Спросить
Войти

Мэтью Хилтон. Курение и общение

Автор: указан в статье

Мэтью Хилтон

КУРЕНИЕ И ОБЩЕНИЕ*

Совместное курение сигарет - один из самых заметных социальных ритуалов в западном мире. «До привыкания, до простой привычки, даже до того, как человек осознает, какое удовольствие курить в одиночестве, курение является групповым действием» (с. 166).

Уже в XIX в. табачные компании в Англии стремились создать некое «табачное братство», выпуская специальные открытки, плакаты и календари. Излюбленным местом курения состоятельных слоев был джентльменский клуб. «Это была своего рода курительная утопия - идеал отдыха, созерцательности, неспешной беседы и, главное, абсолютной сосредоточенности на удовольствии от курения сигары. Мужчины приходили сюда, чтобы находиться исключительно в обществе других мужчин, а также своих трубок и сигар» (с. 169-170).

Для простого люда таким же раем были трактиры и пивные. Здесь раскуривали различные виды слабого табака в глиняных трубках. Трубки со сложной формой стоили пенни, но коротенькие трубки большинство посетителей могли получить бесплатно в трактире или пивной.

Начало массового производства сигарет в середине 1880-х годов привело к революции в способах курения, однако общинные и

* Хилтон М. Курение и общение // Smoke: Всемирная история курения / Под ред. Сандера Л. Джилмена и Чжоу Сюнь; Пер. с англ. А. Валиахметовой, А. Летучего, И. Машковой. - М.: НЛО, 2012. - С. 166-176. 200

Курение и общение

социальные элементы этого обычая остались прежними. Для мальчиков из рабочей среды улица стала ареной, где они отстаивали свою рано сформировавшуюся мужественность. Такой показной способ курения - публика важнее вкуса и удовольствия - сохранялся и во взрослом возрасте. В культуре пабов сигарета в сочетании с определенными жестами или словами оставалась одним из важнейших средств демонстрации мужественности. «Предлагая сигареты друзьям и знакомым в пивной, люди определяли свой близкий круг» (с. 173). Даже сам словарь общения строился вокруг ритуала курения и обозначал особую гендерную идентичность курильщиков.

Генерал Джон Першинг заметил, что и в Первую, и во Вторую мировую войну поставки табака в армию были важнее продовольственных - сигареты поддерживали чувство сплоченности и дисциплину. «Сигареты помогли выиграть войну, но, с другой стороны, две мировые войны превратили британцев в нацию курильщиков» (с. 173). К концу 1940-х годов около 4/5 взрослых мужчин и 2/5 женщин регулярно курили. Реклама табачных компаний изображала мир как громадное общество курильщиков.

Новая социальная идентичность курильщиков складывается как реакция на рост активности медиков и законодателей в борьбе против курения. «Есть новая страна Мальборо - не одиноких ковбоев, а сплоченных городских групп, объединившихся против осуждения, исходящего от тех, кто заботится об общественном здоровье» (с. 175).

К. В. Душенко

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты