Спросить
Войти

Благотворительность в истории российского предпринимательства

Автор: указан в статье

ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Л.А. АРТЕМОВА

Благотворительность на Руси имеет глубокие корни. Благотворительность, или филантропия (от греческого филантропос - человеколюбие), - идентичные понятия, означающие оказание помощи как отдельным лицам, так и организациям: сострадание, сердечное участие в жизни больных, немощных, нуждающихся; материальное или иное поощрение общественно значимых форм деятельности (защита окружающей среды, развитие образования, здравоохранения...) [2, С.7].

Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Потребность объединить усилия в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища, - эти и другие факторы человеческого общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку. Поэтому вся история человечества неотделима от благотворительности. Однако ее содержание, материальные и духовные факторы, возможности и главные направления менялись и меняются в зависимости от конкретных условий.

Благотворительность всегда и у всех народов - продукт своей эпохи, определенных исторических условий. Они и определяют масштабы благотворительности, ее материальные возможности, формы, методы и главные направления.

Простейшие виды благотворительности заключались первоначально почти исключительно в кормлении нищих. [1, с.28].

Практиковались они, как свидетельствуют летописи, отдельными «нищелюбцами», из среды которых особенно выделялись князья, духовенство и «лучшие люди земли». Все они, находясь под свежим и здоровым влиянием только что воспринятого христианского вероучения, охотно поучались великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить бога и любить ближнего, как самого себя. Практически, это означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, призреть хоть «единого из малых сил» и вообще так или иначе проявить свое милосердие и нищелюбие. Исходя из таких побуждений и выражаясь в таких формах, благотворительность была, по единогласному утверждению исследователей, не так вспомогательным средством общественного благоустройства, как необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была нищелюбцу, чем нищему. Древнерусский благотворитель, «христолюбец» менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного состояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель. Многие князья восхвалялись летописцами за нищелюбие. Например, Св. Владимир позволял «всякому нищему и убогому» приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, Для больных, которые сами не могли приходить, отправлял повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и квасом.

Во второй половине XI в. при Ярославле было открыто первое в Новгороде училище на триста юношей. Широкой помощью бедным выделялись великие князья Изяслав Ярославович и Всеволод Ярославович, а также князья Тмутараканские Ростислав и Глеб. Но больше всех прославился Владимир Мономах, который, по свидетельству современников, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками, а сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.

Всеволод Юрьевич (с 1177 по 1213 г.), после бывшего в 1185 г. во Владимире сильного пожара, оказал большую помощь горожанам при возобновлении ими построек и помог им в обзаведении.

Князь Ярослав Всеволодович в 1238 г., прибыв во Владимир после освобождения от татарского нашествия, предпринял ряд мер по организации восстановления города. «Первою заботой князя было очищение стольного города от трупов, которыми были наполнены не только улицы, дворы и жилища, но и сами храмы; нужно было собрать и ободрить разбежавшихся жителей». Захоронение в братских могилах -скудельницах - это тоже функция и задача князя, и здесь наблюдается не только христианско-нравственный долг, традиция, обряд но и меры против распространения различных моровых поветрий.

Александр Ярославович Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена.

Великий князь киевский Владимир Креститель уставом 996 г. вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, богаделен и больниц. На протяжении многих веков церковь и монастыри оставались сосредоточением социальной помощи сирым, убогим, увечным и больным. Монастыри содержали богадельни, больницы, детские приюты. На Севере и в Сибири церковная казна играла роль народных благотворительных банков. Особо необходимо отметить значение приходов в насаждении грамотности и в защите слабых от сильных ( особенно женщин от мужей-тиранов). Для детского призрения при богадельнях устраивались приюты для подкидышей и сирот.

Представители разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни -состояние, другие - силы и время.

Среди них - граф Шереметьев, учредивший в 1803 г. Странноприимный дом на 100 человек и больницу при нем на 50 мест, затратив на это 250 тыс. рублей, а после смерти своей жены, он превращает строящийся дворец в благотворительное заведение - приют для неимущих увечных и больных [2, с.76].

Рекордсменом среди российских благотворителей были московские купцы братья Солодовниковы. Все свое состояние, включавшее пассаж на Кузнецком мосту, театр на Большой Дмитровке и ценные бумаги общей стоимостью около 20 млн. рублей, они завещали на благотворительные цели. Крупнейшие в Москве торговцы мануфактурным товаром, на принадлежавшей им земле Солодовниковы построили богадельню на 150 мест. [2, с.76]

1

Большую благотворительную деятельность вели представители многочисленной фамилии Морозовых, основателем которой был Савва Васильевич Морозов, основавший торгово-промышленную фирму “Савва Морозов, сын и К», владевший землей и ткацкой фабрикой в Ямкой слободе.

Давид Абрамович (внук Саввы Морозова) в 1887 году, будучи в преклонном возрасте подал в купеческую управу заявление: пожертвовать свой участок земли и 500 тыс. рублей на устройство благотворительного заведения его имени; 200 тыс. рублей предназначалось на строительство здания и 300 тыс. рублей - на содержание заведения с процентов [2, с.77].

В истории широко известна своими благотворительными делами династия Демидовых.

Демидовы в истории России известны как крупнейшие горнозаводчики и землевладельцы, первостроители горнозаводских мануфактур на Урале.

Они были заинтересованы в развитии образования, в первую очередь, профессионального: делались отчисления на школы, училища, институты, университеты.

Первую страницу в истории демидовской благотворительности открыл Акинфий Никитич Демидов (16781745). Это он изучал горнозаводское дело на Западе, приобрел во Фрайбурге (Германия) богатейший минералогический кабинет (более 6 тыс. образцов). Эта коллекция в 1759 г. была подарена Московскому университету, который только делал свои первые шаги.

Проиопий Акинфиевич Демидов (1710-1788) в турецкую войну оказал важную услугу правительству России, ссудив на военные нужды 4млн. рублей. А когда по инициативе Екатерины II в Москве была начата постройка «Сиротского воспитательного дома», Прокопий Демидов внес на устройство этого дома 107 тыс. рублей, выделив из этой суммы 205 тыс. на организацию при воспитательном доме Коммерческого училища (1772). За щедрое пожертвование Прокопий Акинфиевич получил чин статского советника и медаль.

Семейную традицию благотворения продолжил Николай Никитич Демидов (1773-1828), который собрал на свои средства полк и содержал его до победы над Наполеоном. В конце 1813 года он подарил Московскому университету коллекцию редкостей (3 тысяч экземпляров) для нового музея естественной истории. За это был избран почетным членом Московского университета.

В 1819 году Демидов внес в высочайше учрежденный Комитет оказания помощи инвалидам 100 тыс. рублей. Кроме того, он щедрыми пожертвованиями участвовал во многих сооружениях на благотворительные цели: в сооружении триумфальных ворот в Петербурге, в постройке госпиталя в Лаиншеве Казанской губернии, больницы попечительного комитета о тюрьмах в Перми и др. В 1825 г. Он пожертвовал свой дом Москве для Дома трудолюбия и дал 100 тыс. рублей на его перестройку.

Сын Николая Демидова - Анатолий Демидов (1812-1870) также был щедр на крупные пожертвования: он выделил 500 тыс. рублей на устройство в Санкт-Петербурге дома для призрения бедных и больницу для детей. [2, с. 83].

Таблица 1. Сведения о пожертвованиях (только по Министерству Внутренних Дел)

Поступило (рублей) На учреждение и содержание благотворительн ых заведений На учреждение именных кроватей и стипендий в благотворительных заведениях На увеличение средств и расширение существования благотворительных заведений На различные благотворительные цели, указанные жертвователями Всего благотворитель ной надобности по МВД

В 1893 году 2 453 672 319 225 642 359 522 127 3 937 383

В1894году 684 062 197 911 522 216 293 798 1 697 988

В 1895 году 787 286 132 530 376 559 161 429 1 457804

В1896 году 527 986 135 541 279 755 48 345 991 628

В 1897 году 1 147 398 83 936 109 019 130 313 1 469 268

Итого за 5 лет 5 600 403 86 844 1 929 910 1 156 013 9 554 771

В среднем за год (по пятилетней сложности) 1 120 081 173 688 285 982 231 203 1 910 954

Славилось своей благотворительностью и Сибирь.

Филипп Филиппович Штумпф (1853-1921) - выдающийся организатор сельского хозяйства,

коммерческого, банковского и издательского дела. Именно он впервые в Омске создал коммерческие классы, переросшие потом в коммерческое училище и Коммерческий институт. Во всех этих заведениях он был председателем попечительского совета и финансировал их деятельность. На свои средства он издавал просветительские газеты и журналы по сельскому земледелию и животноводству. Городу Омску он оставил свой дом - прекрасный образец деревянного зодчества, в котором размещен сейчас музей художника К. Белова [3, с.3].

Купеческая семья Липатниковых оставила в Омске внушительное наследие - более тридцати прекрасных зданий. В одном из них (на углу улиц Гусарова и Рабиновича) в 1906 году открылись Коммерческие классы. Павел Алексеевич Липатников был гласным Омской городской думы, старостой Госпитальной церкви и много помогал учебным заведениям, а в 1916 году внес 10 тысяч рублей на строительство в Омске Народного университета.

Омский архитектор Илиодор Геннадьевич Хворинов (1835-1914) на свои средства в 1907 году построил в городе здание гимназии для жены, Ольги Яковлевны Хвориновой. А в 1909 году он подарил эту гимназию

городу. Сейчас в этом здании размещается диагностический центр.

Мария Александровна Шанина (1864-1920), омская первой гильдии купчиха, которая из скромной

торговки дегтем сделалась богатейшей купчихой, постоянно делала взносы женской гимназии, где учились

2

три ее дочери. Она жертвовала значительные суммы в помощь пострадавшим от землетрясения в Казахстане, в пользу Красного Креста, для Акмолинского Степного попечительства (заботясь о вдовах и сиротах воинов, призванных от населения края на войну на Дальний Восток), членом правления которого была избрана. В 1904 году отдала Дамскому кружку для оборудования госпиталей и лазаретов в Омске тысячу аршин мадеполаму из своего магазина, давала на ремонт музея, давала куски ткани «Омскому убежищу для бедных детей», помогала Благотворительному обществу вещами и деньгами, оплачивала организацию первой западно-сибирской выставки в 1911 году. В 1916 году на празднование 200-летия Омска сделала самый большой взнос, 25 тысяч рублей, на создание в городе Народного университета [2, с. 3].

Яков Андреевич Немчинов родился в семье тарского помещика и начал службу трактирным мальчиком, затем служил у кяхтинского купца. Скопив необходимую сумму, рискнул заняться своим делом, сперва частной торговлей, а затем золотодобычей. Исключительно удачливый, он вскоре стал одним из богатейших людей в России. В 1870-1880 гг. его капитал исчислялся 48 миллионами золотых рублей. Как говорили, его домашние доктор и учитель (у Немчинова было 11 дочерей и один сын) получали жалованье, по своим размерам не уступавшее доходам Иркутского генерал-губернатора. В 1882 году на его средства в Таре было выстроено добротное каменное здание - сиротопитательный дом, рассчитанный на 50 детей-сирот. В доме располагались мастерские, квартиры для воспитателей, спальные помещения для детей,, где имелось все необходимое: кровати, подушки, пуховые одеяла, белье и т.д. Во дворе были построены кухня, баня, амбары и жилые помещения для эконома и рукодельницы, обучавшей воспитанниц своему мастерству.

Воспитанники сиротопитательного дома получали образование в приходском и женском училищах, а по достижении совершеннолетия выпускались из заведения с денежным пособием. Содержался дом на проценты от пожертвованного Немчиновым капитала.

Рядом с сиротопитательным был открыт дом призрения бедных. Содержался он также на проценты от суммы в 10 тыс. и 30 тыс. рублей, пожертвованных соответственно Яковом Андреевичем и Александрой Григорьевной (его женой). Кроме Тарских приютов на деньги Немчиновых содержались больница в Тобольске, Троицкосавское ремесленное училище, наибольшие же средства жертвовал на храмы.[3, с. 3]

К сожалению, известные социальные потрясения, обрушившиеся на страну, не только прервали эту традицию, но и стерли в народной памяти многие имена благотворителей, но, как видим, не всех.

В настоящее время, вспоминая поучительные уроки истории, предприниматели начинают заниматься решением социальных вопросов более активно. Постепенно социальная деятельность превращается в неотъемлемую часть стратегии развития все большего числа компаний и ее направления существенно расширяются. Выражение социальной заинтересованности пока не всегда последовательно и в недостаточно полной мере воплощается в делах еще многих предпринимателей. Но уже очевидно, что только на основе широкого и эффективного участия бизнеса возможно решение социальных проблем в России, а это позволит изменить негативное отношение к рыночной модели развития страны большинства обедневших россиян. Но социальную ответственность бизнеса при этом следует рассматривать не как акт бескорыстия, не как благородный душевный порыв, а как планомерную серьезную работу по совмещению интересов компании с интересами общества.

Литература:

1. Акинин А. Из истории предпринимательства // Тарское прииртышье. 1994. №1. С. 3.
2. Мельников В.П. История социальной работы в России. М., 2006.
3. Шихатов И. Добро делают молча // Город. 2006. № 2 (41). С.106-108.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты