Спросить
Войти

Вклад поляков в развитие образования, науки и искусства Западной Сибири на рубеже XIX–XX веков

Автор: указан в статье

ВКЛАД ПОЛЯКОВ В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

Леонид Казимирович Островский

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 630008, Россия, г. Новосибирск, ул. Ленинградская 113, доцент кафедры истории отечества, тел. 2-66-30-19, e-mail: leo-ostrovskii@vandex.ru

В статье рассматривается роль поляков в культурном развитии Западной Сибири на рубеже XIX - XX века. Показана деятельность представителей польского меньшинства в области образования, науки и искусства. Делается вывод об активном участии поляков в общественной жизни края, подчеркивается, что представители польской диаспоры внесли вклад в развитие научных исследований Сибири.

THE CONTRIBUTION OF POLES TO THE DEVELOPMENT OF EDUCATION,

SCIENCE AND ART OF WESTERN SIBERIA IN THE XIX -XX TH CENTURIES

Leonid K. Ostrovskij

Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin), 630008, Russia, Novosibirsk, Leningradskaja Street 113, Candidat of Sciences of the Chair of Motherland&s History, tel. 2-66-30-19, e-mail: leo-ostrovskii@vandex.ru

The role of Poles in cultural development of Western Siberia in the XIX - XX th is considered in this article. It is shown the activities of representatives of the Polish minority in the field of education, science and art. It has been done the conclusion about active participation of Poles in public life of the region, it has been emphasized, that representatives of the Polish diaspora made the contribution to the scientific research of Siberia.

Среди преподавателей гимназий и других учебных заведений Сибири значительную часть составляли представители польского меньшинства. По переписи 1897 г. учебной и воспитательной работой в Томской губернии было занято 23 представителя местной польской диаспоры, в Тобольской губернии в качестве педагогов работало 16 поляков [1. С. 156].

В. Н. Волкова большое число представителей польской диаспоры среди преподавателей европейских языков (немецкого и французского) объясняет широким, разноязычным кругом чтения поляков, проживавших в Сибири [2. С. 114]. В 1915 - 1916 гг. учителем французского языка в Барнаульской мужской гимназии являлась Ядвига - Елизавета Рожанская. С 1 июля 1914 по 1916 год учителем немецкого языка в Бийской мужской гимназии являлась Бронислава Роговская.

В развитие образования в Сибири внесли свой вклад польские повстанцы 1863 года. С. Анисимов, направленный в ссылку в город Ялуторовск в 1906 году, рассказывает в своих мемуарах о самоотверженной работе польского повстанца в качестве учителя в одной из деревень Тобольской губернии. Благодаря ссыльному поляку, который в течение более тридцати лет обучал детей грамоте, все население сибирской деревни было грамотным [3. С. 59] .

Большой вклад внесли поляки в развитие высшего образования в Сибири. Императорский Сибирский университет в Томске начал работу в 1888 году в составе одного медицинского факультета. С момента открытия университета 22 июля 1888 года там трудились два профессора польского происхождения -это Александр Догель и Станислав Залесский. Догель в 1879 г. окончил медицинский факультет Казанского университета и с 1 июля 1888 по 1895 год заведовал кафедрой гистологии и эмбриологии в Томском университете. В 1890 году Догель имел звание экстра-ординарного профессора Томского университета, а с сентября 1888 по 26 июня 1890 года являлся деканом и секретарем факультета [4. С. 59].

Станислав Залесский образование получил в Варшавском университете. В 1881 г. Залесский окончил университет и получил степень лекаря с отличием, а в 1886 г. защитил в Варшавском университете докторскую диссертацию. Залесский с 1 июля 1888 по июнь 1893 года являлся ординарным профессором по кафедре химии Томского университета. В 1893 г. после разделения кафедры общей и медицинской химии Залесский возглавил кафедру медицинской химии, которой заведовал до 1894 г [5. С. 23]. Профессор Залесский являлся одним из выдающихся бальнеологов России. С 1890 г. Залесский совершает ежегодные экскурсии, в ходе которых изучался состав сибирских вод и грязей. В 1890 - 1891 гг., при поддержке купца А. Е. Кухтерина, Залесский изучал состав воды и грязи озера Ингол в Ачинском округе.

Процесс подготовки специалистов высшей квалификации в России то замедлялся, то ускорялся под воздействием экономической конъюнктуры. Промышленный подъем 1890 - х гг. заставил правительство открыть инновационные по организационной форме политехнические институты. Один из таких технических университетов был открыт в Томске. В 1900 г. начинаются занятия в Томском технологическом институте.

Профессором горного дела Томского политехнического института с октября 1907 по 1921 год являлся Станислав Юлианович Доборжинский. Доборжин-ский окончил Горный институт в Санкт-Петербурге в 1889 г., а в 1894 г. поступил на государственную службу в качестве горного инженера [6. С. 228]. В 1912 -1915 гг. Доборжинский занимал должность экстраординарного профессора по кафедре горного искусства и читал курсы лекций студентам горного отделения по горнозаводской механике, горному искусству, рудничной механике и рудничному хозяйству.

Известный польский писатель Антони - Фердинанд Оссендовский обучался на физико-математическом отделении Петербургского университета, где изучал химию. Со временем Оссендовский становится ассистентом известного натуралиста профессора С. Залесского. Оссендовский в качестве ассистента участвовал в научных экспедициях на Алтай и Восточную Сибирь, в район Енисея и озера Байкал. Оссендовский работал в лаборатории кафедры физики

Томского технологического института сразу после его открытия с октября 1900 г [7. С. 290].

В эпоху войн и революций в научно-образовательной сфере Сибири проявились разнонаправленные тенденции. Так, произошел приток в Сибирь научно-педагогических кадров из-за Урала. Вузовскими городами стали Иркутск и Омск. В феврале 1918 г. в Омске был основан первый в Сибири сельскохозяйственный институт. В 1918 - 1920 году химию и экономическую географию в Омском сельскохозяйственном институте преподавал Антони Оссендовский.

В конце XIX века в Сибири складываются новые организационные формы научно-исследовательских работ. Строительство Транссибирской магистрали дало мощный толчок геологическим исследованиям. Переселение в Сибирь крестьян послужило причиной для экспедиционных работ и статистикоэкономических обследований, организованных государством.

По данным переписи 1897 г. в области науки, литературы и искусства в Томской губернии было занято 16 поляков, в Тобольской губернии к данной категории относилось в 1897 г. только два поляка, а в городе Омске Акмолинской области в данных сферах было занято четверо поляков [8. С. 102 - 103].

Леонард Антонович Ячевский после окончания Горного института в 1883 г. поступил на государственную службу и длительное время работал в Сибири. В 1910 г. он являлся членом Горного ученого комитета и начальником Минусинской геологической партии. Карл Иванович Богданович в 1886 г. окончил Горный институт и получил степень горного инженера. Богданович на государственной службе состоял с 1887 г., с 1892 по 1894 года возглавлял партию, которая исследовала залежи полезных минералов на территории Сибири от Томска до Иркутска [9. С. 30].

После окончания Горного института в 1888 г. Петр Казимирович Яворов-ский был занят поисками залежей золота на Амуре, в 1892 г. вместе с Богдановичем изучал подземные запасы воды в Западной Сибири и залежи угля в окрестностях Красноярска. 23 марта 1892 г. правительство организовало группу геологов, которая должна была провести геологическую разведку вдоль строящейся Трансибирской магистрали. С 18 мая по 22 июня 1892 г. Богданович и Яворский изучали залежи подземных вод между Петропавловском и Омском. Задание, которое получили геологи - это обнаружение залежей пресной воды. К сожалению, результат оказался отрицательный. Геологам не удалось обнаружить подземные залежи воды [9. С. 108].

Большую роль сыграли представители польской диаспоры в развитии архитектуры городов Томской губернии. К примеру, из 103 архитекторов, которые работали в Томске в XIX - начале XX века поляков насчитывалось 12 человек (11, 6 %) [10. С. 136]. В то время как доля поляков в этот период в населении города не превышала 2,5 - 3%.

Среди архитекторов, работавших в Томске в начале XX века, находился сын ссыльного повстанца 1863 г., Викентий Флорентинович Оржешко. В Томске по проекту Оржешко были построены: часовня на могиле старца Федора Кузьмича, здание Сибирского товарищества печатного дела, Мухинобугорское начальное училище, кожевенный завод «Г. Г олованов и сыновья», собственный

дом архитектора по Офицерской улице и Народный сад императора Александра II. В апреле - июне 1911 г. Оржешко исполнял обязанности томского городского архитектора [11. С. 533].

Из 16 архитекторов польского происхождения, которые работали в Западной Сибири на рубеже XIX - XX века, по нашим подсчетам, половину составляли выпускники Петербургского института гражданских инженеров. К примеру, Константин Антонович Заранек в 1885 г. окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. С 1892 по 1893 год Заранек работал дорожным техником на Сибирском тракте, затем служил на Сибирской железной дороге. Инженер-архитектор Заранек в 1894 г. реконструировал Томский римско-католический костел.

Особая роль в формировании архитектурного облика городов и сел Алтая принадлежит архитектору Ивану-Каликсту Носовичу, который приехал в Барнаул в 1899 году и служил техником по строительной и дорожной части Алтайского округа. С 24 марта 1899 г. Носович был переведен на службу в Алтайский округ в качестве техника по строительству и дорожной части, где работал до 1909 года. С 1910 года было вакантным место городского архитектора Барнаула. В то время как было необходимо наблюдение за строительством городской заразной больницы, скотобойни и за сооружением частных построек со стороны городского архитектора. Городская управа Барнаула 8 февраля 1912 года назначила Носовича на должность городского архитектора [12. Л. 52].

Носович являлся автором известных построек в Барнауле и других городах Алтая: дом начальника Томского завода (1900), собственный дом архитектора в Барнауле (1907), здание римско-католического костела в Барнауле (1909), часовня на Соборной площади, Народный дом в Бийске [13. С. 23].

Живописец и график Казимир Зеленевский родился в семье ссыльного поляка, ставшего в Сибири предпринимателем. Семья Зеленевских была одной из высококультурных семей в Томске. Казимир Зеленевский получил прекрасное образование в университетах Женевы, Парижа и Кракова, а также в Краковской и Венской художественных академиях. В период с 1917 по 1918 гг. художник провел в Томске три персональные выставки, получил премию на 10-й периодической выставке Томского общества любителей художеств.

Первая выставка картин Зеленевского, на которой было представлено 100 работ художника, была открыта в доме Зеленевских с 15 сентября по 1 ноября 1917 г. В марте и сентябре 1918 г. в Томске состоялись еще две выставки произведений художника.

В ноябре 1917 г. Зеленевский объявил набор в частную школу живописи и рисования, где стали заниматься несколько учащихся вечерних классов Общества любителей художеств. На основе его школы в мае 1918 г. была открыта Сибирская народная художественная академия, где на отделение живописи и скульптуры было принято 40 человек. При Академии по инициативе Зеленев-ского была организована первая в Томске картинная галерея. После политического переворота в мае - июне 1918 г., по решению губернского комиссариата Сибирская народная художественная академия и картинная галерея были закрыты, а сам Зеленевский в октябре 1918 г. уезжает в Европу [14. С. 137].

Многие члены польского общества в Томске принимали активное участие в музыкальной жизни Томска в качестве руководителей и участников Томского отделения Императорского музыкального Общества. Профессор Станислав Залесский принимал активное участие в музыкальном просвещении студентов и населения Томска. Его жена, Ядвига Залесская, окончившая Варшавскую консерваторию, выступала с концертами перед населением, а также преподавала в музыкальных классах города с 1888 по 1894 год.

Большой вклад в развитие музыкального искусства Томска внесла жена правителя канцелярии попечителя Западно-Сибирского учебного округа Г.С. Томашинского Камилла Ивановна Томашинская. Семья Томашинских приехала в Томск в 1885 г. Как подчеркивал современник, Томашинские внесли «большое оживление в музыкальную жизнь Томска» [15. С. 332]. Образование Томашинская получила в Санкт-Петербургском училище, а с 1889 года начала преподавание уроков музыки в Томске, ежегодно ее занятия посещали до 30 учеников. 7 февраля 1893 г. в Томске состоялось открытие Музыкальных классов, в составе 21 ученика. Состав дирекции возглавила Камилла Томашинская, а в ее состав вошел Григорий Томашинский.

Музыканты Томска имели тесные связи с Варшавой. В Варшавском институте музыки многие музыканты Томска проходили обучение. В 1895 г. из Варшавы в Томск возвратился Я. Медлин, который стал преподавать в Музыкальных классах Томска. В 1897 г. из Варшавского института музыки с аттестатом вернулся в Томск М. Маломет, создавший концертный оркестр, который под открытым небом исполнял произведения выдающихся композиторов, среди которых были: «Ноктюрн» Шопена, «Мазурка» Монюшко и «Пробуждение льва» Контского [16. С. 332].

Обращаясь к итогам по данной теме, отметим, что немало поляков было среди работников школьного, средне-специального и высшего образования. Речь идет, прежде всего, о преподавателях гимназий, школ, первых высших учебных заведений в Сибири, таких как Томский университет, Томский технологический институт. Причем некоторые из педагогов, как Юзеф Быстрицкий из Томска, Ольгерд Гжегоржевский из Тобольска проявили себя в качестве активных участников общественной жизни и города и местного польского общества. Преподаватели гимназий и вузов Томска Владислав Зданович, Станислав Залесский и Станислав Жбиковский принимали активное участие в музыкальной жизни города. Представители польской диаспоры внесли вклад в развитие научных исследований Сибири, особенно ее восточной части. Ученые польской национальности активно участвовали в научных экспедициях по изучению Сибири. Они проводили этнографические, геологические, метеорологические исследования, изучали историю и экономику Сибири, способствовали развитию музейного дела. В развитие архитектуры городов Западной Сибири значительный вклад внесли выдающиеся мастера: Викентий Оржешко, Станислав Хомич, Иван Носович.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. LXXVIII. Тобольская губерния. - СПб, 1905. - 247 с.
2. Волкова В. Н. Книга и чтение на пересечении эпох и культур: из века XIX в век XXI (сибирские наблюдения). - Новосибирск, 2009. - 360 с.
3. Анисимов С. Исторический город. - М., 1930. - 67 с.
4. Профессора Томского университета. Биографический словарь. Вып.1.1888 - 1917. -Томск, 1996. - 287 с.
5. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1892 год. - Томск, 1892. 123 с.
6. Список горным инженерам. Составлен по 1 июня 1910 г. - СПб, 1910. - 580 с.
7. Профессора Томского политехнического университета. Биографический справочник. Том 1. - Томск, 2000. - 300 с.
8. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. LXXXI. Акмолинская область. - СПб, 1904. - 135 с.
9. Wojcik Z. Karol Bohdanowicz. Szkic portretu badacza Azji. - Warszawa, 1997. - 410 s.
10. Залесов В. Г. Архитекторы Томска (XIX - начало XX века). - Томск, 2004. - 170 c.
11. Туманик А. Г. Ожешко Викентий Флорентинович // Историческая энциклопедия Сибири. Т.П. - Новосибирск, 2009. - С. 533.
12. ГААК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 25. Л. 52.
13. Степанская Т. Архитектор Носович // Сибирская старина. - 1997. - № 12(17). - С. 23 - 24.
14. Овчинникова Л. И. Томский период жизни и творчества К. Зеленевского // Сибирская полония: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной начнопрактической конференции. - Томск, 1999. - С. 135 - 137.
15. Адрианов А. В. Об искусстве в Томске // Город Томск. - Томск, 1912. - С. 339 341.
16. Куперт Т. Ю. Музыкальное прошлое Томска (в письмах к А. Г. Рубинштейну). -Томск, 2006. - 788 с.

© Л.К. Островский, 2013

ПОЛЬСКОЕ МЕНЬШИНСТВО ОБРАЗОВАНИЕ НАУКА ИСКУССТВО ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ polish minority education science western siberia
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты