Спросить
Войти

Нормативно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в конце ХIХ - начале ХХ в

Автор: указан в статье

7. Российское предпринимательское право: учебник / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова [и др.]; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюко-ва. - М.: Проспект, 2012. - 816 с.

8. Рубцова Н.В., Голышев М.В. Определение предпринимательской деятельности в доктрине и современном Российском законодательстве // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2014. -№ 31. - С. 95-98.
9. Тимошенко И.В., Мелкумянц А.В. Хозяйственное право: конспект лекций. - Ростов н/Д: Феникс. 2008. - 343 с.
10. Философская энциклопедия / Гл. ред. В.Ф. Константинов. - М.: «Советская энциклопедия», 1962. - Т. 2. - 576 с.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В.

© Гриценко Е.А.1

Крымский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Симферополь

В статье рассмотрены вопросы нормативно-правового регулирования деятельности прокуратуры Российской империи в пореформенный период. Отдельно изучено нормативное регулирование прокуратуры в годы первой русской революции.

Правовое регулирование прокурорского надзора заключается в законодательном закреплении высшими государственными органами основных задач, направлений, функций, структуры, компетенции, прав и обязанностей, которые должны соблюдаться органами прокуратуры.

Большинство нормативных актов, принимаемых руководством Российской империи, имели общеорганизационную направленность, регламентировали вопросы правовой деятельности. Все нормативные документы, регулирующие повседневную надзорную деятельность, обсуждались в Государственном Совете (до 1906 года, когда был избран состав I Государственной Думы), Правительствующем Сенате либо в комиссиях, опять же назначаемых царем, по пересмотру законоположений судебной части.

Главные нормативные акты, связанные с деятельностью органов прокурорского надзора, были следующие: судебные уставы в целом; учреждения

1 Студент 2 курса магистратуры.

судебных установлений; уставы уголовного судопроизводства; устав гражданского производства; материалы работы (итоговые постановления, предложения и т.п.) назначенных императором комиссий по пересмотру законоположений по судебной части. Материалы работы этих комиссий подробно публиковались в открытой печати. Также следует указать основные положения преобразования судебной части в России; положения о введении судебных уставов; узаконения, изданные в целях пояснения основного содержания судебных уставов; документы, в которых регламентировались основные направления предупредительной работы, проводимой прокурорскими работниками по профилактике преступлений; циркуляры Министерства Юс-тиций [1, с. 126].

Нормативно правовая база регулирования деятельности прокуратуры Российской империи, начала формироваться с середины XIX в. Восхождения на престол Александра II, способствовало реформированию всех проблемных направлений государства (экономика, армия, образование, социальные взаимоотношения, судебная система и др.). Реорганизация прокуратуры была составной частью судебной реформы.

Судебные уставы 1864 г. сформировали новое устройство прокуратуры и прокурорского надзора, в соответствии с положениями, введенными судебной реформой, прокуратура была организована в составе судебного ведомства. При этом она была отделена от суда и имела особую организацию. Во главе ее стоял генерал-прокурор. В лице генерал-прокурора соединялась и должность министра юстиции, органа высшего судебного управления. Однако над прокуратурой он главенствовал как генерал-прокурор, а не как министр юстиции. Разграничение двух сторон власти в деятельности одного и того же чиновника высокого ранга было весьма важным для правильного разграничения суда и прокуратуры [2, с. 329].

В целом реорганизация судебной реформы в отношении прокуратуры, как отмечал С.М. Казанцев, состояла в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной областью. В связи с этим менялась и структура органов: губернская прокуратура должна была уступить место прокуратуре судебных палат и окружных судов [3, с. 81].

Прокуратура Российской империи в период судебной реформы 1864 г. была построена по примеру Французской прокуратуры, то есть получила функцию государственного обвинения и осуществляла надзор за органами предварительного следствия.

7 марта 1866 года был принят закон «О некоторых изменениях и дополнениях в законах о правах и обязанностях лиц прокурорского надзора». В соответствии с ним прокуроры судебных палат назначались на должность вице-президента всех губернских комитетов Общества попечительного о тюрьмах, товарищи прокурора и прокуроры окружных судов - на должность директоров этих комитетов. Факт того, что должностные лица прокуратуры занимали руководящие посты в этом Обществе, сам по себе говорит о наличии прокурорского надзора за местами заключения [4, с. 84].

«Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. возложило высшее руководство охраной государственной безопасности на министра внутренних дел и обязало все ведомства оказывать ему «полное содействие». Прокуратура на местах этим положением была поставлена в определенную зависимость от губернаторов. Так, в соответствии со ст. 17 этого закона губернаторы имели право «требовать от прокурорского надзора представления для просмотра, на срок не свыше двух недель, каждого отдельного следственного производства или дознания». Статья 21 предоставляла полиции и жандармерии право задержания на срок до двух недель только по подозрению в прикосновенности к государственным преступлениям и производства обыска и выемки во всех без исключения помещениях без санкции прокурора, а лишь с последующим уведомлением его [5, с. 183]. Данное положение действовало вплоть до свержения монархической формы правления в России.

Законами от 12 июня 1884 г. и 28 апреля 1887 г. прокуратура была привлечена к участию в составлении списков присяжных заседателей. Усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В мае 1885 г. закон предоставил министру юстиции право надзирать за чинами судебного ведомства, в 1887 г. он получает право устранять гласность судебного разбирательства, в 1889 г. министру юстиции были подчинены городские судьи [6].

Особыми законам 11 июня 1880 г., 10 июня 1881 г. и 18 января 1901 г. был установлен административный порядок разрешения дел об оскорблении императора. По закону 10 июня 1881 г. они окончательно решались по согласованию министров внутренних дел и юстиции. В 1901 г. был установлен новый порядок рассмотрения жандармских дознаний, прекращения дел, а так же по ним наказаний не свыше одного месяца тюремного заключения. Такие дела решались прокурорами судебных палат с начальниками губерний и областей. В 1904 г. в результате введения в действия нового уголовного уложения был отменен административный порядок решения уголовных дел. Согласно утвержденных 7 июня 1905 г. мнений государственного совета, дознания по делам о государственных преступлениях должны были производиться под наблюдением прокурора окружного суда. Прокурор окружного суда было предоставлено право после окончания дознания либо передать дело следователю или ходатайствовать через губернатора перед губернским совещанием о прекращении дела [5, с. 187].

В гражданской сфере основная деятельность прокуратуры была сведена к даче заключений по гражданским делам. В циркуляре министра юстиций от 20 марта 1912 г., направленном старшим председателям и прокурорам судебных палат, председателям и прокурорам окружных судов и председателям съездов мировых судей, указывалось, что чины прокурорского надзора обязаны давать заключения по гражданским делам [5, с. 213].

Циркуляры министерства юстиций носили предметный характер, то есть регулировали прокурорский надзор в определенной сфере деятельности. Если взять за пример современный этап развития прокуратуры, то циркуляры Министерства юстиций можно сравнить с таким организационно-распорядительным документом, как приказы Генерального прокурора Российской Федерации.

Циркуляры министерства юстиций в 1905-1917 гг. были направлены в частности на сдерживание революционного движения. Следует выделить циркуляр Министерства юстиций 1905 г., который был направлен на исполнение именного высочайшего указа Правительствующего Сената от 18 февраля 1905 г., который давал права частным лицам и учреждениям представлять через Совет Министров на рассмотрение императором свои виды и предложения по вопросам совершенствования государственного благоустройства. Данный циркуляр обязывал прокуроров осуществлять надзор за собраниями частных лиц и учреждений. Прежде всего, это было вызвано тем, что на этих собраниях зачастую рассматривались вопросы и звучали лозунги антиправительственного характера, принимались незаконные постановления собраний и призывы к смещению царской власти [8].

Данные действия, такие как незаконные призывы, к свержению власти на собраниях или в печатных изданиях, являются экстремизмом. Можно сделать вывод, что прокурорский надзор за исполнению законов о противодействию экстремисткой деятельности в России, фактически начал формироваться еще в Российской империи.

В целом ведомственные нормативно-правовые акты министерства юс-тиций, регулирующие прокурорскую деятельность в рассматриваемый период, были направлены на предотвращение свержения монархии.

Список литературы:

1. Абитов Р.Р. Нормативная база прокурорского надзора в России во второй половине XIX - начале XX вв. // Симбирский научный вестник. -2011. - № 1 (3). - С. 125-132.
2. Мавлетбердин И.М. Соотношение прокуратуры и суда в пореформенный период // Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 2. -С. 329-331.
3. Казанцев С.М. Изменение в системе прокурорского надзора после судебной реформы 1864 г. // Вестник Ленинградского университета. Сер. 6. История КПСС. Научный коммунизм. - 1986. - Вып. 1. - С. 81-89.
4. Матюхов П.А. Правовое регулирование деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением прав заключенных под стражу и осужденных в царской России // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 2 (92). - С. 83-85.
5. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. - СПб.: С.-Петербургского университета, 1993. - 216 с.
6. Бессарабов В.Г. Пореформенная российская прокуратура (186 41917 гг.) // Закон Интернет-журнал Ассоциации юристов Приморья.
7. Именной высочайший указ правительствующему сенату о временных правилах, о повременных изданиях 24 ноября 1905 г. // Журнал Министерства юстиции - 1905. - Кн. X. - 371 с.
8. Государственный архив Республики Крым, ф. 483, оп. 4, д. 322.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОКУРАТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ КРЫМА В КОНЦЕ ХУШ В.

© Задерейчук И.П.1

Крымский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Симферополь

В статье проанализированы особенности становления прокуратуры на территории Крыма после его вхождения в состав Российской империи. Изучены основанные направления деятельности прокуратуры в регионе в конце ХУШ в.

Во второй половине XVIII в. в Российской империи происходили значительные изменения. Императрица Екатерина II инициировала проведение ряда важных реформ, которые способствовали улучшению функционирования государства. Во внешней политике также удалось достигнуть успехов, что привело к присоединению значительных территорий и закреплению России на Черном море. Естественно, расширение владений соприкасалось с необходимостью обустройства новых земель. Особое внимание императрицей, благодаря стараниям князя Г. Потемкина, уделялось югу страны и Крыму. Фактически сразу же после появления манифеста от 8 апреля 1783 г. по которому «полуостров Крымский, остров Тамань и вся Кубанская сторона приняты под российскую державу» начался процесс обустройства края. Осуществлялась работа направленная на изучение природы и экономических ресурсов региона, количественного и качественного состояния населения, проводилась политика заселения полуострова и Юга России. Естественно для удобства управления новыми землями было недостаточно наличия лишь

1 Доцент кафедры Общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат исторических наук, доцент.
ПРОКУРАТУРА ЦИРКУЛЯРЫ ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты