Спросить
Войти

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УЧИТЕЛЕЙ ДАГЕСТАНА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1917 - 1930-Е ГГ

Автор: указан в статье

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 1, 2018

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УЧИТЕЛЕИ ДАГЕСТАНА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1917 - 1930-Е ГГ.

Каймаразова Лейла Ганиевна Leyla G. Kaymarazova

к.и.н., c.H.c., PhD (In History), Senior Researcher,

Институт истории, археологии и этнографии Да- The Institute of History, Archeology and Ethnography

гестанского научного центра РАН, of the Daghestan Scientific Centre of RAS,

Махачкала, РФ. Makhachkala, Russian Federation

kaymarazova@mail.ru kaymarazova@mail.ru

Аннотация: Annotation:

В статье представлен анализ исторических доку- The paper presents an analysis of historical documents

ментов, освещающих взаимодействие представи- covering the interaction of representatives of governтелей органов власти и учителей Дагестана в 1917- ment bodies and teachers of Dagestan in 1917-1940. In

1940 годах. При изучении архивных и других ма- the study of archival and other materials, an attempt

териалов сделана попытка разглядеть в них жиз- was made to discern in them the life orientations, needs,

ненные ориентиры, потребности, взгляды учи- views of the teacher on the events taking place, his relaтельства на происходящие события, его взаимоот- tions with the authorities. ношения с властными структурами.

ская власть, архивные документы Dagestan, education, Soviet power, archival documents

Проблема взаимоотношений интеллигенции и власти была актуальна в разные периоды отечественной новейшей истории. С одной стороны, интеллигенция является просветителем и воспитателем народных масс, главным проводником культуры, образования, науки. С другой стороны, она может выступать в качестве действенного критика власти. Учитывая, что именно власть проявляет инициативу и создает условия для любых преобразований в обществе, важно проследить, в каких случаях ее действия способствуют поступательному развитию общества, совершенствованию его духовной сферы и прогрессивной деятельности активного участника этого процесса - интеллигенции, а в каких - приводят к нежелательным, а, порой, к отрицательным последствиям. Исторический период с 1917 по 1941 гг. насыщен кардинальными событиями в жизни российского общества. Это Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Гражданская война, «военный коммунизм», «нэп». Именно в эти годы создавались основы социалистического общества - осуществлялись индустриализация, коллективизация, культурная революция, а в конце 1930-х гг., в связи с нависшей над страной угрозой, началась подготовка к предстоящей войне. Практически на каждом из этих этапов интеллигенция, в том числе педагогическая, была весьма активна.

Сегодня в отечественной историографии в вопросе взаимоотношений власти и интеллигенции в рамках рассматриваемого нами хронологического периода выделяется три этапа. Первый этап (1917 - 1922 гг.), когда после победы Октябрьской революции 1917 г., в условиях Гражданской войны и «военного коммунизма», эти взаимоотношения в целом в стране практически сводились к противостоянию. Что же касается Дагестана, то изученные нами документы (стенограммы учительских форумов, материалы переписки и др.) свидетельствуют, о том, что среди учителей были враждебно настроенные по отношению к советской власти, большая их часть заняла выжидательную позицию, а часть были готовы активно сотрудничать с новой властью. Второй период начинается с 1922 г., когда с введением нэпа наметился гуманный военно-политический курс, а интеллигенция была признана в качестве реальной политической силы, с которой надо было искать общий язык для совместной деятельности в области государственного, хозяйственного и культурного строительства. На третьем этапе (с конца 1920-х до конца 1930-х гг.) стало явно прослеживаться стремление власти к тотальному контролю над интеллигенцией, а ценность ее во многом стала определяться классовым происхождением и приверженностью власти.

История культурного строительства, развития школьного образования, вопросы подготовки и использования педагогических кадров в Дагестане занимали важное место в монографических публикациях ученых - Ш.Д. Хасбулатова, А.А. Абилова, С.М. Омарова, Г.Ш. Каймаразова, А.-К.И. Эфендиева, М.Я. Мирзабекова [1]. Но проблема взаимоотношений власти и педагогической интеллигенции дагестанскими историками специально не изучалась. Решению этой исследовательской задачи помогут как уже вовлеченные в научный оборот, так и не использовавшиеся ранее

Том. 1. № 1. 2018

документы из фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан и другие исторические источники.

Можно выделить несколько групп источников для изучения заинтересовавшей нас проблемы. К первой группе отнесем нормативно-правовые документы (указы, декреты, постановления и т.д.), которые отражают общие принципы государственной политики в области культуры, образования, работы с педагогической интеллигенцией. Эти источники весьма активно использовались предшественниками для характеристики целей и содержания политики партии в сфере просвещения и культуры. Документы, рождавшиеся в недрах партии, выполняли, прежде всего, идеологическую роль.

Следующая группа источников - материалы партийных и советских органов (постановления, протоколы, стенограммы съездов, совещаний, пленумов, делопроизводственные документы, анкеты, заявления, переписка и др.) - носит комплексный характер и содержит немало точных, а часто и уникальных сведений, которые дают широкие возможности для реконструкции биографий и судеб представителей учительской интеллигенции. В отчетах, протоколах, докладах, выступлениях и других материалах съездов и совещаний работников просвещения содержится детальная информация о взаимоотношениях властных структур и старого учительства, подготовке новых педагогических кадров, составе школьных работников. К примеру, исследователями довольно часто использовались стенограммы съездов учителей, совещаний работников просвещения, но вне поля их внимания оказывалась та часть стенограмм, где участники форумов критиковали власть за недостаточное внимание к их проблемам, действия представителей властных структур, принимавших участие в заседаниях [2].

К этой же группе источников относятся и документы профессиональных организаций учительства (например, Дагестанского отделения Союза работников просвещения и социалистической культуры). Эти источники позволяют не только определить цели и требования к учительству в профессиональной деятельности, но и отражают его взаимоотношения с властью, количественный и социальный состав работников образования, пути решения их материальных проблем и кадровых вопросов, правовое положение учителей. Надо помнить, что к источникам этой группы следует относиться критически, так как идеологические установки и стереотипы сознания могли привести к искаженному отражению действительности. Заслуживают особо быть отмеченными документы секретного характера, которые, как правило, являются весьма достоверными. В нашем распоряжении оказалось несколько таких источников. Один из них - отчет правления Дагестанского отделения союза работников просвещения о проведении недели сближения учительства с комсомолом и детскими коммунистическими организациями в феврале 1925 г. [3. Л. 24, 25], в котором обстоятельно анализировались конфликтные ситуации в школах, возникающие между учителями и учащимися.

Взаимоотношения власти и учительства характеризуют материалы переписки о педагогическом составе из фонда Дагестанского революционного комитета (ф. 4-р), по вопросам просвещения из фонда Совета Министров РД (ф. 168-р). В фонде Министерства образования РД (ф. 34-р) также сохранились документы о разных аспектах проблемы, в том числе и те, которые ранее были обойдены вниманием исследователей. Новые сведения по интересующим нас вопросам можно найти в протоколах заседаний областных и республиканских совещаний работников просвещения и культуры, Временного школьного совета, докладных записках о деятельности окружных и районных отделов народного образования и т.д. В фондах Федерации профсоюзов РД (ф. 59-р) и Дагестанского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений (ф. 6о-р) также имеются не использовавшиеся ранее ценные сведения по изучаемому вопросу. Это данные о членах союза школьных работников и их семьях, протоколы общих собраний учителей, некоторые материалы о курсах подготовки учителей, переписка о культурно-шефской работе школ, учетные карточки по обследованию зарплаты учителей. Большой интерес представляют документы фондов Инспектора народных училищ Дагестанской области Бакин-ско-Дагестанской дирекции народных училищ (ф. 81), дагестанских гимназий, прогимназий, училищ, советских школ (фф. 53, 54, 55, 76, 77, 78, 84, 85, 750-р), первичных партийных организаций школ, педагогических училищ (фф. 1384-п, 1062-п, 960-п, 529-п) и т.д.

Следующая группа источников - периодические издания - довольно информативна, она содержит немало фактического материала, отображает эмоциональные настроения и особенности

ACTA HISTORICA

периода, но в силу своей открытости не всегда соответствует, а, порой, и искажает действительность, поэтому требует критического изучения. Пресса всегда являлась проводником и выразителем определенной политики. В то же время материалы периодической печати позволяют реально представить механизмы воздействия власти на общество. На страницах периодических изданий (газеты «Советский Дагестан» (с июля 1920 г.), «Красный Дагестан» (с марта 1922 г.), «Дагестанская правда» (с января 1932 г.), журналы «В горах Дагестана», «Плановое хозяйство Дагестана», «Просвещение национальностей», «Революция и горец» и др.) нашли отражение этапы формирования нового учительства, организация и проведение различных кампаний с участием учителей, личные свидетельства об условиях их жизни и профессиональной деятельности.

И наконец, документы личного происхождения (дневники, воспоминания, автобиографии, письма, жалобы и т.д.) позволяют получить сведения об отношении к политике партии, идеологии их авторов, доносят до нас уникальные факты из школьной жизни и жизни общества, повседневной жизни педагогов, достоверно передают колорит эпохи. На протяжении многих лет одним из наиболее востребованных исторических источников остаются «письма во власть». В последние годы они стали использоваться в качестве источника, позволяющего получить новое знание о политической повседневности. Немало таких писем привлечено и нами для решения поставленной исследовательской задачи [4].

Таким образом, источники по проблеме взаимоотношений власти и педагогической интеллигенции в Дагестане в рассматриваемый период чрезвычайно богаты и разнообразны. Конечно же, исследователи и раньше обращались к охарактеризованным нами группам источников. На этих материалах были написаны монографии, статьи, доклады, в которых получили освещение деятельность партийных и государственных органов в республике по формированию и росту педагогической интеллигенции, ее профессиональный и квалификационный состав, количественные и качественные изменения в ее структуре.

Но сегодня живой интерес вызывают такие вопросы, как исторические и социальные условия взаимодействия дагестанского учительства и местных властей, анализ деятельности управленческих (партийных, советских, административных и др.) органов, опирающихся на интеллигенцию и использующих ее в профессиональном, общественно-политическом, просветительском плане, механизмы влияния власти, идеологии и политики на общественно-политическую и социальную деятельность интеллигенции. В связи с этим мы постарались взглянуть на хорошо известные и новые документы несколько с другой стороны. Мы предприняли попытку разглядеть в них жизненные ориентиры, потребности, взгляды учительства на происходящие события, его взаимоотношения с властными структурами. Конечно же, при освещении проблемы надо избегать такого подхода, по которому то, что ранее оценивалось как положительное, сегодня рассматривается как отрицательное, и наоборот. Нельзя отказываться и от принципа полидисциплинар-ности, что позволяет привлекать данные из области политологии, социологии, социальной психологии.

Список литературы.

1. Хасбулатов Ш.Д. Народное образование в Дагестанской АССР в первые годы советской власти. -Махачкала, 1953
2. Абилов А.А. Очерки советской культуры народов Дагестана.- Махачкала, 1959
3. Эфендиев А.-К.И. Формирование советской интеллигенции в Дагестане (1920 1940 гг.). - Махачкала, 1960.
4. Омаров С.М. Женское образование в Дагестане: монография. - Махачкала, 1960.
5. Каймаразов Г.Ш. Культурное строительство в Дагестане (1920 - 1940 гг.) - Махачкала, 1960.
6. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней. - М., 1971.
7. Каймаразов Г.Ш. Образование и наука в Дагестане в XX веке.Махачкала, 2007.
8. Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. - Махачкала, 1998.
9. Центральный государственный архив Республики Дагестан (далее ЦГА РД). Ф. 81. Оп. 1. Д. 5; Ф. 34-р. Оп. 1. Д. 42; Ф. 60-р. Оп. 5. Д. 2.
3. ЦГА РД. Ф. 60-р. Оп. 5. Д. 15.
4. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 1. Д. 1.; Ф. 14-р. Оп. 3. Д. 13; Ф. 60-р. Оп. 5. Д. 15.
ДАГЕСТАН ОБРАЗОВАНИЕ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов