Спросить
Войти

Центр-музей истории российской дипломатической службы

Автор: указан в статье

Ю.М.Хильчевский

ЦЕНТР-МУЗЕЙ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Хильчевский Юрий Михайлович -Чрезвычайный и полномочный посол, руководитель Центра.

11 сентября 2006 г. исполняется ровно пять лет со дня открытия в здании МИДа на Смоленской площади экспозиции Центра истории российской дипломатической службы (в повседневной практике именуемого музеем). Создание этого Центра воплотило в жизнь идею, давно вынашиваемую как ветеранами дипломатической службы, так и ее молодыми представителями. И не случайно она нашла активную поддержку тогдашнего министра иностранных дел России Е. Примакова и его преемников на этом посту, поскольку богатейший исторический опыт и во многом уникальный инструментарий, накопленные в течение столетий дипломатией России, имеют непреходящее значение для совершенствования профессионального мастерства наших дипломатов и их воспитания в традициях патриотизма и верности гражданскому долгу.

Время создания Центра-музея было приурочено к знаменательной дате -200-летию Министерства иностранных дел России. Сегодня, когда Россия, преодолевая колоссальные трудности,

вступила в XXI в., в котором она, без сомнения, займет подобающее ее потенциалу место, представляется весьма своевременным оглянуться на прошлое российской дипломатии, вспомнить о ее успехах и неудачах, задуматься над ее духовным и профессиональным наследием. Показательно, что этими возможностями за истекшие годы воспользовались около 10 тыс. посетителей Центра, прежде всего сотрудники самого Министерства, слушатели Дипломатической академии, студенты МГИМО(У), МГУ и других московских и периферийных профильных вузов страны, а также многие гости МИДа из разных регионов и иностранных государств. Центр посетили практически все аккредитованные в Москве послы и сотрудники посольств, различные делегации, представители российских и зарубежных СМИ.

В Центре регулярно проводятся обзорные и тематические экскурсии для посетителей (при необходимости на английском и французском языках), организуются выставки и презентации книг, написанных нашими дипломатами, отмечаются памятные даты в двусторонних отношениях с другими государствами и деятельности выдающихся российских и советских дипломатов.

О растущем интересе к фактически пока единственному в мире Центру истории дипломатической службы говорят многочисленные обращения посольств Норвегии, Австрии, Бельгии, Китая, Кубы и США с просьбой получить рекомендации для организации аналогичных музеев (так, инициативная группа из США намерена открыть такой музей в Вашингтоне уже в

центр-музеи истории российской дипломатической службы

2007 г., причем, в отличие от нашего Центра, деятельность американского музея будет строиться на сугубо коммерческих началах).

Экспозиция Центра, собранная сотрудниками МИДа при содействии ряда музейных и архивных организаций, размещена в восьми залах и насчитывает более 8 тыс. документов. Она сформирована на основе архивных материалов, частных коллекций ветеранов дипслужбы, мемуаров, фотоматериалов и памятных подарков. В залах помещены специальные кассетники, которые содержат различные документы - от личной переписки и шифрте-леграмм послов до официальных нот, меморандумов и докладных записок. Эти материалы доступны как для исследователей, так и для профессиональных дипломатов. В них освещаются различные этапы развития российской дипломатии, передается подлинная атмосфера каждой эпохи и история дипслужбы через судьбы отдельных личностей, неразрывно связанных с историей России.

Сама экспозиция выстроена по историческому принципу: свой рассказ она ведет начиная с первых дипломатических шагов Киевской Руси в IX-X вв. создания Посольского приказа и Коллегии иностранных дел в XVI-XVIII вв., основных дипломатических акций в XIX в. Завершают экспозицию материалы о деятельности дипломатии России на рубеже XX и XXI столетий.

Поскольку далеко не все желающие могут посетить наш Центр в силу естественных режимных ограничений, видимо, будет уместным хотя бы вкратце рассказать о содержании экспозиции.

История дипломатии на Руси насчитывает более тысячелетия. Еще в 944-945 гг. князь Игорь добился заключения фактически первого международного письменного договора Киевской Руси с Византией о мире, дружбе и военном союзе, где князь Игорь был титулован как «великий князь русский». В XV в. было образовано Русское централизованное государство, руководство внешней политикой которого сосредоточилось в руках московского князя Ивана III. Московия уже в этот период поддерживала регулярные дипломатические отношения с двумя десятками иностранных государств. Но более знаковым для русской дипломатии стало решение царя Ивана IV Грозного образовать в 1549 г. специальное внешнеполитическое ведомство - Посольский приказ. Первым главой приказа, размещавшегося на территории Кремля, был назначен дьяк Иван Висковатый, проявивший себя как блестящий дипломат. К сожалению, его жизнь оборвалась трагически: в годы опричнины он был казнен на Лобном месте на Красной площади.

Посольский приказ, образно названный одним из его руководителей А. Ор-дын-Нащокиным «оком всей великой России», просуществовал почти 200 лет до 1720 г., когда Петр I заменил его на Коллегию иностранных дел (КИД). В царском указе по поводу деятельности новой структуры говорилось: «К делам Коллегии допускать людей добрых и честных, чтоб дыряво не было и в том крепко смотреть». Дипломатическая служба при Петре I стала государственной, высокой по значению и положению, расширился круг государств, с которыми Россия установила

дипломатические отношения. С конца XVII столетия стала создаваться и сеть дипломатических представительств России за рубежом.

Особая глава в истории внешней политики России - правление Екатерины II, отмеченное заметным ростом авторитета страны в Европе, крупными успехами в обеспечении ее национальных интересов и появлением целой плеяды блестящих дипломатов. Среди них - Н.И. Панин, A.A. Безбо-родко, А.М. и Д.М. Голицыны, А.М. Об-ресков и др. Указами Екатерины II были развиты и дополнены функции Коллегии, положения о статусе ее служащих. В частности, представляют интерес указ «О соблюдении чиновниками КИД тайны и посещении домов иностранных представителей в России только по делам службы», а также запрет дипломатам владеть какой-либо недвижимостью на территории иностранных государств (видимо, первичная форма борьбы с коррупцией?). Обо всех этих деталях говорят документы, выставленные на стендах и в специальных кассетниках в залах. Вообще же представленные документы являются, образно говоря, песчинками в море материалов - архивов МИДа РФ, насчитывающих сотни тысяч единиц хранения.

В соответствии с манифестом Александра I была осуществлена реформа центрального управления российским государством, в ходе которой 2 сентября 1802 г. было создано Министерство иностранных дел. В законодательном акте по этому поводу утверждалось: «МИД имеет предметом политические отношения с иностранными государствами, ходатайство о законной

защите российских подданных в чужих краях и содействие к удовлетворению справедливых домогательств иностранцев к делам их в России».

В XVIII-XIX вв. на службе во внешнеполитическом ведомстве состояли многие известные деятели отечественной культуры: А.Д. Кантемир, Д.И. Фонвизин, A.C. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, К.Н. Батюшков, A.C. Грибоедов, Ф.И. Тютчев. Все они - кто кратковременно, а кто и длительное время - находились в штате МИДа, подтверждением чему служат экспонируемые документы с личными пометками упомянутых литераторов и общественных деятелей. Следует отметить, что эта традиция - органичного единения дипломатии и культуры - сохраняется и поныне. Сегодня в МИДе работают немало людей, любящих и знающих поэзию, здесь ежегодно проводятся вечера поэзии, выходят в свет сборники стихов, написанных сотрудниками министерства, в числе которых нельзя не назвать и C.B. Лаврова, министра иностранных дел.

Значительное место в экспозиции Центра по праву занимают материалы, посвященные выдающемуся русскому дипломату князю А.М.Горчакову. Заняв пост министра иностранных дел, а затем, в 1856 г., государственного канцлера, А. Горчаков после серьезного поражения России в Крымской войне на протяжении четверти века последовательно проводил внешнюю политику, позволившую восстановить ведущую роль России в решении мировых проблем. В историю дипломатии он вошел, в частности, и знаменитой фразой из циркулярной депеши русским послам: «Говорят, что Россия сердится. Нет, Россия не сердится, она сосредоточивается ».

На следующих стендах представлены документы и фотоматериалы о первых внешнеполитических шагах советской дипломатии. Особый интерес среди них вызывают сюжеты, связанные с деятельностью народного комиссара по иностранным делам Г.В. Чичерина, талантливого и разносторонне эрудированного человека, на чью долю выпал сложнейший период в процессе формирования внешней политики нового государства. Документы о прорыве дипломатической блокады Советской России, и прежде всего Раппальский договор с Германией, итоги Генуэзской конференции, деятельность в поддержку усилий по разоружению в Лиге Наций достаточно убедительно свидетельствуют об активной дипломатической борьбе Советского Союза в условиях нарастающей угрозы мировой войны.

Вместе с тем в течение этих лет НКИД, как и другие госучреждения, подвергался суровым репрессиям, жертвами которых стали многие ведущие дипломаты. Загранпредставительства опустели, в 1939 г. нарком Литвинов был вынужден доложить Сталину, что места послов в девяти ведущих странах вакантны более года из-за отзыва и исчезновения лиц, занимавших эти посты. Сходная картина сложилась и в центральном аппарате, о чем говорят имена, помещенные в «Книге памяти».

Документы и экспонаты зала, посвященные дипслужбе СССР накануне и в период Второй мировой войны, рассказывают о сложных дискуссиях по поводу дальнейшего внешнеполитического курса страны. Позиция наркома МЛитвинова, ориентированная на союз

с Великобританией и Францией, была отвергнута с учетом бесперспективности данного направления в то время. Назначение на этот пост главы правительства В.М. Молотова предопределялось и подписанием так называемого «Пакта о ненападении» между СССР и Германией в августе 1939 г. Как бы к этому договору ни относиться, следует признать, что он обеспечил почти два года мирной жизни для нашей страны, столь важных в преддверии войны.

Новые нелегкие задачи по созданию антигитлеровский коалиции, налаживанию эффективного сотрудничества с союзниками, выработке программы послевоенного устройства, вставшие в военные годы перед советской дипломатией, убедительно опровергают расхожий тезис о том, что, «когда говорят пушки, дипломаты молчат». Относительно небольшой аппарат МИДа (552 человека) в годы войны обеспечивал повседневную работу по организации встреч «Большой тройки» и интенсивной переписки между ними, подготовке документов для решения конференций в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Выполняя свой профессиональный долг, сотрудники НКИДа СССР непосредственно участвовали в боях за оборону Москвы, собирали в посольствах деньги и ценности на строительство танков и т.д.

Много усилий приложила советская дипломатия и для создания вместо Лиги Наций новой международной организации безопасности, в результате чего появилась ООН.

В послевоенный период истории внешнеполитической службы СССР существенно расширился объем работы НКИДа, который в 1946 г. был

преобразован в МИД. Главными задачами на этом этапе было закрепить итоги войны в политико-дипломатическом отношении, гарантировать безопасность страны и обеспечить ее национальные интересы. Наряду с открытием новых или восстановлением ранее действующих загранучреждений, а к 1946 г. Советский Союз поддерживал дипломатические отношения уже с 50 странами, МИД занимался вопросами послевоенного урегулирования с Германией и ее бывшими союзниками, первым признал КНР и независимую Индию, участвовал в разрешении конфликтов в Индокитае, проводил курс на более тесное сотрудничество с развивающимся миром. По инициативе советской дипломатии Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1960 г. историческую Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, что позволило за один год обрести независимость 17 африканским государствам. Эти события находят свое отражение в экспонируемых документах и фотографиях.

Выступления советской дипломатии в пользу ограничения гонки вооружений и нераспространения ядерного оружия привели в 60-70-е годы к подписанию соответствующих договоров и договоренностей по проблемам разоружения, до сих пор являющихся важными составляющими международной стабильности. Диалог между Востоком и Западом развивался в основном в русле общеевропейского процесса до того периода, когда драматические события вокруг Афганистана нанесли значительный удар по разрядке международной напряженности.

Тем не менее несмотря на сложность и противоречивость внутренней и международной обстановки, за эти годы Советскому Союзу удалось выйти на мировую арену в качестве великой державы, полновесно участвовать в решении основных мировых проблем. Возросла роль МИДа в формировании внешнеполитического курса страны, еще более усилившаяся после назначения в 1957 г. министром иностранных дел A.A. Громыко, высокопрофессионального дипломата, возглавлявшего министерство в течение 28 лет. (Портрет, личные вещи А. Громыко, как и портреты всех министров иностранных дел России за 200 лет, размещены на стендах.) Интересны и другие фотографии встреч и дипломатических приемов, в частности, фотографии дипломатической династии - выдающихся послов A.A. и O.A. Трояновских.

В целом же 1949-1991 гг. в деятельности МИДа были отмечены как взлетами и безусловными дипломатическими достижениями, так и рядом неудач. Несмотря на это, МИД можно охарактеризовать как одну из самых устойчивых и динамичных государственных структур. За последние годы значительно обновлена сама дипломатическая служба, привлечены на работу новые кадры (ежегодно аппарат министерства пополняется примерно на 170-180 молодых специалистов).

Распад СССР и кардинальные изменения, произошедшие в России, потребовали серьезной реорганизации структуры внешнеполитического ведомства. Президентом В.В. Путиным была утверждена новая редакция «Концепции внешней политики России», ориентирующая МИД на создание вокруг России стабильной безопасной обстановки, которая позволила бы макцентр-музеи истории российской дипломатической службы

симально сконцентрироваться на решении социально-экономических задач. Указ Президента РФ о координирующей роли МИДа в проведении единой внешнеполитической линии преследует именно эти цели, тем более актуальные в этом году, когда Россия председательствует в «Большой восьмерке».

Действия российской дипломатии в последние годы естественно требуют более длительной временной дистанции для всесторонней и объективной оценки. Время для такого анализа с позиций исторической целесообразности и практических результатов вряд ли уже наступило. Но потенциал российского МИДа вполне соразмерен с масштабами стоящих перед нашей дипломатией задач. В аппарате министерства и его загранучреждений - 140 посольствах, 12 представительствах при международных организациях и 80 консульских учреждениях - работают более 4 тыс. дипломатических, свыше 6 тыс. административно-технических сотрудников. Эволюция масштабов российских диппредставительств за рубежом и иностранных в Москве за 200 лет существования МИДа отражена в экспозиции.

В небольшом зале расположены стенды, на которых размещены материалы о деятельности МИДа по подготовке дипломатических кадров, в первую очередь по линии МГИМО и Дипломатической академии, где открыты своеобразные филиалы Центра -музеи об их истории.

В системе МИДа функционирует практически уникальная организация -Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса. Объем его услуг по обеспечению необходимых

условий для работы в Москве иностранных представительств постоянно расширяется, о чем говорят данные, представленные на отдельном стенде.

В шкафах и витринах Центра представлены подарки МИДу от иностранных государств и политических деятелей, в том числе ювелирные работы и картины, карта мира, выполненная из полудрагоценных камней, хрустальная ваза от дуайена дипломатического корпуса в Москве, памятные медали и т.п. Привлекает внимание памятная медаль, посвященная А.М. Горчакову, и икона, подаренная Алексием II во время посещения Центра.

На отдельном стенде находятся книги (мемуары, учебные пособия), написанные российскими дипломатами, а также публикации и другие информационные материалы, выходящие под эгидой МИДа. На стенде помещен также текст Указа Президента РФ о ежегодном праздновании 10 февраля профессионального праздника - Дня дипломата России.

Таким образом, в залах Центра есть над чем поразмышлять, есть чему и поучиться. Дипломатия эффективна и профессиональна тогда, когда она, принимая во внимание новые реалии, опирается на проверенную историческим опытом надежную базу традиций и ценностей, когда за понятиями государственность и гражданственность стоит прочная связь времен.

Своей повседневной работой мы пытаемся помочь тем, кто серьезно интересуется историей российской внешней политики, стремится лучше понять ее современное содержание. На эти цели и направлены запланированные в Центре различные мероприятия.

Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов