Спросить
Войти

Аграрная реформа П. А. Столыпина в Западной Сибири (предпосылки, реализация и последствия)

Автор: указан в статье

Шаламов В.Ю., Малышенко Г.И. Аграрная реформа П.А. Столыпина в Западной Сибири (предпосылки, реализация и последствия) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - Спецвыпуск №5. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00560.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 332.021. 8 : 63 (571. 1)

Шаламов Владимир Юрьевич

Студент

ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск

Научный руководитель: Малышенко Геннадий Иванович

Доктор исторических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск mig_57@mail.ru

Аграрная реформа П.А. Столыпина в Западной Сибири (предпосылки, реализация и последствия)

Аннотация. В данной статье исследуются причины, ход и результаты столыпинской аграрной реформы. Немаловажное значение имеет выявление основных направлений и практической значимости ее для развития фермерских хозяйств в современной России. Дан научный анализ эволюции взглядов П.А. Столыпина на место Сибири и ее роль в основной концепции аграрной модернизации страны.

Одной из важнейших проблем российской истории начала XX века являлся низкий уровень эффективности сельскохозяйственного производства. Этому способствовали архаичные нормы общинного уклада жизни крестьян. Основная концепция аграрной реформы П.А. Столыпина заключалась в том, чтобы, не затрагивая помещичье землевладение, добиться повышения производительности крестьянского труда. Решение этого вопроса он видел в превращении крестьян в собственников своих земельных наделов.

Весной 1906 г. правительство П.А. Столыпина приступило к реализации аграрной реформы, включавшей следующие направления: во-первых, разрушение крестьянской общины и укрепление индивидуального крестьянского землевладения. Во-вторых, землеустройство, которое означало ликвидацию земельной чересполосицы, создание хуторов и отрубов. В-третьих, наличие свободного земельного фонда в Сибири и на Дальнем Востоке давало возможность правительству Столыпина осуществлять переселение крестьян на окраины Российской империи. И, последнее, содействие крестьянам в приобретении наделов земли при помощи Крестьянского поземельного банка.

9 ноября 1906 г. Николай II подписал Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». В вопросе о последствиях издания такого закона высказывались разные мнения. Все члены правительства пришли к выводу, что «община не заслуживает далее покровительства

закона». Большинство депутатов Государственной Думы выступали за сохранение общинных начал. П.А. Столыпин говорил соратникам, что надо «вбить клин в общину», заставить прекратить переделы, наделать хуторов и отрубов на общинных землях. К тому же, из перенаселенной общины, утверждал он, лишние работники устремятся на банковские земли и в Сибирь. Как утверждал премьер-министр, введение частной собственности на землю не только не отвечало интересам сибирского крестьянства, но и имело определенные предпосылки, свидетельствовавшие о готовности крестьян признать частную собственность на землю. Согласно указу крестьяне получили право укреплять в собственность свой надел, который прежде они не могли ни продать, ни заложить, ни сдать в аренду. Теперь, будучи полноценным владельцем своего земельного участка, крестьянин мог брать ссуды в Крестьянском банке, отвечая за выполнение взятых обязательств личным имуществом. Кроме оказания финансовой помощи, Крестьянский банк покупал земли поместного дворянства и на выгодных условиях перепродавал их преуспевающим крестьянам [1].

Первой предпосылкой к введению закона о частной собственности следует считать стремление крестьян к образованию самостоятельных единоличных хозяйств. Наличие многочисленных ходатайств и прошений от крестьян, а также самостоятельное размежевание крестьянами селений свидетельствовало о стремлении крестьян Западной Сибири, как переселенцев, так и старожилов, к единоличному землевладению [2].

Второй фактор, свидетельствующий о появлении в Сибири предпосылок для издания закона о частной собственности, связан с распространением заимок. Многие заимки представляли собой единоличные хозяйства, мало чем отличавшиеся от хуторов или отрубов. Некоторые из крестьян, ведущих на заимках скотоводческие хозяйства, содержали молочный скот, сепараторы, маслобойки и перерабатывали молоко в сливки и масло. Подобные заимки фактически являлись прообразом будущих молочных ферм, прочно ориентированных на рынок. Поэтому во время массовых переселений в Западную Сибирь многие заимки были включены в состав переселенческих участков.

Третьей предпосылкой являлось существование в Сибири индивидуально-крестьянской собственности на землю. Сибирскому крестьянству не чужды были ни идеи частной собственности на землю, ни пользование ею. Вследствие этого многие крестьяне относились к земельным угодьям как к собственности, которую можно было свободно продавать и покупать.

К четвертой предпосылке можно отнести широкое распространение в Сибири общин, которые не практиковали ежегодные переделы основных сельскохозяйственных угодий. Например, в Иркутской губернии почти все переделы выполнялись после опубликования соответствующего распоряжения генерал-губернатора и действий крестьянских начальников.

В марте 1907 г. на III съезде уполномоченных дворянских обществ делегаты резко выступили против Крестьянского банка. Они были недовольны тем, что банк продает землю только крестьянам. Некоторые помещики также хотели воспользоваться его услугами как покупатели. Кроме того, они требовали от руководства банка прекратить продажу земли сельским обществам и продавать ее отдельным крестьянам цельными участками. Общее настроение дворянских депутатов выразил А.Д. Кашкаров: «Я полагаю, что Крестьянский банк не должен заниматься разрешением аграрного вопроса. Он должен быть прекращен силой власти». В это же время крестьяне неохотно выходили из общины и укрепляли свои наделы из-за слухов, будто тем, кто выйдет из общины, не будет прирезки земли от помещиков [3].

После окончания первой буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. усилились процессы переселения крестьян в Сибирь, включая территорию Омского Прииртышья. За 1906-1916 гг. в целом рост численности населения Сибири превышал 3 млн. человек. Однако, растратив в борьбе с природой и жизненными обстоятельствами все силы и средства, многие переселенцы вернулись в родные места. Во время поездки в Сибирь Столыпин посетил маслодельные заводы, созданные крестьянскими артелями. Экспорт

масла из России основывался на сибирском маслоделии, которое давало Российской империи золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность. Это позволило Столыпину прийти к выводу, что правительственные чиновники, не должны вмешиваться в хозяйственные дела переселенцев. И лишь в необходимых случаях они должны оказывать им помощь. Кроме того, на территории Омского Прииртышья, как и по всей Сибири, не было помещичьего землевладения. Небольшой процент частной собственности на землю был закреплен за индивидуально-крестьянскими хозяйствами. К тому же, значительный земельный фонд находился во владении государства и казачьих войск [4].

По итогам поездки в Сибирь П.А. Столыпиным была составлена записка, намечавшая основные вехи новой аграрной политики. Во-первых, реформатор отметил наличие здесь свободных земель, которые можно было обратить в переселенческие участки. Согласно его выводу, переселенческая политика себя отнюдь не исчерпала, а, напротив, должна быть расширена, поставлена на принципиально иной уровень. В качестве практических мер по развитию переселенческого дела было предложено в труднодоступных районах осуществлять комплекс мероприятий по подготовке колонизационного фонда: осушение заболоченных земель, корчевание леса в таежных районах и устройство дорог. Во-вторых, проведение мер по оказанию помощи переселенцам в процессе адаптации. В-третьих, поощрять формирование в Сибири единоличных крестьянских хозяйств, содействовать размежеванию общин, как у переселенцев, так и у старожилов. В-четвертых, строительство новых деревень и увеличение посевных площадей. По подсчетам Столыпина, Западная Сибирь и Степной край могли уже в ближайшей перспективе иметь значительные излишки производимой сельскохозяйственной продукции на внешние рынки. К тому же, Столыпин отстаивал идею приватизации свободных сибирских земель. Он неоднократно утверждал, что «главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении».

Зимой 1911 г. Переселенческое управление потребовало от заведующих районами изменить порядок образования переселенческих участков с целью подготовки хуторов и отрубов для единоличного пользования. Не менее трети колонизационного фонда должно было отводиться в виде единоличных участков. Резко выросли денежные средства на внутринадельное размежевание. Например, если в 1909 г. было выделено 109 тыс. рублей, то в следующем году - более 176, а в 1914 г. - свыше 473 тыс. рублей. Несмотря на то, что закон о частной крестьянской собственности на землю так и не был принят, сделки по купле-продаже земли в Сибири были официально разрешены. Кроме того, в Омске было открыто Сибирское отделение Крестьянского банка (СОКБ), которое осуществляло значительную часть сделок на землю [5].

Следует отметить, что аграрная реформа П.А. Столыпина не проводилась в среде российского казачества. При содействии реформатора и некоторых членов царского правительства войсковые администрации всех 12-ти казачьих войск, включая казаков-сибиряков, стремились не разрушать казачье общинное землепользование и поддерживать индивидуальное землевладение. В 1909 г. впервые депутатами III Государственной Думы обсуждался аналогичный крестьянскому варианту аграрной реформы П.А. Столыпина проект о возможных изменениях в характере войскового землевладения и землепользования. Был создан в Новочеркасске Войсковой земельный совет (ВЗС). ВЗС приобретал землю у частных владельцев, в основном донских помещиков, с последующей передачей ее станичным обществам. На 1 января 1917 г. Восковой земельный совет приобрел свыше 52 тыс. десятин земли из общего фонда в 737 тыс. 550 десятин земли, находящегося в его распоряжении. Основную часть фонда составили переданные совету свободные войсковые земли по завышенным ценам. Кроме того, Войсковой совет, призванный в первую очередь заботиться о малоземельных казаках, большую часть своих земель сдавал в аренду крупным арендаторам-откупщикам. Однако автор данной публикации не располагает сведениями о деятельности войсковых земельных советов казаков Омского Прииртышья, Забайкалья и

Дальнего Востока. Но вместе с тем необходимо отметить, что П.А. Столыпин допускал возможность принятия крестьян в казачье сословие и наделение их войсковыми землями [6].

Спустя некоторое время представители казачьей администрации и военного министерства отрицательно встретили проект о возможных изменениях в характере войскового землевладения и землепользования. Их представители утверждали, что общинное землевладение является лучшей гарантией боеспособности казачьего войска. Другой мерой, призванной решить аграрный вопрос у донских казаков, являлось переселение казаков из густонаселенных станиц. В 1908 г. войсковой наказной атаман генерал-лейтенант А.В. Самсонов писал в военное министерство, что к переселению на свободные земли было определено свыше 77 тыс. казаков из различных станиц. Но и эта программа так и не была полностью выполнена, а значительная часть переселенцев, не устроившись на новом месте, вернулась обратно. 29 мая 1913 г. переход от казачьего общинного землевладения к личной собственности был признан недопустимым. Одновременно было достигнуто соглашение об ограничении права станичных правлений противодействовать созданию новых хуторов и удлинению сроков переделов на войсковых землях.

Тем не менее, отвергнув реформирование общинного землевладения у казаков, военное министерство и руководство казачьей администрации, в виде эксперимента вынуждены были признать положение о распространении на казачье население Донской и Кубанской областей действий Крестьянского поземельного банка. Однако это решение не привело к заметному увеличению казачьего землевладения. С 1 января 1914 г. казаки приобрели у Банка более 4 тыс. десятин земли. Например, в одной Кубанской области через Банк за 15 лет было продано свыше 100 тыс. десятин помещичьих земель. Кроме того, сохранение общины способствовало консервации традиционной агротехники и чересполосицы. Перенаселенность станиц вызывала частые переделы юртов на мелкие участки для достижения большей равномерности в количестве и качестве надельной земли. Нередко казак имел надел в 6-7 местах, удаленных до 60 верст от хутора. В 1916 г. власти вынуждены были признать, что существующие у казачества, однако времени и возможности исправить данную ситуацию уже не оставалось. Кризисный характер состояния казачьих хозяйств признало Особое совещание о поднятии экономического положения Донского и Оренбургского казачьих войск при Главном штабе, образованное в феврале 1916 г., но оно так и не успело выработать меры по выходу из данного кризиса.

Накануне первой мировой войны рассматривались идеи распространить столыпинские преобразования и на северокавказских горцев. В частности, эта проблема обозначилась в ходе работы межведомственного совещания в Тифлисе (1909-1911) и последовавшего за ним Петербургского межведомственного совещания. Единственный итог деятельности этих органов состоял в разрешении карачаевцам, имевшим свыше 20 десятин земли, создавать самостоятельные хутора. С 1907 г. распространялось действие Крестьянского банка на горцев Кубани. Северный Кавказ также стал одним из районов, куда осуществлялось переселение крестьян из Европейской России.

Аграрная реформа П.А. Столыпина в Сибири делилась на два этапа, водоразделом которых являлся 1910 г. В пределах этих этапов царское правительство преследовало разные цели: приоритетом первого из них являлось переселение за Урал как можно большего числа крестьян из густонаселенных центральных губерний России. Следующий этап отличался корректировкой реформатором задач переселенческой политики, комплексом правительственных мер для превращения Сибирского края в один из основных сельскохозяйственных регионов страны. Для этого этапа было характерно резкое снижение размеров переселений в Сибирь. Например, если в 1906-1910 гг. в Азиатскую Россию проехало более 2 млн. душ мужского пола переселенцев, то в 1911-1914 гг. свыше 873 тыс. душ мужского пола. Но вместе с тем, наблюдался рост выделений Переселенческому управлению денежных средств. Реформаторская деятельность Столыпина имела положительные итоги. Не вызывает сомнения то, что переселение было одним из самых важных этапов в освоении Сибири за всю ее историю. Оно способствовало стремительному

развитию рыночных отношений в сельском хозяйстве, оформлению аграрной специализации и росту численности населения [7].

Аграрная реформа П.А. Столыпина стимулировала рост сельского хозяйства в Западной Сибири. Посевные площади с 1905 по 1912 гг. выросли на 33%, а поголовье скота -на 23%. Освоенные переселенцами земли давали стране ежегодно около 100 млн. пудов зерна. Вывоз масла и хлеба из региона увеличился в несколько раз. Благодаря указу от 9 ноября 1906 г. крестьяне получили возможность выйти из общины на хутора и отруба, а также выкупать по льготным ценам земельные наделы и брать кредиты для организации индивидуального хозяйства. За шесть лет было выдано кредитов более 1 млрд. рублей. Не менее 6 млн. крестьян (44%) подали заявки на получение наделов. К тому же рост сельскохозяйственного производства в России составлял 2% (I место в мире) [8].

Не вызывает сомнений, что переселение в Западную Сибирь привело к улучшению жизни значительной части переселенцев. В землеустройстве было заинтересовано большинство сибирского крестьянства. Но реформа привела к сокращению наделов, особенно у коренных народов. Отечественные историки исследуют зажиточные слои сибирского крестьянства, что является знаком сегодняшнего времени. Этот слой обычно назывался в советский период мелкой буржуазией и подвергся сталинским репрессиям, а теперь предстает в качестве наиболее трудолюбивых и преуспевающих фермеров [9].

Петр Аркадьевич Столыпин вошел в историю как выдающийся политический и государственный деятель, крупный реформатор, прославившийся благодаря аграрной реформе, позже названной его именем. Как бы по-разному ни понимали сегодня реформаторскую деятельность Столыпина, нельзя не согласиться с тем, что он не мог отрываться от некоторых реальных особенностей аграрной проблемы не только в целом по стране, но и во многих регионах Сибири, включая территорию Омского Прииртышья. Согласно утверждению реформатора, аграрная реформа не могла проводиться путем команды сверху и одинаковыми темпами без учета ее практической значимости для будущего развития сельского хозяйства.

Таким образом, аграрная реформа П.А. Столыпина была рассчитана на длительный период. Возможно, за это время крестьяне бы и приобрели навыки ведения индивидуально-фермерских хозяйств. Принятые законы и убийство реформатора не только не сняли социальной напряженности в деревне, но и усилили ее до предела. Не сумев преодолеть коллективистские навыки ведения общинного хозяйства, большинство крестьян сопротивлялись переходу на хутора и отруба. Результаты аграрной реформы Столыпина, ее экономическое и политическое воздействие обычно определяются на основе статистических данных, но различные историки истолковывают их по-разному: либеральные заявляют о том, что Столыпину просто не хватило времени, советские - о провале реформы. Если говорить о конечных целях ее, то они не были достигнуты, и в этом смысле реформа потерпела неудачу.

Ссылки на источники

1 Павел Зырянов. Столыпин и судьбы русской деревни. [Электронный ресурс]. URL.: http://ecsocman.hse.ru/data/946/948/1231/13-Pavel_ZYRYaNOV.pdf (дата обращения 02.12.2017).
2 Белянин, Д. Н. Предпосылки введения в Западной Сибири частной крестьянской собственности на землю / Д. Н. Белянин // Вестник Томского государственного университета. История. 2009. № 4(8) С. 5 0 -5 6.
3 Крестьянский банк как метод столыпинской реформы. [Электронный ресурс]. URL.: http://biofile.ru/his/24759.html (дата обращения 02.12.2017).
4 Белянин, Д. Н. Столыпинская аграрная реформа в Сибири/ Д. Н. Белянин // Вестник Томского государственного университета. История. 2012. № 1(17) С. 14 -18.
5 Там же.
6 Столыпинские аграрные реформы на Дону и в Предкавказье. [Электронный ресурс]. URL.: http://hist.ctl.cc.rsu.ru/don_nc/xixend-xx/sels_xoz_stolip_ref.htm(дата обращения 02.12.2017).
7 Белянин, Д. Н. Столыпинская аграрная реформа в Сибири/ Д. Н. Белянин // Вестник Томского государственного университета. История. 2012. № 1(17) С. 14 -18.
8 Там же.
9 Храмков А. А. Столыпинские реформы в Сибири в оценках современных историков // Вестник Томского государственного университета. История. 2009. № 3. С. 87-94.

Vladimir Shalamov

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk Gennady Malyshenko

Doctor of Historical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

The Agrarian Reform of P. A. Stolypin in Western Siberia (Prerequisites, Implementation and Consequences)

Abstract: This article examines the causes, course and results of Stolypin agrarian reform. It is important to identify the main directions and practical importance of its development for farms in modern Russia. Scientific analysis of the evolution of p. A. Stolypin&s views on the place of Siberia and its role in the basic concept of agrarian modernization of the country is given.

АГРАРНАЯ РЕФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ЧЕРЕСПОЛОСИЦА КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ХУТОРА ОТРУБА АРТЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИЯ ЭКСПОРТ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты