Спросить
Войти

О тенденции регионализации в высшей школе Центрального Казахстана в 30-60-е годы ХХ века

Автор: указан в статье
10. Сиверцева, Н. Л. Великая отечественная война и высшая школа / [Н. Л. Сиверцева] // Социологические исследования. 1995. № 5. С. 35-44. ISSN 0132-1625.
11. Хазанов, Д. Б. Битва за небо. 1941. От Днепра до Финского залива / Д. Б. Хазанов. М. : Яуза, Эксмо, 2007. 416 с. ISBN 5-699-19616-1.
10. Siverceva, N. L. (1995). Velikaja otechestvennaja vojna i vysshaja shkola [Great Patriotic war and higher school]. Sociologicheskie issledovanija. No 5. P. 35-44. ISSN 0132-1625.
11. Hazanov, D. B. (2007). Bitva za nebo. 1941. Ot Dnepra do Finskogo zaliva [Battle for the sky. 1941. From the Dnieper river to the Gulf of Finland]. Moscow. Jauza, Jeksmo. 416 p. ISBN 5-699-19616-1.

УДК 94 (574.3)

О ТЕНДЕНЦИИ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАЗАХСТАНА В 30-60-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

ON THE TRENDS OF REGIONALIZATION IN HIGH SCHOOL CENTRAL KAZAKHSTAN

IN THE 30-60-S OF THE XX CENTURY

© Капышев Ардак Каиржанович

Ardak K. Kapyshev

кандидат исторических наук, заведующий кафедрой международных отношений, истории и социальной работы, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

PhD(historical), Head of the International relations, History and Social work department, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Kazakhstan).

И kapyshev@mail.ru

Аннотация. При исследовании истории высшего образования необходимо изучить проблематику взаимоотношений учреждений высшего образования и региональной власти. В партийном архиве Карагандинской области сохранились документы позволяющие проследить взаимоотношение региональной власти (партийных и советских органов) с высшей школой Центрального Казахстана. В указанном архиве имеется специальная опись этого отдела (ПАКО. Ф. 1. Оп. у). Многие архивные дела данного фонда находились под грифом «секретно». Наличие данного архивного материала позволило провести анализ практической работы Карагандинской региональной власти с учебными заведениями Центрального Казахстана.

Abstract. When studying the history of higher education, it is necessary to study the problems of relations between higher education institutions and regional authorities. In the party archive of Karaganda region preserved documents allowing to trace the relationship of regional authorities (party and Soviet bodies) with the higher school of Central Kazakhstan. Many archives of the Fund were classified as «secret». The presence of this archival material allowed to analyze the practical work of the Karaganda regional authorities with educational institutions of Central Kazakhstan.

Т/*ак Квь

ак известно, в советское время высшие учебные заведения в ведомственном и административном плане напрямую подчинялись соответствующим министерствам (наркоматам). В регионах (в областях) не существовало никаких местных или региональных органов министерства высшего образования. Таким образом, для системы высшей школы Казахстана господствующим административным принципом был централизм.

Однако, несмотря на отсутствие региональных (областных) органов управления высшей школой, вузы выполняли не только общегосударственные, но и региональные функции по подготовке специалистов и научных кадров.

Поэтому объективно для высших учебных заведений была присуща определённая тенденция к регионализации. С другой стороны, сама региональная власть была в большей степени заинтересована в том, чтобы вузы выполняли региональные функции, работали для региона. Учитывая, что фактическая региональная власть была сосредоточена в партийных структурах, в первую очередь в областном комитете компартии (компартия - коммунистическая партия - далее, партия), то, естественно, что эти областные партийные структуры выступали единственной стороной, которая могла бы поддерживать и развивать тенденцию к регионализации.

В сфере высшего образования складывалась противоречивая, но в то же время, на наш взгляд, достаточно органичная ситуация, когда органы местной власти как бы компенсировали отсутствие региональных структур министерства высшего образования и, со своей стороны, обеспечивали региональную тенденцию в развитии высшего образования.

Все главные решения в регионе принимались на уровне бюро областного комитета партии, однако, для оперативной работы в сфере образования, существовал специальный орган - отдел школ и вузов. Именно через этот отдел велась работа в регионе с учебными заведениями [8].

Становление высшей школы в Центрально-Казахстанском регионе начинается с конца 1930-х годов. Первым высшим учебным заведением стал Карагандинский Учительский институт, основанный Постановлением Совета Народных депутатов Казахской ССР. При организации Учительского института возникли серьёзные трудности материально-технического обеспечения и комплектования профессорско-преподавательского состава. О тревожной ситуации отмечалось в решении бюро Карагандинского обкома КП/б/К от 26 мая 1938 года: «Учительский институт "может обеспечен на один учебный год временным помещением", и необходимо "просить ЦК КП/б/К дать указание Наркомпросу об обеспечении института профессорско-преподавательским составом"» [1]. Таким образом, республиканские органы приняли постановление об открытии в Караганде Учительского института, но не разрешили основные вопросы: материально-техническая база, обеспечение научно-педагогическими кадрами. Данными проблемами вплотную занялись карагандинские региональные власти. В том же году, в целях обеспечения преподавательскими кадрами, региональные власти из числа учителей средних школ Караганды направили работать в Карагандинский Учительский институт 22 преподавателя. Также местные власти разместили новый институт в четырёх классных комнатах трёх подсобных в средней школе № 4, тем самым решив проблему материально-технической базы.

В 1940-е годы в поле зрения региональной власти находилось деятельность профессорско-преподавательского состава различных средних специальных и высших учебных заведении региона, особенно, ссыльных и репрессированных преподавателей. Так, в архиве под грифом «секретно», обнаружена справка о работе Карагандинского Учительского института за 1946 год, в которой отмечалось, что «9 вакантных доцентских ставок замещаются старшими преподавателями. Среди преподавателей есть 5 человек административно высланных из центральных городов». Дирекции Учительского института рекомендовалось заменить вышеназванных преподавателей по политическим мотивам «как не соответствующих своему назначению» [2]. Однако, фактически они оставались на своих местах, за исключением некоторых (Рах И. А. - заведующий кафедрой Карагандинского Учительского института). Следует отметить, что, с одной стороны, региональные власти должны были освободить от занимаемых должностей указанных преподавателей, однако местная власть осознавала, что с потерей последних значительно снизится научно-интеллектуальный потенциал вузов Центрального Казахстана. В 1940-е-начале 1950-х годов ссыльные и репрессивные преподаватели составляли основное ядро Карагандинского Учительского института.

Региональные власти оказывали большую помощь вузам, когда некоторые руководители крупных промышленных предприятии препятствовали передаче тех или иных учебных помещений, общежитий, несмотря на распоряжение ведомственного руководства. Так, например, в 1953 году директор Карагандинского Горного института Ю. Нурмухамедов просил Карагандинский Обком партии о содействии

в передаче общежития для студентов, занятого промышленным предприятием. Следует отметить, что проблема была решена специальным распоряжением Заместителя Министра угольной промышленности тов. Кузьмича, обязывающем начальника комбината «Карагандашахтострой» тов. Дмитриева немедленно передать Горному институту вновь вводимое общежитие на сто человек [3]. Однако администрация предприятия не исполнило его. Разобравшиеся в данной ситуации карагандинские региональные власти удовлетворили просьбу директора Карагандинского Горного института.

В том же году в подобной ситуации региональные власти разрешили вопрос в пользу учебного заведения, когда возник спор о предоставлении помещения под общежитие для Карагандинского педучилище [4]. Как видим, в названных кризисных ситуациях местное руководство принимало сторону учебного заведения. Таким образом, региональные власти являлись арбитрами в разрешении спорных вопросов между руководителями отраслевых управлений и образовательных учреждений.

Своеобразной чертой конца 1950-1960-х годов в сфере регионального образования стало открытие целого ряда вузовских филиалов. По существу, в этом проявилась ещё одна сторона неизбежной тенденции к регионализации образования, которая пробивала себе дорогу даже в самой централизованной, «вертикальной» системе. При этом региональные власти были весьма заинтересованы в открытии таких филиалов и потому принимали непосредственное участие в процессе их организации и становления.

Организация вечерних филиалов в крупных городах Казахстана относилось к компетенции Минвуза СССР, однако региональные власти прилагали все усилия для открытия вузовских филиалов на местах.

К примеру, принятие решения об открытии вечернего филиала Карагандинского политехнического института (КПТИ) в 19591960-х годах в городах Джезказган и Балхаш начиналось с просьбы местных властей данных городов при согласовании с ректоратом КПТИ. Городские власти вместе с ректоратом КПТИ ходатайствовали перед руководством Карагандинской области и Минвузом страны. Так, руководство г. Джезказгана в ходатайстве указывало, что для открытия вечернего филиала имеются все основания «временно выделено учебное помещение, а промышленные предприятия города оснастят филиалы необходимым оборудованием и материалами» [5].

В постановлениях бюро Карагандинского обкома партии указывалось, что необходимостью открытия вечернего филиала является удовлетворение в инженерно-технических кадрах с высшим образованием в городах Центрального Казахстана (Балхаш, Джезказган) [6]. Таким образом, карагандинские власти предоставляли возможности местному населению в получении

высшего образования и восполняли региональные потребности в кадрах.

В становлении Карагандинского политехнического института 1953-1963 годы являются сложным периодом. В связи многократным увеличением контингента студентов политехническому институту необходимо было расширить материально-техническую базу. Со стороны Министерства угля СССР (под чьей ведомственностью находился КПТИ) реальных сдвигов не наблюдалось. В связи с этим, ректорат КПТИ в 1963 году обращается за помощью к карагандинским городским властям. В письме указывались ряд крупных проблем: расширение учебно-материальной базы за счёт постройки главного корпуса, общежитии, предоставление квартир преподавателям института, телефонизация, водоснабжение учебных корпусов и т. д. Очевидно, поставленные вопросы действительно оказались острыми. Так, спустя 20 дней после обращения ректората КПТИ выносится постановление бюро Карагандинского Горкома КПК «О неотложных мерах по оказанию помощи КПТИ» [7]. Таким образом, региональные власти оперативно могли решать многие вопросы на местах, в первую очередь - материально-технического обеспечения.

Главный вывод заключается в положительном влиянии региональной власти на развитие учебных заведений Центрального Казахстана в рассматриваемый период.

По существу, это позитивное влияние проявлялось в том, что в развитии высшего и среднего специального образования имела место (при поддержке региональной власти) тенденция регионализации. Существование этой тенденции обеспечивалось политический и организационной подчинённостью учебных заведений карагандинской региональной власти.

Конечно, эта тенденция регионализации образования была противоречива, так как сталкивалась с другой противоположной тенденцией - централизации системы образования (как на уровне Казахстана, так и на уровне Союза ССР).

В реальности система образования в регионе существовала в 30-60-е годы XX века в условиях параллельного воздействия обеих этих тенденций.

Материалы поступили в редакцию 09.03.2019 г.

Библиографический список (References)

1. Партийный архив Карагандинской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 38. Л. 145.
2. Партийный архив Карагандинской области. Ф. 1. Оп. 7. Д. 666. Л. 58-59.
3. Партийный архив Карагандинской области. Ф. 1. Оп. 7. Д. 351. Л. 19.
4. Партийный архив Карагандинской области. Ф. 1. Оп. 7. Д. 354. Л. 28.
5. Партийный архив Карагандинской области. Ф. 1. Оп. 7. Д. 742. Л. 158.
6. Партийный архив Карагандинской области. Ф. 1. Оп. 7. Д. 855. Л. 94; Д. 783. Л. 132.
7. Партийный архив Карагандинской области. Ф. 1. Оп. 7. Д. 510. Л. 30-32.
8. Капышев, А. К. Взаимодействие региональной власти и учебных заведений центрального Казахстана в 1930-е - первой половине 1950-х годах / А. К. Капышев // Наука и образование: современные тренды. 2014. № 5 (5). С. 62-80. ISSN 2313-6189.
1. Partijnyj arhiv Karagandinskoj oblasti [Party archive of Karaganda region. F. 1. In. 1. Arch. 38. Sh. 145].
2. Partijnyj arhiv Karagandinskoj oblasti [Party archive of Karaganda region. F. 1. In. 7. Arch. 666. Sh. 58-59].
3. Partijnyj arhiv Karagandinskoj oblasti [Party archive of Karaganda region. F. 1. In. 7. Arch. 351. Sh. 19].
4. Partijnyj arhiv Karagandinskoj oblasti [Party archive of Karaganda region. F. 1. In. 7. Arch. 354. Sh. 28].
5. Partijnyj arhiv Karagandinskoj oblasti [Party archive of Karaganda region. F. 1. In. 7. Arch. 742. Sh. 158].
6. Partijnyj arhiv Karagandinskoj oblasti [Party archive of Karaganda region. F. 1. In. 7. Arch. 855. Sh. 94; Arch. 783. Sh. 132].
7. Partijnyj arhiv Karagandinskoj oblasti [Party archive of Karaganda region. F. 1. In. 7. Arch. 510. Sh. 30-32].
8. Kapyshev, A. K. (2014). Vzaimodejstvie regional&noj vlasti i uchebnyh zavedenij centtral&nogo Kazahstana v 1930-e - pervoj polovine 1950-h godah [Interaction of regional authorities and educational institutions of Central Kazakhstan in the 1930s-the first half of the 1950s]. Nauka i obrazovanie: sovremennye trendy. No 5 (5). P. 62-80. ISSN 2313-6189.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КАРАГАНДИНСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КАРАГАНДИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ higher education central kazakhstan regional authority karaganda teaching institute karaganda polytechnic institute
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты