Спросить
Войти

Система нормативно-правовой документации федерального уровня для управления физкультурно-спортивной отраслью

Автор: указан в статье

УДК 796.56 СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛЬЮ

Александр Юрьевич Близневский, кандидат педагогических наук, профессор,

заслуженный тренер России,

Валентина Степановна Близневская, доктор педагогических наук, профессор,

заслуженный тренер России,

Сибирский федеральный университет (СФУ),

Красноярск

Аннотация

В статье рассматривается федеральный Закон «О физической культуре и спорте» и на его основе анализируется нормативно-правовая база спортивно-оздоровительной отрасли. Определены базовые федеральные нормативные акты, которыми должны руководствоваться органы управления физической культурой и спортом в субъектах Российской Федерации.

SYSTEM OF THE STANDARD-LEGAL DOCUMENTATION OF FEDERAL LEVEL FOR MANAGEMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SECTOR

Alexander Jurevich Bliznevsky, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Honored coach of Russia,

Valentina Stepanovna Bliznevsky, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Honored coach of Russia,

The Siberian Federal University,

Krasnoyarsk

Annotation

The article scrutinizes the federal Law «About physical culture and sports» and on its basis the standard-legal base of sports and health sector is analyzed. The basic federal statutory acts by which the physical training and sports governmental bodies in subjects of the Russian Federation should be guided have been defined.

Целью любых преобразований нормативно-правовой базы сферы физической культуры и спорта является создание более эффективного механизма реализации социального потенциала спортивной отрасли, укрепление позиций отечественного спорта на мировой арене. Как известно, высшую юридическую силу имеют законы - нормативные правовые акты (письменные официальные документы), принимаемые органами законодательной власти или непосредственно народом путем референдума. Нормативные правовые акты могут устанавливать, изменять или отменять нормы права. Комплекс таких актов представляет собой систему законодательства. Первое место среди них, безусловно, занимает Конституция РФ. Следующие по значимости кодифицированные акты - кодексы, обеспечивающие обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений. Затем, законы о различных сферах деятельности [6].

К этой группе относится принятый федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее Закон) от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ, который утратил действие вместо вступившего в силу 30 марта 2008 г. нового варианта аналогичного Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ [7]. Поэтому развитие нормативно-правовой базы физической культуры и спорта на основе данного отраслевого Закона является сегодня особо актуальным.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

На основании проведенного анализа архивных материалов, исторических фактов, текущих нормативно-правовых документов Минспорттуризма РФ сравнительноаналитическим методом и ранжированием определен перечень наиболее важных документов для управления спортивной отраслью.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В отраслевом Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в статье 3 сформулированы следующие основные принципы государственной политики:

- обеспечение права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;

- сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;

- обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

- единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации.

Для реализации этих принципов (статья 21) Закона виды спорта, развиваемые на территории РФ, должны пройти процедуру признания, на основании приказа Минс-порттуризма [3]. Для этого вид спорта должен соответствовать целям физической культуры и спорта (включая спорт высших достижений), в частности способствовать физическому и интеллектуальному развитию способностей человека, совершенствованию его двигательной активности и формированию здорового образа жизни. Необходимы также отличительные признаки, к которым относятся правила вида спорта, среда занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование, а также регулярное проведение соревнований. Наименование вновь заявляемого вида спорта должно отличаться от уже признанных видов.

При выполнении всех этих условий вид спорта может быть признан Минспорт-туризмом РФ, что оформляется соответствующим приказом. После процедуры признания вида спорта, его спортивные дисциплины включаются во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС). Это федеральная информационная система, содержащая зафиксированные на материальном и электронном носителях сведения о видах спорта и их спортивных дисциплинах. ВРВС создан в 2003г. с целью совершенствования статистической отчетности в спортивной отрасли, а также систематизации культивируемых на территории РФ видов спорта и входящих в них спортивных дисциплин. Для этого каждой спортивной дисциплине по видам спорта присваивается свой номер-код, состоящий из 11 знаков. Знаки отражают характеристики вида спорта и его отдельных дисциплин:

- сезонность - летний, зимний, внесезонный;

- характер - игровой, неигровой;

- распространение - степень международного и всероссийского признания;

- категории занимающихся - мужчины, женщины, юниоры, юниорки, юноши, девушки, все.

Порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта, порядок его ведения определяются Правительством Российской Федерации. Только по видам спорта, включенным в ВРВС, учреждения среднего и высшего профессионального образования в установленном порядке получают право готовить специалистов, а спортивные учреждения - открывать отделения.

ВРВС ведется на государственном языке Российской Федерации и состоит из четырех разделов. Первый раздел включает виды спорта, которые на данный момент в текущем порядке только завершили процедуру признания и находятся в стадии присвоения им номеров-кодов вида спорта и его спортивных дисциплин. Второй раздел включает полностью оформленные виды спорта и развиваемые на уровне, не ниже общероссийского, то есть получившие развитие более чем в половине субъектов Российской Федерации. Если вид спорта по сложности и другим особенностям не имеет возможности культивироваться более чем в половине субъектов РФ, то специальным решением Минспорттуризма он может быть также включен во второй раздел. Третий раздел включает национальные виды спорта, культивируемые в каком-либо субъекте РФ. Четвертый - военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта, являющиеся ведомственными видами спорта. На 1 июля 2010г. первый раздел включал 5 видов спорта, второй - 117, третий - 5 и четвертый - 15.

Анализ ВРВС показывает, что второй раздел является основным в работе Минспорттуризма, так как именно он включает виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне. Сегодня этот раздел включает 52 вида спорта, часть спортивных дисциплин, которых представлены в программах Игр Олимпиады (39 видов спорта) и Зимних Олимпийских Игр (13 видов спорта). Кроме них еще 20 видов спорта получили признание Международного Олимпийского комитета, и спортивные дисциплины этих видов спорта решением заседания сессии МОК могут включаться в программы Олимпийских игр в будущем.

Всероссийский реестр видов спорта периодически подвергается изменениям. Виды спорта из первого раздела после проведения всех процедур утверждения и присвоения номеров-кодов переводятся во второй раздел. Напротив, если в результате развития вид спорта перестал соответствовать требованиям ВРВС, то он может быть исключен из него. Основанием для исключения может явиться отсутствие официальных всероссийских соревнований в течение двух лет, снижение числа субъектов, культивирующих вид спорта, ниже допустимого уровня, отмена решения о признании соответствующего вида спорта по причине представления документов, содержащих недостоверную или искаженную информацию.

По каждому виду спорта, включенному в ВРВС, разрабатываются и утверждаются в Минспорттуризме РФ правила соревнований. В правилах соревнований по виду спорта отражаются: предмет и суть соревновательной деятельности; требования к месту соревнований и оборудованию; характер и система проведения соревнований; условия обеспечения справедливости соревнований и определения результатов; требования к допуску участников в зависимости от уровня соревнований.

Для совершенствования системы спортивных соревнований и стимулирования в занятиях спортом в России утверждены спортивные разряды и спортивные звания по видам спорта, сформированные в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК). Впервые единая спортивная классификация была разработана в СССР в 1935 г. на основе уже существующих к тому времени спортивных классификаций по отдельным видам спорта, и в дальнейшем постоянно менялась, включая новые виды спорта. Начиная с 1949 г. этот документ стал утверждаться на четырехлетний период. В ЕВСК могут быть включены виды спорта только из ВРВС. Положение о Единой всероссийской спортивной классификации содержит требования и нормы, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих званий и разрядов [1].

Результаты соревнований могут быть учтены для присвоения спортивных званий или разрядов только при выполнении двух условий - соответствующего уровню соревнований представительства участников и квалификационного уровня судейства. В частности, при проведении международных соревнований (чемпионатов, кубков и первенств мира) должно быть представительство участников из 35 стран в летних видах спорта, и из 15 стран - в зимних видах спорта. А при проведении соревнований всероссийского уровня необходимо участие спортсменов из не менее половины числа

субъектов РФ, развивающих указанный вид спорта. Что касается уровня судейства, то при проведении соревнований наличие судей соответствующей категории строго регламентировано и отражено в ЕВСК для каждого вида спорта и уровня соревнований. Порядок присвоения квалификационных категорий спортивных судей и содержание квалификационных требований для них установлены в «Положении о спортивных судьях» [2]. Согласно ЕВСК в Российской Федерации установлены три спортивных звания, и семь спортивных разрядов, пять судейских категорий (табл.).

Таблица

Спортивные звания, спортивные разряды и квалификационные категории спор____________тивных судей, установленные в Российской Федерации____________

Правоустанавливающие документы во исполнение п.5, п.6 статьи 22 Федерального закона от 04.12.2007 №329-Ф3 «О физической культуре и спорте в РФ»

Положение о Единой всероссийской спортивной классификации. Утверждено приказом Минспорттуризма №48 от 21.11.2008г. Положение о спортивных судьях. Утверждено приказом Минспорттуризма №56 27.11.2008г.

Спортивные звания Спортивные разряды Квалификационные категории спортивных судей

1) мастер спорта России международного класса; 2) мастер спорта России; 3) гроссмейстер России. 1) кандидат в мастера спорта; 2) первый спортивный разряд; 3) второй спортивный разряд; 4) третий спортивный разряд; 5) первый юношеский спортивный разряд; 6) второй юношеский спортивный разряд; 7) третий юношеский спортивный разряд. 1) спортивный судья всероссийской категории; 2) спортивный судья первой категории; 3) спортивный судья второй категории; 4) спортивный судья третьей категории; 5) юный спортивный судья.

Для спортсменов, являющихся призерами Олимпийских Игр, а также чемпионов мира и Европы, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, установлено почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта России». Впервые почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта» было установлено 27 мая 1934 г. постановлением ЦИК СССР. Положение о присвоении почетных спортивных званий утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Все официальные физкультурные мероприятия и спортивные соревнования, проводимые на международном, всероссийском, региональном и муниципальном уровнях систематизированы посредством календарных планов проведения физкультурных и спортивных мероприятий соответствующего уровня.

Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (ЕКП) - это федеральный документ, определяющий перечень указанных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации и курируемый федеральными органами исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта. Он включает также перечень спортивных мероприятий в целях подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации к международным спортивным мероприятиям. Процедура утверждения и порядок финансирования соответственно нормам расходов на проведение мероприятий ЕКП за счет средств федерального бюджета производится до начала соответствующего календарного года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [4].

ЕКП состоит из двух частей - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, каждая из которых имеет свои группы. Физкультурные мероприятия проводятся:

а) среди детей и учащейся молодежи;

б) среди лиц средних и старших возрастных групп населения;

в) среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Спортивные мероприятия разделены на две группы:

а) спортивные соревнования и учебно-тренировочные сборы по видам спорта;

б) спортивные соревнования, проводимые одновременно по нескольким видам спорта.

Любое физкультурное мероприятие или спортивное соревнование, включенное в ЕКП, проводится в соответствии с положением (регламентом) о соревнованиях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [5]. Положение о физкультурном мероприятии, утвержденное его организаторами, представляется в Минс-порттуризм не позднее, чем за три месяца до проведения мероприятия. Проект Положения о спортивных соревнованиях по виду спорта должно быть представлено в Минспорттуризм РФ не позднее 31 мая предшествующего года для зимних видов спорта и 31 июля предшествующего года для летних видов спорта.

Нормативно-правовая база спортивной отрасли страны находится в состоянии постоянного развития и совершенствования. В частности, только в 2009г. было принято 39 разных официальных государственных документов (изменения и дополнения в федеральные законы, указы, распоряжения, постановления, поручения), которые направлены на правовое регулирование дальнейшего развития физической культуры и спорта РФ.

ВЫВОДЫ

Таким образом, из числа нормативных документов и подзаконных актов основополагающими, выпущенными в форме Приказов Минспорттуризма России, являются: федеральная информационная система, содержащая сведения о видах спорта и их спортивных дисциплинах - Всероссийский реестр видов спорта; разработанные и утвержденные правила соревнований по каждому виду спорта, отражающие все его особенности и систему проведения соревнований; Единая всероссийская спортивная классификация для утверждения спортивных разрядов и спортивных званий по видам спорта; Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также положения (регламенты) их проведения.

Литература

1. Положение «О Единой всероссийской спортивной классификации» : Утверждено приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 21 ноября 2008 г. № 48. // http://sport.minstm.gov.ru/13/182/185.shtml
2. Положение «О спортивных судьях» : Утверждено приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. № 56 // http://sport.minstm.gov.ru/13/183/186.shtml
3. Приказ Минспорттуризма России «Порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения» № 20 от 02 февраля 2009 г. // http://sport.minstm.gov.ru/13/463/468/
4. Приказ Минспорттуризма России «Порядок включения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий» № 289 от 08 мая 2009 г. // http://sport.minstm.gov.ru/13/519/521.shtml
5. Приказ Минспорттуризма России «Общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях» № 290 от 08 мая 2009 г. // http://sport.minstm.gov.ru/13/519/520.shtml
6. Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта : реализация стратегии реформирования отрасли на рубеже веков : документы и материалы (1999-2002 годы) / авт.-сост. П.А. Рожков. - М. : Советский спорт, 2002. - 1040 с.
7. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329-ФЗ, от 4 декабря 2007 года // «Российская газета» - 2007. - 8 декабря 2007 г.

Контактная информация: bliznevsky58@mail.ru УДК 796.422

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ТЕХНИКИ ПЕРЕДАЧИ В ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ЭСТАФЕТАХ 4Х100М АТЛЕТОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОДА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игорь Николаевич Ворошин, кандидат педагогических наук, доцент,

Сергей Алексеевич Воробьёв, кандидат педагогических наук, доцент,

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

(СПбГУСЭ)

Аннотация

Эстафетный бег 4х100м, выполняемый атлетами-паралимпийцами, отличается правилами и техникой выполнения от аналогичной соревновательной деятельности здоровых спортсменов. Разработана и внедрена методика совершенствования основных компонентов техники передачи эстафеты атлетами-паралимпийцами с поражением ОДА, основанная на анализе соревновательной деятельности.

PERFECTION OF THE BASIC TECHNIQUE COMPONENTS OF BATON PASS DURING ATHLETICS RELAYS 4Х100М FOR PARALYMPIC ATHLETES WITH

MUSCULOSKELETAL DISORDERS ON THE BASIS OF THE SPORTS

PERFOMANCE ANALYSIS Igor Nikolayevich Voroshin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Alekseyevich Vorobjev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecture, Saint Petersburg State University of Service and Economy

Annotation

The relay race 4х100т carried out by Paralympics athletes with musculoskeletal disorders differ by the rules and techniques from competitive activity of healthy athletes. The technique of perfection of the basic components of baton pass by Paralympics athletes with musculoskeletal disorders based on the analysis of sports performance is developed and introduced.

Легкоатлетическая эстафета 4х100м - один из самых эмоциональных и зрелищных видов лёгкой атлетики, поэтому она абсолютно обоснованно включена в программу практически всех крупнейших легкоатлетических международных форумов -Чемпионатов и Первенств Европы, Мира, Олимпийских и Паралимпийских игр [2].

В адаптивном спорте для сохранения спортивного принципа борьбы атлетов-паралимпийцев, имеющих различные особенности нозологии, разделяют по классам в соответствии с их функциональными возможностями, поэтому в каждом из видов лёгкой атлетики, в том числе и в эстафете 4х100м, разыгрывается несколько комплектов медалей. На прошедших Паралимпийских играх 2008г в Пекине (Китай) в эстафетном беге 4х100м среди спортсменов с поражением ОДА были разыграны 4 комплекта ме-

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОТРАСЛЕВОЙ ЗАКОН НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВСЕРОССИЙСКИЙ РЕЕСТР ВИДОВ СПОРТА ЕДИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ physical training and sports sectorial law standard-legal base all-russia register of sports uniform all-russia sports classification
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты