из Маньчжоу-Го японские милитаристы зверски расправились с казачьим отрядом Пешкова .
Таким образом, значительные силы казачьей эмиграции накануне и в годы Второй мировой войны отвергали идею новой интервенции против Советской России. Для них борьба против русского народа была отголоском прошлого и предательством национальных интересов. Сохранив любовь к Родине, они приветствовали победу русского оружия и героизм советских людей. Лишь противники советского государства поддержали агрессию фашистско-милита-ристских государств. Благодаря их предательству, война приняла затяжной характер и принесла горе не только нашим гражданам, но и многим соотечественникам за рубежом.
Библиографический список
МАЛЫШЕНКО Геннадий Иванович, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук ветеринарного факультета.
УДК 342 9 (091) н. Ю. КОСТЮРИНА
Комсомольский-на- Амуре технический университет
МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ НОВОГО СОВЕТСКОГО ГОРОДА 1930-1950 гг.
Статья представляет собой краткое изложение авторской концепции советской культуры, рассмотренной с позиции аксиологического подхода, центральным пунктом которой является специфика городской субкультуры. Новый город рассматривается как результат политических, социальных и экономических реформ советского времени, основывавшихся на рационалистическом отношении к миру, незаменимый источник знаний о специфике советской культуры (модель ее), фиксирующий все этапы градостроительных и социальных преобразований эпохи.
Политика советского государства в области градостроения, в основных чертах сформированная уже к началу 1930-х гг., складывается из целого ряда факторов: уровня научного и материально-технического эстетических идеалов, качества философского осмысления социальных проблем, и т.д.
Сама необходимость радикального решения градостроительных задач (в первую очередь расселения огромного числа мигрантов из сельской местности) осознавалась уже в первые постреволюционные годы и во многом была унаследована советским государством от имперской России. Большинство исследователей полагают, что именно форсированный переход общества из сельского в городское явился одной из важнейших характеристик российской истории XX века, а исключительный темп преобразований стал причиной такого качества социальной жизни, как длительная глобальная нестабильность и соответствующих методов ее преодоления. Значительное усиление государственной системы, "тоталита-ризация" и увеличение бюрократического аппарата, что, собственно, и было реализовано в России, является одной из наиболее распространенных моделей исторического развития, вариантом преодоления социальной нестабильности. Этническая неоднородность и территориальная протяженность, свойственные России, также оказываются факторами, усиливающими необходимость централизации власти, совершенствования методов контроля и регулирования всех сфер общественной жизни. Ценности существования, выживания государства осмысливаются как более значимые, чем интересы или ценности отдельных социальных групп или конкретного человека. В этом контексте многими исследователями возникновение тоталитаризма рассматривается как неизбежность, единственно обеспечивавшая решение "общецивилизационных проблем перехода к индустриальному и городскому обществу"1. Родовая специфика советской урбанизации опосредована рядом исторических, географических, природно-климатических, геополитических факторов и заключается: во-первых, в доминанте колонизационного характера освоения новых территорий, обусловившей определяющую роль государства в градообразова-нии. Идо, и после революции государственное регулирование жизни большинства городов империи через административные городские структуры определяющим образом влияло на городское развитие, формировало структуру городских поселений, их функции, облик и образ жизни горожан; во-вторых, в меньшей освоенности территории, "узловом" ее характере, неравномерности расселения, нивелировании национальных городских традиций, связанном с преобладанием и цивилизаторской ролью русского населения, интересами государства. В советской России власть явилась главным градообразующим фактором, силой, определявшей где, когда и что строить, детерминирующей дальнейшее развитие городов. Директивно-плановый характер советской экономики, распространение планового начала ца социальную, демографическую, культурно-бытовую сферы развития городов привели к тому, что советский город из саморегулирующегося, саморазвивающегося, самоорганизующегося организма, формы естественной концентрации многообразной деятельности трансформировался в "поселенческое приложение" к форсированной индустриализации..., что часто трактуют как потерю советским городом традиционных "городских" черт, особенно на рубеже 1920-1930-х гг. Тем не менее это один из периодов наиболее бурного роста новых городов.
чать: построенный на новом (пустом) месте, лишенный истории и традиции, в основу планировки которого положены новые градостроительные концепции, в котором принципиально иной организации всей жизненной среды соответствует (формируется) новый социалистический быт и новые социальные отношения, формирующий нового совершенного (советского) человека. Концепция нового города складывалась в контексте дискуссий о целях архитектуры, об особенностях восприятия пластических форм человеком, об отношении к наследию прошлого и поиска новых способов рациональной организации производственно-бытовых процессов и организации всей жизненной среды. Реализовать эту задачу представлялось возможным именно путем создания новых социалистического типа поселений,
архитектуры и целые городские ансамбли должны были выражать представления о государственности, национальном своеобразии и достоинстве, об эстетических идеалах времени, воплощать в художественных образах большие "всенародные" идеи4. Но в силу подчинения процесса индустриализации техническим задачам, практика градостроительства в годы первых пятилеток оказалась далека от теории. Многочисленные города, построенные в этот период, в лучшем случае были рассчитаны на строго определенное число жителей, обслуживавших конкретное производство, ради которого, собственно, и создавался город, а чаще новые города в первые годы строительства даже не имели генпланов. Решение актуальных задач индустриализации исключило возможность серьезных научных исследований, лишило планирование дальних перспектив: не учитывалась возможность появления в городе новых производств и резкого увеличения числа жителей. Кроме того, приоритет утилитарных задач приводил к тому, что в первую очередь строились промышленные объекты, жилое строительство просто не велось.
Ценность нового в сфере быта (цель — высвобождение времени) это улучшение его, механизация и ми-нимализация, позднее трансформировалось в его отрицание; ценность бытового комфорта стала антиценностью. Ценность нового в сфере городского благоустройства — рационализация и механизация городской жизни, конвейерность общественного питания, усовершенствование транспортного сообщения и прочих форм обслуживания населения, вступила в противоречие с отрицанием "политики малых дел" и постепенно утратила свое значение. Утилитарность и экономичность, обусловленные экономическим положением страны, сохраняет свое значение и в аксиологической системе нового города, кроме того, эта ценность взаимосвязана с ценностью коллектива (через ценность обобществленного быта), в соотнесении с ними сохраняется и значение рационализации, как обязательного условия экономии в разных областях деятельности человека. С ценностью экономичности оказывается соотнесена необходимость для городского жителя сельскохозяйственного труда, изначально связанная с задачей самосовершенствования человека. Помощь селу, так же как субботники, номинировавшиеся в качестве формы свободного (и разнообразного) труда, становятся практической необходимостью, коренным образом изменяя свой смысл. Так же и изысканный ручной труд, должный способствовать развитию эстетических и художественных способностей человека, коллективистского начала, а потому являвшийся ценностью, постепенно меняет свой знак на противоположный ("кустарщина"), оказавшись средством дополнительного заработка. Ценность трудового воспитания также оказалась связана с решением практических задач, превратившись в полную противоположность своему первоначальному наполнению. Задача формирования нового человека, его самосовершенствования, по сути, свелась к ценности физической культуры ("в здоровом теле — здоровый дух"), вне которой осталось представление ценности сохранения здоровья и жизни. Пути создания нового совершенного, гармонично развитого человека, что постулировалось в качестве центральной ценности нового города, разнообразие форм досуга, разнообразие потребностей, самообразование, как практически неосуществимое, постепенно оказалось забыто средствами пропаганды и исчезло с высших ступеней ценностной иерархии. Тезис об освобождении женщины, как показателе здоровья и справедливости общества, изначально обладал высокой ценностью, будучи связан с ценностями свободы и равенства. Рационализация должна была способствовать именно облегчению женской доли, многие учреждения нового города задумывались с этой целью. Однако постепенно факт существования учреждений становится самоценным, разрушая тем самым систему ценностей нового города. Формальные, численные показатели, количественные отчеты постепенно получают статус ценности. В условиях характерного для нового города "историко-культурного вакуума", безусловно, увеличивались возможности тоталитарного государства внедрять новые эталоны и систему ценностей, манипулировать массовым сознанием и осуществлять социальный контроль. Таким образом, большинство ценностей нового города было сформировано целенаправленно и лишь некоторые видоизменились или возникли независимо или даже вопреки усилиям государства. Основными формами пропаганды должны были стать средства массовой информации нового города, массовые действа, идеологическое оформление городов: общественные здания и районы, сама организация коллективных форм быта, плакаты и памятники, топонимика, репрезентировавшие в сознание горожан главнейшие ценности советского времени, значительнейшая агитационная роль в новом городе принадлежит печати.
б.Человек и социум нового города. Новый социалистический город должен был стать примером такого социального образования, подобного которому человечество не знало на протяжении многовекового исторического процесса, т.е. обществом, где нет социального неравенства. Представление о совершенном обществе нового города связывалось с возможностью и даже необходимостью упразднения всех социальных различий, нивелирования не только имущественных, но и половых, возрастных, культурных, национальных, профессиональных. Идею равенства в половозрастном отношении должны были зафиксировать в сознании миллионов именования новостроек молодежными городами, городами комсомольской инициативы, молодежной славы, городами вечной юности. Идея равенства была реализована и в строительной практике нового города: отрицалась организация общежитий отдельно мужских и женских, критике подверглось "нелепое" предложение об отведении отдельных комнат лицам умственного труда, исходя из расчета на то, что "рабочийуже в ближайшие годы сможет в свободное время следить за иностранной литературой и по количеству своих знаний ничем не будет отличаться от лиц "умственного труда".5 Таким образом, население нового города могло быть представлено более однородным, чем было на самом деле. Все многообразие социальных и психофизиологических связей, формирующих реальные социальные группы, оказалось сведено к одному типу отношений - товарищескому. Социальные формы объединения в новом городе должны были осуществляться лишь на основе общей цели. Традиционную семью должна была заменить новая семья дома-коммуны, вместо профессиональных групп должна была сложиться единая общность трудящихся. Население нового города также мыслилось как форма социальной общности людей — единый городской коллектив. Но город по определению не может иметь однородной социальной среды. Родовая специфика города — в многообразии классов, социальных слоев, профессиональных, национальных и половозрастных групп, соответствующего многообразия моделей поведения и мировоззрения, обеспечивающих человеку возможность выбора и самоидентификации. Новый советский город лишь с течением времени сформировал это многообразие. Новый город представлялся идеальной площадкой и для создания нового человека. В период 1930-1950-х официальный идеал советского человека окончательно оформился, включив в себя в качестве достоинств высокообразованность, патриотизм, сознательность, высокие моральные требования и вкусы, стойкость, бодрость, смелость, отсутствие страха перед трудностями, способность к преодолению их, новое отношение к труду как к делу чести, славы, доблести и геройства, проявляющееся в соцсоревновании и его высшей форме — стахановском движении6. Но власти для решения практических задач индустриализации, необходимости "компенсировать нехватку материальных средств за счет эксплуатации собственного народа, обрекая его на огромные материальные, социально-экономические трудности"7, требовалось воспитать в человеке качества, облегчающие управление и использование человеческих ресурсов, позволяющие
снять проблему сохранности и контроля над государственной собственностью, такие,как: прозрачность (доступность для контроля сверху), примитивность по запросам (уровень выживания), массовидность, деиндивидуализированность, противопоставленность всему элитарному и своеобразному, неизменность. Достижение этого облегчалось высокой степенью маргинальное™, социальной дезадаптации населения России, связанных с урбанизационными процессами в стране. Актуализация коллективистских ценностей обусловлена влиянием культурной ситуации нового города: приматом задач выживания, обилием "пограничных" ситуаций. Человек нового города сталинского времени — это, с одной стороны, придаток производства, средство материально-технического прогресса, но в силу пафоса времени, ориентируясь на декларируемые властью идеалы и осуществляя отбор приемлемых качеств и представлений о мире в соответствии с особенностями своего восприятия и жизненной ситуации, он изменяется, становится личностью, усваивая новые формы жизнедеятельности, осуществляя свободу выбора культурных образцов. В новом городе этот процесс был более органичным и постепенным. Способствовало этому постепенно формирующееся разнообразие форм городской культуры.
В целом социалистическая реконструкция быта, как любой лозунг революции, реализовывалась и может быть рассмотрена на нескольких уровнях: практическом (как рационализации всех сторон быта); идеологическом (как реализация мечты о всеобщем равенстве и братстве) экономическом (как способ экономии средств и мобилизации граждан на жертвенный труд путем ограничения сферы потребления и придания этому ограничению политического характера).
Новый город должен был явить собой воплощение мечты человека о совершенном социальном устройстве и рациональной организации жизни, и, как явление, возникающее вне целостного исторического культурного контекста, он действительно реализовал с большой последовательностью многие элементы структуры советской культуры.
Новые города советского времени явились результатом политических, социальных и экономических реформ, основывавшихся на рационалистическом отношении к миру. В силу этого новые города советского времени уникальны, но типичность черт и судеб делает их незаменимым источником знаний о специфике советской культуры (моделью ее), фиксирующим все этапы градостроительных и социальных преобразований эпохи.
Библиографический список
КОСТЮРИНА Надежда Юрьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии.
УДК 974(571.1) Ж. Е. ЛЕВИНА
Омский государственный педагогический университет
РОЛЬ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ СОВЕТСКОГО НАРОДА
(ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Статья посвящена проблеме формирования исторической памяти, являющейся одной из наиболее актуальных задач и имеющей практический смысл в условиях глобализации. На обширном фактическом материале раскрываются механизм и способы создания, сохранения, распространения, внедрения исторических воспоминаний в массовое сознание, созданные в советской культуре 20-30-х гг. XX века.
Память той или иной социальной общности (народа) о важнейших событиях своего прошлого является одной из ?1аиболее специфических традиций-воспоминаний, формирующих стереотипы воспитания. Стереотипы воспитания как основной компонент куль-турных традиций играют первостепенную роль в историческом процессе. Они фиксируют программы человеческой деятельности, концентрированно выражают исторический опыт и ориентированы на выживание в определенных исторических и социокультурных условиях.
Создание традиций-воспоминаний включает как бы три пласта: момент первичного взрыва, момент его редактирования в механизмах сознания и момент нового удвоения их уже в структуре памяти. Последний пласт представляет собой основу механизма искусства.!
Советский период в истории России особенно интересен в рамках заявленной проблематики тем, что формирование исторической памяти характеризуется некоторыми новыми чертами.
Образование исторической памяти происходило в нескольких уровнях. На государственном уровне сознательно отбирались и рекомендовались к внедрению определенные элементы, которые должны были стать основой исторической памяти советского народа.
На первый план выходила не столько этническая самоидентификация, выполняющая этноконсолиди-рующую и этнодифференцирующую функции и свойственная каждой культуре, сколько разделение на «своих» и «чужих» по признаку классовому.
Создание, сохранение,распространение, внедрение исторических воспоминаний в массовое сознание