Спросить
Войти

Акционерные формы промышленного предпринимательства России XIX века в дореформенный период (на примере Среднего Поволжья)

Автор: указан в статье

УДК 338.22(470), ,18":334.722.8 ББК Т3(2)5

В. м. Арсентьев

акционерные формы промышленного предпринимательства России XIX века В дореформенный период (на примере среднего Поволжья)

V. M. Arsentev

THE JOINT-STOCK FORM OF INDUSTRIAL ENTERPRISE DEVELOPMENT OF RUSSIA IN XIX CENTURY IN PRE-REFORM PERIOD (for example of the Middle Volga region)

Промышленное предпринимательство дореформенной России было неоднородным как в социальном, так и в производственно-отраслевом и организационно-экономическом плане. Это непосредственным образом отражалось на структуре промышленного производства, фрагментируя его. Например, промышленность России первой половины XIX века представляла собой локально-множественную организационно-производственную структуру, в рамках которой существовало несколько моделей промышленного производства, каждая из которых формировала свой механизм функционирования и саморазвития [1, с. 83; 4, с. 6-7; 6, с. 321].

Одной из форм организации промышленного производства в России, зародившейся в первой половине XIX в. и стремительно набиравшей обороты, было акционерное предпринимательство. Учитывая вариативность процессов акционирования промышленности в территориальном измерении, в рамках данной статьи поставлена задача исследования специфики их протекания в территориальных рамках Среднего Поволжья* [3, с. 109].

В условиях активизации процессов акционирования российской экономики второй трети XIX века правительственные круги были вынуждены спешно приводить законодательную базу деятельности акционерных обществ в соответствие с их усиливающимся весом в структуре отечественной экономики.

Первыми попытками нормативно-правового регулирования деятельности акционерных компаний стало ограничение ответственности акционеров по долгам акционерной компании стоимостью вкладов, внесенных в оплату принадлежащих им акций. Данное правило было сформулировано в Указе 1782 г., а впоследствии было закреплено в Указе 1805 г., принятом в связи с банкротством Петербургской компании для постройки кораблей и попыткой кредиторов взыскать с акционеров долги компании [22].

С 1807 г. и на протяжении дальнейших 30 лет правовой основой учреждения акционерных обществ был царский Манифест от 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и уси* Территориальные рамки Среднего Поволжья применительно к первой половине XIX в. ограничены Казанской, Пензенской, Симбирской, а с начала 1850-х гг. - и Самарской губерниями).

лению торговых предприятий». В статьях Манифеста прописаны характерные черты данной организационно-правовой формы: отнесение компаний к разновидности договора о товариществе, принцип ограниченной ответственности акционеров, участие в компании большого количества лиц, возможность представителям всех сословий быть акционерами, учреждение компаний только с разрешения государства и т. д. [32].

Судя по тексту документа на тот момент институт торговых (хозяйственных) обществ и товариществ в российском законодательстве был еще недостаточно разработан, а для его обозначения применялись различные понятия: «акционерное общество», «акционерная компания», «товарищество по участкам», «товарищество на паях».

Учреждение акционерных компаний могло производится только с разрешения верховной власти на основании «частных законодательных актов», что послужило в дальнейшем основой для формирования обширного сепаратного законодательства [41, с. 117].

Уставы акционерных обществ публиковались в официальном периодическом издании «Санкт-Петербургские Сенатские ведомости» (с 1863 г. «Собрание узаконений и распоряжений правительства»). Кроме того, до 1912 г. уставы акционерных обществ публиковались в Полном собрании законов.

Важной вехой в развитии акционерного законодательства стало утверждение 6 декабря 1836 г. Положения о компаниях на акциях, преследовавшей цель создания необходимых правовых условий для развития акционерного учредительства при предоставлении правительству эффективных средств воздействия на этот процесс [31]. Положение закрепляло концессионную (разрешительную) систему учредительства в виде привилегии. Последняя должна предоставляться компаниям, которые будут заниматься общеполезной деятельностью, приносить прибыль себе и государству, не допускать разорения вкладчиков.

Несмотря на всю значимость «Положения...» 1836 г., определившей развитие акционерных форм экономики на многие десятилетия вперед, к середине XIX в. в нем обнаружились определенные пробелы. Проявилось это в том, что практика акционирования стала все дальше отклоняться от законодательства. Например, в рамках сепаратного законодательства все большее значение приобретали уставы акционерных компаний, особенно как средство для обхода закона. По сути, они становились основным источником акционерного права, являясь самостоятельными законодательными актами, отменяющими в отношении конкретного акционерного общества действие общего законодательства [39, с. 78].

В числе других обнаружившихся в практике акционерного предпринимательства после 1836 г. проблем необходимо отметить следующие: несоблюдение принципа публичности в деятельности учредителей и их уклонение от ответственности; использование практики имущественных вкладов, противоречащей не только закону, но и сути акционерных обществ; ограничение свободы акционеров распоряжаться акциями внутри компаний; необоснованное применение акционерных форм мелкими частными предприятиями типа кондитерских и прачечных, и др. [8, с. 31-32].

В конце 1850-х гг. правительство пыталось устранить пробелы в «Положении.» 1836 г. и недостатки в деятельности акционерных компаний. В 1858 г. началась работа над новым проектом, подготовленным в 1861 г. Однако многочисленная критика в адрес данного проекта практически «похоронила» этот вариант, и в ноябре 1871 г. комиссия при Министерстве финансов приступила к работе над новым проектом, разработка которого была завершена в 1872 г. Однако и этот проект, равно как и еще два проекта, разработанные в конце XIX в., так и не были утверждены [10, с. 393]. В результате на протяжении всей второй половины XIX в. акционерное законодательство так и не было реформировано, а изданное в 1836 г. Положение о компаниях на акциях

оставалось главным нормативно-правовым документом в этой области.

Хотя уже в Манифест 1807 г. «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий» было прописано, что ассоциированные формы организации предпринимательской деятельности допускаются в любой сфере хозяйства, вплоть до середины 1830-х гг. их функционирование практически не выходило за рамки торговой сферы. Своего рода поворотной точкой, начавшей отсчет развития акционерных форм промышленного предпринимательства в России, можно считать 1835 г., когда было основано «Общество российской бумагопрядильной мануфактуры» [20, с. 216].

Однако до 50-х гг. XIX в. процессы акционирования промышленного производства в России не носили массового характера. К этому времени существовали всего лишь четыре компании в отраслях обрабатывающей и горнодобывающей промышленности [33].

Ситуация изменилась в 1850-е гг., когда возникло 39 акционерных объединений. Пик дореформенного акционерного учредительства пришелся на последние три года десятилетия. Только за период с 1857 по 1859 г. возникли 32 объединения такого рода. Наиболее результативным (плодотворным) в этом плане стал 1859 г. (16 компаний и товариществ) [33]. Страницы журнала «Вестник промышленности» за эти годы буквально пестрят сообщениями о создании компаний и товариществ в тех или иных отраслях производства.

Видимо столь быстрый рост акционерных компаний, причем не только в промышленности, но и в торговле и транспорте, послужил поводом для введения правительством с 1859 г. ограничений на создание акционерных обществ путем установления более строгого отбора ходатайств об их учреждении [10, с. 389].

О масштабах акционирования, а так же об усилении внимания общественности к

деятельности объединений акционерного типа свидетельствует издание в 18571860-х гг. «Журнала для акционеров». В нем публиковались правительственные распоряжения в области акционерного дела, уставы и отчеты акционерных обществ, внутренние и иностранные биржевые и торговые известия, вексельный курс, сведения об изменении цен акций и т. д. Пропагандируя опыт акционерного предпринимательства редакция журнала весьма высоко оценивала его роль в развитии промышленности: «.разделению труда необходимо должно предшествовать соединение труда, без которого разделение и невозможно. а соединение труда и капитала в обширных размерах составляет необходимое условие успехов производства» [11, № 3, с. 16]. Эту же мысль подхватывает другое периодическое издание: «Как бы ни были слабы силы отдельных экономических субъектов, в соединении люди всегда производят громадные дела» [19, с. 227]. В то же время, на страницах периодических изданий подчеркивалось, что русским компаниям недостает гласности. Большинство из них информировали общественность лишь об отчетах правлений, да и то в форме выдержек, и лишь немногие публиковали полные отчеты общих собраний акционеров [11, № 1, с. 4].

В 1860 г. была издана «Памятная книжка узаконений для акционеров», благодаря чему широкие слои общественности смогли познакомиться с существующими к этому времени правовыми нормами, касающимися различных сторон деятельности объединений акционерного типа [21].

Анализируя отраслевую структуру акционерного предпринимательства к началу 1860-х гг., следует отметить, что акционерные общества были непропорционально распространены в различных отраслях экономики. Наиболее широко были представлены транспортные и промышленные компании (таблица, рис. 1, 2).

Отраслевая структура объединений акционерного типа в России в 1860 г.*

Отрасли 1860 г.

Число акционерных обществ Сумма капиталов, руб.**

Транспорт 38 170 149 750

Промышленность 54 32 853 500

Сельское хозяйство 3 1 800 000

Торговля 4 4 322 600

Благоустройство городов 9 4 813 570

Страховые 12 17 587 800

Другие 9 2 477 712

Итого 129 234 004 932

* См.: Таблица русских акционерных компаний // Век. - 1861. - № 20. - Прил.

** Примечание: в расчет берется не уставной, а реальный капитал.

Удельный вес акционерных обществ промышленного характера в их общей структуре был весьма существенным (см. рис. 1). К маю 1861 г. существовало 129 компаний и товариществ различного профиля, из которых 54 (43%) были промышленными (транспортных объединений было 38, что составляло 29 %) [33]. По истечению указанного года этот показатель увеличился, хотя и незначительно. Из 128 действовавших к началу 1862 г. акционерных объединений 56 (43,75 %) были промышленными [1, с. 2-7].

Несколько иная картина вырисовывается при сравнении различных отраслей акционирования по сумме капиталов, реально собранными компаниями (см. рис. 2). Наибольший удельный вес по этому показателю имели объединения в сфере транспорта (170 149 750 руб., или 72 %). Сумма капиталов, собранных промышленными объединениями, составила лишь 32 853 500 руб. или 14 %.

Столь активное предпринимательство в сфере транспорта было обусловлено необходимостью создания инфраструктуры,

соответствующей потребностям развивающейся рыночной системы, а так же более эффективной реализации административно-государственных и военно-политических задач. По мнению современников, «..общая и отличительная черта их (акционерных обществ для развития путей сообщения - В. А.) есть обширность в отношении капиталов, многостороннее значение по отношению к цели, и значительное пространство, служащее областью их действий» [19, с. 232]. Подавляющее большинство акционерных обществ были ориентированы на железнодорожное строительство и пароходство, сфера распространения которых была очень широка. Поволжью в этом плане уделялось особое внимание в связи с его освоением и превращением к середине XIX в. в главную житницу страны. Усиление рыночного значения региона усиливало интенсивность торгово-транспортного сообщения по Волге. Несмотря на то что первые пароходы в России были построены еще во втором десятилетии XIX в., говорить о начале парового судоходства по Волге в сколь либо значительных масштабах можно лишь применительно к 1850-м гг. Применительно к этому времени можно говорить о возникновении отдельной отрасли отечественной промышленности, ориентированной на строительство собственных и сборку, привозившихся из-за границы пароходов. Необходимы были и мастерские по их ремонту, без чего нечего было и думать о сколько-нибудь значительном развитии пароходства. Один из владельцев пароходо-строительного завода писал: «Параходов-ладельцы убедились, что мало только иметь пароходы, но что надо иметь средства чинить их» [13, с. 97].

Это вызвало к жизни обилие акционерных компаний, призванных аккумулировать средства для организации грузопассажирских перевозок по главной реке России. Крупными держателями акций пароходных компаний были практически все владельцы заводов, строивших пароходы: Шиповы, Нобель, Бенардаки, Мальцов, Журавлев и др. Первое пароходное общество, заказавт 0 „, Благоустройство

Торговля 2 % _

гоРодов 2 % Страховые 2

Другие 1 %

Сельское хозяйство 1 %

Промышленность 14

Транспорт 72 %

Рис. 1. Удельный вес различных отраслей акционерного предпринимательства по размерам капитала в 1860 г.

шее пароходы в России, было акционерное общество «Меркурий», затем к нему присоединились «Дружина» и «Самолет» [38, с. 15].

Нередко такого рода акционерные компании имели многопрофильный характер. Они не только обеспечивали транспортные операции, но и занимались созданием необходимой для этого инфраструктуры, а так же объединяли под своим началом предприятия по строительству и ремонту пароходов. К этому числу можно отнести «соединенное общество пароходства и торговли по Каспийскому морю, рекам: Волге, Оке, Каме и их притокам» под названием «Кавказ и Меркурий», образованное путем слияния двух отдельно существовавших до этого обществ: «Кавказ» и «Меркурий». В принятом в 1858 г. Уставе общества цель деятельности этого общества выражена следующим образом: «Развитие пароходных сообщений по Каспийскому морю, с целью правильного и срочного сообщения Кавказа и Закавказского края с Приволжскими губерниями, для усиления пароходства по рекам Волге, Оке, Каме и их притокам» [9, с. LXXVI].

Уже в 1858 г. журнал «Вестник промышленности» отмечал, что «.сильным успехом пользуются в Санкт-Петербурге акции нового соединенного общества "Кавказ и Меркурий"», правление которого уже объявило об удачном успехе первых своих операций и о начале с июня правильных пароходных пассажирских рейсов от Нижнего Новгорода до Перми, по рекам Волге и Каме» [17, с. 4]. Хотя по Волге к тому времени курсировало почти 150 пароходов, в основном они были буксирными, и поэтому появление новых пассажирских пароходов с воодушевлением встречалось общественностью.

Общество, получив преимущественное право на организацию транспортировки казенного провианта и другого груза, имевшего стратегически важное государственное значение, вместе с тем приобрело целый ряд льгот и привилегий, позволивших создать довольно развитую инфраструктуру. По требованию обществу отводились в пользование (видимо, на правах аренды. - В. А.) земли на берегах Волги и Каспийского моря, для строительства пристаней, затонов, ремонтных мастерских, складочных магазинов, жилых помещений для служащих и рабочих и других, необходимых для организации пароходного сообщения зданий и сооружений. Причем казенные «пустопорожние» земли передавались в бесплатное пользование на 25 лет [9, с. LXXVI].

И хотя общество «Кавказ и Меркурий» по своему профилю относилось к числу транспортных, его функционирование предполагало наличие организационно-структурных звеньев промышленного характера. Например, в рамках акционерного общества действовало пароходно-механическое заведение в Спасском уезде Казанской губернии, осуществлявшее ремонт, сборку и даже производство парохоДругие 7 %

Страховые 9 %

Благоустройство городов 7 %

Торговля 3 %

Сельское хозяйство 2

Транспорт 29 %

Промышленность 43 %

Рис. 2. Удельный вес различных отраслей акционерного предпринимательства по количеству объединений в 1860 г.

дов [27. Оп. 6. Д. 17. Л. 101 - 101 об.]. Первые упоминания о нем относятся к 1852 г., когда один из учредителей общества «Меркурий» В. В. Скрипицын при поездке по Волге осмотрел в 15 верстах ниже устья Камы затон, носивший название Спасского. Возвратившись в Петербург, он предложил правлению устроить здесь зимовку и мастерские для судов. Однако прилегающая к затону территория принадлежала тетюш-скому исправнику Филипову, поэтому общество вынуждено было арендовать у него 5 десятин земли, где и были построены мастерские. Заведовал ими инженер-механик Абросов [26. Оп. 1. Д. 678. Л. 65; 38. С. 24].

Первоначально купленные в Бельгии, Англии, Швеции пароходы доставлялись в Петербург, а оттуда в разобранном виде сплавлялись в Спасский затон, где и собирались. Сборкой руководили иностранные инженеры: англичане Карл Широдон Свон и Джон Браун, а также Жан Бастен и Ян Жансен с Бельгийского завода Кокериль. Но уже вскоре сборка заводов перешла под руководство иженера-механика А. И. Зарубина, а хозяйственная сторона дела - в ведение Д. Р. Остафьева [38, с. 24]. Один из самых активных сторонников развития новейших видов транспорта, пароходного и железнодорожного, П. П. Мельников высоко оценил их заслуги в организации дела. В 1858 г. он писал правлению общества «Кавказ и Меркурий», одним из директоров которого он являлся в то время: «Все что я видел в затоне, вменяет мне в обязанность

засвидетельствовать перед правлением оза-слугах по устройству затона по экономической части Д. Р. Остафьева, а по технической А. Н. Зарубина, которые высказали знания каждый своего дела с любовью, деятельностью, заслуживающей полной признательности правления» [26. Оп. 1. Д. 678. Л. 254; 38, с. 24-25].

Технический уровень этого заведения был довольно высок. В структуре предприятия имелись слесарная и столярная мастерские, кузница с 23 горнами, котельная, литейный цех, в котором была установлена вагранка и печь для отливки медных вещей, а так же цех для постройки железных корпусов пароходов. На предприятии было установлено три паровые машины, тридцать станков для слесарных дел, два паровых молота и паровая лесопильня [12, с. 373].

Важной проблемой было обеспечение предприятия квалифицированными специалистами, недостаток в которых ощущался довольно остро. Руководство общества прилагало громадные усилия в привлечении рабочих кадров. Так, в 1858 г. в Петербург был командирован мастер для найма «мастеровых людей». Однако и в столице эту проблему решить было не так легко. Рынок рабочих-механиков был представлен преимущественно иностранцами, выходцами из Скандинавии и Прибалтики, расценки труда которых были довольно высоки. Уполномоченный общества доносил правлению, что нанятые мастеровые требовали жалованья: 10 чел. - по 45 руб., 2 - по 50 руб. и 1 -60 руб. в месяц, и особое вознаграждение за выполнение срочных работ в неурочные часы. Правление общества посчитало такой уровень оплаты неприемлемым и посчитало, «что следует ограничиться меньшим числом рабочих при мастерских Спасского затона, наняв остальное число из русских с содержанием не столь значительным» [26. Оп. 1. Д. 684. Л. 3; 38. С. 26].

На пустынном месте за короткий промежуток времени возник целый поселок. На средства акционерного общества были построены дома, в которых жили рабочие. Для капитанов пароходов, стоявших в затоне, существовала гостиница - двухэтажное здание на каменном фундаменте на 16 номеров. Всего на устройство затона общество «Кавказ и Меркурий» затратило около 1 млн. руб. [30]. Украинский революционер-демократ Т. Г. Шевченко, посетив 12 сентября 1857 г. затон, оставил следующую запись в своем дневнике: «Это зимняя стоянка пароходов меркурьевской компании. Здесь устроены мастерские, квартиры для капитанов, помещение для мастеровых, школа и кабак» [40, с. 153-154].

Современники отмечали весьма высокое качество и дешевизну производимых работ. Собрание акционеров общества отмечало: «Произведенные в мастерских Спасского затона работы отличаются не только умеренностью цены, в сравнении с заказами на других заводах, но и хорошим ее исполнением...» [26. Оп. 1. Д. 673. Л. 14-14 об.; 38, с. 27].

Стоимость производимой продукции во второй половине 1850-х гг. колебалась от 100 000 до 200 000 руб. серебром и выше. В 1859 г. на заводе было произведено 10 железных корпусов паровых судов на 150 000 руб. серебром [25. Оп. 2. Д. 1719. Л. 66 об.-67]. Кроме корпусов и запасных частей для пароходов, мастерские выпускали чугунные изделия для Волго-Донской железной дороги и другие изделия на заказ.

Данные о количестве рабочих, занятых на судоверфи и мастерских Спасского затона, весьма противоречивы. По описанию,

составленному М. Лаптевым, этот показатель составил свыше 900 чел. [12, с. 373], а сводная ведомость о промышленных предприятиях Российской империи за 1859 г. говорит о 717 рабочих [25. Оп. 2. Д. 1719. Л. 66 об.-67]. По другим сведениям в 1860 г. в строительстве судов и ремонтных операциях было занято от 3 до 5 тыс. рабочих [28].

Крупным ремонтным и сборочным предприятием дореформенного периода, обслуживавшим нужды речного пароходного общества «Дружина», являлся Звени-говский затон. Он был основан в 1860 г. и располагался несколькими километрами выше Казани [23, с. 81-82]. На рубеже 1850-1860-х гг. был основан затон около с. Криуши, расположенного в 36 верстах ниже Симбирска. Здесь находились мастерские по капитальному ремонту пароходов (а иногда и их сборке) и постройке барж [38, с. 31]. В это же время мастерские для ремонта пароходов были созданы в 52 верстах ниже Сызрани, в Черном затоне, принадлежавшие пароходному обществу «Нептун», а также в Саратове [28. Оп. 1. Д. 33. Л. 52 об.; 38, с. 31].

В дореформенный период предприятия аналогичного типа основывались не только в Среднем, но и в Нижнем и Верхнем Поволжье, а также в центрально-промышленном районе. Одними из первых перешли к производству пароходов Выксунские чугуноплавильный и железоделательные заводы Шепелевых [6, с. 263-264; 25. Оп. 15. Д. 1597. Л. 4,45]. Пароходы для плавания по Волге, а так же комплектующие к ним выпускались на Людиновском и Радицком заводах С. И. Мальцова в Калужской губернии [7]. В 1854 г. обществом «Самолет» был запущен в действие док в г. Твери, на котором уже к 1859 г. было построено 16 пароходов. Кроме того, пароходостроитель-ные предприятия и ремонтные мастерские действовали в Сормове, Костроме, Рыбинске, Нижнем Новгороде, Астрахани и других местах. На рубеже 1850-1860-х гг. речные пароходы для Волги выпускались всего на 26 отечественных предприятиях [38, с. 19-30].

30

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

В целом же мы наблюдаем, как уже к началу 1860-х гг. в Поволжье и других районах России была создана пароходо-строительная промышленность, ставшая основным поставщиком, прежде всего речных пароходов. Во многом это было инициировано процессами создания целого ряда акционерных обществ, обеспечивавших паровое судоходство. Их нормальное функционирование было невозможно без создания соответствующей инфраструктуры, важным компонентом которой должна была стать организация строительства или сборки пароходов, а также их ремонта.

Вполне естественно, что наиболее активно акционирование промышленности происходило в наиболее индустриально развитых районах страны и охватывало преимущественно производства, достигшие достаточно высокого уровня развития. Основой для создания большинства акционерных объединений становились промышленные предприятия, имевшие уже богатые традиции производства. Причем это те предприятия, которые в условиях рыночной конъюнктуры первой половины XIX в. имели перспективы и возможности качественного развития и достигшие достаточно высокой производственной культуры. Поэтому в большинстве случаев промышленные акционерные компании и товарищества учреждались для расширения и реорганизации ранее устроенных предприятий.

Например, в 1846 г. казанскими купцами Францем Ивановичем Пфаффом и Иваном Богдановичем Станге было учреждено казанское товарищество парового бумагопрядения с целью устранения «зависимости бумажно-ткацких заведений от привозной бумажной пряжи» [16, с. 43-44]. К тому моменту они уже основали бумагопрядильную фабрику в Казани на 1 500 веретен. Затраты на ее устройство составили более 35 000 руб. серебром, в том числе 7 000 руб. серебром было получено в виде кредита по распоряжению Комитета министров от 19 июня 1845 г. Этому предшествовало ходатайство от лица казанского военного губернатора на имя министра финансов о выдаче «.ссуды с пошлин за грамоты на Почетное потомственное гражданство», основная сумма которых поступала в Коммерческий банк и составляла «.особый капитал на торговые и промышленные заведения». Высокие издержки организации производства были обусловлены тем, что Пфафф и Станге вынуждены были закупить необходимые машины и оборудование в Бельгии, а их стоимость вместе с расходами на транспортировку составила основную долю всех затрат [25. Оп. 2. Д. 1136. Л. 6 об. - 7].

Производственных возможностей бу-магопрядильни было недостаточно для выполнения всех заказов на пряжу, спрос на которую в Казани был весьма велик. В это время в городе действовали 12 «ки-таечных» фабрик, использовавших дорогую бухарскую пряжу [25. Оп. 2. Д. 1136. Л. 5]. Себестоимость пряжи, изготовляемой на месте из привезенного хлопка, была на порядок ниже. Поэтому многие из казанских промышленников - владельцев хлопчатобумажных фабрик, изъявили желание выделить капиталы для увеличения мощности бумагопрядильни с 1 500 до 3 000 веретен. Для решения поставленной задачи было решено создать «товарищество на акциях». Первоначальный капитал составлял 100 000 руб. серебром и был разделен на 1 000 акций по 100 руб. каждая. В общую сумму вошли также и затраты, понесенные при основании бумагопрядильни учредителями товарищества. При этом из собранных капиталов должен быть немедленно внесен в казну их долг в количестве 7 000 руб. с процентами. По уставу товарищества Пфафф и Станге могли владеть не более 1/5 частью выпущенных акций, однако они решили участвовать в деле на равных со всеми правах, имея при этом не более 25 акций [16, с. 44-46].

К числу объединений аналогичного рода можно отнести и основанное в 1859 году товарищество казанского кожевенного завода. Его учредителями были казанский купец 2 гильдии Петр Петрович Котелов и Почетные граждане, временно записавшиеся в

московское купечество 2-й гильдии, Александр и Валентин Константиновичи Кре-стовниковы, торгующие под фирмой «Братья Крестовниковы и К°» [36, с. 3]. Казань традиционно была одним из важнейших центров в России по производству кожевенной продукции, которая пользовалась спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Завод Петра Ивановича Котелова (двоюродного брата одного из учредителей) был одним из лучших, что во многом способствовало складыванию благоприятных условий для утверждения акционерных форм предпринимательской деятельности в этом виде производства. П. И. Котелов продал свой завод за 43 000 руб. с получением на эту сумму паев товарищества. Так называемый «складочный» (уставной) капитал общества составил 800 000 руб. При этом он был разделен на 1 600 паев по 500 руб. каждый [36, с. 4]. После утверждения отчета каждого собрания владельцев паев, проводимого ежегодно не позже 1 июля, учредителям общества «за вознаграждение их трудов по сбору необходимых сведений и учреждению предприятия» выделялась своего рода премия, в размере 6 % из чистой прибыли общества: 3 % -П. П. Котелову и 3 % - братьям Александру Константиновичу и Валентину Константиновичу Крестовниковым [36, с. 4].

Под началом товарищества находилось несколько заводов, размещавшихся в 14 корпусах. В 1861 г. численность рабочих составляла 310 рабочих, а стоимость производства - 389 500 руб. Сбыт продукции производился в Казани, Симбирске, Санкт-Петербурге и Москве [15, с. 97].

Изделия завода отличались высоким качеством. Из числа представленных на Всероссийской промышленной выставке 1861 года экспонатов «.кожи подошвенные, юфтовые, черные и черный козловый сафьян» были признаны лучшими «.по отличной доброте товара при обширных размерах производства». Заключение комиссии было следующим: «Этот экспонент признается достойным большой серебряной медали, а его основателя, ныне директора завода, г. Котелова, положено представить к личной почетной награде» [14, с. 76]. Во многом этот успех был обусловлен внедрением в производство машинного дубления кож, для чего на заводе была установлена паровая машина мощностью 20 л. с. [15, с. 97]. Но в целом низкий технический уровень отечественной промышленности был одним из факторов, сдерживавших процессы акционирования. Слабое развитие отечественного машиностроения приводило к тому, что устройство российских фабрик обходилось на 50-100 % дороже иностранных (сказывались дополнительные издержки при закупке и транспортировке машин и оборудования из Англии, Франции, Бельгии) [1, с. 10].

Как уже было сказано выше, процесс акционирования в неравной степени затронул различные регионы России и наиболее активно происходил в столичных городах и промышленно-развитых районах центра России. К тому же подавляющее большинство создаваемых в провинциальных губерниях акционерных объединений имели правление в столичных городах.

Так, созданное на основе маслодела-тельных предприятий Городищенского уезда Пензенской губернии товарищество паровых маслоделательных заводов (устав утвержден 29 июля 1860 г.) было учреждено в Санкт-Петербурге, где и находилось его правление. Инициаторами его создания были отставной инженер-полковник Владимир Николя, титулярный советник Николай Кованько и инженер-подполковник Константин Крамер [37, с. 41]. В § 1 Устава товарищества говорится, что оно создано «.для устройства и содержания паровых маслоделательных заводов, по новейшим техническим способам, на земле, состоящей Пензенской губернии, Городищенско-го уезда, при селе Степановском, Чириково тож, приобретенной в арендное содержание одним из учредителей.» [37, с. 41]. Товарищество имело право учреждать заводы и в других местах России и арендовать или приобретать для этого землю. Общий («складочный») капитал составил

100 000 руб. и был разделен на 500 паев по 200 руб. каждый. Впоследствии товарищество имеет право увеличить капитал еще на 100 000 руб. [33; 37, с. 42-43].

К моменту утверждения Устава товарищества учредители уже предприняли ряд мер по налаживанию производства и его техническому обеспечению, заказав на собственные средства машины и оборудование за границей. Правление товарищества состояло из трех выбираемых директоров без жалованья (ежегодно по жребию один выбывает и вместо него в состав правления вводится новый) [37, с. 42-43].

Акционерные компании и товарищества создавались не только на базе одного предприятия, но и нередко объединяли под своим началом несколько заводов, размещавшихся в различных регионах страны. Примером такого рода территориальной интеграции можно считать товарищество заводов царского мыла, русских косметических изделий, яичного масла и альбумина, организованное в 1861 г. Его учредителями были предприниматели Санкт-Петербурга: коллежский советник и временно санкт-петербургский купец 2-й гильдии Иван Балабин и санкт-петербургский купец 2-й гильдии Алексей Рузанов. Товарищество объединяло под своим началом целую сеть альбуминных и косметических заводов в Санкт-Петербурге и городах Поволжья «.для добывания из яичного белка альбумина, употребляемого на ситцевых и других фабриках, а из яичного желтка - масла, а так же для варки из яичного масла мыла, называемого с Высочайшего соизволения "царским" и других косметических произведений» [35, с. 1]. Причем на производство всех родов косметических изделий из яичного масла были получены лицензии в Англии, Франции и Бельгии а, кроме того, был запатентован новый сорт мыла («царское»), на производство которого товарищество имело исключительные права. Капитал товарищества составлял 100 000 руб., разделенных на 10 паев по 10 000 руб. Правление товарищества находилось в Санкт-Петербурге, а заводы были

расположены в Казани, Симбирске, Саратове, и Санкт-Петербурге [35, с. 1].

Институциональная организация некоторых объединений акционерного типа строилась не по принципу объединения предприятий, а на основе союза предпринимателей-промышленников, и их деятельность заключалась не в организации того или иного производства, а в проведении комплекса мероприятий по развитию как отечественной промышленности в целом, так и отдельных отраслей в частности. Примером такого рода объединения можно считать Общество для содействия процветанию отечественной промышленности, созданное в Москве в 1861 г. «... преимущественно из русских фабрикантов, заводчиков, торговцев» [34].

Целью деятельности было «наблюдение за досмотром и очисткою ввозимых через таможни иностранных товаров», для чего в таможне находились представители общества, а также устранение препятствий «к развитию мануфактур и торговли в России» и оказание «содействия к их процветанию». Собирая информацию о «нуждах и потребностях фабричной промышленности и торговли» членами общества разрабатывались рекомендации, с которыми они имели право обращаться к правительству [34].

В то же время, при определении целей деятельности делалась оговорка, что «учредители в данном случае не за что не ручаются, ни за что не отвечают, а просто предлагают мысли и пути к их осуществлению, потому и не печатают имен своих» [18, с. 35].

Данное объединение, в которое вошли преимущественно заводовладельцы, с экономической точки зрения не было акционерным, оно создавалось по подобию ранее созданных Общества сельского хозяйства и Попечительного общества о семействах неимущих дворовых людей, но членство в нем было платным. Формальное условие членства в обществе - денежный взнос, размеры которого ежегодно должны составлять не менее 25 000 руб. [18, с. 36].

Аналогичным объединением можно считать еще ранее созданный Комитет сахароваров, действовавший в рамках Общества сельского хозяйства. Он объединял «господ сахароваров» - владельцев наиболее крупных свеклосахарных предприятий и заинтересованных в развитии этой отрасли. Сахароварение в то время рассматривалось не только как отрасль промышленности, но и как форма интенсификации сельскохозяйственного производства (помещичьего хозяйства). Членами комитета являлись исключительно помещики. На регулярно проходивших заседаниях комитета происходило знакомство как с зарубежными изобретениями, так и с собственными усовершенствованиями в технике и технологии производства сахара [24, с. 3-7].

Обобщая опыт развития акционерного предпринимательства в России XIX в. в дореформенный период, следует отметить, что начальная фаза акционирования промышленности хронологически совпадает с процессами активизации технической реконструкции производства и началом промышленного переворота. В середине 1830-х гг., когда создавались первые акционерные компании, наблюдалось более интенсивное внедрение в производство паровых двигателей, паровиков, разного рода машин и механических устройств, а также усложнение технологий, олицетворяющих собой наступление новой эры производства.

Кроме того, происходившее в первой половине XIX в. совершенствование рыночного механизма и интенсификация межрегиональных торгово-экономических связей (во многом благодаря развитию транспортной инфраструктуры за счет строительства каналов, активизации пароходного сообщения и железнодорожного строительства) существенно увеличивали возможности транспортировки товаров и облегчали производителям задачу доставки продукции к местам ее потребления. Вследствие этого заметно усилилось значение оптовой торговли. В целом создавались более благоприятные условия для расширения производства и межрегионального рыночного обмена.

Все это требовало больших капиталовложений, что большинству предпр

АКЦИОНИРОВАНИЕ СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ КОМПАНИЯ ТОВАРИЩЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНОК
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты