Спросить
Войти

ТРУД ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ТЮРЬМАХ РОССИИ И ЕВРОПЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Автор: указан в статье

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Theory and history of law and state

УДК 343.812

Н. И. Нарышкина

ТРУД ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ТЮРЬМАХ РОССИИ И ЕВРОПЫ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассмотрены некоторые вопросы привлечения заключенных, содержавшихся в тюрьмах Российского государства и европейских стран, к труду.

Отмечается, что на ранних этапах развития европейских и русских тюрем администрация этих учреждений не уделяла должного внимания организации производственной деятельности; некоторые заключенные трудились, в основном используя свои профессиональные знания, умения и навыки, или выполняли мелкую работу, связанную с жизнеобеспечением места лишения свободы, остальные — проводили время в праздности.

Только с появлением в европейских странах во второй половине XVI в. работных домов — прообраза современных тюрем, — провозгласивших целью своей деятельности исправление заключенных, а труд — основным средством ее достижения, вопросам организации труда заключенных стало уделяться большее внимание. Нормативно урегулировались категории лиц, которые обязаны были трудиться, виды работ, которые они выполняли, условия труда и его оплаты.

N. I. Naryshkina

THE LABOR OF PRISONERS IN THE PRISONS OF RUSSIA AND EUROPE: THE HISTORICAL ASPECT

In the article some questions of attraction of the prisoners, kept in prisons of the Russian state and the European countries, to work are considered.

It is noted, that at the early stages of the development of European and Russian prisons, the administration of these institutions did not pay due attention to the organization of production activities; some prisoners worked, mainly using their professional knowledge, skills and attainments, or did small work related to the life support of the place of deprivation of liberty, the rest — spent time in idleness.

Only with the advent of European countries in the second half of the XVI century workhouses — the prototype of modern prisons — which proclaimed the goal of their work to correct prisoners, and labor — the main means of achieving it, the questions of organiz-ingprisoners& labor began to receive more attention. Normally, the categories of persons, who were required to work, the types of work that they performed, the working conditions and their payment were regulated.

© Нарышкина Н. И., 2018 © Naryshkina N. I., 2018

В настоящее время места лишения свободы Российской Федерации и других европейских демократических государств ориентированы на исправление лиц, осужденных к уголовным наказаниям в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненно, и одним из важнейших средств достижения поставленной цели является общественно полезный труд. Сегодня нормативные правовые акты детально регламентируют процесс привлечения осужденных к труду в местах и на работах, определяемых администрацией пенитенциарных учреждений; устанавливают категории лиц, которые обязаны трудиться или осуществляют производственную деятельность по своему желанию и усмотрению; регулируют условия предоставления отпуска работающим осужденным, а также определяют порядок оплаты их труда и производства удержаний из заработной платы на определенные законом нужды и потребности. Но так было далеко не всегда.

В средневековых европейских странах заключенные весьма ограниченно привлекались к труду, и сама организация производственной деятельности тюрем находилась в примитивном, зачаточном состоянии: администрация не прилагала никаких усилий для создания рабочих мест; оборудования территории учреждений станками; введения в штат мест лишения свободы мастеров, сведущих в ремеслах, не осознавая практической пользы от использования труда заключенных, ведь основной целью деятельности тюрем провозглашалась изоляция человека от общества, а для ее реализации необходимо было обеспечить лишь надлежащий уровень охраны и надзора спецконтингента, а не заботиться о его трудовой занятости.

В тюрьмах городов-государств средневековой Италии заключенные в них мужчины, женщины и дети имели недостаточный доступ к трудовой деятельности. Так, в тюрьмах Флоренции грамотные заключенные (которых было очень немного, учитывая общий крайне

низкий образовательный уровень жителей средневековых европейских городов) могли заработать деньги, переписывая документы и копируя бухгалтерские книги [7, с. 153-154]. В тюрьмах Венеции в 1484 г., по свидетельствам немецкого монаха Феликса Фабри, заключенные ремесленники работали за своими станками, чтобы заработать на жизнь [6, с. 7; 4, с. 19]. Соответственно полагаем, что администрация тюрем не препятствовала заключенным (ткачам, сапожникам, столярам, плотникам, кожевенникам и т. д.) доставлять в тюрьмы собственное оборудование, чтобы, прежде всего, заработать, например, на уплату долга (большинство заключенных составляли несостоятельные должники) или свое содержание (поскольку заключенные должны были вносить плату за питание, коммунально-бытовые условия размещения и проживания), а не приносить прибыль учреждению. Таким образом, заключенные, трудясь, зарабатывали средства к существованию отнюдь не благодаря заботам тюремной администрации, а только с учетом собственных знаний, профессиональных умений и навыков. Большинство же заключенных проводили дни заточения в лени и праздности.

Сохранились сведения о тяжелых работах, выполнявшихся заключенными в монастырских тюрьмах средневековой Германии. Даже существовало разделение мест лишения свободы на простые тюрьмы и тюрьмы с обязательным привлечением заключенных к труду. Впрочем, о детальной организации труда спецконтингента в данных учреждениях ничего не известно [10, с. 17]. Можно предположить, что заключенные выполняли только те работы, которые были связаны с жизнеобеспечением деятельности монастыря (помол муки, рубка древесины, уборка территории, строительство и др.), поскольку данные учреждения всегда были самодостаточными, мало зависящими от внешнего мира.

В тюрьмах Великого княжества Литовского заключенные также трудились, но этот институт нормативно был урегулирован довольно слабо. Например, в соответствии с арт. 24 разд. XII третьего Литовского статута 1588 г. предписывалось преступника «в пута железные на две недели оковати и до роботы приста-вити». О характере выполняемых заключенными работ нам не известно. Возможно, это положение Литовского статута было впоследствии заимствовано русским Соборным уложением 1649 г., поскольку формулировка норм последнего очень напоминает вышеприведенный источник.

В средневековой Англии в некоторых тюрьмах, например, в Newgate (Ньюгейт), существовало мелкое производство: заключенные изготовляли гребенки, которые продавались соседствовавшим с тюрьмой галантерейщикам, но об эффективной организации труда заключенных не шло и речи [9, с. 48]. В данном случае речь, скорее всего, можно вести о договоре, заключенном администрацией тюрьмы с держателями торговых точек на взаимовыгодных условиях, а не о планомерном подходе к организации производственной деятельности.

Во второй половине XVI в. — XVII в. в европейских странах (Англия, Голландия, Германия, Дания, Испания, Швеция и т. д.) наступила эра работных домов — учреждений, которые мы считаем прообразом современных тюрем, отличавшихся новаторским подходом к процессу исполнения уголовных наказаний. Работные дома провозгласили главенствующей целью своей деятельности исправление заключенных (отсюда второе их название — исправительные дома), среди средств достижения которой упоминался полезный труд. Заключенные должны были работать, принося общественную пользу, а не проводить в праздности свои дни.

Англия — первая европейская страна, которая внедрила в практику исполнения наказаний, связанных с лишением

свободы, опыт деятельности работных домов. Так, в английских работных домах г. Норвича согласно распоряжению от 1571 г. мужчины должны были молоть солод (использовавшийся для изготовления пива и виски), женщины тоже привлекались к этим тяжелым в физическом плане работам. Согласно лондонскому распоряжению от 1579 г. праздных людей следовало привлекать в работном доме Bridewell (Брайдуэлл) к изготовлению перчаток, шелковых шнурков, булавок, теннисных мячей [11, с. 47-48], но это также было мелкое производство.

Наиболее совершенно процесс организации труда заключенных реализовался в Голландии, в амстердамских женских и мужских работных домах Tuchthuizen. На заключенных, за исключением тех, кто находился в особой секции, — это дети и, возможно, представители высшего класса — богатые люди, способные за деньги обеспечить привилегированное, безбедное существование в неволе, распространялась обязанность трудиться в производственных мастерских или в своем жилом помещении. Женщины в основном занимались прядением и ткачеством, производили ткани — бархат и вельвет (не стоит забывать о том, что название женских работных домов Spinhuis произошло, по нашему мнению, от голландского слова spin — паук, прясть). Наименование данных учреждений как нельзя более кстати отражает их социальное предназначение, сущность и еще больше подчеркивает значимость труда как главного средства исправления заключенных, а также направление деятельности данных учреждений. В соответствии с постановлением г. Амстердама от 27.01.1599 мужчины занимались более тяжелым физическим трудом: измельчением древесины с целью получения красителей для текстиля (красители в то время имели натуральное происхождение и извлекались из особых пород американской древесины, для чего ее необходимо было мелко

строгать, что являлось очень трудным занятием; не стоит забывать о том, что название мужских работных домов Ras-phuis произошло, на наш взгляд, от голландского слова rasp — строгать древесину), а также окраской тканей.

Труд заключенных в Tuchthuizen организовывался преимущественно на территории соответствующего учреждения. Нормы выработки были очень жесткие, но те, кто их выполнял, могли оплачивать свое питание и проживание, кто перевыполнял — получали дополнительные денежные средства, а те, кто ленился — подвергался, как и любой нарушитель режима содержания, наказанию в дисциплинарном порядке. Это положение как никогда более четко подчеркивает значимость труда в качестве средства исправления заключенных: отношение к труду рассматривается в качестве как меры поощрения, так и меры взыскания, что соответствует требованиям современного уголовно-исполнительного законодательства демократических государств.

Кроме того, согласно трактату Ко-орнхерта, предполагалось использовать труд заключенных на рытье канав, чистке каналов, забивании свай, изготовлении булавок. Это в большинстве случаев были тяжелые работы, непривлекательные в глазах общественного мнения, непрестижные и малооплачиваемые. В соответствии с трактатом Шпигеля буйные заключенные должны были привлекаться к тяжелому физическому труду: деревообработке, верчению колеса, обработке конопли. А весь перечень работ, выполнявшихся заключенными, должен был быть довольно обширен: перчаточное и обувное дело, изготовление текстиля, плетение гобеленов, вязание, изготовление изделий из дерева и тростника, производство бочек, стульев, светильников, колес, столярное ремесло, резьба по дереву, камнерезные, слесарные, кузнечные, стеклодувные работы. За свой труд заключенные должны были получать заработную плату в размере от 1/8 до 1/4 части прибыли

в зависимости от трудолюбия. Напомним, что именно проект Шпигеля в конечном итоге был принят за основу организации деятельности работных домов. Иногда заключенных специально помещали в работные дома до тех пор, пока они не изучат законы торговли [12, с. 24, 26-29, 34, 45, 49-58]. Соответственно, мы можем судить о том, что в данных учреждениях обучали профессиям: ремеслам и торговому делу. Ланг-бейн также отмечал, что в связи с упадком голландской ткацкой промышленности женщины, содержавшиеся в работных домах, стали шить льняные товары и вязать сети [11, с. 49], что, в принципе, еще больше оправдывало название женского исправительного учреждения Spinhuis (spin с голл. — паук).

На раннем этапе развития Российского государства вопросам привлечения к труду осужденных, лишенных свободы, внимание практически не уделялось, поскольку тюрьмы, особенно гражданского ведомства, предназначались в первую очередь для изоляции преступников, а не для их исправления, где труд мог выступить важным средством достижения указанной цели. Правовые документы централизованного Русского государства содержали лишь отрывочные сведения, касающиеся организации труда осужденных. Как отмечал русский юрист Ф. Депп, тюремное заключение в сильнейших видах сопровождалось работой в кандалах [1, с. 94]. Действительно, в соответствии со ст. 9-10 гл. XXI Соборного уложения 1649 г. предписывалось тюремных сидельцев «ис тюрмы выимая посылать на государевы изделья в кайдалах», «где государь укажет». К сожалению, больше никаких сведений о характере и роде выполняемых осужденными работ документ не содержал, кроме того, что указанный текст поразительно напоминает формулировку соответствующего вышеприведенного артикула Литовского статута 1588 г. Вероятно, это была деятельность, связанная с обустройством

дорог, дроблением породы в каменоломнях, строительством фортификационных сооружений и т. д. Анализ статей документа свидетельствует, что, во-первых, привлечение заключенных к труду не было систематическим, а применялось только по указанию царя и лишь в отношении определенных категорий заключенных — воров, в том числе рецидивистов; во-вторых, к заключенным, выводимым на работы, применялись кандалы, очевидно, в целях воспрепятствования побегам; в-третьих, представители тюремной администрации обязаны были обеспечить конвоирование закованных в кандалы заключенных к месту работы и обратно, а также надзор за ними во время осуществления трудовой деятельности. Кроме того, по свидетельству военного юриста А. В. Тавастшерна, в рассматриваемый период в тюрьмах в основном работали несостоятельные должники, и часть их заработка шла в счет погашения долга [5, с. 24-25]. Следовательно, труд заключенных оплачивался. Н. Д. Сергиевский также указывал, что на заключенных в процессе выполнения ими работ налагались оковы. Он же упоминал о том, что заключенные занимались в тюрьме работами по своему усмотрению и заводили ремесла, кто к каким способен, приводя в пример Шуйскую тюрьму [4, с. 194, 201]. К труду также привлекались заключенные монастырских тюрем. Например, в 1632 г. попа Ивана, заключенного в Ко-рельский монастырь, следовало держать в «хлебне», где он должен был просеивать муку; в 1653 г. старцев Герасима и Иону — заключить в Корельский монастырь, держать «под крепким караулом,

в чорной службе, в хлебнее или поварне»; в 1681 г. в Соловецкий монастырь был сослан «под начало» черный поп Симеон, который, будучи прикованным цепью к стене в хлебопекарне, должен был месить хлеб [3, с. 74-75]. Соответственно, работы, к которым привлекались заключенные, в основном были связаны с жизнеобеспечением того или иного монастыря [2, с. 5-6] или предполагали использование профессиональных знаний, умений и навыков спецконтингента.

Таким образом, в классических средневековых тюрьмах России и Европы труд заключенных выступал не в качестве инструмента воздействия на правонарушителей с целью их исправления, а использовался как средство взаимодействия тюремной администрации и местных лавочников на условиях их взаимовыгодного сотрудничества, реализовался в виде возможности обеспечения уплаты личного долга или оплаты условий содержания в местах лишения свободы, а также выполнял функцию организации жизнедеятельности указанных учреждений вплоть до появления работных домов, провозгласивших новаторскую идею исправления заключенных, где наряду с режимом, религиозным воздействием, образованием, получением профессии нормативно регламентировалось обязательное использование труда заключенных, предполагавшее их занятость на работах, обеспечивавших рентабельность и стабильность производства, а также учет отношения осужденного к труду, что напрямую влияло на определение степени их исправления и изменение условий отбывания наказания.

Литература

1. Депп, Ф. О наказаниях, существовавших в России до царя Алексея Михайловича. — СПб.: Типография Карла Крайя, 1848. — 95 с.
2. Организация трудовой адаптации осужденных : учеб. пособие / А. П. Алексеев, Е. В. Емельянова, Н. И. Нарышкина, Т. В. Попова, С. А. Стулов; Федер. служба исполн. наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполн. наказаний. — Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2016. — 92 с.
3. Попов, А. Суд и наказание за преступления против веры и нравственности по русскому праву. — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1904. — 516 + III с.
4. Сергиевский, Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. — СПб.: Издательство книжного магазина А. Ф. Цинзерлинга, 1887. — XII + 300 с.
5. Столетие Военного министерства 1802-1902. Военно-тюремныя учреждения / сост. А. В. Тавастшерна. — СПб.: Типография поставщиков Его Императорского Величества товарищества М. О. Вольф, 1911. — 583 + IV с.
6. Geltner, G. Medieval Prisons: Between Myth and Reality, Hell and Purgatory // History Compass: Blackwell Publishing. 2006. No. 4. P. 1-14.
7. Geltner, G. Coping in medieval prisons // Continuity and Change: Cambridge University Press. 2008. No. 23(1). P. 151-172.
8. Geltner, G. Isola non isolata. Le Stinche in the Middle // Annali di Storia di Ferenze: Pubblicazione periodica annuale. Ferenze University Press, 2008. No. III. P. 7-29.
9. Harding, C., Rawlings, P., Ireland, R., Hines, B. Imprisonment in England and Wales: A Concise History. Beckenham, UK, Croon Helm, 1985. xiii + 308 p.
10. Krause, T. Geschichte des Strafvollzugs. Von den Kerkern des Altertums bis zur Gegenwart. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1999. 151 s.
11. Langbein, J. H. The historical origins of the sanction of imprisonment for serious crime // The Journal of Legal Studies: The University of Chicago. Vol. V (1). 1976. Р. 35-60.
12. Sellin, T. Pioneering in Penology. The Amsterdam House of Correction in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 1944. 125 р.

References

1. Depp, F. О nakazaniyah, suhchestvovavshich v Rossii do zarya Alekseya Michaylovicha [About the punishments existing in Russia to the tsar Alexey Mikhay-lovich]. St. Petersburg, Karl Kraya&s Printing House, 1848. 95 p.
2. Organizaziya trudovoy adaptazii osuzhdennyh [Organization of labor adaptation of convicts] : textbook / A. P. Alekseev, Е. V. Emelyanova, N. I. Naryshkina, Т. V. Popova, S. А. Stulov. — Vladimir, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2016. 92 p.
3. Popov, А. Sud i nakazanie za prestupleniya protiv very i nravstvennosti po russkomu pravu [Court and punishment for crimes against belief and morality by the Russian right]. Kazan, Thypo-Lithograph of the Imperial University, 1904. 516 + III p.
4. Sergievskiy, N. D. Nakazaniye v russkom prave XVII veka [Punishment in the Russian right of the 17th century]. St. Petersburg, Publishing house of bookstore of A. F. Tsinzerling, 1887. XII + 300 p.
5. Stoletie Voennogo ministerstva 1802-1902. Voenno-turemnuya uchrezhdeniya [Century of the Ministry of Defence of 1802-1902. Military and prison institutions] / originator А. V. Tavashtern. St. Petersburg, Printing house of suppliers of his Imperial Majesty of association M. O. Wolf, 1911. 583 + IV p.
6. Geltner, G. Medieval Prisons: Between Myth and Reality, Hell and Purgatory // History Compass: Blackwell Publishing. 2006. No. 4. P. 1-14.
7. Geltner, G. Coping in medieval prisons // Continuity and Change: Cambridge University Press. 2008. No. 23(1). P. 151-172.
8. Geltner, G. Isola non isolata. Le Stinche in the Middle // Annali di Storia di Ferenze: Pubblicazione periodica annuale. Ferenze University Press, 2008. No. III. P. 7-29.
9. Harding, C., Rawlings, P., Ireland, R., Hines, B. Imprisonment in England and Wales: A Concise History. Beckenham, UK, Croon Helm, 1985. xiii + 308 p.
10. Krause, T. Geschichte des Strafvollzugs. Von den Kerkern des Altertums bis zur Gegenwart. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1999. 151 s.
11. Langbein, J. H. The historical origins of the sanction of imprisonment for serious crime // The Journal of Legal Studies: The University of Chicago. Vol. V (1). 1976. Р. 35-60.
12. Sellin, T. Pioneering in Penology. The Amsterdam House of Correction in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 1944. 125 р.

Сведения об авторе

Нарышкина Наталья Игоревна: Владимирский юридический институт ФСИН России (г. Владимир, Российская Федерация), начальник кафедры уголовно-исполнительного права юридического факультета, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: natanaryshkina@mail.ru

Information about the author

Naryshkina Natalia Igorevna: Vladimir Law Institute of the FPS of Russia (Vladimir, Russia), the chief of Department of Penal Law of the Law Faculty, candidate of law, the associate professor. E-mail: natanaryshkina@mail.ru

УДК 343.813:94(47)

А. В. Родионов, Е. В. Емельянова

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ В РОССИИ

(XVI-XVII ВВ.)

В статье представлены результаты историко-правового исследования процессов привлечения осужденных к труду в России в XVI-XVII вв. Определено влияние церкви на процессы нормотворчества и исполнения уголовных наказаний в период раннего средневековья, а также влияние данного этапа на становление отечественной уголовно-исполнительной системы в исследуемом историческом периоде. Рассмотрены особенности влияния иностранного законодательства на отечественное нормотворчество и процессы рецепции в отечественной правовой системе норм греческого законодательства, а также законодательства европейских стран. В статье анализируется начальный этап формирования единой системы исполнения уголовных наказаний, связанный с появлением кодифицированных правовых источников и централизованной системы государственного управления во второй половине XVII в. Анализируются процессы развития системы исполнения наказаний в период начала петровских реформ. Исследованы особенности привлечения осужденных к труду, а также организационные аспекты функционирования системы исполнения наказаний.

© Родионов А. В., Емельянова Е. В., 2018 © Rodionov A. V., Emelyanova E. V., 2018

ТЮРЬМА ЗАКЛЮЧЕННЫЙ ТРУД РАБОТА ПРОИЗВОДСТВО ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПРИБЫЛЬ НОРМА ВЫРАБОТКИ prison
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты