Спросить
Войти

Глубоководные подводные исследования у Южного берега Крыма в 2008 году

Автор: указан в статье

ГЛУБОКОВОДНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ У ЮЖНОГО БЕРЕГА КРЫМА В 2008 ГОДУ1

Вахонеев В.В. (Симферополь)

В 2008 г. было проведено исследования Чёрного моря в акватории Южного берега Крыма. Основное внимание было уделено сканированию дна на участке между мысами Херсонес и Аю-Даг. Поиск и паспортизацию памятников проводил Департамент подводного наследия ИА НАН Украины совместно и Институтом археологической океанографии Университета Род Айленд (Institute for Archaeological Oceanography, University of Rhode Island США, руководитель группы К.Л. Кроф). Также в работах приняли участие Морской геофизический институт НАН Украины, Институт исследований (Institute for Exploration, США), Институт классической археологи Техасского университета( Institute for Classical Archeology, University of Texas at Austin, США), Военно-морской океанографический офис (Naval Oceanographic Office, США) и Океанографический институт Вудс Хол (Woods Hole Oceanographic Institution, США). Исследовательские работы проводились с 5 по 17 сентября 2008 г.

В ходе поисковых работ использовались многолучевые системы SIMRAD EM 121A и 1002, покрывающие любые глубины, однолучевые системы ODEC bathy 2000, установка CTD (течение-температура-глубина) SEABIRD 911, батитермограф

SIPPICAN MK12, гидролокатор бокового обзора «Edgetech 4200», телеуправляемый подводный аппарат «Hylas», акустическая навигационная система «Tracklink 1500MA». Многолучевые батиметрические данные были собраны с широкой области с использованием систем SIMRAD. После нахождения объекта многолучевой системой, исследования продолжались с использованием ГБО для оценки его принадлежности (геологическая или культурная). Сотрудниками МГИ НАН Украины отбирались пробы CTD и XBT для оценки физических условий исследуемой области.

Таким образом, непосредственно глубоководные поисковые работы по выявлению объектов подводного культурного наследия проходили через три стадии:

1) сканирование морского дна многолучевой системой;
2) сканирование гидролокатором бокового обзора;
3) идентификация обнаруженных объектов с помощью ТПА (к сожалению, погодные условия позволили провести погружения только на два выявленные ГБО подводные объекта).

Маршрут судна с действующим многолучевым сканированием составил расстояние в 277,8 км.

ГБО использовался в экспедиции для сбора данных бокового сканирования с области около 85 кв. км. В ходе исследований невозвратимые батитермографы выпускались каждый час в новых областях исследования, и каждые шесть часов в областях, в которых исследования проводились более чем в течение одного дня. В результате был выпущен 91 XBT, которые провели измерения глубин и сделали температурные профили.

Кроме того, было проведено одиннадцать погружений установки CTD для оценки физического окружения в северной части Черного моря. В общем, было сделано три поперечных разреза, каждый из которых тянется от мысов на Южном побережье Крымского полуострова.

В процессе исследований было локализовано 83 звуковые цели, из которых как минимум 13 являются объектами подводного культурного наследия. Эти 13 объектов представлены полным контуром морского средства (судно, катер). Остальные объекты оказались представлены или отдельными не идентифицированными обломками судов, или геологическими категориями.

ТПА «Ну^» совершил погружения лишь к двум выявленным объектам, которые идентифицируются в качестве минного заградителя Российской империи времен Первой Мировой войны «Прут» и подводной лодкой С-348 проекта 613.

«Прут» был выявлен в 15 км на северо-запад от м. Херсо-нес на глубине 105 м. Размеры объекта на сонограмме составили 55.5x11.81x3.54 м (рис. 2). Обследование минзага проводилось ТПА по левому борту корабля от форштевня к месторасположению фок-мачты. Идентификация была проведена по конструкционным особенностям носовой части и полубака корабля, а также якорной системе. Корабль находится на ровном киле. Носовая часть и на полубак имеют характерный силуэт и архитектуру, которая практически полностью соответствует фотографический материалам «Прута».

Состояние носовой части подтверждает архивную информацию о том, что корабль затонул кормой вертикально вверх. От удара о грунт штевень оказался изогнут в направлении ходового мостика. Четко прослеживается леерное ограждение полубака. Левый

Рис. 2. Сонограмма затонувшего минзага «Прут»

якорь типа «Матросова» на штатном месте. Иллюминаторы носовой части не повреждены. Фок-мачта завалена вперед и на левый борт. Визуально четко просматривается стоячий и бегущий такелаж фок-мачты. В центральной части зафиксирован спущенный трап. Кормовая часть оторвана от корпуса и держится на обшивке левого борта и развернута перпендикулярно корпусу. Вокруг корпуса судна зафиксировано большое количество фрагментов не идентифицированных палубных надстроек и механизмов. Повреждений, полученных в результате артиллерийского обстрела, не обнаружено.

Второй объект — затонувшая подводная лодка, выявлен в 8 км на юго-запад от м. Херсонес на глубине 95 м. Размеры объекта по сонограмме составили 60.7 x 4.5 x 4.8. Обследование обнаруженной подводной лодки проводилось ТПА по левому борту лодки от границы погружения в ил до винто-рулевой группы. ПЛ лежит на ровном киле с дифферентом на нос. Около 15 % носовой части корпуса погружено в ил. Перед рубкой технологический вырез прямоугольной формы, образовавшийся в месте среза артиллерийской установки. Рубка ПЛ имеет характерную двухэтажную архитектуру (высокая передняя часть, посередине срезана в сторону кормы до среднего уровня рубки). На уровне верхней части рубки четко видно леерное ограждение и части конструкций ходового мостика. По левому борту ходовой рубки зафиксировано наличие двух дверей. Двери в полуоткрытом состоянии. Справа от кормовых дверей четко видны три вертикальные ступеньки. В кормовой части обнаружены открытыми четыре технологические люка (1 — круглой формы, 1 — квадратной, 2 — прямоугольной), кормовой кнехт и вертикальные стойки леерного ограждения треугольной формы. Винт на штатном месте. Винтовая и рулевая группы приподнятые над грунтом. (рис. 3)

Данный объект идентифицирован со списанной в 1989 г. подводной лодкой С-348 и затонувшей при буксировке из Балаклавы в Одессу из-за ошибки капитана буксира МБ-303. В 1998 году С-348 впервые была локализована специалистами НИЦ «Государственный океанариум» ВМСУ.

Еще одна из звуковых целей, обнаруженная во время исследований — трехмачтовый барк «Agnes Blaikie», выявленый в 2003 г. на внешнем рейде Балаклавы.

Рис. 3. Сонограмма затонувшей подводной лодки С-348

Рис. 4. Сонограмма затонувшего барка «Agnes Blaikie»

Кроме описанных кораблекрушений, исследования позволили открыть ещё ряд новых объектов, которые могут представлять историко-культурную ценность. Так, на внешнем рейде Балаклавы в 7,5 км на запад от мыса Айя на расстоянии 2 км один от одного было выявлено два интересных кораблекрушения. Первое — остатки деревянного корпуса судна, размерами, согласно сонограмме, 20.9 х 8.8 х 7.9 м, обнаруженные на глубине 83 м (рис. 4). Сохранилась кормовая и центральная части, носовая часть полностью отсутствует.

Второй объект в данном районе — сторожевой катер (размеры по сонограмме 17.8 х 4.8 х 2.1 м, глубина 90 м.). Изображение, полученное ГБО, передаёт полную форму катера без видимых разрушений корпуса.

На Траверзе Фороса в 16 км от берега на глубине 127 м зафиксированы остатки кораблекрушения, обследованные в последующие годы. Данный объект представляет собой остатки деревянного парусно-весельного корабля XIII в., вошедшего в научный оборот под названием «Форосский византиец» [Воронов, Вахонеев, 2014, с. 93—97]. Размеры объекта по сонограмме — 32.4 х 6.2 х 1.2 м.

В 2009 г. место кораблекрушения было осмотрено телеуправляемым подводным аппаратом «Софокл». На основе визуального осмотра места гибели корабля было установлено, что судно покрыто на 70% илом и сбоку выглядит как большой бархан, из которого во все стороны выступают деревянные фрагменты рангоута и судового набора. Носовая часть лежит в направлении 140°. Поскольку носовая и кормовая части судна оказались скрыты донными отложениями, вполне вероятно, что реальная длина объекта могла доходить до 40 м.

С помощью видеокамеры ТПА были зафиксированы хорошо сохранившиеся фрагменты судового набора — шпангоуты, бимсы, стрингеры, планшир, фрагменты палубы, обшивки, часть форштевня, девять «весел», реи и, вероятно, две мачты, а также два скопления (около 20 штук) грушевидных трапезундских амфор с дугообразными ручками, широко распространенного в Причерноморье типа. Кроме этого, зафиксировано значительное количество неидентифи-цированных предметов со следами инструментальной обработки. В районе полубака находится вертикальный металлический стержень с тремя отверстиями в верхней его части, возможно, флагшток или веретено якоря. Предметы, похожие на «весла» в уключинах, визуально зафиксированы только с правого борта, длина каждого достигает нескольких метров. Мачта лежит вдоль левого борта. Хорошо видна часть килевого бруса, фрагменты планшира левого и правого бортов. Вокруг корпуса судна на расстоянии до 5 м других фрагментов не обнаружено. Кормовая и носовая части судна во время катастрофы и под воздействием времени пострадали больше, чем центральная часть.

В 2010 г. для проведения исследований были привлечены технодайверы. Следует отметить, что подобные научные работы с использованием водолазов на такой глубине, 128 м, проводились впервые в отечественной практике. Большие глубины и сильные течения ограничили количество водолазных спусков, однако удалось сделать видеозапись нескольких погружений (время работы на дне 5-7 мин.), а также составить план кораблекрушения. На поверхность было поднято несколько амфор, которые в последствии были сданы в фонды Херсонес-ского заповедника.

Исследованиями 2008 г. был также зафиксирован ряд объектов на внешнем рейде Ялты. Первый объект расположен в 7 км на юго-восток от м. Ай-Тодор на глубине 115 м. Сонограмма обрисовала контуры маломерного судно с рулём, лежащее на правом борту на грунте. Размеры объекта по сонограмме составили 12.95 x 3.72 x 4.93 м.

Второй объект, размерами 22.43 x 7.59 x 2.1 м, обнаружен в 4,5 км на юго-запад от предыдущего на глубине 134 м. На соно-грамме переданы контуры, по-видимому, деревянного судна, борта которого частично заилены. Вероятно, что это могут быть остатки кораблекрушения нового времени (рис. 5).

Наконец, третий объект располагается в 5 км на юго-восток от первого на глубине 224 м. Как и первый, этот также по форме идентифицирован как маломерное судно, возможно парусная яхта, поскольку на сонограмме просматривается остатки мачты. Размеры объекта, согласно сканированию, составили 10.87 x 2.68 x 4.53 м.

Самое большое скопление объектов, как и ожидалось, было выявлено к западу от м. Херсонес. Помимо описанных выше затонувшей

Рис. 5. Сонограмма деревянного кораблекрушения на внешнем рейде Ялты

подводной лодки и «Прута», были получены сонограммы ещё шести объектов, удалённых от мыса на расстоянии от 8 до 13 км. Все они по форме и размерам похожи на затонувшие маломерные суда.

Первый объект имеет размеры 26.2 х 5.5 х 3 м и находится на глубине 113 м. Лежит на ровном киле, хорошо просматриваются борта и рубка. По форме объект может представлять собой затонувший сторожевой катер времён войны. Второй объект имеет размеры 28.13 х 6.63 х 1.03 м. Он обнаружен на глубине 107 м и, как и предыдущий, скорее всего, является сторожевым катером времён войны.

Третий объект имеет размеры 17.05 х3.61 х 2.34 и обнаружен на глубине 111 м. Также просматриваются все борта, а тень хорошо выделяет занижение кормовой части и леерное ограждение.

Сонограмы, полученные от оставшихся трёх объектов, худшего качества, но всё же позволяют предположить, что и они являлись маломерными судами. Так, первый объект, лежащий на глубине 100 м, имеет размеры 10.8 х 3.7 м (рис. 6). Второй объект, лежащий на глубине 83 м, имеет размеры 13.2 х 3.83 х 1.9 м. Наконец, третий объект был обнаружен на глубине 100 м и сонограмма показала размеры 13.78 х 2.61 х 2.59 м.

Помимо объектов антропогенного происхождения, многолучевое картографирование северной части шельфа Черного моря обнаружило значительные геологические процессы, происходящие на континентальном склоне. Эта информация, вместе с боковым сканированием, анализируются геологами с целью изучения соотношения между тектонической деятельностью и оползнями в регионе. Кроме того, одна звуковая цель напоминала круглую депрессию, и, возможно, связана с выделением отдушин газа или грязевых вулканов, которые обычны в этом регионе. Дальнейшее визуальное

Рис. 6. Сонограмма затонувшего маломерного судна к западу от м. Херсонес

исследование телеуправляемым подводным аппаратом позволит проверить эту гипотезу.

Полученные во время исследований 2008 г. данные пополнили информацию об объектах подводного наследия в акватории Крыма, а также создали базис для проведения детальных исследований каждого конкретного объекта в отдельности в будущем.

Vakhonieiev VV

Simferopol

Deep-water Underwater Research in the Southern Coast of Crimea in 2008

The publication is devoted to the research of the III International Deep-water Expedition in 2008 in the territorial waters of Ukraine to the south from the Crimea. As a results, the group of not known before objects of underwater heritage has been revealed and a series of geo-morphological and bathymetric data was obtained. Basic research conducted multibeam acoustic sonar, side-scan sonar and remotely operated underwater vehicle. Among the newly discovered objects we were able to identify the place of death the mine layer "Prut", explored the sunken submarine S-348, get a sonogram of English barque «Agnes Blaikie», as well as get basic information of wrecks in the area.

Литература

Воронов С.А., Вахонеев В.В. «Форосский византиец»: основные результаты исследований кораблекрушения XII в. // Боспорские чтения. — Вып. XV. - Керчь, 2014. - С. 93-97.

Примечания

1 Автор благодарит начальника III Международной глубоководной экспедиции С.А. Воронова за любезно предоставленный материал и возможность его подготовки к публикации.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты