Спросить
Войти

Происхождение славян: концепции и их источники в образованной среде Российской империи в первой половине XVIII в.

Автор: указан в статье

Секция «История» 33

глашенной Республики Сербской и Республики Сербской Краины; объектом внимания также стали страны - члены Совета безопасности ООН, принимавшие активное участие в разрешении конфликта, Международный комитет по бывшей Югославии, а также политика указанных стран и организации в отношении СРЮ. Это позволит нам проанализировать геополитическую ситуацию, в рамках которой Югославии приходилось вести свою внешнюю политику в 1992-1996 гг. Основываясь на проанализированных данных, мы сможем выделить те задачи, которые в рамках внешнеполитического курса СРЮ вставали перед страной в этот период. Все это, наконец, позволит проследить изменение внешнеполитического курса страны в течение 1992-1996 гг. Здесь изначально мы можем выделить два ключевых этапа: 1992-1994 гг., когда руководство «третьей» Югославии пытается вести активную политику на всех фронтах, в первую очередь дипломатическим путем продолжая поиск решения накопившихся проблем; и 1994-1996 гг., когда Югославия, изменив свою позицию по ряду важных вопросов, при посредничестве ООН и МКБЮ, а также под давлением США и ЕС приходит к компромиссам с бывшими югославскими республиками и садится за стол переговоров.

Степанов Д.Ю.

Москва

Происхождение славян: концепции и их источники в образованной среде Российской империи в первой половине XVIII в.

Концепции происхождения славян интересны для нас в первую очередь тем, что они являются важной составляющей этнического конструкта и в определенной степени отражают уровень развития этнического самосознания представителей интеллектуальной великоросской и малоросской элиты первой половины XVIII в.

Основные нарративы, содержащие в себе версии о происхождении народов - предков православного населения Российской империи, создавались в первой половине столетия в кругах близких трем крупнейшим интеллектуальным центрам империи - Киево-Могилянской академии, Славяно-греко-латинской академии и Академии наук. В каждом из перечисленных центров формировались свои традиции написания подобных сочинений.

Среди источников исторических сочинений, написанных в первой половине XVIII в. можно выделить сочинения иностранных авто34 Секция «История»

ров - Цезаря Барония, Матвея Стрыйковского, а также произведения, созданные в Киеве и в Москве во второй половине XVII в.

В изучаемых произведениях отражен процесс дальнейшей этни-цизации исторических взглядов их авторов. В следствие развития критического подхода постепенно уходит на второй план традиция поиска происхождения народа «по созвучию» (например «хазары - казаки»), а также дальнейшая секуляризация - так постепенно исчезают легенды о происхождении народов от ветхозаветных персонажей.

Сопов В.И.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва

Правительствующий совет Сербский как орган гражданско-правового регулирования в 1807-1813 гг.

Гражданско-правовое регулирование имущественных отношений в повстанческой Сербии сравнительно редко становилось объектом исследования в работах отечественных и сербских историков. Отчасти это можно объяснить довольно слабым освещением этих вопросов в сохранившихся фрагментарно источниках. Вместе с тем, после начала ключевого этапа формирования основ повстанческой государственности в 1807 г. остро встал вопрос о собственности, прежде всего - о переходе прав на землю и имущество турецкого населения Белградского пашалыка, которое было уничтожено или изгнано в ходе восстания. Целостная картина судьбы прав на это имущество поможет решить некоторые спорные вопросы, касающиеся социального строя повстанческой Сербии, и прояснить вопрос о государственно-правовой характеристике освобожденных повстанцами территорий.

Важнейшим органом регулирования процесса перехода прав на отчуждаемое имущество турок Белградского пашалыка стал Правительствующий совет Сербский. По сведениям В.С. Караджича, вскоре после окончательного взятия Белграда в конце 1806 г. Совет занялся продажей мюльков - земельных участков, попавших в результате кризиса военно-ленной системы в конце XVIII в. в безусловное владение бывших спахий-тимариотов. Очевидно, в 1807-1808 гг. повстанческое государство de facto приняло на себя часть функций «совокупного феодала», поскольку деньги за продаваемое имущество поступали в своего рода государственный бюджет - Народную казну.

Наиболее примечательным моментом рассматриваемого процесса является передача Правительствующим советом прав собственности

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты