Спросить
Войти

Коммеморативные практики музея Международного общества «Мемориал» на этапе становления движения (конец 1980-х начало 2000 гг. )

Автор: указан в статье

УДК 93/94 ББК 79.1

коммеморативные практики музея международного общества «мемориал» на этапе становления движения (конец 1980-х — начало 2000 гг.)

Е. Г. Путилова

Рассматривается проблема культурной и исторической памяти применительно к выставочной деятельности Международного общества «Мемориал». На основе анализа документальных отчетов по выставочной работе из Архива Международного Общества «Мемориал», автор раскрывает направления выставочной работы «Мемориала» с конца 1980-х до начала 2000-х гг.; обращает внимание на специфику коммеморативных практик общественного хранилища. В заключение статьи, автор делает вывод о том, что содержание выставочной работы «Мемориала» объяснялось целями и задачами мемориальского движения в целом. Кроме того, исследование показало, что мемориальские выставки обладают специфическим и чертами, отличающими их от классических музейных или архивных экспозиций: «комплексный подход» к организации выставок позволял сопровождать данные мероприятия вечерами памяти, просмотром кинолент, обсуждением научных проблем истории репрессий.

выставочная работа Общества «Мемориал» началась в 1988 году. Вплоть до начала 2000-х гг., рассматривая организуемые «Мемориалом» выставки, мы можем увидеть качественные изменения в их содержании.

Безусловно, нельзя не заметить прямой преемственности выставочной работы с идеологией движения «Мемориал» в целом. Рассматривая деятельность Общества с этих позиций, отметим, что в 1988 году основная задача мемориальцев заключалась в том, чтобы «донести» до общественности свои планы, рассказать о специфике мемориальской работы, привлечь в свои ряды новых добровольцев. Поэтому, среди мероприятий «Мемориала» в этом году, мы увидим, например, встречи с интеллигенцией — представителями московских вузов (см. табл. 1).

Кроме того, принимая во внимание тот факт, что в 1988 году Мемориалом» проводилась активная работа по разработке проектов памятника жертвам репрессий в Москве, то все выставочные мероприятия «Мемориала» были нацелены на реализацию «дополнительной» задачи — выставки проектов памятника, а также сбором средств на его сооружение.

1989 год был наиболее «богат» на выставки (см. табл. 2). К этому времени, мемориальцы понимают,

что, помимо воздвижения памятника жертвам политических репрессий, их миссия — гораздо более глубокая: «сохранение и увековечение памяти обо всех жертвах тоталитаризма; восстановление исторической правды о преступлениях сталинизма, изучение их причин и следствий» [11]. В связи с этим, и выставочные мероприятия «Мемориала» в 1989 году носили ярко выраженный исторический характер, и были посвящены истории тоталитаризма, истории политических репрессий в СССР. Кроме этого, видно, что многие из этих мероприятий проводились при содействии Союза художников СССР, поэтому, исторические выставки облачаются в красочную художественную форму.

С особенным размахом, в 1989 году прошла выставка к 50-летию Пакта Молотова-Риббентропа, которая получила широкий общественный резонанс и привлекла внимание научного сообщества государств Советского Союза. Выставка «Дружба, скрепленная кровью...» была организована Научно-информационным центром Всесоюзного общества «Мемориал» (ДК им. Русакова, г. Москва). В выставке участвовали: Общество «Тремтинис (Литва), Бре-менский университет (ФРГ), Варшавский гражданский комитет «Солидарность», Центр Второго Мира

таблица 1

Выставочная работа общества «мемориал» в 1988 г.

Дата название/содержание выставки

19— 25 ноября 1988 г. Выставка «Неделя Совести», МЭЛЗ, г. Москва (выставка проектов «Мемориала»; экспозиция исторических материалов; проведение вечеров памяти) [4]
28 ноября 1988 г. Авторский вечер Евгения Евтушенко «Памяти жертв сталинизма», Кремлевский Дворец Съездов, г. Москва (кроме этого, на вечере состоялся сбор средств на сооружение в Москве памятника жертвам репрессий; вечер проводился под лозунгом «Помогайте «Мемориалу») [3]
20 декабря 1988 г. Встреча с «Мемориалом» в Институте философии (разговор о целях и задачах Общества «Мемориал»; сбор средств в фонд помощи Армении раненым армянским детям, лежащим в Филатовской больнице в г. Москве) [9]
21 декабря 1988 г. Встреча мемориальцев с учеными МГУ (А. Рогинский, Ю. Афанасьев беседовали с научной интеллигенцией о том, что есть «Мемориал», его цели, будущее) [9]

Таблица 2 Выставочная работа общества «мемориал» в 1989 г.

Дата название/содержание выставки

16 января—14 февраля 1989 г. Выставка исторических материалов из архива «Мемориала», а также, проектов памятника жертвам сталинизма. Мероприятие проводилось совместно с дК Института атомной энергии им. И. В. Курчатова. В рамках выставки проводились встречи с учеными-историками, деятелями искусства. Кроме этого, были организованы вечера памяти (например, 24 января — вечер памяти репрессированных генетиков; 27 января — вечер памяти репрессированных физиков; 3 февраля — вечер памяти Н. Тимофеева-Рессовского; и т. д.) [3]
4 марта 1989 г. Выставка «Неделя Совести», МГИМО, г. Москва [4]
24 марта 1989 г. Выставка произведений московских художников «Памяти жертв сталинизма», Центральный Дом художников, г. Москва (совместное мероприятие «Мемориала» и Союза художников СССР) [9]
20 мая 1989 г. Вечер репрессированной религии, ДК «Серп и молот», г. Москва [9]

? 1989 г. Выставка «Н.С. Хрущев. Те десять лет», Дворец молодежи, г. Москва [2]

15 сентября 1989 г. Безымянная выставка Музея Революции [2]
9 октября 1989 г. Выставка «Политическое завещание Ленина» [2]
15 ноября 1989 г. Вечер памяти Якова Евгеньевича Харона, Дом кинематографистов, г. Москва [3]
1 декабря 1989 г. Выставка «Возвращенные имена», посвященная москвичам — жертвам сталинских репрессий, Музей истории, г. Москва
11—18 декабря 1989 г. Цикл вечеров «Поэты против тоталитаризма» (совместное мероприятие Московского отделения «Мемориал» и литературно-музыкальной студии «Прямая речь») [3]
20 декабря 1989 г. Панихида у Румынского посольства («выражая волю тысяч москвичей просим передать народу наши поздравления по случаю свержения тиранического режима Чаушеску... Верим в демократическое будущее Румынии») [9]

июль—август 1989 г. Выставка «Мемориала» в Музее-заповеднике на Соловках (от «Мемориала» был Охо-тин Никита Глебович) [3]

20 августа 1989 г. Круглый стол демократической общественности, посвященный межнациональным проблемам в Советском Союзе, Дом художников СССР [9]
23—30 августа 1989 г. Выставка к 50-летию пакта Молотова — Риббентропа «Дружба, скрепленная кровью.»

(Амстердам), Общество «Мартиролог Белоруссии», Общество «Мементо» (Эстония), Львовская организация «Мемориал», Институт истории и географии Восточной Европы (ФРГ) и др. [2]

Содержание выставки было очень насыщенным. Так, прозвучал доклад «Советско-германский договор о ненападении и его исторические последствия» (С. З. Случ); организован показ документальных кинофотодокументов; показ художественного фильма «Человек из мрамора» (реж. А. Вайда, ПНР), документальных фильмов: «Белые пятна истории» (Рига), «Мемориал» (Рига).

Представители правозащитных демократических организаций из прибалтийских республик привезли свои материалы и оформили самостоятельные стенды, органично вписавшиеся в общую экспозицию. Наиболее интересными экспонатами на выставке были копии секретных протоколов с подписями Молотова и Риббентропа, а также секретные протоколы к договору о дружбе и границе от 28 сентября 1939 года с аналогичными подписями; копия карты с подписями Сталина и Риббентропа, на которой была проведена разграничительная линия сфер интересов Советского Союза и фашистской Германии; фотографии, отражавшие различные этапы тесного советско-германского сотрудничества с 23 августа 1939 до 22 июня 1941 года. В рамках этой недели были специально проведены дни литвы,

латвии и Эстонии с дискуссиями по проблемам оккупации этих стран советскими войсками летом 1940 года [5].

В рамках выставки историко-просветительское общество «Мемориал» провело тематический кинопоказ «Кино тоталитарной эпохи». Были показаны следующие фильмы: «триумф воли» (реж. Л. Рифеншталь, Германия, 1935 г.); «Колыбельная» (реж. Д. Вертов, СССР, 1937 г.); «Великое зарево» (реж. М. Чиаурели, СССР, 1937 г.); «Юный гитлеровец Квекс» (реж. Х. Штайнхоф, Германия, 1933 г.); «Старая гвардия» (реж. А. Блазетти, Италия, 1935 г.); «Бежин луг» (реж. С. Эйзенштейн, СССР, фотофильм); «Предатель» (реж. К. Риттер, Германия, 1936 г.); «Ошибка инженера Кочина» (реж.

A. Мачерет, СССР, 1939 г.); «Концерт по заявкам» (реж. Э. фон Борсоди, Германия, 1940 г.); «Трактористы» (реж. И. Пырьев, СССР, 1939 г.)

Кроме этого, были организованы два круглых стола: «Различные точки зрения на советско-германский договор 1939 года» и «Искусство тоталитаризма». В целом, в проведении круглый столов принимали участие: народные депутаты СССР — Ю. Афанасьев, А. Адамович, Э. Клумбис, Ю. Ка-рякин, М. Захаров, М. Лауристин, М. Лауринкус; историки — д. Волкогонов, М. Гефтер, С. Кулиш,

B. Поликарпов, А. Орлов, А. Якушевский; искусствоведы — М. Тровская, Н. Зоркая, И. Уварова и др.

Коммеморативные практики музея международного общества «Мемориал» на этапе становления движения...

Е. Г. Путилова

Специфика выставок «Мемориала» в 1989 году заключалась еще и в том, что практически все они сопровождались кинопоказами художественных/документальных фильмов по теме репрессий. Данный факт визуализации, по нашему мнению, служил хорошей основой для привлечения граждан к мемори-альской тематике, действуя на психоэмоциональную составляющую человеческого сознания.

Исторический характер выставочной работы «Мемориала» в 1989 году, как и в следующем, 1990-м году, по нашему мнению, был актуален еще и по той причине, что в это время происходит массовое открытие архивных документов по репрессивному прошлому страны, вследствие чего, мемориальцы получили неплохую источниковую базу для исследований «белых пятен» истории.

Уклон в сторону изучения последствий тоталитаризма можно проследить исходя из планов выставочной работы «Мемориала» на 1990-й год.

С 1990-х гг., со спадом общественного интереса к теме репрессий, с началом процесса засекречивания архивных документов — историческое направление работы «Мемориала» теряет ту актуальность, которую оно имело в конце 1980-х гг.

Среди выставочных мероприятий «Мемориала» в 1990-м году, особого особо хотелось бы отметить — выставку «Соловецкие лагеря особого назначения 1923-1939 гг.» и серию мероприятий «Мемориала», посвященных 50-летию трагических событий в Катыни, а также выставку «Творчество в лагерях и ссылках».

Выставка «Соловецкие лагеря особого назначения 1923-1939 гг.», Донской монастырь, г. Москва. в рамках выставки проводились встречи с бывшими заключенными ГУЛАГа, писателями, поэтами, художниками, кинематографистами; показ художественного публицистического фильма «Власть Соловецкая» и документального фильма «Соловецкие лагеря особого назначения» [3].

Посетителям выставки было предложено написать отзыв о представленных на ней проектах памятника жертвам политических репрессий. Изучение отзывов (а их в Архиве Международного общества «Мемориал» оказалось — 201), показало, что многие (большинство!) были по-настоящему тронуты темой репрессий. Вместо обычного голосования за тот или иной проект памятника, граждане оставляли очень душевные записки, объясняющие их выбор, пожелания в адрес мемориальцев. Контингент посетителей выставки был широк: от студентов до пенсионеров, люди разных профессий, из разных городов страны (Москва, Киров, Великие Луки и т. д.)

С 22 апреля по 10 мая 1990 г. в московском Киноцентре прошла выставка под названием «Катынь», посвященная 50-летию Катынской трагедии — расстрела польских офицеров в апреле — мае 1940 года. Решение о проведении выставки было принято Правлением «Мемориала» в конце 1989 года.

Выставка состояла из двух частей. Первая часть представляла собой портретную галерею — довоенные фотографии 400 и 15 000 польских офицеров, расстрелянных органами НКВД на территории СССР весной 1940 года в Катыни и в других местах, тогда еще неизвестных. Эти снимки Станислав Янковский

собирал по всей Польше у семей жертв Катыни. Вторая часть выставки включала копии документов, освещавших историю развития отношений Германии и России с 1939 по 1945-й год, а также современные советские публикации на тему Катыни [7].

В рамках мероприятия, осуществлялась поездка членов Польской делегации в Катынь, научная конференция, совместная выставка с Краковским музеем исторической фотографии, а также, показ Польских художественных фильмов: «Без обезболивания» (реж. А. Вайда); «Был джаз» (реж. Ф. Фальк); «Константа» (реж. К. Занусси); «Человек из мрамора» (реж. А. Вайда); «Больница преображения» (реж. Е. Жебровский); «Открытка с дороги» (реж. В. Дзики), «Был джаз», «Больница преображения», «человек из железа» (реж. А. Вайда), документальный фильм «Катынский лес» (реж. Марсель Лозиньский) [2].

По словам В.А. тихановой, организатора выставки «Искусство ГУЛАГа», при отборе работ на выставку строго соблюдалось лишь одно условие — место исполнения произведения. Эстетические критерии оставлялись в стороне, потому что за каждым предметом, рисунком — человеческая трагедия, все они — драгоценные реликвии того времени, свидетельства истории.

Отбывающему срок в исправительно-трудовом лагере художнику, прежде чем официально получить право трудиться хотя бы около своей профессии, надо было отбыть на общих работах: на лесоповале, сплаве, руднике, золотом прииске, стройке и так далее. После этого он уже мог получить статус маляра, оформителя стенгазеты и клуба, сценографа там, где была самодеятельность, а вместе с этим — доступ к бумаге, карандашам, краскам и к рисованию — тайно, урывками — для себя. Эти произведения, выполненные графитным карандашом или пером и тушью, фиолетовыми чернилами, отдельные, чудом уцелевшие работы маслом составляют фонд собственно репрессированного искусства. Если в условиях ссылки творчество, кроме внутренних причин, зависело от наличия необходимых материалов, то в лагере зависимость была куда более многоступенчата и сложна.

таким образом, если в 1990-м году проводится ряд выставочных мероприятий по истории репрессий в СССР (см. табл. 3), то, уже с 1991 года, работа в данном направлении ослабевает. В выставках 1990-х гг. мы не встретим (или крайне редко увидим) обращение к тоталитарному прошлому. Преимущественно, это — Вечера памяти поэтов, писателей, художников, — внесших огромный вклад в культурную жизнь нашей страны.

В начале же 1990-х, «Мемориал» начинает «погружаться» в правозащитную тематику (несмотря на то, что, правозащитой, Общество занимается с 1988 года). Данный факт нашел отражение и в содержании выставочных мероприятий «Мемориала». Так, в конце 1991-го начале 1992 гг., была запланирована выставка по становлению правовой культуры в странах Западной Европы и Америки, в рамках которой предусматривалось организовать подборку материалов по развитию права в дореволюционной России и СССР.

таблица 3 Выставочная работа общества «мемориал» в 1990-е гг.

Дата название/содержание выставки

15 февраля 1990 г. Вечер «Трагедия победителей» — проводился «Мемориалом» к Дню Советской Армии и ВМФ. На вечере прозвучали сообщения мемориальцев о репрессиях в Красной Армии 1920—30-х гг., выставка фото-, архивных документов и реликвий [9]

май 1990 г. Выставка «Соловецкие лагеря особого назначения 1923—1939 гг.», Донской монастырь, г. Москва.

22 апреля — 10 мая 1990 г. Серия мероприятий «Мемориала», посвященных 50-летию трагических событий в Катыни
5 июня 1990 г. Выставка «Творчество в лагерях и ссылках», ДК Молодежи, г. Москва [4]
20 —23 декабря 1991 г. «Четыре вечера с Мастером» — посвящены памяти Л. Л. Оболенского (Общество «Мемориал» совместно с областным фондом культуры, областным кино-видео объединением, кинотеатром «Знамя», областной молодежной газетой «Команда»), кинотеатр «Знамя», г. Москва [9]

? 1991 — начало 1992 гг. Выставка «Мемориала» по становлению правовой культуры в странах Западной Европы и Америки [2]

6 марта 1992 г. Киновечер «Сталин умер вчера» и премьера художественного фильма «А в России опять окаянные дни», кинотеатр «Форум», г. Москва [2]
9 июня 1995 г. Выставка «Творчество в лагерях и ссылках», Фотоцентр, г. Москва [4]
12 ноября 1996 г. Вечер памяти Юрия Айхенвальда и презентация первого российского издания его книги «Дон Кихот на русской почве» [3]
19 ноября 1995 г. Вечер «70 лет со дня рождения Юлия Даниэля», Дом актера, г. Москва [3]

Начало 2000-х гг. является периодом расцвета всех направлений деятельности «Мемориала». Качественное содержание выставок в начале 2000-х гг. стало иным (см. табл. 4). Мы не имеем в виду, что в ранний период более многочисленный состав выставок «Мемориала» был качественно низким. Нет. Поменялось качество иного плана: «Мемориал» стал выходить в буквальном смысле, на мировой уровень, о чем свидетельствуют, например, международные выставки в Брюсселе, Женеве, Милане.

С огромным размахом прошла с 4 декабря 1999 по 23 января 2000 года, в Милане, документальная выставка «ГУЛАГ: Система лагерей в СССР». В экспозиции были представлены несколько сотен фотографий и документов, рисунки художников-заключенных, предметы лагерного быта. За полтора

месяца выставку посетили около 60 тысяч человек.

По словам одного из кураторов выставки — Н. Г. Охотина, — «было несколько главных образов, формирующих идеологическое пространство выставки, — толпа, стена, дорога. Они всплыли неумышленно, их вытолкнул сам материал, и оказалось, что неважно, когда и где остановилось мгновенье: на Беломорканале, на Соловках, на Колыме, на БАМе или еще где. Люди что-то делают, муравьино копошатся или идут куда-то строем или толпой. Люди, отделенные от других стеной, проволокой, забором, насыпью, лесом. И бесконечная, бесцельная дорога. Недаром чаще всего задавали вопрос: «а зачем был ГУЛАГ?» — Действительно, зачем? И еще другой: «А почему не боролись?» — Действительно, почему?» [6]

Дата название/содержание выставки

4 декабря 1999 — 23 января 2000 гг. Документальная выставка «ГУЛАГ: Система лагерей в СССР», Милан (Италия)

июнь 2002 г. Выставка «Мемориала» в Брюсселе [4]

март — апрель 2003 г. Выставка «Мемориала» в Женеве, посвященная истории борьбы за права человека в России, Дворец Наций, Женева [4]

24 декабря 2004 — 3 февраля 2005 гг. Выставка «Скажи мне, кто твой враг» (Политехнический музей, Институт культурной политики, Международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество «Мемориал»), Мраморный выставочный зал Политехнического музея г. Москва
11 апреля 2005 г. Международная выставка «Невольники Третьего Рейха»

с 29 апреля — 6 мая 2009 г. Художественная выставка «Времена не выбирают». Москва, Центральный выставочный зал Московского дома художников. 2009. Совместно с правительством Москвы, Союзом художников и др.

2010 г. Художественная выставка «Михаил Рудаков. Графика. 1940—1960». Участие «Мемориала»: 65 экспонатов. Москва, Центральный дом художника. Совместно с Галереей <^е11ит»

Таблица 4

Выставочная работа общества «мемориал» в начале 2000-х гг.

Коммеморативные практики музея международного общества «Мемориал» на этапе становления движения...

Е. Г. Путилова

Сильнее всего работали большеформатные фотографии. Было подобрано более 500 документальных снимков самого разного времени — от 1920-х до нынешних дней (заброшенные зоны). В основном лагерная жизнь, работа, но были и портретные фото, и фотографии с политических процессов, и снимки тюремных интерьеров, пейзажи. Сравнительно небольшое место занимала лагерная графика — жанровые и портретные зарисовки. Несколько плакатов и две-три витрины лагерного быта — посуда, одежка, самоделки разные. Документов тоже было мало — читать их иностранцу было невозможно. Поэтому, немногочисленные документы (и подлинные, и копии) играли роль вещей или картинок: крохотная тайная ксива из тюрьмы, детские каракули маме-зэка к празднику, список бригады (опять люди в клеточках), семейный снимок с вырезанным чьим-то лицом и т. д. [6]

В целом, спецификой выставочной работы «Мемориала» начала 2000-х гг. стало — стремление рассматривать те или иные проблемные темы в комплексе, в системе. То есть, если ранее мы наблюдали выставки либо на исторические, либо на правовые темы, либо выставки в виде вечеров памяти, либо в виде кино-, фото- показов, либо выставки в рамках научно-практических конференций/семинаров, то, сейчас — в одной выставке могут присутствовать в комплексе все вышеперечисленные компоненты.

таким образом, повышение уровня организованности подобных мероприятий, использование научных подходов к их организации, системность и плановость — все это позволяет нам охарактеризовать выставочную работу начала 2000-х гг. — как «выставки нового формата». Здесь же, отметим, что с начала 2000-х гг. к организации проведения выставок мемориальской направленности начали подключаться государственные структуры, государственные архивы, благотворительные фонды, расширяется круг международных организаций, с которыми «Мемориала» вступает в сотрудничество. В качестве одного из ярких примеров подобных мероприятий можно отметить Международную выставку «Невольники Третьего рейха» (2005 г.), подготовленную в рамках реализации Перечня основных мероприятий программы «Победа», утвержденного Президентом Российской Федерации. Выставка проходила в Центральном государственном музее современной истории России, г. Москва. Организаторы мероприятия: Международное общество «Мемориал», ФГУ «Фонд взаимопонимания и примирения», Федеральное архивное агентство, Государственный архив Российской Федерации, благотворительный фонд «Долг Совести». В подготовке выставки приняли участие представители государственных и общественных организаций Белоруссии, украины, Польши, Чехии, Германии и Австрии [2].

Тема выставки звучала как: принудительный труд, нарушения прав человека во всех его проявлениях. В программе данного мероприятия, также, предполагалось провести 6 мая — награждение победителей 6-го ежегодного конкурса «человек в истории»; 7 мая — дискуссия «Мосты между поколениями», в рамках которой проходила встреча

победителей школьного конкурса с ветеранами, узниками концлагерей и ГУЛАГа. Кроме этого, в рамках выставки прошел научно-практический семинар для учителей из регионов по проблемам преподавания темы Великой Отечественной войны «Судьба под знаком OST».

Таким образом, на основе документальных отчетов по выставочной работе, хранящихся в архиве Международного общества «Мемориал», мы попытались проанализировать выставочные мероприятия Общества с 1988 по начало 2000-х гг. в ходе исследования, мы заметили, что содержание выставок во многом объяснялось целями и задачами мемориальского движения в целом.

Отметим, что выставочная работа «Мемориала» в некоторой степени, отличается от подобной формы работы в музеях или архивах: под мемориальскими выставками понимались не только экспозиции архивных документов или музейных экспонатов, — выставки сопровождались вечерами памяти, просмотром кинолент, обсуждением научных проблем истории репрессий.

Положительные изменения пережила выставочная работа «Мемориала» и в плане расширения круга вовлеченных в организацию проведения выставок: если, первоначально, с конца 1980-х гг. в числе организаторов были лишь организации-учредители Общества, то, в конце 1990-х — начале 2000-х гг. к этой работе подключаются государственные органы, государственные архивы, музеи, другие общественные организации, и, безусловно, зарубежные партнеры.

Литература и источники

1. «Времена не выбирают» творчество в лагерях и на воле [Электронный ресурс]. — URL: http://old.sakharov-center.ru/museum/ exhibitionhall/ vremena-ne-vibirayut (дата обращения 10.05.2013 г.)
2. Выставочная работа «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.
3. Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.
4. Выставочные работы «Мемориала» //Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.
5. Дружба, скрепленная кровью. Как Гитлер и Сталин Польшу делили: интервью с С. Случ. [Электронный ресурс] (дата обращения 10.05.2013 г.)
6. Если музу видит узник, Гулаг — Система лагерей в СССР [Электронный ресурс] // URL: http://memo.ru/ about/bull/b22/72.htm (дата обращения 10.05.2013 г.)
7. Катынь. Выставка. Мемориальный комплекс [Электронный ресурс] // URL: http://memo.ru/about/bull/ b22/69.htm (дата обращения 10.05.2013 г.)
8. Отчет о работе по разделу выставок за 1989 год В. А. Тихановой // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.
9. Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.
10. Тиханова, В. Из предисловия к каталогу «Творчество в лагерях и ссылках» [Электронный ресурс] / В. Тиханова. — М., 1990. — URL: http://memo.ru/about/ bull/b22/72.htm (дата обращения 10.05.2013 г.)
11. Устав Всесоюзного добровольного историко-просветительского общества «Мемориал» от 28 января 1989 года //Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 19.

ПУТИЛОВА Елена Геннадьевна, Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия (г. Нижний Тагил), канд. ист. наук. Сфера научных интересов: история международного общества «Мемориал», историческая память, современное источниковедение. E-mail: putilovaelena2011@mail.ru, elenastumbris@yandex.ru

Поступила в редакцию 08 декабря 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2015, vol. 15, no. 1, pp. 43—48

commemorative practics of the MUSEUM OF the international "MEMORIAL" MOVEMENT (END 1980-s — THE BEGINNING 2000-s)

E. G. Putilova, Nizhniy Tagil State Social and Pedagogical Academy, Nizhniy Tagil, Russian Federation, putilovaelena2011@mail.ru, elenastumbris@yandex.ru

It&s well known, that the archives, libraries and museums are keepers of the historical memory of nation. All of these elements must be in a closely connection to each other, because it should help to decide the problem of the keeping of the historical memory "in complex".

Usually, people think that only governmental archives, libraries and museums can be the keepers of the historical memory of nation. Many of us forgot, that the social organizations could be the special keepers of our historical memory too.

So, the author of this article considers the historical work of the International movement "Memorial", for example, his active exhibition&s work in the end of 1980 — beginning 2000-s. There were the special moments of that work: the first — all exhibitions were devoted by the theme of the political repressions and the second — the exhibitions were organized by not only the museum of the "Memorial" but by the archive and library of the "Memorial" together.

References

1. "The times are not chosen" // URL: [Electronic resource] http://old.sakharov-center.ru/museum/exhibitionhall/vremena-ne-vibirayut (the data of the attention: 10.05.2013 r).
2. The exhibition&s work of "Memorial" // Archive of the International "Memorial" movement. The File № 53.
3. The exhibition&s work // Archive of the International "Memorial" movement. The File № 54
4. The exhibition&s works of "Memorial" // Archive of the International "Memorial" movement. The File № 88.
5. "A friendship tied by blood" / interview with S. Sluch // URL: [Electronic resource] http://memo.ru/about/bull/b22/67.htm (the data of the attention: 10.05.2013 r.).
6. "If the prisoner see a muse", Gulag — is a system of the zones of USSR" // URL: [Electronic resource] http://memo.ru/ about/bull/b22/72.htm (the data of the attention: 10.05.2013 r.).
7. "Katun&. The exhibition. The memorial&s complex" // URL: [Electronic resource] http://memo.ru/about/bull/b22/69.htm (the data of the attention: 10.05.2013 r.).
8. The report of about the exhibitions by V.A. Tikhanova // Archive of the International "Memorial" movement. The File № 53.
9. The early measures of "Memorial" // Archive of the International "Memorial" movement. The File № 71
10. V.A. Tikhanova "Art and Life in the Gulag" // URL: [Electronic resource] http://memo.ru/about/bull/b22/72.htm (the data of the attention: 10.05.2013 r).
11. The Charter of "Memorial" movement in USSR (from 28.01.1989) // Archive of the International "Memorial" movement. The File № 19.

Received Desember 8, 2014

ИСТОРИЯ РОССИИ ОБЩЕСТВО "МЕМОРИАЛ" ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ "memorial" movement russian history historical memory political repressions
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов