Спросить
Войти

Социалистическое соревнование как элемент государственной политики в формировании нового сознания подрастающего поколения в конце 1930-х годов

Автор: указан в статье

Антимонов М. Ю.

кандидат исторических наук, доцент Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Федерации Тамбовский филиал кафедра Государственное и муниципальное управление

г. Тамбов

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО СОЗНАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В КОНЦЕ 1930-х

ГОДОВ

Аннотация: Статья посвящена одному из самых распространённых видов деятельности государственной политики советского государства. Политика социалистического соревнования была массовым явлением в советском обществе и распространялась во всём её объёме на подрастающее поколение.

Antimonov M. Y.

candidate of historical Sciences, associate Professor

Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation Tambov

the Department of State and municipal management,

SOCIALIST COMPETITION AS an ELEMENT of the STATE POLICY IN FORMATION of a NEW CONSCIOUSNESS of the YOUNGER GENERATION IN the end of the 1930-IES

Abstract: the Article is devoted to one of the most common activities of the state policy of the Soviet state. The policy of socialist competition was a mass phenomenon in Soviet society and distributed in its entirety on the younger generation.

Одним из рычагов вовлечения учащихся в процесс формирования их нового сознания в 1930-е годы являлась практика социалистического соревнования.

Социалистическое соревнование должно было служить стимулом для повышения качества учёбы. Организация соревнования проходила по принципу соревнования учителя с учителем, ученика с учеником, класса с классом, школы со школой. Основными показателями соцсоревнования учащихся являлись: повышение качества учёбы, улучшение дисциплины, активная работа в кружках, чтение художественной литературы, сдача норм на оборонные и физкультурные значки, активная работа с населением; хорошая работа в комсомольских и пионерских, школьных ученических организациях [1, Д. 6. Л. 79].

Составлялись индивидуальные и групповые соцдоговоры. Вот один из них, принадлежащий комсомольской организации Новотомниковской средней школы Алгасовского района:

- успеваемость 100 %, иметь большинство хороших и отличных отметок, овладеть грамотностью;

- посещаемость занятий 100 %., ликвидация опозданий и пропусков уроков;

- железная комсомольская дисциплина;

- добиться, чтобы с октября каждый комсомолец был подписчиком на газету «Молодой коммунар»;

- вести работу среди несоюзной молодёжи;

- точно и аккуратно выполнять комсомольские и классные обязанности [2, Д. 14. Л. 1].

Порой встречались такие договоры, в которых были пункты, запрещающие опоздания на уроки и обязывающие своевременную оплату членских взносов и т. п. [1, Д. 6. Л. 85].

Даже пытались охватить соцсоревнованием родителей учащихся. Но результат был незначительным, за исключением отдельных школ (Тамбовская средняя школа № 1 им. А. С. Пушкина) [1, Д. 6. Л. 85].

Социалистические соревнования проходили по четвертям и полугодиям и представляли своего рода эстафету. Так, Попова ученица 7 класса, подписавшая соцдоговор, одновременно объявила вызов своей однокласснице Трясуновой, которая в свою очередь его приняла и вызвала на соцсоревнование Хнычкину, а та уже следующую участницу. Предметом их договора было обязательство во 2-й четверти не иметь плохих отметок. По геометрии, истории, конституции, химии, биологии учиться только на «хорошо» [2, Д. 169. Л. 11]. Возникал принцип состязательности, кто лучше выполнит свои обязательства.

В школах Гавриловского района в 1939-1940 учебном году учителями и классными руководителями было организовано социалистическое соревнование между учащимися, классами и с другими школами. В классах вывешивались письменные соцдоговора и списки соревнующихся между собой учащихся [1, Д. 18. Л. 74].

В 1940-1941 учебном году школьники моршанских школ приняли вызов учащихся тамбовских школ и бросили аналогичный вызов Кирсановскому району. Моршанцами тут же был оформлен соцдоговор и доведён до общественности района [1, Д. 73. Л. 68-69].

Ученики школы № 8 г. Тамбова в свои обязательства включили пункты об успеваемости, посещаемости, дисциплине, участии в общественной жизни школы, о чтении художественной литературы, об оказании помощи отстающим, об активном участии в выпуске стенной школьной газеты. Ученические соцобязательства в этой школе проверялись каждую неделю. Результаты проверки соцдоговоров записывались на другой страничке соцобязательства, обсуждались на классных ученических собраниях, освещались в стенных газетах (классной и общешкольной). Все результаты проверки по классам заносились на доску «Учёта соцсоревнования». Проверку соцобязательств проводили классные организаторы и комсорг. При проверке присутствовал директор и завуч школы. Сюда же приглашались соревнующиеся. В случае невыполнения договора выяснялись причины, оказывалась данному ученику соответствующая помощь (снабжение учебниками, помощь сильных учеников, дополнительные занятия учителей и др.). Директор и завуч советовали соревнующимся, как лучше организовать соревнование, указывали, какие могут быть ошибки и как их избежать [1,

Д. 42. Л. 117-118]. Благодаря такой проделанной работе коллективом учащихся и учителей школа заняла первое место в г. Тамбове по всем показателям.

Но политико-массовая работа в отдельных школах была поставлена неудовлетворительно. В 1939 году в Ранинской средней школе не проводилось никакой работы в связи с открытием XVIII съезда ВКП(б), не было предсъездовского соревнования; в Степанищевской неполной средней школе эта работа была проведена только по некоторым классам. Договоры между школами и классами не проверялись, повседневного учёта результатов индивидуального соревнования учителей и учащихся не велось. Отсутствовала работа с учащимися-отличниками, их работа не отмечалась школой [1, Д. 9. Л. 45]. Аналогичная обстановка была и в Терновской неполной средней школе Хоботовского района, Черкинской средней школе Моршанского района и в других. В отдельных школах не было даже договора, например, в средних школах Никифоровского, Избердеевского и других районов [1, Д. 6. Л. 85].

К числу недостатков в организации соцсоревнования можно отнести и элементы формализма. Обязательства учащихся ряда школ оказывались шаблонными и неконкретными. В большинстве случаев в соцобязательства учащиеся включали пункты, которыми перечисляли свои прямые обязанности, конечные цели своей работы, но не намечали мероприятия, которые способствовали бы росту их знаний. Нередко подача соцобязательств не сопровождалась массовым подъёмом среди учащихся и превращалась в обязанность (школы Никифоровского, Платоновского, Мучкапского районов) [1, Д. 42. Л. 119]. Главным недостатком в работе по соцсоревнованию учащихся в учебном году было отсутствие систематического общественного контроля над выполнением принятых обязательств в значительной части школ.

Несмотря на проведение в школах области социалистического соревнования по различным показателям, у учащихся это большого энтузиазма не вызывало. Но, конечно, имело результат. Происходило улучшение показателей, за которые участники соцсоревнований боролись.

Список литературы

1. Государственный архив Тамбовской области. Ф. Р-3714. Оп. 1.
2. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области. Ф. 1179. Оп. 1.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НОРМЫ ГТО СОЗНАНИЕ СОЦДОГОВОР СОЦОБЯЗАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты