Спросить
Войти

О некоторых особенностях формирования и экономического развития еврейской общины Западной Сибири во второй половине XIX В.

Автор: указан в статье

Сер. 2 2007 Вып. 4

ВЁСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В. Н. Шайдуров

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

История еврейской общины в Сибири представлена в отечественной историографии крайне непоследовательно и фрагментарно. В значительной степени это объясняется особенностями общественно-политической ситуации в стране.

Процесс формирования еврейской общины на территории Сибири был достаточно сложным. Столкнувшись в результате раздела Речи Посполигой с проблемой расселения евреев на территории империи, русские власти пошли по пути наименьшего сопротивления и определили ему для проживания т. н. «черту оседлости». Сибирские губернии не входили в нее по Уставу 1804 г., и на этом основании были законодательно закрыты для поселения евреев. Существовавший законодательный запрет неоднократно повторялся в течение 1820-х гг. как для Сибири в целом, так и для ее отдельных территорий. Так, например, «высочайшим указом 19 декабря 1824 г. евреям воспрещено проживать и водворяться в Алтайском горном округе»1. В 1831-1832 гг. приняты решения о недопущении в сибирские города евреев и цыган2.

До середины 1830-х гг. Сибирь была «доступна» только для тех евреев, которые ссылались сюда за административные и уголовные преступления. Положение еврейства в регионе регламентировалось общерусским законодательством, в частности, статьями «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», а также многочисленными уставами («О паспортах», «О ссыльных» и пр.). Необходимо обратить внимание на то, что отдельные статьи были посвящены исключительно еврейству. Кроме того, только в правление Николая I было принято 15 законов, касающихся положения евреев в Сибири3. Таким образом, можно говорить о том, что положение евреев определялось как общими, так и специфическими законодательными актами.

В 1835-1836 гг. был предложен проект, предусматривавший переселение значительной части евреев из черты оседлости в Сибирь. В ноябре 1836 г. вышел соответствующий манифест, который должен был завершить проделанную работу. По распоряжению министра внутренних дел в Тобольской губернии и Омской области было выделено более 15 тыс. дес. земли для водворения 1377 еврейских семейств4. Однако еврейская колонизация Сибири на этом практически остановилась. Уже в январе 1837 г. последовал новый манифест, запрещавший евреям переселяться за Урал. Те же еврейские семьи, которые уже находились в пути, было приказано вернуть на прежнее место жительства. Тем не менее незначительная часть евреев успела осесть на сибирской земле.

Таким образом, в дореформенный период ссылка выступала фактически единственным источником формирования еврейской общины на территории Западной Сибири. Она могла, разумеется, пополняться за счет лиц, направленных сюда для прохождения службы (кантонистов), но таковых было немного.

О В. Н. Шайдуров, 2007

Реформы 1860-1870-х гг. внесли свои коррективы в развитие сибирского социума. У евреев появляются легальные основания для переселения в Сибирь. Это касалось, в частности, бывших кантонистов и их детей, а с 1865 г. и ремесленников, которые получили право повсеместного проживания. В 1870-е гг. в Сибирь начинают переселяться лица, имевшие высшее образование, в первую очередь, медики и педагоги. Аналогичные процессы, приведшие к количественному росту местных общин, были характерны не только для Сибири, но и для различных районов Европейской части России, не входивших в черту оседлости5.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. Сибирь оказалась в уникальном положении: с одной стороны, регион по-прежнему оставался не включенным в черту оседлости, а с другой стороны, была создана персональная черта оседлости для каждого еврея. Двойственность ситуации давала возможность местным властям притеснять еврейское население.

Особые правовые нормы действовали также в отношении Алтайского горного округа, который по-прежнему находился в ведении Кабинета Его Императорского Величества. Так, например, сохранялся запрет на поселение здесь евреев как из числа добровольных переселенцев, так и ссыльных. Правда, в 1872 г. Министерство внутренних дел попыталось получить у Министерства императорского двора, в чьем непосредственном ведении находился округ, согласие «на допущение евреев к проживанию в Алтайском округе»6. Это было связано с вопросом о причислении евреев, проживавших в г. Колывань Томской губернии, к местному мещанскому обществу. Однако буква закона, которой придерживались чиновники в Санкт-Петербурге и Барнауле, а также нахождение города на территории Округа не позволили решить этот вопрос положительно для местного еврейского общества7.

Таким образом, еврейская община в Западной Сибири на протяжении XIX в. формировалась преимущественно за счет ссыльных и их потомков. Количество добровольных переселенцев из числа евреев было крайне невелико, что объясняется антисемитскими настроениями, которые были характерны для чиновников различного уровня.

Основная масса сибирского еврейства в середине XIX в. была сосредоточена на территории Тобольской губернии. Евреи проживали практически во всех округах, но самой многочисленной была община г. Тобольска, которая насчитывала к 1881 г. около 1 тыс. человек.8 В значительной степени подобная картина объясняется тем, что здесь была сконцентрирована значительная часть ссыльных. Однако к концу рассматриваемого периода Томская губерния становится основным ареалом расселения евреев (см. табл. 1).

Таблица 1

Численность еврейских общин в Западной Сибири во второй половине XIX в.

Губерния 1857 г. 1884 г. 1897 г.

О.п, % к наличному населению О.п. % к наличному населению О.п. % к наличному населению

Тобольская 1025 0,12 2656 0,16 2352 0,16

Томская Нет данных 6578 0,56 7749 0,4

Источники: Памятная книжка Тобольской губернии на 1860 год. Тобольск, 1860. С. 135-136; Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 год. Тобольск, 1884. С. 3, 5; Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. 78. Тобольская губерния. СПб., 1905. С. 85; Обзор Томской губернии за 1884 год. Томск, 1885. С. 13; Патканов С. К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г.). Т. 2. СПб., 1911. С. 130-133. Подсчет наш.

Распределение евреев по губерниям к концу XIX в. было неравномерным. Община Тобольской губернии, по данным переписи 1897 г., была самой малочисленной и составляла 2458 человек (0,17% населения губернии)9. Самая крупная община находилась в Тобольской округе (1274 человек или почти 52 % евреев губернии). Далее следуют Тюкалинский, Тюменский, Тарский, Ишимский округа (360, 277, 169 и 154 человек соответственно или 40 % евреев губернии)10.

Томская община насчитывала 7749 человек и была расселена в Томском (45,7 % евреев губернии), Каинском (29,5 %) и Мариинском (21,5 %) округах.

Различные европейские национальные группы, оказавшиеся в Западной Сибири, существенно различались как в своем национальном развитии, так и развитии в качестве «мобильной группы-диаспоры» в сибирском регионе. Это проявилось в их расселении в городах и сельской местности. Так, например, в 1857 г. около 51 % евреев Тобольской губернии проживало в городах11, что не было исключением для этой группы населения. При этом в сибирских губерниях намечалась тенденция роста урбанизиро-ванности еврейской общины, что было связано с экономическим развитием ряда сибирских городов (Омск, Томск, Каинск и др.) и концентрацией в них представителей еврейской торговой и промышленной буржуазии.

Преобладание городского населения над сельским применительно к сибирскому еврейству объясняется также социальной структурой последнего. Наиболее наглядная картина представлена материалами однодневной переписи г. Тобольска, проведенной 11 апреля 1882 г. Более половины евреев были причислены к мещанскому сословию (65,8 %)12, а с учетом ссыльных мещан их удельный вес был еще больше (84,7 %)13. С одной стороны, это объясняется традиционным доминированием мещанства в еврейской среде, с другой стороны, это являлось одним из путей облегчения налогового бремени.

Как отмечал Н. Костров, с уничтожением подушной подати для мещан и обложением их только налогом на недвижимое имущество на рубеже 1870-1880-х гг. многие из крестьян-сибиряков и ссыльных стремились перейти в мещанство14. При этом доля евреев-крестьян была невелика и составляла 6,3 % или около 7 % с учетом ссыльных крестьян15. Самыми малочисленными были купеческое сословие (3,4 %) и группа солдат с семьями (4 %)16.

Являясь инородным элементом по этнической и конфессиональной принадлежности, евреи в сибирских городах стремились расселяться компактно. В этом они не были исключением. Примером тому может служить Томск 1880 г. как один из наиболее интернациональных городов региона. По принципу этнической принадлежности расселялись татары, которые были сконцентрированы в Юрточной части города (индекс концентрации17 составил 2,49), немцы в Юрточной и Сенной частях (1,3 и 1,2 соответственно), и евреи, проживавшие преимущественно в Воскресенской и Сенной частях (1,26 и 1,28 соответственно)18.

Оказавшись в Сибири, евреи вынуждены были искать источники дохода. Пока они находились здесь в качестве ссыльных, они могли рассчитывать на получение незначительного денежного содержания, которого едва хватало на товары первой необходимости. Бедственное положение заставляло их либо обращаться за финансовой помощью к родственникам, либо искать дополнительные источники дохода в месте их проживания.

Сведения об источниках доходов горожан Тобольска содержатся в ведомости однодневной переписи 1882 г., данные которой приведены ниже (см. табл. 2). Для сравнения рассмотрим показатели применительно к евреям и полякам.

Таблица 2

Занятость евреев и поляков г. Тобольска по сословиям и роду деятельности в 1882 г.

Национальность Сословие Собственные средства Иждивение Промышленность Торговля Ремесло Транспорт Прочее Всего

Поляки Мещане 2 62 3 2 116 0 17 202

Крестьяне 0 27 0 1 3 0 9 40

Ссыльные 5 7 3 26 39 12 75 167

Евреи Мещане 7 565 4 28 43 2 16 665

Крестьяне 0 46 0 8 1 3 34 92

Ссыльные 4 11 4 39 35 20 39 152

Итого 18 718 14 104 237 37 190 1318

Источник: Однодневная перепись населения ... Ведомость XVII, XVIII /Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 год. Тобольск, 1884. Подсчет наш.

Из приведенных данных видно, что значительная часть польского населения была занята в промышленно-ремесленной сфере (40 %), очень незначительная часть мещан, крестьян и ссыльных, составлявших тобольскую колонию, жила за счет собственных средств либо была задействована в транспортной сфере (1,7 % и 2,9 % соответственно). Правда, удельный вес первых может быть несколько увеличен за счет дворян и членов их семей. Наибольшую активность по родам занятий проявляли, как мы видим, польские мещане и ссыльные, тогда как крестьянство было достаточно пассивным в рассматриваемых сферах. При этом необходимо обратить внимание на то, что в польской среде был достаточно высоким процент иждивенцев, особенно среди мещан и крестьян (около 24,5 %), которые существовали преимущественно за счет средств, присылаемых родственниками.

Совершенно иная ситуация наблюдается в еврейском обществе Тобольска. Его можно условно разделить на «потребителей» и «производителей». Подавляющая масса иудеев жила за счет средств, присылаемых им родственниками (около 68,4 %). Доля евреев, занятых извозом, практически не отличается от доли поляков — 2,8 %. Однако удельный вес евреев, занятых в промышленно-ремесленной сфере, значительно ниже, чем у поляков, и составляет около 9,6 %. Далее следуют «прочие занятия» (9,9 %)

и торговля (8,3 %).

Однако еврейская община достаточно прочно обосновалась в некоторых сферах, которые стали для них со временем основными «экономическими нишами» (см. табл. 3).

Среди источников доходов евреев, в первую очередь, необходимо выделить торговлю и транспорт. Заметная роль еврейской общины в торговой сфере Тобольска неоднократно отмечалась современниками. Справедливости ради следует отметить, что отзывы были далеко не всегда лестными. Так, например, А. И. Дмигриев-Мамонов писал, что «ростовщичество и сбыт краденых вещей—самые излюбленные занятия

Таблица 3

Источники доходов евреев г. Тобольска в 1882 г., % к общему числу

Источники дохода Евреи

Собственные средства 5,9

Иждивение 7,2

Промышленность 7,5

Торговля 14,3

Ремесло 5,0

Транспорт 13,7

Прочие роды занятий 1,9

Источник: Однодневная перепись населения ... Ведомость XVII, XVIII / Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 год. Тобольск, 1884. Подсчет наш.

Таблица 4

Занятость евреев и поляков г. Тобольска в ремеслах в 1882 г., % от всех занятых в сфере

Вид ремесленной деятельности Евреи Поляки

Обработка дерева 0,6 3,8

Стекольное производство 70,5 0

Изготовление обуви и одежды 5,8 2,0

Обработка металла зд 9,2

Пищевое производство 3,2 12,9

Строительство 9,6 4,8

Прочее 4,7 10,8

Источник: Однодневная перепись населения ... Ведомость ХУЛ, ХУШ / Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 год. Тобольск, 1884. Подсчет наш.

евреев...»20. При этом нельзя не отметить привлекательность для евреев транспортной сферы, главным образом, извозного промысла. В то же время ремесло и промышленность в рассматриваемый период не привлекали евреев, что свидетельствует о том, что количество ремесленников среди них пока еще было незначительным. По этим показателям они уступали, например, полякам, у которых в ремесле было занято около 10% населения.

Ремесло являлось одной из тех сфер, в которой требовалась наибольшая специализация. Материалы переписи позволяют нам определить место обеих общин в этой сфере деятельности (см. табл. 4).

Завершая анализ занятости еврейской части городского населения в ремесле, можно отметить, что она имела решающее значение только в стекольном производстве, в котором евреи составляли 70,5 % всех занятых, т. е. это была одна из тех «экономических ниш», которая занималась в основном евреями. Однако в других отраслях их значение было ничтожным; определенный вес они имели лишь в строительной сфере, в которой составляли почти 10% все занятых.

В первые пореформенные десятилетия в Сибири наблюдается активизация частного капитала, в том числе еврейского, в золотодобыче. Сибирские евреи из числа «нуворишей» становились владельцами золотых приисков, многие из которых находились на территории Алтайского горного округа. Так, например, в Мариинском округе на 1873 г. числился 281 частный золотой прииск, из которых 10 принадлежало томским и марминским купцам еврейского происхождения21. Евреи в Сибири стремились вести поиск драгоценных камней и разработку минералов. Так, в 1873 г, соответствующее прошение и необходимые разрешительные свидетельства были представлены в Горное правление Алтайского округа от Г. О. Хаймовича22.

Таким образом, на протяжении 1860-1870-х гг. в общих чертах определилось место евреев в сибирском социуме. По характеру развития сибирское еврейство мало отличалось от общин в других регионах страны. В экономическом отношении это проявилось, в частности, в том, что они находились на стадии первоначального накопления капитала. Источниками формирования купеческих капиталов выступали ростовщичество, торговля, строительные подряды, а после законодательного разрешения—виноторговля и золотодобыча. Это объясняется стремлением свести к минимуму возможные потери в той или иной сфере, которые могли возникнуть как в результате неудачного ведения дел, так и по воле центральных или местных властей.

О некоторых результатах развития еврейской диаспоры в пореформенной России можно говорить, опираясь на материалы Всеобщей переписи населения 1897 г. Данные, сгруппированные по губерниям, позволяют рассмотреть структуру хозяйственной деятельности представителей еврейской общины, а также сравнить ее в этом отношении с остальным населением региона. В то же время эти данные позволяют выявить общее и особенное в развитии общин в различных регионах России.

Таблица 5 Хозяйственные занятия евреев в Западной Сибири в 1897 г.

Хозяйственные занятия % к занятым евреям

Тобольская губ. Томская губ.

Служба государственная и частная 5,7 9,8

Земледелие 5,0 7,7

Ремесла и промыслы 19,3 20,6

Ремонт и строительство 4,8 5,2

Транспорт 6,0 0,7

Торговля 35,6 48,3

Содержание трактиров и питейных заведений 0,5 1,9

Лишение свободы 2,0 0,7

Прочие 21,1 5Д

Итого 100,0 100,0

При рассмотрении полученных результатов, в первую очередь, необходимо отметить рост занятых в различных ремеслах и промыслах—около 20% работавшего еврейства. Повсеместно основным занятием стало изготовление одежды: в этой сфере было занято более половины всех ремесленников. Дальнейшее распределение ремесел и промыслов по привлекательности зависело от местоположения губернии. Так, например, в Новгородской губернии около 30 % еврейских ремесленников были связаны с керамическим производством23, около 16,5 % ремесленников из числа евреев Самарской губернии были вовлечены в различные циклы обработки металла24, в Западной Сибири преобладала обработка и переработка сельскохозяйственной продукции. Таким образом, на структуру занятости непосредственное влияние оказывал характер экономического развития региона. Гораздо меньший интерес представляли различные службы (6 — 10%), земледелие (5-7 %), ремонт и строительство (около 5 %).

Обращает на себя внимание то, что некоторые сферы деятельности перестают быть массовыми (например, транспортная). Во многом это объясняется изменением структуры сферы транспорта и перераспределением грузопотоков между его различными видами. Так, если в пореформенный период евреи были достаточно активно вовлечены в извозный промысел, который являлся доминирующим в это время в Сибири, то на рубеже ХГХ-ХХ вв. выделяется немногочисленная группа евреев, которая контролировала определенную часть транспортного рынка. Так, например, можно выделить семейство Еделыптейнов, которое владело несколькими пароходами. К 1910 г. обороты их пароходной компании составляли около 400 тыс. руб., а персонал (служащие, рабочие, матросы) насчитывал 335 чел.25

В целом, можно говорить о том, что евреи к концу XIX в. заняли свои «экономические ниши». В связи с этим воз-

Источник: Первая всеобшдя перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 78. Тобольская губерния. СПб, 1905. С. 156-161; Т. 79. Томская губерния. СПб, 1905. С. 156. Подсчет наш.

Таблица 6

Место евреев в хозяйственной структуре Тобольской губернии в 1897 г., %

Виды хозяйственной деятельности Евреи

Наука 2,2

Иждивение 1,1

Лишение свободы 1,65

Изготовление одежды 2,7

Торговля 4,7

Источник: Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 78. Тобольская губерния. СПб, 1905. С. 156-161. Подсчет наш.

никает вопрос о месте еврейской общины в экономической структуре Западной Сибири. Ранее мы на примере Тобольска 1882 г. видели, что в некоторых сферах евреи играли существенную роль. Насколько ситуация изменилась к концу XIX в. можно выяснить, определив удельный вес евреев в той или иной профессиональной категории или группе категорий относительно всех занятых в ней по данным переписи 1897 г. (см. табл. 6).

Как видно из приведенной выше таблицы, евреи, как и некоторые другие меньшинства, выделялись лишь в определенных сферах, которые являлись для них «экономическими нишами».

Несмотря на малый удельный вес евреев в той или иной сфере, можно выделить ряд направлений в сибирском ремесленном производстве, в которых они играли существенную роль. В первую очередь, это ювелирное ремесло и изготовление предметов искусства и роскоши. Несмотря на абсолютное преобладание в этой сфере русских мастеров, еврейские ювелиры в Тобольской и Томской губерниях прочно удерживали второе место, составляя 3,3 и 2,7 % рынка рабочей силы соответственно. Еще более прочными были позиции еврейских винокуров в Томской губернии, где они составляли 4,3 % предпринимателей, уступая лишь русским (79,3 %) и полякам (5,3 %). Еврейские портные Тобольской губернии составляли всего 2,7 % занятых в своей сфере. В то же время по количеству мастеров евреи стояли на четвертом месте, уступая лишь русским (82,4 % занятых в сфере), татарам (4,2 %) и украинцам (3,9 %)26.

Подводя итог, можно отметить, что еврейская община в пореформенный период представляла собой динамично развивающийся организм, который вполне адекватно реагировал на те или иные вызовы времени. В первую очередь, это было обусловлено постоянным нарастанием критической массы «своих», что делало общину более сплоченной и препятствовало ассимиляции ее членов христианским большинством. Правда, источники ее пополнения по-прежнему оставались непостоянными вследствие изменений в законодательстве.

Экономические изменения, произошедшие на протяжении этого периода, способствовали определенной трансформации общины. Так, например, к концу XIX в. она оказалась сконцентрированной в тех округах западносибирских губерний, которые наиболее активно развивались под воздействием железнодорожного строительства либо аграрного развития. Однако даже фискальный интерес был не в состоянии преодолеть некоторые феодальные пережитки, что делало определенные административно-территориальные единицы закрытыми для еврейского водворения. Изменения в экономической структуре сибирского еврейства выразились к концу XIX в,, в частности, в закреплении его представителей в определенных «экономических нишах», что создавало благоприятные условия для функционирования различных социальных институтов, связанных с религиозной сферой, образованием, благотворительностью и пр.

1 Центр хранения архивного фонда Алтайского края (далее—ЦХАФ АК). Ф. 3. On. 1. Д. 575.

Л. 130.

2 Клюева В. П. Евреи в Западной Сибири: политика государства и проблемы адаптации в сибирском обществе (XVII—начало XX в.) // «Приезд и водворение в Сибирь евреям воспрещается...». Из истории еврейской общины в г. Тюмени. Тюмень, 2004. С. 9.
3 Кеппен П. И. Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России. СПб., 1861. Подсчет наш.
4 Тихонов Т. И. Сибирские евреи, их права и нужды//Сибирские вопросы. 1905. № 1.

С. 179.

5 См., например: Акиныиин А. Н. Еврейская община в Воронежской губернии во второй половине XIX-XX веке // Исторические записки. Научные труды исторического факультета. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2001. С. 22-44.
6 ЦХАФ АК. Ф. 3. On. 1. Д. 575. Л. 130.
7 Там же. Л. 131-132.
8 Там же.
9 Патканов С. К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материала перешей 1897 г.): в 3-х т. СПб., 1911. Т. 2. С. 2-5. Подсчет наш.
10 Там же. С. 4-5. Подсчет наш.
11 Памятная книжка Тобольской губернии на 1860 год. Тобольск, 1860. С. 135-136. Подсчет
12 Однодневная перепись населения ... Ведомость IX // Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 год. Тобольск, 1884.
13 Приложение к ведомости IX // Там же.
14 Костров Н. Однодневная перепись населения города Томска 16 марта 1880 года. Томск, 1880. С. 35-36.
15 Однодневная перепись населения ... Ведомость IX...
16 Там же.
17 Индекс показывает, во сколько раз доля этнической группы в населении участка выше или ниже доли этой группы во всем населении.
18 Костров Н. Указ. соч. С. 17-34. Подсчет наш.
19 В данном случае приводятся данные по мещанам, крестьянам и ссыльным.
20 Памятная книжка...С. 51-52.
21 ЦХАФ АК. Ф. 2. On. 1. Д. 3036. Подсчет наш.
22 Там же. On. 1. Т. 4. Д. 7679.
23 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 26. Новгородская губерния. Тетрадь 2. СПб, 1903. С. 155.
24 Там же. Т. 36. Самарская губерния. СПб, 1904. С. 125.
25 Гончаров Ю. М. Очерки истории еврейских общин ... С. 61.
26 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 78. Тобольская губерния. СПб, 1905. С. 156-161. Подсчет наш.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты