Спросить
Войти

Застройка городского центра конца XVIII -- начала XIX В. (на примере г. Курска)

Автор: указан в статье

УДК 72.035(470.323)

ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА КОНЦА XVIII -- НАЧАЛА XIX В.

(НА ПРИМЕРЕ Г. КУРСКА)

© 2016 Т. Г. Михайленко

канд. ист. наук, доц. по спец.

«Строительные конструкции, здания и сооружения», ст. преподаватель кафедры промышленного и гражданского строительства

e-mail: mihailenko62@mail. ru

Курский государственный университет

В конце XVIII в. Курск был перестроен по регулярной прямоугольной системе в соответствии с планом 1782 г., утверждённым Екатериной II. Здания возводились по чертежам образцовых проектов. Центр города представлял собой общественную зону, в пределах которой располагались площадь и городской сквер, и был отмечен большим масштабом сооружений и крупными свободными пространствами вокруг них. Многие церковные здания Курска после принятия плана 1782 г. подверглись реконструкции или были снесены. Полностью был перестроен Знаменский монастырь - архитектурная доминанта города. Застройка губернского Курска в конце XVIII - начале XIX в. представляла собой регулярное, целостное, художественно организованное пространственное единство.

Курск изначально строился как город-крепость, на господствующей над равниной возвышенности. Поселение окружали с трёх сторон крутые обрывы и реки (с запада - Кур, с юга и востока - Тускарь), с севера к нему подступали лесные заросли. На этой площади в середине, замкнутый каменной стеной, был расположен Знаменский монастырь [Троицкий 1884: 3]. В книге 1786 г. прокурора Верхней Расправы курского наместничества С. Ларионова повествуется: «Город древле был укреплён превеликим рвом и валом, по которому был палисад и оборонительные башни... Ныне от времени палисада и башен нет и никакого вновь крепостного строения не имеется. Ров же по высочайше конфирмованному в 1782 году о построении города плану зарыт, где и сделана площадь, весьма украшающая город, и названа "красною"» [Ларионов 1786: 37].

В XVIII в. исчезла необходимость обороны бывшего южного рубежа Московского государства, на границе которого стояла Курская крепость. В эпоху Екатерины II все города России получили проекты планировки, разработанные «Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», которая была создана в 1762 г. и существовала до 1796 г. [Саваренская 1989: 139]. В каждом городе формировался центр, которому отводилась особая роль в преобразовании городского пространства. План Курска был утверждён Екатериной II 26 февраля 1782 г. и предусматривал перестройку города по регулярной прямоугольной системе [Полное собрание законов... 1839: 158]. К концу XVIII в. Курск был отстроен в соответствии с планом 1782 г. (рис. 1) [Михайленко 2013].

Через город проходили две главные улицы - Московская и Херсонская (ныне ул. Ленина и Дзержинского). Центральная площадь получила название Красной, здесь располагались гостиные торговые ряды. На месте древней крепости были выстроены присутственные места, Знаменский монастырь, главное народное училище, дом

дворянского собрания. Общее число домов горожан составляло 2229. Количество каменных строений увеличилось с 65 до 135 [Курск: Очерки... 1968: 61].

Рис. 1. План центра Курска в начале XIX в.: 1 - местоположение деревянного дома губернатора до 1804г.; 2 - 52 квартал во второй части города, где в конце XVIII в. предполагалось размещение комплекса зданий для проживания высших чиновников Курска; тёмно-серым цветом обозначены кварталы, где размещались каменные дома; заштрихованы кварталы, застроенные деревянными домами

Согласно реестру чертежей казённых и публичных строений за май 1798 г., выполненных губернским архитектором Николаем Алексеевым, в Курске к концу XVIII в. были построены каменные здания присутственных мест, главного народного училища, дома благородного собрания, Большого и Малого гостиных дворов, соляных магазинов, трактира, банковской и почтовой контор, тюремного замка и городового магистрата1.

Рассмотрим план центра города 1798 г.2, составленный Н. Алексеевым (рис. 2). Нынешняя Красная площадь тогда, как и сейчас, являлась центром города, но размеры её были меньше. На углу Знаменской (ныне Луначарского) улицы и Красной площади, в квартале № 62 стоял дом губернского землемера Башилова3. На противоположной стороне Знаменской Н. Алексеев планировал разместить дома вице-губернатора и казначея, проекты которых он разработал. Для дворов этих домов было отведено просторное место рядом со Знаменским монастырём, на взгорье. На плане прорисованы

1 Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. 33. Оп. 2. Д. 26. Л. 205.
2 ГАКО. Ф. 325. Оп. 1. Д. 5. Л. 63.
3 9.Российский государственный архив древних актов. Ф. 383. Оп. 1. Д. 159.

складки местности, тропинки, взбегавшие на кручу, линии оврагов вокруг холма, на котором стоит монастырь. Два строения благородного собрания нанесены на план примерно на том же месте, где в XIX в. будет построен дом Дворянского собрания. Между благородным собранием и проектируемым домом вице-губернатора находятся три корпуса главного народного училища. К ограде Знаменского монастыря примыкают присутственные места. Н. Алексеев планировал расположить дом городничего ниже присутственных мест, рядом с оградой монастыря, над рекою Тускарь. Между присутственными местами и домом городничего пролегал овраг. Почти у края оврага, недалеко от присутственных мест находился склад оружия. На линии Красной площади, рядом с присутственными местами Н. Алексеев запланировал место для каменной гауптвахты. Там, где в настоящее время находится цирк, были жилые кварталы № 41 и № 42.

Рис. 2. План центра Курска 1798 г., составленный губернским архитектором Николаем Алексеевым: А - Знаменский мужской монастырь; В - присутственные места; С - дом благородного собрания; Б - главное народное училище; Е - место под строение вице-губернаторского дома; Г - место под строение казначейского дома; О - место под строение дома городничего; Н - место под строение губернаторского дома; I - деревянный бывший генерал-губернаторский дом; К - место для построения каменной гауптвахты; Ь - склад оружия

С севера Красную площадь замыкали каменные гостиные дворы с традиционными арочными галереями (квартал № 4 между Сергиевской, ныне М. Горького, и Московской улицами). Здания Большого Гостиного двора располагались также между Московской и Флоровской (теперь Радищева) улицами, примерно на месте здания нынешнего Главпочтамта4. Почтовый дом находился на

4 ГАКО. Ф. 108. Оп. 8. Д. 525. Л. 25-27.

Московской улице. Он был двухэтажным, с двумя флигелями5. Банковская контора находилась на углу пересечения улиц Юрьевской (ныне Урицкого) и Флоровской. И банк, и почта были украшены классическими портиками с колоннами. Портик почты имел 6 колонн. В квартале рядом, ограниченном улицами Флоровской, Херсонской, Московской и Юрьевской, располагались церковь Николая Чудотворца (угол Флоровской и Херсонской), трактир купца Ивана Голикова (угол Московской и Херсонской) и четыре торговых линии мелочных рядов, выходивших на Юрьевскую улицу6. Здание городового магистрата располагалось на Московской улице7. На месте нынешнего парка 1 Мая у обрыва над рекою Тускарь стояли деревянные корпуса генерал-губернаторского дома. В главном корпусе размещались зал, столовая, адъютантская и другие помещения. На территории двора находились пристройки и 5 флигелей.

Архитектор Николай Алексеев запроектировал новый двухэтажный каменный генерал-губернаторский дом8 (рис. 3). Своим фасадом дом должен был выходить на Красную площадь. В верхнем этаже располагались жилые комнаты, а в нижнем -административные помещения. Рядом на просторном дворе, отгороженном от площади забором, располагались службы: справа - кухня, прачечная, ледники с амбарами, слева - каретный сарай, конюшня, помещение для конюхов. Все помещения дома и служб прекрасно спланированы. Но этот проект остался нереализованным.

Рис. 3. Проект генерал-губернаторского дома: В - нижний этаж главного корпуса; С - верхний этаж главного корпуса; Б - кухня; Е - ледники с амбарами; Г - прачечная; О - помещения для конюхов; Н - конюшня; I - каретный сарай. Помещения первого этажа: 5, 6 - кабинеты; 7 - бильярдная; 9 -девичья;; 10 - сени. Помещения второго этажа: 14 - гостиная; 15 - уборная; 16 - девичья; 17 - спальня; 18 - столовая; 20 - буфет. Остальные помещения Н. Алексеевым или не обозначены, или подписаны неразборчиво

Многие церковные здания Курска после принятия плана 1782 г. подверглись реконструкции или были снесены. Причиной послужило как обветшание зданий, так и несоответствие их требованиям плана. Например, Богоявленская церковь Знаменского монастыря и монастырская ограда ещё в 80-е гг. XVIII в. требовала значительного

5 ГАКО. Ф. 325. Оп. 1. Д. 2. Л. 6, 7, 50.
6 ГАКО. Ф. 108. Оп. 8. Д. 525. Л. 25-27.
7 ГАКО. Ф. 108. Оп. 8. Д. 882. Л. 2.
8 ГАКО. Ф. 325. Оп. 1. Д. 5. Л. 64.

ремонта9. В 1788 г. снесли каменный Воскресенский собор из-за его ветхости10. Пятницкая (Благовещенская) церковь, находившаяся на Красной площади, была снесена не только из-за её ветхости [История курской Благовещенской церкви 1905: 8], но также и из-за того. что существовали «весьма великие препятствия в расширении свободности построения» и церковь «высотой своей застеняла самые окошки»11 строившихся присутственных мест.

В конце XVIII - начале XIX в. полностью был перестроен Знаменский монастырь. Курский писатель начала XX в. И. Купчинский писал: «Сперва главный храм Знаменскаго Курскаго монастыря был деревянный, потом небольшой каменный» [Купчинский 1906: 8]. В 1782 г. в ограде монастыря находилось три церкви. Возле помещались многочисленные строения: мастерская, кузницы, пивоварня, солодовня, амбары для склада хлеба, здание для «штатных служителей» на 46 человек. Пространство было скученным и стеснённым [Присутственные места. 1897]. В монастыре находился и военный гарнизон, состоящий из капитана, капралов, урядников и солдат. Некоторые здания монастыря были уничтожены пожаром 1781 г., а другие впоследствии снесены. После сноса ветхих церквей и других зданий Знаменского монастыря 4 июня 1816 г. был заложен большой Знаменский собор, строительство которого продолжалось непрерывно 10 лет и было закончено в 1826 г. [Танков 1896]. Это здание является ценным памятником зодчества эпохи позднего классицизма и до сих пор играет роль крупной архитектурной доминанты в застройке центра города. Собор был увенчан пятью куполами. Здание имело центрическую композицию в виде огромного кубического объёма, над которым возвышался световой барабан со сферическим куполом диаметром 20 м и общей высотой от земли до шелыги купола 48 м. По углам нижнего четверика располагались четыре небольших купола. С северной, южной и западной сторон собор имел шестиколонные портики коринфского ордера [Федоров 1975].

О том, как выглядел городской центр в конце XVIII - начале XIX в., можно судить по сохранившимся изображениям, гравюре Ухтомского 1821 г. по рисунку И. Рамбауэра (рис. 4), находящейся в Курском областном краеведческом музее [Склярук], и литографии Бишебуа, Адама и Бушо с оригинала Ф.А. Джунковского (рис. 5), один из экземпляров которой хранится в Государственном русском музее [Склярук 2009]. В центре гравюры Ухтомского, над крутым обрывом холма расположен комплекс зданий, сгруппировавшихся вокруг Знаменского собора, слева и справа от которого расположены башни монастырской ограды. Недалеко от обрыва -мужская гимназия, справа - дворянское собрание с театром. Справа от собора дом архимандрита с Богоявленской церковью при нём. За правой башней монастырской ограды видно здание присутственных мест с губернским правлением. Слева спускается Знаменская улица, за ней вдали виден Воскресенский собор (Ильинская церковь), левее - Николаевская церковь. Справа, за рекой Тускарь, раскинулась Стрелецкая слобода.

9 ГАКО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 35. Л. 81-82.
10 ГАКО. Ф. 20. Оп. 2. Д. 10. Л. 22.
11 ГАКО. Ф. 20. Оп. 2. Д. 7. Л. 6-7.

Рис. 4. Гравюра Ухтомского 1821 г. по рисунку И. Рамбауэра

На литографии изображена Красная площадь и окружающие её строения. Справа виден Знаменский собор, рядом с ним - двухэтажное здание присутственных мест с высокими колоннами, подпирающими фронтон, над которым возвышается купол. С левой стороны площади расположена сцена, рядом с ней гостиный двор с аркадой. Ещё левее гостиного двора расположена городовая ратуша, напротив неё, через Московскую улицу, - гостиница. Пространство между присутственными местами и гостиным двором занимает сквер. На заднем плане литографии расположены дома Сергиевской улицы и арка, ориентированная на восход солнца. Сквозь арку можно было любоваться великолепным видом, открывающимся с обрыва на реку Тускарь.

Рис. 5. Литографии Бишебуа, Адама и Бушо с оригинала Ф.А. Джунковского

Композиции зданий центра города логически увязывались с окружающей застройкой, всё выполнялось в едином классическом стиле. «Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» составлялись не только планы городов, но и разрабатывались чертежи образцовых построек жилых домов и казённых зданий, из которых должны были составляться кварталы города. Были составлены серии проектов, которые посылались в города вместе с планами [Саваренская 1989: 142]. Основными требованиями к массовой застройке в конце XVIII - начале XIX в. стали противопожарная безопасность [Михайленко 2013], композиционное решение фасадов и размещение домов по красным линиям, согласно предварительно составленному проекту планировки. Опыт применения типовых проектов для частных построек в России [Михайленко 2009] настолько благотворно сказался на облике городов, что впоследствии, при принятии в 1851 г. Строительного устава, в него была внесена

274 статья «О порядке утверждения планов и фасадов на частные постройки» [Правила устава строительного... 1890].

Принципы типизации и повторности применялись в русском градостроительстве очень широко, не только для отдельных зданий, но и для кварталов. Подтверждением тому служит цитата из письма министра полиции А. Балашева курскому губернатору от 6 февраля 1812 г.: «Государь император, утвердив составленные Его Величества архитектором Гесте двадцать шесть разновидностей чертежей городских кварталов, высочайше указать изволил препроводить их к господам начальникам губерний с тем, чтобы они впредь, в случае устройства вообще городских кварталов и разделения их на обывательские места руководствовались сими чертежами, принимая за образец те из оных, которые удобностям обывателей и местному положению наиболее сообразны»12. Регулярность и повторность господствовали в застройке городов России, планировочная структура ориентировалась на исторический центр. В центре Курска совместились лучевая композиция центральных улиц, Московской и Херсонской, и прямоугольная сетка кварталов. Ядро города представляло собой общественную зону и было отмечено большим масштабом сооружений и крупными свободными пространствами вокруг них. Центр выделялся монументальными зданиями, вокруг которых была развёрнута градостроительная композиция. Застройка губернского города Курска в конце XVIII - начале XIX в. стала представлять собой регулярное, целостное, художественно организованное пространственное единство.

Библиографический список

История курской Благовещенской церкви / составил секретарь приходского попечительства Бобринев. М: Типо-литография И.Д. Худякова, 1909.

Купчинский И. Курск и куряне: из истории о Курске. М.: Типография П. И. Прянишникова, 1906.

Курск. Очерки истории города. Воронеж: Центрально-чернозёмное кн. изд-во,

1968.

Ларионов С. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нём известий, вкратце собранное Сергеем Ларионовым, того наместничества Верхней Расправы Прокурором. М.: Типография Пономарёва, 1786.

Михайленко Т.Г. Противопожарные меры в городской застройке XVIII - XIX вв. (на примере г. Курска) // Промышленное и гражданское строительство. 2013. № 3. С. 38-40.

Михайленко Т.Г. Типовая застройка Курска конца XVIII века // Промышленное и гражданское строительство. 2009. № 5. С. 40-41.

Полное собрание законов Российской империи (собрание первое): книга чертежей и рисунков; (планы городов). СПб, 1839.

Правила устава строительного (т. XII, ч. I, издание 1857 г.) С. 226-229 // Н. Воеводский и барон Ю. И. Икскуль. Положение о земских учреждениях 12 июня 1890 года и дополнительные к нему постановления об отдельных отраслях деятельности земства. СПб.: В государственной типографии, 1890. 360 с.

Присутственные места: материалы для истории курской епархии // Прибавление к Курским епархиальным ведомостям, часть неофициальная. 1897. 30 августа -6 сентября (№ 36). С. 690.

Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм. М.: Стройиздат, 1989. 391 с.

12 ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9261. Л. 214

Склярук В. Город как на ладони [Электронный ресурс] // Курск дореволюционный. 2009. 5 мая. URL: www.old.kurskcity.ru

Склярук В. Старинная литография, рассмотренная с пристрастием // Городские известия. 2009. 20 января. С. 5.

Танков А.А. Письма о. архимандрита Палладия // Курские епархиальные ведомости. 1896. 31 августа. 7 сентября (№3 6). С. 728.

Троицкий Н. Памятники Знаменского монастыря в г. Курске. Курск: Типография губернского правления, 1884.

Фёдоров С.И. Центры городов Орла, Курска и Белгорода - комплексные памятники истории и культуры. Очерк историко-архитектурного и художественного развития. Л.: Стройиздат, 1975. С. 42-43.

ПЛАН 1782 ГОДА РЕГУЛЯРНАЯ ПЛАНИРОВКА ЗАСТРОЙКА ГОРОДА ОБРАЗЦОВЫЙ ПРОЕКТ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты