицинского университета

© 2007 г. П. И. Сидоров

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Северный государственный медицинский университет (СГМУ) прошел большой и сложный путь становления и развития, подготовив тысячи врачей не только для Европейского Севера России, но и других ее регионов, подарив Родине выдающихся ученых, обогативших отечественную и мировую медицинскую науку и практику многими достижениями. Рожденный в 1932 году Архангельским государственным медицинским институтом, он поднял в 1994 году свой статус до медицинской академии, а с 2000 года преобразован в университет.

За 75 лет деятельности СГМУ сформировалось немало школ, отвечающих всем академическим критериям. Научный поиск, требовательность и взыскательность к себе, бережное и внимательное отношение к ученикам, человеческая доброта и душевная чуткость — все эти качества традиционно присущи нашим кафедральным коллективам и их лидерам, примеры чего каждый из нас видит в собственной судьбе. Эти традиции нельзя учредить или презентовать, они вырастают сами на добром, широком и богатом поле северной души, принося радость творчества, созидания и уверенности, что избранный путь — самый верный и для каждого из нас нет судьбы иной...

Интеллектуальный капитал, аккумулированный в научных, клинических и педагогических школах, где опыт одного поколения преподавате-лей-ученых передается другому, где новое органично вплетается в уже наработанное, является главным достоянием вуза. Научная школа — это, образно говоря, самый серьезный памятник, который каждый из пришедших в науку строит и который каждого из нас переживет. Именно интеллектуальные, профессиональные и нравственные традиции школ делают имя и судьбу вуза.

Любую школу, претендующую на наименование научной, определяет яркая творческая личность ее создателя, открывшего новое явление, предложившего новую теорию или разработавшего новый метод исследования и выдвинувшего на их основе оригинальную стратегическую исследовательскую программу. У такой школы, ее лидера всегда есть большое число учеников, которые активно претворяют в жизнь программу и развивают идеи учителя. И есть общность естественнонаучного мировоззрения, основной тематики исследования. Авторитет личности лидера школы, богатой идеями и достойной подражания, стимулирует постановку перспективных вопросов и концепций обоснования нового знания.

Помимо школ, названных именами своих создателей, есть профессиональные школы, носящие имена научных центров или вузов. Так, достоянием мировой медицинской науки, образования и практики являются Гарвардская и Парижская, Болонская и Лейденская, Йоркская и другие медицинские школы, отличающиеся высоким качест-

Статья посвящена истории развития и становления Северной медицинской школы, которую отличают традиции строгого академизма, высокие гуманитарные, медико-биологические и клинические стандарты обучения медицине, создание ряда новых научных направлений (экология человека, безопасность в чрезвычайных ситуациях, социология медицины, клиническая психология и другие), внедрение в практику здравоохранения широкого спектра высоких медицинских технологий.

вом подготовки врачей, мировым уровнем научных достижений и результатами клинической практики. Думается, сегодня есть основания говорить о формировании Северной медицинской школы. Школы, которую отличают традиции строгого академизма, высокие гуманитарные, медико-биологические и клинические стандарты обучения медицине, создание ряда новых научных направлений (экология человека, безопасность в чрезвычайных ситуациях, социология медицины, клиническая психология и другие), внедрение в практику здравоохранения широкого спектра высоких медицинских технологий.

Северная медицинская школа зарождалась не на пустом месте. Традиции беззаветного служения людям дошли до нас из далеких веков от первых северных народных «лечьцов». Первые поселенцы Севера обходились «лечьцами», которые пользовались травами, кровопусканием, прижиганием каленым железом, знали способы установления смерти, владели методами оказания помощи при отравлениях, ранениях, укусах, угаре, утоплении, поражении молнией. Поморы широко применяли для лечения рыбий жир, целебные свойства которого распознали очень рано, ворвань, лечебные травы, мох, северные ягоды — клюкву, морошку, бруснику. Широкую известность получил рукописный «Соловецкий травник», содержащий сведения о лечебных травах и их применении.

Довольно рано появились на Севере монастырские больницы. Историки считают, что первая из них была образована в Великом Устюге в середине XIII века. Абсолютно точно известно, что с XV века существовала Соловецкая больница, известная и популярная за пределами монастыря. Сюда приезжали лечиться состоятельные люди даже из Сибири, Приобья и других далеких мест. Спустя еще век большая больница была открыта при Сийском монастыре, в ней оказывалась помощь преимущественно крестьянам, зверобоям и рыбакам.

Были у поморов и свои медицинские знаменитости. Одной из наиболее ярких фигур в области народного врачевания на Севере считался первый архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (1641 — 1702), получивший образование в Москве при Чудовом монастыре. Афанасий много лет прожил в Холмо-горах, занимался приготовлением лекарств, собирал медицинские рукописи. Он составил своеобразный каталог, куда в популярной форме были записаны советы, собранные из многих медицинских книг. Народного врачевателя высоко ценил Петр I за то, что он оказывал помощь матросам и работным людям в Холмогорах и Архангельске.

Изучение законов природы и следование им завещал наш великий земляк М. В. Ломоносов. Знающий состояние общественного здоровья поморов не понаслышке, он в своих трудах немало страниц посвятил медицине, к которой проявлял огромный интерес. Не случайно создание в СГМУ в 2006 году музейного комплекса началось с открытия мемориаль-

ной аудитории кандидата медицины и национального гения Михаила Ломоносова.

В торжественном открытии Ломоносовской аудитории в СГМУ приняли участие академики В. А. Труфакин, Б. И. Ткаченко, П. И. Сидоров

В контексте общеевропейского интеграционного Болонского процесса, в котором наша страна принимает активное участие, представляется важным отметить, что именно Ломоносов привез в Россию немецкую модель университетского образования и учебные планы трех первых факультетов Московского университета: юридического, философского и медицинского. В состав медицинского факультета по проекту Ломоносова входили кафедры «химии физической и особливо аптекарской», «натуральной истории», «анатомии».

Первый русский академик выступал за профилактическое направление отечественной медицины и призывал организовать подготовку собственных врачей и ученых-медиков, чтобы «по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек. учредить». В начале ХХ века эта мечта сбылась и на его родине — в Архангельске. В октябре 1931 года Совет народных комиссаров РСФСР издал постановление «Об улучшении медико-санитарного обслуживания рабочих лесоэкспортной промышленности Северного края», пункт 12 которого гласил: «В целях усиления подготовки кадров медицинских работников на территории Северного края предложить: а) НКЗдраву приступить к подготовительным работам по организации в г. Архангельске медицинского института и проектированию необходимого для этого строительства».

Памятная доска, открытая к 50-летию Архангельского государственного медицинского института, сообщала, что самый северный в мире медицинский вуз был образован в октябре 1931 года, поскольку именно это постановление Совнаркома и стало основанием для работы по подготовке к открытию в г. Архангельске однопрофильного медицинского института. Первая лекция была прочитана 16 декабря 1932 года. Эта дата отмечена в истории института

как актовый день. Он празднуется также и как день рождения вуза.

К концу 1930-х годов в Архангельске были собраны из разных городов страны высококвалифицированные специалисты, ученые-медики, представители крупных научных медицинских школ ведущих университетов страны — 1-го Московского, Казанского, Томского, Донского, Пермского и других, а также Ленинградской военно-медицинской академии.

Первое поколение профессоров нашего вуза, руководители кафедр мединститута, а также преподаватели, защитившие докторские диссертации в 1930-е годы, были в большинстве своем учеными, организаторами здравоохранения как минимум с российскими именами, огромным жизненным и профессиональным опытом. Они определяли научные направления работы кафедральных коллективов, опираясь на традиции научных медицинских школ, к которым принадлежали. Многие из этих людей стали настоящими подвижниками, энтузиастами, а некоторые и патриотами Севера. За считанные годы им предстояло сделать то, на что в естественных условиях эволюционного развития в других вузах, являющихся центрами медицинской науки, ушли десятилетия и даже столетия.

Здание городской думы Архангельска, в котором разместился мединститут

Первым заведующим кафедрой акушерства и гинекологии стал профессор В. В. Преображенский. Мы считаем, что именно он был прототипом профессора Ф. Ф. Преображенского из «Собачьего сердца» М. Булгакова. И дело не только в практически полном созвучии имен сосланного на Север известного российского ученого и любимого многими поколениями читателей литературного героя. Как и Филипп Филиппович, Василий Васильевич был экспериментатором, основная тематика его исследований лежала в области анатомии, гистологии, экспериментальной физиологии, генетики. После окончания в 1896 году Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге он работал в клинике, возглавляемой известным акушером-гинекологом Д. О. Оттом. Там же успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Пересадка яичников в матку при бесплодии».

В Архангельском мединституте, где потом работал профессор Преображенский, эксперименты по пересадке яичников у обезьяны проводились еще и в 1950-е годы. Одним из наблюдаемых результатов, по словам выпускника АГМИ тех лет доцента В. П. Рехачева, было омоложение, но оно держалось недолго, вскоре у животного наступало ухудшение состояния. Вспомним разговор литературного Филиппа Филипповича с младшим коллегой Борменталем: «Я заботился совсем о другом, о евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался! Неужели вы думаете, что я из-за денег произвожу их? Ведь я же все-таки ученый. <...> Я хотел проделать маленький опыт, после того как два года тому назад впервые получил из гипофиза вытяжку полового гормона. И вместо этого что ж получилось, боже ты мой! Этих гормонов в гипофизе, о господи. Доктор, передо мной тупая безнадежность, я, клянусь, потерялся. » Правда об антропотехнических опытах, проводимых в советской России той поры, еще только всплывает на поверхность. Сегодня трудно сказать, от участия в каком сомнительном эксперименте отказался настоящий профессор Преображенский, за что он, научный и административный руководитель Института акушерства и гинекологии (Ленинград), консультант Академии наук СССР по вопросам изучения проблем женского населения страны, был сослан в Архангельск. Но огромный организаторский опыт и авторитет, деятельная натура исследователя не располагали к переживаниям, и на новом месте Василий Васильевич с первых дней начал энергично заниматься организацией кафедры акушерства и гинекологии АГМИ. Коечный фонд клиники был расширен почти в три раза. На этой базе открыты родильное, гинекологическое и детское отделения, лаборатория, музей, библиотека, архив и учебная комната для занятий со студентами.

За короткий срок В. В. Преображенский создал в Архангельске свою школу акушеров-гинекологов; многие его ученики в последующем с успехом работали в разных городах страны, защитили кандидатские и докторские диссертации. Он был председателем комитета по родовспоможению при Архангельском облздравотделе, членом совета по родовспоможению и гинекологической помощи при Наркомздраве СССР и РСФСР.

Почему исследователи творчества М. М. Булгакова и литературные критики нашли другие персоналии в качестве прототипа профессора Ф. Ф. Преображенского из «Собачьего сердца» — понять нетрудно. Профессор В. В. Преображенский не вернулся из ссылки

В. В. Преображенский

и был забыт «широкой медицинской общественностью». Умер Василий Васильевич в Архангельске в 1944 году и похоронен на Вологодском кладбище. Он оставил много благодарных учеников, которые хорошо помнили (и писали об этом в своих воспоминаниях) изумительные лекции Василия Васильевича, читаемые им без конспектов, с приведением примеров различных ситуаций из своей практики. Прекрасный клиницист и лектор, ученый и талантливый преподаватель, знавший основные европейские языки, незаурядный пианист, выступавший на институтских вечерах, он был обаятельным человеком высокой культуры, приятным собеседником, пользовался огромным авторитетом среди студентов, пациентов и коллег.

Первым заведующим кафедрой инфекционных болезней АГМИ был Д. В. Никитин — домашний врач семьи Л. Н. Толстого. В Ясной Поляне Никитин не только следил за здоровьем членов большой семьи Льва Николаевича, но и вел прием местных жителей, работал с рукописями писателя.

В 1916 году Д. В. Никитин был призван в армию и участвовал в Первой мировой войне, в 1925-м в качестве врача был членом научно-морской экспедиции на судне «Персей», прошедшего по маршруту Архангельск — Мурманск

— Шпицберген. В 1931 году по просьбе советского правительства консультировал и лечил А. М. Горького в Сорренто. А в 1933 году. сослан по 58-й статье в Архангельск, где он работал вначале рядовым врачом.

Крупный инфекционист, человек высокой культуры, прекрасно говоривший на многих европейских языках, Дмитрий Васильевич занимался в Архангельске изучением инфекционных заболеваний на Севере, публиковал материалы по дифтерии, менингитам и другим заболеваниям. В 1942 году была издана его монография «Сыпной тиф». В годы Великой Отечественной войны за огромную работу по профилактике и лечению инфекционных болезней он был награжден правительственными наградами, ему неоднократно выражали благодарности командующие Беломорской флотилией и Северным флотом.

Его бывшие студенты рассказывают: «Нас охватывало волнение, когда мы слышали из уст Дмитрия Васильевича воспоминания о том, как он и Илья Ильич Мечников встречались в Париже с Луи Пастером». В 1953 году, уже в преклонном возрасте, Д. В. Никитин возвратился в Москву. В Архангельске осталось много его учеников, которые сохраняют память об Учителе до сих пор. В качестве духов-

ного завещания Дмитрий Васильевич оставил им совет, данный ему на смертном одре Львом Толстым: не уходить от людей, от их нужд.

Выпускник медицинского факультета Варшавского университета профессор Н. И. Вещезеров стал руководителем кафедры патологической физиологии АГМИ. Его первые научные публикации посвящены патогенезу инфекционных заболеваний. В дальнейших исследованиях особое внимание уделялось патологическим изменениям системы крови, возникающим в ответ на развитие инфекционного процесса. Диссертационные исследования Н. И. Вещезерова, посвященные изменениям крови под действием малярийного плазмодия, получили мировую известность.

Не менее значимыми были руководители и других кафедр вновь создаваемого института. Так, кафедру физики возглавил сосланный из Ленинграда доктор физико-математических наук профессор

В. Е. Лошкарев. Уже тогда этот ученый был широко известен своей работой по дифракции электронов. В 1939 году Вадим Евгеньевич уезжает из Архангельска, а уже через год получает мировую известность открытием р-п-перехода (область контакта двух полупроводников с различным типом проводимости) и механизма инжекции носителей. После войны, когда началось бурное развитие микроэлектроники, он открыл биполярную диффузию неравновесных носителей тока в полупроводниках. В 1945 году профессор Лошкарев стал действительным членом Национальной академии наук УССР. Он основал и многие годы возглавлял Институт полупроводников в Киеве, который сейчас носит его имя. Направление, избранное выдающимся ученым, долгие годы сохранялось на кафедре физики АГМИ как в педагогическом процессе, так и в научно-исследовательской работе сотрудников и студентов.

Во всех формах работы четко определялась связь рассматриваемых физических закономерностей с медицинской практикой.

Немал у ю роль с ы г р ал профессор Лошкарев в судьбах своих воспитанников, и прежде всего выпускника АГМИ 1939 года будущего академика Н. М. Амосова, который с большим увлечением занимался в студенческом кружке на кафедре физики. Как известно, Николай Михайлович многого добился в жизни, но никогда не забывал альма-матер. С его благословения в СГМУ были учреждены именные стипендия для лучших студентов и медаль, которой награждаются ученые за особые достижения в научно-исследовательской и образовательной деятельности, разработку и внедрение новых технологий в медицине.

Д. В. Никитин

В. Е. Лошкарев

Многие достижения вуза в последующие годы его развития и становления «генетически» связаны с ведущими научными школами страны, представителями которых были первые профессора АГМИ. Традиционно главной темой Архангельского мединститута стала адаптация человека на Крайнем Севере и краевая патология. Ученые-северяне не раз заявляли о себе глубокими исследованиями, интересными находками. Так, профессор Г. А. Орлов открыл новую форму заболевания, относящуюся к краевой патологии, а профессор С. П. Елизаровский широко известен работами в области вариантной анатомии.

Архангельская хирургическая школа взрастила в своих рядах немало специалистов общероссийского масштаба. Так, ассистент И. И. Кальченко, окончивший в 1929 году университет в Ростове-на-Дону и аспирантуру у профессора Н. И. Напалкова, проработал в АГМИ шесть лет. Из Архангельска он уехал в 1939 году на заведывание кафедрой вначале в Ижевск, а затем в Киев. Впоследствии стал главным хирургом Украины, директором института усовершенствования врачей, редактором журнала «Клиническая хирургия». Иван Иванович всегда подчеркивал, что как хирург он состоялся именно в Архангельске.

Выпускник медицинского факультета Саратовского университета Г. Ф. Николаев — гордость не только архангельской, но и в целом отечественной хирургии. Он работал в АГМИ в предвоенный период, энергично занимался экспериментальными научными исследованиями, блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальные данные к вопросу о патогенезе гнойных перикардитов», где доказал ведущее значение метастатических абсцессов миокарда в патогенезе гнойных перикардитов. Это исследование сохранило научное значение до настоящего времени. В годы Великой Отечественной войны Георгий Федорович вырос до ведущего хирурга армии. В 1944 году был отозван с фронта на преподавательскую работу в Военно-морской академии им. С. М. Кирова, защитил докторскую диссертацию по восстановлению поврежденных сухожилий сгибателей кисти и предплечья. После войны возглавлял хирургическую службу в Группе советских войск в Германии, был начальником кафедры военно-полевой хирургии ВМА им. Кирова, а после Победы назначен главным хирургом всей армии страны. К сожалению, ранняя смерть не дала возможности развиться в полную силу этому безусловно очень талантливому хирургу.

Архангельский мединститут внес свою лепту и в освоение космоса. Несколько его выпускников работали на «большую науку» в этом направлении. Так,

генерал-лейтенант медицинской службы, профессор, начальник медицинской службы ВВС МО СССР Н. М. Рудный являлся председателем Главной медицинской комиссии по отбору космонавтов, членом-эк-спертом смешанной советско-американской рабочей группы по изучению космического пространства. Неоднократно представлял советскую авиакосмическую медицину на международных конгрессах и симпозиумах.

В области космической медицины работал и доктор медицинских наук руководитель группы медицинского обеспечения космических полетов Института медико-биологических проблем МЗ СССР (Москва)

И. И. Касьян. Он принимал непосредственное участие в подготовке к запуску на корабле «Восток» Ю. А. Гагарина. Его исследования были направлены на изучение кро вообра ще н ия и дыхания в условиях невесомости. Большую научно-исследовательскую работу провел во время полета орбитальной станции «Салют-6» — осуществлял контроль состояния здоровья и работоспособности членов экипажа.

Выпускник АГМИ Н. А. Разсолов стал доктором медицинских наук, профессором, действительным членом Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, возглавлял кафедру авиационной и космической медицины Российской медицинской академии последипломного образования.

В 1961 — 1967 годах заведующим кафедрой глазных болезней АГМИ был Святослав Николаевич Федоров. Именно в Архангельске начинался блестящий путь в «большую науку» академика РАМН, члена-корреспондента РАН, Героя Социалистического Труда, создателя и первого руководителя Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза», который до сих пор не имеет аналогов в мире по масштабам и сложности решаемых задач. Его слава перешагнула национальные границы:

в 1994 году на Международном конгрессе офтальмологов в Канаде ученый был удостоен высшей профессиональной чести — признан выдающимся офтальмологом XX века.

На кафедре гигиены АГМИ в 1994 году впервые в России начали преподавать студентам новую учебную дисциплину — «медицинскую экологию».

С. Н. Федоров Сейчас по программе, ко-

Н. М. Амосов

Н. М. Рудный

торая разработана под руководством профессора Ю. Р. Теддера, ее изучают во всех медицинских вузах России. Юрий Рудольфович создал школу медицинских экологов и физиологов труда, подготовив 9 докторов и 17 кандидатов наук, имеет более 200 научных трудов. Сегодня Юрий Рудольфович — председатель совета старейшин нашего университета.

Давним другом и учителем нашего университета является академик Н. А. Агаджанян, активно помогавший открытию всероссийского научнопрактического журнала «Экология человека» и его становлению. Учрежденный 15 лет назад РАМН и Северным научным центром СЗО РАМН на базе АГМИ журнал стал действенным инструментом формирования нового для России медико-экологического направления научных исследований и экологической культуры. Академик Агаджанян воспитал нескольких профессоров Северного государственного медицинского университета, в том числе С. Л. Совершаеву — директора института клинической физиологии, А. Б. Гудкова — директора института медицинской экологии и гигиены, Л. Н. Терновского, заведовавшего кафедрой патологической физиологии.

Сегодняшнее поколение профессоров и преподавателей вуза — в основном его выпускники. И нас радует, что научный потенциал Северной медицинской школы востребован на всех уровнях — от муниципального до международного. Работы многих наших ученых получают широкое признание. Так, профессор А. О. Марьяндышев является постоянным членом Международного союза борьбы с туберкулезом, приглашался в качестве его эксперта для разработки и оценки эффективности туберкулезных программ, финансируемых международными организациями, в Непале, Эстонии, Индии, Пакистане, Судане, Сомали и Китае. В качестве внешнего эксперта Ассоциации больных заболеваниями легких и сердца Финляндии и министерства юстиции этой страны проводил оценку противотуберкулезных программ в Мурманской области и Республике Карелия, финансируемых этими организациями. В 2007 году профессор А. О. Марьяндышев избран членом-корреспондентом Российской академии медицинских наук. Это стало признанием научной медицинской общественностью страны достижений архангельских фтизиопульмоно-логов, признанным лидером которых является Андрей Олегович.

Профессора СГМУ гистолог А. Л. Зашихин, эндоэколог М. Ю. Киров, физиолог С. Л. Совер-шаева, нарколог А. Г. Соловьев, социолог медицины

А. М. Вязьмин, терапевты С. И. Мартюшов и

В. В. Попов, радиолог М. Ю. Вальков и другие читают лекции в университетах Швеции, Норвегии и Финляндии, являясь визитинг-профессорами. Они проводят исследования, участвуя в совместных научных проектах с зарубежными коллегами.

Так, завязавшиеся 15 лет назад интенсивные контакты с департаментом интегративной клеточной биологии Университета г. Умео (Швеция), который возглавляет ученый с мировым именем профессор Я. Селин, привели к созданию Шведско-Российского института клинической клеточной биологии. Содиректорами его стали Я. Селин и А. Л. Зашихин. Институт создан на основе соглашения о сотрудничестве между СГМУ и Университетом г. Умео, значимой составляющей его деятельности является внедрение новейших технологий фундаментального медикобиологического анализа в практическую медицину. За развитие данного направления профессор Зашихин избран почетным доктором Университета г. Умео, а профессор Селин — почетным доктором СГМУ

Зримым результатом сотрудничества профессора Зашихина с норвежскими учеными стала лаборатория экстракорпорального оплодотворения в Архангельске, благодаря успешной деятельности которой в нашем городе родились уже немало малышей, которые были зачаты методом В иммуногенетической лаборатории института молекулярной медицины Оксфордского университета уже несколько лет по гранту расшифровывает генетическую структуру популяций коренных народов Севера (ненцы и саамы) заведующая генетической лабораторией СГМУ доктор медицинских наук И. В. Евсеева. Целая плеяда вчерашних выпускников работает сейчас в лабораториях многих стран в качестве врачей-исследователей.

За последние годы 18 наших выпускников защитили докторские диссертации в Швеции, Норвегии, Финляндии и Польше. Практически все они работают за рубежом, сохраняя совместительство в СГМУ и курируя совместные проекты. Около десяти наших выпускников (Л. Е. Дерягина, Г. Б. Дерягин, М. Ю. Корякин и другие) работают в различных научных и высших учебных заведениях Москвы, сохраняя профессорские должности в родном вузе.

Визитинг-профессорами СГМУ являются зарубежные ученые психотерапевт Хамид Пезешкиан из Визбадена (Германия), психиатр Одд Нильссен из Тромсё (Норвегия), эпидемиолог Стил Волл из Умео (Швеция), социолог Илкка Тайпале из Хельсинки (Финляндия) и многие другие.

А. Л. Зашихин — почетный доктор Университета г. Умео и Я. Селин — почетный доктор СГМУ

На сегодня СГМУ является центральным вузом Северного медицинского университетского округа, в который входят все области и республики Европейского Севера России. В соглашении Министра здравоохранения РФ с шестью губернаторами данного региона прописаны обязательства федерального центра и региона по развитию Северного университетского медицинского округа и созданию университетского комплекса. В 2006 году для решения этой проблемы разработана инновационная программа «Создание Северного медицинского университетского учебно-лечебно-научного комплекса».

Так будет выглядеть СГМУ в ближайшем будущем; реконструкция исторической части здания уже начата

В регионализации образования уже показали высокую продуктивность технологии дистанционного обучения, использующие Интернет и телемедицинские сети. Ежегодно вуз представляет сведения об условиях осуществления отдельных образовательных программ в Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, участвует в рейтинговых программах,

конкурсах Министерства образования и науки России. В 2006 году вуз в пятый раз вошел в список 67 ведущих отечественных вузов, отобранных для участия в федеральной программе благотворительного фонда В. Потанина.

За 75 лет вузом и его коллективом пройден большой путь. Нам есть на кого равняться и кем гордиться. Вуз интегрирован в европейскую и мировую научную среду, активно сотрудничает с ведущими отечественными центрами фундаментальной и медицинской науки. Мы видим перспективы дальнейшего динамичного развития, и у Северной медицинской школы уже запущен механизм саморазвития, реализуемый поколениями выпускников АГМИ — АГМА

- СГМУ.

NORTHERN MEDICAL SCHOOL

On the Occasion of the 75-th Anniversary of the

Northern State Medical University

P. I. Sidorov

Northern State Medical University, Arkhangelsk

The article is dedicated to the history of development and making of the Northern Medical School which is characterized by traditions of strict academicism, high human, medical-biological and clinical standards of teaching medicine, of creation of a number of new scientific directions (human ecology, safety in emergency situations, sociology of medicine, clinical psychology and other), introduction into healthcare practice of a wide spectrum of high medical technologies.

Контактная информация

Сидоров Павел Иванович — ректор Северного государственного медицинского университета, академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ

Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51, СГМУ

Тел. (8182) 28-57-91; е-mail: info@nsmu.ru

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты