Спросить
Войти

Становление правового (конституционного) государства в Нигерии

Автор: указан в статье

УДК 34 ББК 67

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО

(КОНСТИТУЦИОННОГО) ГОСУДАРСТВА В НИГЕРИИ

ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ,

доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры конституционного и муниципального права московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

МАРАТВИЛЬДАНОВИЧ САУДАХАНОВ, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин КИ Всероссийского государственного университета юстиции

(РПА Минюста России) Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право

E-mail: evg.hazow@yandex.ru E-mail: northen.wind@bk.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены особенности становления правового (конституционного) государства в Нигерии: история и современность.

Annotation. In this article we explore some peculiarities of rising of constitutional state in Nigeria: history and present time. The authors make analysis and give conclusions.

Возникновение системы права вообще и развитие административного права в частности, несомненно, являются важным этапом в истории Нигерии и развитии государственности этой африканской страны с самым большим населением на континенте.

Известный нигерийский ученый С. Олугбенга1 пишет:

«С 1863 года, когда английская правовая система была привнесена в Нигерию, стала развиваться законодательная деятельность. Одним из наиболее значимых результатов этой деятельности стало принятие в 1914 году Закона о создании Верховного суда Нигерии, что позволило проводить более эффективное внедрение норм английского общего права, а также отправление правосудия на основе права справедливости. Таким образом, английский административно-правовой режим, основанный на общем праве Англии, стал прототипом для создания административно-правовой системы Нигерии».

После длительного колониального режима, попыток построения гражданского общества, военного режима последней четверти XX в. Нигерия наконец в 1999 г. провела президентские выборы и провозгласила демократический путь развития государства. В самом начале колониального правления то сообщество, которые мы сегодня называем Нигерия, состояло более чем из двухсот этнических и языковых групп. Колониальное руководство заложило основы западноевропейской системы управления государством и в 1863 г. присоединило остров Лагос. Начало было положено, и к 1898 г. в Нигерии существовало три отдельных британских управления. Первое из них находилось на прежней территории британской колонии и позже протянулось вплоть до прибрежной зоны Нигерии для того, чтобы придать экономический смысл существующему правовому режиму. Второе находилось на севере и было организовано сэром Голди — представителем Королевской нигерийской компании, которая монополизировала торговлю в этом районе, а также в некоторых районах близ рек на юге. Третье управление находилось в юго-восточной части страны, где общее управление осуществляло Министерство иностранных дел Великобритании, при этом обеспечивая защиту британским торговцам пальмовым маслом. В дальнейшем Нигерия была поделена на четыре административные единицы, включая Лагос в качестве столицы, а также Западную, Восточную и Северную провинции. Все они находились под контролем Британской Короны2.

Дальнейшее объединение страны произошло в 1912 г., когда лорд Лугард был назначен губернатором Северной и Южной провинций. В 1914 г. лорд Лугард объединил обе провинции в одну и провозгласил протекторат Нигерии со стороны Британской Короны. Далее губернатору при содействии исполнительного и законодательного советов было поручено создать и внедрить общую систему управления страной. И хотя Нигерия теоретически управлялась единым органом власти, на практике были очевидны многочисленные различия среди населения, что заставляло британское руководство действовать крайне осмотрительно и осторожно при внедрении каких-либо мер, имеющих общегосударственный характер.

Начало Второй мировой войны послужило толчком для развития национализма среди нигерийцев, а вскоре после окончания войны появилось большое количество политических партий, возглавляемых людьми из разных частей страны. Большинство из этих лидеров полагали, что политика унитаризма позволит им в быстрые сроки прийти к федеративному устройству государства. Обафеми Аволово, позже ставший премьером западного региона Нигерии, писал: «Нигерия — это не нация, а некое географическое явление. Нигерийцев в таком же понимании, как англичан, валлийцев, французов, не существует. Слово "нигериец" в большей степени призвано отграничить тех, кто живет в пределах государства Нигерия, от тех, кто здесь не живет3».

Примерно в том же ключе высказался первый премьер-министр независимой Нигерии Альхаджи Абу-бакар Тафава Балева на рубеже 40—50-х годов прошлого века: «После объединения Южной и Северной провинций в 1914 году Нигерия была единой страной только на бумаге. И она до сих пор далека от того, чтобы быть единой. Объединение Нигерии — это всего лишь намерение Великобритании».

В рамках правового государства особое место принадлежит конституционализму, который является стабилизирующим фактором, обеспечивает предсказуемость осуществляемой политики. Исходным началом конституционности является признание приоритетности принципа права, а не фактора силы. Закон становится основным инструментом, регулирующим различные стороны общественной жизни, определяющим границу власти. Верховенство закона является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности каждого человека и всего общества. Режим законности, торжество права в неразрывном единстве с приоритетом человека — самое главное в понимании природы правового государства.

Принятая в 1946 г. Конституция Нигерии разделила страну на три региона во главе с лейтенант-губернатором в каждом из них. Несмотря на подобное разделение, руководство регионами осуществлялось под общим контролем Генерал-губернатора. В октябре 1954 г. была принята и вступила в силу новая Конституция, провозгласившая Нигерийскую Федерацию, состоящую из федеральной земли Лагос, трех регионов и территории Южного Камеруна.

Таким образом, положения предыдущей Конституции были «повернуты в обратную сторону» и регионы получили большую автономию. Для руководителя каждого из регионов был учрежден пост губернатора, в то же время пост Генерал-губернатора сохранил свое существование. Конституция также закрепила основы для создания Национальной ассамблеи и Палаты вождей, однако эти органы не наделялись законодательными полномочиями, а их акты носили лишь рекомендательный характер.

Будучи непохожей на другие федеративные государства, такие как Канада, Соединенные Штаты Америки, Австралия, Нигерия начала развитие административной системы с централизации власти, концентрации ее в рамках одного административного органа, который, в свою очередь, передавал часть полномочий созданным на базе этого органа более мелким ведомствам. Как следствие, федеральное Правительство Нигерии сосредоточило в своих руках значительную власть, а штатам, которые и образуют Нигерийскую Федерацию, была передана лишь часть властных полномочий.

Конституция, принятая 1 октября 1960 г., провозгласила Нигерию свободной страной. Конституция 1963 г. окончательно утвердила федеративное устройство Нигерии, разделив государство на три региона и федеральную землю со столицей Лагос. Таким образом, политическое устройство как на федеральном, так и на региональных уровнях в значительной степени повторяло британскую парламентскую систему. На федеральном уровне у руководства страной находились Генерал-губернатор, являвшийся представителем Королевы, и избираемый Премьер-министр, который в

это же время, как правило, был и лидером политической партии, имеющей наибольшее количество мест в парламенте. Премьер-министр назначал министров из своих коллег по парламенту, а также председательствовал в Кабинете министров, который инициировал законодательную деятельность. Позже пост Генерал-губернатора был упразднен в связи с появлением такой должности, как президент, который уже не избирался, а назначался4.

Определенные политические проблемы федерализма в Нигерии проявились к 1966 г. Одной из них была односторонняя направленность законодательной деятельности федерального правительства, а также действий политических партий. Вторая проблема состояла в том, что каждый из регионов, по сути, находился под контролем доминирующей на этой территории этнической группы. И наконец, суть третьей проблемы заключалась в значительном различии размеров регионов относительно друг друга. Северный регион был намного больше остальных регионов страны, вместе взятых. Этот факт стал одной из причин, по которой военные вмешались в управление страной, что в дальнейшем привело к тридцатимесячной кровавой гражданской войне.

Государственный переворот, который попытались провести военные, состоялся 15 января 1966 г., но уже 16 января все вовлеченные в него офицеры были арестованы. Однако Премьер-министр, министр финансов и премьер Западного региона Нигерии погибли. Ответственность за руководство страной взял на себя Джонсон Агуйи-Айронси. Правительство Айронси издало Декрет № 34, согласно которому Нигерия возвращалась к унитарной форме государственного устройства.

В конце июля 1966 г. его правительство прекратило существование. На смену пришло правительство Якубу Говона, которое аннулировало принятый ранее Декрет № 34, и Нигерия вновь стала федеративным государством. В ответ на это решение лидеры восточной части страны изъявили желание отделиться. Ситуация накалялась, и перед началом гражданской войны правительство Говона учредило 12 штатов. Власть Говона прекратилась 29 июля 1975 г., когда его сменило правительство Мохаммеда Мурталы, передавшее бразды правления законно избранному правительству президента Шегу Шагари, который, в свою очередь, был свержен в 1983 г. Затем власть на два года закрепилась в руках правительства Мухаммаду Бухари и в 1985 г. перешла к правительству Ибрагима Бабангиды. После этого руководство страной осуществлял Временный правительственный совет во главе с Сани Абача. В конечном счете к власти в стране пришло правительство Абубакара Абдулсалами, которое провело в 1999 г. основанные на демократии законные выборы правительства Нигерии. В настоящее время Нигерия состоит из 36 штатов, а также федеральной земли со столицей Абуджа.

1 Olugbenga. Principles and Practice of Administrative Law in Nigeria. Jos, Mono Expressions Ltd., 1997. С. 1.
2 Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, Г.А. Василевича, Н.В. Румянцева. «ЮНИ-ТИ-ДАНА». М. 2012. С. 298 — 299.
3 Awolowo O. Path to Nigerian Freedom. L., 1947. С. 47, 48.
4 Административное право зарубежных стран: Учебник. 2-е издание / Под ред. Н.В. Румянцева. «ЮНИТИ-ДАНА». М. 2015.С. 329
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА НИГЕРИИ ПРАВОВОЕ (КОНСТИТУЦИОННОЕ) ГОСУДАРСТВО КОНСТИТУЦИЯ federative republic of nigeria constitutional state constitution
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов