Спросить
Войти

Сколько лет золотоордынской цивилизации?

Автор: указан в статье

УДК 930.85

И.ММиргалеев СКОЛЬКО ЛЕТ ЗОЛОТООРДЫНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ?

В статье рассматривается один из вопросов, вызвавших спор между специалистами: о хронологии существования золотоордынской цивилизации. Автор расширяет время существования золотоордынской цивилизационной зоны, включая в нее период существования Улуса Джучи в рамках Монгольской империи, а также период позднезолотоордынских (татарских) ханств.

Il&nur Midkhatovich Mirgaleev HOW OLD IS THE GOLDENHORDE CIVILIZATIIN?

The article considers one of the issues that had aroused argumentation among the authorities concerning the chronology of the Golden Horde Civilization existence. The author extends the existence time of the Golden Horde Civilization zone having included the period of existence of the Ulus Djuchi within the Mongolian Empire and the period of the late Golden Horden (Tatar) khanates.

Термин золотоордынская цивилизация активно началась использоваться, прежде всего, специалистами, которые рассматривали в своих трудах культуру Золотой Орды. Однако не разработанность вообще тюрко-мусульманской цивилизации вызвали споры или по самому термину или по некоторым ее аспектам. Например, в своей статье «Спор о цивилизации» Э.С.Кульпин-Губайдуллин спорит с В.В.Базаро-вым, Н.Н.Крадиным и Т.Д.Скрынниковой по ряду вопросов, касающихся определения Золотой Орды как цивилизация [6]. Как специалист по золотоордынской истории, хотел бы внести ясность в один из вопросов поднятых оппонентами Э.С.Кульпина-Губайдуллина: может ли существовать цивилизация всего двести лет? Хотя Э.С.Кульпин-Губайдуллин и отвечает утвердительно, и подкрепляет свой ответ аргументацией [6, с.12], все же считаю необходимым внести ясность в этом вопросе с точки зрения политической истории.

Во-первых, применительно к Золотой Орде 200 лет не правильно. Историю Улуса Джучи несомненно необходимо начинать с 1207 года. Уже тогда, Улус Джучи имел свою особенность - она создавалась именно как государство для Джучи и его многочисленной семьи. Отдельный улус-государство для династии джучидов. Причин этого обстоятельства было несколько и их, конечно же, нужно рассматривать в комплексе. Все же главные причины лежали на поверхности - это и то, что Джучи был старшим в семье Чингиз-хана и вопросы, связанные с происхождением самого Джучи. Даже натянутые отношения Джучи с Чингиз-ханом, а далее джучидов с родом Угедея не остановили процесс формирования нового государства - Улуса Джучи, все эти обстоятельства говорят, что Джучиев улус был заложен именно как отдельное государственное образование. Далее, вопрос последней даты существования золотоордынского государства на самом деле не ограничивается 30-40 годами XV века или 1502 годом [8].

Так называемый «распад» Золотой Орды и образование новых государств происходил больше века, пока не утвердились новые политические центры. Здесь в плане политической истории более подходить термин раздробленность, нежели распад. Наследие Улуса Джучи было общим для всех татарских ханств, отчасти казахских жузов и шейбанидов Средней Азии и в некоторой степени для русских княжеств. Но, несомненно, прямыми наследниками как в плане продолжения истории государствообразующего народа - средневековых татар, политической системы, продолжения правящей линии джучидов, культурно-религиозных систем ценностей выступали именно татарские ханства. Поэтому позднезолотоордынскими государствами и называют именно татарские ханства, так как узбекско-казахские ханства образовали совершенно новое политическое объединение уже на базе территории левого крыла (Кок Орды) и бывшего Чагатайского улуса - Могулистана, начав процесс формирования новых народностей Туркестана.

Прямым продолжением золотоордынского государства была Большая Орда (Улуг Урда, Улуг Улус, Урда-и-муаззам - варианты собственных названий золотоордынского государства. Самими татарами именовалось "Тахт Эли" - т.е. Тронное или Престольное владение) и ее историю нужно рассматривать как часть собственно золотоордынской истории, определяя верхнюю дату его существования 1502 годом. Прямым продолжением Золотой Орды был и Улуг Улус со столицей в Хаджи-Тархане, т.е. Астраханское ханство. Прямыми продолжателями золотоордынского государства были Казанское и Крымское ханства. Особняком стояли, но вместе с тем являлись наследниками Золотой Орды Сибирские ханства и Ногайская Орда.

Татарские ханства в отличие от других, так называемых, наследников Улуса Джучи не были вновь созданными государствами, они существовали как продолжение Золотой Орды. Здесь же необходимо отметить, что татарские ханства назывались «Йорт», «Иль». Например, «Казан йорты», «Казан иле» и т.д. Т.е. не ханство, а «эль», который имеет смысл не совсем государства, а часть государства, в нашем случае как часть политического наследия «Тахт Эли». Татарские ханства отчетливо осознавали общее политическое наследие Великого государства - Улуг Урда (официальное название золотоордынского государства). К слову отметим, что для тюрко-мусульманского мира характерно называть свое государство «Великим государством», не добавляя какие то этническо-географические приставки. Главные наследники Золотой Орды в международной политике - османы также именовали свое государство - «Девлэти-алиейе», т.е. «Великое государство».

Конкретной датой прекращения существования Большой Орды можно принять 1502 год. Но «Тахт эли» продолжает существовать и в XVI веке, так как большеордынская династия джучидов продолжает править в

Астрахани и именно как прямое продолжение Золотой Орды. Кроме того, после 1502 года Крымское ханство стала себя именовать Большой Ордой, тем самым, заявляя, что среди татарских ханств именно она является главным продолжателем наследия Золотой Орды, т.е. татарское ханство в Крыму стала «Тахт Эли». После разрушения Аксак Тимуром столицы, Сарай потерял навсегда свое величие. Потеря признанного Центра - столицы, позволило татарским ханам объявлять таковыми свои политические центры. Если бы существовал Сарай, то новообъявленные ханы боролись бы за овладение Сараем, как это происходило в смуту 60-70 годов XIV века. Разрушение прежней столицы вынудило ханства по-другому объявлять, что это его государство на данный момент является обладателем «Тахт Эли», посредством победы уже такого - усеченной Золотой Орды - Большой Орды.

Итак, период существования Золотой Орды и позднезолотоордынских государств (татарские ханства) как в плане династической, политической и культурной - это время существования единой политической системы, единой цивилизации. И она включает в себя начало XIII - третья четверть XVIII веков. Т.е. говоря о золотоордынской цивилизации необходимо вести речь о более 500 лет. А внутри уже этого временного отрезка рассматривать периоды формирования, рассвета и упадка золотоордынской цивилизации. Д.М.Исхаков по этому поводу высказался так: «В западной литературе, кроме понятия «золотоордынский период», еще применительно к татарским ханствам есть термин «позднезолотоордынский». Фактически это единое образование, единый процесс, и мы можем до периодов ханств доводить эту зону и хронологию этого периода. Но в качестве рабочего инструментария можно применять термин «золотоордынская цивилизационная зона» [9, с.165].

Цивилизация не является синонимом государства и нельзя привязывать данный термин только к одному государству, в данном случае только к Золотой Орде. Период существования собственно единой Золотой Орды -это время формирования и рассвета золотоордынской цивилизации, а период позднезолотоордынских татарских ханств - время раздробленности Тахт Эли, а также время упадка золотоордынской цивилизации.

В известных разработанных системах цивилизаций в историографии относительно мусульманского мира предложена только арабо-мусульманская цивилизация, куда теоретически входить и тюркский мир. Также тюркский мир рассматривают и в системе цивилизации номадов. Отдельно тюркская цивилизация не разработана до сих пор, поэтому и термину «золотоордынская цивилизация» все еще не придано научного значения. Но благодаря работам ГАФедорова-Давыдова (как известно, Г.А.Федоров-Давыдов особое внимание уделил изобразительному искусству Золотой Орды) [10], М.Г.Крамаровского, Э.С.Куль-пина, а также с началом издания ежегодника «Золотоордынская цивилизация» данная проблематика получила ответы на многие вопросы.

Как справедливо отметил Р.СХакимов «Золотая Орда изначально формировалась как тюрко-татарское государство» [11, с.14]. Современными исследователями культура Золотой Орды рассматривается как особое цивилизационное явление в культуре Евразии. Известный казанский историк ИЛ.Измай-лов считает: «Золотоордынская цивилизация - это прежде всего оседлая городская культура, со всеми атрибутами и признаками культуры высшего порядка» [9, с.154-173]. «Цивилизованность» Золотой Орды с достаточно серьезными философско-историческими обоснованиями подробно рассмотрено Э.С.Куль-пиным [6, с.7-13].

Полиэтничное население Улуса Джучи при ведущей роли тюркского этноса - средневековых тюрко-татар успешно действовала на международной арене, а внутренняя имперская политика позволяла всем народам и религиям существовать в довольно комфортных и защищенных условиях. История Золотой Орды не знает не одной религиозной войны. А происходившие иногда смуты были результатами политической борьбы за верховную власть в государстве.

На страницах ежегодника «Золотоордынская цивилизация» специалистам было предложено обсуждать такие вопросы: Можно ли характеризовать Золотую Орду как особую цивилизацию? В чем проявлялась «цивилизованность» золотоордынского общества? Была ли она единой цивилизацией? Можно ли выделить признаки, специфичные для «золотоордынской цивилизации»? Был ли особый культурный код в Золотой Орде? В чем выражается отличие цивилизации Золотой Орды от других современных ей цивилизаций?

Некоторые эти вопросы уже были подняты Э.С.Кульпиным в 1998 г. [2, 5], и в дальнейшем были продолжены и развиты в ряде его работах [3, 4, 6], где Золотую Орду Э.С.Кульпин характеризует как особую цивилизацию.

Все же отметим, что обобщающих научных исследований этого вопроса еще нет. Однако такие работы, как богато иллюстрированный сборник «Золотая Орда. История и культура», посвященной одноименной выставке «Эрмитажа Казань», где имеется прекрасная работа известного петербургского исследователя и одного из сторонников применения термина «золотоордынская цивилизация» М.Г.Крамаров-ского [1, с.13-171] этот вопрос во многом раскрыли. Безусловно, сюда добавляется и еще не определенность самого термина «цивилизация» [9, с.161], которая все более усложняется. Нередко термин цивилизация (понятие «цивилизация» происходить от латинского «ата» - гражданин) используют как синоним термина культуры, которая сама является еще не до конца определенным. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры [12, с.78], где культуру определяют как систему идеальных представлений или как совокупность материальных артефактов. Очевидно, что и термин цивилизация и термин культура должны получить окончательное определение среди специалистов хотя бы гуманитарного профиля. Несомненно, эти термины являются своеобразными супратерминами и при описании цивилизаций и определения их критерий эти вопросы должны быть разъяснены до конца, с тем, чтобы все одинаково поняли авторов работ посвященных вопросам цивилизаций.

Культура Золотой Орды - это результат многовекового труда народов, живших на данной территории задолго до образования собственно Улуса Джучи. Золотая Орда имеет местные традиции и является продолжателем предыдущих тюркских государств, но она в то же время, все это достояние объединив, создает

особый культурный мир, и формируется здесь будущий тюрко-татарский народ.

Бурханов А.А обратил внимание на географические рамки цивилизационности Золотой Орды. «Рассматривая цивилизационность Золотой Орды, основные черты цивилизационности, я бы обратил внимание в географических рамках на треугольник, который играл важную роль и в Улусе Джучи, и до и после нее, в период ханств. Этот треугольник: Поволжье, Хорезм, Северное Причерноморье. Это как раз та территория, где проявлялись все особенности цивилизации Золотой Орды: и экономика, и военная система и т.д. Здесь четко видно совмещение оседло-земледельческой и кочевой культур, денежно-товарных систем и торговых путей» [9, с.169].

На Круглом столе, посвященном проблеме цивилизационного подхода к изучению истории Золотой Орды, месту Золотой Орды в тюрко-мусульманской цивилизации было высказано много интересных мнений [9, с.154-173]. В частности Д.М.Исхаков предложил «использовать понятие «исламская цивилизация» как общее понятие, внутри этой цивилизации можно выделять определенные субцивилизации. Я думаю, что тюркский мир может претендовать на статус субцивилизации. Золотоордынская часть этого мира - это особая ветвь этой субцивилизации» [9, с.157], хотя и согласился, что термин золотоордынская цивилизация можно использовать. И.Л.Измайлов отметил, что «если мы говорим о тюркской цивилизации в широком плане, то, конечно, это вторичная цивилизация (цивилизация Золотой Орды - И.М.) и сложность этой цивилизации состоит в том, что она очень большая и разбросана по северной Евразии и поэтому испытала значительное влияние многих культур еще с эпохи глубокой древности и, имея определенный культурный контент, испытывала влияние местного субстрата и позднего суперстрата» [9, с.161]. Однако ИЛ.Измайлов достаточно аргументировано все же выделил золотоордынскую цивилизацию как отдельную и особую цивилизацию. А.А. Бурханов, также принимая золотоордынскую цивилизацию, предложил принять ее как «часть какой-то большой цивилизации, к примеру, тюркской» [9, с.163].

Участники круглого стола пришли к выводу, что глобально нужно говорить о существовании мусульманской цивилизации, а внутри нее - тюркской субцивилизации, вершиной которой и стал золотоордынский период с уникальной культурой, со своими особенностями. Поэтому использовать термин «золотоордынская цивилизация» правильно. Более того, в нее должен войти и период татарских ханств, так называемых позднеезолотоордынских государств. А все оговорки о субцивилизации Золотой Орды в глобальной мусульманской цивилизации, о доисламском периоде истории тюрков, о разных ветвях самого тюркского мира, об особых цивилизационных зонах (огузская и кыпчакская) должны быть включены в эту систему как особенности.

Учитывая, что среди существующих классификаций как самостоятельного явления тюркской цивилизации нет, ученым, прежде всего из тюркских государств и специалистам по данной тематике необходимо сообща разработать тюркскую цивилизацию. Координацию всех этих работ должны взять на себя авторитетные научные центры.

Итак, место Золотой Орды в тюрко-мусульманской цивилизации определяется его уровнем - это культура иного, высшего уровня. Как указал И.Л. Измайлов «В Улусе Джучи выявлены некоторые элементы проявления культуры более высокого уровня, чем другие. Высокая культура Золотой Орды именно на основе тюркской, что следует подчеркнуть особо, письменности» [9, с.170].

Время существования золотоордынской цивилизации нужно рассматривать с начала XIII века и закончит третьей четвертью XVIII века. Т.е. речь идет о более пяти веков. Тезис о том, что Золотая Орда является вершиной тюркской цивилизации верен. Золотоордынская цивилизация - это результат длительного процесса развития предыдущего периода тюркской истории. В рамках большой цивилизации можно говорить об исламской цивилизации внутри которой тюркскую разместить как субцивилизацию. Однако тюркский мир вполне определенно может претендовать и на то чтобы рассматривать ее как отдельную цивилизацию, где главным будет выступать золотоордынский период.

Литература

1. Крамаровский М.Г. Золотая Орда как цивилизация / / Золотая Орда. История и культура. С-Птб.: Славия, 2005. -С. 13-171.
2. Кульпин Э.С. Золотая Орда. Проблемы генезиса российского государства. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998.
3. Кульпин Э.С. Золотая Орда: феномен степной городской цивилизации / / Цивилизации. Вып. 6: Россия в цивилизационной структуре Евразийского континента / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: Наука, 2004.
4. Кульпин Э.С. Цивилизация Золотой Орды // Монгольская империя и кочевой мир. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2004.
5. Кульпин-Губайдуллин Э.С. Золотая Орда: Проблемы генезиса Российского государства. Изд. 2-е, испр. М.: КомКнига, 2006.
6. Кульпин-Губайдуллин Э.С. Спор о цивилизации // Золотоордынская цивилизация. Отв. ред. И.М. Миргалеев. Вып. 1. - С. 7-13.
1. Kramarovskij M.G. Zolotaja Orda kak civilizacija // Zolotaja Orda. Istorija i kul&tura. S-Ptb.: Slavija, 2005. - S. 13-171.
2. Kul&pin Je.S. Zolotaja Orda. Problemy genezisa rossijskogo gosudarstva. - M.: Institut vostokovedenija RAN, 1998.
3. Kul&pin Je.S. Zolotaja Orda: fenomen stepnoj gorodskoj civilizacii // Civilizacii. Vyp. 6: Rossija v civilizacionnoj strukture Evrazijskogo kontinenta / Otv. red. A.O. Chubar&jan. M.: Nauka, 2004.
4. Kul&pin Je.S. Civilizacija Zolotoj Ordy // Mongol&skaja imperija i kochevoj mir. - Ulan-Udje: BNC SO RAN, 2004.
5. Kul&pin-Gubajdullin Je.S. Zolotaja Orda: Problemy genezisa Rossijskogo gosudarstva. Izd. 2-e, ispr. M.: KomKniga, 2006.
6. Kul&pin-Gubajdullin Je.S. Spor o civilizacii // Zolotoordynskaja civilizacija. Otv. red. I.M. Mirgaleev. Vyp. 1. - S. 7-13.
7. Mirgaleev I.M. K voprosu o tatarskoj filosofskoj mysli zolotoordynskoj jepohi // Tat&janin den&: sbornik statej i materialov pjatoj respublikanskoj nauchno-prakticheskoj
7. Миргалеев И.М. К вопросу о татарской философской мысли золотоордынской эпохи / / Татьянин день: сборник статей и материалов пятой республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посвященной памяти Т.А Геллер (23-26 января 2008 года, Казань). -Казань: РИЦ «Школа», 2008. - Вып. 5. Ч. I. - С. 182-185.
8. Миргалеев И.М. Позднезолотоордынские ханства: к определению верхней даты существования золотоордынского государства // Политическая и социально-экономическая история средневековых тюрко-татарских государств (XV - третья четверть XVIII в.). Вып. 1. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. -С. 118-121.
9. Стенографический отчет круглого стола, посвященного проблеме цивилизационного подхода к изучению истории Золотой Орды (под редакцией И.М. Миргалеева) // Золотоордынская цивилизация. Отв. ред. И.М. Миргалеев. Вып. 1. - С. 154-173.
10. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов евразийских степей и золотоордынских городов. - М., 1976.
11. Хакимов Р.С. Золотая Орда как вершина тюрко-татарской цивилизации // Золотоордынская цивилизация. Отв. ред. И.М. Миргалеев. Вып. 1. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2008. - С. 14-21.
12. Ямилова Р.Р. Изучение культуры и искусства Золотой Орды в трудах отечественных исследователей // Золотоордынская цивилизация. Отв. ред. И.М. Миргалеев. Вып. 1. - С. 78-86.

konferencii «Literaturovedenie i jestetika v XXI veke» («Tat&janin den&»), posvjashhennoj pamjati T.A. Geller (23-26 janvarja 2008 goda, Kazan&). - Kazan&: RIC «Shkola», 2008. -Vyp. 5. Ch. I. - S. 182-185.

8. Mirgaleev I.M. Pozdnezolotoordynskie hanstva: k opredeleniju verhnej daty sushhestvovanija zolotoordynskogo gosudarstva // Politicheskaja i social&no-jekonomicheskaja istorija srednevekovyh tjurko-tatarskih gosudarstv (XV - tret&ja chetvert& XVIII v.). Vyp. 1. - Kazan&: Institut istorii im. Sh.Mardzhani AN RT, 2009. - S. 118-121.
9. Stenograficheskij otchet kruglogo stola, posvjashhennogo probleme civilizacionnogo podhoda k izucheniju istorii Zolotoj Ordy (pod redakciej I.M. Mirgaleeva) // Zolotoordynskaja civilizacija. Otv. red. I.M. Mirgaleev. Vyp. 1. - S. 154-173.
10. Fedorov-Davydov G.A. Iskusstvo kochevnikov i Zolotoj Ordy. Ocherki kul&tury i iskusstva narodov evrazijskih stepej i zolotoordynskih gorodov. - M., 1976.
11. Hakimov R.S. Zolotaja Orda kak vershina tjurko-tatarskoj civilizacii // Zolotoordynskaja civilizacija. Otv. red. I.M. Mirgaleev. Vyp. 1. - Kazan&: Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2008. - S. 14-21.
12. Jamilova R.R. Izuchenie kul&tury i iskusstva Zolotoj Ordy v trudah otechestvennyh issledovatelej // Zolotoordynskaja civilizacija. Otv. red. I.M. Mirgaleev. Vyp. 1. - S. 78-86.
ЗОЛОТАЯ ОРДА ЦИВИЛИЗАЦИЯ УЛУС ДЖУЧИ ТАТАРСКИЕ ХАНСТВА golden horde civilization ulus of jochi tatar khanates
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты