СОВЕТСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
DOI: https ://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.4.9
UDC 94(470.6)"1920"
LBC 63.3(2)613:63.3(2)614(235.7)
Submitted: 29.03.2019 Accepted: 19.05.2019
RASKAZACHIVANIE AS A POLICY AND SOCIAL PROCESS IN THE DON REGION IN THE 1920s
Alexander P. Skorik
Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russian Federation
Abstract. Introduction. The article reveals ambiguity and illegitimacy of using the verbal (textual) expression (definiens) defining the content of "decossackization" concept (depriving the Cossacks of independent political and military rights) in scientific literature and journalism as identical to genocide in relation to the chronological period of the 1920s. Methods and materials. The author uses known and rare, including archival, historical sources. The article does not deny the social unraveling process that was going on at the time, but the author attempts to prove the absence of total decossackization throughout the 1920s due to preparing and implementing by the ruling party of the Bolsheviks their "face to Cossacks" policy in the middle of this decade as a forced search of a political union with the Cossacks by the government agencies. The socio-demographic statistical data for the period of the late 1920s summarized by the quota (local) representative sample and attracted by the article indicate the absence of negative population dynamics, including the Cossack population, which leads to the conclusion that the red power did not use terror and genocide against the Cossacks massively in the designated period of time, and, accordingly, the Bolsheviks did not carry out a large-scale decossackization policy. Analysis and results. The decisions made at the end of 1924-1925, along with many other measures taken by the authorities (supporting repatriation of the Cossacks, amnesty for repatriates, creating territorial military units, etc.) during the decade under consideration, give reason to talk about a certain truncation of the decossackization social class practice in the 1920s. Historically, the decossackization issue goes back to the 19th century, and is not the exclusive policy of the Soviet government. Moreover, there are four main sides in this complex process: political, social, economic and spiritual-corporate one, which requires conducting additional research of this scientific problem today.
Citation. Skorik A.P. Raskazachivanie as a Policy and Social Process in the Don Region in the 1920s. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2019, vol. 24, no. 4, pp. 102-113. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.4.9
УДК 94(470.6)"1920"
ББК 63.3(2)613:63.3(2)614(235.7)
Дата поступления статьи: 29.03.2019 Дата принятия статьи: 19.05.2019
Аннотация. В статье на основе известных и редких, в том числе архивных, исторических источников раскрывается неоднозначность и неправомерность применения в научной литературе и публицистике определяющего содержание понятия «расказачивание» словесного (текстуального) выражения (дефиниенса) как тождественного геноциду по отношению к хронологическому периоду 1920-х годов. Не отрицая продолжающегося в эти годы социального процесса расказачивания, автор предпринимает попытку доказать отсутствие тотального расказачивания на протяжении 1920-х гг., ввиду подготовки и осуществления правящей партией большевиков в середине указанного десятилетия политики «лицом к казачеству», расширительно интерпретируемой исследователем в качестве вынужденного поиска властными структурами политического союза с казачеством. Принятые решения в конце 1924-1925 гг., наряду со многими другими мероприятиями властей (поддержкой репатриации казаков, амнистией репатриантов, созданием территориальных воинских частей и др.) в течение рассматриваемого десятилетия, дают основания говорить об определенной усеченности социально-классовой практики расказачивания в 1920-е годы. Привлекаемые в статье социально-демографические статистические данные по периоду второй половины 1920-х гг., обобщаемые по квотной (локальной) репрезентативной выборке, свидетельствуют об отсутствии отрицательной динамики численности населения, в том числе казачьего, что позволяет сделать вывод о неприменении массовых практик властного красного террора и геноцида по отношению к казачеству в обозначенный отрезок времени, а, соответственно, проведения большевиками масштабного расказачивания. Исторически расказачивание уходит корнями в XIX в. и не является исключительной политикой советской власти, причем в этом сложном процессе существуют четыре основных стороны: политическая, социальная, экономическая и духовно-корпоративная, что требует сегодня проведения дополнительных исследований поставленной научной проблемы.
Цитирование. Скорик А. П. Расказачивание как политика и социальный процесс на Дону в 1920-е годы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2019. - Т. 24, №> 4. - С. 102-113. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2019.4.9
Введение. Проблематика расказачивания сегодня превратилась из исторически сложной и недостаточно исследованной темы в политическую конъюнктуру и даже более того -в проверочный тест на личностную лояльность исследователя к казачеству («Так Вы признаете геноцид казачьего народа?!»). Какое бы то ни было отрицание расказачивания, хоть частичное, сразу же воспринимается в штыки, и ничего слышать не хотят от тебя, если начинаешь делиться своими сомнениями по поводу отдельных исторических сюжетов. Дальше все больше и больше, уже запущена в качестве понятийного тождества связь расказачивания с геноцидом казачества, то есть результат расказачивания оказывается заранее известным -он выражается в осуществлении геноцида казачества. На такую однолинейность исторических трактовок отреагировал в своей рецензии на монографию Н.Н. Лысенко о геноциде казачества [12] известный ростовский исследователь А.В. Венков [3], стремясь по достоинству оценить громадную проделанную работу и весьма критично указать автору на допущенные им просчеты. Действительно, если раньше в условиях явной недостаточности информационной платформы для анализа политики
расказачивания убедить общественность стремились хотя бы двумя-тремя фактами, то в настоящее время зачастую все чаще и чаще оказывается достаточно политической риторики, ведь ключевые события общеизвестны широкой аудитории. Нас откровенно пугает нежелание даже части профессиональных исследователей разобраться в исторических деталях, глубже вникнуть в историю непростого вопроса, отойти от однолинейного восприятия социального процесса расказачивания, когда только лишь советский период истории полностью или частично подается как расказачивание. Факт принятия и содержание директивы о расказачивании (письмо Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 г.) служат основанием для экстраполяции этого исторического негатива и действительно трагического сюжета из истории казачества по крайней мере на два последующих десятилетия: «Политика расказачивания, начатая большевиками в 1919 году, не завершится ни в 20-е, ни в 30-е годы XX века. Казаков вычеркивали из жизни уже не российского, а советского народа» [27, с. 22]. Однако здесь не все так жестко и однозначно, особенно по отношению к периоду 1920-х гг., о чем и пойдет речь в данной статье.
Методы и материалы. Сразу же заметим: мы по определению ни в коей мере не собираемся отрицать историческую реальность политики расказачивания. Вместе с тем считаем правомерным отказаться от однолинейной интерпретационной практики, от презюми-рования исходной тотальности в понимании расказачивания, от пропаганды изначального комплекса вины советской власти за осуществление расказачивания. Привлекаемые факты, описания событий прошлого, статистические сведения позволяют четко расставить исторические акценты: в чем действительно виновата советская власть и в чем ответственна партия большевиков за проведение антиказачьей политики, в какие времена и на каких условиях велся поиск политического компромисса с казачеством той же советской властью и той же партией большевиков.
Сравнительно-исторический метод, концепт «новой локальной истории» позволяют отойти от историописания широкими мазками трагедийности истории казачества и установить реперные точки в противоречивости социального процесса расказачивания. К числу генерализующих моментов взаимодействия донского казачества и властных структур на протяжении периода 1920-х гг. следует отнести: активное стремление советской власти вернуть казаков из эмиграции в 1921-1924 гг., разработку и осуществление политики «лицом к казачеству» с конца 1924 г. по 1926 г., проведение военно-милиционной реформы и поддержку переменников, властное шефство над культурными хозяевами (середняками по статусу; образ Якова Лукича Островнова из «Поднятой целины»), попытку вовлечения казаков в проведение коллективизации 1929-1931 годов.
В научной литературе имеет хождение теория «латентного расказачивания» (скрытого, поскольку нет очевидных фактов), которую, в частности, отстаивает в ряде своих работ С.А. Кислицын, и ее фабула заключается в том, что в 1920-е гг. большевики избегали публичных антиказачьих акций, но на самом деле они как-то тайно делали все для того, чтобы искоренить казачество путем последовательного разрушения сословной консолидации и ликвидации самих казачьих сообществ [7; 8, с. 98-107; 9]. В адрес заговорщицкой версии расказачивания обоснованную критику уже
высказывал ряд авторов, в том числе такие известные исследователи, как Я.А. Пере-хов [17], П.Г. Чернопицкий [28, с. 84-88]. При этом наиболее развернутый и взвешенный критический анализ этой теории дали в своей монографии А.П. Скорик и Р.Г. Тикиджьян [24, с. 15-17, 36], хотя с нашей критикой С.А. Кислицын не согласен и настаивает на своей позиции скрытого расказачивания [10, с. 82].
Увы, массового, тотального расказачивания в 1920-е гг. не произошло, а казаки продолжали считать себя казаками и выделялись из общей массы населения, что, в частности, подтверждает обращение к материалам статистики на уровне сельских (хуторских и станичных) советов 1930 г., наряду с известными данными Всесоюзной переписи 1926 г., когда в Северо-Кавказском крае всего насчитывалось 2,1 млн донских, кубанских и терских казаков, или 32 % сельского населения. Сравнение данных за 1930 г. со сведениями «Списка населенных мест Северо-Кавказского края» за 1925 г. по конкретным сельсоветам (хуторским и станичным) не показывает значительной убыли населения и демонстрирует в подавляющем числе населенных пунктов прирост количества жителей именно в поселениях со значительной долей казачества, где оно традиционно проживало [13, с. 76; 25, с. 100-101, 102-103, 104-105, 124-125, 132133, 134-135, 136-137].
Анализ. Следует различать исторический процесс расказачивания от многообразной политической практики расказачивания, связанной с вполне конкретными антиказачьими акциями, и такими антиказачьими акциями отличались не только органы советской власти и партия большевиков. В этом же ряду стоят действия войскового атамана П.Н. Краснова по политическому преследованию до 30 тыс. казачьих семей (по подсчетам П.А. Голуб), главы которых признали и перешли на сторону советской власти [4]. Безусловно, можно говорить об иных масштабах репрессивных мероприятий (поскольку П.А. Голуб, возможно, завышает цифры) и кратковременности красновского расказачивания, но совершенно отрицать его, закрывать глаза на эту сторону красновского правления нельзя, да и контекстуально инструкция об отношении к военнопленным, разработанная на основании приказа
№ 228 по ВВД от 28 января 1919 г. (с указаниями по расстрелам и отправке в концлагеря), весьма похожа на письмо Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 г. [2, с. 84-89].
Еще один пример. Позиция правительства Франции в 1921 г., когда эта якобы цивилизованная европейская страна отказалась от своих же обязательств по материально-финансовой поддержке русских беженцев и военный губернатор острова Лемнос, французский генерал А. Бруссо 25 марта 1921 г. приказом объявил прекращение помощи от имени правительства Франции. Казакам предложили или возвращаться обратно в Советскую Россию, или, наоборот, ехать в далекую Бразилию для последующего найма в качестве сельскохозяйственных рабочих, или же самим каким-то образом обеспечивать свое существование - и никаких более разумных вариантов социальной интеграции (социализации интернированных лиц) после эвакуации из Крыма французы так и не предложили, а в итоге сотнями казачьих могил покрылись далекие от России земли [21]. Да, повторимся, масштабность рассмотренных нами и иных подобных исторических сюжетов разная, но суть остается одна - заметное сокращение численности казачьего сообщества, что является прямым результатом расказачивания, в какой бы форме оно ни происходило.
При этом трудности восстановительного периода и нехватка рабочих рук в реальном секторе экономики, желание ослабить сплоченную оппозицию за рубежом (а казаки стремились сохранить в эмиграции свою военную организацию), наряду с другими причинами, заставили советскую власть предпринимать активные попытки вернуть вынужденных эмигрантов на историческую родину, в том числе подтолкнуть к реэмиграции рядовые массы казачества (тогда за границей оказались в общей сложности более 100 тыс. казаков из числа строевых частей, перемещенных лиц и гражданских беженцев). Официально политика репатриации продолжалась до середины 1920-х гг., и по мере налаживания дел в народном хозяйстве власти стали от подобных попыток отказываться, хотя нельзя не видеть стремления самих эмигрантских групп к консолидации и отчуждению от Советской России. В целом это и привело к
исчерпанию человеческих ресурсов для осуществления политики репатриации и ее прекращению в 1928 г. на западном направлении и в 1930-1931 гг. на восточном направлении. В результате за границей к 1929 г. пребывали не более 20 тыс. донских казаков [19, с. 111, 134-139].
Не вписывается в версию тотального расказачивания 1920-х гг. политика большевиков, получившая название «лицом к казачеству» и стартовавшая после апрельского (1925 г.) пленума ЦК РКП(б). Ее разработка началась по постановлению Оргбюро ЦК РКП(б) от 10 октября 1924 года. На октябрьском (1924 г.) пленуме партии создается комиссия ЦК РКП(б) по казачьему вопросу, ввиду медленного протекания процесса изживания сословной розни, что, по мнению А.В. Баранова, стало качественным шагом в изменении политического курса правящей партии в отношении казачества [1, с. 116]. Все мероприятия властей с конца 1924 г. по 1926 г. рассматриваются исследователем как «расширение» нэпа вместо привычного наименования политики «лицом к казачеству», и, действительно, содержание и масштаб сделанных уступок казачеству выходят далеко за рамки тактического изменения политической линии и свидетельствуют, на наш взгляд, о попытке заключения политического союза с казачеством, о чем также пишет Г.О. Мациевский [14, с. 115]. Ведь казаков стали целенаправленно привлекать в местные органы власти, Президиум ВЦИК решением от 26 января 1925 г. объявил амнистию репатриантам, восстанавливаются в правах до 40 % лишенцев, разрешается сдача земли в аренду сроком до 12 лет, законным признается найм батраков, создаются территориальные воинские части с привлечением казачества и т. д. В рамках политики «лицом к казачеству» в 1925 г. наблюдается резкий рост активности избирателей. Например, в Кубанском округе она поднимается в два с лишним раза до 37 %. На Юге России встревожились местные большевики, ибо, с одной стороны, «казак попер в советы, и у нас спрашивать не стал» [15, с. 145, 150]. С другой стороны, это произошло в результате складывания к 1925 г. системы «социально-политических и экономических мер по вовлечению казачества в советское строительство» [20, с. 108].
Апрельский (1925 г.) пленум ЦК РКП(б) провел обстоятельную дискуссию по «казачьим проблемам» и принял специальную резолюцию «По вопросу о казачестве», что принято считать началом политики «лицом к казачеству». Большевикам с новыми инициативами было к кому обращаться. В местах традиционного проживания казачества, в 1925 г. казаки составляли значительную часть населения. Например, в 13 (из 17 во всем округе) казачьих волостях Хоперского округа Сталинградской губернии проживало 224 847 казаков (или 82,6 % населения). Местным донским казакам принадлежало 1 040 341 десятина земли (73,9 % земельных площадей). В нетрудовом пользовании по округу (естественно, в большей мере у казаков) находилось 136 677 десятин (9,7 %). В 17 (из 20) казачьих волостях Усть-Медведицкого округа насчитывалось 231 740 казаков (82,2 % населения). Казаки владели земельными участками общей площадью 1 531 878 десятин (82,5 % земельных угодий). В нетрудовом пользовании по округу числилось всего 108 903 десятин (5,8 % земельных площадей). В 9 (из 11) казачьих волостях 2-го Донского округа проживало 122 255 казаков (83,1 % населения). Казакам принадлежало 1 019 087 десятин (68,3 % земельных площадей). По округу в нетрудовом пользовании находилось 302 408 десятин (20,4 %) [5, л. 2]. Сталинградские большевики вообще считали, подчинявшуюся им губернию, кулацкой. Процитируем дословно заведующего организационным отделом Царицынского губернского комитета РКП(б) Владимира Марковича Путнина, готовившего доклад о работе в деревне от имени комиссии к Х губернской партийной конференции (проходившей 16-20 ноября 1924 года). Донское казачество у Путнина ассоциировалось именно с кулачеством: «В казачьих округах часто замечаем, что кулаки являются активными элементами деревни. Беднота не отстает и очень часто подпадает под влияние кулаков, потому что там ярко выражены старые бытовые отношения, атаманщина и т. д.» [18, л. 35 об.].
Активная фаза политики «лицом к казачеству» продолжалась в течение 1925-1926 гг., потом осуществлявшееся «оживление советов» завершилось и коммунисты вновь стали использовать привычные для них командноадминистративные методы» [15, с. 170]. Однако говорить о повсеместном «выкашивании казачества», проведении активного расказачивания не приходится. Чтобы точно выяснить, насколько сохранился человеческий капитал казачества, возьмем в качестве примера конец 1920-х годов. В существующей научной литературе мы еще не встречали подобного анализа. Обычно авторы ограничиваются в лучшем случае обращением к материалам Всесоюзной переписи 1926 г., когда отдельно учитывались казаки. Проблема заключается в сложности поиска исторических источников с обобщающей статистикой по казачьей части населения региона, что отчасти подпитывало позицию исследователей, полагающих возможным признавать отсутствие информации о подсчете казаков утратой политического интереса властей к казачеству и переходом к осуществлению массовых репрессий, поскольку реальных фактов длительного социально-классового преследования советскими властными институтами многих отдельных казаков имеется предостаточно, о чем и нам приходилось неоднократно писать [22, с. 648; 23, с. 79-81].
По сводным данным Всесоюзной переписи 1926 г. сельское население Новочеркасского района составляло 34 428 чел., из них 18 023 казаков (8 193 казаков-мужчин, или 50,05 % от численности гендерной группы, и 9 830 казачек, или 54,43 % от численности ген-дерной группы), или в среднем по району 52,34 % [6, с. 4]. В 1930 г. в 104 поселениях 25 сельсоветов района проживало 82 008 чел., в том числе 59,4 % казаков (48 713 чел.) [13, с. 76]. Новочеркасский район в 1930 гг. по существу охватывал центральную часть бывшего Черкасского округа Области Войска Донского, то есть занимал преимущественно территории традиционного проживания донского казачества и был наиболее близок к центрам принятия управленческих решений, а, соответственно, подвергался и негативному властному давлению в первую очередь. Проследим ситуацию в 1925 г. и 1930 г. на примере конкретных сельсоветов именно тех территорий, где казаки жили испокон веков.
хут. Нижне-Янченков с общим населением 1 807 чел. [25, с. 102-103]. В 1930 г. в этих трех поселениях Новочеркасского района проживало 2 127 чел., из них 1 674 казаков, или 78,7 % населения [13, с. 76].
Мы считаем, что с началом коллективизации региональные и местные власти в 1929 г. и 1930 г. надеялись на вовлечение бедняцко-середняцких масс казачества в колхозное строительство, и лишь не получив ожидаемой социальной поддержки от казачества под нажимом центрального руководства, в особенности специальной комиссии Л.М. Кагановича, подстегнули волну антиказачьих акций по южно-российским станицам и хуторам.
Обратимся к фактам, в частности к выступлению первого секретаря Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) А.А. Андреева на
бюро крайкома (11 апреля 1930 г.). Как подчеркивал Андрей Андреевич, «нельзя ли было бы казачью проблему поставить, выдвинуть ее так, чтобы казак почувствовал, что им интересуются, им кто[-]то занимается серьезно. Нельзя ли было бы пойти на такую меру, кроме прочих мер, которую Крайком намечает, пойти на то, чтобы 50 % председателей колхозов в казачьих районах было обеспеченно за казаками, чтобы не менее 50 % председателей советов были казаки. Не верю я, чтобы в станице Уманской, или в Щербиновской [будущие «чернодосочные». - А. С.], или в Кисляковской и т. д., не верю, чтобы из количества 2 000-3 000 дворов не нашлось ни одного толкового казака, для того, чтобы быть председателем совета. Или мы не умеем искать, или еще что[-]нибудь. Вот это требование надо предъявить, поставить и через 1,52 месяца проверить, как кто выполнил. Иначе мы не [с]можем организовать советы и колхозы при таком положении вещей» [26, л. 16-17].
Это предложение партийного лидера закрепляется постановлением бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) «О работе среди казачьего населения Северного Кавказа» (26 апреля 1930 г.) [11, с. 295-298].
Другой важный документ - инструктивное письмо N° 301/14/сс от 18 января 1931 г., направленное первым секретарем Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) Б.П. Шеболдаевым районному руководству о действиях в связи с предстоящей операцией по выселению «кулаков». В нем читаем: «Необходимо соблюдать строго-классовый подход при отборе хозяйств, подлежащих выселению, и в особенности необходимо осторожное отношение к казаку-середняку, бывшему рядовому участнику белого движения. С особой тщательностью нужно добиться полной очистки этих районов от кулацко-белогвардейского элемента из так называемого иногороднего населения, что особенно важно в связи с наличием попыток со стороны классово-враждебных элементов истолковать лозунг партии о ликвидации кулачества, как «ликвидации казачества», и мероприятия по выселению кулачества, как меру расказачивания» [16, л. 23]. Иначе говоря, проведение расказачивания с началом коллективизации региональные большевики не планировали, а, наоборот, хотели привлечь казачество к осуществлению коллективизации.
Возьмем низовой уровень. Можно ли говорить о массовом расказачивании на местах?! Мы обратили внимание на два существенных момента. Во-первых, на позицию советского руководства Новочеркасского района в отношении казачества. Она полностью коррелирует с позицией партийного руководства СевероКавказского края. Нет ни малейшего расхождения. Тот же социально-классовый подход, та же опора на бедняцко-середняцкие слои казачества, та же нацеленность на вовлечение казачества в колхозное строительство, та же ориентация на увеличение доли казачества в местных органах власти, на повышение политической активности казаков [13, с. 10, 11].
Во-вторых, мы отследили статистику на уровне хуторских поселений по двум ключевым точкам: 1925-1926 гг. и 1930 год. Не отмечается в центральной части бывшего Черкасского округа резкого падения доли казачьего населения. Практически везде здесь фиксируется существенный прирост жителей, хотя и отмечается переименование до 1925 г. ряда бывших станиц в слободы, от чего отказываются с началом политики «лицом к казачеству». Таким образом, в местах традиционного проживания казачества мы наблюдаем преобладание среди населения именно казаков, а не иногородних. И о каком же тотальном расказачивании или геноциде казаков в 1920-е гг. тогда можно говорить?!
Результаты. Расказачивание есть длительный исторический процесс, начало которого мы относим к пореформенному времени второй половины XIX в. (к 1917 г. казаки составляли 42,3 % населения Дона). А вот окончания у него просто нет, ибо и сегодня расказачивание продолжается. Оно выражается в утрате языка: исчезает донской говор из повседневной языковой практики коренного населения казачьих станиц; нет прочной хозяйственной основы для сохранения казачьего уклада жизни, далеко не все казаки готовы соблюдать казачьи обычаи и традиции, заметно снизилась активность казачьих обществ даже по сравнению с началом 2000-х гг., не говоря уже о начале 1990-х годов.
Что же касается политики советской власти и партии большевиков в отношении казачества в 1920-е - 1930-е гг., то в хронологическом порядке она напоминает своеобразные политические качели: то власти ищут компромисс и даже социальную поддержку в лице казачества, то разворачивают политически ангажированное преследование казачества с проведением антиказачьих акций. И так продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной войны. Но по сути политика советской власти и партии большевиков в отношении казачества всегда оставалась социально-классовой политикой.
Тем не менее два межвоенных десятилетия отличаются между собой, причем, хронологически и по содержанию они разные. Один период в политике по отношению к казачеству охватывает с 1920 по 1930 гг., а другой период - с 1931 по 1941 годы. Элементы исторического сходства, на наш взгляд, заключаются в разразившемся голоде в начале каждого из периодов (1921-1922 и 19321933 гг.) и попытке властей изменить направленность политического воздействия («лицом к казачеству» 1924-1926 гг. и «за советское казачество» 1936-1941 годы). Но и здесь имеются различия: причинно-следственные комплексы голода 1921-1922 гг. и голода 19321933 гг. носят разную природу, и воздействие на казачество было разным, как и его социальная реакция. Два поворота в середине двух десятилетий имели отличающиеся последствия и различную продолжительность, но оба они свидетельствуют именно в пользу отказа от представлений о тотальном расказачивании.
Расказачивание следует рассматривать как четыре отчасти параллельных и пересекающихся процесса: политический, социальный, экономический и духовно-корпоративный. Полагаем также, что объективно надо отказаться от тождественности понятийных смыслов расказачивания и геноцида, да и неправомерно связывать расказачивание только с советским периодом истории, хотя это никак не преуменьшает трагедийности части истории казачества.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
усилении темпа сева и укреплении колхозов на Северном Кавказе» (11 апреля 1930 г.) // ЦДНИ РО. -Ф. 7. - Оп. 1. - Д. 995.
28. Чернопицкий, П. Г. Советская власть и казачество / П. Г. Чернопицкий // Проблемы казачьего возрождения : сб. науч.