УДК 94(474.2)"20"
Зверев Кирилл Александрович
кандидат исторических наук Костромской государственный университет zwerew.kir@yandex.ru
ИСТОРИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОПАГАНДЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИК В 1990-Е - 2000-Е ГГ.
В статье рассматривается вопрос об использовании истории в качестве инструмента пропаганды на примере Эстонии, Латвии, Литвы. С обретением независимости в этих Прибалтийских республиках изменилось отношение ко многим историческим событиям. В особенности ревизии подвергся период Второй мировой войны и существование Эстонской ССР, Латвийской ССР и Литовской ССР как части Советского Союза. С 1990-х эти события стали именоваться «периодом советской оккупации». Данный тезис нашёл поддержку в научной литературе, школьных учебниках, прессе и кинематографе. Пропаганда ориентируется в первую очередь на молодое поколение и активизируется накануне политических выборов, для мобилизации националистически настроенного электората. Данные акции негативно сказались на положении русскоязычного населения в Прибалтийских республиках, которое было лишено политических прав и возможности влиять на законодательную деятельность. Переписывая историю, местные власти пытаются отвлечь население от текущих проблем и избавиться от политических конкурентов.
Несмотря на демократические преобразования на постсоветском пространстве конца 1980-х - начала 1990-х, старые методы политической борьбы никуда не исчезли, а стали использоваться в интересах новых властей. Пожалуй, наиболее популярной стала пропаганда. Здесь и далее под пропагандой мы понимаем распространение исторических, политических, научных и других идей с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов, а также манипулирование общественным мнением [1; 6]. В особенности стало распространено вмешательство политики и политиков в историю, ведь проблемы людей здесь и сейчас гораздо проще объяснить ошибками предыдущих властей, но никак не нынешних. В данной статье мы рассмотрим, каким образом власти Прибалтийских республик используют историю в качестве инструмента пропаганды для решения конкретных политических задач.
В августе 1991 г. Верховные Советы Эстонской и Латышской ССР провозгласили восстановление независимости на основании принципа исторической правопреемственности [9; 5]. Фактически это означало, что полвека существования республик в составе Советского Союза (1940-1991) объявлялось периодом оккупации. Это имело самые негативные последствия для нетитульного населения (в основном русскоязычных). Тезис о «советской оккупации» стал отправной точкой в идеологической пропаганде новых властей и послужил поводом для отказа в автоматическом предоставлении гражданства тем жителям республик, которые прибыли после 1940 г. Формальным основанием для подобного решения стало международное право, согласно которому оккупационные власти не могут менять этнический состав населения на занятой ими территории [3]. По нашему мнению, лишение некоренного населения гражданских и политических прав было целенаправленным шагом новых правительств, призванным избавиться от возможных политических конкурентов на предстоящих выборах и сохранить свою собственную власть. В Литве был реализован нулевой вариант предоставления гражданства (из-за включения в её состав Виленской области с преимущественно польским населением), но отношение к периоду пребывания в составе Советского Союза было таким же, как в соседних Эстонии и Латвии. Теперь тезис об «оккупации» предстояло доказать историкам, а также широко пропагандировать внутри государств и на международной арене.
Было выпущено огромное количество откровенно тенденциозных работ [8; 13; 14], призванных научно обосновать состоятельность тезиса об оккупации и справедливость строительства национально ориентированных государств. Особенно активно новые взгляды начали пропагандироваться в молодёжной среде. Для того чтобы подрастающее поколение с «правильных» позиций оценивало события недавнего прошлого, одним из первых актов новых правительств Прибалтийских республик стало изъятие из школ старых учебников истории XX века. В переизданных работах был предложен иной взгляд на события Второй мировой войны, а также вводился тезис об оккупации Эстонии, Латвии и Литвы в послевоенный период и об их насильственном включении в состав СССР [4; 7; 11; 12]. Но эффект оказался спорным. По данным социологических исследований 2009 г., в Латвии лишь 5 % процентов русскоязычных школьников и 62 % их латышских сверстников считают, что в 1944 г Советский Союз оккупировал Прибалтику [2].
В целях пропаганды новых взглядов на историю в широких кругах общественности к образовательным учреждениям присоединились и средства массовой информации, а также кинематограф. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. во всех трёх Балтийских республиках появились киноленты, посвящённые
© Зверев К.А., 2019
Вестник КГУ^ № 1. 2019
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Таблица
Левые и правые партии в государствах Балтии
Эстония Латвия Литва
Правые партии Левые партии Правые партии Левые партии Правые партии Левые партии
Союз Отечества и Res Publica Центристская партия «Единство» Социал-демократическая партия «Согласие» Порядок и справедливость Литовская социал- демократическая партия
Консервативная народная партия Эстонии Русская партия Эстонии (до 2012) Национальное объединение «Всё для Латвии!» - «Отечеству и свободе/ ДННЛ» Союз Отечества -Литовские христианские демократы Избирательная акция поляков Литвы
переломным для региона 1940-м гг., где негативно оценивался факт присоединения к СССР (фильм «Baiga vasara» («Страшное лето») - режиссер Ай-гарс Грауба, 2000, Латвия; «Forest Brothers - Fight for the Baltics» - 2017, Латвия, Литва).
Но, разумеется, крайние точки зрения на историю давно минувших лет выгодны политическими кругами, которые поддерживают националистическую пропаганду для мобилизации своего электората. В государствах Балтии сформировались политические партии, чётко разделяющиеся по этнической ориентации: правые - националистические и левые - нацеленные на диалог с нетитульным населением (см. таблицу).
Эксплуатировать «русский вопрос» стало нормой в Эстонии, Латвии и Литве. Электорат этих стран разделён по национальному признаку и голосует лишь за те партии, которые отстаивают его национальные и языковые интересы. Поэтому пропагандистская составляющая истории здесь стала неотъемлемой частью политической борьбы, особенно в предвыборный период.
Специфической формой противостояния также является так называемая «война памятников», которая активно проявила себя ещё в начале 1990-х. В первую очередь с центральных площадей Таллина, Риги и Вильнюса исчезли памятники Ленину и другим коммунистическим вождям. Всё это было частью антисоветской пропаганды и политики по переписыванию истории. Но на рубеже 1990-х -2000-х центр внимания переместился на монументы, посвящённые победе в Великой Отечественной войне. Их осквернение или демонтаж проводились в преддверии местных парламентских выборов (осквернение памятника Освободителям в Риге в 1997 и 2001 г., а также монумента «Павшим во II Мировой войне» в Таллине в 2006-2007 гг.) [10, с. 13] и использовались в качестве провокации для мобилизации как националистически настроенного электората, так и русскоязычных избирателей.
Подводя итог всему вышесказанному, приходится констатировать, что в Прибалтийских республиках история активно используется как инструмент пропаганды и политической борьбы. Принципами научности и непредвзятости часто пренебрегают в интересах сиюминутной конъюнктуры. При этом, по нашему мнению, проводится широкомасштабная и хорошо продуманная кампания по переписыванию истории, рассчитанная на несколько поколений жителей Восточной Европы (в том числе и русскоязычных).
Библиографический список
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
References
Vedomosti Verhovnogo Sove-ta i Pravitel&stva Latvijskoj Respubliki. - 1991. - 22 avgusta. - № 43.
Вестник Kry^J № 1. 2019