Спросить
Войти

Магомедзагир Османович османов

Автор: указан в статье

МАГОМЕД-ЗАГИР

ОСМАНОВИЧ

ОСМАНОВ

16 июня на 77-м году жизни скончался крупный ученый-этнограф, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской федерации и Республики Дагестан, главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНИ, РАН Магомедзагир Османович Османов.

Магомед-Загир Османович Османов родился 15 декабря 1930 года в городе Махачкала в семье крупного политического и общественного деятеля Дагестана Османа Османова. В этой семье он прошел крепкую нравственную и моральноэтическую школу, определился характер, закалил волю. Его отец и мать, которую многие из нас знали, были прекрасными людьми, достойными дагестанцами. Особенно следует отметить жену Магомедзагира Османовича — Патимат. Это был особый, редкого обаяния, внутренней красоты и преданности человек. Она была нежной подругой для Магомедзагира и заботливой матерью для своих детей. По ней мы определяли, какими прекрасными могут быть женщины Дагестана. Ее смерть была для Магомедзагира Османовича большей потерей и большим ударом. Он трепетно относился к Патимат и пережил ее тяжело переживал ее смерть, пережил ее всего на полгода.

Сам Магомедзагир был на редкость мужественным и благородным человеком. Он никогда ни на что не жаловался. В жизни он встречал неудачу улыбкой надежды, а страдания — твердостью терпения. Старался, чтобы его персона не причиняла беспокойства ни кому. Наш общий друг называл его «Святым». Это правда. Он был человеком долга. Но главное величие Магомедзагира Османовича — это его творчество. Науке он был предан до конца, обладал светлой головой и честным сердцем. Хорошо образованный он сумел реализовать свои возможности до конца.

В 1954 году он окончил исторический факультет Московского государственного университета и получил квалификацию историка. С этого времени до 1958 года молодой специалист посвятил себя педагогической деятельности: работал учителем истории и завучем средней школы селения Сталинаул Казбековского района (1954-1956), преподавателем истории Махачкалинской средней школы рабочей молодежи № 6 (1956-1958). Но настоящий талант у Магомед-Загира Османовича раскрылся в науке, в Институте истории, языка и литературы (ныне Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук). Здесь он прошел путь от младшего научного сотрудника до зав. Отделом этнографии и главного научного сотрудника. Работал ученым секретарем Института в 1967-1972 гг., старшим научным сотрудником (1972-1986 гг), с 1986 года —зав. Отделом этнографии, с 1 апреля с. г. занимал должность главного научного сотрудника.

Достойная жизнь человека измеряется не годами, а деяниями. Их у Маго-медзагира Османовича очень много. Он находился в пике своего творческого роста. Основные направления научно-исследовательской работы Османова М. О. -хозяйство, хозяйственно-культурные типы, формы скотоводства, материальная культура, община, обычное право, фольклор народов Дагестана и Кавказа, по которым он написал более 150 научных работ, в том числе 9 монографических исследований. В этих работах прослеживается не только высокий профессионализм автора, но и скромность, возвышенность простоты человека. Эти работы свидетельствуют о большой силе воли ученого и большой выдержке их автора, об искренности перед самим собой и своей темой и великой любви к этнографии народов Дагестана, к их традициям.

С именем Магомед-Загира Османовича Османова связано решение самых актуальных проблем этнографии Дагестана, открытия, имеющие большое значение не только для этнографии, но и для смежных наук, для практической и теоретической деятельности. Долгие годы, возглавляя этнографическую науку Дагестана, он вместе с дирекцией разрабатывал стратегию и тактику развития дагестанской этнологии, определял приоритеты, первоочередные и второстепенные задачи. Если учесть, что Дагестан является живой лабораторией для этнологических и этнографических исследований, то понятна роль дагестанских этнографов, в том числе и Магомед-Загира Османовича в российской этнографической науке.

Раскрыть все аспекты творчества М.-З.О. Османова здесь сложно. Но изобразить хотя бы схему творческого пути можно.

На основании совокупности критериев, главными из которых являются материал, форма крыши, этажность, камерность, форма плана М.-З.О. Османовым предложена классификация жилища сначала даргинцев, а затем всего Дагестана. Исследования на базе этих исходных данных привели его к выводу о преобладании в признаках жилища черт, обусловленных природно-географическими условиями, предопределившими преимущественно зональный характер жилища (равнинное, предгорное, горное, высокогорное, горно-долинное). Ему удалось наметить общие и особенные черты в жилище народов Кавказа, показать процесс изменения дагестанского жилища в процессе преобразований в советское время. Это был первичный опыт молодого ученого в исследовании. Уже в этих исследованиях просматривались способности и большой научный потенциал молодого ученого. Вскоре он продолжил анализ поселений даргинцев и других народов Дагестана, в комплексе рассмотрев основные аспекты происхождения и развития поселений. В этой работе он предложил тип расселения по признакам группирования, плотности поселений, профиля хозяйства, общественной структуры поселения; тип заселения по расположению на местности в зависимости от физикогеографических условий; тип поселения по социально-экономической природе, структуре аппарата власти и принуждения; тип планировки поселения по архитектуре и планировке, геометрической структуре, облику. В результате ему уда-

лось создать полное представление о поселениях народов Дагестана.

Цикл работ посвятил М.-З.О. Османов хозяйству. На этнографических материалах он изучил древнейшие формы хозяйства, начальные формы производящего хозяйства. Проследил этапы хозяйственного развития Дагестана от начала производящего хозяйства до XX века. Впервые показал перераспределение географического разделения труда, происшедшее с ХУ-ХУ1 вв, связанные с прекращением нашествий кочевников (на равнине - земледелие, в горах - скотоводство). Осветил регулирующие функции дагестанской общины в организации хозяйственной деятельности. Одновременно с М.А. Агларовым он предложил классификацию террас, выделив откосные террасы, террасы с подпорными стенами, приречные. Изучил вопрос об аграрных традициях дагестанцев, характеризующихся идеальной приспособленностью к местным условиям и их постепенным исчезновением в советское и постсоветское время.

В отдельных работах разработан вопрос о типе и системе земледелия. Он показал необходимость введения в научный оборот понятия «тип земледелия», обосновал ведущее место «типа» в земледельческой культуре и хозяйственнокультурных типах (ХКТ). Определил основное отличие «типа» от системы земледелия, выявил основные признаки. Произвел анализ содержания системы земледелия, показал бытование на местах одновременно нескольких систем земледелия: переложной, паровой, подсечной и их вариантов. Определил соотношение типа и системы земледелия в земледельческой культуре, осуществил их районирование в пределах региона.

Большой вклад М.-З.О. Османов внес в изучение форм традиционного скотоводства народов Дагестана в XIX - нач. XX. В специальной монографии, посвященной этой теме, он разработал теоретические проблемы понятия «формы скотоводства», типологическую классификацию форм скотоводства, соотношение скотоводства и земледелия, особенности дагестанской общины и феодализма. Результатом этих работ стала выработка нового понятия формы скотоводства, системной классификации форм скотоводства, построенной в едином контексте — от систем кормообеспечения через формы и типы скотоводства к образу жизни и хозяйственно-культурным типам; моделирование и синтез форм и типов дагестанского скотоводства; показ взаимосвязанности развития скотоводства с земледелием, исторического развития форм скотоводства, представляющих собой элементы органически единой эколого-хозяйственной системы в ее связи с социальноэкономическим развитием; исследование роли общины в регламентации скотоводства, как элемента единого комплексного хозяйственного организма общины и в связи с этим показ особенностей дагестанской общины, ставшей важным регулятором хозяйства, общественного быта, социального развития, внешних отношений; показ роли подвижного скотоводства как генетической основы зональной хозяйственной специализации и одновременно ее выражения и результата, как фактора развития и укрепления экономических, культурных, этнических и политических связей, сближения отдельных районов и этносов Дагестана; освещение значения скотоводства в сложении некоторых особенностей дагестанского феодализма, в частности в развитии феодальной ренты; показ особенностей экономических и политических отношений равнинного и горного Дагестана, исторически менявшихся в зависимости от политической ситуации в крае и зонального соотношения скотоводства и земледелия. Характеризуя эту книгу профессора М. А. Агларов и А.Р. Шихсаидов писали, что «в книге мы находим исчерпывающую характеристику различных форм скотоводства в Дагестане и этапы их исторического развития». Известный этнограф К.И. Калиновская писала: «Настоящая книга написана в лучших традициях отечественной этнографии», «достоинством исследования является его историзм».

Особая заслуга М.-З.О. Османова в изучении хозяйственно-культурных типов Дагестан и Северного Кавказа. По этой теме им подготовлено несколько моно-

графий: Хозяйственно-культурные типы Дагестана (с древнейших времен до начала XX века). Махачкала, 1996; Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана в советскую эпоху (закономерности развития и трансформации, вымывание традиционных форм); издается по гранту РФФИ «Формы скотоводства и хозяйственно-культурные типы Северного Кавказа».

Заслуга М.-З.О. Османова заключается в том, что он проследил процесс сложения и развития хозяйственно-культурных типов — ареалов Дагестана с древнейших времен до начала XX века. Рассмотрел проблемы соотношения возможностей и степени продуцирования каждого из обусловливающих сложение и эволюцию ХКА факторов: экология — хозяйство, культурная традиция, этносоциум. Провел сравнительно-типологическое исследование хозяйственно-культурных форм — компонентов, образующих ХКА Дагестана. Выявил, описал и исследовал три ХКА Дагестана, сложившиеся к XIX - XX вв. — 1) равнинно - нижнепредгорный ХКА оседлых пашенных земледельцев — стационарных скотоводов; 2) горный (среднегорный) ХКА оседлых пашенных земледельцев и отгонных скотоводов; 3) высокогорный ХКА подвижных скотоводов и оседлых пашенных земледельцев. Причем, все ХКА исследованы в их взаимосвязи и взаимодействии, образующих единую совокупность ХКА Дагестана, развивавшуюся на фоне историко-культурной общности Дагестана и всего Кавказа. Исследования М.-З.О. Османова иллюстрируют продуктивность рассмотрения местных ХКТ (ХКА) как феноменов, являющихся местным проявлением ХКТ, как динамического стереотипа.

М.-З.О. Османов продолжает реализацию глобальной концепции ХКТ на материале более обширного, чем Дагестан) региона. Он поставил цель и достиг ее — исследовать формы скотоводства и ХКТ на материале, обнимающем более широкий спектр условий природно-географического, хозяйственного, культурнотрадиционного, этнокультурного и социального характера, проверить адекватность формулировок, результатов и выводов о компонентном содержании, характере и закономерностях бытования, развития и взаимоотношений форм скотоводства и ХКТ.

Ему удалось проследить взаимосвязь форм скотоводства и ХКТ, надэтниче-ский характер хозяйственно-культурных компонентов; показать, что на Северном Кавказе в формах скотоводства не существовало принципиальных различий с дагестанскими, как в перечне форм и их структуре, так и в их практической реализации. Преувеличением оказалось положение о преобладании отгонных форм скотоводства над стационарным и совсем не подтвердилось мнение о полукочевом и даже кочевом характере скотоводства отдельных народов Северного Кавказа. Произвел типологический анализ хозяйственно-культурных форм - компонентов, составляющих хозяйственно-культурные ареалы Северного Кавказа; выявил хозяйственно-культурные ареалы, охватывающие территории, заселенные разными этносами. Все ХКА составляют единую систему, вписывающуюся в Северокавказскую историко-культурную область. Известный археолог Р.М. Мунчаев по поводу этой книги (Хозяйственно-культурные типы Дагестана. С древнейших времен до начала XX века. Махачкала, 1996) сказал: «Могу с полным основанием сказать: прекрасное исследование, очень нужная и серьезная работа. От души поздравляю и желаю новых успехов».

Впервые М.-З.О. Османовым исследована этнография транспорта Дагестана, показана его органическая связь с хозяйством, особенно земледелием, преобладающая обусловленность зональными природно - географическими условиями, проведено районирование транспорта по видам и их удельному весу.

Интересны его разработки в области топонимики. Он провел исследование даргинской топонимики на базе языкового, этнографического и исторического материала. Впервые разработал вопрос об исторической стратиграфии топонимов, привязанности их разных форм к определенным историческим этапам.

В работе по расселению и численности даргинцев, приводятся дополнительные исторические и этнографические материалы и доказательства в поддержку точки зрения П. Услара о географической первооснове этнонима («внутренние»), прослежена динамика численности и расселения даргинцев, с показом основных причин и обстоятельств, обусловивших их изменение во времени и пространстве.

М.-З. О. Османов собрал, подготовил и издал книги для учителей по истории, «Пословицы и поговорки (М., 1961)», «Сказки даргинцев (М., 1963)». Эта работа его дань уважения педагогике, годам, посвященным воспитанию детей.

Магомедзагир Османович Османов принимал активное участие в научной жизни России и Дагестана: выступал на международных, всесоюзных, всероссийских и региональных научных сессиях и конференциях, проводил экспедиционные исследования, руководил аспирантами и докторантами, оппонировал диссертационные работы, являлся членом ученого совета и диссертационного советов института

Заслуги М.-З. О. Османова отмечены народами Дагестана и Правительством Республики. За заслуги перед отечеством и вклад в развитие исторической науки Магомед-Загир Османович Османов кагражден юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970), Победитель социалистического соревнования (1972), «Ветеран труда» (1985), «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995), Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР (1967, 1975), Почетной грамотой Президиума АН СССР и Президиума ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений (1981). Ему присуждены Почетные звания «Заслуженный деятель науки» РД (21.12.1992) и РФ (22.11.1999).

Где бы ни трудился Магомедзагир Османович Османов, он неизменно пользовался уважением и авторитетом среди коллег и товарищей по работе за высокий профессионализм, честность, высокие моральные качества. Он был удивительно чутким человеком, патриотом, интернационалистом.

Светлый образ и добрая память о Магомедзагире Османовиче Османове, чутком, отзывчивом, замечательном человеке, известном ученом, навсегда сохранится в наших сердцах.

О.М.Давудов, А.И.Исламмагомедов, А.И. Османов,

А. Р. Шихсаидов

Список научных трудов Османова Магомед-Загира Османовича 1961

1. Жилище цудахарцев в XIX - XX вв. // Ученые записки Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР (Учен. зап. ИИЯЛ). Т. IX. Махачкала, 1961.
2. Пословицы и поговорки даргинцев // «Пословицы и поговорки Востока». М., ИВЛ, 1961.
1962
3. Поселения даргинцев в XIX-XX вв. // Учен. зап. ИИЯЛ Т. XI. Махачкала, 1962.
1963
4. Даргинские сказки. Перевод, предисловие, комментарии. // Москва Издательство восточной литературы (ИВЛ) 1963. 10а. л.
1965
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты