Спросить
Войти

Творцы опросов второй половины ХХ века: опыт «Оперативного» историко-биографического анализа

Автор: указан в статье

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Б.З. ДОКТОРОВ

ТВОРЦЫ ОПРОСОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА: ОПЫТ «ОПЕРАТИВНОГО» ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА1

Если не относиться скептически к самому термину «предыстория», то осмысление феномена общественного мнения и развитие методов его изучения в США до середины 1930-х годов можно рассматривать именно как предысторию. Этот этап — в зависимости от того, как его определять, — длился не менее 150 лет. Второй этап исследований общественного мнения начался с верного предсказания победы Рузвельта на выборах 1936 года, вместил в себя фантастически точные по тем временам прогнозы результатов президентских выборов 1940-го и 1944 года и завершился ошибочным предсказанием победителя избирательного марафона 1948 года. Основное достижение второго этапа — становление научной, или выборочной, технологии опросов, а его главные герои — отцы-основатели современной методологии, культуры изучения общественного мнения: Джордж Гэллап, Хэдли Кэнтрил, Арчибальд Кроссли и Элмо Роупер.

В период Второй мировой войны и в первые мирные годы в ответ на макрополитические и экономические вызовы и благодаря сложившемуся тесному сотрудничеству названных аналитиков общественного

Докторов Борис Зусманович — доктор философских наук, профессор, независимый исследователь. Электронная почта: bdoktorov@inbox.ru

1 Приношу благодарность доктору Элеанор Зингер (Eleanor Singer, Institute for Social Research), познакомившей меня с доктором Нэнси Белден (Nancy Beiden, «Beiden Russonello Stewart»); доктору Нэнси Белден за биографическую информацию об ее отце [5]; доктору Кати Франкович (Kathy Frankovic, «CBS News») за разрешение использовать ее ранее не публиковавшееся интервью с Джо Белденом и его женой Евгенией Белден (Eugenia Nash Belden), проведенное в 1983 году [6].

мнения, прогрессивных политиков, в том числе — президента Рузвельта, дальновидных журналистов и представителей социально мыслящей бизнес-элиты в стране начало оформляться сильное сообщество полстеров, объединившее университетских ученых и исследователей рынка. Все это привело к углублению теоретических разработок феноменологии общественного мнения, активизации методических поисков в области планирования и проведения опросов, а также расширению тематики и географии зондажей общественного мнения.

Третий этап начался с анализа неудачи 1948 года и, очевидно, завершится в обозримом будущем становлением новой коммуникационной культуры на основе Интернета. В частности, происходят заметные изменения в избирательных кампаниях, организаторы которых вынуждены учитывать наличие онлайновых форм диалога между электоратом и конкурирующими политическими структурами, а также внутри самого электората. Летом 2004 года две трети (63%) американцев использовали Интернет и около трети — 31% (против 16% в 2000 году) выходили в Сеть, чтобы получить информацию о ходе выборов. В течение избирательной кампании 2004 года каждый десятый американский пользователь Интернета (9%) регулярно или иногда читал политические онлайновые дневники (блоги). В 2004 году весьма популярный в то время сайт <http://www.electoralvote.com> постоянно публиковал новые данные об электоральных опросах в различных штатах. В октябре того же года на нем было зафиксировано 15 миллионов посещений, а на одном из наиболее известных либеральных блогов — <http://www.dailykos.com> — 16,6 миллионов. В день голосования, 2 ноября 2004 года, десятки миллионов человек посещали сайты, на которых публиковались полуденные результаты опросов на выходе (exit polls) [12].

Поскольку рождение и вся история американских опросов общественного мнения связаны с выборами, логично допустить, что серьезные изменения в технологии ведения борьбы за голоса избирателей принципиальным образом отразятся на методологии, инструментарии зондирования мнений и технике прогнозирования итогов голосований.

Сегодня во всем сделанном за полвека в области проведения опросов историк обнаружит множество тенденций; назову лишь две их главные детерминанты: это следование профессиональным и этическим традициям отцов-основателей изучения общественного мнения и поиск новых приемов сбора информации, отвечающих возрастающим требованиям общества к качеству информации и точности прогнозов электоральных кампаний, а также учитывающих прогресс в сфере развития коммуникационных технологий.

Во второй половине ХХ века весьма плодотворно работала достаточно многочисленная группа выдающихся исследователей

общественного мнения (некоторые из них продолжают работать и по сей день), начавших свою деятельность в структурах, которые возглавляли отцы-основатели, или напрямую вдохновленных их первыми опросами и реакцией на них общества. Всех их можно смело назвать пионерами этой исследовательской области: во многом они были новаторами, их деятельность требовала не только высокого уровня креативности, но и смелости, решительности в действиях, готовности к риску. По прошествии десятилетий может казаться, что предлагавшееся ими было естественным, простым, «обреченным на успех». Но это не так: каждый действовал в условиях высочайшей конкуренции и зачастую в окружении людей, не разделявших их идей и устремлений.

В настоящей статье кратко анализируются жизненные пути пятерых исследователей, чьи достижения во многом определили технологию изучения общественного мнения во второй половине прошедшего века. Их результатами, чаще всего не зная имен изобре-тателей, пользуются тысячи полстеров всего мира и, как показывает анализ путей развития опросной технологии, будут пользоваться дол-го. Во всяком случае, еще ряд десятилетий.

Пол Перри первым в мировой практике целенаправленно в течение многих лет анализировал данные электоральных опросов и разрабатывал процедуры прогнозирования общенациональных выборов. Все это делалось по инициативе Гэллапа, в теснейшем сотрудничестве с ним и на базе огромного материала гэллаповского института. Методическими открытиями Перри пользуются аналитики многих стран.

Джо Белден придумал региональные опросы, разработал их организационную схему, показал их важность в системе деятельности институтов демократии. Примеру Белдена последовали многие; так в Америке сложилась мощная сеть региональных служб изучения мнений населения, или поллов. Будущее поллов можно оценивать с оптимизмом: по мере развития онлайновой культуры региональные опросы станут ключевым элементом «электронной демократии».

Бад Роупер, сын Элмо Роупера, многое сделал для сохранения и углубления исследовательских и этических принципов изучения общественного мнения, сформулированных отцами-основателями.

Джозеф Ваксберг не был полстером, не анализировал высказывания людей, но дал математическое обоснование методики Митофски-Ваксберга, одной из наиболее распространенных и эффективных при проведении телефонных опросов.

Уоррен Митофски — создатель exit poll, получившего признание во многих странах мира. Он помог освоить эти технологии аналитикам России и ряда постсоветских государств.

Все они умерли уже в этом, новом, веке, и мне очень жаль, что в ходе моих историко-биографических исследований я упустил возможность пообщаться с ними. А ведь каждый из них хранил в памяти

то, что крайне ценно для понимания прошлого, видения настоящего и оценки будущего исследований общественного мнения.

В последние годы мною опубликован ряд работ [1, 2] по истории американских опросов общественного мнения, в которых проанализированы события и процессы далекого прошлого и те, что протекали в основном в первой половине ХХ века. Соответственно, рассмотрены биографии людей, живших и творивших в то время. Настоящая статья — это опыт «оперативного» историко-биографического исследования, она — о событиях по историческим меркам, а в ряде случаев и по обыденным представлениям совсем недавних и о людях, которых с полным основанием можно назвать нашими современниками.

История дальнозорка, и ее методология исходит из того, что рассматриваемое событие «отодвинулось» и наметились какие-то точки зрения на это событие и на деятельность его акторов. Но есть история современности, от которой не требуется всестороннего анализа объекта-предмета изучения; такая история лишь обозначает платформу для будущего углубленного анализа. Оперативные историко-биографические исследования — это разновидность исторического анализа современности, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками, ограниченностью и заметной узостью освещения и трактовок. Они нужны, поскольку помогают лучше понимать настоящее, но для этого «современное» должно пониматься не как замкнутое во времени социокультурное пространство, а как точка, соединяющая прошлое и будущее. Именно в рамках подобной методологии и строится настоящее повествование.

Пол Перри: архитектор электоральных прогнозов

Пол Перри (Paul K. Perry, 1910-2005) [15, 37] оставил о себе память как человек, много сделавший для решения комплекса методических проблем, связанных с прогнозированием результатов выборов по итогам опросов общественного мнения.

Он родился в Филадельфии и рос в Рочестере, штат Нью-Йорк. В 1933 году он окончил Университет Тафтса (Tufts University) и в 1935 году переехал в Принстон, где и прожил всю оставшуюся жизнь.

Перри начал работать с Джорджем Гэллапом (George Gallup, 1901-1984) в 1935 году, почти сразу после создания Американского института общественного мнения (American Institute for Public Opinion), более известного как Институт Гэллапа, или «Gallup Poll» (служба опросов Гэллапа). Эта работа продолжалась 45 лет. Участвуя в подготовке и проведении серии опросов, позволивших в 1936 году предсказать победу Рузвельта и задолго до дня голосования оценить погрешность опроса «The Literary Digest», Перри, по сути, был одним из немногих, кто содействовал становлению революционной для того времени выборочной технологии опросов общественного мнения.

В 1942 году Перри перешел в созданный Гэллапом в марте 1940 года Институт изучения аудитории (Audience Research Institute, ARI), занимавшийся исследованием кинозрителей. До прихода туда Перри этими исследованиями руководил Дэвид Огилви (David Ogilvy, 1911— 1999), в годы войны служивший в английской разведке и позже ставший выдающимся рекламистом. В более чем 60-летней давности выпуске журнала «Time» я нашел небольшую заметку об исследованиях ARI; в ней говорится о том, что под руководством Огилви к лету 1941 года было проведено 194 опроса, «разрушивших многие лелеемые Голливудом иллюзии» [14]. Судя по всему, Перри продолжил эти исследования. На основе тестирования предпочтений зрителей он одним из первых в киноиндустрии начал разрабатывать методы, позволяющие прогнозировать интерес аудитории к фильмам и финансовые перспективы их проката. Этот тип маркетинговых исследований, использующих выборочную опросную технологию, интересен тем, что позволяет определить качество, достоверность измерений. Ведь после выхода фильма в прокат точность предсказания объема аудитории и качество оценки финансовой успешности картины легко проверяются. Позже, вспоминая работу ARI в 1940-х годах и имея в виду сделанное Огилви и Перри, Гэллап говорил: «...это были самые лучшие исследования, которые я когда-либо видел или в которых участвовал» [9, р. 107]. «Сделано в ARI» стало синонимом качественного маркетингового тестирования картины [16].

В 1948 году Гэллап предсказал победу республиканца Томаса Дьюи, но президентом был избран Гарри Трумэн. Случившееся имело громкое политическое эхо и породило сомнения у многих относительно перспектив выборочных опросов общественного мнения. Это заставило Гэллапа проанализировать всю цепочку действий, ведущих к построению электорального прогноза. И хотя, по мнению Гэллапа, а также Кроссли и Роупера-старшего, также ошибочно предсказавших победу Дьюи, главная причина ошибки заключалась в преждевременном прекращении зондажей электоральных установок, необходимо было проанализировать и модернизировать всю схему проведения опросов. В этих условиях Гэллап решил воспользоваться опытом Перри в изучении и прогнозировании киноаудитории и возложил на него ответственность за построение выборки и разработку прогноза электоральных исследований.

Приближались выборы 1950 года в конгресс. Перри начал подготовку к проведению электоральных опросов. Чтобы не пропустить изменения в установках избирателей накануне дня голосования, он разработал оригинальную схему согласованных опросов на случайно отобранных избирательных участках. В одной части из них интервью проводились в первую неделю октября, в другой — в пятницу накануне недели выборов. Полученные данные передавались по телеграфу в

Принстон, где через сопоставление с материалами первого опроса выявлялись происходившие тренды. Перри был также одним из разработчиков вопросов для построения шкалы Likely Voters Index, позволяющей предсказать вероятность участия респондента в голосовании.

Итоги выборов в конгресс были ошеломляющими, особенно на фоне еще памятного всем фиаско-1948. Согласно прогнозу демократическая партия должна была набрать 51% голосов избирателей, республиканцы — 49%. Ошибка составила менее одного процента. По подсчетам Перри выходило, что демократы будут иметь в конгрессе на 28 мест больше, чем их оппоненты; прогноз полностью оправдался.

В 1950-х годах Перри, оставаясь вице-президентом Института изучения аудитории, возглавил статистический отдел «Gallup Poll». В 1958 году он сменил Гэллапа на посту президента The Gallup Organization и оставался в этой должности до ухода в отставку в 1979 году.

На протяжении многих лет Перри проводил целенаправленные методические исследования в целях совершенствования процедуры построения электорального прогноза. В частности: а) тестировались различные формулировки вопросов для определения электоральных предпочтений; б) проверялись различные схемы выявления устойчивости установок относительно кандидатов; в) разрабатывались методы соотнесения итогов изучения электоральных установок, полученных в начале избирательных кампаний и в преддверии дня голосования; г) систематически проводились постэлекторальные зондажи для определения валидности различных шкал измерения электоральных предпочтений.

Перри был ответственным за проведение электоральных опросов и построение прогнозов во всех общенациональных выборах с 1950-го по 1976 год. В 14 контролировавшихся им мониторингах избирательных кампаний средняя погрешность была 1,5 процента. Все президентские прогнозы были «на верной стороне», и средняя погрешность прогноза выборов за 1956-1976 гг. составила 1,3% (табл. 1).

Все свои инструментальные находки Перри тщательно описывал в статьях, публиковавшихся в «Public Opinion Quarterly». Он стремился к тому, чтобы его методический опыт максимально широко и эффективно использовался другими аналитиками общественного мнения. Трудно сказать, какое число полстеров, позже ставших известными в этом профессиональном цехе, начинали свою работу под руководством Перри. Назову имена двоих, жизненные пути которых сходны с траекториями жизни основных героев этой статьи.

Первый — Роберт Курсен (Robert Denton Coursen, 1921-2002) [20]. После службы на флоте во Вторую мировую войну он в 1947 году получил степень бакалавра по математике в одном из старейших американских университетов — Университете Ратджерса (Rutgers University), штат Нью-Джерси, и в 1949 году начал работать в Гэллаповском институте общественного мнения. Курсен помогал Перри анализировать причины неверного прогноза 1948 года и вместе с ним совершенствовал технологию выборки и процедуры построения электоральных прогнозов.

Таблица 1

Прогнозы и результаты президентских выборов, 1956-1976 годы

Президентские Финальный Итоги Погрешность,

выборы опрос выборов %

1976, Картер 48,0 50,0 -2,0
1972, Никсон 62,0 61,8 0,2
1968, Никсон 43,0 43,5 -0,5
1964, Джонсон 64,0 61,3 2,7
1960, Кеннеди 51,0 50,1 0,9
1956, Эйзенхауэр 59,5 57,8 1,7

Источник: [27, р. 41]

В 1956 году он начал работать в «Minnesota Poll» — одной из первых в стране региональных служб изучения общественного мнения, а в 1964 году — возглавил эту организацию. Курсеном было многое сделано во всех направлениях совершенствования технологии измерения общественного мнения.

Второй — Ирвинг Креспи (Irving Crespi, 1926-2004) [13], внесший значительный вклад в теорию, методологию и практику анализа общественного мнения и исследований рынка, автор большого числа книг, избиравшийся президентом двух ассоциаций исследователей общественного мнения: американской и всемирной. В 1955 году Креспи получил докторскую степень по социологии и в 1956 году был принят в Институт Гэллапа, где его наставником стал Перри.

Таблица 2

Прогноз участия в выборах и реальное участие, %

Год Прогноз участия в голосовании Участие в голосовании

1980 55,8 53,9
1976 54,4 54,4
1972 56,8 55,7
1968 63,2 60,9

Источник: [27, р. 43]

Перри и Креспи разработали регрессионный метод оценки показателя участия избирателей в выборах. Зависимой величиной была процентная доля избирателей, которые будут участвовать в голосовании, а независимыми — интерес избирателей к выборам и данные о голосовании в последней избирательной кампании. Результаты прогнозов в четырех избирательных кампаниях приведены в таблице 2.

Через тридцать лет итоги многолетнего изучения установок и поведения избирателей Креспи обобщил в своей известной книге по источникам погрешностей в предэлекторальных опросах [18]. В частности, в этой работе представлен опыт Перри.

В 1983 году заслуги Перри в области электорального прогнозирования были отмечены высшей наградой Американской ассоциации исследователей общественного мнения (American Association of Public Opinion Research, AAPOR).

Джо Белден: отец региональных опросов

Становление Перри, Курсена и Креспи как аналитиков общественного мнения происходило в организации Гэллапа и при прямых контактах с ним. Джозеф — чаще Джо — Белден (Joseph «Joe» Belden, 1915-2005) начинал свой исследовательский путь самостоятельно, но, по его словам, будучи вдохновленным опытом Гэллапа. В известном смысле в личной судьбе Белдена отразились многое из того, что присуще опросам общественного мнения как области журналистики [17].

Белден родился в техасском городке Игл-Пасс (Eagle Pass) в семье обедневшей мексиканской аристократии. Раннее детство он провел в Мексике и лишь в девять лет начал учить английский язык. Окончив в Игл-Пасс школу, он поступил в Университет Техаса (University of Texas), выбрав Школу журналистики (School of Journalism).

Опросы привлекли внимание Белдена в 1935-1937 годах, особенно в ходе избирательной кампании 1936 года. Поначалу он скептически относился к утверждениям о том, что итоги выборов могут быть предсказаны по полутора тысячам интервью. «Я хорошо помню, — говорил Белден в своем интервью Франкович, — что не мог поверить в то, что человек по имени Гэллап способен это сделать... вспоминая начало опросов, думаешь в основном о Гэллапе, но и о Роупере и Кроссли тоже» [22, p. 4]. Удивительно, что двадцатилетний студент, начинающий журналист, живший далеко от центров изучения общественного мнения, уже в самых первых выборочных опросах распознал их внутреннюю, неразрывную связь с журналистикой. В ходе интервью это было четко сформулировано: «Средства массовой информации тесно связаны с опросами, по крайней мере, в этой стране» [22, p. 4].

В 1937 году Белден проводит опросы в студенческом кампусе, через год — общеамериканские зондажи мнений студентов; свои опросы он представлял как новое направление журналистики. Белден вспоминал: «Гэллап культивировал (fostered) эту идею, и мы следовали ей. Два направления — что люди делают и что они говорят — и третье — что они думают» [22, p. 4].

Детище Белдена — «The Student Opinion Surveys of America» — было системой студенческих референдумов, базировавшихся на научных принципах формирования выборки [10]. Опросы планировались и организовывались так, чтобы репрезентировать мнение студентов страны; личные интервью проводились в кампусах, в каждом из которых опрашивалось не более 60 человек. Работу интервьюеров-добровольцев (как правило, это были студенты-журналисты) контролировали редакторы более 80 студенческих газет. Выборка представляла мнения почти полутора миллиона студентов, и ее объем варьировался от 2 до 3,5 тысяч. Качество выборки контролировалось на основе данных статистики: учитывались не только возраст и количество лет обучения в университете, но, при необходимости, и данные о семье, религиозной принадлежности и другие показатели. Собранная информация отправлялась по почте в университет и там обрабатывалась. Отчеты высылались редакторам, и каждую пятницу газеты публиковали итоги зондажей.

В 1939 году Белден завершил образование, получив специальность журналиста; через год он открыл фирму по изучению рынка «Belden Associates», первую в этой индустрии на Юге и Юго-Западе страны, и тогда же организовал первую в Америке систему изучения мнений населения отдельного штата — «Texas Poll».

В своих воспоминаниях Белден отметил очень важный для истории момент: «Когда я решил проводить опросы студентов, я написал Гэллапу и спросил его: "Как вы проводите опрос?"». Ответ был получен от Гэллапа и его сотрудника Джона Малоуни (John «Jack» F. Maloney, ? - 1997). Они прислали не известному им студенту инструкцию на двух страницах. Со слов Малоуни Белден добавляет: «Они обсудили, стоит ли рассказывать мне о проведении опросов, ведь я мог стать их конкурентом... и решили помочь коллеге» [22, р. 3]. Этот маленький эпизод помогает понять механизмы быстрого распространения в США новой технологии изучения мнений.

Владельцы и редакторы крупнейших газет штата знали об опросах журнала «Fortune», о зондажах Кроссли для синдиката Херста и деятельности Гэллапа, финансировавшейся многими ведущими газетами страны, но не понимали, чем опросы населения штата могут быть им полезны. Белден вспоминал, что казначей газеты «Dallas News», подписывая контракт, сказал: «Сто двадцать пять долларов в месяц! Что творится в мире?» [22, р. 5]. Тем не менее, сначала «The Dallas Morning News», а затем другие газеты Техаса поддержали идею Белдена, и в 1940 году он организовал «Texas Poll». Вскоре «Texas Poll» стал моделью для создания региональных структур по изучению общественного мнения и интересов местной читательской аудитории.

Начало оказалось непростым, но успешным. В том году в Техасе были губернаторские выборы, на которых губернатор-демократ Уилберт

О&Даньел (Wilbert Lee O&Daniel, 1890-1969), занимавший этот пост с 1938 года, боролся за переизбрание; он не был популярен, и в его победу мало кто верил. В начале избирательной кампании ему противостоял другой видный политический деятель от демократической партии, Эрнест Томпсон (Ernest Othmer Thompson, 1892-1966). За несколько дней до первичных выборов Белден провел опрос и пришел к выводу, что победит О&Даньел. Белден понимал, что ведущие политики штата и издатели газет не поверят его прогнозу, потому он заверил полученные результаты у нотариуса и предъявил их лишь после выборов. Ошибка составила три десятых процента; это был лучший из его электоральных прогнозов. После этого случая газеты стали смелее покупать результаты его опросов.

В некрологе, который опубликовала газета, освещающая участие испаноговорящих американцев во Второй мировой войне, отмечается, что в 1942 году Белден оставил свой бизнес и вступил в военно-морские силы страны [25]. Около двух лет он провел в зоне Панамского канала, а в 1944 году был переведен в Вашингтон, где возглавил Управление ВМФ по общественным связям (Navy&s Department of Public Affairs) и проводил исследования среди военнослужащих.

Затем Белден вернулся в Техас и продолжил практику проведения региональных опросов. В конце сороковых он начал осваивать новую «территорию» — исследования рынка по заказу СМИ. В 1947 году он основал компанию в Мехико и, используя опросы, разработал первую в Мексике систему построения рейтингов радио и телевизионных программ [26].

В 1948 году опросы Белдена финансировались 25 газетами, которые публиковали его результаты. К тому времени «Texas Poll» сделал десять прогнозов различных электоральных кампаний, проходивших в штате; средняя ошибка прогноза составляла 3,2 процента [11, р. 728].

Еще один малоизвестный факт. Традиционно статистику ошибок в электоральных прогнозах начинают с 1948 года. В своем интервью Белден вспомнил случай, произошедший двумя годами ранее. В губернаторских выборах в Техасе в 1946 году принял участие Хомер Рейни (Homer Price Rainey, 1896-1985), уволенный в 1944 году с поста президента Университета Техаса в Остине (Austin) за либеральные взгляды. Ему противостояла группа консерваторов во главе с Бо-уфордом Джестером (Beauford Halbert Jester, 1883-1949). На первичных выборах победил Рейни, но это было следствием повышенной активности либеральной части избирателей. На следующем этапе консерваторы провели огромную работу, почти все сенаторы штата написали своим избирателям личные письма в поддержку Джестера. Борьба была крайне острой, разрыв между кандидатами — очень малым. Прогноз Белдена в количественном отношении был неплохим, но — «не на той стороне». Победил Джестер.

По ходу интервью супруги Белден комментировали события сорокалетней давности: «Ты тогда сказал, что ошибочный прогноз (misprediction) — твое изобретение, больше никто не может на него претендовать»; «Я первый организовал опрос населения штата и сделал первый неверный электоральный прогноз» [22, р. 10]. Если бы Гэллап, Кроссли и Роупер знали об опыте своего молодого коллеги, помогло бы им это в 1948 году? Трудно сказать. Но прогноз Белдена в 1948 году для Техаса был верен [22, р. 10].

В 1991 году, через полвека после создания «Texas Poll», Белден получил высшую награду Американской ассоциации исследователей общественного мнения — AAPOR Award. В наградном документе говорится, что «Texas Poll» «стал образцом для многих опросных служб в штатах и регионах» [43, р. 473]. Отмечалось также, что маркетинговые исследования Белдена в Мексике, а также изучение им радио- и телевизионной аудитории этой страны делают его первопроходцем проведения опросов среди испаноговорящего населения не только в США, но и в других странах.

Собранная информация о «Texas Poll» позволяет мне хотя бы кратко охарактеризовать деятельность еще одного из тех, кто начинал американские региональные опросы и о ком пока крайне мало написано. В онлайновом архиве газеты «The Dallas Morning News» обнаружилось сообщение о смерти в апреле 1993 года пионера политических опросов Алекса Луиса (Alex Louis) в возрасте 80 лет. Из этого можно заключить, что он родился в 1912 или 1913 году, то есть был на пару лет старше Белдена. В некрологе отмечается, что «мистер Луис и Джо Белден известны своими первыми научными политическими опросами в Техасе в 1940-х годах» [39]. В начале 1940-х Луис провел несколько опросов для будущего президента США Линдона Джонсона (Lyndon B. Johnson, 1908-1973), когда тот боролся за место в сенате от Техаса. В частности, представляют интерес материалы опросов Луиса, проведенных в ходе первой электоральной кампании Джонсона в 1941 году, и хотелось бы знать о его прогнозах. Дело в том, что, по неофициальны данным, Джонсон тогда победил действующего губернатора штата Уилберта О&Даньела (Wilbert Lee «Pappy» O&Daniel, 1890-1969), но победа с преимуществом в 1306 голосов была присуждена О&Даньелу [29].

В обстоятельной книге Брюса Альтшулера об отношении Линдо-на Джонсона к опросам общественного мнения [8] отмечается, что хотя президент был удовлетворен общенациональными опросами, проводившимися для него Оливером Куэйлом (Oliver Adams Quayle, 1921(?)-1974), он поручил Луису проведение зондажей мнений в Техасе и Луизиане. Так что, действительно, из родившегося в 1940 году «Texas Poll» через четверть века произросли опросы, проводимые непосредственно для высшего руководства страны.

Джозеф Ваксберг: теоретик современного телефонного опроса

Джозеф Ваксберг (Joseph Waksberg, 1915-2006), часто — Джо (Joe), родился в небольшом старинном польском городке Киелце (Kielce), откуда его семья эмигрировала в Америку в 1921 году.

Окончив школу с высокими показателями, он поступил Городской колледж (City College) Городского университета Нью-Йорка (City University of New York), в котором жители этого города имели право учиться бесплатно. О статистике он тогда не имел никакого представления, и в качестве специализации была избрана математика. В 1936 году, после окончания колледжа, он начал изучать дополнительные разделы математики на вечерних курсах университета. Это было время Депрессии, рабочих мест было мало, но после отлично сданного общенационального экзамена Ваксберг получил приглашение на работу в Вашингтоне, в правительственных структурах. Несколько лет он был математиком в военно-морском министерстве (the Navy Department), а в 1940 году, когда его тематика закрылась, ему предложили место в Бюро переписи населения (Census Bureau).

К тому времени Ваксберг был знаком лишь с основами теории вероятностей и математической статистики. Он самостоятельно изучил более сложные разделы этих дисциплин и блистательно сдал общенациональный экзамен. Через шесть десятилетий, вспоминая то время, Ваксберг заметил, что, по словам Лесли Киша (Leslie Kish, 1910-2000), у него был высший в стране балл; при этом Ваксберг добавил: «Я не уверен, что он прав, но я не хочу противоречить Лесли и опровергать его» [30, с. 299]. Интересно, что жизненные пути Вакс-берга и Киша [19] начинались во многом одинаково, семья последнего эмигрировала из городка Попрад (Poprad), сейчас это — Словакия, оба закончили Городской колледж в Нью-Йорке как математики, примерно в одно время пришли на работу в Бюро переписи населения, многие десятилетия исследовали один круг проблем, и оба дожили до 90 лет. Киш признан классиком в области статистики и экспертом высочайшего класса по проведению опросов.

Руководителями научного отдела Бюро переписи были выдающиеся специалисты в области статистики Морис Хансен (Morris Hansen, 1910-1990) и Уильям Хурвиц (William Hurwitz, 1908-1969). Под их руководством и в русле развивавшейся ими общей методологии исследовались теоретические вопросы выборочного анализа и разрабатывались методы оценки статистических и нестатистических погрешностей. Хансену и Хурвицу удалось доказать неадекватность ма-тематико-статистической теории выборочных методов, применявшихся в первой трети прошлого века, и создать сильную команду специалистов, успешно разрабатывавших математические модели статистических обследований и эффективно координировавших работы по сложнейшим статистическим проектам государственной значимости.

Ваксберг был одним из таких аналитиков. Им было предложено множество приемов по совершенствованию планирования и проведения выборочных опросов. Он был одной из ключевых фигур в обосновании методологии двух мониторингов, на результатах которых базируется ряд важнейших государственных программ и в данных которых уже многие десятилетия заинтересованы политики самого высокого уровня и исследователи различных социально-экономических процессов. Проект «Исследование современного состояния населения» (Current Population Survey) существует свыше полувека и включает ежемесячное обследование 50000 семей. Главная цель — определение занятости населения и развитие трудовых ресурсов. Второй проект, «Исследование американских домовладений» (American Housing Survey), дает богатейшую информацию о жилищных условиях американцев. Общенациональная выборка включает 55000 жилищ различного типа, от многокомнатных многомиллионных домов, в которых проживает одна семья, до домов на колесах. Ваксберг разрабатывал и руководил методологической программой переписи населения США 1970 года.

Проработав в Бюро переписи 33 года, Ваксберг в 1973 году ушел в отставку с должности заместителя директора по статистическим методам, исследованиям и стандартам и по предложению Хансена перешел в статистическую исследовательскую фирму «Westat», где проработал 26 лет. Этот краткий рассказ о деятельности Ваксберга имеет одну цель — в самых общих чертах показать, какого уровня специалистом он был и какого масштаба задачи приходилось ему решать. Рассмотрим ту сторону его деятельности, которая прежде всего может интересовать социологов, проводящих телефонные опросы, и особенно — полстеров. Биографическая информация об Уоррене Ми-тофски и фрагменты истории рождения exit poll будут приведены ниже, однако рассказ об одном из направлений его пионерной деятельности начнется здесь, ибо речь идет о становлении метода телефонного опроса, называемого «техникой Митофски-Ваксберга».

Все началось с того, что в 1967 году Митофски, проработавший несколько лет в Бюро переписи под руководством Ваксберга, был приглашен телевизионной компанией «Си-Би-Эс» (CBS), чтобы возглавить специальное подразделение по проведению электоральных опросов. Первые опросы для «Си-Би-Эс» делал Луис Харрис (Louis Harris, род. 1921); однако руководство компании не устраивали его методы выборки и анализа, поэтому при организации новой службы они отдали предпочтение специалисту в области математики и статистики.

Во второй половине 1960-х годов основная часть опросов проводилась методом личных интервью; но увеличение числа личных телефонов и, что еще важнее, появление автоматической междугородней связи усилило интерес полстеров к телефонным опросам, возникшим в

Америке еще в 1920-х годах. Однако обнаружились технологические трудности, повышавшие стоимость опросов и их трудоемкость. В телефонных книгах многие номера были устаревшими и потому недействительными, к тому же значительное число личных телефонов не было отражено в справочниках. Альтернативой было генерирование всех возможных телефонных номеров в стране или в штате с помощью компьютера и затем проведение случайного отбора. Использование этого метода, чаще всего обозначаемого аббревиатурой RDD (random digit dialing), усложнялось тем, что лишь 20% таким образом сгенерированных номеров принадлежали семьям, а 80% — были бизнес-телефонами или вообще не существовали. Таким образом, чтобы найти один действующий домашний телефон, в среднем приходилось набирать пять номеров. Еще одна трудность: при наборе отсутствующего номера интервьюер слышал в трубке обычный гудок, поэтому он думал, что это действующий телефон, и мог многократно пытаться дозвониться по нему.

Телефонные номера в США состоят из десяти цифр: первые три — «географические», по ним можно определить штат или даже часть штата; следующие три цифры (префикс) указывают на компанию, обслуживающую конкретную зону внутри штата; в городах обычно существует несколько префиксов, в сельской местности — достаточно одного; последние четыре (сафикс) — собственный номер телефона.

В поисках решения стоящей перед ним проблемы Митофски обнаружил, что телефонные компании не раздают телефонные номера случайно, а группируют их в блоки. Так, если для любого префикса возможны 10000 сафиксов, например от 571-0000 до 571-9999, то могут раздаваться телефонные номера с последними цифрами от 3000 до 6000, а остальные — не использоваться. При необходимости компания может расширить зону изменения сафикса.

Отталкиваясь от этой информации, Митофски предложил двухступенчатую систему использования RDD. Сначала внутри отобранной сотни сафиксов, например, от 571-5500 до 571-5599, звонили по случайному номеру, чтобы определить, имеются ли в этой сотне действительно работающие номера телефонов, принадлежащих домохозяйст-вам. Если оказалось, что выбранный случайным образом номер телефона был именно таким, то тогда случайным образом генерировали еще три-пять телефонных номеров в этом интервале изменений сафикса, и в тех семьях, которым они принадлежали, проводили опрос. В действительности не все было столь гладко: некоторые телефонные компании включали в одну группу личные и бизнес-телефоны, или генерированного телефона в реальности не существовало; но, тем не менее, метод Ми-тофски принципиально снижал стоимость телефонного опроса и снимал заметную психологическую нагрузку с интервьюеров.

В 1970 году Митофски описал свою процедуру RDD в специальном отчете [32] и, видимо, тогда же обратился к Ваксбергу, в 1967 году ставшему консультантом «Си-Би-Эс», с просьбой дать ее математическое обоснование. В интервью 2000 года Ваксберг отметил, что как-то Митофски попросил его помочь ему с проблемой телефонного интервьюирования для «Си-Би-Эс»: «Он хотел, чтобы был исследован метод, созданный им интуитивно. Казалось, что метод был успешным, и он просил найти математическое обоснование. Я обнаружил, что эта процедура была одновременно несмещенной и эффективной. Мой вклад заключался лишь в том, чтобы предложить математическое основание метода и показать, при каких условиях он будет работать, а при ка?

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты