Спросить
Войти

Экономикоправовое содержание градостроительной деятельности Ростовской области: исторический аспект

Автор: указан в статье

^ Экономика и культура

Экономико-правовое содержание

градостроительной деятельности ростовской области: исторический аспект

УДК 008(091):711.4(470.61)

Н. Г. Овчинникова, О. В. Бружукова

Ростовский государственный строительный университет (Ростов-на-Дону)

Проблема градостроительства — одна из ключевых практически для любого современного города, особенно крупных мегаполисов. Древние города с многовековой застройкой, многочисленными культурными и технико-бытовыми наслоениями сталкиваются с дополнительными сложностями в попытках гармонизировать архитектурную среду города, гармонизировать пространство уже застроенных территорий с новыми объектами, которые часто встраивают в уже организованный городской ландшафт. В связи с этим появляется необходимость обращения к различным, в том числе экономико-правовым аспектам градостроительной деятельности. Всю историю развития градостроительной деятельности в России можно разделить на четыре основных этапа, беря за основу исторические периоды и тенденции развития страны: с древних времён до XV века, XVI—XVIII века, XIX — начало XX века, XX век. В каждый из этих периодов перед градостроительной деятельностью ставились определённые задачи.

N. G. Ovchinnikova, O. V. Bruzhukova

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

ECONOMIC-LEGAL CONTENT OF URBAN DEVELOPMENT ACTIVITY IN ROSTOV REGION: HISTORICAL ASPECT

The problem of urban development is one of the key problems for almost any modern city, especially a large megalopolis. Ancient cities with centuries-old construction, multiple cultural and technical-communal layers face additional challenges in their attempts to harmonize the architectural environment of the city and the space of already built-up territories with the new objects that are often built in the already organized city landscape. In connection to this, it is impossible not to turn to various, including the economic-legal ones, aspects of urban development. The history of urban development activity in Russia can be divided into 4 main stages on the basis of historical periods and tendencies of country&s development: from the ancient times to the XV century, XVI—XVIII century, XIX — beginning of XX century, XX century. Each of these periods posed urban development with specific tasks. Keywords: urban development, history, dwelling, economic development, reconstruction, construction.

ОВЧИННИКОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, природопользования и кадастра Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-Дону)

OVCHINNIKOVA NATALIA GENNADIEVNA — Ph.D. (Economics), Associate Professor of Department of economics, nature management and cadastre, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE) БРУЖУКОВА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА — кандидат экономических наук, доцент кафедры права, культурологии и психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного

строительного университета (Ростов-на-Дону) 201

BRUZHUKOVA OLGA VALERIEVNA — Ph.D. (Economics), Associate Professor of Department of law, cultural studies and psychology and pedagogical disciplines, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE)

e-mail: donong160875@yandex.ru © Овчинникова Н. Г., Бружукова О. В., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

В последнее десятилетие градостроительство России переживает сложный и трудный период развития, связанный с изменением геополитической и социально-экономической обстановки в стране. Теория и практика градостроительства оказались не готовы к новым условиям развития. Непригодными стали многие положения градостроительной политики, которые сложились в условиях прошлого периода, а рыночная стихия стала активно проявляться в дезорганизации планировки и застройки населённых мест. С введением нового Градостроительного кодекса РФ возросла роль градостроительной документации, обозначились необходимые сроки её подготовки. Появилось осознание, что территориально-планировочная организация является неотъемлемой частью устойчивого территориально-градостроительного развития любого региона.

Градостроительную деятельность можно оп ре де лить как дея тель ность ор га нов го су-дарственного власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц по под го тов ке и ут вер жде нию раз личного рода градострои тельных доку мен тов и созданию на их основе недвижимых объектов материального мира.

Говоря о развитии градостроительства в России, мы не можем не коснуться истории развития гра дострои тельст ва Рос тов-ской области, так как её история является неотъемлемой частью истории развития России в целом. Рос товская область, образованная 13 сентября 1937 года, является сравнительно молодой, но её история не ме нее кра соч на, чем ис тория дру гих ре гио-нов нашей Родины. На данный момент областной центр Ростовской области — Ростов-на-Дону — входит в первую десятку городов России по населению и экономическому разви тию.

Всю историю развития градостроительной деятельности в России можно разделить на четыре основных этапа, беря за основу исторические периоды и тенденции

развития страны: с древних времён до XV века, XVI—XVIII века, XIX — начало XX века, XX век.

В каждый из этих периодов перед градо-строи тельной дея тельностью ста ви лись определённые задачи.

В период с древних времён и до XV века самой насущной потребностью была оборона государственных границ. Поэтому изначальное строительство городов было основано на построении городов-крепостей, а также в градостроительстве этого периода очень чётко отражено византийское влия ние и при ня тие на шей стра ной хри-сти ан ст ва — это вы ра жает ся в осо бой построй ке хра мов, мо насты рей.

Во второй период — XVI—XVIII века — в градостроительстве просматривается влияние европейской культуры. Это очень отчётливо видно на примере строительства Санкт-Пе тербурга.

Третий период — XIX — начало XX века — был ознаменован развитием капитализма, поэтому от градостроительной деятельности требовалось возведение мануфактур, фабрик, заводов, районов для про-жи ва ния рабочих и т.д.

Четвёртый период — XX век — век обра зова ния СССР и разви тия ин дуст риа лиза ции по тре бо вал строи тель ст ва ог ром ных заводов для производства необходимой ог-ром ной стра не тех ни ки.

В 1656 году, будучи в Крыму, российские посланники говорили, что донские казаки «живут что звери, ни градов, ни домов не имеют, а живут по камышам и озёрам...». С течением времени казаки стали сидеть на определённом месте и устраивать так на-зы вае мые город ки, пред став ляв шие осо бый тип укреплённых поселений. Для защиты от вражеских нападений вокруг городков устанавливались плетённые из лозы двойные стены, внутренне пространство между которыми заполнялось мокрой глиной. К концу XVI века казачьих городков на Дону насчитывалось не более тридцати, в 1670-х годах — уже около сотни. К сереф

^ Экономика и культура

дине XVII века выработались определённые, устоявшиеся представления о возможном расположении городков. Место, предназначавшееся для городской заимки, должно было быть максимально безопасным и удобным для обороны, относительно возвышенным, чтобы как можно меньше подвергаться донским разливам; наконец, очень важным фактором было наличие в данном месте богатых угодий.

Собственно жилище казаков называлось «курень» и представляло собой полуземлянку, крытую двускатной, или конической, крышей, сверху присыпанной землёй.

Окружная граница Войска Донского изменялась несколько раз: при Петре I, при Елизавете Петровне, а в конце 1765 года было объявлено Генеральное межевание Земли Войска Донского. 24 мая 1793 года Екатерина II подписала жалованную гра-мо ту об утверждении гра ниц Зем ли Войска Донского. Фактически, это была уже не «Земля», а «Область» Войска Донского, управление которой сосредотачивалась в руках гражданского войскового прави-тельст ва.

В XVIII веке хозяйственная жизнь Донского края приобретает аграрный характер, но жизнеобеспечение казачества предполагало развитие ремесла, таких его видов, как сапожное, портняжное, плотницкое, кузнечное, слесарное, а также в этот период происходит развитие промыслов — мелких производств обрабатывающего и добывающего типов, основанных на ручном труде. К XVIII веку относится зарож-де ние на До ну горного промыс ла. Все эти факторы давали толчок к развитию Донского края как в экономическом и социальном плане, так и в развитии градострои-тельст ва.

Со вто рой по ло ви ны XVII ве ка и все XVIII столетие главным торговым центром Войска была его столица — город Чер-касск. В свя зи с рас ши ре ни ем внеш ней торговли 15 декабря 1749 года была учреждена Темерницкая таможня. В конце XVIII века

на тер ри тории Донско го края, в ре зульта-те переселения из Крыма армян, возникает армянская колония Нор-Нахичеван. 14 ноября 1779 года высочайшей грамотой российской императрицы Екатерины II близ крепости Св. Димитрия Ростовского был основан город Нахичевань-на-Дону. Армянская колония состояла из города Нахичевань-на-Дону и окрестных селений Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан Са-лы и Несветай. Очень скоро армяне превратили Южный Дон в район с развитым сельским хозяйством, ремесленным произ-вод ст вом, тор гов лей и др.

26 мая 1835 года Государственным Советом было рассмотрено «Положение об управлении Войском Донским» и утверждены границы. Территория была разделена на 7 округов: Черкасский, 1-й Донской, 2-й Донской, Усть-Медвицкий, Донецкий, Хопёрский, Миусский. Дон становится спе-цифи ческой российской провин цией с рецидивами автономизма.

В конце XIX века Земля Войска Донского была переименована в Область Войска Донского. Также в этот период на Дону стали организовываться промышленные предприятия, началось становление крупной ма шин ной ин дуст рии, мас со вое уч ре-дительство акционерных обществ, банков, страховых компаний.

В связи с развитием индустрии появилась необходимость в железнодорожном строи тель ст ве. Первая же лез ная до рога на Дону длиной в 71 км соединила в 1864 году Гру шев ские ка мен ноуголь ные руд ни ки с ближайшей к ней Аксайской пристанью. Спустя четыре года эта дорога была продолжена до г. Ростова. Затем Ростов-на-Дону по лу чил пря мые транс порт ные пу ти к Москве и к Харькову. В результате в области воз ник ла сис те ма же лез ных дорог, центром пересечения которых стал Ростов-наДону.

В начале XX века в Области Войска Донского с центром в Новочеркасске насчиты-ва лось уже 9 ок ру гов: Чер кас ский, 1-й Донф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

ской, 2-й Донской, Усть-Медвицкий, Донецкий, Хопёрский, Сальский, Таганрогский, Рос товский. Так же име лось два круп ных центра: официальная столица — Новочеркасск, а Ростов-на-Дону — промышленный и торговый центр края. В условиях развития капитализма шло бурное строительство города. Участки скупались, соединялись, старые по строй ки и дома сно си лись, на их месте строились новые, большие. С 1895 по 1908 год было выдано 16 разрешений на возведение четырехэтажных и 263 — на строительство трёхэтажных домов, а в 1909—1914 годах было выдано со-от вет ственно 81 и 255 разрешений.

С начала XIX века в Области активно развиваются образование, наука и культура. Новочеркасск и Ростов-на-Дону становятся наиболее крупными учебными центрами, в которых работают как общеобразовательные, так и специальные средние учебные заведения.

В 1911 году был торжественно заложен главный корпус Донского политехнического ин сти ту та, а пол ное за вер шение строитель ст ва всех его кор пусов про изош ло только к 1930 году.

В 1915 году в связи с неудачами в Первой мировой войне в Ростов-на-Дону был эвакуирован Варшавский императорский университет.

В 30-х годах XX века Совет труда и обороны СССР принял решение о строительстве крупнейшего завода сельскохозяйствен ных ма шин и бы ли за ложе ны первые це ха.

В 1931 году завод становится полностью действующим. На Дону, как и по всей стране, реконструировали старые и строили новые пред при ятия.

В 1926 году было завершено восстановление Таганрогского и Сулинского металлургических заводов, введена в строй новая обувная фабрика, реконструирована табачная фабрика. Процесс индустриализации активно развивался и в Шахтинском, и Таганрогском округах.

В конце 40-х — начале 50-х годов ХХ века всту пи ли в дейст вие Шах тин ская ГРЭС им. Артёма, была завершена реконструкция Ростовской ТЭЦ и завода «Красный Аксай» и т.д., в Новочеркасске был по-стро ен паровозо строи тельный за вод, в Каменске — химический комбинат, в Ростове — мебельная фабрика. Вместе с тем на территории Дона много делалось для развития Азовского морского и Доно-Кубан-ского реч ного пароходств, создания Волго-Донского канала, развития системы Аэрофлота.

Процессы экономического развития повлекли за собой увеличение народонаселения области. Статусы городов получали: Азов, Красный Сулин, Миллерово, Сальск, Каменск-Шахтинский, Батайск, Новошах-тинск, Морозовск. Актив но шло жи лищное строи тельст во.

Донской регион функционировал в составе Северо-Кавказского края с 1924 по 1934 год. 10 января 1934 года Северо-Кавказский край был разделён на Азово-Чер-номорский край с центром в Ростове-на-Дону и Северо-Кавказский край с центром в Пятигорске. 13 сентября 1937 года произошло разделение Азово-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край. В Ростовскую область вошли 61 район и 7 городов.

В период Великой Отечественной войны Ростовская область почти два года была прифронтовой и около 7 месяцев находилась в оккупации. Немецко-фашистскими захватчиками было уничтожено свыше 6,5 тысяч строений промышленно-произ-водственного назначения, более 1700 школ, свыше 500 больниц и амбулаторий, театры и двор цы культу ры, сот ни биб лио тек. Были взорваны и сожжены здания драматического театра им. М.Горького, театра музыкальной комедии, театра Красной армии и юных зри те лей, рос товского вокза ла, здания Институтов инженеров железнодорожного транспорта, финансово-экономического управления Северо-Кавказской

^ Экономика и культура

железной дороги, Дворца культуры завода «Ростсельмаш», техникума связи и многих других. Были уничтожены целые селения в Матвеево-Курганском, Куйбышевском, Ба-гаев ском и дру гих районах облас ти.

По сле сня тия ок ку па ции в ию не 1943 года бы ло при нято поста нов ление «О перво-очеред ных мероприяти ях по восстановлению г.Ростова и Ростовской области». На про тя жении мно гих лет и с ог ром ным трудом шло восстановление, и лишь к 60-м годам XX века оно завершилось полностью.

Примечания

1. Овчинникова Н. Г. Разработка социо-эколого-экономического механизма совершенствования методов использования земельных ресурсов : монография. Москва : Вузовская книга, 2011. 175 с.
2. Овчинникова Н. Г. Методика улучшения использования земельного базиса в сфере аграрного природопользования [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2013. № 2. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1710.
3. Овчинникова Н. Г. Формирование механизма обоснования устойчивого землепользования // Terra economicus. 2009. Т. 7. № 2. Ч. 2. С. 133—137.
4. Овчинникова Н. Г. Формирование методов организации использования земельных ресурсов в новых условиях хозяйствования // Terra economicus, 2011. Т. 9. № 3. Ч. 3. С. 71—75.
5. Овчинникова Н. Г. Организационно-территориальные аспекты использования земельных ресурсов [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2011. № 3. URL: http://ivdon.ru/ magazine/archive/n1y2009/250.
6. Овчинникова Н. Г. Социально-экономические аспекты становления сельскохозяйственного землепользования // Terra economicus. 2009. Т. 7. № 3. Ч. 3. С. 94—97.

References

1. Ovchinnikova N. G. Razrabotka sotsio-ekologo-ekonomicheskogo mekhanizma sovershenstvovania metodov ispolzovania zemelnykh resursov [Development of socio-ecological-economic mechanism of improving the methods of land resources usage]. Moscow. Vuzovskaya kniga Publ. [High school book Publ.], 2011. 175 p.
2. Ovchinnikova N. G. Metodika uluchshenia ispolzovania zemelnogo bazisa v sfere agrarnogo prirodopolzovania [Method of improving the usage of land basis in the sphere of agrarian nature management]. Inzhenerny vestnik Dona [Engineering herald of the Don], 2013, No. 2. Available at: http://www.ivdon.ru/ magazine/archive/n2y2013/1710.
3. Ovchinnikova N. G. Formirovanie mekhanizma obosnovania ustoichivogo zemlepolzovania [Formation of the mechanism of sustainable land management]. Terra economicus, 2009, vol. 7, No. 2, pp. 133—137.
4. Ovchinnikova N. G. Formirovanie metodov organizatsii ispolzovania zemelnykh resursov v novykh usloviakh khozyaistvovania [Formation of the methods of organizing land resources usage in new economic conditions]. Inzhenerny vestnik Dona [Engineering herald of the Don], 2011, No. 3. Available at: http://ivdon. ru/magazine/archive/n1y2009/250.
5. Ovchinnikova N. G. Organizatsionno-territorial&nye aspekty ispol&zovaniya zemel&nykh resursov [Organizational and territorial aspects of use of land resources]. Inzhenerny vestnik Dona [Engineering herald of the Don], 2011, No. 2. Available at: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/250.
6. Ovchinnikova N. G. Sotsialno-ekonomicheskie aspekty stanovlenia selskokhozyaystvennogo zemlepolzovania [Socio-economic aspects of agricultural land management formation]. Terra economicus, 2009, vol. 7, No. 3, pp. 94—97.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО urban development ИСТОРИЯ history ЖИЛИЩЕ dwelling ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ economic development РЕКОНСТРУКЦИЯ reconstruction
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты