Спросить
Войти

Троянцы в Ливии: греческие реминисценции об участии населения Западной Анатолии в движении «Народов моря»

Автор: указан в статье

ТРОЯНЦЫ В ЛИВИИ: ГРЕЧЕСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ ОБ УЧАСТИИ НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ АНАТОЛИИ В ДВИЖЕНИИ «НАРОДОВ МОРЯ»

Резюме. В статье рассматриваются данные Геродота (Н. IV, 191) и Пиндара (Рё. РуШ. V, 79-86) о троянцах в Ливии. На основании египетских данных письменных и изобразительных источников Х1Х-ХХ династии автор приходит к выводу, что данные греческих авторов восходят к традиции, основой для которой послужили реальные исторические события в Эгеиде и Западной Анатолии в конце 13 -начала 12 в. до н. э. и миграциями «народов моря» в Восточном Средиземноморье, Ливию и Египет.

Геродот, описывая Ливию и населявшие ее племена, упоминает племя максиев (МаХиес). В отличие от других ливийских племен максии представлены в труде греческого автора не номадами, а земледельцами, которые жили в постоянных домах. Заканчивает Геродот свое краткое описание этого ливийского племени загадочной фразой: «Говорят же, что эти (максии) -(потомки) мужей из Трои» (фаст&ь 8е оитоь еХуаь тыу ек Троьт^С ау8рыу) (Н. IV, 191).

Еще одну интереснейшую информацию о троянцах в Ливии приводит Пиндар. В своей оде в честь последнего царя Кирены Аркесилая IV, колесница которого одержала победу в бегах на Пифийских играх 462 г. до н. э. (Гаспаров 1980: 422), Пиндар упоминает, что киренцами во время празднеств в честь Аполлона Карнейского почитались как герои-предки «меднодоспеш-ные чужестранцы, троянцы, Антенориды» (хаХкохартаь Хепоь Трыес ’ ЛутапорьЗаь), прибывшие в Ливию после разрушения Трои (Рё. РуШ. V, 79-86).

Перед историком, стоящим перед необходимостью интерпретации данных Геродота и Пиндара, есть два выхода. Можно объявить эту традицию не заслуживающей никакого доверия и непригодной для исследования, а вышеупомянутые свидетельства попытаться списать на поздние этиологические построения греческих авторов. Однако если Пиндара, который создал свой

эпиникий на заказ (Гаспаров 1980: 422; Тронский 1988: 92), при желании еще можно заподозрить в попытке связать киренскую династию Баттидов с легендарными предками-троянцами, то обвинить в подобном Геродота нельзя. Максии упоминаются в «Истории» единожды, и причины, которые могли бы побудить отца истории приписать им «троянское» происхождение, назвать невозможно. Этот факт, в свою очередь, верифицирует и сведения Пиндара. Поэтому едва ли будет преувеличением предположить, что мы имеем дело с аутентичной традицией о пребывании троянцев в Ливии, которая была там распространена и восходила к более древним временам, чем основание Кирены колонистами с о. Феры в 631 г. до н. э. и утверждение династии Баттидов (краткий очерк истории Кирены см.: Нефедкин 2001: 226—234).

Можно ли исторически интерпретировать эти данные? Сразу следует оговориться, что никаких тесных контактов Троады со странами Восточного Средиземноморья и Ливией для первой половины I тыс. до н. э. по письменным и археологическим данным предполагать не приходиться. Троя в этот период представляла из себя малозначительное поселение (Троя VIII), которое было основано эолийцами не ранее 700 г. до н. э. после примерно 400-летнего перерыва в развитии поселения (Blegen, Boulter, Caskey, Rawson 1958: 248-250)1.

Однако если мы обратимся к истории Восточного Средиземноморья конца 13 - начала 12 в. до н. э., то сразу обнаружим исторические аналогии данным Пиндара и Геродота. Египетские надписи фараона Мернептаха свидетельствуют, что на 5-й год его правления (1219 г. до н. э.)2 в Египет вторгаются полчища ливийцев под предводительством правителя Марайи, союзниками которых выступили «северяне, пришедшие изо всех

1 В последнее время в археологической литературе постулируемый прежде разрыв в 400 лет между Троей VII В2 и Троей VIII существенно сокращается на основании керамики протогеометрического и геометрического стиля, найденной в слоях поселения железного века (Aslan 2009: 144, 148-152). Однако это едва ли может изменить представление о Трое как о незначительном поселении этого периода, поскольку ее контакты не распространялись далее Эгеиды (Aslan 2009: 150-151).
2 Здесь и далее используется средняя модель египетской хронологии Нового Царства, согласно которой датой воцарения Рамсеса II является 1290 г. до н. э.

стран»3. После шестичасовой битвы где-то в западной Дельте египтяне наголову разгромили ливийцев и их северных союзников (Сафронов 2009а: 88-90).

Для нашего исследования особый интерес представляет упоминание среди прочих «народов моря» племени Тгя.м?. Этот этноним обычно сопоставляется с тирсенами (греч. Тирст^поО (БапёагБ 1978: 157; Кеё1шд 1992: 246; Гиндин, Цымбурский 1996: 164-168; УаБиг-Ьапёаи 2010: 180), чьей прародиной, согласно Геродоту (I, 94), был запад Малой Азии4. Кроме того, следует отметить давно высказывавшееся предположение о прямом отождествлении егип. Тгя.м? с греч. Трыес (видимо, из *Трыстес), а также о сопоставлении данного этнонима со страной Труисой хеттских документов5, идентифицируемой как Троя (Георгиев 1958: 199-201; Во^ап1е 1941: 9:22; Воп£ап1е 1946: 261)6. Не имея возможности подробно останавливаться в данной

3 Эти племена обозначаются в научной литературе как первая волна «народов моря».
4 Согласно Геродоту (I, 94), лидийцы из-за голода разделились на две части, одна часть осталась в Малой Азии, другая вместе с царевичем Тирсеном (герой-эпоним) отплыла в Италию. Р. Друз сомневался в «историчности» данных Геродота и полагал, что она представляет из себя этиологическое построение, созданное во второй половине 5 в. до н. э. в Афинах (Drews 1992: 38-39). Не вдаваясь подробно в его аргументацию, отметим только, что исследователь помимо прочего опирался на информацию Дионисия Галикарнасского (I.28) об отсутствии в труде Ксанфа Лидийского сообщений о миграции тирсенов из Лидии в Италию (Drews 1992: 31-33). Этот факт привел Р. Друза к выводу, что данные Геродота не восходят к лидийской традиции, а являются толкованием греческого автора. Следует, однако, отметить, что тот же Дионисий (I.28) со ссылкой на Ксанфа Лидийского упоминает схожую легенду о разделении лидийцев на две части, причем имя Тирсена заменено у него на Торреба. В этой связи необходимо отметить, что в имени торребов возможно видеть вторую форму названия тирсенов; см.: Гиндин, Цымбурский 1996, 164-165.
5 Хеттский топоним, передававшийся графически как KUR URUTa-ru-i-sa, видимо, звучал как *Truisa, поскольку передача в анлауте двух согласных подряд с помощью клинописи невозможна (Fischer 2010: 47). Труиса единожды упоминается в тесной связи со страной Вилуса, правдоподобно идентифицированной как Илион греческой традиции; см. с указанием литературы: (del Monte, Tischler 1978: 408; Fischer 2010: 46-49).
6 Это отождествление представляется нам более обоснованной гипотезой, возможной лингвистически и более приемлемой исторически, поскольку о тирсенах до 7 тыс. до н. э., когда появляются этрусские и

работе на вопросе идентификации Trs.w, заметим только, что за египетским этнонимом явно скрываются выходцы из Западной Анатолии независимо от того, какое из вышеупомянутых отожv> гтт v- 7

дествлений Trs.w принять .

Примерно 30 лет спустя Египет испытал более существенное нападение «народов моря». На 5-й год правления Рамсеса III (1193 г. до н. э.) в Дельту в очередной раз вторглись ливийцы. Одновременно, как сообщает надпись в заупокойном храме Рамсеса III в Мединет Абу, Египет подвергся нападению трех племен «народов моря» - Prst.w, Trs.w и Tkr.w/Tkkr.w. Спустя же три года, в 1190 г. до н. э., на Египет обрушились уже пять племен «народов моря» (Сафронов 2009(b): 52-54). Среди них для нас особый интерес представляет этноним текер (егип. Tkr.w/Tkkr.w), который еще в XIX веке был отождествлен исследователями с тевкрами (греч. Теикроь) (Chabas 1872, 292296; Sandars 1978: 158) . Согласно греческой традиции, тевкры населяли Троаду, хотя топонимы и этнонимы, связанные с их именем, зафиксированы также на Крите, в Северной Греции и во Фракии (Lehmann 1985: 47). Но в целом «для данного этникона нигде не прослеживаются глубокие связи, кроме региона, включающего Троаду» (Гиндин, Цымбурский 1996: 147). Герой-эпоним Тевкр и сами тевкры так или иначе тесно связываются с Троадой и считаются либо ее автохтонами, либо прибывшими туда в давние времена (Apollod. III. 12. 1; Diod. IV. 75. 1; Strabo. XIII. 1. 48). По сообщению Геродота, в 5 в. до н. э. небольшое троянское племя гергитов (ГеруьОе") и город Гергит (Геруь") в Троаде считались остатками древнего племени тевкров (Hdt. V. 122; VII. 43).

Примечательно, что античная традиция сохранила воспоминания о прибытии тевкров в Левант и на Кипр, т. е. в регионы, которые, по надписям Рамсеса III, захлестнули миграции

эгейско-тирренские надписи (Яцемирский 2011: 17, 20, 24), у нас данных нет. В свете данных Геродота о переселении тирсенов в Италию из Западной Анатолии интересной представляется гипотеза В. И. Георгиева, полагавшего, что троянцы приняли участие в формировании этрусков (Георгиев 1958: 204-205).

7 Ср., например, точку зрения, согласно которой тирсены являлись южными соседями троянцев (Гиндин, Цымбурский 1996: 165).
8 О распространенном в литературе, но совершенно невозможном исторически и лингвистически соотнесении егип. Ткг^ с греч. ЕькеХоь см.: (Сафронов 2011: 110-113; 2011а: 212).

«народов моря». Согласно Страбону, Тевкр (герой-эпоним) заселил Кипр и основал там город Саламин (Strabo. XIV. 6. 3). Афиней (VI. 68) сообщает, что Тевкр привел на остров пленных троянцев, потомками которых считались кипрские гергины (Геруьпоь). По Вергилию, Тевкр в поисках нового царства прибыл в Сидон, чей правитель Бел возводил свой род к тевкрам (Verg. 619-626).

Данные надписей Рамсеса III об участии Tkr.w в нападении «народов моря» и античной традиции о приходе тевкров на Кипр и в Палестину подтверждаются и археологией. На Кипре и в Палестине в слоях поселений конца 13 - начала 12 в. до н. э. обнаружена керамика, которая является идентичной «серой троянской керамике» северо-запада Малой Азии (Сафронов 2006: 131:37). Таким образом, этноним Tkr.w надписей Рамсеса III можно с большой долей вероятности отождествлять с тевкрами, древними обитателями северо-запада Малой Азии, Троады античных источников.

На основании вышесказанного очевидно, что данные египетских надписей о выступлении западноанатолийских племен Tkr.w и Trs.w как составной части «народов моря» в союзе с ливийцами могут верифицировать упомянутые свидетельства Пиндара и Геродота о троянцах в Ливии. Однако им можно найти и более интересные подтверждения.

На египетских батальных сценах в храме Рамсеса III в Мединет Абу представители ливийского племени машваша изображены вооруженными длинными колюще-рубящими прямыми мечами (рис. 1-2). Исследователи давно отмечали, что этот тип оружия мог быть заимствован машваша во время их контактов с «народами моря» (Wainwright 1962: 94-96). Подобные мечи были совершенно не типичны для Переднего Востока, и их появление там связывают с передвижениями «народов моря» (Горелик 2003: 25-27). Заимствование ливийцами

чуждого им наступательного вооружения явно требовало определенного времени для его усвоения, что свидетельствует

об интенсивных контактах между Ливией и областями Эгеиды, которая является наиболее вероятной прародиной большей части «народов моря» (Yasur-Landau 2010: 338-340).

Илл. 1-2. Машваша, вооруженные длинными прямыми мечами

(по: МН II: Р1. 68, 70).

В этой связи как уникальное свидетельство подобных контактов следует упомянуть данные надписи 5-го года правления Рамсеса III. Там встречаются два имени вождей ливийцев - уже упоминавшийся Марайя и Мешекен (Мяки), после которых стоят детерминативы, изображающие связанных пленников в т. н. «перьевых» шлемах (рис. 2)! Подобный головной убор совершенно не свойственен для иконографии ливийцев, однако находит точное соответствие в изображениях «народов моря» в Мединет Абу (рис. 2)9. Зафиксированные египетскими художниками необычные шлемы ливийских вождей фактически указывают на тот факт, что, по крайней мере, двое из предводителей ливийцев конца 13 - начала 12 в. до н. э. были выходцами из числа племен «народов моря».

9 На этот факт уже указывал Д. Редфорд, к сожалению, ограничившись лишь его констатацией (КеёЮгё 1992: 250).

Илл. 3. Имена двух ливийских вождей с детерминативами пленников в «перьевых» шлемах; (по МН I: Р1. 28: 47).

Илл. 4. Изображение представителя «народов моря» в «перьевом» шлеме в Мединет Абу (фото автора).

Таким образом, египетские письменные и изобразительные источники несомненно свидетельствуют о тесных контактах между ливийцами и «народами моря». Поскольку в число последних входили обитавшие на западе и северо-западе Анатолии Ткгм и Тгям, остается предположить, что данные Геродота и Пиндара о троянцах в Ливии восходят к традиции, исторической подоплекой которой являлась эпоха великих эгейских переселений конца 13 - начала 12 в. до н. э.

В заключении следует отметить еще один интересный момент. Традиция, на которую опирались Геродот и Пиндар, явно связывала появление троянцев в Ливии с разрушением

Трои. Легендарная хронологическая привязка их миграции из Троады в Северную Африку предстает совершенно в новом свете, если при ее интерпретации использовать надпись 5-го года правления Рамсеса III в Мединет Абу. Последняя гласит: «(5i) Северные чужеземья затрепетали в своих телах, (а именно), племена Prst.w, Tkr.w [и Trs.w]. (52) Опустошили их землю, пришел их дух разрушенным. Были они воинами на суше, другие - на море» (Сафронов 2009b: 52). Автор данной работы уже неоднократно приводил этот перевод как свидетельство некоей войны, опустошившей в начале 12 в. до н. э. родину Prst.w, Trs.w и Tkr.w и принудившей их к миграции в Восточное Средиземноморье и Египет (Сафронов 2006: Safronov 2008: 314315; Сафронов 2009: 148-150). Поскольку Trs.w и Tkr.w, как уже говорилось, являлись племенами, обитавшими на западе/северо-западе Малой Азии10, мы полагаем, что в упоминаемой надписью Рамсеса III войне, опустошившей их родину, вполне реально видеть отражение коллапса в Эгеиде и Западной Анатолии в начале 12 в. до н. э., которая зафиксирована в греческой

V> гр V> гр /“*

традиции в цикле преданий о Троянской войне. Таким образом, сообщения Геродота и Пиндара фактически являются традицией, основой для которой послужили реальные исторические события, связанные с коллапсом в Эгеиде, Западной Анатолии и миграциями «народов моря» в Восточном Средиземноморье, Ливию и Египет в конце 13 - начала 12 в. до н. э. 11

Литература

Гаспаров 1980 - Гаспаров М. Л. Примечания // Пиндар. Вакхилид.

Оды. Фрагменты. М.: Наука. С . 387-496.

Георгиев 1958 - Георгиев В. И. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию. М.: Издательство иностранной литературы.

Гиндин, Цымбурский 1996 - Гиндин Л. A., Цымбурский B. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М.: Восточная литература. Горелик 2003 - Горелик М. В. Оружие Древнего Востока (IV тысячелетие - IV в. до н. э.). СПб.: Атлант.

10 О возможном помещении прародины племени Prst.w также на северо-западе Малой Азии см.: (Сафронов 2006: 133-135; 2009(Ь):53).
11 Схожую точку зрения о соотнесении данных Геродота и Пиндара с миграциями «народов моря» см.: (КеёЮгё 1992: 248; Немировский 1999: 60-74).

Немировский 1999 - Немировский А. А. Троя после Троянской войны // Вестник МГУ: История. № 5. С . 60-74.

Нефедкин 2001 - Нефедкин А. К. Боевые колесницы и колесничие древних греков (XVI-I вв. до н. э.). СПб: Петербургское востоковедение.

Сафронов 2006 - Сафронов А. В. Упоминание о войне на северо-западе Анатолии в надписях Рамсеса III // Вестник древней истории. № 4, с. 124-139.

Сафронов 2009 - Сафронов А. В. К трактовке сткк. 51-52 надписи 5-го года правления Рамсеса III из его заупокойного храма в Мединет Абу // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. № 1. С . 144-152.

Сафронов 2009a - Сафронов А. В. Воины Великой Зелени»: «Народы моря» и этнополитические процессы в Восточном Средиземноморье в конце 13 - начале 12 в. до н. э. (часть 1) // Схьч.ний Свгг. The World of the Orient. № 3. С . 85-95.

Сафронов 2009b - Сафронов А. В. Воины Великой Зелени»: «Народы моря» и этнополитические процессы в Восточном Средиземноморье в конце 13 - начале 12 в. до н. э. (часть 2) // Схщний Свгг. The World of the Orient. № 4. С . 51-56.

Сафронов 2011 - Сафронов А. В. О невозможности сопоставления египетского этнонима Tkr.w с угаритскими Sikalaju/Sikila и греческими LiksXoO // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. № 1. С .110-113.

Сафронов 2011(а) - Сафронов А. В. Датировка письма RS 34.129 и хетто-угаритские отношения в конце XIII в. до н. э. // Вестник древней истории. М. № 4. С. 211-218.

Тронский 1988 - Тронский И. М. История античной литературы. М.: Высшая школа.

Яцемирский 2011 - Яцемирский С. А. Опыт сравнительного описания минойского, этрусского и родственных им языков. М.: Языки славянских культур.

Aslan 2009 - Aslan C. Ch. End or Beginning? The Late Bronze Age to Iron Age Transformation at Troia // Forces of Transformation. The End of the Bronze Age in the Mediterranean / Bachhuber Ch., Roberts G. R. (eds.) Oxford: Oxford Books. P. 144-151.

Bonfante 1941 - Bonfante G. The Name of the Phoenicians // Classical Philology. Vol. 36/1. P. 1-20.

Bonfante 1946 - Bonfante G. Who Were the Philistines? // American Journal of Archaeology, Vol. 50/2. P. 251-262.

Blegen, Boulter, Caskey, Rawson 1958 - Blegen C. W., Boulter C. G., Caskey J. L., Rawson M.: Troy: Settlements VIIa, VIIb, and VIII. Vol. 4/1 (Text). Princeton: Princeton: University Press.

Chabas 1872 - Chabas F. Etudes sur l&antiquite historique d&apres les sources egyptiennes et les monuments reputes prehistoriques. Paris: Maisonneuve.

del Monte, Tischler 1978 - del Monte G. F., Tischler J. Die Orts- und Gewassernamen der hethitischen Texte. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag, 1978.

Drews 1992 - Drews R. Herodotus 1.94, the Drought ca. 1200 B.C., and the Origin of the Etruscans // Historia: Zeitschrift fur Alte Geschichte, Bd. 41/1. P. 14-39.

Fischer 2010 - Fischer R. Die Ahhijawa-Frage. Mit einer kommentierten Bibliographie. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag.

MH I - Medinet Habu. Volume I: Earlier Historical Records of Ramses III.

Chicago: Chicago University Press, 1930.

MH II - Medinet Habu. Volume II: Later Historical Records of Ramses III.

Chicago: Chicago University Press, 1932.

Lehmann 1985 - Lehmann G. A. Mykenische Welt und ostliches Mittelmeer zur Zeit der «Seevolker»-Invasionen um 1200 v. Chr. Opladen: Westdeutscher Verlag.

Redford 1992 - Redford D. B. Egypt, Canaan and Israel in Ancient Times.

Princeton: Princeton University Press.

Safronov 2008 - Safronov A. One unusual example of the sentence with impersonal subject in Ramses’ III 5th year inscription // Lingua Aegyptia. Journal of Egyptian Language Studies. Vol. 16. P. 311-318. Sandars 1978 - Sandars N. The Sea Peoples. Warriors of Ancient Mediterranean. London: Thames Hudson.

Wainwright 1962 - Wainwright G. A. The Meshwesh // The Journal of Egyptian Archaeology. Vol. 48. P. 89-99.

Yasur-Landau 2010 - Yasur-Landau A. The Philistines and Aegean Migration at the End of the Late Bronze Age. New York: Cambridge University Press.

A. V. Safronov. The Trojans in Libya: Greek reminiscences about participation of inhabitants of Western Anatolia in the Sea Peoples’ movement

The article deals with the data of Herodotus (IV, 191) and Pindar (Pyth. V, 79-86) who mentioned the Trojans in Libya. Based on the Egyptian inscriptions and reliefs from 19th and 20th dynasties the author finds historical parallels to this information. In his view, the evidence of Greek writers goes back to the tradition which reflected real events connected with the collapse in the Aegean and Western Anatolia at the end of 13 -beginning 12 BC and with the migrations of the Sea Peoples in Eastern Mediterranean, Egypt and Libya.

ТРОЯНЦЫ ЛИВИЯ "НАРОДЫ МОРЯ" МЕРНЕПТАХ РАМСЕСiii МЕДИНЕТ АБУ ГЕРОДОТ ПИНДАР
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты